В формах новгородского зодчества - русский (неорусский) стиль
Утраченное здание
1911-1913 - арх. Аплаксин Андрей Петрович ([99]. С. 24.)
Высокая церковь в русском стиле возведена арх. А. П. Аплаксиным в 1991-1913 гг.
Строительство было посвящено 100-летнему юбилею войны 1812 г.
Церковь принадлежала Пекинской духовной миссии.
При подворье работала школа для китайский детей и магазин китайской книги.
Снесено в 1930-х гг. (Каталог выставки - Утраченные памятники архитектуры Петербурга)
В 1938 г. храм был закрыт и несколько позже здание, в котором находилась церковь, было перестроено под клуб и общежитие промкомбината. Затем снесёно. Сохранились лишь незначительные фрагменты. Ныне на месте храма - котельная.
Памятник неорусского стиля снесен между 1967 и 1971, и сегодня его участок частично занят котельной и поликлиникой (encspb.ru).
По свидетельству старожилов, во время войны в здание церкви попала бомба, которой оно было частично повреждено. Между 1967 и 1971 гг. здание пытались несколько раз взорвать, но это не удавалось видимо по причине массивности и крепких стен. Последняя попытка очевидно удалась. На фундаменте церкви стоит поликлиника - Воронежская 104.
* - Аннотация: Общий вид части Лиговской улицы у домов №237 и №239. На заднем плане -
церковь Божией матери Казанской - подворье Пекинской православной миссии (архитектор А.П. Аплаксин).
Пекинская духовная миссия – старейшее зарубежное миссионерское учреждение Российской Православной Церкви – возникла в 1712 при Петре I. В 1792 она приобрела собственный статус и до 1863 входила в состав русского посольства в Китае. Первым начальником миссии был свт. Иннокентий Иркутский, а с 1896 ее возглавил энергичный епископ Переяславский Иннокентий, развернувший среди китайцев активную миссионерскую деятельность (при нем богослужения стали совершаться по-китайски) и основавший в Москве и столице подворья центра миссии – пекинского Успенского монастыря. В 1902 вдова ремесленника Ирина Степановна Беляева подарила миссии землю близ Лиговки. Здесь уже в октябре была освящена часовня, а 22 декабря епископом Ямбургским Сергием – небольшой деревянный храм с подворьем, выстроенный по проекту гражд. инж. Р. А. Берзена. Он считался временным. Сразу же была задумана и каменная двухэтажная церковь, но только в 1906 техники-строители Б. М. Кишкин и В. С. Шорохов предложили ее проект, который через пять лет епархиальный зодчий А. П. Аплаксин основательно переделал в "новгородском" стиле. Проект показался "более интересным, чем прежний". Для строительства был в 1910 образован комитет во главе с гофмейстером Б. В. Штюрмером, и осенью начались строительные работы. Из сметы в 100 тыс. руб. (истрачено было вдвое больше) в кассе вначале имелось всего 5 тысяч. Высокую церковь с куполом-шлемом заложил 8 мая 1911 епископ Вологодский Никон. Так как работы – в основном на средства местных купцов – шли уже целый год, то 6 октября 1911 архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий, покровитель подворья, смог освятить в здании нижний Михайловский придел, вмещавший 600 человек. К зиме следующего года удалось завершить все каменные работы и начать сооружение куполов. При достройке применялись бетон и железобетон. Поскольку церковь строилась "в память избавления России от нашествия галлов", освящение главного Рождественского верхнего придела храма на 1500 человек предполагалось произвести в столетний юбилей этого события, осенью 1912, но епископ Иннокентий сделал это только 15 августа 1913. 1 декабря того же года настал черед правого Казанского придела, по которому в те годы именовали весь храм. Это произошло незадолго до Рождества, когда по обычаю особым молебном отмечалось изгнание Наполеона из страны. Левый придел был посвящен свт. Ермогену. Фасады храма были скупо украшены трехлопастными арками и завершены щипцами. Над притвором возвышалась звонница. Керамикой был украшен перспективный портал. Несмотря на многие положительные отзывы, совет Академии художеств отметил в здании "утрировку деталей".
