Публикация
Дом Семеновой - Казанское подворьеФото - Дом Семеновой (Казанское подворье)
1722-1725 - арх. Трезини Доменико 1820-е - перестройка
Дом последней его владелицы Семеновой включил в себя стены и фундамент Казанского подворья, построенного по образцовому проекту «дома для именитых» в 1722-1725 гг. Подворье существовало до 1783 г. В 1820-х гг. здание перестраивалось. Было пробито характерное «палладианское» окно с полуциркульным ложным проемом, появился треугольный фронтон, круглые медальоны с фигурами. Автор перестройки не установлен. На решетке балкона - монограмма.
В интерьерах сохранились коринфские колонны, плафоны, лепка, изразцовые печи. (по материалам [
* Памятники архитектуры Ленинграда. Гл. ред. Г. Н. Булдаков. Л.: Стройиздат, 1975 (ГлавАПУ исполкома Ленсовета. Гос. инспекция по охране памятников).
Итак, в адресной книге 1809 г. ([ В "Указателе..." С. Аллера 1822 г. ([ На плане Шуберта 1828 г. на участке показан лицевой каменный дом (во всю ширину участка), во дворе по правой границе участка узкий каменный флигель, по левой - деревянный. Издание 1836 г. называет владельцем дома коллежского советника Никитина (Нумерация домов в СПб. ... СПб.. 1836), а "Книга адресов СПб. на 1837 год" К. Нистрема сообщает о нем уже как о чиновнике следующего, 4-го, класса: Никитин Андрей Афонасьевич, действит. стат. советник, состоит в Гос. совете помощником статс-секретаря, по 13 л., № 9. Это очень важные сведения, потому что Андрей Афанасьевич Никитин был человеком в Петербурге очень известным. И дело тут не в чинах и должностях (позднее более высоких) - Никитин был одним из отцов-основателей Вольного об-ва любителей российской словесности (ему, по свидетельству А. Д. Боровкова, принадлежала сама мысль об учреждении подобного общества), близким другом Ф. Н. Глинки, посвящаавшим Никитину стихи, был заметен в околодекабристских кругах. Водил он знакомство со многими известными людьми, в том числе и с Пушкиным. А вот в наиболее авторитетном в этой области биографическом словаре "Руссские писатели: (1800-1917), в т. 4, о Никитине довольно пространная статья. Издания 1840-1850-х гг. показывают Никитина владельцем дома в 13 линии. В 1859 он умер, и издания 1860-1870-х показывает владельцем дома некоего Ленца, но, к сожалению, во Всеобщей адр. книге СПб 1867-1868 ни у одного из Ленцев не показан здешний адрес. В 1890-х - 1-й пол. 1900-х домом владел мировой судья действит. статский советник Иван Алексеевич Галов, а начитная с выпуска на 1907 год, ВПб называет владелицей дома жену (а потом вдову) действит. ст. советника Екатерину Ивановну Семенову. Таким образом из печатных источников не ясно, при ком дом получил свой фасад (да и внутри, надо думать, был перестроен), так как не ясно, когда именно стал его владельцем А. А. Никитин, но, похоже, что произошло это все-таки уже при нем. (добавил
...Двухэтажный, на высоких подвалах, дом № 10 был возведен архитектором Д. Трезини в 1722-1725 гг. по «образцовому» проекту дома «для именитых», как подворье казанского митрополита. С 1780-х гг. перешел к частным лицам. В 1820-х был перестроен и получил архитектурное оформление в стиле классицизма. В 1825 г., когда дом принадлежал купцу Маршу, здесь поселился известный мореплаватель Ф. П. Литке... ([
В книге (Памятники архитектуры Ленинграда. Гл. ред. Г. Н. Булдаков. Л. : Лениздат, 1975) написано: "Дом Семеновой (по имени последней владелицы) по своему внешнему облику и характеру внутренней отделки - памятник русской гражданской архитектуры первой трети XIX столетия. Однако существующее здание включило в себя целиком стены и фундаменты «Казанского подворья», построенного по проекту «дома для именитых» в 1722 - 1725 гг. Архитектор Д. Трезини в ведомости, датированной 1725 г., сообщал о постройке подворья казанского митрополита «сверх погребов в два жилья». В 1783 г. обветшавшее «Казанское подворье» перешло в собственность петербургского купца И. Галкина. В XIX веке дом неоднократно менял владельцев. В 1820-х гг. он подвергся перестройке. При этом было пробито широкое полуциркульное окно над проездом во двор, а центральный ризалит получил характерное для классицизма увенчание - треугольный фронтон. Автор проекта перестройки, имя которого не установлено, подчеркнул среднюю ось фасада мотивом палладианского трехчастного окна с полуциркульным ложным проемом над средней частью - остекленной дверью на балкон. По сторонам полукруглого окна он разместил круглые медальоны с фигурами. Балкон с красивой кованой железной решеткой