Публикация

Дача М. Э. Клейнмихель . Дача Л. Чинизелли-
База отдыха Балтийского морского пароходства - Дом приемов УД Президента РФ

Здание на карте
фото
Архитекторы: Прейс К. Г.
Претро И. А.
Мейбом К. К.
Год постройки: 1904, 1911-1912
Стиль: Модерн

Фото - Mary, 2009.

наб. р. Крестовки, 12

Пам. арх. (регион.)

Дача М. Э. Клейнмихель                                  модерн

Главный дом

1904 - акад. арх. Прейс Константин Георгиевич - перестройка, парадный вход

1904 - арх. Претро Ипполит Александрович - перестройка дачи Верховцевой

1911-1912 - арх. Мейбом К. К. - перестройка           в неоготическом стиле

 

База отдыха Балтийского морского пароходства

1986-1989 - реконструкция (уничтожены интерьеры)

                  объединение "Реставратор", арх. Морозова Н. В.

Дом приемов УД Президента РФ

2006-2007 - реконструкция

Служебный корпус

1801 - ?

Ограда

1904 - арх. Прейс К. Г.    (Список...)

1911-1912 - арх. Мейбом К. К.

 

Дача Л. Чинизелли

1909 - арх. фон Постельс Федор Федорович   модерн

1978 - разобрана

2006-2007 - воссоздана

 

Объединенный клуб домов отдыха на Каменном острове (1920-..)

Общежитие завода "Электрик"   (после ВОв-1969)

База отдыха Балтийского моского пароходства  (1990-..)

Дом приемов УД Президента РФ   (2007?-..)

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    1909-1913.
    Дача М. Э. Клейнмихель.
    ЦГАКФФД Е 5246
    Фото: ателье К.Буллы.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Угловой фасад.

  • фото

    Фото 1920 г. ([27])
    (добавил Mary)

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    Парадный вход.
    Фото К. К. Буллы.
    (добавил Mary)

  • фото

    Фасад дачи
    графини М.Э.Клейнмихель.
    (добавил Mary)

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    М. Э. Клейнмихель.
    (добавил Mary)

  • фото

    1920. Центральный клуб
    Домов отдыха трудящихся.
    Фото: В. Я. Штейнберг
    pastvu.com
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1979.
    Фото: Бибиков Дм.Ник.
    pastvu.com
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Рис. И.А.Нератова
    Каменный остров. Решётка
    особняка графини М.Э.Клейнмихель
    вид на деревянный театр
    1987 г.
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    1988-1990.
    собняк М. Э. Клейнмихель.
    Фото: Антон Балаж
    pastvu.com
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Фото из ЕИСТ-2002
    (между 1999 и 2001)
    (добавил Виктор М)

Особняк Клейнмихель, замечательный памятник архитектуры, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу р. Крестовки, притока Малой Невки, разделяющей Каменный и Крестовский острова. Освоение этих территорий началось после проведения в 1810-х гг. больших землеустроительных работ, в результате которых подтопляемые участки Каменного острова были осушены.
К 1827 г. около 1-го Елагина моста сформировался архитектурный ансамбль Театральной площади. В него входили Летний или Каменноостровский театр, дом театральной дирекции, дача для воспитанниц Театрального училища, домики для смотрителя театра и охраны, Кофейный домик и Дача Э. Женьеса. Именно Женьес, руководитель и актёр французской труппы, выступления которой пользовались успехом в Летнем театре, стал в 1834 г. первым владельцем участка, где позднее появился особняк М. Э. Клейнмихель. Позднее дача Женьса принадлежала Н. А. Верховцевой

В 1893 г. Дачу Н. А. Верховцевой и право аренды земельного участка  (сроком на 90 лет) приобрела графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель. М. Э. Клейнмихель - хозяйка великосветского салона в Петербурге, член редакции журнала "Столица и усадьба", человек глубокого ума и независимых мыслей.

Мария Эдуардовна (урожденная фон Келлер, род. в 1846 г.) была женой полковника Преображенского полка Н. П. Клейнмихеля, скончавшегося через пять лет после свадьбы. Его отец - граф, генерал-адъютант П. А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 г., получил по именному указу Николая Первого право изобразить на своём гербе объятый пламенем Зимний. Этот герб из камня можно и сегодня увидеть над входом в каменноостровский дом.


