Публикация

Михайловский сад

Здание на карте
фото
Архитекторы: Росси К. И.
Год постройки:
Стиль:

Михайловский сад

 Пам. арх. (федеральн.)

Инженерная ул.  4

- aрх. Росси Карл Иванович

 

 

В первой четверти XVIII века Михайловский сад он назывался Третьим летним садом, в отличии от Первого и Второго летних садов, принадлежавших Петру I. На территории, которая во время шведского владычества называлась Перузина, в 1712 г. стали строить личную резиденцию жены Петра I Екатерины. Границы участка проходили от реки Мойки, первоначально называвшейся Мьей до «першпективной дороги» (Невского проспекта) и от Кривуши (канал Грибоедова) до Безымянного Ерика (Фонтанки). Прежде, чем начать строительство будущей резиденции, Екатерина при казала осушить участок. Для этого прорыли узкий канал, соединивший глухую речку Мью с Кривушей, и отделили владения царицы от территории Первого и Второго летних садов. Там, где сейчас находится павильон Росси , помещался маленький Екатерининский дворец. Планировка сада, примыкавшего к дворцу была проста - были посажены плодовые деревья, построены оранжереи, конюшни, амбары, дома для садовников, помещения для хранения вин. В саду были вырыты пять прудов для содержания живой рыбы, в оранжереях и парниках садовник Эклибэн выращивал бананы и ананасы. Перед Екатерининским дворцом, по берегам Мойки и Фонтанки, была дорожка для прогулок, соединявшаяся наплавным мостиком через Мойку с Первым и Вторым летним садом. 

 

Во времена царствования Анны Иоанновны (с 1730 г.) сад изменил свой облик - на месте теплиц и оранжерей был устроен «ягд-гартен» - охотничий сад. Перепланировкой сада пригласили заниматься архитектора Ф.-Б. Растрелли, который переустроил его в модном в то время регулярном стиле. Сад принял пышный и помпезный вид - крестообразные аллеи, окаймленные фигурно стрижеными деревьями, узорчатые клумбы, цветники , мраморные статуи, затейливые павильоны и различные беседки. В центре сада, различные качели, карусели и горки, приспособленные для зимнего и летнего катания. От «ягд-гартена» к Мойке вел вел запутанный зеленый коридор - лабиринт. На берегу Мойки была выстроена императорская баня (мыльня).

 

В 1741 г. на месте нынешнего Инженерного замка был выстроен деревянный дворец, простоявший до 1796 г., и разобранный по приказу нового императора Павла I. На этом месте он приказал построить новый дворец - Михайловский замок, окруженный со всех сторон водными преградами. В правление Павла I Третий летний сад использовался для прогулок царского семейства. После смерти Павла I (в 1801 г.) царская семья покинула замок. В 1823 г. пустующий замок передали Главному инженерному училищу и замок стали называть инженерным.

В 1817 г. арх. К. И. Росси предложили создать городскую дворцовую усадьбу для великого князя Михаила Павловича. Михайловский дворец ( здание Русского музея) был построен в 1819-1825 гг. на участке Третьего летнего сада в том месте, где находились оранжереи и теплица. С юга и востока дворцовая усадьба была ограничена двумя вновь проложенными улицами - Инженерной и Садовой. Впоследствии Росси продолжил Садовую улицу через территорию Инженерного замка к старому заброшенному плавучему мосту, некогда соединявшему Третий летний сад с Летним садом Петра и далее вдоль Марсова поля. Вместе с Росси над этим проектом трудился архитектор А. А. Менелас. Архитекторы отказались от прямых алеей, и сад приобрел живописность пейзажа: старые, строгой планировки пруды сменялись прудами с естественными берегами, извилистые дорожки огибали зеленый луг перед дворцом. Помощником А. А. Менеласа был садовый мастер И. Буш. По его распоряжению в саду были вырыты два пруда, которые соединялись маленьким чугунным мостиком (В 1900-1911 гг. во время строительства здания Этнографического музея один из прудов засыпали.). На берегу Мойки Росси построил гранитную пристань и павильон со сквозной полуротондой. Его раскрытый к зелени и реке зал с двух сторон окружен небольшими закрытыми помещениями. Две гранитные лестницы спускаются к воде. Территория сада у Садовой улицы была обнесена оградой, повторяющей рисунок дворцовой. В Михайловском саду устраивались увеселения для приближенных к княжеской фамилии. В 1839 г. во время бала сад и дворец превратили в своеобразную выставку петербургского садоводства. В 1883 г. в связи со строительством «Храма воскресения» («Спас на крови») была отделена часть Михайловского сада со стороны Екатерининского канала.

