Публикация

Доходный дом А. Д. Мурузи

Фото - yuri.sedunov  04.2012.

Доходный дом князя А. Д. Мурузи                 мавританский cтиль

ул. Пестеля, 27 - ул. Короленко, 14 - Литейный пр., 24

Пам. арх. (регион.)

1874-1876 - гражд.инж. Серебряков Алексей Константинович

                  при участии арх.-худ. Шестова П. И. и Султанова Н. В.

 

см. продолжение публикации

 

 

Пятиэтажный доходный дом принадлежал князю Александра Дмитриевича Мурузи (1807-1880).

Сооружен для Мурузи в 1874-1876 гг. арх. А. К. Серебряковым при участии П. И. Шестова.

Ряд интерьеров спроектировал Н. В. Султанов.

 

Фасады дома в мавританском стиле оформлены многочисленными эркерами, балконами и нишами, украшены тонкими терракотовыми колонками, подковообразными арками, арабесками и стилизованными надписями. Объемная пластика отдельных деталей сочетается с плоскостно решенными фасадами.

* Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892. 

  Сост. гражд. инж. Г. В. Барановский СПб 1893 С. 309

 

 

В начале XIX в. здесь находился деревянный особняк русского мореплавателя, совершившего кругосветное путешествие, одного из основателей Российско-Американской компании Н. П. Резанова (1764-1807).

(Ему посвящена рок-опера А. Рыбникова по поэме А. Вознесенского "Юнона и Авось").

В 1830-х гг. дом принадлежал купцу А. Меншуткину.

В 1848-1850 гг. зданием владел князь В. В. Кочубей. На месте сада дома Кочубея Ф. Достоевский поместил дом генерала Епанчина в романе "Идиот".

В 1890-1917 гг. дом принадлежал генералу О. Ф. Рейну.

 

"Нет победителя, кроме Бога!" Такая надпись на арабском языке украшает ворота знаменитого дома Мурузи, построенного в 1877 г. Девиз этот принадлежал династии Насридов, правившей в 1230-1492 гг. в мусульманской Испании (ал-Андалус). Подобную надпись можно встретить на многих сохранившихся объектах, в т.ч. на стенах дворца Альгамбра - резиденции Насридов в Гранаде. В Петербург арабеска попала посредством повсеместного распространения в Европе XIX в. мавританского стиля как в архитектуре, так и в искусстве в целом. Не стал исключением и Петербург, в котором можно найти фасады зданий и многочисленные комнаты, выполненные в этом стиле. Это было модно. Дом Мурузи был построен в качестве доходного дома по заказу князя Александра Дмитриевича Мурузи (1807-1880). Мавританский фасад, многочисленные эркеры и ниши, балконы, украшенные колоннами, подковообразные арки и стилизованные надписи невольно навевают мысли о далекой стране ал-Андалус и ее былом величии. (vk.com)  (люблюпитер)

 

 

От С.-П.-Бургск. Старш. Нотар. объявляется, что в реестре крепостных дел, согласно 1431 ст. Уст. Гр. Судопр., отмечено о вводе во владение:

23111.  1873 г. Ноября 29-го, Князя Александра Дмитриева Мурузи домом, с строением и землёю, приобретенным им от Княгини Елены Павловой Кочубей, жены Камер-Юнкера Елены Васильевой Всеволожской и жены Ген.-Майора Марии Васильевой Дурново, по купч., утвержд. 20 Июня 1873 г., состоящим в С.-Петербурге, Литейной ч., 2 уч., под №№ по табели 1822 г. 405, а 1846 г. 465; цена имения 105.000 р.

Санктпетербургские сенатские объявления. № 47. 12 июня 1875 г. Отдел второй, С. 533.

...

С.-Петербургским Старш. Нотар. в реестре крепостных дел отмечено о вводе во владение:

899.  1880 г. Июля 14-го, вдовы Княгини Надежды Фёдоровой Мурузи, каменным домом с строением и землёю, в С.-Петербурге, Литейной ч., 3 уч., по Литейному проспекту и Пантелеймоновской улице, под №№ по табелям 1846 г. 465, а 1874 г. 558 и полицейскими 26 и 27, доставшимся ей после умерш. мужа её, Князя Александра Дмитриева Мурузи по духовному завещанию, утвержд. 30 Мая 1880 г.

Санктпетербургские сенатские объявления. № 7. 25 января 1882 г. Отдел второй, С. 55.

...

С.-Петербургский Старший Нотариус объявляет:

б) что отмечены в крепостном реестре данныя:

24454.  1890 г. Апреля 10, совершённ. Марта 29, на укрепление за Министерством финансов приобрет. на публ. торге, принадл. вдове Поручика Княгине Надежде Фёдоровой МУРУЗИ дома со строениями и землёю в 1058 1/2 кв. саж., сост. в гор. С.-Петербурге, Литейной ч., 3 уч., по Литейному проспекту, Пантелеймоновской и Басковой улицам, под №№ 465, 558 и 24, 27 и 14, за 710.100 р.

Санктпетербургские сенатские объявления. 26 апреля 1890 г. Отдел третий, С. 522.

...

С.-Петербургский Старший Нотариус объявляет:

а) что утверждены купчия:

44767.  1890 г. Июля 12, соверш. Июня 10, на проданный Министерством финансов отст. военному инженеру Генерал-Майору Оскару Фёдорову РЕЙН, каменный дом со строениями и землёю, в колич. 1058 1/2 кв. саж., сост. в гор. С.-Петербурге, Литейной ч., 3 уч., по Литейному просп. и Пантелеймоновской и Басковой ул., под №№ 465, 558 и полиц. 24, 27 и 14., за 800.000 р.

Санктпетербургские сенатские объявления. 9 августа 1890 г. Отдел третий, С. 952.

(добавил fktrctq)

 

 

 

  • фото

    Со стороны ул. Короленко
    и Преображенской пл.

  • фото

    Фасад по ул. Пестеля.

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2010.

  • фото

    Фото - Den, 06.03.2009.

  • фото
  • фото

    Ворота со стороны
    ул. Пестеля.
    Фото - Mau

  • фото

    Фасад по ул. Короленко.
    Фото - Виктор М, 11.2010.

  • фото

    Фасад по Литейному пр.

  • фото
  • фото

    Фото - С.Васильев,
    2009.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2009.

  • фото

    Фото - люблюпитер,
    03.2023.

  • фото

    Фото - люблюпитер, 03.05.2024.

Интерьеры отличаются необычной для доходных домов пышностью, эффектен вестибюль, парадная лестница с ажурной галереей украшена восточным орнаментом. Одним из авторов интерьеров был арх.Н. В. Султанов.

 

Между частными (доходными) домами занимают одно из первых мест, уже по громадности своей, постройки князя Мурузи и графа Шереметева, находящиеся обе на Литейном проспекте. Архитектор Серебряков, неизвестный до сего времени, сразу вошёл в славу, и не попусту: эффектным и величественным фасадом дома кн. Мурузи он доказал, что, кроме всевозможных вариаций ренессанса, коверканья избитого и изуродованного неумелыми руками «Louis XVI», кроме гениальных, попыток покойного Макарова смешения стилей, пригоден и стиль мавританский, даже для 5-ти этажных домов. Фасад этой постройки разбит весьма удачно в общих массах, богатый и вместе с тем спокойный; детали нарисованы со вкусом и в масштабе. Но чем лучше произведение, темь строже должна быть и критика: купола, которые следовало бы покрыть стеклянной черепицей, обтянуты железом, на котором выделано подражание черепице слишком крупного размера; под ними главный карниз кажется сжатым. Помощниками строителя были г. Шестов и Султанов. Предоставлением редакции чертежей дома кн. Мурузи, для публикации, г. Серебряков очень обязал бы подписчиков «Зодчего».

  («Зодчий», 1875, Вып. 10, С. 117., miraru1)

  • фото

    1956 г. И. Бродский
    на балконе кв. 28.

  • фото

    И. Бродский на балконе
    своей квартиры.
    1963 г. Фото - М. Мильчик
    (добавил люблюпитер )

  • фото

    Иосиф Бродский.
    Начало 1960-х гг.
    Фото - Б. Шварцман [*]
    (добавил Mary)

  • фото

    Мемориальная доска
    на Литейном.
    Фото - owlat, 06.2011.

  • фото

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 24.04.2024.

Музей Иосифа Бродского "Полторы комнаты"

История музея. Идея создания музея Иосифа Бродского в мемориальных «Полутора комнатах» появилась в 1999 г. Тогда друзья Бродского - Михаил Исаевич Мильчик и Яков Аркадьевич Гордин - основали Фонд создания музея Иосифа Бродского и начали работу по выкупу комнат в коммунальной квартире дома Мурузи, где жила семья поэта. За первые пять лет работы, Фонду создания музея Иосифа Бродского удалось выкупить четыре из пяти жилых комнат в мемориальной квартире (хозяйка последней отказалась продавать жилплощадь, где она живет с самого рождения). Казалось, что на этом моменте работа по созданию музея зашла в тупик.