Клейнмихель Петр Андреевич (1793-1869) Участник войны 1812 и заграничных походов. В 1839 возведен с нисходящим потомством в графское Российской империи достоинство. Генерал от инфантерии (1841). С 1842 главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями. Женат дважды. Первая жена Варвара Александровна Кокошина. Развод. Вторая жена Ильинская Клепатра Петровна (1811-1865). От второго брака семь детей:
Елизавета по мужу Пилар-фон-Пильхау (1833-1896) Урожденная графиня, баронесса. Похоронена в с. Ивня Обоянского уезда
Александра (1835-1912), фрейлина, муж Федор Федорович (Фридрих) Козен (умер в 1906),
Николай (1837-1878), генерал-майор, жена Келлер Мария Эдуардовна (1846-1931), родилась в Киеве, в семье вице-губернатора Эдуарда Келлера.

(сайт Генеалогическая база знаний, Mary)


Облик усадьбы Клейнмихель формировался постепенно. В 1904 г. арх. К. Г. Прейс перестроил дом Верховцевой. Прейс выделил парадный вход с обширным вестибюлем в отдельный объем и увенчал его картушем с гербом Клейнмихель.

Окончательный облик особняк Кляйнмихель приобрёл в 1904 г., когда арх. И. А. Претро перестроил дом в готическом стиле: кровля с высоким шпицем над центральным двухэтажным объемом.


В 1907 г. часть участка арендовала жена известного владельца цирка Л. Чинизелли. Для нее в 1909 г. арх. Ф. Ф. фон Постельс выстроил двухэтажный деревянный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увечанной башенкой. Вход в особняк вел через парадный вестибюль дачи Клейнмихель.
Архитектурная разноголосица домов стала причиной еще одной перестройки дачи графини в неоготическом стиле в 1911-1912 гг. по проекту арх. К. К. Мейбома. Здание украшает крыша с высоким шпицем и угловая башенка.


Монументальная решетка с двумя парадными воротами. По проекту К. Г. Прейса (1904) выковали великолепную ажурную кованую решетку с растительным орнаментом и саламандрами, калитку и двустворчатые ворота с монограммой "МК" (Мария Клейнмихель). Установлена в 1909 г.

В 1912 г. на заводе "Сан-Галли" по проекту К. К. Мейбома изготовили неоготические ворота, круглые столбы которых увенчаны кованными фонарями.


Интерьеры особняка Клейнмихель известны благодаря серии фотограий К. К. Буллы в журнале "Столицы и усадьба". Стены вестибюля были обшиты дубовыми панелями, справа от входа находился массивный камин, облицованный узорчатой керамической плиткой. Лестница с резными перилами вела на галерею. Резные столбы лестницы были декорированы мужскими головками в широкополых шляпах. Анфиладу парадных помещений украшали коринфские пилястры, лепные фризы в виде венков с гирляндами. В Большой гостиной находился мраморный камин с атлантами, перед ним на низких постаментах лежали два сфинкса с женскими головами. Переход в виде пологой арки вел в Малую гостиную, затем в гостиную, где огромный световой фонарь потолка овещал гобелены, живопись, наборный паркет.
Там хранился коллекционный фарфор, а также живопись, гобелены и восточные ковры на полу.

 

В 1914 г. графиня организовала в своем особняке госпиталь, которай сама финансировала. Убранство дома было перевезено в ее дом на Сергиевскую ул. (ул. Чайковского, 33-37) В 1918 г. Клейнмихель покинула Россию, продав коллекцию и городской дом. 

([27]. С. 212-218., Mary)

 

"Самой знаменитой хозяйкой того времени была графиня Клейнмихель, о балах-маскарадах которой говорил весь петербургский свет. Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом. Это была гранд-дама до кончиков ногтей, - свидетельствовала великая княгиня Ольга Александровна, - и в то же время необычайно проницательная и умная женщина. Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Ее особняк прослыл рассадником сплетен. Ко всему, она увлекалась оккультными науками".

(Йен Воррес. "Последняя Великая княгиня")

"Петербургская газета" в июне 1910 г. писала: "...многолюдные собрания на Каменноостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и autocars ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, так же как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица, привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями ее салона".

