Публикация

Дом И. Форша - Дом А. А. Абазы

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль: Классицизм

 наб. р. Фонтанки, 23

Дом И. Форша          классицизм    

1798 (ЕИСТ) -

 

Дом А. А. Абазы

 

 

Первым владельцем дома был не И. И. Форш, а придворный золотошвей Иван Форш.

(Роспись домов (РНБ O.IV.56), Табель полупроцентного сбора 1804 г. и др.)

И. И. Форш - это его сын, который в 1840-х гг. продал по частям земельный участок и здания А. Ф. Львову и А. В. Абазе. (Людмила Алексеевна)

 

С 1840-х до 1917 г. здание принадлежало семейству Абазы - "русского дворянского рода молдавского происхождения". А. А. Абаза был прогрессивным государственным деятелем, активным участником подготовки и осуществления крестьянской реформы 1861 г. В 1880 г. он стал министром финансов. Жена его Юлия создала здесь привлекательный для петербургской художественной элиты салон, который охотно посещали П. И. Чайковский, А. Г. Рубинштейн и другие выдающиеся деятели русской культуры.

А. А. Абазы

  • фото

    К.П. Беггров по рис.
    К.Ф.Сабата и С.П.Шифляра.
    1820-е г.г. Литогр.,
    акварель. Фрагмент.
    (Дом Абаза - в центре)

    (добавил south_thungus)

  • фото

    Фото Л.Г.Андреевского, 1926
    (ГМИ СПб Инв.№-II-А-3454 ф)
    (добавил S.P. )

  • фото

    Слева виден дом Абазы
    до надстройки (1904 г.)
    Добавил - Петербуржец.

  • фото

    Карл Брюллов.
    Портрет Александра
    Аггеевича Абазы.
    1850.

  • фото

    «Вечерний Ленинград»
    №298(2768) от 17.12.1954 г. С.4
    (добавил - lenarch .)

  • фото

    План 1го этажа. 2005 г.
    (добавил south_thungus)

  • фото

    2003 г.
    Добавил - YURIY ALEKSANDROV.

  • фото

    Фрагмент схемы
    РГИС 2019 г.

  • фото

    Яндекс-панорамы.

  • фото

    (добавил люблюпитер )

По результатам историко-архивных исследований установлено:

Градостроительная роль объекта экспертизы определена его местоположением в самом центре Санкт-Петербурга и уникальностью его городского окружения.

Квартал, где находится объект, ограничен с юга Невским пр., с запада - Караванной ул., с севера - Итальянской ул., а с востока - наб. р. Фонтанки.

Фронт домов по наб. Фонтанки, в который включен объект экспертизы, представляет собой ценный фрагмент исторической городской среды. Этот фрагмент сформировался на протяжении кон. 18 - 19 вв. и представляет собой неотъемлемый элемент целостной градостроительной композиции. Район, где расположен объект, обладает огромной значимостью для архитектуры и градостроительной истории Санкт-Петербурга.

С северной стороны дом № 23 граничит с дворцом Д. П. Нарышкина (C.Л. Шуваловой)

№ 21, возведенным в 1790-е гг. для графини Воронцовой. В 1840-х гг. арх. Бернар де Симон реконструировал основной корпус и пристройки к нему. Арх. Н. Е. Ефимов объединил отдельные корпуса и оформил фасады в формах ранней эклектики с элементами ренессанса. В результате этих перестроек дворец приобрел свой нынешний облик.

С юга к дому №23 по набережной Фонтанки, примыкает дом 1790-х гг. - № 25 (объект культурного наследия федерального значения), сооруженный в стиле классицизм, получивший известность в 1-й четверти XIX в.. благодаря своим знаменитым жильцам - декабристам братьям Н. М. и A. M. Муравьевым, живописцу О. А. Кипренскому, граверу Н. И. Уткину, историку и писателю Н. М. Карамзин. Главный дом этого владения построен тайной советницей Е. Ф. Муравьевой, а дворовый трехэтажный флигель - купцом Кружевниковым.

Далее к югу. в сторону Невского пр., застройку набережной формирую здания - объекты культурного наследия регионального значения:

Дом Г. Зимина (М. А. Шаховской) XVIII в. - Фонтанки р. наб.. 27; Караванная ул., 26.

Дом. где в меблированных комнатах "Париж" у Вацлава Вацлавовича Воровского в 1905 г. Владимир Ильич Ленин часто бывал по партийным делам - Невский пр., 66; Караванная ул., 28; Фонтанки р. наб.. 29.

С запада от дома № 23. на участке по Караванной улице № 22. отделившемся от первоначального сквозного землевладения в 1840-х гг. расположен дом Форша. (впоследствии особняк А. Ф. Львова), возведенный в период классицизма в нач. XIХ в. - выявленный объект культурного наследия.

 

История дома 23 по наб. Фонтанки, прослеживается с конца XVIII в. В купчей крепости, датированной 1799 г. (на месте экспертируемого домовладения) указан дом придворного золотошвея Ивана Форша. В «Росписи домов», составленной не ранее 1792 г. ему принадлежали участки под №№ 11 и 16. Участок под № 16 (по Караванной ул.) обозначен в этом документе как «порожнее место», тогда как на участке под № 11 уже стоял каменный дом в 28 покоев.

На плане из «Сенатского атласа» 1798 г. на исследуемом участке со стороны наб. Фонтанки показан лицевой дом с примыкающими к нему надворными флигелями, вытянутыми вдоль северной и южной меже, и дворовым строением, размещенным поперек участка. По центру лицевого дома и по центру дворового строения обозначены проезды.

На плане 1806 г. обозначена новая застройка со стороны Караванной ул. - лицевое строение, дворовые флигели, расположенные вдоль южной и северной границ домовладения. Появляется также второе поперечное дворовое строение, которое по центру прорезает проезд, соединяющий западную и восточную части домовладения Форша. В раннем строении (существующий сегодня поперечный флигель) вместо одного центрального проезда в этот период уже устроили два боковых (как в настоящее время). Между двумя перечисленными поперечными дворовыми корпусами оставался небольшой хозяйственный двор.

На «Плане Шуберта» 1828 г. все домовладение купца Форша обозначено одним номером - № 13. Со стороны Фонтанки и Караванной ул. показаны два каменных лицевых дома. Примыкающие к ним дворы имели застройку по северной и южной межам, были ограничены также двумя поперечными флигелями. При этом к старому западному - поперечному флигелю со стороны двора по Караванной улице к этому времени был пристроен еще один - новый дворовый корпус, расположенный поперек участка. Между флигелями в центре участка располагался хозяйственный двор.

 

В 1840-х гг. сквозной участок был поделен.

По купчей крепости, совершенной 12 мая 1841 г., флигель-адъютант, полковник А. Ф. Львов приобрел у наследников купца И. И. Форша дом в Адмиралтейской части 1-го квартала №21. На участке в это время находился 3-хэтажный лицевой дом по Караванной ул. и два 3-хэтажных надворных флигеля, расположенные по межевым границам. В том же году по проекту арх. А. К. Кавоса был перестроен лицевой корпус по Караванной ул. и возведен новый каменный 3-х этажный поперечный флигель на задней границе участка. Лицевой фасад, ранее представлявший типичный образец безордерного классицистического здания, приобрел эклектичную необарочную отделку. В последствии постройки домовладения подвергались частичным перестройкам. Так в 1871 г., когда дом принадлежал вдове полковнице С. С. Шлихтинг. были перестроены надворные флигели, лицевой фасад был частично переделан, но в основном сохранил отделку 1841 г. В 1904 г. производился капитальный ремонт и реконструкция лицевого дома по Караванной улице и надворных флигелей с устройством новых сводов над лестницами и над проездом во двор, перебивкой оконных и дверных проемов, а также надстройкой мансарды над южным флигелем.

 

Что касается восточной части домовладения (объекта экспертизы), то она также перешла новым владельцам.

В 1844 г. в «Адрес-календаре санктпетербургских жителей» К. Нистрема по наб. Фонтанки под № 22 уже фигурирует А. В. Абаза (домовладельцем по Караванной ул. под № 21 остается А. Ф. Львов).

В «Атласе Цылова», составленном в 1849 г.. зафиксировано, что единое ранее домовладение разделено на два обособленных двора. Хозяйственная территория между ними отошла к домовладению, располагавшемуся со стороны Фонтанки.

В 1852 г., после смерти отца, строения и участок по Фонтанке перешли во владение его сыновей Эраста и Александра Аггеевичей Абаза.

