Публикация
Китайский дворец
Китайский дворец Ломоносов, Верхний парк 1762-1768 - арх. Ринальди А. 1852-1853 - арх. Бонштедт Людвиг - надстройка второго мансардного этажа с южной стороны
см.
Первый деревянный Китайский домик в Ораниенбауме был построен еще при вел. кн. Петре Фёдоровиче и находился вблизи крепости Петерштадт на берегу речки Карасты. Екатерининский Китайский дворец Построен в 1760-1768 гг. арх. А. Ринальди.
Западная часть дворца (слева) была половиной Екатерины Алексеевны, восточная (справа) - половиной ее сына Павла Петровича, которому к моменту окончания строительства исполнилось 14 лет. Здесь летом 1774 г. была отпразднована победа в русско-турецкой войне, хотя за 34 года своего царствования Екатерина II провела на Собственной даче всего 2 месяца.
В 1851 г. дворец был подарен вел. княжне Екатерине Михайловне к ее свадьбе с герцогом Георгом Мекленбург-Стрелицким. В 1852-1853 гг. арх. Людвиг Бонштедт надстроил второй мансардный этаж с южной стороны дворца. Тогда же появился застекленный вестибюль-галерея. Екатерина Михайловна - последняя владелица из Дома Романовых - на склоне лет жила здесь каждое лето.
Северный фасад дворца сохранился без переделок с 1760-х гг., когда дворец именовался самим Ринальди - Новое казино ("домик" по-итальянски). К фасаду дворца с севера примыкал партерный садик богато декорированный скульптурой. В наше время партерный газон по-прежнему украшают мраморные скульптуры "Аполлона Бельведерского" и "Артемиды Версальской".
Пруд перед Китайским дворцом - искусственного происхождения, первоначально имел фигурное очертание. Мраморная скульптура "Тритон, спасющий детей" (ск. Й. фон Копфа, 1861) располагается на том же месте и в наши дни. В 1860 г. сделана мраморная лестница-спуск к воде. Скульптура итальянской работы XVIII в. "Иона" сохранилась на прежнем месте до нашего времени. Бронзовые скульптуры "Аполлино" и "Венера Медицийская" - копии первой половины XIX в. с античных оригиналов. Чугунные садовые скамьи выполнены на Каслинском заводе на Урале в середине XIX в.
7 небольших помещений дворца поражают изысканной и тонкой отделкой. Парадная анфилада состоит из Зала муз, Голубой гостиной, Стеклярусного кабинета Мозаичный покой), Большого зала, Сиреневой гостиной (Штукатурный покой), Малого и Большого китайских кабинетов. Открывает анфиладу Зал муз (Музыкальный зал), украшенный лепкой, живописью и позолотой. Плафон "Венера и грации", росписи стен и падуг выполнены итальянским художником С.Торелли. На стенах изображены музы, на падугах - амуры. 12 панно работы французских мастерой де Шен, вышитые синелью (ворсистым шелком) по фону из стекляруса, дали название Стеклярусному кабинету. Панно отделены друг от друга резными рамами в виде стволов пальм, выполенных русскими мастерами.