Со стороны сада по проекту архитектор А. А. Парланд построил ажурную ограду. По его замыслу, чугунное кружево в виде лозы и цветов должно было «парить в воздухе», практически не опираясь на гранитный постамент, для этого зодчий придумал оригинальное крепление. Полукруглая ограда, была выполнена в 1903-1907 гг. на предприятии К. Винклера.
 

В 1898 г. в Михайловском дворце разместили коллекции Русской живописи и скульптуры и превратили его в музей. Изменилась и судьба сада, он стал доступен для горожан и получил современное название - Михайловский. Сад поступил в ведение Городской думы. В 1918 г. сад стал охраняться государством, как памятник садово-паркового искусства. Постепенно сад терял свой первоначальный облик. В начале 1924 г. в саду были проведены работы по по восстановлению и очистке сада - были посажены новые деревья, очищены пруды и восстановлена ограда вдоль Садовой улицы.

Наводнение в ноябре 1924 г. нанесло восстановленному саду огромный урон. Водой были повалены столетние деревья, размыты газоны, и дорожки. Некоторые деревья удалось спасти - их подняли и посадили на прежние места. Восстановленный сад привлекал горожан и особенно детей, поэтому его сделали детским парком. В саду планировалось установить несколько статуй из Летнего сада, но Великая отечественная война нарушила планы. Во время войны на территории парка были вырыты котлованы и траншеи, в которых ленинградцы укрывали от бомбежек и обстрелов скульптуры Русского музея и памятники (в том числе памятник Александру III работы П. Трубецкого) с площадей и улиц осажденного города. Артиллерийскими обстрелами были повреждены многие деревья сада. В 1944 году в саду были посажены молодые деревья, в 1949 году в саду проводилась реставрация.

 

В 1999 г. сад передан в ведение Государственного Русского музея. В 2002-2004 гг. в саду проводилась реконструкция с целью вернуть саду первоначальный облик, задуманный Росси - сочетание регулярного и пейзажного стилей . В процессе реконструкции был восстановлен второй пруд, металлические садовые ограды, гранитные лестницы террасы перед дворцом, убраны старые больные деревья и высажены новые. С 2008 года в конце мая - начале июня в саду ежегодно проводится Международный фестиваль «Императорские сады России» - выставка-конкурс ландшафтного и садово-паркового искусства. 

Сад занимает площадь 9,4 га. Михайловский сад является объектом федерального значения.

  • фото

    Фото С. М. Прокудина-
    Горского,
    начало XX в.
    Добавил - S.P. .

  • фото

    Беседка в саду Михайловского
    дворца
    Журнал "Мiръ искусства"
    за 1902 г..

  • фото

    Михайловский сад
    во время наводнения

  • фото

    Скульптура В.И. Ленин
    и дети была установлена
    к октябрьским торжествам
    1934 г. на детской площадке

  • фото

    В саду МОПРа
    (Михайловский сад)
    1938 г.
    С сайта pastvu.com

  • фото

    Из книги: "Решетки Л
    енинграда и его окрестностей.
    "Гермонт Г.Н. 1938

    (добавил
    YURIY ALEKSANDROV)

  • фото
  • фото

    Дерево свободы
    1955-1960 гг.

  • фото

    Каток в
    Михайловском
    саду 1950-е
    Добавил -
    YURIY ALEKSANDROV.

  • фото
  • фото

    Дерево свободы
    1990-е гг.
    С сайта pastvu.com

  • фото

    Шахматисты в Михайловском саду
    1980-1990 (?)

