Публикация

Волковское кладбище. Братские могилы воинов и ленинградцев

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1941-1943
Стиль:

Вид на северный участок. Фото 9.09.2014.

Волковское кладбище. Братские могилы воинов и ленинградцев

наб. реки Волковки, 7х 

1941-1943

 

 

До войны на этом месте был стадион, судя по военной аэрофотосъемке.Стадион с футбольным полем располагался за участками ремонтно-механического завода (наб. р.Волковки, д.7) и участка д.9. 

Здесь в братских могилах, созданных в 1941-1943 годах,  похоронены ленинградцы, умершие во время блокады и военнослужащие, погибшие в боях.

Братское захоронение имеет 2 участка: обширный северный и поменьше южный.  

Южный участок располагается на части бывшего единоверческого кладбища.

 

Надписи на памятниках:

"Вечная память героическим защитникам города Ленина, отдавшим свою жизнь за честь, свободу и независимость нашей Родины. 1941-1943",

"Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей // На этом печально-торжественном поле // Вечно склоняет знамена народ благородный // Родина-мать и город-герой Ленинград".

"Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане-мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею они защитили тебя, Ленинград".

"Слава, слава, слава защитникам Ленинграда! Ваш подвиг вечным примером пребудет в наших сердцах".

"Склоните ниже алый шелк знамен // Над теми, кто тогда был в Ленинграде, // Кто умирая, не был побежден, // И смертью смерть попрал — назло блокаде".

"Вы шли на подвиг, не страшась преград. // Бессмертье — ваша слава и награда. // Вы грудью отстояли Ленинград — // Вам жить в веках, герои Ленинграда".

"А ваша жертва, герои, — она не была напрасной: кто пал в бою за Отчизну, тому забвения нет!" "Земле своей в боях кровавых // Вы отдали все, что могли. // Да будут вам вечная слава // И вечная память земли".


Мемориальные таблички с фамилиями отсутствуют. По данным ОБД "Мемориал", в братской могиле захоронено 287 воинов Красной Армии, но "персональные сведения о захороненных" отсутствуют.

 

Формально, по бюрократическим соображениям, это братское захоронение присоединили к лютеранскому кладбищу, расположенному по адресу : набережная р.Волковки, 1, Волковское лютеранское кладбище, Голикова дорожка

http://kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=7801659000    

lenww2.ru/index.php/region00/area37?id=2056
lenww2.ru/index.php/region00/area37?id=2061

 

  • фото

    Вид на южный участок

  • фото

    Здесь похоронены 2 категории:
    1.военнослужащие
    (не только из Ленинграда)
    2. гражданские или ленинградцы

  • фото

    Северный участок.
    Стелла

  • фото

    Северный участок

  • фото
19 комментариев
10917 просмотров
Добавил: sperling, 12 Сентября 2014, 12:48
Редактировано: 13 Сентября 2014, 10:03
Оцените:
(13 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house25412.html' target='_blank'>Волковское кладбище. Братские могилы воинов и ленинградцев на Citywalls.ru</a>
Всего 19 комментариев
  • 12 Сентября 2014, 15:24

    Почему "Волковское братское кладбище воинов и ленинградцев"? Это участок Волковского лютеранского кладбища. В приведенных ссылках оно и значится как  Братские могилы ленинградцев, погибших в период героической обороны города в Великую Отечественную войну, код памятника (Каталог "Объекты культурного наследия народов РФ")

    Расположение: наб. реки Волковки, д. 1, Волковское лютеранское кладбище

  • 12 Сентября 2014, 15:40

    1.Историю места я рассказал - здесь не было никакого кладбища, а был стадион.

    Вероятно, на стадионе вырыли траншеи и в них захоронили умерших и военных и гражданских. и они НЕ лютеране в большинстве, насколько я понимаю.

     Как оно относится к лютеранам не знаю. 

    2. Если вы внимательно ознакомитесь с надписями на памятниках, то станет понятно, что там и ВОИНЫ и просто жители.

    "Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане-мужчины, женщины, дети.

    Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

    Всею жизнью своею они защитили тебя, Ленинград".

