Публикация

Хлебные амбары Александро-Невской лавры

Здание на карте
фото
Архитекторы: Гемилиан А. П.
Брандт К. И.
Год постройки: 1846-1849
Стиль:

Фото yuri.sedunov  2010 г.

Хлебные амбары Александро-Невской лавры

наб. Обводного кан., 3-5 - пр. Обуховской Обороны, 5

Пам. арх. (регион.)

1846-1849  - арх. Гемилиан А. П., Брандт К. И.

 

 

Сохранившиеся Хлебные амбары размещались в 5-ти корпусах -  наб.Обводного кан., 3, 5, 5а, 5б, 5в.

  • фото

    Фрагмент плана 1 уч.
    Александро-Невской
    части 1902 г.

  • фото

    Фрагмент карты 1915 г.

  • фото

    1926 г. Амбары на берегу Невы.
    Калашниковская (ныне Синопская)
    набережная.
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    1926 г.
    Фото Л.Г.Андреевского
    ГМИ СПб Инв.№-II-А-1729 ф

    (добавил Kater)

  • фото

    1929 г. Амбары на берегу Невы.
    Рабочие готовят настил и опоры
    моста через Обводный канал
    ЦГАКФФД СПб Гр 9541

  • фото

    1931 г. Строящийся мост у
    1-ой государственной мельницы
    имени В.И.Ленина *
    ЦГАКФФД СПб Вр 7427

  • фото

    1932 г. Амбары на берегу Невы.
    Строительство Ленинградского
    речного порта
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    1933 г. Амбары на берегу Невы**
    ЦГАКФФД СПб Вр 30556

  • фото

    1938. Обводный канал
    (pastvu.com)
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Фото 08.04.1943 г.

  • фото

    1957–1965 гг. Хлебные амбары
    Александро-Невской лавры
    (добавил Nika_Artemyeva)

* Снесённые амбары вдоль проспекта. Справа на фото – Шлиссельбургский мост.

** Строительство новой бетонной стенки вдоль Калашниковской пристани между Обводным каналом и рекой Монастыркой.  

 

Проспект Обуховской Обороны берет начало от самой площади Александра Невского. До 1952 г. начальный участок проспекта назывался Шлиссельбургским. А все пространство между р. Монастыркой (в прошлом Черной речки) и Обводным кан. принадлежало Александро-Невской лавре.

 

В середине XIX в. здесь были выстроены каменные хлебные амбары (строительство их стоило от 20 до 30 тыс. руб каждый). Амбары стали сдаваться в аренду хлеботорговцам, плата составляла 1100 руб в год.

 

Лаврские амбары были частью огромного речного порта. Большое здание стояло и на месте современной площади у моста Александра Невского, принадлежало оно тоже лавре. Два десятка амбаров стояли вдоль Невы на нынешней Синопской наб., за Монастыркой до Обводного находилось еще полтора десятка амбаров. Десяток амбаров был и с другой стороны Шлиссельбургского тракта. Пять амбаров стояло по Обводному каналу.

 

В дни Октябрьской революции на всех фронтонах амбаров были начертаны революционные лозунги - Кто не с нами, тот против нас, Ум не терпит неволи, Охраняйте революцию .... Надписи виднелись в годы НЭПа и первой пятилетки. Еще перед войной в амбарах хранилось зерно. (Из воспоминаний Ольги Бергольц).

 

После ВОВ сначала была снесена та часть амбаров. которые закрывали лавру с Невы. При строительстве моста Александра Невского была снесена еще часть.

Сейчас сохранились только амбары вдоль Обводного кан.

 ([56]. СС. 17-20)

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 01.2008 г.

  • фото

    Со стороны Никольского
    кладбища.

  • фото

    Фото - Наталия, 2008 г.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Влада, 05.2020.

  • фото

  • фото

    Часть отреставрирована

  • фото

    Фото - Nipnip, 02.2022.

  • фото

    Фото - giper, 02.2019.

  • фото

    Фото - Наталия, 04.2021.

  • фото

    Фото - BABIRA66, 02.2020.

  • фото

    Дом 3.

  • фото
  • фото
  • фото

    Дом 5 лит А.

  • фото
  • фото

    Дом 5 лит А.

  • фото
  • фото
  • фото

    Дом 5 лит А.

  • фото
  • фото

    Дома 5 лит А и лит. Б.

  • фото

    5 лит Б

  • фото
  • фото

    5 лит Б

  • фото
  • фото

    5 лит В

  • фото
  • фото
  • фото

    5 лит В

  • фото

    5 лит Б
    Фото - Виктор М, 06.12.2022.