 

В 2015 г., к юбилею Иосифа Бродского, музей удалось открыть на один день. Вместе с Фондом создания, в открытии принимали участие наши друзья из музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, в фондах которого хранятся личные вещи поэта.

С 2017 г. к работе присоединился российский предприниматель Максим Левченко. Для начала был создан информационный портал Brodsky.online, рассказывающий о жизни и творчестве Иосифа Бродского, а в 2018 г. выкуплена соседняя с музеем квартира. Такой неожиданный ход позволил разделить жилую и нежилую площади коммунальной квартиры и существенно расширить территорию музея. В 2020 г., после серьезных работ по реставрации и консервации мемориальных «Полутора комнат», объединения двух квартир и ремонта в «новых» помещениях, состоялось открытие музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского. Сейчас перед нами стоит огромное количество задач. Музей общается с друзьями поэта и ведет работу по формированию фондов. Ведется исследовательская и экспозиционная деятельность, по результатам которой в музее устраиваются выставки, посвященные жизни и творчеству Иосифа Бродского, лекции, конференции, встречи и многое другое.

(brodsky.online 04.2024. добавил люблюпитер)

 

В этом доме происходили события, изображенные А. И. Куприным в "Гранатовом браслете".

В кв. 44 в 1879-1880 гг. жил Н. С. Лесков.

 

В 1889-1913 гг. в доме жили Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус и Д. В. Философов.

После революции в квартире Мережковских работала литературная студия.

В кв. 9 семьи поэта В. А. Пяста (Пестовского) в 1911 г. проходили собрания "Цеха поэтов".

В 1919 г. в доме открыта студия молодых переводчиков при издательстве "Всемирная литература".

В 1921 г. по инициативе Н. С. Гумилева учрежден "Дом поэтов".   (по материалам [71]).

 

В коммунальной кв. 28 в 1949 (1955?) - 1972 гг.  (до отъезда из СССР) жил поэт И. А. Бродский (мемориальная доска).

"...Комната действительно была большой, поэтому могла служить (да и служила) одновременно и столовой, и прихожей, и спальней для троих Бродских: взрослых и маленького. Но очень скоро Александру Ивановичу понадобилась фотолаборатория, и он отгородил себе закуток плотными шторами. А потом и Иосифу потребовалось творческое уединение...". (Российская газета rg.ru 22.05.2008)

 

В этом доме действовала под руководством Николая Степановича Гумилева литературная студия, кроме Н. Гумилева в работе студии принимал участие Михаил Леонидович Лозинский, поэт и переводчик. Вот что пишет в своих воспоминаниях И.Одоевцева об открытии студии: «Литературная Студия открылась летом 1919 г. Помещалась она на Литейной в Доме Мурузи, в бывшей квартире банкира Гандельблата. Подъезд дома Мурузи был отделан в мавританском стиле «под роскошную турецкую баню», по определению студистов. Когда-то, как мне сейчас же сообщили, в этом доме жили Мережковский и Зинаида Гиппиус, но с другого подъезда, без восточной роскоши.

В квартире банкира Гандельблата было много пышно и дорого обставленных комнат. Был в нем и концертный зал с эстрадой и металлической мебелью, крытой желтым штофом.»           (источник: Ирина Одоевцева. «На берегах Невы», Fotoxronika)

 

В 1992 г. парадную лестницу и апартаменты, где жил князь, выкупил финский пенсионер Хейки Похйолайнен. В советское время апартаменты из 26-ти комнат разделили на 6 коммунальных квартир, почти уничтожив богатую отделку. Теперь многое утрачено - мраморный фонтан, росписи на стенах и потолках. Владелец уникальных интерьеров готов всё это восстановить на свои деньги. Но кое-что уже придется делать заново. Например, потолок с росписью и позолоченной лепниной, над которым художники трудились много месяцев - недавно он дал трещину (в доме несколько квартир стали аварийными после сноса соседнего дома под строительство торгово-офисного комплекса (Литейный пр., 26)) В октябре 2010 г. коммунальная квартира, где жил И. Бродский, была окончательно расселена для создания музея.

(сайты  karpovrf.netГТРК СПб, gradpetra, добавил taniafa

В этом доме жили:

1899 - 1901  экономист Н. Ф. Анненский  (ВПб на 1900.  O. III. C. 23, на 1901. С. 22)

1955 - 1964, 1965 - 1972  поэт, переводчик И. А. Бродский 

В 1996 г. была установлена мемориальная доска (ск. Л. К. Лазарев, арх. Т. Н. Милорадович) с текстом, смотреть фото 6: "В этом доме с 1955 по 1972 год жил поэт Иосф Алексанлрович Бродский". В 1964 - 1965 годах он был репрессирован и отправлен в деревню Норинская Архангельской области 

1927 - 1937  режиссер П. П. Гайдебуров

  (ВЛд на 1928. O. III. C. 118, на 1929. С. 128, на 1930. С. 109, на 1933. С. 93, на 1934. С. 84, на 1935. С. 34, список абонентов на 1937 г. С.39)

1889 - 1912  поэтесса, писательница З. Н. Гиппиус-Мережковская

1906 - 1908  скульптор Н. Н. Гиппиус (сесра З. Н. Гиппиус)  (ВПб на 1907. O. III. C. 171, на 1908. С.182)

                   Ее скульптура "Три грации" в 1907 г. была установлена на углу дома

                   (ул. Захарьевская 41 - ул. Потемкинская 3.

1923 - 1937  техник В. Д. Данилов  (ВПг на 1924. O. X. C. 79, ВЛд на 1925. С. 115, на 1926. O. XI. C. 105, на 1927. С. 132, на 1928. С. 163,

на 1929. С. 178, на 1930. С. 151, на 1931. С. 133, на 1933. O. XV. С. 121, на 1934. O. XIV. C. 115; список абонентов ЛГТС на 1937 г. С.  52)

1889 - 1912  писатель Д. С. Мережковский  (Адресная книга г. С-Петербурга на 1892. ч. II, С. 125, на 1893. С. 182, на 1894. С. 245,

на 1895.  С. 261, на 1896. С. 286, на 1897. С. 684, на 1898. С. 686, на 1899. С. 587, на 1900. С. 611, на 1901. С. 644; ВПб на 1902. O. III. C. 408,

на 1903. С. 427, на 1904. С. 422, на 1905. С. 416, на 1906. С. 429, на 1909. С. 311, на 1910. С. 551, на 1911. С. 577, на 1912. С. 583)

1891 - 1909  поэт В. А. Пестовский (Пяст)  (Адресная книга г. С-Петербурга на 1892. ч. II, C. 148, на 1893. С. 214;

ВПб  на 1894. O. III. С. 179, на 1895. С. 174, на 1896. С. 241, на 1897. С. 306, на 1898. С. 407, на 1899. С. 409, на 1900. С. 445,

на 1901. С. 440, на 1902. С. 484, на 1903. С. 507, на 1904. С. 500, на 1907. С. 544, на 1908. С. 580, на 1909. С. 605)

                     Здесь прошло его детство и юность.

1916 - 1917  архитектор  Н. К. Прянишниеов  (ВПб на 1917. O. III. C. 562)

                     Николай Кузьмич Прянишников  (18.08.1881. С-Петербург - 1960);  МУЖВЗ (1901).

1927 - 1937  актриса Н. Ф. Скарская-Гайдебурова.

1908 - 1912  литературнвй критик Д. В. Философов  (ВПб на 1909. O. III. C, 823, на 1910. С. 884, на 1911. С. 931, на 1912. С. 939)

1893 - 1895  врач-терапевт Н. Я. Чистович  (Адресная книга г. С-Петербурга на 1894. ч. II, C. 406, на 1895. С. 440)  

               (добавил Val 39)

 

 

1973: Приемный пункт № 30 (окраска натуральных мехов) производств. объединения «Химчистка» Дзержинского р-на

- Литейный пр., 24    ([211]. С.175)

 

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения

  • фото

    Интерьеры.

  • фото

    сайт livejournal

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото ezabeth_bam, 23.2007.

  • фото

    Квартира Мурузи.

  • фото
  • фото
  • фото

    2-й этаж, кв.28, где жил
    поэт Иосиф Бродский.

  • фото

    Здесь жил
    Бродский

  • фото

    фрагмент потолка,
    над кроватью, в
    который он смотрел.

  • фото

    выключатель в коридоре.

  • фото
  • фото

    Фото - Олег Сыромятников,
    07.2017.

  • фото

    Лестница № 3,
    фасадная
    по ул. Пестеля.

  • фото
  • фото

    Лестница № 3

  • фото
  • фото

    Лестница № 3

  • фото

    Лестница № 3

  • фото

    Лестница № 3

  • фото

    Лестница № 1.
    Мраморный (?)
    подоконник

  • фото

    Лестница № 1,
    фасадная по
    Литейному пр.