с монограммой поддерживается двумя гранитными кронштейнами. Тосканские колонны, делящие широкий проем на три части, были отделаны со стороны внутреннего помещения искусственным мрамором, а с наружной - оштукатурены. В помещениях квартиры, расположенной в верхнем этаже, сохранились лепные сандрики, карнизы с орнаментальными фризами и модульонами, изразцовые печи, мраморные подоконники. Одно из помещений (бывшая гостиная) разделено коринфскими колоннами прекрасных пропорций на две половины. В доме сохранились кафельные печи". На плане Шуберта 1828 г. имение указано под № 596 по Васильевской части. По "новой" нумерации в 1830-х гг. этот дом оказался на нечётной стороне и получил № 9 по 13-й линии. Современная нумерация домов по 13-й линии была введена в сер. XIX в., и с тех пор это д. 10. В архивах сохранились документы, свидетельствующие о том, каким образом владельцы перестраивали главный дом и службы в 1857-1907 гг. (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.1823). Первый по хронологии документ в деле датирован 14 апреля 1857 г. - план двора и предполагаемого к постройке 3-этажного каменного на подвалах дворового флигеля (теперь 10Б) жены статского советника Ленц. Разрешение на постройку от 27 апреля 1857 г. с одновременным требованием снести все деревянные дворовые постройки на месте нового флигеля, а остальные дерев. постройки - по приходу в ветхость. Читается подпись - архитектор Е. Пиргов. Следующий документ датирован 7 мая 1886 г. - это план двора и фасад с разрезом дома, принадлежащих в то время жене потомственного почётного гражданина Флорине Ивановне Гронман. А к этому - разрешение на работы от 21 мая 1886 г.: "СПб городская управа постановила: подводку трёх рядов цоколя под лицевой каменный 3-этажный дом <...>, устройство свода над проездом в этом доме и постройку каменных одноэт. служб <...> дозволить". При этом требовалось: "1) чтобы высота жилого помещения над проездом <...> была увеличена до 3 1/2 ар." Другое требование обычное - снести сохранившиеся деревянные постройки по приходу в ветхость. Следующий - от 2 декабря 1906 г. - это план двора, принадлежащего жене действительного статского советника Екатерине Ивановне Семёновой, поэтажные планы дворового флигеля (10Б) и вновь предполагаемого к постройке 2-этажного флигеля (10Г). При этом во флигеле (10Б) предполагалось 1-й этаж перестроить под жилые помещения, а подвал приспособить под хранение дров, кроме того в квартиры провести водопровод и устроить ватерклозеты. В нежилом флигеле (10Г) устроить службы - сараи, ледник и помойную яму. Разрешение на работы от 15 декабря 1906 г. Семёнова была не только женой некоего действительного статского советника Семёнова, но и дочерью действительного статского советника Галова. То есть дом ей достался по наследству от Ивана Алексеевича Галова. И можно предположить, что это произошло или в 1906 г., или незадолго до этого. Вскоре Е. И. Семёнова решила надстроить лицевой флигель на один этаж. Кроме того, она намеревалась пристроить тамбур к главной лестнице в барские покои, которая находилась во дворе, справа от арки, в дворовом крыле Г-образного лицевого дома. По-видимому, Семёнова решила с бОльшей пользой эксплуатировать здание, увеличив количество квартир в доме. На планах от 20.12.1906 г. просматриваются инициалы и фамилия архитектора - это А. И. Семёнов (или А. М. Семёнов). Справа и слева от арки лицевого дома со стороны 13-й линии было 2 входа в подвальный, а фактически полуподвальный этаж. Причём на плане подвала справа показана Мастерская, а слева Мелочная торговля. Лицевой флигель в плане Г-образный. В "перекладине" этой буквы "Г" во дворе находится лестница. К лестнице примыкает также 3-этажное крыло явно разновременной постройки с лицевым домом. Тем не менее в последних документах лицевой дом вместе с этим дворовым крылом вкупе показаны, как "лицевой дом". Как видно, ниже линии предполагаемой надстройки менять облик уличного фасада в 1907 г. не собирались. Он сохранял черты, приданные в 1820-х гг., если верить архивным источникам. До нашего времени главный дом и лицевые флигели "дожили" в изменённом виде, приобретённом в результате неоднократных ремонтов. В лицевом доме (10А) вместо последнего этажа имеется надстроенная со двора мансарда. Бывшие входы с улицы в полуподвал превращены в окна. Жилой дворовый флигель (10Б), бывший 3-этажным в конце 19 - начале 20 века, теперь 5-этажный. То есть к нему некогда надстроили ещё 2 этажа. Служебное здание (10Г) остаётся 2-этажным.