В мемуарах М. Э. Клейнмихель рассказывается об одно из костюмированных балов, устроенном ею в начале 1914 г. Тогда же произошел случай, казавшийся тогда незначительным, но имевший для графини трагические последствия и едва не стоивший ей жизни. С началом войны стал распространяться слух о якобы переданном ею в Германию русском мобилизационном плане («в коробке с шоколадом»). Информация шла от брата председателя IV Государственной думы Павла Родзянко, мстившего ей за то, что он не получил приглашения на этот костюмированный бал. 

  (Клейнмихель М., гр. Из потонувшего мира. Мемуары. Берлин, 1918?. С. 195-198, Mary)

 

С начала Первой мировой войны в особняке был госпиталь, который графиня сама организовала, и сама же его финансировала. В 1918 г., перед тем как навсегда покинуть Россию, графиня закрыла ставни, заперла все двери и вывесила над входом собственноручно написанное объявление: «Вход строго воспрещён. Этот дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость». Мистификация остроумной графини помогла ей упаковать ценные вещи и без лишних хлопот выехать из страны.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2009.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2009.

  • фото
  • фото

    Фото - Nia, 14.06.2003.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 05.2011.

  • фото

    Фото -
    fly-fly, 2013.

  • фото

    Фото - Тамара
    Николаевна, 2008.

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото - Тамара
    Николаевна, 2008

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото - Тамара
    Николаевна, 2009.

  • фото

    Фото - Тамара
    Николаевна, 2012.

  • фото

    Деревья выросли,
    сплошной зеленый забор,
    видно только башню.
    Фото - Nipnip, 03.2022.

В 1918 г. дачу национализровали. Весной 1920 г. особняк, отремонтированный участниками коммунистических субботников, был приспособлен под объединенный клуб домов отдыха для рабочих на Каменном острове. Именно здесь на маленьком концерте вечером 19 июля 1920 г. побывал В. И. Ленин, знакомясь с первым опытом организации домов отдыха для рабочих в нашей стране (Ленинград. Путеводитель). Благодаря этому событию в 1976 г. особняк Клейнмихель включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства как памятник истории.

 

После войны в доме находилось общежитие завода "Электрик". Все залы были разделены перегородками на маленькие комнаты, но вестибюль не тронули, там находился великолепный камин, стены были отделаны дубовыми панелями, наверх вела дубовая лестница с резными перилами, а под ней находились очаровательные, такие же резные беседки. Я родилась в этом доме в 1952 г. и жила там до его расселения в 1969 г., как из " дома угрозы". В доме было печное отопление, но всё равно было очень холодно, по утрам по углам лежал снег. Там жили простые рабочие люди, но никому в голову не приходило испортить стены, камин или лепнину на потолке. Зато при реставрации всё растащили, легче всего сказать, что " всё было утрачено". Адрес у нас был наб. р. Крестовки д. 10.  (архитектура)

С 1986 по 1989 г. объединение "Реставратор" проводило работы по реконструкции по проекту арх. Н. В. Морозовой. При этом были уничтожены интерьеры дома графини, особняк Клейнмихель стал зелёным. Пока разрабатывался проект реконструкции дачи Клейнмихель, в 1978 г. дачу Л. Чинизелли разобрали.

после которых особняк Клейнмихель стал зелёным, а дом Чинизелли был просто уничтожен.
В 1990 г. здание передали Балтийскому речному пароходству, здесь открылась База отдыха.

([27]. С. 212-218., Mary)

 

Потом была в частном владении. ?   принадлежала Федеральной миграционной службе ?

 

В 2006-2007 гг. (?) была завершена новая реконструкция здания. Главный дом, служебный флигель и кованую ограду восстановили. Долгое время мы знали его в одном облике (раньше стены его были зелёного цвета), но к 2007 г. дом был восстановлен в первозданном виде. Дача Л. Чинизелли воссоздана. Каменный остров готовят под резиденцию президента России, в которую входит и особняк М.Э.Клейнмихель.

Сейчас это особняк Управления делами Президента РФ, именуемый Домом приемов.

(по материалам СМИ, Mary)

  • фото

    Гостиная.
    (добавил Mary)

  • фото

    Гостиная.
    (добавил Mary)

  • фото

    Камин в гостиной.

  • фото

    Камин.
    Фото начала ХХ в.