  • фото

    Лестница № 1

  • фото

    Лестница № 1

  • фото

    Лестница № 1

  • фото

    Лестница № 1
    Фото - Виктор М,
    14.11.2010.

  • фото

    Лестница № 1

  • фото

    Лестница № 1

  • фото

    Лестница № 1.
    Холл

  • фото

    Фото - Den, 05.05.2006.

  • фото

    Лестница
    дворового корпуса.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 01.2015.

  • фото

    Лестница №4
    (с ул.Пестеля).

  • фото

    Фото -
    люблюпитер, 04.2015.

  • фото

    Сторона с аркой
    - по Пестеля.
    Фото - Den,
    03.2009.

  • фото

    Левая парадная до
    облицовки полов плиткой

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    peterburzhets,
    03.2014.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - peterburzhets, 03.2014

97 комментариев
42245 просмотров
Добавил: Mary, 27 Октября 2008, 01:50
Редактировано: 5 Мая 2024, 01:54
Оцените:
(44 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2311.html' target='_blank'>Доходный дом А. Д. Мурузи на Citywalls.ru</a>
Всего 97 комментариев
  • 10 Сентября 2010, 22:44

    Информация о проживавших в доме Мурузи героях "Гранатового браслета" некорректна. Княгиня Вера, чьим прототипом была жена советника Любимова жила в особняке по адресу Литейный, 14. (Дубин А. По петербургским адресам. СПб:ДНК, 2008, с.77-126.) Безнадежный влюбленный Желтков жил в доходном доме Фредерикса (там, где теперь гост."Октябрьская") (Фоняков Н. Н. "Куприн в Петербурге". Л.:Лениздат, 1986, с.33)

  • 10 Сентября 2010, 22:56

    После революции в квартире Мережковских работала литературная студия.

     

    Вот уж точно какой рев.?

     

  • 10 Сентября 2010, 23:17

    А что, после 1905 года или февраля 1917 года квартиры у Мережковских и прочих отбирали :))) ??? Кстати, недавно где-то прочитал, что, по большому счёту, отречение царя февральской революцией как-то не совсем правильно называть. Или же тогда тоже что-то перевернули, штурмовали и проч.? Как профану в этом деле, было бы интересно услышать, почему всё-таки - революция?

     

    Да и, честно сказать, 1905 год тоже больше на смуту тянет... а не на революцию. Этак и декабрьские события 1825 (? - уже не помню) можно революцией обозвать... конечно, масштаб не тот, но тайные общества и всё такое...

  • 10 Сентября 2010, 23:24

    Революция заканчивается сменой строя. В рез-те 1-й 1905-07 гг. (к-рую как раз и пытались считать Смутой, потому и вляпались в дальнейшее) в России была установлена конституц. монархия. В результате Февральской 1917 года Россия перестала быть монархией, хотя республикой была объявлена лишь 1 сентября 1917 года, но таки была и таки до Октября 1917 г.

    И самое главное, что это просто схемочка, а там столько разных глубинных процессов шло, что при всем  желании никак просто смутой не обойтись. Не Разинщина :(

    И по поводу отбирания квартир. А что, в контексте должно непременно быть отбирание квартир? Текст прочтите поступательно.

    В 1889-1913 гг. в доме жили Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус и Д. В. Философов.

    После революции в квартире Мережковских работала литературная студия.

     

    Так как? О какой рев. придется говорить в таком изложении?

    И еще в квартире можно жить, но студии не устраивать.

     

  • 10 Сентября 2010, 23:30

    Да, здесь не отобрали, текст не прочитал. Но это и неважно. Здесь не отобрали, а в тысяче (да что там, поболее даже, наверное) других случаев - именно так. Конечно, после воцарения гегемона это произошло. Когда действительно строй поменялся. Один раз такое было.

  • 10 Сентября 2010, 23:35

    Кстати, всё больше утверждаюсь в мысли - что германский фашизм это прямое следствие наших достижений в деле построения коммунизма.

  • 10 Сентября 2010, 23:37

    Грустно мне. Пожили бы Вы в архивах с моё, вряд ли так утверждали.

    И кст. Напр., после Февраля были большие проблемы у офицеров, к-рых (это не только в сов. кино было) солдаты именно готовы были порвать. Лично читал слезные просьбы, а потом вопли ужаса - разделить в лазаретах (или даже закрыть) офиц. отделения и отд. нижних чинов, т.к. сёстры милосердия и врачи боялись побоища. Док-ты весны 1917 г. И помещения захватывали. Да, Тенишеву хотя бы почитайте. А там под воинскую часть особняк еще до Февраля попортили.

  • 10 Сентября 2010, 23:42

    А никто и не спорит. Да, всё верно. Читали, наверное Шульгина, его впечатления, когда он с Дальнего Востока в военной форме появился во время смуты 1905 года.

     

    Всё так. Но оформлено было окончательно - именно тогда. В октябре (7 ноября по н.ст.).

  • 10 Сентября 2010, 23:47

    Всё было направлено на расшатывание строя. Интеллигенция во-многом играла преподлейшую роль... точно, видимо, так, как теперешняя "демшиза". Ну, и получили по полной программе.

  • 10 Сентября 2010, 23:50

    Если быть точным, 8 ноября было оформлено. А еще точнее, в последующих док-тах, т.к. в Смольном были приняты док-ты временного хар-ра и избраны времен. органы управления страной - до Учред. собр. Вот с его разгоном действ-но...

    Кст., мы с Вами о разных строях, похоже, говорим - Вы об обществ. (социальном), а я о гос. Это не одно и то же. Отсюда и разночтения.

  • 10 Сентября 2010, 23:56

    Алекс, это сайт пока ещё популярный, а не узкоспециализированный, поэтому говорить надо на общепонятном языке.

  • 10 Сентября 2010, 23:58

    Вам уже ОляК отлично ответила по поводу введения термина "топоним" вместо "улицы".

     

    Иногда надо себя брать в руки... как бы встряхиваться... не в архиве я... вот цитатку сейчас из Достоевского поищу :))) .

  • 10 Сентября 2010, 23:59

    Это общепонятный язык. Не знаю, какой нынче класс, но в старой программе, к-рая по кр. мере еще в 1997-м году действ-ла, когда я преподавал, это был 5-й (ныне снова 4-й) класс по истории и даже 3-й - по природоведению давали в нашей школе.

  • 11 Сентября 2010, 00:13

    Алекс, нам в третьем классе (!) давали основы теории множеств (!). В обычной школе. Учительница сама не могла понять, зачем, почему, и что это такое... и никто не мог понять. Это что - тоже общепонятный язык?

     

    Вот цитата:

    "Несмотря на полную выдержку и совершенное знание хороших манер,  он  до того, говорят, самолюбив, до такой истерики, что никак не может скрыть своей авторской раздражительности даже и в тех  кругах общества, где мало интересуются литературой." (отсюда)

  • 11 Сентября 2010, 00:17

    Но всё это ни в коей мере не говорит, что я не уважаю Ваш труд. Совсем наоборот. Очень Вам благодарен нелицемерно.

  • 11 Сентября 2010, 00:19

    А нам теорию множеств не давали :) Видите ли, если я знаю какие-то вещи, найденные мною в архивах в док-тах, к-рые по 80 лет никто, кроме хранителей фонда, не трогал, то я и не пытаюсь ожидать, что их знают другие. Равно как, что широкая публика читает спец. лит-ру. Но различие между гос. и соц. строем изучается в средней школе в самых разных контекстах, так что это дейст-вно относят к знаниям общего типа. Но в конце концов, тут важно, что я сообразил, что мы с Вами использовали разные понятия, потому и говорили о разном. Все же разрешилось.

  • 31 Декабря 2010, 22:05

    № 108. С. 360.

    Бродский А.И. - ул. Пестеля, 27.

  • 1 Января 2011, 13:52

    С Новым годом!

    По поводу 1-го комментария. Уж не знаю, что там Дубин пишет на 49-ти страницах про "Гранатовый браслет", но в свое время Ю. Раков в тексте под названием (примерно) "По следам литературных героев" довольно убедительно приводил по аналогичному поводу адрес - ул. Союза  Печатников, 18-20.

  • 2 Января 2011, 23:46

    Да, Раков бывал убедителен, но всегда писал по-журналистски, а не как историк.

  • 3 Января 2011, 01:40

    А историку в этой теме и делать-то нечего - художественное произведение. Раков опирался на воспоминания сына дамы - прообраза гл. героини. Там и сходство фамилий было.

  • 3 Января 2011, 13:52

    Я не имел ввиду конкретное произведение, я говорил вообще о лит-ре, выходящей под авторством Ракова. Однако при изучении худ. произв. грамотные филологи обычно обращаются к историкам, если сами не имеют такого обр-ния.

  • 20 Августа 2011, 20:21

    стиль-эклектика

     

    кто объяснит, почему одна часть здания покрашена в серый, а другая в темножелтый?