Сохранилась проектная документация 1962-1963 г. (не оцифрована), выполненная в связи с предстоящей реставрацией дома - ЦГАНТД СПб. Фонд Р-488. Опись 36 (ПД. Дома: Аладова; Ф. А. Апраксина (С.С.Абамелек-Лазарева); И М. И. Вавельберга; Волконских; П. Н. Демидова (В. Ф. Гагариной); П. Н. Демидова (Итальянское консульство); компании "Зингер"; Монферрана (Я. В. Ратькова-Рожнова); К. И. Розенштейна; Семёновой (Галова); садовника (Потёмкинская ул.,2); Соколовского; торгово-промышленного товарищества Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной; И. Л. Тузова): Дело 104. 1963 Комнаты №№1, 2. Стены. Плафон. Окна. Двери. Капитель. Кронштейн. Сандрик. Фриз карниза. Планы. Развертки. Детали. Шаблоны.10. Дом Семеновой (Дом Галова) / 10.1. Проектная документация / 10.1.1. Архитектурно-реставрационные чертежи. Листов: 10; Дело 105. 1962. Комнаты №№ 1, 2. Планы. Развертки стен. Капитель колонны. Кронштейн сандрика. Фриз сандрика. Фриз карниза. Шаблоны. Фотоальбом.10. Дом Семеновой (Дом Галова) / 10.2. Фотодокументация / 10.2.1. Фотокопии чертежей интерьеров. Листов: 9; Дело 106. 1962. Капители. Розетки. Фризы. Карнизы. Печи. Полы.10. Дом Семеновой (Дом Галова) / 10.2. Фотодокументация / 10.2.2. Фотофиксация памятника до реставрации. Листов: 12.
"Канонер" в 2013 г. опубликовал заметку, где написано: "С 1960 года дом Семеновой носил статус памятника архитектуры. Однако в 2001 г., когда правительством Петербурга утверждался перечень объектов исторического и культурного наследия, здание «забыли» в него включить <...> В настоящее время дом ремонтируется. Как сообщила сегодня «Карповке» собственница здания Марина Чаликова, несмотря на отсутствие обязательств по сохранению исторических интерьеров, их оставят: «Комнаты с ценными интерьерами я намерена сохранить в первозданном виде». <...> На момент получения разрешения на работы в здании согласование с КГИОПом не требовалось, а значит, теоретически во время строительных работ все ценные интерьеры дома могут быть уничтожены, пояснила госпожа Чаликова". (добавил
1965: Пункт приема и выдачи белья № 171 - В. О., 13 линия, 10 ([ 1970: Пункт приема и выдачи белья № 171 - В. О., 13 лин., 10 ([ 1973: Пункты приема белья Василеостровский р-н: № 171 - 13-я линия, 10 ([ 1976: Пункт приема и выдачи белья № 171 - В. О., 13-я линия, 10 ([ 1980: Пункт приема и выдачи белья № 171 фабрик-прачечных - В. О., 13-я линия, 10 ([ 2004: ООО "Юрикон" (юрюуслуги) - 13 линия В.О., 10 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2004») (добавил
48 комментариев
4740 просмотров Добавил: Shuba, 23 Января 2008, 16:47
Редактировано: 19 Апреля 2023, 19:13
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house252.html' target='_blank'>Дом Семеновой - Казанское подворье на Citywalls.ru</a>
Всего 48 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32235
Готовится: 77
Улицы: 2705
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14297
Всего сегодня: 1446
|
В конце августа 2012 в доме начат капитальный ремонт, разобраны перекрытия, углубляется подвал.