Публикация
Дом ВяземскихДом Вяземских Необарокко Утраченное здание 1845-1850 - арх. Гребенка Николай Павлович (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9752)
До 1926 - утрачен
На месте дома проход на Сенной рынок.
В ЦГИА имеется целых два больших дела, посвященных постройкам на территории "Вяземской лавры": Чертежи дома на участке, принадлежавшем Сухаревой, Полторацкой, С. Полторацкому, А. Е. Вяземскому, М. А. Болотовой, А. Н. Вяземскому, М. В. Вяземской по Забалканскому пр., 4-6 и наб.р.Фонтанки, 95 Чертежи дома на участке, принадлежавшем Сухаревой, Полторацкой, С. Полторацкому, А. Е. Вяземскому, М. А. Болотовой, А. Н. Вяземскому, М. В. Вяземской по Забалканскому пр., 4-6, наб.р.Фонтанки, 95 (Добавил:
Дома этого нет уже давно. На плане 1913 г. видно, что проход на месте дома существовал уже тогда, но еще в ВПб на 1913 дом 95 присутствует. Это был огромный участок, приинадлежавший еще в конце 18 века (не знаю, с какого именно времени) знаменитой Агафоклее Александровне Полторацкой (ур. Шишковой). Он выходил на Фонтанку, Сенную и Обуховский пр. (Московский). Постепенно она отрезала части от своего участка и строила на них дома для своих многочисленных детей. Так появились дом ее дочери Е. М. Олениной по соседству, на Фонтанке, другой дочери А. М. Сухаревой на месте нынешних домов 4-6 на Московском проспекте. В "Указателе жилищ и зданий..." С. Аллера 1822 г. этот дом еще показан принадлежащим ей; в том же 1822 г. А. А. Полторацкая умерла. "Адрес-календарь спб. жителей" К. Нистрема (1844) называет владельцем домов и этого (№ 76 по Фонтанке), и двух домов под № 3 по Обуховскому пр. (Московский, 4, 6) - Вяземского. Дома по Обуховскому пр., как видно из описания архивных чертежей (ЦГИАСПб. ф. 513. Оп. 102. дд. 9752, 9753; 790 лл., между прочим) принадлежали кн. А. Е. Вяземскому. Судя по дальнейшей истории д. 95 по Фонтанке, вполне возможно, что он владел тогда и этим домом. В Табели 1875 года владельцем дома (тогда № 79) еще показан Вяземский, а в Табели 1891 дом уже с номером 95 - наследникам Вяземского. Адресная книга Яблонского на 1896 показывает владельцами дома кн. Александра Александровича Вяземского и Марии Александровне Болотовой. Управлял домом муж Болотовой потомственный дворянин Константин Николаевич Болотов. В доме тогда располагались типография "Балашев и Ко", медно-котельная мастерская, 2 лавки, в которых продавали и покупали старую бумагу, 4 корзиночных и столярная мастерская. Не нахожу нигде толковых сведений об этой ветви Вяземских, но в уже упомянутом деле по домам на Московском проспекте (4-6) в качестве владельцев после А. Е. Вяземского также названы М. А. Болотова и кн. А. А. Вяземский. Вероятно, дети. В ВПб на 1902 владелица дома - М. А. Болотова. Последний раз она упомянута в ВПб на 1908. В ВПб на 1909 владелицей как этого дома, так и домов на Забалканском (Московском) пр.. 4-6 - жена генерала от кавалерии княгиня Мария Владимировна Вяземская, урожденная графиня Левашева (одна из владелиц Осиновой Рощи). Мужем М. В. Вяземской был Леонид Дмитриевич Вяземский, а отцом его - Дмитрий Егорович Вяземский (Добавил:
1903 г. : ... Дом кн. Вяземскаго выходит фасадом на Забалканский проспект и набережную реки Фонтанки, по городской табели имеет нумерацию 4 и 6 по Забалканскому проспекту и 95 по Фонтанке. Он состоит из шести отдельных жилых корпусов и одного ветхаго, незанятаго. Под этими постройками находится 2466 кв. саж. земли. (Покровская М. И. По подвалам, чердакам и угловым квартирам Петербурга. - СПб., 1903. С.19.; добавил:
Приют трудолюбия для детей Сенной площади и домов Вяземских. Фонтанка, 95, кв. 20. Приют существует исключительно на пожертвования добрых люей. Открытый 17 мая 1898 г. с яслями при нем (30 мая 1899 г.). Приют призирает более 100 детей из Вяземских трущоб. В приюте 43 постоянно живущих девочек и в отделении приюта 35 мальчиков, не считая приходящих. Детей обучают ремеслам: столярному и сапожному, рукоделиям и работам по хозяйству. Ясли устроены для детей обоего пола в возрасте от 6 недель до 6 лет; постоянно живущих 16 и приносимых на день - 10. Пропитание каждого ребенка в приюте и яслях обходится средним числом по 8 к. в день. Поэтому всякая копейка в приюте на счету и принимается с живейшей признательностью. Пожертвования (деньгами, припасами, вещами всякого рода) и членские взносы просят направлять в самый приют (ВПб на 1905;. добавил:
Это "фонталочный дом", подробнейшим образом описанный Крестовским в "Петербургских трущобах". (Это 38-я глава романа, имеющая подзаголовок "Вяземская лавра"). "Четвертого квартала бывшей 3-й Адмиралтейской, ныне Спасской, части числится дом князя Вяземского. Это собственно не дом, а целые тринадцать домов, сгруппировавшиеся на весьма обширном пространстве и разделенные разными закоулками и проходными и непроходными глухими дворами. Все тринадцать флигелей имеют между собой сообщение, так что составляют как бы одно неразделенное целое. Если вы пойдете по правой набережной Фонтанки, направляясь от Семеновского моста к Обуховскому, то на правой же стороне непременно заметите дом изящной архитектуры во вкусе барокко. Он красноватого цвета; карнизы и окна украшены лепной работой; крытый подъезд с двумя большими фонарями, с бронзовыми скобками и зеркальными стеклами ведет во внутренность этого изящного дома. Большие зеркальные же стекла в дубовых рамах украшают все окна. В одном из них торчит чучело попугая, в другом, на третьем этаже, виднеются два изящные мраморные кувшинчика. В какую пору дня ни довелось бы вам идти мимо, вы никогда не заметите за этими зеркальными стеклами ни малейшего признака жизни; вам никогда не мелькнет оттуда облик человеческой фигуры. В какую бы пору вечера и ночи ни бросили вы взгляд на эти окна, вам никогда не придется заметить в них освещения: все глухо и пусто, словно бы дом этот вымер. Одно только крайнее к стороне Обуховского моста окно нижнего этажа составляет исключение. В нем виднеются белые занавески да листья каких-то растений, и об вечернюю пору брезжится иногда огонечек. Тут живет единственный обитатель пустого дома - швейцар. Если бы какими-нибудь судьбами вам удалось переступить порог этого изящного на вид пустого дома - странное и несколько жуткое чувство закралось бы в душу. Вы увидали бы богатые сени, с колоннами и статуями. Налево - дверь к швейцару, направо - в изящный кабинет, ненарушимую тишину которого охраняют четыре человеческие фигуры, поставленные по сторонам входной двери и напротив, по бокам камина. Неподвижные фигуры эти облечены в полные, тяжелые рыцарские доспехи и держат в чешуйчато-стальных руках огромные средневековые мечи и алебарды. Налево, завешанная драпировкой дверь ведет в темную комнату, с заколоченными окнами, которые пропускают в щели свои две-три полоски слабого света, и при помощи его глаз может разглядеть на свет женскую фигуру - картину хорошего письма. Отсюда – новая дверь выводит в ванну, где винтообразная лестница поднимается в средний этаж, а около нее устроен темный потайной ход в зимний сад и под внутренние ворота, куда спускается он высокими ступенями". (Добавил: ![]() ![]() Добавил: Suokas, 3 Января 2013, 16:58
Редактировано: 9 Сентября 2022, 16:01
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house23046.html' target='_blank'>Дом Вяземских на Citywalls.ru</a>
Всего 28 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32315
Готовится: 84
Улицы: 2707
Архитекторы: 4149
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14431
Всего сегодня: 3511
|
Suokas, почему же так лапидарно? Хоть бы словечко - что, откуда? Не из Курбатова?
Это ведь "фонталочный дом", подробнейшим образом описанный Крестовским в "Петербургских трущобах". (Это 38-я глава романа, имеющая подзаголовок "Вяземская лавра").
"Четвертого квартала бывшей 3-й Адмиралтейской, ныне Спасской, части числится дом князя Вяземского. Это собственно не дом, а целые тринадцать домов, сгруппировавшиеся на весьма обширном пространстве и разделенные разными закоулками и проходными и непроходными глухими дворами. Все тринадцать флигелей имеют между собой сообщение, так что составляют как бы одно неразделенное целое.
Если вы пойдете по правой набережной Фонтанки, направляясь от Семеновского моста к Обуховскому, то на правой же стороне непременно заметите дом изящной архитектуры во вкусе барокко. Он красноватого цвета; карнизы и окна украшены лепной работой; крытый подъезд с двумя большими фонарями, с бронзовыми скобками и зеркальными стеклами ведет во внутренность этого изящного дома. Большие зеркальные же стекла в дубовых рамах украшают все окна. В одном из них торчит чучело попугая, в другом, на третьем этаже, виднеются два изящные мраморные кувшинчика.
