Публикация
Особняк П. А. Зубова -
|
Архитекторы: | Боссе Г. А. Шульц К. К. |
Год постройки: | 1843-1847, 1870 |
Стиль: | Неоренессанс |
Особняк А. А. Закревского -
Особняк П. А. Зубова -
Особняк А. А. Закревского неоренессанс
1843-1845 - Боссе Гаральд (Юлий) Андреевич (Эрнестович - перестройка ([
Особняк П. А. Зубова
1870 - акад. арх. Шульц Карл Карлович - изменение фасада
Российский Институт истории искусств (РИИИ)
РАН и Министерства культуры РФ) - научно-исследовательское учреждение
Особняк графа А. А. Закревского спроектирован в 1843 г. арх. Г. А. Боссе в стиле неоренессанс. Основной мотив композиции фасадов - руст
В начале 1870-х гг. дом перешел к графу П. А. Зубову. ([
Граф Зубов приобрел особняк, принадлежавший А.А. Закревскому, частично перестроил его, сохранив, ряд великолепных интерьеров , созданных Г. Боссе. Однако относительно строгий и сдержанный фасад в стиле флорентийского ренессанса, графа Зубова уже не устраивал и казался ему старомодным. Поэтому по проекту арх. К.К. Шульца разработанному в 1870 году, и высочайше утвержденному Александром II, фасад особняка был полностью изменен и получил очень обильную и сложную лепную отделку - что как раз и отвечало архитектурным вкусам того времени.
(Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века Том 2: Петербург 1860-1890х
годов в контексте градостроительства пореформенной России. - СПб., Крига, 2014, с. 260 добавил:
Граф Закревский никаких денежных интересов из своей службы не извлекал, и я это говорю как бывший Московский откупщик во времена его генерал-губернаторства; потому что я знаю, что ни граф Закревский, ни семья его не составляли для откупа ни копейки расхода. Между тем денежные недостатки на покрытие долгов, сделанных его дочерью, сильно угнетали графа, и он, сознаваясь в этом, предложил мне (в 1851 году) купить за 70 т. р. его Петербургский дом (ныне графа Зубова, против Исаакиевского собора). Выразив готовность исполнить это, я тогда же возразил графу Закревскому, что если оценить дом этот в 100 т. рубл., то и тогда покупку можно считать выгодною. Граф отвечал, что ему более 70 т. не дают, и то с рассрочкой половины денег на два года, а так как ему нужно все 70 т. получить разом, то он и просит освободить его от дома. Дом был мною приобретен за назначенную графом цену и через 4 года после того продан вдвое дороже, за 140 тысяч. Из этого ясно обрисовывается честность графа в денежных делах. После смерти его не осталось никаких капиталов.
Подписано: В. Кокорев 2 июля 1885 г. Ушаки.
(Кокорев В. А. 1885 г. «Воспоминания давнопрошедшего, вызванные показаниями графа Закревского» // Русский архив. 1885. Кн. 9.)
(Барановский Г.В.
Архитектурная энциклопедия
второй половины XIX в.)
{(добавил О.Лабзина)
(добавил Mary)
1912 г.Библиотека.
(Нива. - СПб., 1912 - N 21. С.423)
(добавил nikspb)
Российский Институт истории искусств
Институт, основанный в 1912 г. графом В. П. Зубовым по образцу Флорентийского института истории искусств, размещался в его дворце.
Сотрудники института организовывали чтение публичных лекций, вели работу по каталогизации художественных собраний, комплектовали библиотеку по истории изобразительных искусств.
После Октября 1917 г. Зубов передал свой дворец и институт в распоряжение Наркомпроса, превратившего его в учебно-научое учреждение - Государственный институт истории искусств.
В институте работали Ю. Н. Тынянов, В. М. Жирмунский, Б. М. Эйхенбаум, Б. В. Асафьев, Р. И. Грубер, В. Н. Всеволодский-Гернгросс и др.
В 1930-х гг. институт реорганизован в Ленинградский отдел Государственной академии искусствознания (в дальнейшем название и структура менялись).
В 1962 объединен с Театральным институтом под общим назв. Ленинградский государственны институт театра, музыки и кинематографии, став его научно-исследовательским отделом.
