Публикация

Производственное здание - БЦ "Аптекарский, 2"

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Фото 02.2013.

Производственное здание - БЦ "Аптекарский, 2"

Аптекарский пр. 2, к.1

1936-1937 -

 

 

  • фото

    1904 г.

  • фото

    Особняк Г. Г. Бюхтгера,
    1903-1904.
    (добавил _p_k)

  • фото

    Дом на углу Аптекарского пр.
    и ул.Литераторов
    журнал "Мотор". 1935. №3

  • фото
  • фото

    План расположения
    зданий АРЗ

  • фото

    Из журнала "Мотор". 1935. №3
    (добавил Сергей Беляев)

  • фото

    Ленинград. Адресно-справочная книга. 1940. С.145
    (добавил Сергей Беляев)

  • фото

Исторически улица Литераторов и набережная Карповки это одно и то же. В XIX в. линия застройки по Карповке, от Аптекарского проспекта по территорию современного дома 19 (по Карповке) включительно, проходила по линии, по которой сейчас проходит улица Литераторов. Между этой линией и собственно берегом не было участков, там ничего не строили, так же, как не строили первоначально на аналогичном пространстве на набережной Малой Невки на Каменном острове, например. 

Застройка пространства между линией набережной (домов по ней) и берегом началась ближе к концу XIX в. Так образовался проезд, который позднее и получил название улица Литераторов, но формально, в документах, в адресных книгах, эта улица появилась только в XX в. Вот на карте 1904 г. все это хорошо видно.

Поэтому угловой участок 2 по Аптекарскому проспекту до Формального признания улицы Литераторов имел адрес: Аптекарский пр., 2 - наб. Карповки, 3. А когда появился на самом берегу дом Здравия, он получил номер 2а по Аптекарскому проспекту.

На этой фотографии дом с адресом Аптекарский пр., 2 - наб. Карповки, 3, а дом Здравия, который не имел к нему никакого отношения, а имел № 2а по Аптекарскому проспекту, находился за тем забором, который ближе к левому краю фотографии. Проулок, получившийся между ними, это начало будущей улицы Литераторов. Деревянный дом № 2-3 при советах превратился в то, что мы видим на фото 2, на его месте  позднее построили здание, которое мы видим на титульном фото. 

Правее деревянного дома на фото 1903 г. стоит одноэтажное кирпичное здание фабрики, принадлежавшее к этому же участку № 2-3. Позднее оно было перестроено и надстроено и превратилось в то промышленное здание, которое мы видим на фото справа от деревянного и в натуре. 

Адресная книга на 1896 г. показывает владельцем участка купца 2 гильдии Игнатия Игнатьевича Дюфо (О. I. Стб. 20). В купеческой книге 1898 г. он - Дюфо Игнатий-Александр, 57 лет, французский гражданнин, католик, платит гильдейсские повинности с 1872 г. Жительствует по М. Конюшенной улице, 9 Содержит магазин ковров и мебельных материй в доме жительства и фабрику по Аптекарскому пр.. соб. д. № 2 (С. 276).

Несколько, совсем немного, лет в начале 1900-х домом владел Гаральд Германович Бюхтгер, классный художник-архитектор, сын того Бюхтгера, который жил и держал мебельную мастерскую на Английском пр., 8. К этому времени относятся фотографии дома, одна из которых приведена. Он занимался здесь производством ковров и мебельных материй.

Других записей у себя что-то не вижу, но следующим владельцем фабрики был Нахман Шлемович Фрейдберг., выпускавший здесь багеты и рамки. Это конец 1900-х - начало 1910-х. К этому времени относится перестройка производственного корпуса.                                                                                                                          (Добавил: Liz)

  • фото

    Фото - Blackadder , 2010.

  • фото

    Северный фасад
    (дворовый)

  • фото

    Южный фасад
    вдоль ул. Литераторов

  • фото

    Слева примыкает здание,
    расположенное на трассе
    ул.Литераторов

АТУЛ расшифровывается как Автотранспортное управление Ленсовета. При управлении существовал 2-й авторемонтный завод, который изначально занимался только ремонтом, с 1925 г. начал изготовлять автобусные кузова, а после 1932-го разработал несколько полноценных автобусов оригинального дизайна. В качестве шасси использовались различные модели ЗИС, Я, АМО, а также ряд иностранных, в частности, MAN.

Автобусы АТУЛ изготовлялись малыми партиями и практически все работали в Ленинграде, хотя ряд машин поступили в Москву и Минск. Завод прекратил существование в 1950 г.                                                                       (car-day.ru 23.10.2017)

 

 

Пристройка к более старому 3-х этажному зданию.