     

  • 20 Августа 2011, 22:34

    Вопрос идеально подходит к Вашему аватару. Откуда ж Вы прилетели?

  • 20 Августа 2011, 22:53

    на оскорбления переходим , а ответить ничего не можем значит?

  • 21 Августа 2011, 00:17

    Ну, простите, не сердитесь. Только что ж тут оскорбительного? Почти что зависть.

    Дом выходит на 2 улицы - так? Планируются ремонты по одной улице, потом по другой. Но по другой могут и не отремонтировать. Таких примеров не намного меньше, чем угловых домов в городе.

    По существу?

  • 21 Августа 2011, 00:18

    Ой, нет. Дом выходит на 3 улицы! Таки отремонтировано только по Пестеля. 

  • 21 Августа 2011, 01:10

    Мда, как всегда наша бюрократия виновата. Или показуха, когда фасады красят только с той стороны, с которой руководство поедет.

  • 3 Марта 2012, 02:24

    Градсовет одобрил проект памятника Бродскому на Преображенской площади 


    Художественная секция градсовета утвердила проект памятника поэту Иосифу Бродскому на Преображенской площади. Монумент настолько понравился членам совета, что они специально для него придумали новую форму одобрения.

    Сегодня на художественной секции градостроительного совета обсуждался проект памятника Иосифу Бродскому, который планируется установить на Преображенской площади рядом с домом Мурузи, где в юности жил поэт. Монумент спроектировали петербургский архитектор Феликс Романовский и скульптор Владимир Цивин.

    Памятник представляет собой три стелы, на двух из которых выбито на русском и английском языках стихотворение Бродского «К Урании». Пилоны венчают три, на первый взгляд, абстрактные скульптуры, складывающиеся при просмотре с определенного угла в фигуру музы. Авторы монумента пояснили, что пытались спроектировать памятник не столько самому Бродскому, сколько его поэзии. Члены совета высказали авторам ряд незначительных замечаний, однако в целом одобрили и идею скульптуры, и ее формальное исполнение.

    Более того, проект настолько понравился специалистам художественной секции градсовета, что они решили дополнительно указать в итоговом протоколе заседания, что проект монумента не только утвержден, но и одобрен членами совещательного органа. Скульпторы также назвали памятник Бродскому «произведением искусства» и «первой качественной современной скульптурой в центре Петербурга».

    Стоит отметить, что первоначально скульптуру планировалось установить на набережной Невы у Горного института, также рассматривалась площадка на Петровском острове. Скульптура должна была иметь высоту около 9 метров, а стелы — уходить прямо в воду.

    Памятник Иосифу Бродскому на Преображенской площади

    http://karpovka.net/2012/03/01/33395/

     

     

  • 4 Мая 2012, 22:09

    Три месяца назад другая музейно-квартирная история кончилась неудачей. Власти Петербурга попытались создать музей Иосифа Бродского в коммунальной квартире по адресу Литейный проспект, 24, где жил поэт. Однако проживающая в квартире гражданка согласилась освободить свою жилплощадь только за 17 млн рублей.

    Чиновники посчитали, что это много. Рассматривается вариант обустройства отдельного входа в квартиру через кухню. Другое предложение – все же собрать необходимые средства для выкупа квартиры.🤑

  • 13 Июня 2012, 23:43

    Музей поэта в городе пытаются открыть уже 13 лет. Место для экспозиции выбрали быстро — дом Мурузи на Литейном проспекте, где Бродский жил. В 6-комнатной коммуналке после отъезда поэта и смерти его родителей обитали обычные люди. Чтобы открыть музей, надо было сначала выкупить у них все комнаты. Друзья Бродского и почитатели его стихов стали собирать деньги. С первыми тремя жильцами проблем не возникло: они легко продали свои комнаты. Четвертый — некий Вахтанг Закруа — оказался хитрее. Ему принадлежала 19-метровая комната Бродского, и он тут же взвинтил на нее цену.

    — Он понял, что сидит на мешке с золотом, — говорит руководитель Фонда создания литературного музея Иосифа Бродского, близкий друг поэта Михаил Мильчик. — Взывать к совести было пустым делом. Вахтанг хотел денег. Только мы успевали обо всем договориться, как он звонил и сообщал, что цена снова выросла.

    Фонд Михаила Мильчика договаривался с Вахтангом пять лет. В итоге небольшая комната Бродского обошлась в баснословную сумму — 10 миллионов рублей (для сравнения, комната такого же размера в коммуналке в центре города стоит около 1,5 миллионов). Деньги тогда помогла найти губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.

    Но самое страшное, как оказалось, было еще впереди. 74-летняя пенсионерка Нина Васильевна Федорова, которой принадлежит последняя и самая большая комната в коммуналке (45 квадратных метров), захотела получить за нее уже 12 миллионов рублей.

    — Как видите, аппетиты растут, — говорит Михаил Мильчик. — Одно дело платить такие деньги за комнату Бродского, и совсем другое — за помещение, где он даже не появлялся. Для нас эта сумма астрономическая. Где достать деньги, мы не знаем.

    Сейчас Нина Васильевна живет одна в 6-комнатной квартире № 28 (4 комнаты, принадлежащие Фонду, закрыты). Дверь она никому не открывает. Даже Михаил Мильчик, чтобы попасть в комнаты, которые уже принадлежат Фонду, должен сначала позвонить пенсионерке и предупредить ее о своем приходе. С посетителями бабушка в лучшем случае говорит через замочную скважину. Впрочем, пожилую женщину понять можно. Иосиф Бродский в эссе «Полторы комнаты» рассказал всему миру о ее маме, которая в свое время стучала на поэта и его родителей в КГБ...

    Апартаменты для Нины Васильевны

    В феврале этого года к спору вокруг квартиры Бродского вновь подключилась администрация города. Вице-губернатор Василий Кичеджи предложил Фонду создания музея Иосифа Бродского передать в дар Петербургу четыре уже выкупленные комнаты. Якобы тогда власти получат все права на создание музея.

    — Странная ситуация, — недоумевает Михаил Мильчик. — Но, тем не менее, мы посовещались и пошли на это. Я написал Кичеджи письмо, в котором согласился передать комнаты городу при условии, что Фонд по-прежнему будет участвовать в делах будущего городского музея. Ответа я пока не получил.

    А тем временем квартира № 28 буквально разваливается на глазах. С потолка сыплется штукатурка, кухня и коридор и вовсе в аварийном состоянии.

    — Угрозы для жизни нет, но лучше побыстрее проходить эти помещения и надолго там не задерживаться, — предупреждает Михаил Мильчик. На ремонт обветшалой квартиры потребуется как минимум 3–4 миллиона рублей. Не видя другого выхода, друзья поэта обратились за помощью к горожанам. Вот уже два месяца петербуржцы жертвуют деньги, чтобы выкупить комнату у Нины Васильевны. Пока собрали около 300 тысяч рублей...

    Если купить комнату у пенсионерки так и не удастся, то Фонд отгородит ее «жилплощадь» от остальной части квартиры, обустроит ей туалет, ванную, сделает отдельный вход. У старушки останется ее комната в 45 квадратных метров, прихожая (15 квадратных метров) и хозяйственная комната (25 квадратных метров), которая пока принадлежит Нине Васильевне и находится в общем пользовании. На такой вариант женщина вроде бы согласна. Еще бы, ведь в ее распоряжении будет фактически полноценная двухкомнатная квартира площадью 85 квадратных метров. Этот «раздел» обойдется Фонду куда дешевле, чем покупка комнаты за 12 миллионов.

    — Но я прямо скажу — такой вариант для музея крайне нежелателен, — признается Михаил Мильчик. — Во-первых, мы теряем огромную площадь, которую могли бы занять под экспозиции. Во-вторых, квартира Бродского, описанная им в эссе, изменится кардинально. К тому же вход в музей будет через черный ход, которым поэт никогда не пользовался. И все-таки мы готовы пойти на это.

    300 тысяч для Людмилы Владимировны

    Открыть музей Иосифу Бродскому можно было бы и в Архангельской области, в деревне Норенская, где поэт провел полтора года в ссылке. Но и там Михаил Мильчик столкнулся с теми же проблемами, что и в Петербурге. Людмила Владимировна — хозяйка дома, в котором жил Бродский, — требует за свои квадратные метры 300 тысяч рублей. Притом, что подобный дом в архангельской глубинке стоит не больше 5–10 тысяч рублей. Сама Людмила Владимировна живет в соседнем поселке Коноша и в Норенской появляется редко. Впрочем, делать там нечего. В вымирающей деревне остался всего один житель...

    — Состояние дома отвратительное, это просто развалюха, — признается Михаил Мильчик. — В пристройке, где была комната Бродского, недавно обвалился потолок. Мы сто раз говорили хозяйке: дом вот-вот развалится, надо что-то делать! «Пусть разваливается», — отвечает Людмила Васильевна. Ее логику мне не понять... http://www.online812.ru/2012/06/13/012/

  • 14 Июня 2012, 22:48

    Ой, боюсь, когда старушка (не дай Бог!) скончается, и тут создадут музей, он вдруг как бы случайно сгорит от короткого замыкания! Помнится, Дом писателей на Шпалерной раза три поджигали. Об этом с удовольствием рассказывал Шурик Невзоров.