После гибели брата-гусара в Крымской войне единственным владельцем дома стал Александр Аггеевич Абаза (1821-1895). Выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета, участник кружка Великой княгини Елены Павловны, который объединял последовательных сторонников либеральных реформ, проводившихся Александром II. С 1858 г. А. А. Абаза занимал должность гофмейстера великокняжеского двора, в 1865 был назначен членом Совета министра финансов, в 1874 - председателем Департамента Государственной экономии Государственного совета, а в 1880-1881 гг. был министром финансов России.

В этот период были произведены работы арх. Л. B. Глама в переходах между главным зданием и продольными флигелями появились встройки (на каких этажах переходы имелись ранее документально установить не возможно).

Жена А. А. Абазы Юлия Федоровна, урожд. Штуббе (1830 -1915). в нач. 1850-х гг. обучавшаяся пению в Париже, выступала в Москве и Петербурге как салонная певица и была любимой исполнительницей Великой княгини Елены Павловны. Ю. Ф. Абаза приняла актив­ное участие в организации Русского музыкального общества (1859 г.) и создании Петербургской консерватории (1862 г.), за что по предложению А. Г. Рубинштейна была избрана ее почетным членом. В 1870-1880 гг. Ю. Ф. Абаза создала в своем доме, на Фонтанке, 23, известный музыкальный салон, среди гостей которого бывали Ф. М. Достоевский, А. Г. Ру­бинштейн. Великий князь Константин Константинович (К.Р.). 6 марта 1879 г. (за 11 дней до московской премьеры) на домашней сцене салона в концертном исполнении впервые была поставлена опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

После смерти А. А. Абазы в 1895 г. дом перешел к его брату Павлу Аггеевичу, от­ставному гвардейскому ротмистру и числился за ним до 1910 г.. а в 1911 и 1912 гг. хозяевами дома обозначены его наследники. В 1913 г. владелицей стала дочь Александра Аггеевича Абазы Прасковья Александровна, в замужестве княгиня Урусова. Известно, что в 1914 г. ее дом на Фонтанке был безвозмездно предоставлен хозяйкой под устройство лазарета им. Императрицы Александры Федоровны.

В 1917 г. домовладение по наб. Фонтанки. 23 по купчей крепости от 17 февраля 1917 г. перешло в собственность присяжного поверенного А. Я. Гурлянда и инженера- технолога С. М. Асвадурова. В оформленных 20 сентября 1917 г. документах Городского кредитного общества участок с домом, выходившим на Фонтанку, занимал площадь в 433, 48 кв. саженей.

 

Что касается исторического облика рассматриваемого здания, его сохранности и степени изменений (аутентичности, подлинности объекта), можно сказать следующее.

Ранние изображения лицевого дома выявлены на 1793 г. (литография Б. Патерсена «Вид на Аничков мост») и 1820-е гг. (литография К. П. Беггрова «Фонтанка» по рис. К. Ф. Сабата и С.П. Шифляра) (см. Приложение № 2. Историческая иконография). Сохранилась также литография П. А. Александрова «Вид старого Аничкова моста» 1825 г., на которой достаточно четко виден рассматриваемый объект.

Основываясь на этих изображениях можно судить об архитектуре главного фасада в период классицизма.

Документальных сведений о первоначальной планировочной организации и оформлении интерьеров, о перестройках в течении 1-й пол. - сер. XIX в. не имеется. Архивных документов на период 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. также практически не выявлено (см. Приложение № 1. Историческая справка) и о большинстве изменений можно судить только по результатам анализа материалов натурного обследования (учитывая стилистические и конструктивные особенности) и фиксационным (обмерным) планам 1917 г. (документальное отражение имеют лишь перестройки 1890 г.).

Утрачены лестницы в восточных частях продольных флигелей.

В связи с изменениями в семье Форша и семье Абазы на протяжении XIX - нач. XX вв. и организацией музыкального салона во 2-й пол. XIX в.. главный дом и флигели подвергались перестройкам. Интерьеры ряда помещений были обновлены с использованием мотивов эклектики, над двухэтажным южным флигелем был надстроен этаж, где разместился концертный (овальный) зал. Одновременно проведена надстройка 3-го этажа и над юго-западным дворовым флигелем. Во 2-й пол. XIX - нач. XX вв. появились новые лестницы в главном доме и южном флигеле.

Судя по сохранившимся архивным чертежам, в 1890 г. в главном доме старое деревянное перекрытие над проездом во двор было заменено бетонными сводами Монье по металлическим балкам. В северо-западной части участка на хозяйственном дворе была произведена частичная перестройка двухэтажного служебного флигеля - была увеличена высота второго этажа, перебиты проемы и надстроена мансарда, оборудованы жилые помещения. Для утолщения наружных стен была сделана прикладка в один кирпич. Работы проводились архитектором Ф. Б. Нагелем.

Судя по фотографии 1926 г., к этому времени историческая объемная композиция лицевого дома по наб. Фонтанки, 23 не изменилась. На фотографии 1932 г. зафиксирован уже 5-этажный (надстроенный) дом. Таким образом, в период между 1926 и 1932 гг. главный (лицевой) дом был надстроен двумя этажами. В этот же период северный флигель получил два дополнительных этажа, а поперечный (западный) флигель - один этаж. Была реконструирована и надстроена парадная лестница Л-1, надстроена служебная лестница Л-4.

 

В данное время и позднее в советский период здание подвергалось многочисленным перепланировкам в связи с приспособлением под коммунальное заселение (квартиры, общежития).

В 1979 и 1989 гг. специалистами института «ЛенжилНИИпроект» проводилось об­следование здания, определившее износ конструкций 51,3%.

В 2001 г. распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 13.04.2001 № 70-ра было принято решение о реконструкции дома № 23 по наб. р. Фонтанки и перестройке здания в связи с приспособлением его под гостиницу и нужды туристической инфраструктуры.

В последующем был проведен ряд обследований технического состояния здания и научно-проектных работ.

В 2005 г. ООО «Архитектурная мастерская Т. А. Славиной» была проведена «Историко-градостроительная экспертиза квартала, ограниченного Невским проспектом, Итальянской и Караванной улицами и набережной реки Фонтанки и владельческого участка и строений, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки. 23». (В выводах экспертизы отмечалось, что комплекс строений не претерпел значительных изменений вплоть до кон. 1920 - нач. 1930-х гг., когда главный лицевой дом и флигели были надстроены. Но далее дом характеризуется как образец типовой застройки конца XVIII в.. сильно искаженный «бездарной реконструкцией» (т.е. надстройкой) и говорится о допустимости его полной разборки с последующим воссозданием по историческим чертежам главного и дворового фасадов лицевого флигеля).

В 2012 гг. экспертом Щеболевой Е. Г. проведена «Государственная историко-культурная экспертиза по вопросу включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации заявленного (предложенного) объекта, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 23, и определения категории его историко-культурного значения».

Распоряжением КГИОП от 17.07.2012 № 10-112 здание, расположенное по адресу: наб. реки Фонтанки, д.23, лит. А. включено в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой И. Форша, кон. 1780-х- нач. 1790-х гг. Здесь в музыкальном салоне Ю. Ф.Абаза состоялось первое исполнение оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», 1878 г.».

(Акт ГИКЭ от 30.05.2016 г.; добавил: vladimir-2013)

 

21 декабря 1914 г. в доме княгини Урусовой (Фонтанка, 23), предоставившей безвозмездно помещение, был освящен лазарет им. Е.И.В. императрицы Александры Федоровны, открытый на средства совета, правления и служащих Русско-Французского коммерческого банка. Лазарет был устроен на 50 коек для раненых нижних чинов.

(Вестн. РОКК. 1915. № 1. С. 194.)  (сведения предоставлены М. И. Кунките)

В этом доме в 1895-1896 гг. жил артиcт Императорской балетной труппы Н.Г. Легат (ВПб на 1896. O. III. C. 180)    (добавил Val 39)

 

В 1940 г. журнал «Архитектура Ленинграда» на ул. Герцена, 52.

1965: Редакция журнала «Строительство и архитектура Ленинграда», наб. р. Фонтанки, 23. ([108], С. 171).

В 1973 г. редакция журнала «Строительство и архитектура Ленинграда» на Невском, 53.

  • фото

    Лицевой корпус со двора.

  • фото

    Часть правого продольного
    дворового флигеля (из окна
    лицевого корпуса).

  • фото

    Поперечный дворовый
    флигель со стороны
    1-го двора.

  • фото

    Второй двор.
    Фото - south_thungus, 01.2011.

  • фото

  • фото

    Фото -
    люблюпитер,
    03.2016.

  • фото

    Дворы

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - _yuliarib_,
    06.2023.