Этот корпус в период проектирования и строительства был угловым,  на углу Аптекарского пр. и ул. Литераторов.

Позднее, вероятно, в 1950-х гг., эта часть улицы Литераторов оказалась внутри территории завода.

Южный фасад цеха был обращен изначально на исчезнувшую улицу.

Корпус построен на месте деревянного одноэтажного здания и 2-х этажного дома на углу. 

До 1-й мировой войны на участке размещалась багетная фабрика частного владельца.

В 1915 он её продал вместе со всеми строениями и там были созданы авторемонтные мастерские.

С 1927 с началом автобусного движения в Ленинграде здесь был организован ремонт и производство автобусных кузовов. Был создан Авторемонтный завод (АРЗ) транспортного управления Ленинграда. 

В 2012 бизнес-центр "Аптекарский,2" 

"Сделан евроремонт, Телефония, Круглосуточная охрана, Кондиционирование, Видеонаблюдение, Пожарная сигнализация, пол ламинат, окна металлопластиковые, планировка коридорная, отделка Бизнес класса, Историческое здание, Кафе, Оштукатуренный фасад" 

(Инф. сайтов "Бизнес центры двух столиц" business-centres.ru  и Море офисов" more-ofisov.ru  26.01.2013)

1935: Авторемонтный завод "АРЗ". Аптекарский пр.. 2. В ведении Транспортного управления Ленсовета.

         Производство: капитальный ремонт автобусов. Директор Романов В. Д.

         Кузовной отдел - ул. 3-го июля, 50-б   (ВЛ на 1935)

1937, 1940: Авторемонтный завод Автотранспортного управления Ленсовета. Аптекарский пр.. 2.

       Кузовной отдел - ул. 3-го июля, 50-б   (ВЛ на 1937; Список абонентов ЛГТС. 1940)

15 комментариев
3243 просмотра
Добавил: sperling, 26 Января 2013, 00:56
Редактировано: 3 Мая 2022, 15:58
Оцените:
(9 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house23155.html' target='_blank'>Производственное здание - БЦ "Аптекарский, 2" на Citywalls.ru</a>
Всего 15 комментариев
  • 6 Февраля 2013, 18:36

    Транспортный отдел Петрогубисполкома (Петрогубтранс). Захарьевская ул.. 8/10.

    Авторемонтные мастерские - Аптекарский о-в, 2 (так). Зав. Отенсен Р. С., пом. зав. Архангельский М. М. (ВЛ на 1923. С. 228).

    В ВПг на 1917 в соответствующих разжелах ничего с этим адресом не нашла.

  • 6 Февраля 2013, 20:31

    1935: Авторемонтный завод "АРЗ". Аптекарский пр.. 2. В ведении Транспортного управления Ленсовета. Производство: капитальный ремонт автобусов. Директор Романов В. Д.

    Кузовной отдел - ул. 3-го июля, 50-б (ВЛ на 1935)

    1937, 1940: Авторемонтный завод Автотранспортного управления Ленсовета. Аптекарский пр.. 2.

    Кузовной отдел - ул. 3-го июля, 50-б (ВЛ на 1937; Список абонентов ЛГТС. 1940)

     

  • 7 Февраля 2013, 12:51

    Я предполагаю, что после блокады краснокирпичное здание перешло в руки Ленполиграфмаша.

    Этот угловой корпус мог сразу принадлежать Ленполиграфмашу еще до войны или мог быть частью АРЗ, а после блокады передан Ленполиграфмашу.  

  • 24 Марта 2017, 13:43

    Деревянный дом на углу Аптекарского пр. и ул. Литераторов, 1903 (особняк и «Дом Здравия» Г. Г. Бюхтгера) - https://pastvu.com/p/583031 (фото послано в публикацию)

     

     

     

    Может, нужно по деревянному дому сделать отдельную публикацию?

  • 24 Марта 2017, 13:47

    Сделайте, если  во всем этом уверены, я не разбиралась.

  • 24 Марта 2017, 15:50
    Ответ на "Сделайте, если  во всем этом уверены, я не ра" от Наталия

     

    Постараюсь, но есть одна просьба - сейчас по этому адресу уже есть одна лишняя публикация - http://www.citywalls.ru/house13306.html

     

    Нужно перенести из нее титульную фотографию сюда, отметив год съёмки (мне он не виден, но полагаю. что 2010, судя по дате публикации). А из http://www.citywalls.ru/house13311.html нужно эту же фотографию убрать) 

    Сюда же можно перенести два комментария про ночные клубы:

     

    ====

    алекс13 Августа 2010, 01:13|

    Получается, что в этом здании (корпус не оговорен) то ли есть, то ли уже был клуб "Этаж".