На Лиговке предполагалось возвести часовню, но сделать это не успели из-за революции. При подворье, которым в 1913–1925 управлял иеромонах Леонид (Антощенко), будущий новомученик, был устроен приют для китайских детей, обучавшихся в столице, зал для чтений "с туманными картинами", справочное бюро для отправляющихся на Дальний Восток, школа певчих, церковно-приходская школа, книжный склад с китайскими книгами и библиотека. Кроме того, у миссии с 1914 имелась временная деревянная Преображенская церковь в пос. Отрадное Шлиссельбургского уезда. 6 января в церкви торжественно отмечался день памяти свт. Иннокентия Иркутского, основателя миссии. В 1923 храм, который хотели закрыть, стал приходским. При нем действовало братство Царицы Небесной, объединявшее 3000 человек. Церковь была закрыта 25 марта 1938 и отдана под общежитие и клуб; имущество вывезено в Госфонд. Памятник неорусского стиля снесен между 1967 и 1971, и сегодня его участок частично занят котельной и поликлиникой. ([95] 2010 г.и. С. 349)
<a href='https://www.citywalls.ru/house2353.html' target='_blank'>Церковь Казанской иконы Божией Матери - Подворье Пекинской православной миссии на Citywalls.ru</a>
А в каталоге выставки действительно написано про снос в 1930-х?
В 1917 году (ВПг) в квартале от Прилукской до Растанной располагались участки 102/5 - 126/4, т.е. всего 13. Посмотрите вид со спутника. Участки здесь были крошечные. Если нынешний дом 110 стоит на месте церкви, на поликлинику и так приходится 4 участка (102-108).
К сожалению, здесь представлены фотографии дома 110 только с задней стороны, а на панораме видно, что к красной линии здание стоит глухой стеной, совсем без окон. М.б. там и есть котельная? И вообще дом выглядит очень странно - м.б. и правда перестроен из церкви? На него надо посмотреть хорошенько.
В тексте есть явное противоречие между цитатами корреспондентов:
1. Ныне на месте храма - котельная.
2. На фундаменте церкви стоит поликлиника - Воронежская 104.
Что-то одно вероятно?
Судя по номеру домов д.110 - котельная, скорее всего "на МЕСТЕ церкви в 1950е гг построили котельную."
А поликлиника здесь ни при чем. Если есть сомнения, то лучше убрать эти зачвления из публикации.
Другая тема:
как я уже имел честь объяснять, на фундаменте чужого старого здания ничего современного не построить.
Такие выражения годятся для построек 12-17 веков. А сейчас едва ли кто-то из инженеров подпишется под чертежом здания на фундаменте неизвестно кем и как построенной церкви при царе Горохе. :)
Только неспециалисту кажется, что фундаменты - это делается на глазок и абы как. Сперва делается исследование грунтов под будущим зданием, потом проектируется здание, определяется нагрузка на фундамент и потом проектируют сам фундамент. Никто так просто на чей-то фундамент ничего опирать не будет - можно в тюрьму угодить.
Ведь это не рисунок нарисовать, а нести ВСЮ оставшуюся жизнь ответственность за прочность здания и безопасность людей. Поэтому всуе без доказательств такого факта лучше не переписывать такие домыслы неспециалистов.