  • 14 Февраля 2013, 17:45

    В этом доме действовала под руководством Николая Степановича Гумилева литературная студия, кроме Н.Гумилева в работе студии принимал участие Михаил Леонидович Лозинский, поэт и переводчик. Вот что пишет в своих воспоминаниях И.Одоевцева об открытии студии: «Литературная Студия открылась летом 1919 года. Помещалась она на Литейной в Доме Мурузи, в бывшей квартире банкира Гандельблата. Подъезд дома Мурузи был отделан в мавританском стиле «под роскошную турецкую баню», по определению студистов. Когда-то, как мне сейчас же сообщили, в этом доме жили Мережковский и Зинаида Гиппиус, но с другого подъезда, без восточной роскоши.

    В квартире банкира Гандельблата было много пышно и дорого обставленных комнат. Был в нем и концертный зал с эстрадой и металлической мебелью, крытой желтым штофом.»

    Источник: Ирина Одоевцева. «На берегах Невы»

  • 14 Февраля 2013, 18:24

    С весны 1919 года в пустующей княжеской квартире размещалась литературная студия при издательстве «Всемирная литература».
    Перед студийцами, среди которых были Зощенко, Слонимский, Берберова, сестры Наппельбаум, Адамович, читал стихи Блок, выступал возглавлявший издательство Горький.Там преподавали Чуковский,Замятин, Шкловский и Лозинский. 
    В 1921 году, незадолго до гибели, Николай Гумилев преобразовал студию в «Дом поэтов»: –там читали лекции по стихосложению, обсуждали новые стихи. В доме Мурузи Анна Ахматова в последний раз виделась с Гумилевым: вскоре после этого он был арестован и расстрелян…

    Одоевцева, как обычно, неточна.

  • 20 Февраля 2013, 18:19

    "В  июне открылась студия "Всемирной литературы" на Литейном, 24, в доме Мурузи.  По   плану  занятия   распределялись  по  трем   основным  отделам: поэтического  искусства  -  под  руководством  Н. Гумилева и М.  Лозинского, искусства прозы  - под руководством В. Шкловского  и Е. Замятина, критики  - под руководством К. Чуковского.

    Гумилев  принялся  за  работу  с большим энтузиазмом. И  неудивительно: первое в Петрограде художественно-педагогическое учреждение! В течение всего лета  аккуратно читал  лекции и руководил практическими занятиями.  Лекции и семинары Гумилева были самыми посещаемыми".

     

    Источник: Вера Лукницкая. Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких

     

    http://lib.ru/CULTURE/LITSTUDY/LUKNICKAYA/gumilew.txt

  • 24 Октября 2013, 15:19

    Между частными (доходными) домами занимают одно из первых мест, уже по громадности своей, постройки князя Мурузи и графа Шереметева, находящиеся обе на Литейном проспекте. Архитектор Серебряков, неизвестный до сего времени, сразу вошёл в славу, и не попусту: эффектным и величественным фасадом дома кн. Мурузи он доказал, что, кроме всевозможных вариаций ренессанса, коверканья избитого и изуродованного неумелыми руками «Louis XVI», кроме гениальных, попыток покойного Макарова смешения стилей, пригоден и стиль мавританский, даже для 5-ти этажных домов. Фасад этой постройки разбит весьма удачно в общих массах, богатый и вместе с тем спокойный; детали нарисованы со вкусом и в масштабе. Но чем лучше произведение, темь строже должна быть и критика: купола, которые следовало бы покрыть стеклянной черепицей, обтянуты железом, на котором выделано подражание черепице слишком крупного размера; под ними главный карниз кажется сжатым. Помощниками строителя были г. Шестов и Султанов. Предоставлением редакции чертежей дома кн. Мурузи, для публикации, г. Серебряков очень обязал бы подписчиков «Зодчего». 

    «Зодчий», 1875, Вып. 10, С. 117

          фото   см. публ.    https://pastvu.com/p/125231

  • 11 Марта 2014, 22:25

    А почему такой странный стиль в титуле? "Зодчий" определенно указывает на стиль, как мы видим выше.

  • 11 Марта 2014, 23:11

    Мавританского стиля нет в списке. 

  • 11 Марта 2014, 23:19

    Тогда эклектика.

  • 11 Марта 2014, 23:46
    Ответ на "Тогда эклектика." от miraru1

     поддерживаю

  • 12 Марта 2014, 00:23

    Бродский указал неверную дату постройки?

    "Законченное в  1903 году, в год рождения  моего
    отца, оно  стало архитектурной сенсацией Санкт-Петербурга  того  времени,  и
    Ахматова однажды  рассказала  мне,  как она с  родителями ездила  в пролетке
    смотреть на это чудо". 
  • 12 Марта 2014, 00:25
    Ответ на "Бродский указал неверную дату постройки? "Закончен" от pasha_su

     конечно. Творческий человек имеет право на фантазию.:)

  • 12 Марта 2014, 01:57

    В адресных книгах 1-й чтв. 19 века история с Резановым выглядит неясной. Судите сами.

    Вот план Шуберта 1828 года.

     

    Номер участка - 405, все постройки показаны деревянными. В "Указателе жилищ и зданий" С. Аллера 1822 г. (№ 121) показаны не только современные изданию номера участков, но и старые, какими они были по 1820 год. Старый номер этого участка был 388.

    Адресная книга Реймерса 1809 г. (№ 123) в разделе "Владельцы домов" показывает, что участком № 388 в Литейной части владел тайный советник Дмитрий Иванович Рязанов (так), а в разделе, где даны адреса чиновников, тайный советник и сенатор Д. И. Резанов (так) показан живущим в Литейной части 4 квартала в собственном доме, в Литейной улице, № 388 и на даче - Петербургской части 4 квартала на Аптекарском острове № 1378.

    Николай Петрович Резанов умер в 1807 году. Что происходило с домом непосредственно после 1809 года, когда его владельцем был показан Д. И. Резанов, из адресных книг не узнаешь, но "Указатель жилищ и зданий" С. Аллера 1822 г. (№ 121) показывает, что дом принадлежал тогда "наслед." тайного советника Н. П. Резанова (через "ять"). Д. И. Резанов показан живущим неподалеку, в начале Кирочной, в доме гр. В. С. Васильевой, № 409.

    Странная история.

    В атласе Цылова (1849) дом показан деревянным, одноэтажным, принадлежавшим князю Василию Викторовичу Кочубею, коллежскому советнику.

  • 3 Мая 2014, 22:59

  • 4 Мая 2014, 00:28

    1973: Приемный пункт № 30 (окраска натуральных мехов) производственного объединения «Химчистка» Дзержинского р-на  — Литейный пр., 24 ([211]. С.175)

  • 7 Июня 2014, 00:20

    А какая парадная с апартаментами князя?

  • 14 Октября 2014, 22:01

    В Петербурге определилсь с местом, где появится памятник Иосифу Бродскому. Им станет брандмауэр дома Мурузи, где поэт проживал до эмиграции, а через какое-то время планируется открытие его мемориального музея.

    Как рассказал Metro председатель правления Фонда создания музея Бродского Михаил Мильчик, сейчас разрабатывается программа конкурса на проект памятника, но в какой форме он будет – пока неизвестно. В то же время, сам Михаил Исаевич считает, что данный брандмауэр - не лучшее место для памятника, но оно уже утверждено.

    http://www.metronews.ru

  • 30 Октября 2014, 21:54
  • 30 Октября 2014, 23:52
    Ответ на "В Петербурге определилсь с местом, где появится па" от vladimir-2013

     Им станет брандмауэр дома Мурузи

    А куда этот брадмауэр выходит?

  • 31 Октября 2014, 00:52

    В угол поставят.

  • 26 Ноября 2014, 20:56

    эклектика

  • 5 Декабря 2014, 21:00
    Ответ на "эклектика" от Виктор М

     конечно, поддерживаю

  • 1 Марта 2015, 10:28

    В музее-квартире Бродского начат ремонт.  проект временной экспозиции разрабатывается. Вход в музей Бродского будет организован со двора по бывшей черной лестнице. В связи с этим будут приведены в порядок двор и черная лестница.

    http://karpovka.com/2015/02/28/226788/

    "Не было бы счастья, да несчастье помогло" - теперь жителям еще и двор благоустроят. :)

  • 6 Апреля 2015, 21:23

    Ищем автора фото 17 (створка ворот). Это не мое фото. Судя по индексу веб-страницы, загружено приблизительно в начале 2011.

  • 24 Сентября 2015, 22:43

    Как попасть к Бродскому?