  • фото

    Ограда Михайловского сада
    со стороны канала Грибоедова.
    Арх. А.А. Парланд. 1903-1907.
    (Бунатян Г. Г. "...Оград узор
    чугунный".
    Альбом. Лениздат, 1990)

    (добавил IVa)

В 1929 г. перед павильоном Росси была установлена деревянная скульптурная композиция авторства А. П. Соловьёва. Скульптор назвал её "Дерево свободы", скульптура представляла собой крестьянина, освобождающегося из оков.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото 2011-2013.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Букетная посадка лип -
    единственный сохранившийся
    пример замысла Росси.

  • фото

    Дуб. Возраст почти 300 лет.
    Памятник природы. В центре сада.
    Фото - Анчар, 30.05.2019

  • фото

    Ограда на наб. Мойки
    возле павильона Росси.
    Фото - Анчар

  • фото

    Фото - Риэлтор, 06.2021.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Влада, 2016.

20 комментариев
13509 просмотров
Добавил: Влада, 13 Марта 2013, 18:38
Редактировано: 19 Января 2023, 16:15
Оцените:
(18 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house23568.html' target='_blank'>Михайловский сад на Citywalls.ru</a>
Всего 20 комментариев
  • 9 Октября 2014, 22:13

    Начиная с 2008 г.  в Михайловском саду проходит Международный фестиваль «Императорские сады России». Каждый год фестиваль проходит с новой темой:

     

    2008    Выставка «Затеи и украшения в императорских садах XVIII – XIX вв.» - 

                http://forum.citywalls.ru/post.php?id=38400

    2009    Выставка-конкурс «Лабиринт - Орнамент - Символ»

    2010    Выставка - конкурс «Французский сад на берегах Невы»

    2011    Выставка - конкурс «Итальянский полдень» - http://forum.citywalls.ru/post.php?id=20159

    2012    Выставка - «С чего начинается Родина...»

    2013    Выставка - конкурс «Плантомания»

    2014    Выставка – «Искусство английского сада» - http://forum.citywalls.ru/post.php?id=39995

     

  • 11 Января 2018, 18:07

    Из Михайловского сада уберут металлический ангар. Взамен Русский музей планирует посадить деревья, фактически увеличив площадь сада.

    http://kanoner.com/2018/01/10/158235/

  • 13 Января 2018, 01:27

    Цветная фотография С.М.Прокудина-Горского, начало XX в.:

     

    см. публ.

    Эта фотография находится в библиотеке Конгресса США и помещена на сайте библиотеки. Реставрация снимка выполнена также в библиотеке; здесь можно посмотреть реставрированное изображение в более высоком разрешении, а здесь - оригинал фотографии (совмещенные цветовые каналы с тройного черно-белого негатива).

     

    Фотография сделана явно до окончания строительства Спаса на Крови, т.е. до 1907 г. Мне лично наиболее интересным кажется высокий металлический фонарный столб, не сохранившийся до нашего времени. Больше я нигде изображений этого фонаря (или других таких же) не видел.

     

  • 13 Января 2018, 17:08

    Кронштейн под подвеску с газовым фонарем?

  • 13 Января 2018, 17:19

    Точно не знаю, но думаю, что с электрическим. Это же уже начало XX века.

  • 13 Января 2018, 17:32
  • 13 Января 2018, 17:55

    Вот тут совсем немного - интересно про реставрацию  

  • 29 Июля 2019, 12:14

    В конце 1950-х нам, младшим школьникам проводил экскурсию по саду солидный дедушка с бородой, будто бы внук художника В.Г. Перова. Может кто слышал о нём?

  • 29 Июля 2019, 15:15

    Прочитала, спасибо большое!

  • 7 Февраля 2020, 19:33

    Еськов Павел. Зимой в Михайловском саду. 2017.

     

  • 15 Июля 2021, 14:21
    Ответ на "Точно не знаю, но думаю, что с электрическим. Это " от S.P.

     ОГРАДА МИХАЙЛОВСКОГО САДА

    Нарядные столбы вытянувшейся на 250 м. ограды, облицованные силезским кирпичом и снабженные стилизованными капителями и базами из эстляндского мрамора, держат более 50 огромных (4 x 3,7 м) звеньев решетки, выкованных из железа на металлическом заводе «Карл Винклер» в 1903 – 1907 гг. (по рисунку А.А.Парланда).