  • фото

    Фото К. К. Буллы. ([27])
    (журн."Столицы и усадьба")

  • фото

    Терраса дачи
    графини М.Э.Клейнмихель.
    (добавил Mary)

  • фото

    Комната на даче.
    (Яндекс Фотки)

  • фото

    Костюмированный бал
    у графини М.Э.Клейнмихель. 1914 г.
    "Столица и усадьба". №4.1914.
    (добавил Mary)

  • фото

    Костюмированный бал 1914 г.
    Столицы и усадьба.1914. N4.С.19)
    (добавил Mary)

  • фото

    "Столица и усадьба".
    № 40-41, 1915. С. 14-15

  • фото
  • фото
  • фото

    (добавил Askja)

  • фото

    Фото 1952 г. (oldsp.ru)
    (добавил Mary)

В особняке снимался эпизод фильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» - Особняк-зверинец чучельника Шермана («Сокровища Агры»). Сюда Ватсон был прислан сыщиком за псом по кличке Тори.

В начале 2-й серии фильма "Агония" показывается этот особняк. Часть дома с башней в кадре отсутствуе - видимо, это момент разборки.

 

Особняк в неоготическом стиле кажется дворцом из волшебной сказки хотя бы потому, что в отличие от большинства дач на острове восстановлен и не закрыт глухим забором.

Центральную часть дома охраняют бронзовые фигурки драконов.

В кованую ограду вплетен вензель «МК» - это инициалы графини Марии Клейнмихель. Во время Первой мировой войны графиня на собственные деньги организовала в особняке госпиталь, а после эмиграции хозяйки дачу национализировали и передали в Объединенному клубу домов отдыха рабочих.

 

Помимо впечатляющей архитектуры старинного особняка, также стоит отметить и необычную решетку ворот. Точнее решетка абсолютно обычная, а вот орнамент украшающий прутья - особенный. За ничего не подозревающими прохожими, с решетки ворот, наблюдает огненная саламандра. Саламандра - существо мифическое. По легендам она не горит в огне, а проходя по нему, гасит. Это существо украшает стальные прутья неслучайно. Дело в том, что отец мужа графини в свое время проявил выдающийся героизм при тушении пожара Зимнего дворца, за что получил право изобразить на гербе рода объятый пламенем Зимний. Саламандра же, стала напоминанием для потомков о подвигах графа П. А. Клейнмихель. К сожалению, внутренняя отделка не сохранилась, хотя известно, что стены особняка были декорированы дубовыми панелями, а в Большой гостиной находился камин, изготовленный из белого мрамора.

(добавил Oleg Vass)

 

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения  (7802225001)

1*

2023. Фрагмент схемы РГИС. Ансамбль: Дом Клейнмихель со службой, участком парка и оградой. Наименование ОКН: Дом. Датировка: 1860; 1908 (деревянная пристройка); 1911 (перестройка). Авторы: арх. Э. А. Густавсон; арх. К. К. Мейбом Адрес: наб. реки Крестовки, дом 12, литера А. Категория охраны: Р. Основание: Распоряжение мэра Санкт-Петербурга № 110-р от 30.01.1992.

  • фото

    Фото - Влада, 09.2017.

  • фото

    Беседка к востоку от дачи
    построена в период
    с 2016 по 2018 год.

  • фото

    Фото - Виктор М,
    19.12.2021.

  • фото

    Из-за забор видно
    только так.
    Фото - Nipnip, 03.2022.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 04.2023.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - V_Malyj, 04.2023.

  • фото

    2023. Фрагмент схемы РГИС. 1*
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1913. План Санкт-Петербурга. Фото - V_Malyj

  • фото

    2021. Google - спутник

  • фото

    2021. Google - спутник
    (добавил V_Malyj)

32 комментария
43798 просмотров
Добавил: Mary, 13 Ноября 2008, 01:22
Редактировано: 28 Мая 2023, 13:43
Оцените:
(49 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2488.html' target='_blank'>Дача М. Э. Клейнмихель . Дача Л. Чинизелли-База отдыха Балтийского морского пароходства - Дом приемов УД Президента РФ на Citywalls.ru</a>
Всего 32 комментария
  • 26 Декабря 2009, 01:10

    Во время Первой мировой войны графиня на собственные деньги организовала в особняке госпиталь, а после эмиграции хозяйки дачу национализировали и передали в Объединенному клубу домов отдыха рабочих.