     

    24.09.2015, Лев Березкин, Рубрика Город

     

    Как попасть к Бродскому?  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА 

    ФОТО Александра ДРОЗДОВА

    Четыре месяца назад в Петербурге на один день открылся Музей Иосифа Бродского в доме Мурузи на Литейном проспекте. Дата была символической – 75-летие нобелевского лауреата. Все, в том числе и находившиеся в многочасовой, но самой дружелюбной очереди, понимали: путь к настоящему музею будет долгим и непростым.

    Наша газета неоднократно обращалась к теме Музея Бродского, следила за тем, как Фонд по созданию музея с помощью меценатов выкупил одну за другой четыре комнаты в коммуналке. Осталась одна соседка. С ней были долгие переговоры, но к маю 2015 года, казалось, принято окончательное решение разделить квартиру, оставив соседке парадный вход, а музею – черный. Спонсорские деньги, первоначально предназначенные для покупки отдельной квартиры для соседки, теперь расходуются на ремонт аварийных перекрытий в будущем музее.

     

    По мнению Михаила Мильчика, председателя Фонда по созданию Музея Иосифа Бродского, раздел квартиры искажает ее мемориальность, не позволяет воссоздать такой, какой она была при Бродском. Редкий случай: самим Мильчиком в свое время было сделано множество фотографий, которые позволяют восстановить всю обстановку знаменитых «полутора комнат», частично найдя аналогичную мебель...

    Иную позицию отстаивает Нина Попова, директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме – этому музею городские власти поручили создать майскую однодневную экспозицию. Попова убеждена: не следует начинать работу над музеем с попыток выселить соседку, даже под самым благовидным предлогом. Поэтому Музей Ахматовой по собственной инициативе начал работу над виртуальным Музеем Бродского, совмещающим визуальный ряд – квартира, вид из нее на Преображенскую площадь и т. д. – с текстами поэта. Таких музеев нет нигде. Для ахматовцев слово, его эхо в сознании читающего или слышащего важнее материальных свидетельств жизни Бродского, будь то Ленинград или эмиграция...

    Между тем недавно стало известно, что комитет по культуре предпринял новую попытку уговорить соседку переехать и даже показывал ей несколько вариантов квартир в историческом центре. Чиновники воздерживаются от комментариев, не желая создавать шум на деликатную тему. Источники утверждают, что срок принятия окончательного решения сдвинулся с мая 2015 года на 2016-й.

     

    Существует и другая серьезная проблема, о которой в юбилейные дни не говорили. Чтобы сделать квартиру, где жил Бродский, музеем, необходимо перевести ее из жилого фонда в нежилой. Напомним, квартира находится на втором этаже, а, по закону, перевод возможен только в том случае, если помещения на первом этаже нежилые. А там находится большая квартира, где живут две семьи.

    Музей Ахматовой предлагает такой план: он ищет деньги на расселение квартиры на первом этаже. Проведены первые переговоры с собственниками, а главное – налажен контакт с возможным спонсором. В случае выкупа квартиры на первом этаже из нее делается вход в Музей Бродского. Это позволит как отделиться от соседки, так и обустроить главный вход в музей через первый этаж, поскольку пожарные возражают против устройства главного входа в музей через черную лестницу.

    В комментарии для нашей газеты Михаил Мильчик сообщил, что полностью согласен с необходимостью выкупа квартиры на первом этаже. Помимо решения проблемы перевода в нежилой фонд это позволит увеличить площадь музея, разместить там научных сотрудников и музейные фонды. Но он категорически против пробивки главного входа через первый этаж и считает такое предложение абсурдным. Мемориальность квартиры, где жил Бродский, будет нарушена дважды – разделом квартиры и пробивкой внутреннего входа с первого этажа. Кроме того, для создания такого входа потребуется большой проем, который негде разместить, иначе как в узком коридоре, это сильно усложнит перемещение по музейному пространству и сократит его и без того скромные площади.

    Кстати, на днях КГА подвел итоги полутора месяцев народного интернет-голосования «Кому установить памятник в Петербурге?», которое продолжается на сайте городской администрации. В голосовании приняли участие почти 5 тысяч человек. Иосиф Бродский лидирует с 497 голосами, второй – Петр Чайковский – 330 голосов. Этот факт, хотя и косвенно, показывает, что имя Бродского интересно петербуржцам.

    Еще раз повторим мысль, которую наша газета высказывала накануне юбилея поэта. Может быть, не следует спешить перед вечностью? Не ставить жестких конкретных сроков открытия музея, а еще семь, а может быть, и семьдесят раз все обдумать и взвесить? 

     

    Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

  • 13 Декабря 2015, 20:23

    Оценку статье не даю, даю ссылку:

    Филиппова Т. "Единственный в мире дом" // Библ. дело. 2015. № 11. С. 26-29: ил.

    Электронная пдф-версия: http://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2015/bd11.pdf (дата обращения: 13.12.2015).

     

     

  • 13 Декабря 2015, 20:26

    Здесь и по всему сайту: почему титул дан только с указанием статуса дома в "старой" России?

    Это не просто алогично правилам сайтам, но имеет уже свои последствия - иные искренне считают, что этим домом так и владеют какие-то Мурузи (равно как в других случах Ивановы и пр.).

  • 27 Декабря 2015, 23:58

    Похоже, тут есть фото военного времени:

     

    В первые дни войны активистки дома № 24 по проспекту Володарского в Ленинграде отлично оборудовали санитарный пост ... : [фото] / фото П. Машковцева (Фотохроника ТАСС) // Санитарная оборона. - 1942. - № 5/6. - С. 5.

    Шифр РНБ: П17/2В первые дни войны активистки дома № 24 по проспекту Володарского в Ленинграде [выделено мной - А.] отлично оборудовали санитарный пост. Санпост уже 130 раз оказал первую помощь жильцам ближайших домов. На снимке: Боец санзвена А.К. Александрова перевязывает обожжённую руку С.П. Петровой.

    БО и аннотация из: http://www.nlr.ru/res/inv/ukazat25/search_records.php?aspid=1&refine_project=1&prid=25&project_ID=25&wiq1=all&sw1=&record_field1=1&wiq2=all&sw2=&record_field2=2&wiq3=all&sw3=санитарная+оборона&record_field3=15#qr (дата обращения: 28.12.2015)

  • 4 Мая 2016, 17:50
    Ответ на "Лестница №3, правая парадная по Пестеля. http" от люблюпитер

     В левую парадную по Литейному пр. так никому и не попасть😢

  • 4 Мая 2016, 18:03
    Ответ на "Я подозреваю, что она закрывается на ключ. А что в" от люблюпитер

     Я думаю, что там как раз и есть парадная лестница в апартаменты, фото №39

  • 4 Мая 2016, 18:39
    Ответ на "Есть еще одна необследованная лестница по Короленк" от люблюпитер

     С Литейного правая это лестница №1, она есть в публикации.

  • 7 Сентября 2016, 16:32

    Всем привет!  Если есть фотки советского периода - выложите, плиз

  • 7 Сентября 2016, 17:08

    Как он вам? А?))) Фото 1870-1880 г.

  • 7 Сентября 2016, 17:08
  • 8 Сентября 2016, 11:16

    точно, одно и тоже, только сепия,спасибо

  • 15 Апреля 2017, 23:10

    +     В этом доме жили:

    1899 - 1901  экономист Н. Ф. Анненский  (ВПб на 1900.  O. III. C. 23, на 1901. С. 22)

    1955 - 1964, 1965 - 1972  поэт, переводчик И. А. Бродский В 1996 году была установлена мемориаль-

                          ная доска (скульптор Л. К. Лазарев, архитектор Т. Н. Милорадович) с ошибочным текс-

                         том, смотреть фото 6: "В этом доме с 1955 по 1972 год жил поэт Иосф Алексанлрович

                         Бродский". В 1964 - 1965 годах он был репрессирован и отправлен в деревню                                                           Норинская Архангельской области 

    1927 - 1937  режиссер П. П. Гайдебуров  (ВЛд на 1928. O. III. C. 118, на 1929. С. 128, на 1930. С. 109,

                         на 1933. С. 93, на 1934. С. 84, на 1935. С. 34, список абонентов на 1937 г. С.39).

    1889 - 1912  поэтесса, писательница З. Н. Гиппиус-Мережковская.

    1906 - 1908  скульптор Н. Н. Гиппиус (сесра З. Н. Гиппиус)  (ВПб на 1907. O. III. C. 171, на 1908. С.182).

                         Ее скульптура "Три грации" в 1907 году была установлена на углу дома (ул. Захарьевская

                         41 - ул. Потемкинская 3).

    1923 - 1937  техник В. Д. Данилов  (ВПг на 1924. O. X. C. 79, ВЛд на 1925. С. 115, на 1926. O. XI. C. 105,

                         на 1927. С. 132, на 1928. С. 163, на 1929. С. 178, на 1930. С. 151, на 1931. С. 133, на 1933.