    Композиция каждого звена – это сложный сочный орнамент из переплетающихся упругих стеблей с крупными листьями, цветами и бутонами, с хорошо уловимыми чертами господствовавшего в это время в искусстве стиля модерн. Над оградой взметнулись металлические фермы-устои электрических фонарей, снабженных колбами молочно-матового стекла.

    Создание новой полуокружной ограды значительно сократило западную часть сада, были вырублены деревья, посаженные еще при Петре I." (источник)

     

  • 15 Июля 2021, 14:36
  • 15 Июля 2021, 16:09

    "7 (19) марта 1898 состоялось торжественное открытие «Русского музея императора Александра III».

    С изменением статуса дворца изменился и статус сада. Он поступил в ведение городской думы и стал доступен для посещения горожан.

    В 1900 году, накануне столетней годовщины со дня смерти великого русского полководца А.В.Суворова, было решено построить в Петербурге музей полководца. В период поисков места для его сооружения было перебрано несколько вариантов. Один из них предполагал построить музей на территории Михайловского сада, но запротестовало руководство Русского музея, считая, что «это создаст прецедент для строительства иных сооружений».

    В 1913 году вновь возникла угроза посягательства на сад – появился проект вырубки сада и сооружения на его месте здания Государственной думы. К счастью, проект не был осуществлен. Однако часть садового участка была отрезана за счет возведения на ней в 1914 – 1915 годах по проекту архитекторов И.Ф. Безпалова и Н.Е. Лансере здания «Школы народного искусства», ставшего самой последней дореволюционной постройкой на территории Михайловского сада.

    В 1914 году в журнале «Старые годы» появилась статья, подписанная «П.В.». В ней слышался крик души по поводу сокращения зеленых массивов в центре города. Автор писал: «Такая уж у нас доля несчастная, что по всякому лучшему делу пристегивается какая-нибудь обида для искусства. Учреждена недавно Школа Народного Искусства, которая, под умелым руководством, обещает дать прекрасные плоды, – и ради нее наносится еще новый ущерб Михайловскому саду. <…> Ей отведен участок, в 300 квадрат. саж., вдоль Екатерининского канала, входящий в площадь Михайловского сада, и школа уже объявляет конкурс на проект постройки здания. Итак, поддерживается хорошее начинание, но одновременно портится и уничтожается старый Михайловский сад. В объяснение говорят, что часть сада уже застроена для нужд Музея Александра III и храма Воскресения Христова, но одна ошибка отнюдь не извиняет другую. Неужели у нас никогда не поймут, что сады и свободные площади существуют не для застройки и что ими надо дорожить?»

    Еще в 1906 году городской думой была предпринята попытка реставрации сада, который содержался в «пристойном состоянии» до начала Первой мировой войны, но затем пришел в запустение.

    Революции 1917 года, Гражданская война и наступившие вследствие их голод и разруха не способствовали украшению сада. В 1918 году было объявлено, что он стал охраняться государством, но только в 1922 году подотдел садов и парков Петроградского Совета начал выделять средства для приведения его в порядок. К началу 1924 года сад был частично восстановлен: посажены новые деревья, очищены пруды, восстановлена ограда, выходящая на Садовую улицу.

    Велись восстановительные работы и в Летнем саду. Весной 1925 года Летний дворец Петра I передали в ведение историко-бытового отдела Государственного Русского музея, просуществовавшего до 1934 года. Затем Летний сад со всеми архитектурными памятниками и коллекцией скульптуры был передан в ведение Управления ленинградскими и пригородными дворцами и парками массового отдела Ленгорсовета.

    В ноябре 1924 года произошло сильное наводнений. Как и наводнения 1777 и 1824 годов, оно принесло садам большой ущерб. Были повалены столетние деревья, размыты газоны, уничтожены дорожки. Старые деревья удалось спасти – их подняли и посадили на прежние места, газоны и дорожки восстановили. В Летнем саду посадили рядами молодые липы. На пустом месте у Лебяжьего канала, в дальнейшем, наполовину был восстановлен партер из цветов голубых и синих тонов на фоне желтого песка, по архивным рисункам XVIII века.