  • фото
  • фото

    Фото - Влада, 11.2022.

Место, где ныне размещаются предмостные сооружения левого берега, с начала XX века пользовалось у горожан дурной славой. Здесь стояли огромные кирпичные амбары-зернохранилища, между которыми пролегали трамвайные пути. Место это почти не освещалось, и многие горожане, проходившие здесь в одиночку в сумерках, подвергались нападению грабителей, обитавших на заброшенном кладбище. Однако, еще большую опасность и пешему, и конному представляли серые крысы, жившие в амбарах. Ежедневно вечером огромные массы этих грызунов-паразитов выходили из амбаров и направлялись по пологому склону к Неве на водопой. Напившись невской водицы, серая крысиная масса возвращалась обратно в амбары. Впечатление было такое, как будто шевелится сама земля. Во время крысиного водопоя движение на этом участке прекращалось. Не только пешие и конные, но даже трамваи и автомобили не рисковали появляться здесь в это время. Городская молва долгое время передавала леденящую кровь историю о том, как в 1920-е гг. некий незадачливый извозчик пытался проскочить крысиную массу, и как утром на этом месте были обнаружены два обглоданных скелета - человеческий и лошадиный.


Однако время шло, город развивался, и возникла необходимость устроить здесь переправу, которая должна была соединить два района города - центр и Малую Охту. При реконструкции предмостной территории амбары снесли, и остались только пять зернохранилищ на левом берегу Обводного канала, которые считаются памятниками промышленной архитектуры."

(Б.Антонов, "Мосты Санк-Петербурга", СПб.:"Глагол", 2002.С.40-41,  добавил - Алексей von Fricken)

Петербургская епархия РПЦ попросила Смольный передать безвозмездно в собственность здание хлебного амбара Александро-Невской лавры в Петербурге. Это следует из информации, опубликованной на сайте комитета имущественных отношений.

Речь идет о здании по адресу: набережная Обводного канала, дом 3, литера А. Оно входит в состав ансамбля — памятника регионального значения Хлебные амбары Александро-Невской лавры, это пять зданий на набережной Обводного канала (дома №№ 3, лит. А, 5, лит А, Б, В и 5А, лит. А).

Как указано в заявке, здание находится в безвозмездном пользовании епархии РПЦ по договору от 1993 года «для использования под религиозные и благотворительные цели». В собственность религиозная организация хочет получить здание «для использования в соответствии с целями епархии, определенными уставом».

(fontanka.ru/2022/11/08Виктор М)

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1954).

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения  на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-33 от 20.10.2009 г.

26 комментариев
7685 просмотров
Добавил: Mary, 1 Ноября 2008, 17:37
Редактировано: 31 Июля 2024, 00:25
Оцените:
(16 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2312.html' target='_blank'>Хлебные амбары Александро-Невской лавры на Citywalls.ru</a>
Всего 26 комментариев
  • 6 Апреля 2011, 23:07

    До 1952 г. начальный участок проспекта назывался Шлиссельбургским. А все пространство между р. Монастыркой (в прошлом Черной речки) и Обводным кан. принадлежало Александро-Невской лавре.

     

    Прямо до 1952 г. территория принадлежала Лавре? :)

  • 6 Апреля 2011, 23:13

    Еще перед войной в амбарах хранилось зерно.

    Если эта точная цитата из Берггольц, то нужны кавычки. Если же нет, то дописываем:

    Еще перед Великой Отечественной войной в амбарах хранилось зерно.

    В любом случае даем ссылку на воспоминания в полном виде. 

     

    По поводу Лавры. Скорее всего фраза некорректна, но! нужно очень проверить, что принадлежало Лавре, т.к. отделенная от гос-ва РПЦ таки имела свою собств-ть и тогда.

  • 11 Июля 2011, 21:32

    По нечетной стороне Обводного трамваи не ходили, поэтому вид  вдоль Невы. Судя  по тому как стоят машины - со стороны Лавры.

  • 11 Июля 2011, 21:49

    Хотя с машинами я, возможно, погорячилась. Попробовать тень просчитать...

  • 10 Июля 2015, 21:02
    Ответ на "Хотя с машинами я, возможно, погорячилась. Попробо" от Наталия

     Фото наверно военного времени - металлический столб трамвайной сети завалился.На фото склады,что располагались вдоль Невы от площади Александра Невского до Обводного канала до 1963 года.Автомобили идут в город.