                         O. XV. С. 121, на 1934. O. XIV. C. 115; список абонентов ЛГТС на 1937 г. С.  52).

    1889 - 1912  писатель Д. С. Мережковский  (Адресная книга города С-Петербурга на 1892 год часть II,

                         С. 125, на 1893 год С. 182, на 1894 год С. 245, на 1895 год  С. 261, на 1896 год С. 286, на

                         1897 год С. 684, на 1898 год С. 686, на 1899 год С. 587, на 1900 год С. 611, на 1901. С. 644;

                         ВПб на 1902. O. III. C. 408, на 1903. С. 427, на 1904. С. 422, на 1905. С. 416, на 1906. С. 429,

                         на 1909. С. 311, на 1910. С. 551, на 1911. С. 577, на 1912. С. 583).

    1904 - 1905  гражданский инженер, литератор А. В. Зенгер  (ВПб на 1905. С. 245). 

    1891 - 1909  поэт В. А. Пестовский (Пяст)  (Адресная книга города С-Петербурга  на 1892 год, часть II,

                         C. 148, на 1893 год С. 214; ВПб  на 1894. O. III. С. 179, на 1895. С. 174, на 1896. С. 241, на                                       1897. С. 306, на 1898. С. 407, на 1899. С. 409, на 1900. С. 445, на 1901. С. 440, на 1902. С.

                         484, на 1903. С. 507, на 1904. С. 500, на 1907. С. 544, на 1908. С. 580, на 1909. С. 605).

                         Здесь прошло его детство и юность.

    1916 - 1917  архитектор  Н. К. Прянишников  (ВПб на 1917. O. III. C. 562).

                         Николай Кузьмич Прянишников  (18. 08. 1881. С-Петербург - 1960);  МУЖВЗ (1901).

    1927 - 1937  актриса Н. Ф. Скарская-Гайдебурова.

    1908 - 1912  литературнвй критик Д. В. Философов  (ВПб на 1909. O. III. C. 823, на 1910. С. 884, на 1911.

                         С. 931, на 1912. С. 939).

    1893 - 1895  врач-терапевт Н. Я. Чистович  (Адресная книга города С-Петербурга на 1894 год, часть II,

                         C. 406, на 1895 год С. 440)

     

  • 4 Июня 2017, 23:28
    Ответ на "" от Олег Сыромятников

     Это квартира?

  • 10 Июня 2017, 20:43

    квартира Мурузи

     

  • 10 Июня 2017, 20:47

    А вот где жил Бродский

    В нише стоял книжный шкаф с письменным столом, а в углу вдоль окна стояла кровать Бродского.

    см. публикацию

  • 10 Июня 2017, 20:48

    А это фрагмент потолка, над кроватью, в который он смотрел.

    см. публ.

  • 24 Сентября 2017, 19:56
    I. В  полутора  комнатах  (если вообще по-английски эта мера  пространства
    имеет смысл), где мы жили втроем, был паркетный  пол, и  моя мать решительно
    возражала  против того, чтобы члены ее семьи, я  в частности, разгуливали  в
    носках.  
    4.
     Наши  полторы комнаты  были частью обширной,  длиной в  треть квартала,
    анфилады,  тянувшейся  по  северной  стороне  шестиэтажного здания,  которое
    смотрело на три улицы и площадь одновременно. Здание представляло собой один
    из  громадных брикетов  в так называемом мавританском стиле, характерном для
    Северной Европы начала века. Законченное в  1903 году, в год рождения  моего
    отца, оно  стало архитектурной сенсацией Санкт-Петербурга  того  времени,  и
    Ахматова однажды  рассказала  мне,  как она с  родителями ездила  в пролетке
    смотреть на это чудо. В  западном его крыле,  что обращено  к одной из самых
    славных в российской словесности улиц -- Литейному проспекту, некогда снимал
    квартиру  Александр  Блок.

    Иосиф Бродский. Полторы комнаты

    http://www.lib.ru/BRODSKIJ/rooms.txt

  • 18 Июля 2018, 00:28

    В Петербурге создают частный музей Бродского

    В доме Мурузи на Литейном проспекте, 24 в Петербурге выкуплена квартира по соседству с коммуналкой, где в 1955–1972 годах жил Иосиф Бродский. Их собираются объединить и создать частный музей поэта.

    Четырехкомнатную квартиру площадью 200 кв. м на втором этаже дома приобрел девелопер Максим Левченко. Жилплощадь обошлась покупателю примерно в 35 млн рублей. Состояние недвижимости оценивается как «очень хорошее». В комнатах, которые примыкают к квартире Бродского, сохранились мавританская лепнина, белые классические печи и камин.

    http://izbrannoe.com/news/otdykh/v-peterburge-sozdayut-chastnyy-muzey-brodskogo/

    Инвестиции в проект составят не менее миллиона рублей. В музее будут залы для временных выставок, лекторий и книжное кафе. «Это будет не классический литературный музей, а „антимузей“ — точка притяжения разных творческих сил мегаполиса», — рассказал Левченко и добавил, что для него это не коммерческий проект, а социальный.

    Курировать пространство будет команда виртуального музея Brodsky.onlineвместе с Фондом создания музея Иосифа Бродского и Музеем Анны Ахматовой. Бывшие хозяева квартиры войдут в попечительский совет.

    Открыть музей поэта в Петербурге пытаются почти 20 лет. Фонд создания музея был основан в 1999 году. Благодаря спонсорам выкупили почти всю мемориальную квартиру площадью 250 кв. м., где находились те самые «полторы комнаты», которые занимала семья Бродского. Но завершить выкуп не удалось: одна из соседок, Нина Федорова, жившая там еще при Бродском, наотрез отказалась продавать свое имущество.

  • 6 Ноября 2018, 17:48

    27.07.2012г.

     

  • 4 Мая 2019, 15:01

    Интересно, кто-нибудь знает, что за арабская вязь на воротах, хорошо бы сделать перевод.

  • 17 Мая 2019, 22:26
    Ответ на "стиль-эклектика кто объяснит, почему одна часть з" от Andrey Damir

    Тогда ведь начали расселение дома, признав его аварийным(правая сторона по проспекту) из-за стройки нового дома. Поэтому не стали ремонтировать эту часть фасада. А была ли аварийность, вот это сомнительно. Постепенно страсти улеглись и все об этом забыли. 

  • 29 Мая 2019, 13:28

    Ремонт фасадов!

     

     

     

  • 4 Ноября 2019, 11:20

    Об архитекторе Алексее Константиновиче Серебрякове можно посмотреть на форуме  http://forum.citywalls.ru/post.php?id=56308 

  • 4 Ноября 2019, 11:31
  • 4 Ноября 2019, 12:19
  • 17 Декабря 2019, 01:20


    На последнем этаже знаменитого дома Мурузи на Литейном пр., 24 началось переустройство одной из квартир, от которого "трещит" весь дом. Работы с КГИОП не согласованы.

    Жители дома начали бить тревогу, когда увидели как рабочие выносят во двор балки перекрытий. За несколько дней в квартире сломали практически всё, вплоть до печных дымоходов. Соседи обращались в КГИОП, где им подтвердили, что документация на производство работ не согласована. В то время как работы продолжаются, жителям пришлось вызывать Жилищную инспекцию, МЧС и полицию. Однако остановить варварское переустройство не удаётся: по данным жильцов, владелец квартиры - отец председателя Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга Дениса Беляева.

    Продолжение работ угрожает сохранности дома-памятника, однако рабочие останавливаться не собираются. Как выяснилось, проект предусматривает ещё и переустройство чердака над квартирой, которое является общим имуществом дома.

    ВООПИиК Санкт-Петербургское городское отделение

  • 27 Января 2020, 20:08

    Фотографии Музея в процессе реставрации: https://calendar.fontanka.ru/articles/9161/

  • 28 Марта 2020, 21:22

    Уважаемые администраторы!

     

    Часть фотографий в публикации не относится к дому Мурузи.

     

    А именно: " Альбом фотографий внутренности дома Мурузи в Ленинграде. .. г. ?"

    Уберите лишнее.

    Ссылка на источник https://brodsky.online/post/eto-ne-dom-muruzi/

  • 28 Марта 2020, 22:46
    Ответ на "Уважаемые администраторы! Часть фотографий в публ" от Liliya Pavlova

     Скорей всего, так оно и есть. Вот что получается, когда используются матералы, на которые нет ссылки: 

    "[*] - Альбом фотографий внутренности дома Мурузи в Ленинграде. .. г. ?" Вот как эту ссылку понимать и где искать ее концы? Хотя вот это - "Уберите лишнее" - тоже лишнее, прежде чем выполнять указания, надо разобраться в вопросе. 

     

  • 28 Марта 2020, 23:49
    Ответ на "Скорей всего, так оно и есть. Вот что получается, " от Liz

     Это не указания, а просьба. И я прикрепила ссылку, где "разобрались в вопросе".

    Мы все хотим, чтоб на сайте была актуальная информация. 