    В 1929 году на одной из аллей Михайловского сада недалеко от павильона Росси появилась скульптура «Дерево свободы», вырезанная из ствола старого дуба - своеобразный пример монументальной пропаганды того времени. Молодой скульптор А.П.Соловьев отобразил в своей символической композиции три этапа жизни русского народа: крепостное право, борьбу с угнетателями, торжество добра и справедливости. Дуб был использован с разрешения администрации сада. В 2004 году скульптура была перенесена из сада в музейный фонд для реставрации.

    Соловьев А.П..Дерево свободы

    Уже в начале 1920-х годов Императорские сады постепенно стали превращаться в парки отдыха трудящихся. Но, если Летнему саду удалось сохранить историческое название и избежать активного вмешательства новой социалистической действительности в свое пространство, то Михайловский сад в 1930-е годы был переименован в Сад МОПРа – в честь Международной организации помощи борцам революции. В это время на территории сада была проведена значительная перепланировка: английский луг пересекла сквозная аллея; большая овальная площадка, созданная в южной части луга, ликвидировала большую его часть. К тому времени восточный пруд уже не существовал: его засыпали еще в 1902 году при строительстве здания Этнографического музея. В западной части сада были построены площадки под эстраду и выставочные павильоны. В павильоне Росси в 1931 году разместили мастерскую, в которой реставрировали скульптуры из Летнего сада. Планировалось в 1937 году установить в Михайловском саду статуи." (источник)

  • 15 Июля 2021, 16:49

    Эскизный проект реконструкции Михайловского сада 2001 г.

  • 17 Июля 2021, 17:23

    Не просила и не вымогала,
    Не искала лучшего житья.
    Но ни разу мне не помогала
    Стойкость пресловутая моя.
    Ненадежен домик на-песке.
    Мерзну на жестоком сквозняке.
    А всего - как мало было надо:
    Мелкий дождь, высокая ограда
    Тeмнoro Михайловского сада
    Да твое дыханье на щеке.

     

    Марина Вирта
    Нева 1981 №7

     

    * Михайловский сад.

     

    Нежнейший зимний сад,
    Где все прозрачно, чисто,
    Как слезы в детстве.
    Нежнейший зимний сад,
    Мой сад печали
    Ты,
    Словно завтрашнее
    утро, -
    Всесилен и высок.
    Нежнейший зимний сад,
    Рассветный свет упругий
    Снежинкою замрет
    У ног твоих.
    Нежнейший зимний сад,
    Ты верный друг мой.
    В лютый холод
    Подставь плечо,
    Пригрей своим теплом·
    Мою сосульку-душу,
    Прозрачную,
    Как ты.

     

    Рубен Ангаладян
    Нева 1981 №7

  • 10 Августа 2021, 20:46

    В 1929 г. скульптор-самоучка А.П.Соловьев вырезал из ствола старого дуба скульптуру "Дерево свободы" (по другим данным, "История русского народа").

     

    При реставрации Михайловского сада эта скульптура была убрана. Какова же ее дальнейшая судьба? На сайте Русского музея написано: "В 2004 году скульптура была перенесена из сада в музейный фонд для реставрации." (Этот текст процитировал Риэлтор в комментарии от 15 июля 2021 г.)

     

    Позволю себе выразить сильнейшее сомнение в правдивости этого утверждения. Даже если скульптуру передали в музейный фонд, то она долго там не оставалась, и уж о реставрации не шло и речи.

     

    Однажды осенью 2013 г. я зашел во двор дома по Кронверкскому пр., 5 - и, к своему удивлению, увидел там такие фигуры (моя фотография 20 октября 2013 г.):

     

    Более высокое разрешение

     

    Это - ничто иное, как фрагменты "Дерева свободы". Как они здесь оказались, мне неизвестно.

     

    Последний раз я побывал в этом дворе 18 сентября 2018 г. Тогда в нем проводился ремонт. То место, где находились фрагменты скульптуры, было загорожено, посмотреть, есть ли они там, было невозможно. Позже как-то не было случая туда зайти, каково положение сейчас, мне неизвестно. (А в настоящее время я нахожусь в 100 км от города... Может быть, кто-то посмотрит, есть ли там эти фигуры?)