     

    Подозреваю, что в такого рода помещениях госпиталь открыть было нельзя. Да и не открывались госпитали частными лицами. Это другой уровень военно-сан. орг-ции. Там, видимо, был лазарет.

    Да и дом скорее не национализировали (это разные категории), а муниципализировали. Могли это обставить даже вне связи с эмиграцией (кстати, тоже вопрос, когда именно владелица уехала). Просто выставили счет по налогу на им-во от нового горсамоупр-ния как предст-це экспл. класса и привет...

    Кстати, данные по Каменному о-ву наверняка от Витязевой. П-та, имейте ввиду по вполне опред. причинам в книге заложена не одна ошибка. Даже в указании вл-цев дач.

     

  • 13 Декабря 2010, 15:17

    Почему написан дом 12, хотя на карте отмечен 10, и в Распоряжении №110 адрес указан наб.р.Крестовки, 10?

  • 2 Января 2011, 06:58

    Несколько лет назад мне предлагали участвовать в конкурсе на создание витражей в этом здании, причём, насколько я помню порядка 8-10 кв метров новодела нужно было сделать в потолок одного или 2-х залов, и сделать нужно было за месяц (рисунок был ужасен). Собрать нужно было в латунь. Понимания серьёзности работы в глазах директора фирмы, выполнявшей ремонт я не увидел, он думал, что за такой заказ все будут .... драть, а то, что сроки нереальные физически никому дела не было. Я просто рассмеялся им в лицо. Конкурс это кто во вчерашние сроки за небольшие деньги будет что-то делать. Качество понятно какое будет. Строительство вели югославы, во всяком случае из них был тот с кем я общался. Плюс к этому, как уже потом я увидел восстановили витражную сетку в окнах и дверях. Кто делал я так и не выяснил, по фото на одном из сайтов похоже, что геометрическая сетка-- это витраж.

  • 2 Января 2011, 13:51

    наб. р. Крестовки

  • 14 Мая 2011, 01:19

    уж лучше в частном, чем в никаком (печальная судьба многих дач на Каменном острове вас радует?)

  • 14 Мая 2011, 01:43

    Особняк Клейнмихель, замечательный памятник архитектуры эпохи романтизма, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу речки Крестовки, притока Малой Невки, разделяющей Каменный и Крестовский острова. Освоение этих территорий началось после проведения в 1810-х годах больших землеустроительных работ, в результате которых подтопляемые участки Каменного острова были осушены.

    .............

       это текст из Витязевой (Mary)

  • 14 Мая 2011, 01:52

    Еще цитаты:

    "Северо-Западное морское пароходство, например, пользовалось несколькими домами, возведенными на средства графини Марии Эдуардовны Клейнмихель рядом с Каменноостровским театром. В итоге из трех домов уцелел только один, где когда-то выступал Ленин. Сегодня дачу Клейнмихель взялось спасать управление делами президента.

    – В советские времена здесь сломали всю внутреннюю деревянную часть, утрачены интерьеры, здание долгое время стояло без крыши, – говорит известный общественный деятель, защитница старого Петербурга Людмила Семыкина, которая выросла в доме Клейнмихель. – Сейчас дом не столько реставрируют, сколько делают из него удобную современную резиденцию. О какой реставрации может идти речь, если применяется сайдинг, а не дерево. Сегодня многие известные дома на Каменном острове – это муляжи."

    http://www.nvspb.ru/stories/ognemirublem

     