  • 10 Июля 2015, 21:21
    Ответ на "Фото наверно военного времени - металлический стол" от Bobik1

     А почему "наверное", дата ведь стоит "08.04.1943 г."

  • 22 Февраля 2020, 11:00

    Там, кстати, рядом есть милейший заброшенный дворик. Если нужно, панораму найду. 

  • 8 Ноября 2022, 11:24

    Петербургская епархия РПЦ попросила Смольный передать безвозмездно в собственность здание хлебного амбара Александро-Невской лавры в Петербурге. Это следует из информации, опубликованной на сайте комитета имущественных отношений.

    Речь идет о здании по адресу: набережная Обводного канала, дом 3, литера А. Оно входит в состав ансамбля — памятника регионального значения Хлебные амбары Александро-Невской лавры, это пять зданий на набережной Обводного канала (дома №№ 3, лит. А, 5, лит А, Б, В и 5А, лит. А).

    Как указано в заявке, здание находится в безвозмездном пользовании епархии РПЦ по договору от 1993 года «для использования под религиозные и благотворительные цели». В собственность религиозная организация хочет получить здание «для использования в соответствии с целями епархии, определенными уставом».

    https://www.fontanka.ru/2022/11/08/71799017/

  • 19 Февраля 2023, 22:30

    Эти склады, и даже возможно те, что сохронились и по сей день, можно увидеть в фильме "Рожденная революцией" 1-ая серия, время 8.53. Там еще и заборов нет)) 

  • 24 Января 2024, 16:37

    "Культурный слой возле хлебного амбара на набережной Обводного канала, 3, понизили, открыв нижнюю часть фасада. Здание проходит капитальный ремонт для размещения пекарни по производству просфор.

    Пять хлебных амбаров на набережной Обводного канала, 3, 5 (литеры А, Б и В) и 5а, — единственные, сохранившиеся от целого комплекса подобных зданий, построенных в середине XIX века. Между каналом и Херсонским проездом их была 41 штука. Остальные снесли в 1960-х годах, поскольку они помешали строительству моста Александра Невского и реконструкции проспекта Обуховской Обороны.

    Весной «Канонер» рассказал, что амбар на Обводном, 3, решено капитально отремонтировать под пекарню по производству просфор. Проект выполнило ООО «Архитектурное бюро „Традиция“». Сам амбар находится в собственности города и передан в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии РПЦ.

    Как обратил внимание корреспондент «Канонера», недавно был понижен культурный слой — срыли участок грунта, с востока примыкавший к амбару. Это позволило провести ремонт кладки и цоколя. А вот самое южное окно решили не восстанавливать в полном виде — там сохранили прежний уровень земли."

    https://kanoner.com/2023/12/18/178763/   Фото Дмитрия Ратникова

  • 24 Января 2024, 16:47

    "В середине XIX века здесь, на берегу Невы, планировалось построить в общей сложности 56 хлебных амбаров. Почти все они были типовыми, автором проекта стал архитектор Александр Гемилиан. К началу революции был готов 41 амбар, включая треугольный амбарный магазин. После реквизиции имущества лавры в амбарах продолжали хранить зерно.

    В 1960-х годах практически все амбары были снесены. Они помешали строительству моста Александра Невского и реконструкции проспекта Обуховской Обороны. Сохранились только пять амбаров на набережной Обводного канала, 3, 5 (литеры А, Б и В) и 5а. Все они признаны памятниками регионального значения. За советское время их заметно перестроили: одни окна заложили, другие прорезали, между тремя амбарами (литерами дома 5) устроили переходы, внутреннее пространство разделили на два этажа.

    В 1997–2009 годах здания на Обводном канале, 3–5 (то есть без дома 5а), были изъяты из собственности ОАО «Невская мельница» и переданы Александро-Невской лавре. В середине 2010-х были снесены переходы."    https://kanoner.com/2023/03/14/173529/

     

     Какие переходы имеются ввиду? Фото в публикации не нашёл.

  • 24 Января 2024, 17:05

    Даётся большая историческая справка  https://vecherka.spb.ru/?p=23341

    Из переписки Департамента искусственных дел Главного управления путей сообщения и публичных зданий с III отделением 1 Округа Окружного Управления, строительные работы начались 1 августа 1847 г., и к концу года были вчистую окончены первые шесть амбаров. В плане на 1848 г. стояли следующие 16.