  • 22 Апреля 2020, 17:04
    Ответ на "Уважаемые администраторы! Часть фотографий в публ" от Liliya Pavlova

     По ссылке вижу только одно фото с тегом "это не дом Мурузи". Я в этом разобраться не готова. Кто знает?

  • 22 Апреля 2020, 17:42
    Ответ на "По ссылке вижу только одно фото с тегом "это не до" от Наталия

     По этой ссылке в тексте есть другая ссылка, а по ней - множество фотографий интерьеров замка.

    К сожалению, через пару секунд после начала просмотра предлагают или  войти, или зарегистрироваться в instagram. Я не зарегистрирован, и пока регистрироваться не хочется. За те две секунды, пока можно смотреть, я увидел, по меньшей мере, еще один интерьер из тех, которые выдаются за квартиру Мурузи.

     

    Может быть, кто-то может просмотреть без проблем эти изображения? 

  • 22 Апреля 2020, 19:07
    Ответ на "По этой ссылке в тексте есть другая ссылка, а по н" от S.P.

     Речь идёт о снимке 20. Сделал скриншоты для сравнения. Фото замка по ссылке можно смотреть без регистрации https://www.sammezzano.info/gallerievideofoto/galleria-fotografica

    Похоже, что "это не дом Мурузи". 

     

     

  • 28 Мая 2020, 23:16

    Моя мать жила рядом с этим домом после войны , и рассказывала любопытную деталь: внутри парадного подъезда находилось четыре телефона-автомата , которых на улицах города было ещё очень мало. Многие ходили в дом Мурузи специально с целью спокойно поговорить по телефону. Наверное, зимой там было намного теплее, чем в уличной будке! Да и сам Иосиф Бродский, думается, неоднократно пользовался этими телефонами. Интересно было бы узнать: как долго они там находились? 

  • 29 Мая 2020, 19:55

    Наш потолок, приблизительно четырнадцати, если не больше, футов высотой, был украшен гипсовым, все в том же мавританском стиле орнаментом, который, сочетаясь с трещинами и пятнами протечек от временами лопавшихся наверху труб, превращал его в очень подробную карту некой несуществующей сверхдержавы или архипелага. Из трех высоких сводчатых окон нам ничего не было видно, кроме школы напротив; но центральное окно одновременно служило дверью балкона. С этого балкона нам открывалась длина всей улицы, типично петербургская безупречная перспектива, которая замыкалась силуэтом купола церкви св. Пантелеймона или — если взглянуть направо — большой площадью, в центре которой находился собор Преображенского полка ее императорского величества.

    К тому времени, как мы перебрались в это мавританское чудо, улица уже носила имя Пестеля, казненного вождя декабристов. Изначально, однако, она называлась по церкви, что маячила в ее дальнем конце: Пантелеймоновская. Там, вдалеке, улица огибала церковь и бежала к Фонтанке, пересекала мостик и приводила вас в Летний сад. В этой части улицы некогда жил Пушкин, сообщавший в одном из писем к жене: “Да ведь Летний сад мой огород. Я, вставши от сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома”.

    Его дом был, если не ошибаюсь, одиннадцатым, наш — номер 27 и находился в конце улицы, впадающей в соборную площадь. Но поскольку здание стояло на пересечении с легендарным Литейным проспектом, наш почтовый адрес выглядел так: Литейный пр., д. 24, кв. 28. По нему мы получали письма, именно его я писал на конвертах, которые отправлял родителям. Упоминаю его здесь не потому, что это имеет какое-то значение, но потому, что моя рука никогда больше не выведет этого адреса.

     

    И. Бродский. "Полторы комнаты". 

  • 25 Декабря 2020, 21:32

    Жил в доме Мурузи с 1968-1981. Квартира 4 на втором этаже. Большая коммуналка, где-то 10-12 соседей. Комнаты, выходившие на Литейный - огромные, за 30 метров с высоченными потолками. Это явно были части анфилады барских комнат, порезанных на "квартиры" после революции. В одной из комнат сохранилась богатая лепнина с позолотой, мраморный камин. А так была зачуханная коммуналка. В ней жил мой дед Г.Я. Красный-Адмони - известный петербугский адвокат, еврейский историк, профессор Петроградского Еврейского университета. Его сын, известный ленинградский ученый-германист, профессор В.Г.Адмони выступил защитником Бродского на суде

  • 17 Января 2022, 23:47

       В Петрограде, на углу Литейного и Спасской, стоял — да и стоит до сих пор — большой несуразный дом, принадлежавший богатому греку Мурузи, весь в каких-то арабесках и орнаментах. Некогда в этом доме проживал Мережковский. Здесь же внизу находилась знаменитая лавка Абрамова, бойко торговавшая в старые годы чудесными медовыми пряниками.

       В начале революции одну из наиболее обширных квартир в этом доме захватила организация эсеров. Вскоре эсеры исчезли, и в квартире поселились беспризорники. Еще через несколько месяцев оттуда убежали и они,— очевидно, застигнутые внезапной облавой. Убегая, они всё же успели открыть на кухне и в ванной все краны.

       Я забрел случайно в этот дом вместе с писателем Александром Николаевичем Тихоновым. Когда мы поднимались по загаженной лестнице, до нас донеслось клокотанье воды. Дверь была не заперта, мы вошли. Вода заливала все комнаты, в ней тихо шевелилась и мокла какая-то разноцветная бумажная рвань: по полу, как потом оказалось, были разбросаны тысячи эсеровских брошюр и листовок, которые и затопило водой.

       Я снял башмаки и, добравшись до кранов, приостановил водопад. Александр Николаевич огляделся по сторонам и сказал:
       — А не сгодится ли эта квартира для Студии?

       О Студии мы мечтали давно. «Всемирная литература» — издательство, руководимое Горьким,— чрезвычайно нуждалась тогда в кадрах молодых переводчиков. «Стоит только,— тут же решили мы оба,— высушить полы, да очистить их от промокшей бумаги, да стереть непристойные рисунки и надписи, оставленные на стенах беспризорными, и можно будет здесь, в этой тихой обители, начать ту работу, к которой уже давно побуждает нас Горький: устроить нечто вроде курсов для молодых переводчиков, чтобы они могли овладеть своим трудным искусством».

       Тихонов, друг и помощник Горького, директор нашей «Всемирки», мгновенно взялся за дело, и уже через несколько дней — в июне девятнадцатого года — состоялось торжественное открытие Студии. Общими усилиями полы были вытерты, надписи стерты, и когда эсеровские агитки просохли, оказалось, что ими можно отлично топить наш небольшой, но очень приятный камин.

       Вскоре в Студии стало тепло и уютно, особенно после того, как ее секретарь Мария Игнатьевна Будберг (бывшая баронесса) раздобыла для студистов, при содействии Горького, горячую бурую жидкость под легендарным названием «кофе».

    (Воспоминания о М.Зощенко.Санкт-Петербург.Изд.Художеств.лит-ра.1995.С.29-30)

     

  • 18 Января 2022, 00:06

    ...В августе в Студию по моему приглашению пришел Александр Блок. Глуховатым, усталым, но все еще упоительным голосом он прочитал поэму «Возмездие» и прозаическое предисловие к ней. Потом, через несколько дней, пришел снова и прочел «Седое утро», «Соловьиный сад», «Скифов».

       Чтение происходило под открытым небом на нашем студийном балконе.

       Этого балкона уже нет. Широкий, с комнату средних размеров, он простирался над всем тротуаром Литейного, держась на чугунных столбах, испещренных восточным орнаментом. На нем свободно могло поместиться до двадцати человек.

       Теперь, проходя мимо бывшего дома Мурузи, я всегда вспоминаю этот чудесный балкон, весь охваченный золотисто-сиреневой дымкой петроградского летнего воздуха, и на балконе понурого Блока с выражением смертельной усталости.

       Студисты — и Слонимский, и Груздев, и Зощенко — слушали его благоговейно, но среди них были и такие, которые отнеслись к нему с явной враждебностью. Это была особая секта, исповедующая пролеткультовский догмат о неприятии старой культуры. Они заранее решили, что Блок «несозвучен», и слушали его чтение, насупившись и демонстративно пожимая плечами. Их было пять или шесть человек, и они всегда держались вместе, как заговорщики с камнем за пазухой. Блок чувствовал их неприязнь. Она угнетала его…

    (Воспоминания о М.Зощенко.Санкт-Петербург.Изд.Художеств.лит-ра.1995.С.44-45)

     

  • 27 Апреля 2022, 15:33

    Отгадайте год, источник, автора съёмки.

  • 25 Сентября 2023, 07:14

    Всем доброго времени суток! Подскажите пожалуйста, был ли в этом доме магазин торгового дома М. Баде & Ко? Заранее благодарю за ответ! 

  • 24 Апреля 2024, 21:34

     

    Кухня коммунальной квартиры где жила семья И.Бродского.

     

     

     

     

     

    24.04.2024 г.

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31931
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 7055