([ (Ломоносов. Пригороды Ленинграда. Лениздат. 1975., Mary)
Помещение Передней служило вестибюлем изначально; здесь в центре южной части дворца, и сегодня расположен вход в здание. После пристройки в 1853 г. к этой комнате крытой застекленной галереи она стала использоваться и в качестве столовой. Стены Передней в XVIII столетии были украшены росписями итальянского живописца-декоратора Стефано Торелли, ученика прославленного неаполитанского художника Франческо Солимены. Торелли прибыл в Россию в 1758 г., оставив службу при Саксонском королевском дворе. В 1764 г. живописец трудился над оформлением Зимнего дворца, а в 1765 г. приступил к работе в Ораниенбауме, и спустя короткое время интерьеры Китайского дворца украсились его талантливыми произведениями. В 1850-е гг. настенные росписи Торелли в Передней заменили на архитектурные пейзажи неизвестного художника ХIХ в. «Диана и Актеон» и «Пейзаж с руинами ». В Передней сохранился живописный плафон работы С. Торелли « Аполлон и Искусства». Одна из стен Передней сохранила замечательные по красоте рисунка орнаментальные росписи другого итальянского мастер, Серафи- но Бароцци, который так же, как и Торелли, работал непосредственно в Китайском дворце. Дополняет убранство интерьера лепной декор падуг и потолка: раковины, листья аканта и других растений, цветочные гирлянды. Переднюю украшает наборный паркет XVIII в., составленный из нескольких пород дерева - ореха, амаранта, березы, сандала, яблони, розового и красного дерева; его рисунок, созданный Ринальди, словно отражается в лепном декоре потолка, что придает завершенность оформлению интерьера. Камин, выполненный из искусственного мрамора, создан в XVIII в. «штукатурных дел мастером» итальянцем Альберто Джани, много работавшим над изготовлением первоначальных мраморных полов. Большой зал, центральное помещение дворца, в документах XVIII столетия именуется также Приемным, Круглым, Овальным или просто Залом. Оформленный в духе торжественной приподнятости, он предназначался для официальных приемов и трапез. Большинство посещений Собственной дачи Екатериной II заканчивалось ужином в большом зале. В отличие от других помещений дворца, интерьер Большого зала несет в себе черты нового стиля - классицизма - и предвосхищает последующие интерьеры, созданные Ринальди в Петербурге, Царском Селе, Гатчине. Облик этого парадного зала строг и величав, его декор изысканно-благороден и лаконичен. Стены и трёхчетвертные коринфские колонны декорированы искусственным мрамором разных оттенков. Большой зал перекрыт невысоким куполом, прорезанным круглыми окнами - люкарнами, которые служат источником естественного освещения. Через большие двери, застекленные до самого пола, открывается живописный вид на партерный садик и луг, переходящий в парк. Над дверьми располагаются беломраморные барельефы, изображающие Петра Великого и его дочь Елизавету Петровну. Выполнила их Мари-Анна Колло, известный французский скульптор, ученица и помощница Э.-М. Фальконе. На потолке плафон С. Торелли «День, изгоняющий ночь». Картина была написана для Мраморного дворца в Петербурге, где она и находилась вплоть до передачи в Китайский дворец в 1960-х годах. Ранее на этом месте находился плафон прославленного венецианского художника Джованни Баттиста Тьеполо «Отдых Марса» - подлинный шедевр декоративно-монументальной живописи. В июле 1941 г. плафон был демонтирован и вывезен в Петергоф, где исчез в годы войны. В ноябре 2014 г. «Винтерсхалл» заключил договор о спонсорской помощи с ГМЗ «Петергоф» на реставрацию части помещений второй очереди Китайского дворца, что позволит завершить реставрацию Большого зала и позволит по-новому организовать экскурсионный процесс, избегая разворота и встречного движения групп. Интерьер Голубой гостиной один из наиболее насыщенных архитектурно-лепным декором. Вследствие большой влажности и капиллярного подсоса нижняя часть стен была полностью деструктурирована и наблюдалось множество утрат. При демонтаже рам картин «Нимфа и Тритон, выходящие из тростника» и «Похищение Европы» обнаружилась полная деструкция гипсовых угловых орнаментованных композиций. Деревянные элементы рамы были демонтированы с соответствующей маркировкой, с угловых композиций были сняты модели, после чего их тоже демонтировали. Лепщиком - реставратором Холод А. Х. (почетный реставратор Санкт-Петербурга) был отреставрирован весь лепной декор и воссозданы утраченные элементы. Большая Антикамера пристроена к восточному фасаду дворца в 1850 г. Строительство нового помещения велось по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера, и связано с обновлением Китайского дворца, осуществленным его новой владелицей, супругой великого князя Михаила Павловича - Еленой Павловной. После реконструкции дворца сюда