    К концу 1848 г. амбары №№ 7-12 закончены в черновую, в начале зимы осталось установить железные стропила и покрыть кровлей; на №№ 13 и 14 стены вывели под окна второго полуэтажа и укрыли на зиму, отложив окончание работ на следующий год «дабы не подвергнуть стены повреждению от неизбежной осадки фундаментов, устроенных на сваях, набитых в болотистый грунт и заваленных свежеподсыпанной землею». На амбарах №№ 15-22 работы находились на этапе земли. В тот же период параллельно решался вопрос об обустройстве набережных и деревянных пристаней на Неве.

    Итоги работ в 1849 г. — амбары №№ 13-20 окончены вчистую, на №№ 21 и 22 окончена каменная кладка. Продолжаются работы по насыпи земли на набережной Невы.

    Как следует из письма № 4901 от 08 декабря 1849 г. из ГУПС в Правление 1 Округа Путей сообщения, в 1850 г. по приказу монарха предполагалось строительство 13 амбаров на правом берегу Черной речки, там, где сегодня транспортная развязка моста Александра Невского.

    В ответ на это Лавра в лице Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского ходатайствовала об отсрочке, чтобы снести свои строения, расположенные на данной территории (что заняло бы все лето 1850 г.), перенести пивоваренный завод и закончить 36-саженный корпус для переселения в него священнослужителей, живущих в рассматриваемой под застройку амбарами зоне. Летом 1850 г. таковая была получена — до лета 1851 г. (ЦГИА ф. 921 оп.91 д. 222).

    По состоянию на конец лета 1853 г., здесь все еще 22 готовых амбара. В то время на этой территории уже активно работает «Невская хлебная пристань», раскинувшейся вдоль берега Невы в Рождественской и Каретной частях Санкт-Петербурга. Ее развитие было молниеносным.

    Также власти успешно борются с самоустроенными «рогоженными балаганами», портящими вид пристани, налаживают процесс упорядочивания торговли хлебом, т.е. решают вопрос о возведении каменных хлебных магазинов — казенных и частных — взамен деревянных. Еще 15 каменных амбаров должны быть построены в течение следующих 4 лет.

    Летом 1854 года по ведомости здесь зарегистрировано 37 частных владельцев каменных и деревянных хлебных магазинов. На месте, где предполагается строение новой очереди амбаров, находятся частные лесные биржи, что несколько задерживает стройку, пока идет процесс выяснения принадлежности земель.

    Однако, в документах за 1857 г. уже говорится о готовых 38 амбарах, причем в ключе отсутствия необходимости строить еще 10 амбаров из-за низкого спроса на уже существующие. По утверждению Александро-Невской Лавры, в чьем ведении находились амбары, и которая сдавала их в аренду за 1150 руб. в год, в 1857г. восемь из 38 оставались незанятыми. То есть, их строительство было бы экономически невыгодно. Лавра предпочла использовать свободные места для других нужд. Ввиду чего строительство новых амбаров было временно отложено. (ЦГИА ф. 921 оп. 9 д. 240)

    Из планов данной части Санкт-Петербурга начала XX века следует, что все 56 амбаров так и не были построены. Основная их масса протянулась вдоль берега Невы, меньшая — по другую сторону Шлиссельбургского проспекта, и 5 амбаров — вдоль Обводного канала.

    К моменту Февральской революции 1917 г. Александро-Невская Лавра находилась на вершине своего двухвекового развития. Лаврский капитал в это время достигал 1 800 тыс. руб. В 1916 г. доход только от арендных статей составил 369 тыс. руб. Обители принадлежали сдаваемые в аренду 14 жилых домов на близлежащих проспектах и улицах, а также 41 амбар, 60 кладовых и 4 подвала на набережной Невы.

    Кроме того, лаврской собственностью являлись 103 земельных участка в городе, 51 десятина земли и водяная мельница в имении Серафимово Лужского уезда Петербургской губернии (РГИА. ф. 815, оп. 11–1917, д. 65, л. 59;

    Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917–1921 гг.). М., 1975. С. 200, 202–203.).

    Однако, в связи с политическими процессами, положение Лавры стремительно ухудшалось. 13 января 1918 г. Народный комиссариат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд под богадельни и приюты. (РГИА. Ф. 815, оп. 11–1918, д. 96, л. 1).

    На следующий день на имя настоятеля епископа Прокопия поступило официальное отношение наркома Коллонтай: «Вследствие постановления народного комиссара о реквизиции всех жилых и пустующих помещений со всем инвентарем и ценностями, принадлежащих Александро-Невской Лавре, настоящим предписывается Вам сдать все имеющиеся у Вас дела по управлению домами, имуществами и капиталами Лавры уполномоченному лицу от Министерства государственного призрения, по предъявлению им соответствующего документа». (Церковные ведомости (Прибавления). 1918. № 1. С. 26).