     

     

  • 12 Сентября 2014, 16:38

    В Санкт-Петербурге, наверное, каждое кладбище имеет братские захоронения, но это не значит, что его надо называть "братским кладбищем". Я считаю, что данное название применимо к тем кладбищам, которые создавались именно для братских захоронений, т.е. на новом месте, а не в рамках расширения существующего кладбища.

  • 12 Сентября 2014, 17:29
    Ответ на "В Санкт-Петербурге, наверное, каждое кладбище имее" от vladimir-2013

    А что, официальный статус этого места неизвестен? Или оно относится все-таки к Волковскому кладбищу? Зачем изобретать велосипед? Мало ли чего когда-то не было. Когда-то и Петербурга не было.

  • 12 Сентября 2014, 18:03

    Современное название Волковского лютеранского кладбища не соответствует реальности. Так называют территорию в двадцать два с половиной гектара, на которой находились отдельные участки захороненй, принадлежавшие различным обрядам: собственно лютеранское, старообрядческое, и единоверческое кладбища. Послереволюционные годы стерли все конфессиональные различия, и состав новых захоронений во всех частях современного некрополя одинаков. <...>

    Севернее старообрядческого, за Каменной дрожкой, - бывший единоверческий участок, где практтически не сохранилось старинных памятников. Здесь в годы Великой Отечественной войны хоронили жителей города и воинов Ленинградского фронта. Об этом напоминают братские могилы со скромными бетонными стелами и обелисками. На территорию братского кладбища ведет особый заасфальтированный проезд от р. Волковки. (Пирютко Ю. М., Кобак А. В. Волковское лютеранское кладбище // Исторические кладбища Петербурга : Справочник-путеводитель / Сост. Кобак А. В., Пирютко Ю. М. СПб., 1993. С. 355, 357).

    Если большевики устроили на месте кладбища стадион, это еще не причина утверждать, что кладбища на этом месте не было.

  • 12 Сентября 2014, 18:19

    На плане 1923 г. это место не входит в состав кладбища. Поле или пустырь аж до Обводного. Южнее - Старообрядческий участок, ещё южнее - Единоверческий.

    На плане 1939 здесь уже кладбище.

  • 12 Сентября 2014, 19:37

    С титула то кладбище зря убрали. По логике должно быть "Волковское кладбище. Братские могилы ленинградцев, погибших в период героической обороны города в Великую Отечественную войну."

  • 12 Сентября 2014, 21:31

    Конечно. А так получается, что могилы в чистом поле.

  • 12 Сентября 2014, 21:43

    vladimir-2013

    1.я уже написал ранее: похоронены там и ВОИНЫ и гражданские  Ленинградцы.

    Эта простая мысль выбита на граните.

    Смотрите фото внимательно.

    2.Чиновники, на которых вы сослались, пишут все, что им взбредет в голову и как им удобнее. Ведь никто не спросит и не выгонит за неточность.

    3.Воевали у нас на Ленфронте в составе РККА , как вы хорошо знаете и НЕленинградцы.

    ЧИтайте викимапию, там написано грамотнее чем в чиновных бумагах.

  • 12 Сентября 2014, 21:56
    Ответ на "Современное название Волковского лютеранского клад" от Liz

    1. Если там было ЕДИНОВЕРЧЕСКОЕ кладбище, то "нет причин утверждать", что это ЛЮТЕРАНСКОЕ кладбище.

    Сколько неумения или нежелания читать ход моей мысли:  на ЛЮТЕРАНСКОМ кладбище этих жертв блокады не ХОРОНИЛИ. Вот о чем я отвечал , о лютеранском кладбище речь шла в чиновном документе. И любой несведущий, прочитав то, что написано в цитате с сайта про культуру города, будет думать, что в 1941 на лютеранском (немецком) кладбище хоронили умерших лютеран. :) 

    Вот какие глупости следуют из формального соединения жертв блокады с лютеранами.  

    2. Про единоверческое кладбище.

    Только Южный участок находится на части этого кладбища. Все немного упрощают ситуацию, и каждый в свою сторону  - это про Пирютко.

    Вообще, я написал довольно ясно, что стадион был позади двух участков - дома 7, т.е. церкви, и здесь было единоверческое кладбище, и дома 9, где уже не было никогда никакого кладбища.