Пекинская духовная миссия – старейшее зарубежное миссионерское учреждение Российской Православной Церкви – возникла в 1712 при Петре I. В 1792 она приобрела собственный статус и до 1863 входила в состав русского посольства в Китае. Первым начальником миссии был свт. Иннокентий Иркутский, а с 1896 ее возглавил энергичный епископ Переяславский Иннокентий, развернувший среди китайцев активную миссионерскую деятельность (при нем богослужения стали совершаться по-китайски) и основавший в Москве и столице подворья центра миссии – пекинского Успенского монастыря. В 1902 вдова ремесленника Ирина Степановна Беляева подарила миссии землю близ Лиговки. Здесь уже в октябре была освящена часовня, а 22 декабря епископом Ямбургским Сергием – небольшой деревянный храм с подворьем, выстроенный по проекту гражд. инж. Р. А. Берзена. Он считался временным. Сразу же была задумана и каменная двухэтажная церковь, но только в 1906 техники-строители Б. М. Кишкин и В. С. Шорохов предложили ее проект, который через пять лет епархиальный зодчий А. П. Аплаксин основательно переделал в „новгородском“ стиле. Проект показался „более интересным, чем прежний“. Для строительства был в 1910 образован комитет во главе с гофмейстером Б. В. Штюрмером, и осенью начались строительные работы. Из сметы в 100 тыс. руб. (истрачено было вдвое больше) в кассе вначале имелось всего 5 тысяч. Высокую церковь с куполом-шлемом заложил 8 мая 1911 епископ Вологодский Никон. Так как работы – в основном на средства местных купцов – шли уже целый год, то 6 октября 1911 архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий, покровитель подворья, смог освятить в здании нижний Михайловский придел, вмещавший 600 человек. К зиме следующего года удалось завершить все каменные работы и начать сооружение куполов. При достройке применялись бетон и железобетон. Поскольку церковь строилась „в память избавления России от нашествия галлов“, освящение главного Рождественского верхнего придела храма на 1500 человек предполагалось произвести в столетний юбилей этого события, осенью 1912, но епископ Иннокентий сделал это только 15 августа 1913. 1 декабря того же года настал черед правого Казанского придела, по которому в те годы именовали весь храм. Это произошло незадолго до Рождества, когда по обычаю особым молебном отмечалось изгнание Наполеона из страны. На Лиговке предполагалось возвести часовню, но сделать это не успели из-за революции. Фасады храма были скупо украшены трехлопастными арками и завершены щипцами. Над притвором возвышалась звонница. Керамикой был украшен перспективный портал. Несмотря на многие положительные отзывы, совет Академии художеств отметил в здании „утрировку деталей“. При подворье, которым в 1913–1925 управлял иеромонах Леонид (Антощенко), будущий новомученик, был устроен приют для китайских детей, обучавшихся в столице, зал для чтений „с туманными картинами“, справочное бюро для отправляющихся на Дальний Восток, школа певчих, церковно-приходская школа, книжный склад с китайскими книгами и библиотека. Кроме того, у миссии с 1914 имелась временная деревянная Преображенская церковь в пос. Отрадное Шлиссельбургского уезда. 6 января в церкви торжественно отмечался день памяти свт. Иннокентия Иркутского, основателя миссии. В 1923 храм, который хотели закрыть, стал приходским. При нем действовало братство Царицы Небесной, объединявшее 3000 человек. Церковь была закрыта 25 марта 1938 и отдана под общежитие и клуб; имущество вывезено в Госфонд. Памятник неорусского стиля снесен между 1967 и 1971, и сегодня его участок частично занят котельной и поликлиникой.
1.Если смотреть генплан Л-да 1955 церковь находилась на участке Воронежская ул. д.106. На Лиговском пр. этому соответствовал участок дома Лиговский пр. 233. - это была полоса земли от Воронежской до Лиговской ул. 2. Если принять такую версию, то сведения в энциклопедии, что место снесенной церкви поделили котельная (д.108) и детская поликлиника (д.104) выглядят обоснованно.
3. Поэтому предлагаю сменить здесь номер дома на 106.
Там, где сейчас находятся часть двора и котельная, вплоть до 1967 года находилось здание церкви Рождества Христова или попросту Воронежской церкви. Она была посвящена событиям 1812 года. А началась её история в 1902 году. В этом году бездетная вдова ремесленника И. С. Беляева подарила Пекинской православной миссии участок земли в Петербурге – неподалёку от того места, где Воронежская улица упирается в Расстанную. Здесь и возникло подворье миссии, на котором Синод разрешил постройку деревянной Казанской церкви. Наблюдать за строительством следовало гражданскому инженеру Р. А. Берзену, но некий чертёжник Степанов оказался расторопнее, и к концу сезона по его проекту возвели небольшую церковь шириной всего в 9 метров. При храме существовали зал для чтений « с туманными картинами», книжные лавка и склад, детская школа, приют для китайских детей, справочное бюро для отправляющихся на Дальний Восток, а с 1903 года – ещё и общество трезвенников. Уже через два года на месте деревянного решили построить каменный храм. Однако по многим причинам дело затянулось. Лишь в августе 1910 года, не разбирая старую церковь, (чтобы не прерывать богослужения), начали земляные работы. 