В 1990 г. получил статус НИИ, в 1998 институту возвращено первоначальное назв.
В институте 8 секторов: театра, музыки, кино, изобразительного искусства, фольклора, инструментоведения, художественной культуры, источниковедения, а также кинокабинет, кабинет рукописей, научая библиотека (св. 260 тыс. томов).
Фото - diletant, 09.2008.
Фото - Mary, 2012.
Фото - Наталия, 07.2009.
Фото - _yuliarib_, 02.2024.
1922: Общество изучения художественной словесности при Институте Истории Искусств, Исаакиевская пл., 5
(Весь Петроград - 1922. Кол. 659)
1923: Общество изучения художественной словесности при Российском Институте Истории Искусств, Исаакиевская пл., 5.
(Весь Петроград - 1923. С. 252)
1924, 1925, 1926: Общество изучения художественной словесности, пл. Воровского (б. Исаакиевская), 5
(Весь Ленинград - 1924. С. 311). (Весь Ленинград - 1925. С. 188), (Весь Ленинград - 1926. С. 183)
1927, 1928, 1929: Общество изучения художественной словесности («ОБИХУС») при Государственном институте
истории искусств, пл. Воровского (б. Исаакиевская), 5.
(Весь Ленинград - 1927. С. 192), (Весь Ленинград и область- 1928. С. 220), (Весь Ленинград и область- 1929. С. 219) (
Фото - Perfectoriy
@belimovgushchin, 02.2017.
Потолок в спальне
бабушки (ныне кабинет
директора Института
Искусств). Мебель -
отреставрированный оригинал
Фото - Trojan,2017.
Парадная лестница.
Фрагмент паркета
на площадке 2 этажа.
Парадная лестница.
Фото - Виктор М
22.10.2012.
Парадная
лестница.
Лестница № 2
(условно)
Лестница № 3 (условно).
Соседствует с
лестницей № 2
Зелёный зал.
Камин в
Зеленом зале.
Зелёный зал.
Зелёный зал.
Красный зал (условно)
Красный зал. Потолок.
Камин.
Камин.
Над камином.
Вход в
Красный зал.
Лестница № 4
(условно). Дверь
в Зелёный зал.
Лестница № 4
Фото - Виктор М
22.10.2012.
Театральный (?) зал.
Лестница на
сцену (?)
Фото - Виктор М, 22.10.2012.
Фото - redtail, 2012.
Это не имя, а историч. событие - Октябрь 1917, равно как Февраль 1917, равно как 9 Мая - это устойчивые сочетания. В контексте очевидно, что не имелся ввиду именно октябрь месяц 1917, а революционные перемены, последовавшие за Октябрьским переворотом 1917.
Вы здесь не так давно, а старожилы уже не раз читали, что непременно нужно пояснять, какая рев. имеется ввиду, т.к. многие события происходить начали еще после Февраля 1917, т.е. до прихода к власти большевиков. И наоборот, отнюдь не сразу после него. По своим темам последних 10 лет пришлось стать спец-том по архивным мат-лам этого периода и по-новому взглянуть на многие штампы.
В политические споры здесь я бы меньше всего хотел вступать.
Давайте писать: "после событий 25 октября 1917 г." :)
Это не политические споры. Я правлю согласно принятым в совр. историографии нормам, это никак не отражает чьих-либо полит. взглядов. Если мы пишем 8 Марта (как праздник) с заглавной, то не по личным мотивам, а согласно принятой норме.
Писать после 25 октября 1917 исторически некорректно.
"Декреты Советской власти. Том 1. 25 октября 1917 - 16 марта 1918"
Спасибо за наводку, у меня, к сч., пока есть возм-ть пользоваться оригинальными док-тами. И далеко не все из них входят в это издание.
Федеральный памятник.
Наименование объекта: Дом Закревского А.А. (Зубова П.А.) с дворовыми флигелями.
Дата постройки: 18 в.; 1843-1847; 1870.
Автор: арх. Боссе Г.Э.; арх. Шульц К.К.
Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001
Ответ на "а почему в титуле "эклектика", если это неоренесса" от Vita Lick
Это и не неоренессанс. В титуле было правильно. Вернуть эклектику!!