перенесли вход, и комната получила название Передней. В интерьере сохранилась подлинная отделка, выполненная в технике гризайль (декоративная живопись, имитирующая барельеф, выполняемая различными оттенками одного цвета). Зал Муз, сохранивший свою подлинную отделку, принадлежит к числу лучших интерьеров XVIII в. Большие окна-двери придают ему сходство с парковым павильоном. Первоначально зал назывался Живописной галерей и предназначался для музыкальных концертов, а свое нынешнее название получил в XIX в. В декоративном убранстве интерьера ведущую роль играет живопись. Роспись стен и падуг потолка выполнена в технике темперы в 1768 г. итальянским художником Стефано Торелли (1712-1784 гг.). В простенках между окнами располагаются крупнофигурные композиции с изображением девяти муз - покровительниц искусств. На падугах изображены группы амуров с атрибутами античных богов, чередующиеся с орнаментальной лепкой. Потолок украшен живописным плафоном Стефано Торелли «Триумф Венеры». Наборный паркет выполнен по рисунку А. Ринальди в 1772 г. группой русских столяров под руководством И. Петерсена. В наборе паркета использовано несколько разновидностей древесины, в том числе красное дерево, орех, палисандр, золоторозовое дерево, береза, клен. Работы по устройству противокапиллярной гидроизоляции и реконструкцию подполий выполняло ООО «ГЕОИЗОЛ». В помещении Зала Муз и Голубой гостиной было сделано техническое подполье высотой 80 см, где и проложили все инженерные сети. Работы по прокладке и пусконаладке инженерных сетей выполняло ООО «Стройсервис». 20 ноября 2014 г. в Танцевальном зале Большого петергофского дворца состоялось подписание трехстороннего договора о сотрудничестве между ГМЗ "Петергоф", "Винтерсхалл Холдинг ГмбХ" (Гер- мания) и ООО "Петербургская реставрационная компания". Договор предусматривает первоочередные противоаварийные и выборочные работы в трех залах Китайского дворца - Будуаре, Кабинете Павла I и Штофной опочивальне. А также реставрацию интерьера Большого зала Китайского дворца, портретов Петра и Елизаветы Петровны, а также реставрацию Галереи. Масштабная реставрация дворца началась в 2009 г., после вхождения дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум в состав ГМЗ "Петергоф". Первый этап завершился в 2011 г. за счёт благотворительных средств ОАО "Газпром", когда были представлены четыре зала - Большая Антикамера, Зал Муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет. В июле 2014 г. открытием еще двух залов Китайского дворца - Розовой гостиной и Гардеробной - завершился первый этап второй очереди реставрации. Второй этап включит работы в Передней, Большом зале, Галерее, третий - в Штофной опочивальне, Будуаре, кабинете Павла и помещениях второго этажа. Открыть эти залы планируется в 2016 г. В 2017 г. начнется последняя очередь реставрации, в рамках которой будут восстановлены восемь залов: Сиреневую гостиную, Малый и Большой китайские кабинеты, Малую антикамеру, Китайскую опочивальню, Туалетную, Портретную и Кабинет Екатерины. «Винтерсхалл» - это самая крупная нефтегазодобывающая компания Германии, в которой занято свыше 2 тысяч сотрудников из более чем 40 стран. 25 лет тесного партнерства объединяют «Винтерсхалл» с крупнейшим в мире производителем природного газа российским предприятием «Газпром». Руководство компании считает, что содействие культуре не роскошь, а форма выражения общественной активности. Поэтому, в каких бы уголках мира не работал «Винтерсхалл», везде главным достоянием становится не только нефть и газ, но и связи между людьми, между народами. (Текст со стенда музея; добавил
* Неизвестный скульптор. Россия, сер. XIX в. Копия с античного оригинала IV в. до н.э. Школа Праксителя. Бронза ** Неизвестный скульптор. 1810 Копия с античного оригинала IV в. до н.э. Бронза *** Скульптор В. В. Вольф. Германия.1857 Мастерская М. Гейса Берлин. Шпиатр
Дворец был превращен в музей в 1922 г. Первым комиссаром и хранителем ораниенбаумских дворцов стал поэт Б. А. Верхоустинский (1889-1919).
В годы Великой Отечественной войны на территории Ораниенбаума не было военных действий, но в результате 29-месячной блокады, артобстрелов и бомбежек частично пострадал и Китайский дворец.
По [
24 комментария
12227 просмотров Добавил: Mary, 11 Марта 2013, 22:56
Редактировано: 14 Января 2023, 07:01
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house23408.html' target='_blank'>Китайский дворец на Citywalls.ru</a>
Всего 24 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32032
Готовится: 71
Улицы: 2692
Архитекторы: 4120
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14091
Всего сегодня: 66540
|
Я вот искренне не понимаю, зачем если есть вполне официальный адрес (Верхний парк, дом 7, литера А), писать вместо него выдуманный?