    В дни Октябрьской революции на всех фронтонах амбаров были начертаны революционные лозунги. Надписи виднелись в годы НЭПа и первой пятилетки. Еще перед войной в амбарах хранилось зерно. (Из воспоминаний Ольги Бергольц).

    Так началась национализация лаврского имущества. В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Амбары продолжали исполнять свою функцию. Зерно в них хранилось вплоть до начала Великой отечественной войны 1941-1945 гг.

    После Великой Отечественной войны сначала была снесена та часть амбаров. которые закрывали лавру с Невы. При строительстве моста Александра Невского была снесена еще часть. Сейчас сохранились только амбары вдоль Обводного канала.

  • 4 Июня 2024, 14:02

    Товарищи, по случаю приближающегося 120-летнего юбилея наркома ВМФ нашего Николая Герасимовича Кузнецова откопала любопытные фотки его же среди этих амбаров. Спасибо наркому, а то никто бы и не сфотал по состоянию на 1942 г. Не до того было, понятно. 

     

    Все фото серии называются:

    Нарком ВМФ адмирал флота Кузнецов Н.Г. у подводников. 1942 г. Фото А. Кремнева.

     

    Да, так вот по своей привычке зайду издалека. 😇

     

    Все, как есть, местные амбары на аэрофотосъёмке 1942 г. 

     

     

    На снимке видно не только транспорта и баржи, но и боевые корабли. Особенно характерный стремительный силуэт имеет надводный боевой корабль посреди реки Невы, который толкают два буксирчика. 

     

    Боевые корабли, в основном, стояли у набережных и всячески маскировались под что угодно. Качество снимка не позволяет определить ху из ху, однако же, ясно, что у стенки левой набережной что-то длинное и узкое скрывается. 

     

    История, леденящая кровь!!! Под маской овцы таился лев!!! ("Покровские ворота") 😂

     

    На всякий случай отмечу, вражеская аэрофотосъёмка к визиту наркома не относится, но близка по времени и придаст истории колорит, заодно дав нам ценную информацию. 

     

    Из фотографий, размещённых в Госкаталоге, можно определить, что тов. Кузнецов с группой сопровождающих причалил на катере где-то в районе Лавры и шагает с юга на север мимо этих амбаров. 

     

    Почему на катере? Потому что так удобнее, чем ехать на автомобиле, а потом с дороги куда-то сворачивать к берегу, сквозь сплошную промзастройку. Это моё предположение. 😊

     

    Вот он пересекает по служебному мостику реку Монастырку. Мы видим, что и по этому мостику были проложены рельсы, очевидно, для вагонеток - удобства транспортировки грузов вдоль реки от пристаней к амбарам, и наоборот, и так далее.  

     

    Нарком ВМФ адмирал флота Кузнецов Н.Г. у подводников. 1942 г. Фото А. Кремнева.

    Номер в Госкаталоге: 23649967

    Номер по КП (ГИК): ЦВММ КП ФН-31500/3

     

     

    Нарком на переднем плане справа.

     

    А вот это место на аэрофотосъёмке 1942 г.:

     

     

    На фото с Кузнецовым как-будто бы мы видим (аккурат справа) некую круглую в плане постройку. Она видна на аэрофотосъёмке и примерно такая же древняя, как амбары, т. к. имеется на дореволюционных картах. Слева на заднем плане, получается, Финляндский железнодорожный мост (https://www.citywalls.ru/house24505.html).

  • 4 Июня 2024, 15:01
    Ответ на "Товарищи, по случаю приближающегося 120-летнего юб" от Galina Vabishchevich

    Более достойного Наркома, рискну утверждать, в СССР не было.

    К юбилею создадим публикацию? Предлагаю на сайте Военно-морской академии. 

  • 4 Июня 2024, 19:31

    Амбары, на фоне которых снят Н.Г.Кузнецов в 1942 г., не сохранились. На их месте теперь оживленная трасса проспекта Обуховской обороны.  

     

    1901. План  Санкт-Петербурга.

     

    1939 - 1942. Аэрофотосъъемка.

     

    2022. Google - спутник.

     

    Крыши этих амбаров присутствуют на фото 1913 г. у могилы авиатора Льва Мациевича на Никольском кладбище Лавры.