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 07.2023.

1965: Строительный трест № 3 Главленинградстроя   - Фонтанка, 23  ([108], С. 27)

1973: Трест № 3 Главленинградстроя   - Фонтанка, 23   ([210], С. 229)

1978: Строительный трест № 3 Главленинградстроя   - наб. р. Фонтанки, 23 (Список абонентов ЛГТС-1978, С. 241)

1982: Общестроительный трест № 3 Главленинградстроя   - наб. р. Фонтанки, 23 (Список абонентов ЛГТС-1982, С. 222)

1988: Строительный трест № 4 Главленинградстроя  - наб. р. Фонтанки, 23   ([125], С. 433)

2004: "Автостекло" магазин ООО "Юнивер-Сервис" -  р. Фонтанки наб., 23; у Аничкова моста

         ЗАО "БалтСтройКомплект" - р. Фонтанки наб., 23, оф.23; под арку, дверь справа, 4 этаж

         ООО "Бухгалтерское Бюро" - р. Фонтанки наб., 23, оф.1

         ЗАО "Витъян" ТД -  р. Фонтанки наб., 23, оф.3

         ЗАО "ИнвестКонкурс" - р. Фонтанки наб., 23; 5 этаж

         "Научно-Методический Центр Туризма, Образования, Культуры и Спорта" - р. Фонтанки наб., 23, оф.5; 4 этаж

         ООО "Оценка-Сервис" -  р. Фонтанки наб., 23, оф.6; 5 этаж

         ООО "Подиум Трейд" - р. Фонтанки наб., 23

         "Прометей" фонд - р. Фонтанки наб., 23; этаж 3

         ООО "Рекламир" креативная группа - р. Фонтанки наб., 23, оф.15

         ООО "Торговый Дом "Сигма" инвестиционно-строительная компания - р. Фонтанки наб., 23; 2 этаж

(Телефонный справочник Весь Петербург-2004)             (добавил: v3p1s4  lenarch)

  • фото

    Фото - Петербуржец
    12.2011.

  • фото

    Бывшая "черная" лестница.
    Фото - south_thungus, 01.2011.

61 комментарий
10103 просмотра
Добавил: Blackadder, 31 Октября 2008, 16:09
Редактировано: 13 Ноября 2023, 00:56
Оцените:
(9 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2297.html' target='_blank'>Дом И. Форша - Дом А. А. Абазы на Citywalls.ru</a>
Всего 61 комментарий
  • 15 Января 2009, 16:20

    Вот, вот. А какие то сволочи хотят его под гостиницу переоборудовать и наделать всяких дурацких евроремонтов. Грудью буду защищать памятник петербургской архитектуры

  • 8 Октября 2010, 19:35

    Снесут в этом году

    http://karpovka.net/2010/10/08/18046/

  • 19 Октября 2010, 20:46

    Со мной поделилась некоторыми данными по истории петроградских Общин сестер милосердия историк М.И. Кунките.


    21 декабря 1914 года в доме княгини Урусовой (Фонтанка, 23), предоставившей безвозмездно помещение, был освящен лазарет им. Е.И.В. императрицы Александры Федоровны, открытый на средства совета, правления и служащих Русско-Французского коммерческого банка. Лазарет был устроенна 50 коек для раненых нижних чинов.

    Данные по: Вестн. РОКК. 1915. № 1. С. 194.

    (ссылка оформлена специалистом, просьба не менять :))

  • 20 Октября 2010, 21:35

    И откуда про домовладельцев Зиновьева и Абазу?

  • 20 Октября 2010, 22:13

    Или   Ваш М.М. или Зуев. А может Канн, нужно смотреть.

  • 20 Октября 2010, 22:43

    Ага, Вы так, значит?! Ваш М.М. :)) Как гов-т моя коллега-историк же: я не злопамятная, у меня феноменальная и профессионально развитая память.

    Мне смотреть этих невозможно - дома такое не держу.

  • 7 Февраля 2011, 12:42
    8 февраля в 18.00 движение «Живой город» проводит акцию, цель которой – выразить протест против незаконного сноса здания на Невском, 68 и предупредить город об опасности, которая угрожает еще одному зданию у Аничкова моста – наб. р. Фонтанки, д. 23.
    Нынешний собственник здания, ООО «Фонтанка-отель», планирует разобрать все конструкции, предположительно за исключением трех этажей фасадной стены, и построить на этом месте новое здание гостиницы с подземным паркингом.
    По мнению ряда экспертов, новое строительство несет значительную угрозу безопасности прилежащих дома. Все окружающие участок здания являются объектами культурного наследия, среди них- памятник архитектуры федерального значения Дворец Нарышкина (Шуваловой).
      Историко-культурная экспертиза, проведенная скандально известной мастерской академика архитектуры Татьяны Славиной, не признала Дом Абазы «ценной постройкой».
    Снос может начаться в самое ближайшее время.
  • 7 Февраля 2011, 18:31

    С 1840-х до 1917 г. здание принадлежало семейству Абазы - "русского дворянского рода молдавского происхождения".

    Вне зависимости от происхождения (а ссылок так и нет :() - До 1917 надо проверить, а пока мы можем посмотреть только ВПг НА 1917, писать "по данным ВПг на 1917"...

  • 13 Февраля 2011, 18:52

    # 108. С. 171.

    "Строительство и архитектура Ленинграда", редакция журнала - Фонтанка, 23.

  • 21 Февраля 2011, 23:17
    В «Живой город» пришло письмо от потомков Александра Абазы – видного государственного деятеля XIX века, которому принадлежал особняк по адресу набережная реки Фонтанки, 23. Из СМИ они узнали о планах сноса этого здания и обратились к властям Российской Федерации с просьбой отказаться от этих планов и сохранить историческое здание. Копия обращения находится в распоряжении «Живого города».
    Письмо адресовано президенту, главе Совета Федерации, министру культуры, полномочному представителю президента в Северо-Западном округе и губернатору Санкт-Петербурга и подписано потомками рода Абазы и членами их семей, историками и представителями Совета Объединённого Дворянства Российского Дворянского Собрания – всего 117 подписей.
    Жизнь разбросала потомков рода Абазы по всему миру – обратные адреса впечатляют: Бордо, Брюссель, Вильнюс, Гаага, Женева, Казань, Киев, Красноярск, Кропоткин, Лондон, Москва, Новокузнецк, Париж, Санкт-Петербург, Ставрополь, Тверь, Ульяновск... И все же им удалось сохранить связь друг с другом и память о своей истории – к сожалению, сказать этого о властях Петербурга в данном случае пока нельзя. - ЖГ, 21.2.2011
  • 19 Марта 2011, 00:20

    № 108. С. 53.

    З-д железобетонных конструкций и стройдеталей треста № 3 ГЛС - Хрустальная, 37,

    уч-к механизации - Хрустальная, 10,

    столярный цех - ул. Красн. конницы, 34,

    жилищно-коммунальная контора - Фонтанка, 23.

     

    Только по Фонтанке публикация и есть :))

  • 22 Марта 2011, 14:09

    Родственники дореволюционного владельца дома номер 23 на Фонтанке предложили городской администрации продать им инвестиционный проект, чтобы защитить историческую постройку от сноса.

     Прежде трехэтажный, дом был построен в XVIII веке по заказу купца Зиновьева. С 1840-х годов и до революции дом принадлежал министру финансов Александру Абазе. В советское время были надстроены два дополнительных этажа, которые исказили его облик. Несколько лет назад зданием заинтересовался инвестор ООО «Фонтанка-отель». Кто стоит за этой компанией, не знают даже крупные участники рынка, однако застройщики целенаправленно собирают пакет документов для уничтожения постройки.

    Определяющим моментом в этом черном деле стал отказ включить здание в список объектов культурного наследия. Эксперты скандально известной мастерской Татьяны Славиной не увидели здесь ничего ценного (вот уж сборище редких негодяев.- мнение моё /Кнульпа/). Сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Марголис сокрушается: «Допущена грубейшая необъяснимая ошибка нашими государственными органами охраны памятников, которые до сих пор не поставили этот объект под государственную охрану». Общество готово провести собственную историко-культурную экспертизу и подтвердить федеральное значение здания, однако без содействия со стороны чиновников можно опоздать».

    По планам «Фонтанка-отеля», от исторического строения оставят только трехэтажный фасад. Оставшуюся часть лицевого корпуса и дворовые флигели с уникальным концертным залом собираются разобрать. 

     Раньше, говорят знатоки, здесь был музыкальный салон певицы Юлии Абазы. У нее в гостях бывали Достоевский, Рубинштейн, Тютчев... Посещал дом и Чайковский – на этой домашней сцене впервые была исполнена его опера «Евгений Онегин».

