Публикация
Павильон Катальной горы
Павильон Катальной горы Ломоносов, Верхний парк, 1762-1774 - арх. Ринальди Антонио ВОв - частично разрушен 1951-1958 - восстановление, реставрация, под руководством арх. М. М. Плотникова
Павильон выстроен в 1762-1774 гг. по проекту арх. А. Ринальди у северной границы Верхнего парка (на Собственной даче) и является частью ансамбля Катальной горки. Ансамбль состоял из павильона, гор и колоннады. Долгое время автором Павильона Катальной горки считался Растрелли. В начале XX в. историком арх. Петербурга А. И. Успенским в докуиентах Государственого архива был обнаружен гравировальный альбом Ринальди, 10 листов которого посвящены Катальной горке.
Высота здания 33 м. Здание увенчано колоколообразным куполом, покоящемся на деревянном барабане, украшенном декоративными гирляндами. К цилиндрическому объему здания с трех сторон примыкают прямоугольные выступы с плоской крышей. На цокольный этаж опирается колоннада тосканского ордена второго этажа, образуя открытую галерею. Колоннада поддерживает балкон-террасу. С южной стороны балкона спускалась катальная горка. Баллюстрада балконов и лестниц украшена алебастровыми вазами. На голубом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, гирлянды. Раньше барабан купола украшала деревянная золоченая скульптура. С восточной стороны павильона между выступами встроена наружная лестница, ведущая в Вестибюль. Когда-то такая же лестница была и с западной стороны.
Материалы гравировального альбома свидетельствуют о том, что Катальная горка была сооружена в основном без отступлений от проекта (но убранство Круглого зала предполагалось сделать декоративно-скульптурным, а не живописным).
Традиционное народное развлечение - катание с ледяных гор - послужило идеей создания сооружения. Ледяная гора начиналась от южного фасада павильона, поднималась на высоту 20 м и затем переходила в плавные горки, расположенные одна за другой (общая длина горы - 532 м). Катание происходило в летнее время на калясочках в виде фигурных саней с 12-ю колесами. Коляски двигались по деревянной трассе с врезанными колеями. Конструкция колясочек и способ движения были заимствованы у изобретателя А. К. Нартова, который в 1740 г. создал механическую коляску для Катальной горки в Царском Селе. Вдоль горки двумя галереями была установлена каменная колоннада с башенками в середине почти из 1000 колонн. В конце колоннады закруглялись, образуя площадь с обелиском в центре. Перекрытия галерей, устроенных в виде открытых террас, служили прогулочными площадками, с которых можно было наблюдать за катанием. Вход на горку был расположен в павильоне через террасу на третьего этаже. Площадка, откуда начиналось катание была выше уровня галереи, что давало возможность тележкам развивать значительную скорость. Катальный горки в Царском Селе и Ораниенбауме не имели аналогов ни в России, ни за границей.
Вестибюль овальной формы, отделан белым лепным орнаментом на светло-зеленом фоне. Пол облицован искусственным мрамором.
Фарфоровый кабинет (площадью около 25 кв. м) расположен в восточном выступе павильона Катальной горки. Кабинет с трех сторон освещен четырьмя окнами. Его потолок, стены, пол были расписаны живописного дела мастером Серафино Бароцци. На стенах кабинета размещены различные по размеру и форме лепные консоли. Некоторые их них поддерживаются фигурками обезьян, поэтому кабинет называли Кабинтом обезьян. В XVIII в. на консолях стояли мифологические фарфоровые группы (другое название - Мифологический кабинет). С 1772 по 1775 г. худ.-скульпт. Мейсенского завода И.-И. Кендлером и мастер М.-В. Асье было выполнено 40 фарфоровых групп. Их сюжеты в аллегорической форме прославляют победу русского флота в Чесменском сражении (1770). Охотничий, или Белый, кабинет расположен в западном выступе павильона Катальной горки. Живописи здесь не было, лишь двери были расписанны в технике гризайль по зеленому фону. Орнаментальный пол из искусственного мрамора и камин, выдержанный в голубовато-сером тоне, дополняют декоративное убранство Охотничьего кабинета, художественный облик которого определяет лепная орнаментика. Отсюда и его прежнее название - Штукатурный кабинет.
Круглый зал - самый парадный и большой. Он занимает все центральное просранство третьего этажа. Зал соединен с лестницей, Охотничьим и Фарфоровыми кабинетами. Тройные окна-двери выходят и на балкон. Круглый зал перекрыт куполом. Средняя часть потолка расписана под трельяж, ниже широкая живописная полоса разделена на отдельные панно. Стены, как и свод, украшены росписью, лепкой и позолотой работы русских и итальянских мастеров XVIII в. Наддверные панно "Нептун", "Наяда на дельфине" и "Амфитрита" исполнены художником С. Торелли. Пол выполнен из искусственного мрамора изысканной цветовой гаммы. Росписи выполнены Бароцци. Ринальди предполагал не живописную, а декоративно-скульптурную отделку Круглого зала. Лепные работы в Катальной горке исполнял Джани по рисункам Ринальди.
В годы Великой Отечественной войны на территории Ораниенбаума не было военных действий, но в результате 29-месячной блокады, артобстрелов и бомбежек павильон Катальной горки значительно пострадал.
([
10 комментариев
16330 просмотров Добавил: Mary, 15 Марта 2013, 02:19
Редактировано: 7 Ноября 2022, 13:52
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house23438.html' target='_blank'>Павильон Катальной горы на Citywalls.ru</a>
Всего 10 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32235
Готовится: 77
Улицы: 2705
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14297
Всего сегодня: 1235
|
Одна и та же картинка 2-3 и колясочка 4 - это из "Забытого прошлого окрестностей Петербурга" Пыляева.