Публикация
Клуб коммунистов им. В. И. Ленина - Дворец культуры им. В. И. Ленина завода "Большевик" - Культурный центр "Троицкий"
Фото - Дворец культуры им. В. И. Ленина пр. Обуховской Обороны, 223 Усадьбы князей Вяземских
Клуб коммунистов им. В. И. Ленина 1927-1929 - арх. Щуко Владимир Алексеевич, Гельфрейх Владимир Г., скульпт. Бондаренко П. И.
Дом культуры им. В. И. Ленина Дворец культуры им. В. И. Ленина
Культурный центр "Троицкий", ГУ 2006-2008 - капитальный ремонт
Начал свою работу в 1919 г. как клуб коммунистов им. В. И. Ленина. В 1927-1929 гг. было построено новое здание по проекту арх. В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейха. В 1932 г. клуб коммунистов был преобразован в Дом культуры им. В. И. Ленина. В 1964 г. - в Дворец культуры.
Памятник В.И. Ленину исчез в 1990-е гг.
Уникальное здание спроектировано крупнейшими зодчими В. Щуко и В. Гельфрейхом на месте бывшей усадьбы князей Вяземских. Для нескольких поколений ленинградцев-петербуржцев - Дом культуры им. В. И. Ленина, а ныне Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Культурный центр «Троицкий». Жители Невского района помнят как на сцене ДК им. В. И. Ленина выступали выдающиеся артисты нашей страны: Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Аркадий Райкин, Евгений Леонов, Владимир Высоцкий и многие другие. В 2002 г. благодаря совместным усилиям администрации Невского района и Комитета по культуре Санкт-Петербурга «Троицкий» стал государственным учреждением. Здание Культурного центра признано объектом культурного наследия регионального значения. В 2006-2008 гг. выполнен капитальный ремонт, установлено современное оборудование, обновлены интерьеры. Способен принять в своих большом и малом театрально-концертных одновременно до 1000 человек. Ежегодно в Культурном центре реализуется более 500 социально-значимых мероприятий. (сайт
Прогулки по городу. Дом культуры застрельщиков революции. пр. Обуховской Обороны, 223 Вера Андрейчева («Санкт-Петербургские ведомости» №5(6843) от 15.01.2021 г. С.5. Вера Андрейчева) Культурный центр «Троицкий», до 2008 г. - ДК имени Ленина, один из немногих домов культуры в нашем городе, сохранивших до сих пор свое первоначальное назначение. Открылся он 7 ноября 1929 г., в 12-ю годовщину Октябрьской революции. Заводская газета Большевик сообщала: «...Огромный Дом Культуры им. Ленина красуется перед нами. Зрительный зал и балкон вместят 7-го ноября 877 «большевиков», спортивный зал с душем, а дальше идут малый зал, раздевальня, кладовые, огромное фойэ, вестибюль, буфет, столовая, кино-лекторский зал и т. д. Всех комнат не пересчитать. По широкой лестнице поднимаемся на второй этаж. Здесь широкие площадки для пляжа (имелись в виду солярии.), где рабочий после трудового дня развалится и будет загорать на солнце. Таких площадок Дом Культуры имеет четыре. Снова лентой протянулись перед нами огромные и светлые залы, книгохранилища, читальня, балконы и т. д. Поднимаемся на третий этаж, уже здесь картина иная: детские уютные комнаты, спальня, светлый детский зал, комнаты для отдыхающих родителей, и опять зал для взрослых и т. д. Выходим на балкон - живописная картина: огромный сад с вековыми деревьями и клумбами, а дальше снова - комнаты, фойэ, комнаты и комнаты... Добро пожаловать, застрельщики революции!». Дом культуры был построен в стиле конструктивизма по проекту архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха. Здание появилось не на пустом месте. Здесь с конца XVIII века располагалась одна из гостевых мыз большого имения Александровского, принадлежавшего генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому. Тогда