В какую пору дня ни довелось бы вам идти мимо, вы никогда не заметите за этими зеркальными стеклами ни малейшего признака жизни; вам никогда не мелькнет оттуда облик человеческой фигуры. В какую бы пору вечера и ночи ни бросили вы взгляд на эти окна, вам никогда не придется заметить в них освещения: все глухо и пусто, словно бы дом этот вымер. Одно только крайнее к стороне Обуховского моста окно нижнего этажа составляет исключение. В нем виднеются белые занавески да листья каких-то растений, и об вечернюю пору брезжится иногда огонечек. Тут живет единственный обитатель пустого дома – швейцар.
Если бы какими-нибудь судьбами вам удалось переступить порог этого изящного на вид пустого дома – странное и несколько жуткое чувство закралось бы в душу. Вы увидали бы богатые сени, с колоннами и статуями. Налево – дверь к швейцару, направо – в изящный кабинет, ненарушимую тишину которого охраняют четыре человеческие фигуры, поставленные по сторонам входной двери и напротив, по бокам камина. Неподвижные фигуры эти облечены в полные, тяжелые рыцарские доспехи и держат в чешуйчато-стальных руках огромные средневековые мечи и алебарды. Налево, завешанная драпировкой дверь ведет в темную комнату, с заколоченными окнами, которые пропускают в щели свои две-три полоски слабого света, и при помощи его глаз может разглядеть на свет женскую фигуру – картину хорошего письма. Отсюда – новая дверь выводит в ванну, где винтообразная лестница поднимается в средний этаж, а около нее устроен темный потайной ход в зимний сад и под внутренние ворота, куда спускается он высокими ступенями". Далее:http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/30352/74/Krestovskiii_-_Peterburgskie_trushchoby._Tom_2.html
Дома этого нет уже давно. На плане 1913 года видно, что проход на месте дома существовал уже тогда, но еще в ВПб на 1913 дом 95 присутствует.
Это был огромный участок, приинадлежавший еще в конце 18 века (не знаю, с какого именно времени) знаменитой Агафоклее Александровне Полторацкой (ур. Шишковой). Он выходил на Фонтанку, Сенную и Обуховский пр. (Московский). Постепенно она отрезала части от своего участка и строила на них дома для своих многочисленных детей. Так появились дом ее дочери Е. М. Олениной по соседству, на Фонтанке, другой дочери А. М. Сухаревой на месте нынешних домов 4-6 на Московском проспекте.
В "Указателе жилищ и зданий..." С. Аллера 1822 года этот дом еще показан принадлежащим ей; в том же 1822 году А. А. Полторацкая умерла. "Адрес-календарь спб. жителей" К. Нистрема (1844) называет владельцем домов и этого (№ 76 по Фонтанке), и двух домов под № 3 по Обуховскому пр. (Московский, 4, 6) - Вяземского.
Дома по Обуховскому пр., как видно из описания архивных чертежей (ЦГИАСПб. ф. 513. Оп. 102. дд. 9752, 9753; 790 лл., между прочим) принадлежали кн. А. Е. Вяземскому. Судя по дальнейшей истории д. 95 по Фонтанке, вполне возможно, что он владел тогда и этим домом. Кому интересно, можно поискать в этом направлении, потому что фигура интересная. Князь Александр Егорович Вяземский изображен, между прочим, на одной акварели Лермонтова 1835 года (http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/lsm/lsm-083-.htm).
В Табели 1875 года владельцем дома (тогда № 79) еще показан Вяземский, а в Табели 1891 дом уже с номером 95 - наследникам Вяземского.
Адресная книга Яблонского на 1896 показывает владельцами дома кн. Александра Александровича Вяземского и Марии Александровне Болотовой. Управлял домом муж Болотовой потомственный дворянин Константин Николаевич Болотов. В доме тогда располагались типография "Балашев и Ко", медно-котельная мастерская, 2 лавки, в которых продавали и покупали старую бумагу, 4 корзиночных и столярная мастерская.
Не нахожу нигде толковых сведений об этой ветви Вяземских, но в уже упомянутом деле по домам на Московском проспекте (4-6) в качестве владельцев после А. Е. Вяземского также названы М. А. Болотова и кн. А. А. Вяземский. Вероятно, дети.
В ВПб на 1902 владелица дома - М. А. Болотова. Последний раз она упомянута в ВПб на 1908. В ВПб на 1909 владелицей как этого дома, так и домов на Забалканском (Московском) пр.. 4-6 - жена генерала от кавалерии княгиня Мария Владимировна Вяземская, урожденная графиня Левашева (одна из владелиц Осиновой Рощи).
Мужем М. В. Вяземской был Леонид Дмитриевич Вяземский, а отцом его - Дмитрий Егорович Вяземский (http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/73046/ВЯЗЕМСКР?Р™).