    Южный участок располагается на части единоверчесского кладбища, а более обширный северный участок не располагается ни на лютеранском ни на единоверческом кладбищах.   

  • 12 Сентября 2014, 22:42

    Конечно, все плохие, глупые и ленивые. Особенно те, кто еще помнит, что лютеранами были и есть не только немцы. Никто не спорит относительно воинов, не надо придумывать. Вопрос в том, что сейчас эти могилы находятся на территории, входящей в состав Волковского кладбища. (По-русски вообще-то правильно - Волково.) И называть место просто братскими  могилами довольно странно. Это ведь не отдельно расположенная братская могила где-то у дороги. Хоть стадион там прежде был, хоть чистое поле - какая разница, если сейчас это кладбище.

  • 15 Июля 2015, 22:30

    Здесь в 1943 г. мой ныне покойный дядя похоронил свою первую жену и 13-летнего сына, умерших от голода. Он рассказывал, как много раз в 50-60-е годы приходил сюда, пытаясь вспомнить/узнать точное место захоронения - и не мог.

  • 9 Июля 2016, 12:45

    у нас на этом кладбище в братских могилах похоронены 9 человек . умершие от голода в блокадном Ленинграде.  Я знаю имена. И знаю место.

  • 26 Января 2020, 04:25

    Я человек, который в 1954 году вместе со своей бабушкой сажала цветы на этих воинских захоронениях. Ранее это были высокие и длинные могилы обложенные дерном. в середине мы сажалди цветы. С обелисками, кажется светлыми. Потом может быть в 70-е годы все сравняли и сделали поле. Бабушка в войну работала на Волковом кладбище. Жила я в доме №9а кв.5 набережная реки Волковки. Прямо за домом и было кладбище.

  • 26 Января 2020, 04:30

    Посмотрите фотографии о блокаде. Там жители лежат просто на поле. Обессиленные люди привозили своих родных на поле и там оставляли. Я вижу на фотографии и больницу, где работала моя мать и свой дом. Там было пустое поле, где положили мертвых. Найтите из книги о блокаде фотографию и спор весь уйдет.

  • 17 Июня 2020, 21:35

    Мой дед похоронен там, он умер во время блокады от голода. По воспоминаниям родствеников его превезли туда сами и отказались хоронить в общей могиле, за буханку хлеба договорились на отдельное место. В 50-е годы это место оказалось уже занято другим и сейчас дед значится в списке похороненных в братской могиле...

  • 28 Июня 2022, 19:02

    Всех приветствую!

    Если эта тема ещё не закрыта, то спрошу вашего мнения. 

    В феврале 1942 на Волковском похоронен один из моих прадедов, А.А.Кофейников, проживавший по адресу Фонтанка, 62. 

    Есть ли шанс найти захоронение, или никто в ту зиму не захоранивал в индивидуальную могилу?

    Я прочел все комментарии, т.к. тема меня трогает.

    Смею надеяться на уважительный отклик знатоков.

    Спасибо Вам!

  • 28 Июня 2022, 22:14
    Ответ на "Всех приветствую! Если эта тема ещё не закрыта, то" от baltic_fox

     В комментарии выше Вашего как раз и описано, как именно хоронили в отдельные могилы - только за еду. Если могила не посещалась, мало шансов у нее было уцелеть. Вообще, справки надо наводить в архиве ЗАГСа, на 1-й Советской улице. На самом кладбище это вряд ли возможно.

  • 26 Августа 2022, 12:00

    Я искала захороненние артиста балета Мариинского (им. Кирова, ГОТОБ) театра Валериана Поснова (1910 - декабрь 1941). Был военнообязанным,  причина смерти "умер от ран". Предположительно, был призван в ЛАНО. Ответ из "Ритуала" гласит: Волково кладбище, вместо номера участка - "ф. м." Я хочу спросить специалистов, что такое "ф. м." - "фамильная могила", склеп или усыпальница, или это опечатка "б. м."  "братская могила". Кто с этим сталкивался, "б. м".и  "ф. м." С одной стороны, он был артист Мариинки, а с другой. воин и защитник Родины. Пишите olesya-med@mail.ru

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32143
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 10526