    Чиновники КГИОПа (тоже враги наследия знатные): «Дом № 23, лит. А, не является объектом культурного наследия... не отнесен к ценной среде квартала. Требование по сохранению объемно-пространственной композиции, габаритов здания на данный объект недвижимости не распространяется», – сообщает зампред ведомства Алексей Комлев.

    Между тем с неожиданным предложением к городскому правительству обратились потомки Абазы: один из них, лондонский риелтор Андре Хендерс Стюарт, готов выкупить здание и найти инвесторов, которые бы разместили здесь гостиницу, вернули к жизни концертный зал и даже создали небольшой музей. Разумеется, без какого-либо сноса. Реакции Смольного на эту инициативу пока нет. Однако есть сведения, что «Фонтанка-отелю» продлили сроки «реконструкции», которые закончились еще в декабре прошлого года. 

    (из статьи Ратникова в "СПб ведомостях" с добавлением эмоциональных микрокомментариев)

  • 11 Июня 2011, 18:09

    Вице-губернатор Филимонов обещал, что дом Абазы не снесут

    10.06.2011 16:13

    Состоялась встреча инициативной группы защитников дома Абазы (набережная реки Фонтанки, 23) с вице-губернатором Петербурга Романом Филимоновым. Как сообщили «Фонтанке» участники встречи, вице-губернатор пообещал им, что дом №23 ни при каких обстоятельствах не будет снесен.

    http://www.fontanka.ru/2011/06/10/104/

     

  • 12 Июня 2011, 19:18

    Боюсь, что ключевое здесь не НЕ снесут, а дата этого сообщения в контексте времени.

  • 1 Октября 2011, 13:19

    По крайней мере, в 1-й четверти 19 века этот участок составлял единое целое с участком дома 22 по Караванной улице ( http://www.citywalls.ru/house2925.html ).

    По указанному адресу и описаны некоторые детали этой истории. Здесь же скажу кратко: адресные книги 1809, 1822 и 1836 годов называют владельцем этого сквозного участка Ивана Форша.

    В 1836 году Алексей Федорович Львов, тогда уже флигель-адъютант Николая I и автор гимна, в следующем 1837 году ставший директором Придворной певческой капеллы, женился на Прасковье Аггеевне Абаза. «Адрес-календарь спб. жителей» К. Нистрема, изданный в 1844 году называет владельцем участка по Караванной (совр. 22) А. Ф. Львова, а владельцем участка по Фонтанке — Абазу, сведений о котором в этом издании не содержится. Подробная родословная этой семьи здесь: http://ru.rodovid.org/wk/Служебная:Tree/106421

    В каталоге ЦГИА Спб о чертежах по этому дому сообщается следующее: Чертежи дома П. А. Абаза... Архитектор Ф. Б. Нагель. … 1853-1890 гг. Ф. 513. Оп. 102. Д. 9922. В № 99 приведены сведения о постройках Нагеля, начиная только с 1864 года (С. 225).

    П. А. Абаза — это Павел Аггеевич Абаза, скончавшийся в 1910. Впг на 1916 называет владелицей дома кн. Прасковью Александровну Урусову (О. 4. Стб. 413). Она была дочерью упоминаемого в публикации Александра Аггеевича Абазы и племянницей Павла Аггеевича, у которого, вероятно. Не было своих детей. Мужем П. А. Урусовой был кн. Лев Павлович Урусов, дипломат (справка с портретом -

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Урусов,_Лев_Павлович ). У них было два сына — Александр и Павел.

    http://karpovka.net/2011/02/08/20693/ - здесь фотография дворовых флигелей дома. В тексте указывается, вероятно, справедливо, что первоначально дом на этом участке был построен для купца Зиновьева в 18 веке. А вот утверждение, что он принадлежал Александру Аггеевичу Абазе, да еще вплоть до 1917 года — ошибочно. Если только в 1840-ых.

     

     

  • 28 Декабря 2011, 21:25

    Инф-ция от "ЖГ" от 28.12.11.

     

    28 декабря 2011 г.
    Продлено постановление о реконструкции дома Абазы
    *  *  *
    Комитет по строительству продлил постановление о «реконструкции» дома Абазы (Фонтанка, 23)
    Ранее губернатор Полтавченко публично обещал, что дом снесен не будет, а КГИОП сообщил о планах провести в будущем году историко-культурную экспертизу здания:

    Тем не менее, по некоторым сведениям, это распоряжение о продлении сроков реализации инвестиционного проекта – единственное, чего не хватало инвестору для получения разрешения на строительство. Также имеется информация о наличии у него альтернативного проекта строительства гостиницы без подземного паркинга, устраивающего чиновников, но предполагающего полный снос дома Абазы и строительство на его месте нового здания.
    Очень не хочется от Стройнадзора получить такой подарок на Новый год, но ситуация опасно напоминает прошлую зиму, когда 30 декабря Стройнадзор разрешил снести Дом Лопатина (Невский пр., 68), и за праздники это было сделано.
  • 1 Февраля 2012, 10:08

    Пока, к сожалению, о радикальном изменении проекта речь не идет. Инвестор выразил намерение отказаться от подземного паркинга, а в остальном (полный снос, кроме фрагмента фасадной стены) все по старому.

  • 25 Февраля 2012, 15:39

    Дом Абазы защищают соседи:

     

    http://www.vppress.ru/stories/Dom-Abazy-zaschischayut-sosedi-13108

  • 14 Марта 2012, 17:45

    Департамент полиции из нового руководства КГИОП, вероятно, не даст реконструировать дом.

  • 13 Апреля 2012, 14:59

    Абаза, Александр Аггеевич, р. 25 июля 1821 † 24 января 1895. (Александро-Невская лавра. Тихвинское кладбище). (Саитов В. И. Петербургский некрополь. Т. 1., стр. 6)

  • 31 Мая 2012, 17:05

    Дом Абазы на набережной Фонтанки хотят сделать памятником

    Дом Абазы на набережной реки Фонтанки, 23, может стать памятником архитектуре. Сегодня была представлена историко-культурная экспертиза.

    Это здание было построено в конце 1780-х — начале 1790-х годах. С тех пор историческая трехэтажная часть, в том числе ее внутренние планировки, практически не изменилось. Однако в начале 1930-х годов три дома — 23-й, 25-й и 27-й — были надстроены двумя этажами, причем без документов — бумаги, во всяком случае, не сохранились, говорится в экспертизе.

    Здание известно также тем, что здесь в первый раз, в 1879 году, была представлена опера Петра Чайковского «Евгений Онегин», еще до того, как он был представлен на широкой сцене. Дело в том, что внутри в 1870–1880-х годах находился музыкальный салон жены владельца здания — государственного деятеля Александра Абазы. Здесь были в том числе Федор Достоевский, Антон Рубинштейн, великий князь Константин Константинович.

    Сама историко-культурная экспертиза, рекомендовавшая включить здание в список памятников архитекторы, «была заказана физическими лицами, не заинтересованными в реконструкции», а именно жителями соседних домов. Автором экспертизы стала член экспертного совета при Госдуме РФ искусствовед Елена Щеболева. По ее мнению, названию объекту культурного наследия следует присвоить «Дом Зиновьева». Под охрану предложено взять фасадный декор, планировку и сохранившиеся детали интерьеров, печи, габариты двора и кирпичи, из которых сложено здание. Дворовые флигели также должны стать предметом охраны.

    Совет по сохранению культурного наследия на сегодняшнем заседании поддержали выводы экспертизы.

    Добавим, с 2005 года дом Абазы планирует реконструировать под гостиницу ООО «Фонтанка-отель», созданное девелоперской компанией SIB (группа «СТЭП»). От здания планировалось оставить только лицевой трехэтажный фасад. Местные жители и известные специалисты выступали против такого решения. А центр государственной экспертизы дважды отказал инвестору в согласовании проекта. В конце 2011 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил в своем микроблоге, что дом снесен не будет.

    http://karpovka.net/2012/05/31/48390/

  • 24 Июня 2012, 22:32

    Документ уже есть? В сети все в будущем времени.

  • 25 Июня 2012, 01:01

    Дрожжевой завод Управления масло-жировой и табачной промышленности Ленгорагропрома. Курляндская, 28. Общежитие - наб. Фонтанки, 23 (Список аб. ЛГТС. Л., 1988. С. 132).