    "Прогресс обнаруживается разве что в приумножении отрицательных примеров. Причем очередной из них дает опять-таки Управление делами Президента РФ. С недавнего времени петербуржцы оказались отсечены и от еще одной территории — памятника архитектуры «Дача Клейнмихель» (наб. р. Крестовки, 12). С нею, к слову, связана весьма поучительная история. С начала Первой мировой войны графиня Клейнмихель распахнула двери своего особняка — устроив в нем госпиталь. А в 1918-м, перед тем как навсегда покинуть Россию, закрыла ставни, заперла все двери и вывесила над входом собственноручно написанное объявление: «Вход строго воспрещен. Этот дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость». Мистификация остроумной графини помогла ей упаковать ценные вещи и без лишних хлопот выехать из страны.
    В советские годы ее дача служила Объединенному клубу домов отдыха для рабочих, позднее стала базой отдыха работников Балтийского морского пароходства. И вот теперь снова «вход строго воспрещен». По факту. Ибо никаких объявлений, уведомляющих об изъятии помещений или содержании нынешнего владельца в Петропавловской крепости нет — только забор, камеры наружного наблюдения и прочие спецустройства жесткого реагирования на попытки проникновения внутрь. По информации, обнародованной некоторыми СМИ, памятник отошел в ведение Управления делами Президента РФ под «Дом приемов» первого лица государства — то есть Ваш, Дмитрий Анатольевич. И тут, как и в случае с расположенным на противоположном берегу судейским поселком, та же история: забор идет прямо по кромке реки. И в этом случае в кадастре недвижимости установлена полоса общего пользования шириной 5 метров. Разница лишь в том, что граница данного земельного участка (кадастровый номер 78:3272:2) зафиксирована непосредственно по дальнему (от воды) краю этой полосы. То есть тут де-юре она остается свободной и доступной неограниченному кругу лиц. Однако де-факто доступ туда простым смертным закрыт.
    Получается, Управление делами Президента РФ не только незаконно воспрепятствует гражданам в осуществлении их права пользоваться объектом общего назначения, но и осуществляет самозахват территории — на глазах у расположившихся визави судей Конституционного суда."

    http://www.novayagazeta.spb.ru/2009/53/1

  • 27 Октября 2014, 10:41

    Только почему же "модерн"???

    Чистой воды эклектика...

  • 27 Октября 2014, 10:45
    Ответ на "Только почему же "модерн"??? Чистой воды эклектика" от _p_k

     читаем литературу:) "дача Клейнмихель - "оригинальный образец стиля модерн неоромантического направления" №41 стр. 299

  • 28 Октября 2014, 00:14

    Грустная какая история. С Б.М. заочно не поспоришь.

  • 16 Апреля 2015, 13:08

    Вся большая серия фотографий этой дачи от К.Буллы (13 шт.) в высоком разрешении приведена в публикации http://humus.livejournal.com/4114842.html и связанном с нею альбомом на Яндекс-фотках https://fotki.yandex.ru/users/humus777/album/453668

  • 23 Октября 2015, 17:49

    В начале 2-й серии фильма "Агония" показывается этот особняк, но, как ни странно, часть дома с башней в кадре отсутствует, хотя место для неё в кадре имеется. Чудеса! Как такое может быть? (Для желающих убедиться: на Youtube фильм есть.)

  • 23 Октября 2015, 17:58
    Ответ на "В начале 2-й серии фильма "Агония" показывается эт" от Eva-Lotta

     Почему чудеса, в тексте публикации указано "Пока разрабатывался проект реконструкции дачи Клейнмихель, в 1978 г. дачу Л. Чинизелли разобрали." , вот момент разборки и попал в фильм который снимался в 1974-1981 гг.

  • 24 Октября 2015, 02:24

    В особняке снимался эпизод фильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» - Особняк-зверинец чучельника Шермана («Сокровища Агры»). Сюда Ватсон был прислан сыщиком за псом по кличке Тори.

    http://www.221b.ru/geoPart7.htm

  • 4 Декабря 2015, 19:25

    Почему-то пропущен целый кусок жизни этого дома. После войны в нём находилось общежитие завода "Электрик" Все залы были разделены перегородками на маленькие комнаты, но вестибюль не тронули, там находился великолепный камин, стены были отделаны дубовыми панелями, наверх вела дубовая лестница с великолепными резными перилами, а под ней находились очаровательные, такие же резные беседки. Я родилась в этом доме в 1952г. и жила там до его расселения в 1969 году, как из " дома угрозы" В доме было печное отопление, но всё равно было очень холодно, по утрам по углам лежал снег. Там жили простые рабочие люди, но никому в голову не приходило испортить стены, камин или лепнину на потолке.Зато при реставрации всё растащили, легче всего сказать, что " всё было утрачено".Адрес у нас был наб. реки Крестовки д. 10, почему-то он сейчас 12.

  • 5 Сентября 2016, 17:13

    Очень хотелось бы узнать еще об этом здании, Архитектура, как от коренного жителя. Сколько семей жило? Куда ходили в школу? Здание стоит обособлено. Где покупали продукты? Деревья вокруг театра росли? Место необычное, уединенное...Как буд-то и не Питер вовсе!