14 сентября были освящены рвы и положен первый камень в фундамент. Строили храм по проекту санкт-петербургского епархиального архитектора Андрея Петровича Аплаксина. Этот архитектор родился в 1879 году, в 1904 окончил Институт гражданских инженеров, а через два – Павловское военное училище. Им были построены церкви в Гдовском уезде, в Дибунах, в Сиверской. Кроме того, он принимал участие в реставрации Сампсониевского и Казанского соборов. Писал работы по истории русской архитектуры. После революции состоял на военной службе. Работал в Москве, занимался железнодорожным и военным строительством. Преподавал в Институте научной педагогики. До своей смерти в 1931 году был главным инженером Экспортлеса. В нашей микрорайоне им был построен еще один храм – Успенская церковь на Волковском кладбище, которая тоже не сохранилась. Но если посмотреть на фотографии, то можно увидеть что они очень похожи – двухэтажные, «в духе древне-новгородских храмов». Но вернемся к церкви на Воронежской улице. Возведением церкви руководил в ту пору особый комитет, в состав которого входили влиятельные лица – будущий председатель Совета министров Б. В. Штюрмер, будущий Патриарх Сергий, епископы Вениамин и Серафим (недавно прославленные в лике святых). 6 февраля 1911 года этот комитет принял решение посвятить церковь «столетней годовщине событий двенадцатого года». Синод дал на это своё соизволение, и строящийся храм стали именовать «созидаемым в память избавления России от нашествия галлов». Окончание строительства предполагалось к августу 1912 года. Чтобы успеть к юбилею, Синод разрешил сбор средств на строительство по всем епархиям. Однако внутренняя отделка была завершена лишь в 1914 году. Верхний храм освятили в честь Рождества Христова, придел его – во имя Казанской Божьей Матери; нижний храм был освящён во имя св. Архангела Михаила ( с приделом Всех Святых). Работа архитектора Аплаксина вызвала не только положительные отзывы, но и критику – к примеру, комиссия Академии художеств увидела в храме «утрировку деталей». Действительно, подчеркнутая геометричность и острота форм, стилизация древних прототипов были характерными особенностями творчества этого крупного зодчего. Высокая церковь доминировала над окружающей застройкой, резко выделяясь среди трущоб и деревянных домов. После революции церковь принадлежала к Патриаршему течению в Русской Православной церкви. В апреле 1923 года после осмотра подворья комиссией Володарского района было рекомендовано закрыть храм и передать здание жилищному отделу. Летом президиум Володарского райсовета постановил закрыть и всё подворье, но протест церковной «двадцатки» неожиданно был удовлетворен, и храм оставлен «во временное пользование», поскольку «в настоящий момент нет особой нужды в использовании помещения под общественные нужды». К июню 1923 года храм подворья Пекинской духовной миссии стал приходской церковью. Настоятелем его был тогда один из строителей храма о. Леонид, впоследстствии епископ Переславский и новомученик. Служили здесь епископ Петергофский (впоследствии митрополит) Николай, митрополит Ленинградский Алексий (впоследствии Патриарх Алексий I). Повторные попытки закрыть церковь – в 1929 и 1931 годах – не увенчалась успехом. Однако 17 марта 1938 года церковная «двадцатка» сама вынуждена была заявить об отсутствии священников и средств. Президиум Московского райсовета постановил закрыть церковь, что и произошло уже 25 марта. В храме разместились общежитие и клуб промкомбината, а затем театральный склад. 3 февраля 1961 года Исполком Ленгорсовета предписал «дирекции театра им. Ленсовета освободить помещение бывшей Воронежской церкви от складирования декораций в связи с получением в аренду… нового склада декораций (б. Измайловский собор)». Через месяц он же распорядился передать «бывшую церковь, с капитально восстановительным ремонтом… издательству «Художник РСФСР» для расширения полиграфической базы. Однако вскоре после 1967 года храм был снесён. Теперь на его участке – часть двора и котельная......
В 1902 вдова ремесленника Ирина Степановна Беляева подарила миссии землю близ Лиговки. Здесь уже в октябре была освящена часовня, а 22 декабря епископом Ямбургским Сергием – небольшой деревянный храм с подворьем, выстроенный по проекту гражд. инж. Р. А. Берзена.
Получается несколько противоречивая информация - о времени сноса церкви и ее местоположении...
Может быть кто может уточнить?