  • 16 Декабря 2012, 18:04
    Постановление о реконструкции дома Абазы до сих пор не отменено, несмотря на требование прокуратуры

    6 ноября 2012 года Прокуратура Санкт-Петербурга признала незаконным постановление правительства города, согласно которому ООО «Фонтанка-отель» был продлен до 2015 года срок окончания реконструкции дома Абазы (наб. р. Фонтанки, 23). Несмотря на требование прокуратуры «рассмотреть настоящее постановление безотлагательно» и даже решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц», постановление до сих пор не отменено.
    *  *  *
    6 ноября 2012 года Прокуратура Санкт-Петербурга признала незаконным постановление правительства города, согласно которому ООО «Фонтанка-отель» был продлен до 2015 года срок окончания реконструкции дома Абазы (наб. р. Фонтанки, 23). Несмотря на требование прокуратуры «рассмотреть настоящее постановление безотлагательно» и даже решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц», постановление до сих пор не отменено.
    Первое постановление правительства о реконструкции дома Абазы было издано в 2007 г., и его срок истек еще в декабре 2010 г. Спустя год он был продлен до апреля 2012 г. Все это время не прекращалась борьба за сохранение здания, в которой участвовали жители соседних домов, градозащитная общественность, депутаты Законодательного собрания и даже потомки бывшего владельца дома Александра Абазы. Ведь «реконструкция», по замыслу инвестора, предусматривала сохранение в лучшем случае фрагмента фасадной стены здания и строительство на его месте крупного гостиничного комплекса «по мотивам».
    Почти сразу после своего назначения губернатор Полтавченко пообещал, что сноса здания не будет, и затем неоднократно повторил это обещание. В начале 2012 года была проведена историко-культурная экспертиза, и 17 июля этого года КГИОП официально признал дом Абазы объектом культурного наследия регионального значения. Список предметов охраны, подлежащих обязательному сохранению, довольно велик – это и габариты здания, и элементы фасада, и некоторые внутренние помещения.
    Действующее законодательство предусматривает для памятников только мероприятия по сохранению и приспособлению для современного использования, но никак не реконструкцию. Несмотря на это, 15 августа 2012 года было издано новое постановление о продлении сроков работ до 2015 года, по-прежнему предусматривающее «реконструкцию под гостиничный комплекс со встроенным паркингом».
    15 октября в прокуратуру было направлено письмо вице-губернатора Метельского с объяснением, что «дальнейшая реализация... реконструкции Здания будет осуществляться Инвестором в рамках проектных решений по условиям приспособления объекта для современного использования... Инвестор осуществляет подготовку материалов историко-культурной экспертизы объекта для определения возможности проведения работ по приспособлению объекта для современного использования».
    Прокуратуру это объяснение не удовлетворило. «Законных оснований для продления... у правительства Санкт-Петербурга не имелось... Выявленные нарушения возникли по причине ненадлежащего исполнения должностными лицами Комитета по строительству своих обязанностей», — говорится в представлении прокуратуры за подписью заместителя прокурора города П.Ф. Панфилова от 6 ноября. Заместитель прокурора потребовал от вице-губернатора рассмотреть данное представление безотлагательно, устранить нарушения в месячный срок и решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
    Тем не менее, постановление о реконструкции Дома Абазы до сих пор не отменено.
    Живой Город (16 декабря 2012 г.) - новости
  • 21 Февраля 2013, 01:25

    Очень долго (почти полгода) КГИОП не "хотел" рассматривать научное заключение о воздействии строительства подземного этажа отеля на Шуваловский дворец. Как было разработано это заключение и его "легализация" в СПб - это отдельная песня. Директор "Фонтанка Отель" радовался как ребенок, что получил согласование проекта в КГИОП с подземным этажом. Но не тут-то было. Нашла коса на камень. Результат вы сейчас наблюдаете.

  • 16 Сентября 2013, 13:20

    К скандалу подключился сам вице-губернатор 

    http://karpovka.net/2013/09/16/134128/

  • 16 Сентября 2013, 14:39

    2 фото фрагмента фасада (3 окна последнего этажа от Невского пр.).

    20.04.2012:

     

    14.06.2013:

  • 16 Сентября 2013, 15:18
  • 26 Сентября 2013, 22:56

    В этом доме, со стороны Невского проспекта, подвальное помещение арендовал некий питерский поэт, и именно здесь в период ок.1915 года очень часто бывал великий Русский поэт Сергей Есенин. именно с этого дома началось его продвижение по творчеству, отсюда его узнал весь поэтический Петроград.

  • 27 Сентября 2013, 00:07
    Ответ на "В этом доме, со стороны Невского проспекта, подвал" от Михаил1917

     А что же так загадочно? Что за "некий питерский поэт"? И что именно он и Есенин делали в подвале? Напишите поподробнее, пожалуйста. Потому что до сих пор считалось, что первым, кого постил Есенин в Петрограде 9 марта 1915, едва сойдя с поезда, был Блок, который дал ему рекомендательные письма к разным людям, которые могли помочь Есенину с изданием его стихов, в том числе, к Городецкому. Это не он заседал в здешнем подвале?

    И каким образом этот дом выходил на Невский ппроспект?

  • 27 Сентября 2013, 00:24
  • 25 Декабря 2013, 00:45

    В.С. Чернявский Три эпохи встреч (описывается Петроград, 1915 год) : 

     

    "Едва дождавшись окончания вечера, мы, компанией из семи-восьми человек, все жившие и дышавшие стихами, отставив кое-кого из привязавшихся скептиков, пошли вместе с Есениным в хорошо известный многим подвал на Фонтанке 23, близ Невского. Там квартировал молодой библиофил, и отчасти поэт К.Ю. Ляндау, устроивший себе жильё из бывшей прачечной, с заботливостью эстета завесив его коврами и заполнив своими книгами и антикварией. Этот таинственный подвал часто видал в своих недрах Сергея. Ничего общего с публичными подвалами богемы это логово не имело, но некоторые её представители нередко стучались сюда - прямо в окно с решёткой, - и тут постоянно звучали споры и стихи"

  • 25 Декабря 2013, 00:52

    Воспоминания Константина Ляндау о Есенине.

  • 3 Января 2014, 15:22

    Вот и разобрались. Собственно говоря, почему дом в запустении, и нет мемориальной таблички? Как обычно у нас бывает........ Зато куча табличек о том, что тут или там, или сям жил какой-либо цареубийца или бомбист, сколько угодно.

  • 16 Января 2014, 10:24
    Ответ на "ЕИСТ - 1798" от diletant

     Это условный год. Вряд ли в ЕИСТе более точные сведения, чем в ИКЭ ;)

     

    ОКН регионального значения "Дом жилой И. Форша. Здесь в музыкальном салоне Ю.Ф. Абаза состоялось первое исполнение оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин", 1878 г." (Распоряжение КГИОП № 10-112 от 17.07.2012)

    Датировка: кон. 1780-х - нач. 1790-х

  • 16 Января 2014, 10:27

    south_thungus, почему вы решили, что лестница на вашем фото - черная?

  • 16 Января 2014, 10:52
    Ответ на "south_thungus, почему вы решили, что лестница на в" от Виктор М

    Потому что есть более "крупная" лестница в главном корпусе, которая выглядит основной. А из помещений, куда это "основная" лестница ведет, если я правильно помню, можно выйти (не выходя на улицу) на ту лестницу, которая изображена на обсуждаемой фотке.

    Может быть, нужно использовать какой-то другой термин - "боковая" или еще что-нибудь.

  • 16 Января 2014, 11:52

    Так в титул надо "Дом жилой И. Форша...". 

  • 21 Декабря 2014, 23:00

    Суд не позволил перестроить дом Абазы

    Куйбышевский районный суд в лице судьи Ирины Воробьевой решил признать незаконным и отменить решение КГИОП 2013 года по предметам охраны дома Абазы, что не позволит теперь инвестору  разрушить дом, сообщает ЗАКС.Ру градозащитница Людмила Зверева.

    - Пусть реставрирует памятник теперь. Застройщик хотел опровергнуть предметы охраны и свою концепцию протолкнуть через изменение предметов охраны, сформулированных историко-культурной экспертизой в 2012 году о внесении в реестр памятников дома Абазы. Для градозащитников очень хорошо, что дом отстояли, потому что в противном случае мог пострадать целый квартал, - говорит Зверева.

    http://www.zaks.ru

  • 14 Августа 2015, 00:30

    «Когда музик, не надо чай» | В советское время дом на Фонтанке, 23, был надстроен двумя этажами и в таком виде дошел до нашего времени.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

    В советское время дом на Фонтанке, 23, был надстроен двумя этажами и в таком виде дошел до нашего времени. ФОТО Александра ДРОЗДОВА 

     

    «Когда музик, не надо чай». Прогулки по городу. Набережная реки Фонтанки, 23

     

    14.08.2015, Ирина Гуськова, Рубрика Наследие

     

    В 70-х годах XIX века в этом доме кипела музыкальная жизнь. Лучшие музыканты и певцы стремились попасть на вечера к M-me Abaza. Немка по происхождению, в девичестве Юлия Штубе, она приехала в Россию в 1852 году. Затем с 1858 года служила в качестве придворной певицы и фрейлины при дворе великой княгини Елены Павловны.