  • 9 Ноября 2016, 20:59
    Ответ на "Очень хотелось бы узнать еще об этом здании, Архит" от Ноябрина

     

    Воспоминания  жителей  дома № 10 по Набережной реки Крестовки, бывшей дачи М.Э. Клейнмихель, на Каменном острове, Ильиной Т.Ф.(Балашовой) и Ивановой И.Д.(Квицель).

    Мама Татьяны Балашовой получила комнату от Военно- Морской академии в 1944г., Татьяна родилась в 1946г. Семья Квицелей получила комнату от завода «Электрик» в 1949г. Инна родилась в 1952г.

    Все залы в доме были разделены перегородками на маленькие комнаты с высокими потолками, украшенными красивой лепниной. Часть залов была разделена на 2 этажа, поэтому на 2-м этаже были маленькие полукруглые окна у самого пола, а на 1-м окна под самый потолок. На весь дом было 2 кухни,( готовили на керосинках и керогазах, керосин привозили раз в неделю на лошадке и все дети бегали её кормить) и 2 туалета на 1 и 2 этажах. Отопление было печное, только в комнатах, в коридорах и туалетах зимой лежал лёд. При входе был большой  вестибюль с великолепным камином, стены были отделаны дубовыми панелями, наверх вела дубовая лестница с резными перилами, а под ней находились очаровательные, такие же резные, беседки. Вначале мы жили в деревянной половине, но там было опасно и в1959г. почти все семьи переселили в каменную половину, т.к. некоторым семьям с з-да «Электрик» дали квартиры. В 1961-62гг.в дом провели газ.

    Вокруг дома находилась красивая решётка с вензелями и монограммой Клейнмихель. Решётка тянулась до Малой Невки, а с другой стороны охватывала 2 деревянных домика, стоящих вдоль дороги. У дома был красивый сад, росла большая, очень красивая Китайская яблоня и все жильцы осенью собирали яблочки и варили варенье. Вдоль ограды рос жасмин, была аллея кустов сирени. Слева от дома располагались сараи с дровами и в них же держали домашних животных. . За сараями была большая поляна. На берегу Крестовки  стояла прачечная и бельё полоскали в реке летом и зимой. На противоположном берегу были спортивные гребные базы и почти все дети нашего дома занимались греблей. В ЦПКиО было много спортивных секций , мы там тоже занимались.

    Каждый год в наводнение дом затапливало, подъехать можно было только на лодках и детей в школу и из школы возили на лодках. В школу дети ходили на Крестовский остров, ходьбы было 45 минут, зимой бегали через Крестовку. Школа располагалась в нынешнем здании больницы им. Свердлова. За продуктами ходили тоже на Крестовский.

    Напротив дома находился деревянный театр, за ним рос большой, очень красивый кустарник. Сейчас театр реставрировал и там находится 2-я сцена БДТ. За театром, на Полевой аллее был пруд, который мы называли «лягушатник» и на его берегу находилась очень красивая дача, особняк Мельцера, мы называли его Теремок.

    В 1968г. дом был признан как «дом угрозы» и нас расселили.

  • 13 Ноября 2016, 15:04

    Спасибо огромное за такой рассказ! Многие жители Санкт-Петербурга заглядывают сквозь эту решетку, пытаясь заглянуть вглубь истории...Все, что можно прочесть об этом особняке в интернете, заканчивается исследованиями историков до 1970года. А ведь можно, пока есть люди, которые могут рассказать об этом здании, по крупицам собрать информацию до нынешних дней.

      Еще, я слышала, что задняя стена в театре раздвигалась и деревья, которые росли за театром, становились декорациями ... Так ли это? И что находилось в этом театре в 40-50ые годы?

     Что касается двух деревянных домиков слева от особняка Марии Эдуардовны, то в них раньше жила прислуга, а какую функцию они выполняли в 40-50ые? Сколько детям было раздолья и места для игр! Во что Вы играли? В "казаки-разбойники"?😉

      

  • 13 Ноября 2016, 16:09

    "Еще, я слышала, что задняя стена в театре раздвигалась и деревья, которые росли за театром, становились декорациями ... Так ли это?"