    "Прямо напротив Ботанического сада гнездится новый клуб Etage. Просторнейший зал с диванами и столиками по периметру, барная стойка, сцена, чуть поодаль проход на второй танцпол, пока еще не открывшийся, но еще более просторный — ничего лишнего. За строгий стройный вид клуба в духе английского андерграунда отвечает Даниил Горский, на счету которого интерьеры абсолютно разных заведений — от народной сети «Кофе Хауз» до ресторана «Палкинъ».

    http://www.timeout.ru/clubs/place/15606/?city=3

    В "желтеньком" корпусе вроде бизнес-центрНа сайте приведено соотв. фото.

    http://restate.ru/office/346.html

     

    ====

     

    miraru11 Сентября 2011, 12:56|

    БЦ, похоже, в обеих половинах этого здания.

    А вместо клуба Этаж там действует Ночной клуб «Phoenix» (Феникс).

    http://www.cluub.ru/club/phoenix/index.html

     

    ====

     

    Больше в http://www.citywalls.ru/house13306.html ничего ценного нет, так что её стоит удалить, как это предлагал sperling ещё в 2013 году.

  • 25 Марта 2017, 23:18

    Список фабрично-заводских предприятий Петрограда 1918 г.

  • 23 Октября 2017, 07:11

    Видимо, здесь начинали производить автобусы АТУЛ.

  • 23 Октября 2017, 19:07
    Ответ на "Видимо, здесь начинали производить автобусы АТУЛ." от Osbourne

     Да, похоже, в интернете даже статью нашла, правда не поняла из какого издания

  • 25 Октября 2017, 03:42
    Ответ на "Да, похоже, в интернете даже статью нашла, правда " от Наталия

     Однако, нашел вот такую итату с форума моделистов: "Авторемонтный завод АТУЛа никогда не выпускал автобусы. Никогда!!! Автобусным производством в Ленинграде под эгидой АТУЛа занималось ТОЛЬКО одно предприятие, и назвалось оно так - "Кузовные мастерские Треста пассажирских перевозок "Ленавтотранс" Автотранспортного управления Ленсовета (позже Ленгорисполкома) Главного управления местных автохозяйств Наркомата (позже Министерства)автомобильного транспорта РСФСР". Только так и никак иначе!!!
    АРЗ АТУЛа занимался только капиталкой грузовых автомобилей, а также реконструкцией (удлинением и усилением) шасси под установку автобусных кузовов, которая производилась в Кузовных мастерких (КЗ). 
    Причем КЗ и АРЗ находились на разных территориях, и шасси гонялись своим ходом для установки кузовов в КЗ, где их и делали.
    После ликвидации КЗ в 1955 году их территорию ( на ул. Земледельческой, 8 ) отдали АРЗу, который автобусное производство уже не возобновлял. Уже потом в 60-х АРЗ АТУЛа был перименован во 2-й ЛАРЗ.

    В ЦГА СПб есть фонд АТУЛа, в котором хранятся годовые отчеты, где всё это подробно описано...вплоть до подробной статистики производства автобусов АТУЛом с 1938 по 1954 г."

     

    http://www.rcforum.ru/showthread.php?p=797028

     

    То есть, здесь переделывали шасси, а кузова делали в другом месте, в Кузовном отделе. После войны, надо понимать, он находился на Земледельческой, рядом с автопарком. А потом туда переехал и АРЗ.

  • 12 Апреля 2019, 02:19

    Поскольку мне пришлось во все это вникнуть, должна сказать следующее. Исторически улица Литераторов и набережная Карповки это одно и то же. В 19 веке линия застройки по Карповке, от Аптекарского проспекта по территорию современного дома 19 (по Карповке) включительно, проходила по линии, по которой сейчас проходит улица Литераторов. Между этой линией и собственно берегом не было участков, там ничего не строили, так же, как не строили первоначально на аналогичном пространстве на набережной Малой Невки на Каменном острове, например. 

    Застройка пространства между линией набережной (домов по ней) и берегом началась ближе к концу 19 века. Так образовался проезд, который позднее и получил название улица Литераторов, но формально, в документах, в адресных книгах, эта улица появилась только в 20 веке (не помню этой даты, сейчас не буду искать). Вот на этой карте 1904 года все это хорошо видно.