     

     

    P.S. Об этом еще в 2013 г. я написал на своем сайте.

  • 12 Августа 2021, 01:44
    Ответ на "В 1929 г. скульптор-самоучка А.П.Соловьев вырезал " от S.P.

     

    "В справочнике «Скульптура Петербурга», изданном в 2002 году, указано, что композиция из обгорелого дуба «История русского народа» (так она называлась изначально) — «Закрепощение; Борьба за освобождение; Освобождение» — была создана скульптором Александром Соловьевым и установлена в саду в 1929 году.

    Книга оставляет за скобками трогательную и, возможно, мифическую историю молодого смоленского скульптора-самоучки, который, получив одобрение Сергея Кирова, по собственной инициативе вырезал из засохшего дерева революционный памятник...

    «Дерево свободы» было вырезано из дубового «монолита», а не из засохшего ствола. В 1999 году Михайловский сад был передан Русскому музею, и вскоре началась его комплексная реставрация, в основном завершенная к 300-летию Петербурга. Она привела сад — памятник ландшафтной архитектуры — к первоначальному замыслу Карла Росси: английский парк в центре, регулярная планировка по краям. «Дерево» и бронзовый бюст ваятеля Федота Шубина, созданный в 1959 году скульптором Виктором Синайским, не вписались в концепцию, и их убрали.

    Соловьевскую работу распилили на три фрагмента примерно по 700 кг каждый, перевезли во двор Корпуса Бенуа и поставили на то место, где долгое время находился «в ссылке» знаменитый памятник Александру III работы Паоло Трубецкого, который теперь украшает парадный двор Мраморного дворца.

    Шубину повезло больше, чем «Дереву свободы»: хотя и предназначенный для открытых пространств, бюст был помещен в фонды Русского музея. Причина проста — Шубин находится на балансе Музея городской скульптуры и был передан Русскому на временное хранение. В 2012 году Музей городской скульптуры забрал Шубина в свои фонды, где он и находится сейчас.

    Судьба «Дерева свободы» сложилась драматичнее. Оно не находится на балансе Музея городской скульптуры и фактически ничье. Русский музей хранил его по доброй воле как часть городской истории.

    В 2013 году архитектор Виталий Антипин вместе с художником Владимиром Быстровым занимались созданием новой постоянной экспозиции Музея политической истории России. Антипин рассказал нам, что ему, как ленинградцу, с детства помнящему «Дерево свободы», захотелось спасти скульптуру. Он предложил установить ее в той части музея, которая построена в советское время, и не будет нарушать исторические интерьеры особняков Матильды Кшесинской и Василия Бранта.

    Поначалу сотрудники Музея политической истории вдохновились этой идеей, Русский музей отдал коллегам «бесхоз». Но, увидев черное рассохшееся дерево, «расписанное» кошками, они отказались от затеи Антипина и Быстрова. По счастью, в этот момент в музей заглянул хозяйственник из Морского технического университета. Вуз занимает соседний дом по Кронверкскому пр., 5 (см. комментарии).

    В итоге оперативных переговоров «Дерево свободы» перевезли во двор по соседству с особняком Кшесинской. На сегодня там хранятся два главных фрагмента дубовой скульптуры (куда пропал третий, неизвестно). Визуально они выглядят достаточно крепкими. Двор находится под наблюдением видеокамер и закрывается на ночь. Но понятно, что в петербургском климате под открытым небом деревянная композиция, которой скоро 90 лет, долго не проживет." (источник)

     

  • 12 Августа 2021, 10:56
    Ответ на " Может быть, кто-то посмотрит, есть ли там эти фигуры? " от S.P.

     В конце мая с.г. они были на месте. Фото есть в продолж.публикации д.5

  • 12 Августа 2021, 12:20
    Ответ на " "В справочнике «Скульптура Петербурга», изданном " от Риэлтор

    Спасибо. Теперь всё встало на свои места.

     

    Надо бы дать ссылку и в публикации по Кронверкскому пр., 5. (А может быть, и повторить весь текст?)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32235
Готовится: 77
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 1456