    На ее музыкальных «четвергах», проводившихся в Михайловском дворце, Юлия Штубе познакомилась с Антоном Рубинштейном. Спустя годы именно по его настоянию Юлии Федоровне было присвоено звание почетного члена Консерватории.

    В 1861 году красавица-певица вышла замуж за А. А. Абаза – высокопоставленного чиновника, впоследствии министра финансов, и переехала в его особняк на набережной реки Фонтанки, 23. Дом был построен еще в 1798 году для купца Зиновьева, а с 1840-х годов принадлежал семейству Абаза.

    Юлия приглашает в гостиную своего дома самых известных музыкантов и литераторов того времени. В феврале 1863 года Рихард Вагнер, посетивший Петербург, описывая в дневнике свои впечатления, упомянул о вечере, на котором Антон Рубинштейн играл, а Юлия Абаза пела. «Как сама композиция, так и исполнение г-жой Абаза произвели на меня весьма благоприятное впечатление», – отмечал Вагнер.

    В январе 1864 года в особняк на Фонтанке спешит И. С. Тургенев: он несет хозяйке два первых напечатанных им романса Полины Виардо (она, как известно, была не только певицей, но и композитором). Эти романсы были созданы на стихи Пушкина – «Цветок» и «На холмах Грузии». В своем письме к А. А. Фету писатель отмечал: «Она (Абаза. – И. Г.) их так пропела сразу и так аккомпанировала, что я растаял. Что значит настоящая, музыкальная, немецкая кровь!».

    Присутствовавший на вечерах Ф. И. Тютчев в стихотворении, посвященном певице, отразил впечатления современников от ее глубокого голоса.

    По всемогущему призыву
    Свет отделяется от тьмы,
    И мы не звуки – душу живу,
    В них вашу душу слышим мы.

    Юлия Абаза была очень прямолинейна в своих отзывах и строга в музыкальных оценках. Артисты дорожили ее мнением, молодые исполнители с рекомендательными письмами стремились попасть в особняк на Фонтанке. Много музыкальных карьер началось отсюда. Абаза помогла в начале творческого пути известным оперным певицам и певцам: Е. А. Лавровской, Е. К. Мравиной, И. А. Алчевскому.

    В своих мемуарах любимая певица П. И. Чайковского Александра Панаева-Карцова упоминает, что первое исполнение оперы «Евгений Онегин» у рояля в феврале 1879 года произошло в стенах гостиной дома Абаза! «Вскоре мадам Абаза опять задумала поставить у себя спектакль, но на этот раз со сценой и в костюмах, в ее большой концертной зале», – вспоминала Панаева-Карцова.

    Партию Татьяны исполняла А. Панаева-Карцова, а роль Няни – сама Юлия Федоровна. Аккомпанировала ученица А. Г. Рубинштейна – будущий профессор Консерватории С. А. Малоземова. На этом представлении присутствовал сам Чайковский, с почетом принятый хозяйкой дома.

    Князь Сергей Волконский в своих «Воспоминаниях» подробно пишет о личности Юлии Абаза: «...Это была фигура, которая не повторится, – все очень своеобразное не повторяется. Несмотря на долгие годы проживания в России, Юлия Федоровна не научилась русскому языку, но изъяснялась свободно». В гостиной ее дома на Фонтанке зимой 1880 года он коротко общался с Ф. М. Достоевским, который читал там отрывки из «Братьев Карамазовых».

    На музыкальных вечерах у Юлии Федоровны можно было встретить самых разных людей, начиная с членов императорского дома и заканчивая студентами Консерватории. Никаких правил придворного этикета она не признавала. Главным критерием для приглашенных была любовь к серьезной музыке.

    Антон Рубинштейн, которого связывала с Юлией Федоровной долгая дружба, много и охотно играл у нее. С. М. Волконский вспоминал: «По мановению ее лорнетки воцарялось молчание до самых дальних углов большой залы и соседних комнат. Горе кашлянувшему или чихнувшему – несмываемый стыд. Один только человек не мог привыкнуть – старый дворецкий вваливался с подносом, и тогда в самом торжественном месте шопеновского ноктюрна раздавался голос Юлии Федоровны: «Эфим, Эфим, сколько раз – когда музик, не надо чай».

    В марте 1895 года после смерти мужа Юлия Федоровна покинула особняк на Фонтанке и сняла квартиру на Сергиевской улице (ныне ул. Чайковского). Дом # 23 по Фонтанке принадлежал семье А. А. Абаза до 1917 года, потом был национализирован.

     

    Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

  • 14 Августа 2015, 01:13

    Абаза, Александръ Аггеевичъ, р. 25 іюля 1821 ск. 24 января 1895. Съ А.Д. Абаза (Александро-Невская лавра. Тихвинское кладбище). - Саитов, т.I.

  • 14 Марта 2016, 22:58

     Комитет по охране памятников одобрил очередную концепцию реконструкции расселенного дома на набережной Фонтанки, 23, под отель. В здании, находящемся рядом с Аничковым мостом, планируется открыть гостиницу Hilton на 100 номеров с конференц-залом и рестораном. Проект реализуют структуры, близкие к бывшему полпреду президента в СЗФО Илье Клебанову.

    Новую концепцию КГИОП рассмотрел 11 марта вместе с несколькими членами Совета по сохранению культурного наследия. Вердикт — рекомендовано к дальнейшей разработке. Площади здания XVIII века предложено увеличить почти в 2 раза, надстроив его до семи этажей. А в главном дворе — создать подземный этаж.

    http://www.fontanka.ru/2016/03/14/146/

  • 30 Июня 2016, 10:07

    1965: Строительный трест № 3 Главленинградстроя, Фонтанка, 23.([108], с. 27).

    1973: Трест № 3 Главленинградстроя, Фонтанка, 23. ([210], с. 229).

    1978: Строительный трест № 3 Главленинградстроя, наб. р. Фонтанки, 23.(«Список абонентов ЛГТС-1978", с. 241).

    1982: Общестроительный трест № 3 Главленинградстроя, наб. р. Фонтанки, 23.(«Список абонентов ЛГТС-1982", с. 222).

    1988: Строительный трест № 4 Главленинградстроя, наб. р. Фонтанки, 23. ([125], с. 433).

  • 21 Июля 2016, 18:21

    В 1940 году журнал «Архитектура Ленинграда» на ул. Герцена, 52.

    1965: Редакция журнала «Строительство и архитектура Ленинграда», наб. р. Фонтанки, 23. ([108], с. 171).

    В 1973 году редакция журнала «Строительство и архитектура Ленинграда» на Невском, 53.

  • 21 Марта 2018, 10:03

    Городской суд не поддержал защитницу дома Абазы

    https://protect812.com/2018/03/19/abaza-sud/ 

  • 12 Мая 2019, 00:18

    1973: Тресты Главленинградстроя

    № 3наб. р. Фонтанки, 23 ([211]. С.229)

     

    2004: "Автостекло" магазин ООО "Юнивер-Сервис" -  Реки Фонтанки наб., 23; у Аничкова моста

    2004: ЗАО "БалтСтройКомплект" - Реки Фонтанки наб., 23, оф.23; под арку, дверь справа, 4 этаж

    2004: ООО "Бухгалтерское Бюро" - Реки Фонтанки наб., 23, оф.1

    2004: ЗАО "Витъян" ТД -  Реки Фонтанки наб., 23, оф.3

    2004: ЗАО "ИнвестКонкурс" - Реки Фонтанки наб., 23; 5 этаж

    2004: "Научно-Методический Центр Туризма, Образования, Культуры и Спорта" - Реки Фонтанки наб., 23, оф.5; 4 этаж

    2004: ООО "Оценка-Сервис" -  Реки Фонтанки наб., 23, оф.6; 5 этаж

    2004: ООО "Подиум Трейд" - Реки Фонтанки наб., 23

    2004: "Прометей" фонд - Реки Фонтанки наб., 23; этаж 3

    2004: ООО "Рекламир" креативная группа - Реки Фонтанки наб., 23, оф.15

    2004: ООО "Торговый Дом "Сигма" инвестиционно-строительная компания - Реки Фонтанки наб., 23; 2 этаж

    (Телефонный справочник «Весь Петербург-2004»)

  • 24 Ноября 2019, 15:58

    от  Людмила Алексеевна   без ссылок

     Купец Зиновьев не имел никакого отношения к дому Абазы. Дом построен по заказу золотошвея И.Форша.