     

    1913. В ЦГАКФФД: Д 14095.   Автор: ателье К.Буллы (pastvu.com

     

    А так это место выглядело в 1979 - 1980. (pastvu.com)

     

    Теперь остались лишь 5 амбаров вдоль наб. Обводного канала.

     

    03.03.2023.

     

     

     

     

     

     

    2024. Фрагмент схемы РГИС.

    Наименование ОКН: Хлебные амбары Александро-Невской лавры (5 корпусов). 

    Датировка: 1846 - 1849. Авторы: арх. А П. Гемилиан, К.И. Брандт.

    Адрес: наб. Обводного кан., дом 3, литера А; дом 5, литера А; дом 5, литера Б; дом 5, литера В; дом 5а, литера А. 

    Объект культурного наследия регионального значения. 

    Категория охраны: Р. Основание: Распоряжение КГИОП № 10-33 от 20.10.2009. 

  • 4 Июня 2024, 21:53
    Ответ на "Более достойного Наркома, рискну утверждать, в ССС" от Кадет Биглер

    Соглашусь. Потому что наркомов было у нас не много: Смирнов, Смирнов-Светловский (врид), Фриновский и Кузнецов. На фоне первых трёх, безусловно, Кузнецов звезда неугасимая. 

     

    Однако же, можете мне смело верить на слово, адмирал Исаков на должности наркома выглядел бы лучше. А ведь Сталин выбирал... Правда, рассматривал и других, например, Юмашева с Трибуцем. 

     

    Если же к Кузнецову и Исакову добавить Горшкова - все они трое (и только трое) побывали в звании Адмирала Флота Советского Союза - то я бы первым всё-таки поставила Горшкова, за ним Исакова, а уж третьим Кузнецова. Дело в том, что ко времени вступления в должность Кузнецов был мало опытным (и сам впоследствии это признавал), хотя был человеком с огромными задатками, но "не дозрел", вот его дважды и сожрали. 

     

    Что касается статьи... Военно-морская академия написала про Кузнецова всё, что только можно, и даже то, чего нельзя. Весь этот год под его знаком проходит. 😁

     

    А вообще есть личности распиаренные, а есть оставшиеся в тени. Был такой у нас НГШ ВМФ адмирал флота Н.Д. Сергеев, совершенно уникальная личность, на мой взгляд. Достаточно много знаю об этом человеке. Если интересно, почитайте, стр. 141:

    https://vm.ric.mil.ru/upload/site178/XUln5ksSVx.pdf?ysclid=lx0qb5t9ek155218258

     

    И всё-таки продолжим про Кузнецова в 1942 году. По хронике событий, отражённой в книге "Флотоводец", Герасимыч занимался вопросами балтийской артиллерии в апреле, но не известно, в Москве ли или выезжал в Питер. Зато точно известно, что в Питер он прибыл в начале ноября. 

     

    Так что, весьма вероятно, что фото сделаны именно в ноябре. Сам Кузнецов, вроде как, доволен визитом. 

     

    Сюда размещаю только часть "сериала", т. к. остальные снимки тематики нашего сайта не касаются. 

     

    Ссылку на №№ в Госкаталоге не даю, т. к. в основную статью вносить эти снимки не буду. Все они из ЦВММ.

     

    Совершенно очевидно, что группа идёт по набережной (теперь Синопской) в том месте, над которым теперь нависает мост Александра Невского. Это ясно по узнаваемым зданиям на правом берегу.

     

     

     

     

    На этих снимках мы видим надстройки двух подводных лодок типа "Щука", ближе к стенке поновее, а за ней - постарше, ранней серии. Я не до такой степени в них разбираюсь, чтобы уточнить, но пока нам и этого достаточно. 

     

  • 4 Июня 2024, 22:57

    Ну, и ещё один "амбарный" снимок.

     

    Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов с личным составом ПЛ "Щ-406". 1942 г. Фото А. Кремнева.

    Номер в Госкаталоге:23479977

    Номер по КП (ГИК): ЦВММ КП ФН-26490 

     

     

    Это широко растиражированный снимок, вероятно, потому, что Кузнецов здесь очень хорош, с любовью смотрит на ребят - подводников.

     

    К слову, достаточно часто к оригинальной подписи почему-то прибавляют Трибуца, например, тут:

    https://history.wikireading.ru/385659

    "Адмирал Н.Г. Кузнецов и вице-адмирал В.Ф. Трибуц с экипажем подводной лодки Щ-406". 