Граф Зубов приобрел особняк, принадлежавший А.А. Закревскому, частично перестроил его, сохранив, ряд великолнепных интерьеров , созданных Г. Боссе. Однако относительно строгий и сдержанный фасад в стиле флорентийского ренессанса, графа Зубова уже не устраивал и казался ему старомодным. Поэтому по проекту арх. К.К. Шульца разработанному в 1870 году, и высочайше утвержденному Александром II, фасад особняка был полностью изменен и получил очень обильную и сложную лепную отделку - что как раз и отвечало архитектурным вкусам того времени.
Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века Том 2: Петербург 1860-1890х годов в контексте градостроительства пореформенной России. — СПб., Крига, 2014, с. 260
1922: Общество изучения художественной словесности при Институте Истории Искусств, Исаакиевская пл., 5. («Весь Петроград - 1922". Кол. 659).
1923: Общество изучения художественной словесности при Российском Институте Истории Искусств, Исаакиевская пл., 5. («Весь Петроград - 1923". С. 252).
1924, 1925, 1926: Общество изучения художественной словесности, пл. Воровского (б. Исаакиевская), 5. («Весь Ленинград - 1924", с. 311). («Весь Ленинград - 1925", с. 188), («Весь Ленинград - 1926", с. 183).
1927, 1928, 1929: Общество изучения художественной словесности («ОБИХУС») при Государственном институте истории искусств, пл. Воровского (б. Исаакиевская), 5. («Весь Ленинград - 1927", с. 192), («Весь Ленинград и область- 1928", с. 220), («Весь Ленинград и область- 1929", с. 219).
В "Русской старине" от 1885г. по воспоминаниям В.А.Кокорева указано, что граф А.А. Закревский (в ту пору он был генерал-губернатором Москвы) предложил купить особняк Кокореву за 70 тысяч рублей. Коревым особняк был приобретен в 1851году, которым он владел 4 года, затем продал графу Зубову за 140 тысяч р.
Ответ на "В "Русской старине" от 1885г. по воспоминаниям В.А" от WRW
Точно 1885 г. ? Посмотрела т. 45 вып. 1-3 т. 46 вып 4-6 и т. 47 вып. 7-9. Воспоминаний Кокорева не увидела.
Ответ на "Точно 1885 г. ? Посмотрела т. 45 вып. 1-3 т. 46 вы" от Наталия
Кокорев В. А. 1885 г. «Воспоминания давнопрошедшего, вызванные показаниями графа Закревского» // Русский архив. 1885. Кн. 9.
Спасибо. "Русский архив" у меня только до 30 тома (1876 г). Попробую скачать 1885.
Цитата из вышеуказанного:
Граф Закревский никаких денежных интересов из своей службы не извлекал, и я это говорю как бывший Московский откупщик во времена его генерал-губернаторства; потому что я знаю, что ни граф Закревский, ни семья его не составляли для откупа ни копейки расхода. Между тем денежные недостатки на покрытие долгов, сделанных его дочерью, сильно угнетали графа, и он, сознаваясь в этом, предложил мне (в 1851 году) купить за 70 т. р. его Петербургский дом (ныне графа Зубова, против Исаакиевского собора). Выразив готовность исполнить это, я тогда же возразил графу Закревскому, что если оценить дом этот в 100 т. рубл., то и тогда покупку можно считать выгодною. Граф отвечал, что ему более 70 т. не дают, и то с рассрочкой половины денег на два года, а так как ему нужно все 70 т. получить разом, то он и просит освободить его от дома. Дом был мною приобретен за назначенную графом цену и через 4 года после того продан вдвое дороже, за 140 тысяч. Из этого ясно обрисовывается честность графа в денежных делах. После смерти его не осталось никаких капиталов.
Подписано: В. Кокорев 2 июля 1885 г. Ушаки.
К слову, кому интересно,
Ответ на "Цитата из вышеуказанного: Граф Закревский никаких " от Наталия
Изменения в статье произойдут?