она называлась «Каприз» и прилегала к одноименному большому затейливому саду с прудами, искусно устроенному из росшего здесь смешанного леса. С тех пор Александровское не раздробили и распродавали по частям. Среди здешних помещиков, сменявших друг друга, были известные в свое время люди. Например, иностранец Антон Ксаверий Ресолатус Венкер фон Данкеншвейль. Будучи модным петербургским портным, он накопил денег для покупки Александровского, затем получил потомственное дворянство Римской священной империи. Однако как иностранный подданный не имел права владеть российскими крестьянами. Тогда он безвозмездно уступил ведомству императрицы Марии Федоровны ранее купленную им у вдовы князя Вяземского часть земли, граничащую с Александровской мануфактурой, в обмен на российское дворянство с правом владеть крестьянами. Другой владелец поместья барон Константин Антонович Шлиппенбах, командир школы подпрапорщиков кавалерийских юнкеров, в которой учился Михаил Лермонтов. Его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева была в родстве с женой Шлиппенбаха и навещала здесь ее семейство. На карте 1933 г. видно, что здание Дома культуры находится в окружении трех прудов. Это все, что осталось от бывшего сада «Каприз». Два пруда, продолговатые, выделяли территорию, занимаемую зданием. Еще один, маленький и круглый с островком посередине и единственным деревом на нем, находился на месте круглой площадки, где сейчас остался только постамент бывшего памятника Ленину. В круглом пруду в 1950-е гг. можно было покататься на лодках, хотя им там было очень тесно. Чаша пруда была довольно глубокой, и вниз вела лестница. По бокам лестницы стояли чугунные статуи львов - точно такие, как в Павловске на берегу реки Славянки перед лестницей, ведущей к дворцу. Когда в конце 1950-х гг. пруд засыпали и на его месте поставили памятник Ленину, статуи львов перенесли к главному входу в здание, а потом, в конце 1980-х годов, на территорию завода «Большевик». Теперь они стоят перед музеем предприятия на пр. Обуховской Обороны, 122. Что же касается скульптуры Ленина, то ее сняли с постамента в начале 1990-х годов... А вот из моих собственных воспоминаний. В 1950 - 1960-е гг. в Доме культуры работали множество кружков, библиотека, спортивные залы. Здесь было два актовых зала, существующих и ныне: большой и малый. Большой тогда использовался в основном как кинотеатр. Самые дорогие билеты продавались по 50 копеек (это цена после денежной реформы 1961 г.). Ежедневно было по нескольку киносеансов. Перед вечерними в фойе играл оркестр. Особенно часто он исполнял всеми любимую композицию Дюка Эллинпона «Караван». По выходным дням и в школьные каникулы проводились детские сеансы, билеты на них стоили 10 копеек. В настоящее время здание КЦ «Троицкий» кажется совсем маленьким на фоне многоэтажных домов, построенных рядом с ним на Ново-Александровской улице и улице Бабушкина... (добавил
Малоизвестная конструктивистская постройка выдающегося зодчего Владимира Щуко, работавшего с 1920-х гг. совместно с Владимиром Гельфрейхом, воспринимается антиподом Дома культуры текстильщиков, возведенного в том же районе чуть ранее. Если для театрального здания текстильщиков характерна собранная центрическая композиция с четкими вертикальными членениями, то Дом культуры имени В. И. Ленина отличается свободно раскинутой асимметричной структурой, преобладанием распластанных по земле объемов, расходящихся в центробежном движении, и господствующими линиями горизонталей. Рефреном этой темы звучат длинные балконы и козырьки, карнизы большого выноса и подоконные тяги.