    Как вы себе это представляете, чисто технически? Как вы думаете, у избы можно заднюю стенку передвинуть? Зачем повторять всякие, мягко говоря, байки.

    Про Театр можно прочитать в соответствующей статье. После войны и до начала первой реставрации в 1960 е театр использовался под различные цели, от спортивных до складских..

  • 13 Ноября 2016, 16:38

    Интересно, откуда информация, что это "Дом приемов УД Президента РФ"? По данным Росреестра с 2007 г.  дом и участок находится в частной собственности.

  • 14 Ноября 2016, 23:12
    Ответ на "Спасибо огромное за такой рассказ! Многие жители С" от Ноябрина

     В деревянных домиках жили люди, перед домиками были небольшие садики. Детей было очень много и мы, конечно-же постоянно играли в штандер, ромбы, прятки и ещё было много игр. Театр стоял полуразрушенный, там были какие-то склады. 

  • 8 Марта 2018, 22:58

     

  • 14 Июня 2018, 22:30

     

    Фото из альбома sokirko-v 

  • 5 Октября 2018, 13:48

     

  • 19 Октября 2018, 14:45

    "Столица и усадьба" № 68, 1916

  • 19 Октября 2018, 15:01
    Ответ на ""Столица и усадьба" № 68, 1916" от Askja

    Это явно другое здание.

    Здесь написан адрес редакции: Каменный остров, соб[ственный] д[ом] - а особняк, о котором идет речь в публикации, принадлежал Клейнмихель.

     

    Я слышал, что дом редакции "Столицы и усадьбы" находился справа от въезда на мост через Среднюю Невку. Сослаться ни на что не могу, может быть, кто-то скажет точно.

  • 20 Октября 2018, 04:05
    Ответ на "Это явно другое здание. Здесь написан адрес редакц" от S.P.

     Тут речь о собственном доме не редакции, а издателя журнала - Вл. Пименовича Крымова - это Театральная площадь (на Каменном острове), 31.

  • 25 Октября 2018, 18:22
    Ответ на "В особняке снимался эпизод фильма «Шерлок Холмс и " от Александр ОТ

    Вот вы дали правильную ссылку насчёт "Сокровищ Агры", а прочитать, что там написано, не можете. Ну как так! Здесь снимался совсем не дом чучельника Шермана, а дом Бартоломью Шолто, в котором он был убит. А Холмс вылезал на крышу из окна в башенке и спускался на землю с другой стороны, пока Ватсон ждал его внизу. Поправьте, пожалуйста.

    http://www.221b.ru/geoPart7.htm#klein

     

  • 24 Декабря 2019, 23:27

    Рисунок И.А.Нератова
    Каменный остров. Решётка особняка графини М.Э.Клейнмихель вид на деревянный театр
    1987 год

    «Город, потерянный во времени. Утраченные адреса Петербурга» в выставочных залах особняка Румянцева (12 декабря 2019 – 14 июня 2020)


  • 22 Февраля 2021, 22:52

    Вопрос к уважаемым знатокам. Откуда сведения о том, что здесь жила Чинизелли? Только из Витязевой? По архивным данным ЦГИА это был участок 24, а Чинизелли делила с Клейнмихель участок 31, это напротив, с другой стороны театра.

  • 11 Апреля 2023, 23:08

    В публикации: на берегу р. Крестовки, притока Малой Невки, разделяющей Каменный и Крестовский острова.

    Что кого разделяет? По левому берегу Малой Невки - Аптекарский остров, Петроградская сторона, Петровский остров. По правому - Каменный и Крестовский. Крестовка протекает между Каменным и Крестовским островами. Обособление неизбежно относится к тому слову, непосредственно после которого оно поставлено, что бы при этом ни имел в виду автор.

  • 15 Августа 2023, 14:03

    ЦГАНТД СПб располагает историко-архивной, проектной и фото документацией Дома Клейнмихель со службой, участком парка и оградой (ф. 488 («Ленпроектреставрация»).
    ЦГАНТД СПб Ф.488. Оп. 3-13. Д. 71 Историческая справка, 1981 г., Д. 84 фотофиксация ограды (детали) и ворот до реставрации (фото 5, 8, 16, 42), 1988 г.

    Приведено 4 архивных фото https://vk.com/wall-132600244_24684

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31829
Готовится: 60
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 19866