  • 24 Ноября 2019, 16:50
    Ответ на "Это условный год. Вряд ли в ЕИСТе более точные све" от south_thungus

     Вот здесь про Форша. А Зиновьев так и висит в публикации без всяких ссылок, неведомо откуда взявшись.

  • 24 Ноября 2019, 18:53

    История дома (Акт ГИКЭ от 30.05.2016 г.)

    По результатам историко-архивных исследований установлено: Градостроительная роль объекта экспертизы определена его местоположением в самом центре Санкт-Петербурга и уникальностью его городского окружения.

    Квартал, где находится объект, ограничен с юга Невским пр., с запада - Караванной ул., с севера - Итальянской ул., а с востока - набережной р. Фонтанки.

    Фронт домов по набережной Фонтанки, в который включен объект экспертизы, представляет собой ценный фрагмент исторической городской среды. Этот фрагмент сформировался на протяжении кон. 18 - 19 вв. и представляет собой неотъемлемый элемент целостной градостроительной композиции. Район, где расположен объект, обладает огромной значимостью для архитектуры и градостроительной истории Санкт-Петербурга.

    С северной стороны дом № 23 граничит с дворцом Д.П. Нарышкина (C.JI. Шуваловой)

    № 21, возведенным в 1790-е гг. для графини Воронцовой. В 1840-х гг. архитектор Бернар де Симон реконструировал основной корпус и пристройки к нему. Архитектор Н.Е. Ефимов объединил отдельные корпуса и оформил фасады в формах ранней эклектики с элементами ренессанса. В результате этих перестроек дворец приобрел свой нынешний облик.

    С юга к дому №23 по набережной Фонтанки, примыкает дом 1790-х гг. - № 25 (объект культурного наследия федерального значения), сооруженный в стиле классицизм, получивший известность в 1-й четверти XIX в.. благодаря своим знаменитым жильцам - декабристам братьям Н.М. и A.M. Муравьевым, живописцу О.А. Кипренскому, граверу Н.И. Уткину, историку и писателю Н.М. Карамзин. Главный дом этого владения построен тайной советницей Е.Ф. Муравьевой, а дворовый трехэтажный флигель - купцом Кружевниковым.

    Далее к югу. в сторону Невского пр., застройку набережной формирую здания - объекты культурного наследия регионального значения:

    Дом Г. Зимина (М.А. Шаховской) XVIII в. - Фонтанки р. наб.. 27; Караванная ул., 26.

    Дом. где в меблированных комнатах "Париж" у Вацлава Вацлавовича Воровского в 1905 г. Владимир Ильич Ленин часто бывал по партийным делам - Невский пр., 66; Караванная ул., 28; Фонтанки р. наб.. 29.

    С запада от дома № 23. на участке по Караванной улице № 22. отделившемся от первоначального сквозного землевладения в 1840-х гг. расположен дом Форша. (впоследствии особняк А.Ф. Львова), возведенный в период классицизма в нач. 19 века - выявленный объект культурного наследия.

    История дома 23 по наб. Фонтанки, прослеживается с конца XVIII в. В купчей крепости, датированной 1799 годом (на месте экспертируемого домовладения) указан дом придворного золотошвея Ивана Форша. В «Росписи домов», составленной не ранее 1792 года ему принадлежали участки под №№ 11 и 16. Участок под № 16 (по Караванной улице) обозначен в этом документе как «порожнее место», тогда как на участке под № 11 уже стоял каменный дом в 28 покоев.

    На плане из «Сенатского атласа» 1798 г. на исследуемом участке со стороны набережной Фонтанки показан лицевой дом с примыкающими к нему надворными флигелями, вытянутыми вдоль северной и южной меже, и дворовым строением, размещенным поперек участка. По центру лицевого дома и по центру дворового строения обозначены проезды.

    На плане 1806 г. обозначена новая застройка со стороны Караванной улицы - лицевое строение, дворовые флигели, расположенные вдоль южной и северной границ домовладения. Появляется также второе поперечное дворовое строение, которое по центру прорезает проезд, соединяющий западную и восточную части домовладения Форша. В раннем строении (существующий сегодня поперечный флигель) вместо одного центрального проезда в этот период уже устроили два боковых (как в настоящее время). Между двумя перечисленными поперечными дворовыми корпусами оставался небольшой хозяйственный двор.

    На «Плане Шуберта» 1828 г. все домовладение купца Форша обозначено одним номером - № 13. Со стороны Фонтанки и Караванной улицы показаны два каменных лицевых дома. Примыкающие к ним дворы имели застройку по северной и южной межам, были ограничены также двумя поперечными флигелями. При этом к старому западному - поперечному флигелю со стороны двора по Караванной улице к этому времени был пристроен еще один - новый дворовый корпус, расположенный поперек участка. Между флигелями в центре участка располагался хозяйственный двор.

    В 1840-х гг. сквозной участок был поделен.

    По купчей крепости, совершенной 12 мая 1841 года, флигель-адъютант, полковник А.Ф. Львов приобрел у наследников купца И.И. Форша дом в Адмиралтейской части 1-го квартала №21. На участке в это время находился 3-хэтажный лицевой дом по Караванной улице и два 3-хэтажных надворных флигеля, расположенные по межевым границам. В том же году по проекту архитектора А.К. Кавоса был перестроен лицевой корпус по Караванной улице и возведен новый каменный 3-х этажный поперечный флигель на задней границе участка. Лицевой фасад, ранее представлявший типичный образец безордерного классицистического здания, приобрел эклектичную необарочную отделку. В последствии постройки домовладения подвергались частичным перестройкам. Так в 1871 г., когда дом принадлежал вдове полковнице С.С. Шлихтинг. были перестроены надворные флигели, лицевой фасад был частично переделан, но в основном сохранил отделку 1841 года. В 1904 г. производился капитальный ремонт и реконструкция лицевого дома по Караванной улице и надворных флигелей с устройством новых сводов над лестницами и над проездом во двор, перебивкой оконных и дверных проемов, а также надстройкой мансарды над южным флигелем.

    Что касается восточной части домовладения (объекта экспертизы), то она также перешла новым владельцам.

    В 1844 г. в «Адрес-календаре санктпетербургских жителей» К. Нистрема по набережной Фонтанки под № 22 уже фигурирует А. В. Абаза (домовладельцем по Караванной ул. под № 21 остается А. Ф. Львов).

    В «Атласе Цылова», составленном в 1849 г.. зафиксировано, что единое ранее домовладение разделено на два обособленных двора. Хозяйственная территория между ними отошла к домовладению, располагавшемуся со стороны Фонтанки.

    В 1852 г., после смерти отца, строения и участок по Фонтанке перешли во владение его сыновей Эраста и Александра Аггеевичей Абаза.

    После гибели брата-гусара в Крымской войне единственным владельцем дома стал Александр Аггеевич Абаза (1821-1895). Выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета, участник кружка Великой княгини Елены Павловны, который объединял последовательных сторонников либеральных реформ, проводившихся Александром II. С 1858 г. А.А. Абаза занимал должность гофмейстера великокняжеского двора, в 1865 был назначен членом Совета министра финансов, в 1874 - председателем Департамента Государственной экономии Государственного совета, а в 1880-1881 гг. был министром финансов России.

    В этот период были произведены работы архитектором JI.B. Глама в переходах между главным зданием и продольными флигелями появились встройки (на каких этажах переходы имелись ранее документально установить не возможно).

    Жена А.А. Абазы Юлия Федоровна, урожд. Штуббе (1830 -1915). в нач. 1850-х гг. обучавшаяся пению в Париже, выступала в Москве и Петербурге как салонная певица и была любимой исполнительницей Великой княгини Елены Павловны. Ю.Ф. Абаза приняла актив­ное участие в организации Русского музыкального общества (1859 г.) и создании Петербургской консерватории (1862 г.), за что по предложению А.Г. Рубинштейна была избрана ее почетным членом. В 1870-1880 гг. Ю.Ф. Абаза создала в своем доме, на Фонтанке, 23, известный музыкальный салон, среди гостей которого бывали Ф.М. Достоевский, А.Г. Ру­бинштейн. Великий князь Константин Константинович (К.Р.). 6 марта 1879 г. (за 11 дней до московской премьеры) на домашней сцене салона в концертном исполнении впервые была поставлена опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

    После смерти А.А. Абазы в 1895 г. дом перешел к его брату Павлу Аггеевичу, от­ставному гвардейскому ротмистру и числился за ним до 1910 г.. а в 1911 и 1912 гг. хозяевами дома обозначены его наследники. В 1913 г. владелицей стала дочь Александра Аггеевича Абазы Прасковья Александровна, в замужестве княгиня Урусова. Известно, что в 1914 г. ее дом на Фонтанке был безвозмездно предоставлен хозяйкой под устройство лазарета им. Императрицы Александры Федоровны.