(из книги Б.М.Кирикова, М.С.Штиглиц "Архитектура Ленинградского авангарда", добавил -
1947: Дом культуры им. Ленина - пр. Обухов. Обороны, 45-а (Список абонентов ЛГТС. 1947. С.178) 1951: Дом культуры им. Ленина - пр. Обух. Обор., 45-а (Список абонентов ЛГТС. 1951. С.25) 1956: Дом культуры им. Ленина, ВЦСПС - пр. Обух. обороны, 223 (Список абонентов ЛГТС. 1956 г. С.33) 1962: Дом культуры им. В. И. Ленина ВЦСПС - пр. Обух. Обороны, 223 (Список абонентов ЛГТС. Ч. II. 1962. С.37) 1965: Дворец культуры им. Ленина - пр. Обуховской обороны, 223 ([ 1970: Дворец культуры им. Ленина - пр. Обуховской обороны, 223 (Список абонентов ЛГТС. 1970 г. С.31) 1973: Дворец культуры им. В. И. Ленина - пр. Обуховской обороны, 223 ([ 1976: Дворец культуры им. В. И. Ленина - пр. Обуховской обороны, 223 (Краткий телефонный справочник ЛГТС. 1976. С.76) 1980: Дворец культуры им. В. И. Ленина - пр. Обуховской обороны, 223 (Краткий телефонный справочник ЛГТС. 1980. С.93) 1986: Дворец культуры им. В. И. Ленина - пр. Обуховской обороны, 223 ([ 1988: Дворец культуры им. В. И. Ленина ПО «Завод Большевик» - пр. Обуховской обороны, 223 ([ 1991: Дворец культуры им. В. И. Ленина - пр. Обуховской обороны, 223 (Краткий телефонный справочник ЛГТС. 1991. С.100) 2004: «Троицкий» Культурный Центр - пр. Обуховской обороны, 223 «Абис-2» автошкола - пр. Обуховской обороны, 223 «Валекс» (спортивный клуб) - пр. Обуховской обороны, 223 «Каннон Данс» школа - пр. Обуховской обороны, 223, оф.17 (Телефонный справочник Весь Петербург-2003) (добавил
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1091)
10 комментариев
10247 просмотров Добавил: Mary, 10 Ноября 2008, 04:01
Редактировано: 1 Февраля 2023, 23:52
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2440.html' target='_blank'>Клуб коммунистов им. В. И. Ленина - Дворец культуры им. В. И. Ленина завода "Большевик" - Культурный центр "Троицкий" на Citywalls.ru</a>
Всего 10 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32214
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14276
Всего сегодня: 12613
|
из книги Б.М.Кирикова, М.С.Штиглиц "Архитектура Ленинградского авангарда"
Малоизвестная конструктивистская постройка выдающегося зодчего Владимира Щуко, работавшего с 1920-х гг. совместно с Владимиром Гельфрейхом, воспринимается антиподом Дома культуры текстильщиков, возведенного в том же районе чуть ранее. Если для театрального здания текстильщиков характерна собранная центрическая композиция с четкими вертикальными членениями, то Дом культуры имени В. И. Ленина отличается свободно раскинутой асимметричной структурой, преобладанием распластанных по земле объемов, расходящихся в центробежном движении, и господствующими линиями горизонталей. Рефреном этой темы звучат длинные балконы и козырьки, карнизы большого выноса и подоконные тяги.
Протяженный приземистый корпус с двумя рядами широких окон включает просторное фойе, в глубине за ним расположен большой театральный зал. Выразительно нарисован козырек над входным тамбуром, упруго закругленный с одной стороны.
Повышенный трехэтажный объем, в котором была сосредоточена клубная часть, раскрывается в окружающее пространство сильно вынесенными вперед балконами, огибающими угол здания. Они служили продолжением внутренних помещений, просторными площадками на свежем воздухе. Таких балконов больше нет в Петербурге. Выступающий объем лестничной клетки — единственная резкая вертикаль в композиции Дома культуры. Он как бы вырезан с одного угла куда всечена стеклянная призма, освещающая лестницу.
Есть сведения, что здание было отлито из монолитного железобетона Русско-германской строительной компанией. Конструкции наглядно выявлены в пространстве фойе с рядами столбов и балками перекрытий, в наружных консольных балконах, в решении лестницы клубной части, свободно висящей в остекленном углу. Театральный зал с наклонным полом и одним балконом, первоначально вмещавший до тысячи зрителей, получил позднее парадную неоклассическую отделку. Теперь Дом культуры переименован в Культурный центр «Троицкий». +