     

    Поэтому угловой участок 2 по Аптекарскому проспекту до Формального признания улицы Литераторов имел адрес: Аптекарский пр., 2 - наб. Карповки, 3. А когда появился на самом берегу дом Здравия, он получил номер 2а по Аптекарскому проспекту.

    Ответ на "Деревянный дом на углу Аптекарского пр. и ул. Лите" от _p_k

     На этой фотографии дом с адресом Аптекарский пр., 2 - наб. Карповки, 3, а дом Здравия, который не имел к нему никакого отношения, а имел № 2а по Аптекарскому проспекту, находился за тем забором, который ближе к левому краю фотографии. Проулок, получившийся между ними, это начало будущей улицы Литераторов. Деревянный дом № 2-3 при советах превратился в то, что мы видим на фото 2, на его месте  позднее построили здание, которое мы видим на титульном фото. 

    Правее деревянного дома на фото 1903 года стоит одноэтажное кирпичное здание фабрики, принадлежавшее к этому же участку № 2-3. Позднее оно было перестроено и надстроено и превратилось в то промышленное здание, которое мы видим на фото 2 справа от деревянного и в натуре. 

    Адресная книга на 1896 год показывает владельцем участка купца 2 гильдии Игнатия Игнатьевича Дюфо (О. 1. Стб. 20). В купеческой книге 1898 года он - Дюфо Игнатий-Александр, 57 лет, французский гражданнин, католик, платит гильдейсские повинности с 1872 года. Жительствует по М. Конюшенной улице, 9 Содержит магазин ковров и мебельных материй в доме жительства и фабрику по Аптекарскому пр.. соб. д. № 2 (С. 276).

    Несколько, совсем немного, лет в начале 1900-х домом владел Гаральд Германович Бюхтгер, классный художник-архитектор, сын того Бюхтгера, который жил и держал мебельную мастерскую на Английском пр., 8. К этому времени относятся фотографии дома, одна из которых приведена под № 6 (подпись про дом Здравия надо снять). Он занимался здесь производством ковров и мебельных материй.

    Других записей у себя что-то не вижу, но следующим владельцем фабрики был Нахман Шлемович Фрейдберг., выпускавший здесь багеты и рамки. Это конец 1900-х - начало 1910-х.

    К этому времени относится перестройка производственного корпуса, который неправльно описан здесь -  http://www.citywalls.ru/house13311.html - как Гор. изоляционный дом. Но об этом я напишу там.

  • 12 Апреля 2019, 02:29
    Ответ на "Список фабрично-заводских предприятий Петрограда 1" от Наталия

     Дата 1891, вероятно, год основания предприятия, но произошло это не здесь. Еще Адресная книга на 1893 год показывает его багетную и рамочную фабрику на Казанской, 5 (АК на 1893. Стб. 1038).

  • 3 Января 2021, 18:51
    Ответ на "Поскольку мне пришлось во все это вникнуть, должна" от Liz

     В связи со сказанным в этом комментарии, так называемый "Дом здравия" на фото https://www.citywalls.ru/photo425369.html (в публикации про фабрику Фрейдберга) надо бы выделить в отдельную публикацию, так он никакого отношения к другим домам с номером  2 по Аптекарскому проспекту не имеет, ибо находился на другой стороне улицы Литераторов. Не уверена, что выразилась понятно, но все же.

  • 3 Января 2021, 19:03
    Ответ на "В связи со сказанным в этом комментарии, так назыв" от Liz

     Я пока не во что не вникла, но это тогда будет утраченное здание? У нас про это что-нибудь есть кроме фото?

  • 3 Января 2021, 20:57
    Ответ на "Я пока не во что не вникла, но это тогда будет утр" от Наталия

     У меня были какие-то выборки из ВПб, не знаю, найду ли. В ВПб. если правильно помню, кратко писали о целях заведения. Я думаю, в любом случае нужно сделать, даже если сведений будет совсем не много. Именно из-за его местоположения в самом начале этой улицы, от которой остались такие невнятные фрагменты, а начало вряд ли будет когда-то открыто. И как пример отчаянной нумерации в, казалось бы, безнадежном случае. Ну, и сам пример такого рода заведения. И в архитектурном смысле дом интересный - деревянный с каменной лестницей в каменном же объеме. Можно добавить фото деревянного дома 1903 года, на котором виден забор и начало улицы Литераторов

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31933
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 3532