     

    На самом деле ни на одном снимке этой серии нет командующего КБФ В.Ф. Трибуца. Почему, не знаю, но нет. На некоторых фото присутствует начбой ВМФ вице-адмирал С.П. Ставицкий (он есть и на снимке, где группа переходит по мостику р. Монастырку).

     

    В пользу того, что это событие произошло в ноябре, говорит то, что ПЛ "Щ-406" как раз недавно отличилась, удачно торпедировав два транспорта. 23 октября подлодка была награждена орденом Красного Знамени, а её командир Евгений Яковлевич Осипов удостоен звания Героя Советского Союза. 

     

    На этом снимке Осипова нет, как и Трибуца. 

     

    Интересно, что отец Осипова всю блокаду проработал в Военно-морской академии, очень предприимчивый офицер, достойный человек. Но это другая тема. 

     

    По некоторым признакам можно определить, что группа находится в северной части "амбарного ряда". Примерно в том месте, на траверзе которого проплывает этот катерок:

     

     

    Таким образом, благодаря визиту наркома, мы увидели, как выглядели амбары в 1942 г., и даже приметили круглое строение у р. Монастырки, ну, и служебный мостик через речку. 

     

    А благодаря амбарам, мы с большой долей вероятности определили, что Кузнецов навестил балтийских подводников в ноябре 1942 г. (а не в каком-то другом месяце), а также и то, что в это время "Щуки" находились у набережной в районе моста Александра Невского. 

     

    Остаётся добавить, что лодка вышла в последний поход 29 мая 1943 г. и подорвалась на немецком минном заграждении, предположительно, в тот же день. Все члены экипажа погибли... 

     

    https://poklonexpedition.com/shh-406/

    О судьбе ПЛ "406". Её обнаружили...

     

  • 4 Июня 2024, 23:09

    Ближе к стенке - скорее всего, тип "С" IX-бис 2 серии (довольно массовая серия, головная С-4 вступила в строй в 1939)

     

     

     

    а за ней - очень похожа на тип "Ленинец" (тип "Л") II серии (1933 г. постройки)

     

     

     

    причем, если это так, то скорее всего, это Л-3 ("Большевик", "Фрунзевец"), т.к. Л-1 ("Ленинец") и Л-2 ("Марксист", "Сталинец") погибли в ноябре 1941 г. 

     

    1945. Герой Советского Союза гвардии кап.3 ранга В.К. Коновалов на фоне ПЛ "Л-3" (тип "Л" II серии). (фото - с сайта deepstorm.ru)

  • 4 Июня 2024, 23:14

    Может быть, и так. Подводные лодки - точно не мой конёк. 

     

    Но расследование получилось интересное.

     

     

     

  • 4 Июня 2024, 23:18
    Ответ на "Может быть, и так. Подводные лодки - точно не мой " от Galina Vabishchevich

     Не просто интересное, а высший класс!!!

  • 5 Июня 2024, 00:49

    Всё-таки мне интересно, что же это за круглая постройка. 

     

    Попыталась проследить за историей строительства этих всех амбаров карта за картой. Понятно, что они запаздывают, но всё же. Сначала появляется группа амбаров вдоль Невы между Обводным и Монастыркой. Затем группа напротив, через дорогу. Затем постепенно появляется группа амбаров к северу от Монастырки. После этого амбары вдоль Обводного канала. 

     

    Круглая постройка появляется последней. Безусловно, нельзя по картам понять её назначение. При поверхностном просмотре адресных книг собственного адреса (№ строения) я не обнаружила. 

     

    На Плане города она нашла отражение уже в 1863 г.

     

    Карманный план С.-Петербурга и его окрестностей авторства Ивашкина 1863 г.

     

     

    Есть и другой любопытный объект в этой "группе в полосатых купальниках", а именно водокачальная машина, замыкающая на самом севере ряд амбаров.

     

    План Санкт-Петербургского столичного мирового округа 1871 г. 

     

  • 5 Июня 2024, 07:34
    Ответ на "Всё-таки мне интересно, что же это за круглая пост" от Galina Vabishchevich

    Может быть, поворотный круг для паровозов или железнодорожная мастерская? Рельсы и вагонетки ведь есть. 

  • 5 Июня 2024, 08:52
    Ответ на "Всё-таки мне интересно, что же это за круглая постройка" от Galina Vabishchevich

     На подробных планах она рисуется шестигранной...

    На плане 1871 она почему-то не нарисована, хотя она есть на плане 1863 г.