РИИИ 2015-02-17 Открытая лекция В. А. Голомбевского "Зубовский особняк и институт - предыстория"
youtube.com/watch?v=FuwH0NPPT_E
* Изображения в вертикальной плоскости:
Боссе Г. Э. 1843 Проект (неосуществленный) перестройки дома графа А.А. Закревского
Кадр: 00:51:50
Боссе Г.А. 1843 Особняк графа А.А. Закревского. Проект = ЦГИАЛ
Кадр: 00:54:00
(Шульц) 1870 Фасад дома графа Платона Александровича Зубова
Кадр: 00:54:32
* Изображения в горизонтальной плоскости ("предыстория"):
Санкт-Петербург 1753 Академический план Трускотта
etomesto.ru
Атлас г. Санкт- Петербурга 1798 год
giper.livejournal.com/268938.html
Подробный план Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта
retromap.ru
Сведения о доме на Исаакиевской площади - ныне № 5.
12) С.П.Бургского Уездного Суда от 2-го Департамента объявляется, в оставшейся после покойного Статского Советника Алексея Петровича Путятина дом, состоящий 1-й Адмиралтейской части, в 3-м квартале, под № 196-м с находящеюся в нём движимостию, по духовному его завещанию, введена жена его вдова Маргарита Петрова, о чём на основании Указа 1815 года Ноября 25 дня и публикуется.
- Московские сенатские объявления. № 92. 18 ноября 1822 г., стр. 15.
...
Санктпетербургской Палаты Гражданского Суда во 2-м Департаменте
1833 года в Июне месяце совершены:
Купчия, на проданные: 1-го:
3-я. Статскою Советницею Маргаритою Путятиною, Генералу от Инфантерии и Кавалеру Графу Арсению Андреевичу Закревскому, каменный дом, состоящий 1-й Адмиралтейской части в 3-м квартале под № 178-м, за 130,000 рублей.
- С.-Петербургские сенатские объявления. № 60, 28 июля 1833 г., стр. I - II.
...
С.-Петербургской Палаты Гражданского Суда во 2 Д-те:
48100. 1855 г. Августа 9-го совершена купчая, на проданный Генерал-Адъютантом, Графом Арсением Андреевичем Закревским, Царскосельскому купцу Семёну Васильеву Голенищеву дом, состоящий в С.-Петербурге, 1 Адмиралтейской части, 3 квартала, по табели 1822 г. под № 178, а 1846 г. под № 219, за 100,000 р. сер.
- С.-Петербургские сенатские объявления. № 97. 5 декабря 1855 г., стр. 66.
...
От Старшего Нотариуса С.-Петербург. Окруж. Суда объявляется:
29819. Что Кол. Сов. Графу Платону Александрову ЗУБОВУ утверждена 24 Октября 1869 г. купч., данная Графу Зубову от вдовы почёт. гражд. Софьи Гавриловой ГОЛЕНИЩЕВОЙ, на проданный последнею первому собственный её каменный дом со всем при нём строением и землёю, состоящий в С.-Петербурге, Адмиралтейской час. 2 участка, под №№ по табелям: 1822 г. 178, а 1846 г. 219, за 150,000 р.
- С.-Петербургские сенатские объявления. № 96. 1 декабря 1869 г. Отдел второй, стр. 859.
В кв. 16 проживал Загурский Борис Иванович (1901-1968) - музыкант и общественный деятель. Директор Консерватории, Малого Оперного театра. Участник войны. В 1938-1951 гг. начальник Управления по делам искусств Ленгорисполкома.
// Списки абонентов ЛГТС. Л., 1940. тел. А-4-61-33; 1951 г. т. А5-50-14; 1969 г. т. 15-50-14
// Загурский Борис Иванович // ОБД мемориал [интернет-портал]. - URL:
№ 108. С. 88-89.
Ин-т театра, музыки и кинематографии Лен. гос., Мин. культуры РСФСР - Моховая, 34,
учебный театр - Моховая, 35,
научно-исслед. отдел - Исаакиевская пл., 5 (в списке тел. ниже, т.е. видимо, относящихся к этому адресу, научная библ.),
общежитие - Опочинина, 8.
После Октября 1917 г. Зубов передал свой дворец и институт в распоряжение Наркомпроса, превратившего его в учебно-научое учреждение - Государственный институт истории искусств.
В 1962 объединен с Театральным институтом под общим назв. Ленинградский государственныЙ институт театра, музыки и кинематографии, став его научно-исследовательским отделом.