    В 1917 г. домовладение по набережной Фонтанки. 23 по купчей крепости от 17 февраля 1917 года перешло в собственность присяжного поверенного А.Я. Гурлянда и инженера- технолога С.М. Асвадурова. В оформленных 20 сентября 1917 года документах Городского кредитного общества участок с домом, выходившим на Фонтанку, занимал площадь в 433, 48 кв. саженей.

    Что касается исторического облика рассматриваемого здания, его сохранности и степени изменений (аутентичности, подлинности объекта), можно сказать следующее.

    Ранние изображения лицевого дома выявлены на 1793 г. (литография Б. Патерсена «Вид на Аничков мост») и 1820-е гг. (литография К.П. Беггрова «Фонтанка» по рис. К.Ф. Сабата и С.П. Шифляра) (см. Приложение № 2. Историческая иконография). Сохранилась также литография П.А. Александрова «Вид старого Аничкова моста» 1825 г., на которой достаточно четко виден рассматриваемый объект.

    Основываясь на этих изображениях можно судить об архитектуре главного фасада в период классицизма.

    Документальных сведений о первоначальной планировочной организации и оформлении интерьеров, о перестройках в течении 1-й пол. - сер. XIX в. не имеется. Архивных документов на период 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. также практически не выявлено

    (см. Приложение № 1. Историческая справка) и о большинстве изменений можно судить только по результатам анализа материалов натурного обследования (учитывая стилистические и конструктивные особенности) и фиксационным (обмерным) планам 1917 г. (документальное отражение имеют лишь перестройки 1890 г.).

    Утрачены лестницы в восточных частях продольных флигелей.

    В связи с изменениями в семье Форша и семье Абазы на протяжении XIX - нач. XX вв. и организацией музыкального салона во 2-й пол. XIX в.. главный дом и флигели подвергались перестройкам. Интерьеры ряда помещений были обновлены с использованием мотивов эклектики, над двухэтажным южным флигелем был надстроен этаж, где разместился концертный (овальный) зал. Одновременно проведена надстройка 3-го этажа и над юго-западным дворовым флигелем. Во 2-й пол. XIX - нач. XX вв. появились новые лестницы в главном доме и южном флигеле.

    Судя по сохранившимся архивным чертежам, в 1890 г. в главном доме старое деревянное перекрытие над проездом во двор было заменено бетонными сводами Монье по металлическим балкам. В северо-западной части участка на хозяйственном дворе была произведена частичная перестройка двухэтажного служебного флигеля - была увеличена высота второго этажа, перебиты проемы и надстроена мансарда, оборудованы жилые помещения. Для утолщения наружных стен была сделана прикладка в один кирпич. Работы проводились архитектором Ф.Б. Нагелем.

    Судя по фотографии 1926 г., к этому времени историческая объемная композиция лицевого дома по наб. Фонтанки, 23 не изменилась. На фотографии 1932 г. зафиксирован уже 5-этажный (надстроенный) дом. Таким образом, в период между 1926 и 1932 гг. главный (лицевой) дом был надстроен двумя этажами. В этот же период северный флигель получил два дополнительных этажа, а поперечный (западный) флигель - один этаж. Была реконструирована и надстроена парадная лестница Л-1, надстроена служебная лестница JT-4.

    В данное время и позднее в советский период здание подвергалось многочисленным перепланировкам в связи с приспособлением под коммунальное заселение (квартиры, общежития).

    В 1979 и 1989 гг. специалистами института «ЛенжилНИИпроект» проводилось об­следование здания, определившее износ конструкций 51,3%.

    В 2001 г. распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 13.04.2001 № 70-ра было принято решение о реконструкции дома № 23 по наб. р. Фонтанки и перестройке здания в связи с приспособлением его под гостиницу и нужды туристической инфраструктуры.

    В последующем был проведен ряд обследований технического состояния здания и научно-проектных работ.

    В 2005 г. ООО «Архитектурная мастерская Т.А. Славиной» была проведена «Историко-градостроительная экспертиза квартала, ограниченного Невским проспектом, Итальянской и Караванной улицами и набережной реки Фонтанки и владельческого участка и строений, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки. 23». (В выводах экспертизы отмечалось, что комплекс строений не претерпел значительных изменений вплоть до кон. 1920 - нач. 1930-х гг., когда главный лицевой дом и флигели были надстроены. Но далее дом характеризуется как образец типовой застройки конца XVIII в.. сильно искаженный «бездарной реконструкцией» (т.е. надстройкой) и говорится о допустимости его полной разборки с последующим воссозданием по историческим чертежам главного и дворового фасадов лицевого флигеля).

    В 2012 гг. экспертом Щеболевой Е.Г. проведена «Государственная историко-культурная экспертиза по вопросу включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации заявленного (предложенного) объекта, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 23, и определения категории его историко-культурного значения».

    Распоряжением КГИОП от 17.07.2012 № 10-112 здание, расположенное по адресу: наб. реки Фонтанки, д.23, лит. А. включено в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой И. Форша, кон. 1780-х- нач. 1790-х гг. Здесь в музыкальном салоне Ю.Ф.Абаза состоялось первое исполнение оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», 1878 г.».

     

  • 25 Ноября 2019, 11:25
    Ответ на "Вот здесь про Форша. А Зиновьев так и висит в публ" от Liz

     Зиновьев - это старая атрибуция. Про Форша, если я правильно помню, выяснилось только при проведении ГИКЭ, которую делала эксперт Щеболева.

  • 2 Декабря 2019, 14:12

    В продолжение от Людмила Алексеевна

    У Вас допущена очередная неточность на сайте. И.И. Форш - это сын первого владельца дома по наб.р.Фонтанки № 23 придворного золотошвея И. Форша, что следует из Росписи домов (РНБ O.IV.56). Иван Иванович Форш в 1840-х гг. продал участок по частям А.Ф. Львову и А.В. Абазе. С уважением, Людмила Алексеевна

  • 16 Января 2021, 13:58

                В этом доме в 1895 - 1896 годах жил артиcт Императорской балетной труппы Н. Г. Легат  (ВПб на

    1896. O. III. C. 180).

  • 22 Июля 2022, 15:16

    Фотография Л.Г.Андреевского, 1926 (ГМИ СПб Инв.№-II-А-3454 ф):

     

    Более высокое разрешение

     

  • 11 Июля 2023, 17:57

    В Петербурге, в самом центре у Аничкова моста, открылось новое общественное пространство ONEGIN DVOR

    Стиль хорошо известен гостям подобных мест. На площадке под открытым небом много дерева, лампочек, баров, кафе и столиков для посетителей. Ежедневно выступают диджеи с классической и новой музыкой, живым вокалом. Любителям активного времяпровождения предлагают сыграть в настольный теннис. Отмечается, что вскоре в пространстве высадят цветы, и увеличится количество посадочных мест.

    Площадка будет принимать посетителей, пока позволит погода. Минимум – до конца летнего сезона. Прийти можно ежедневно с 18:00 до 22:00. Вход свободный.(газета Metro, 22 июня 2023) https://www.metronews.ru/novosti/glavnoe/reviews/kulturnoe-prostranstvo-onegin-dvor-2093584/

     

  • 11 Июля 2023, 18:01

     

     

    07.2023 г.

     

  • 26 Ноября 2023, 21:58

    ШАПОШНИКОВ Сергей Николаевич (13.02.1911, Мариуполь – 11.07.1973, Л.) - певец и педагог. В 1932 г. окончил рабфак Ленинградской консерватории, с 1935 г. ведущий солист Ленинградского Малого театра оперы и балета. Вёл большую концертную деятельность. С 1947 преподавал пение в Ленинградской консерватории (с 1958 доцент). Награжден медалью "За оборону Ленинграда". 

  • 10 Сентября 2024, 12:20


    Ариадна Борисовна Карпова-Лебединская (1906-1980) 1957-58 г. госкаталог

    Ариадна Борисовна Карпова-Лебединская (1906-1980) 1957-58 г. госкаталог

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32489
Готовится: 80
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 7180