    На плане 1880 г. чётко показано, что она относится к амбарам https://retromap.ru/141880_z16_59.923338,30.392904

     

    Возможно, это тоже водокачальная машина? 

    Что меня смущает, она не на берегу, а в отдалении...

     

    Кадет Биглер! Пока я писал коммент, Вы поторопились!..

  • 5 Июня 2024, 19:31
    Ответ на "На подробных планах она рисуется шестигранной... Н" от Риэлтор

     На подробных планах она рисуется шестигранной...

    Даже не шестигранной, а восьмигранной!

     

    1901. План Санкт-Петербурга. 

     

    1907. План Санкт-Петербурга.

     

    На фрагменте фото 1942 г. с Н.Г.Кузнецовым четко видно, что здание не круглое и одноэтажное.

     

    1942.

     

    Хотя возникают сомнения, эта ли постройка попала в кадр...

     

    1939-1942. Аэрофотосъемка.

     

    На аэрофотоснимке 1939-1942 гг. мостик, по которому идет Н.Г.Кузнецов, выделен красным цветом, а анализирумая постройка - синим. 

  • 5 Июня 2024, 20:23
    Ответ на "На подробных планах она рисуется шестигранной... Д" от V_Malyj

     Вы очень наблюдательны! 😘

     

    И правда, если приглядеться, то на аэрофотосъёмке прямо возле уреза воды Монастырки, рядом со служебным мостиком, имеется "кнопка" - некое круглое сооружение (не важно, может, 8-гранное), но меньшего размера, чем то, о котором я спрашивала. 

     

     

    Я обвела красным маленькое сооружение. Именно оно, видимо, в кадре с Кузнецовым справа. 

     

    Любопытно, что у него в нижнем поясе некое подобие технических окон или дверок. Я обвела жёлтым. 

     

    У него же в верхнем поясе узкие проёмы, как бойницы.

     

    Зелёным показала козырёк большого 8-гранного сооружения, о котором спрашивала. Причём на некоторых планах это сооружение показывают с выступом именно в сторону мостика. Что-то там было, может, лестница, может, шахта отхожего места. Факт, что Козырёк всё-таки тоже попал в кадр! 

     

    Чтобы лучше рассмотреть, размещаю тот же коллаж, но без "стрелок".

     

     

     

     

     

  • 5 Июня 2024, 22:13

    Уп-с. Похоже, что у этого сооруженьица с западной стороны тоже какой-то тамбур. Ну, да бог с ним пока что. 

     

    А вот, смотрю, выпала у меня из рукава козырная шестёрочка. Ха! 😊

     

    В справочнике (Греч А.Н. Весь Петербург в кармане ...– Санктпетербург : в тип. Н. Греча, 1851. – VI, 630 с.) на стр. 588 сообщается русским по-белому, что на Шлиссельбургском проспекте находятся "каменные и деревянные хлебные балаганы". 

     

    Балаган - временное сооружение, деревянное или там парусиновое. По-видимому, название от первых деревянных временных амбарных построек на какое-то время распространилось и на каменные. Название амбаров балаганами встечается и в чуть более поздних городских справочниках. 

     

    Тем не менее, например, у Цылова (Цылов Н.И. Городской указатель, или Адресная книга ... Санктпетербург : тип. Штаба Отд. кор. внутр. стражи, ценз. 1849. – [6], X, 531 с.) на стр. 486 амбары так и называются, без балаганства. 

     

    Можно предположить, что изначально Лавра соорудила в качестве хлебных хранилищ какие-то временные деревянные постройки. Это меня подвигло на поиск. 

     

    В основном тексте на странице указано, что амбары построены в 1846-1849 гг.  

     

    Тым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым...

     

    Военно-топографическая карта 1840 г.

     

     

    Мы в курсе, что Никольское кладбище начало формироваться позднее (https://www.citywalls.ru/house13793.html?ysclid=lx252d78mq186616786)

     

    На карте генерала нашего Шуберта 1828 г. территория под будущим кладбищем практически не освоена. Не прошло и 12 лет, на тебе, вдоль Шлиссельбургского тракта появились длиннючие постройки, одна из которых подозрительно загибается на Обводный канал.

     

    Уж не хлебные ли первые деревянные балаганы?  А?! 😇

     

    До кучи План С-Пб 1858 г.

     

     

    Возле моста через Монастырку на восточной стороне некое "граблеобразное" в плане здание, которое, как кажется, видно ещё на аэрофотосъёмке 1942 г. 

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32138
Готовится: 78
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 12901