Публикация

Нижний Лебяжий мост

Здание на карте
фото
Архитекторы: Базен П. П.
Готман А. Д.
Ремезов А. И.
Год постройки: 1835-1837
Стиль:

Нижний Лебяжий мост

Лебяжья канавка, 2х

1720-1733 - инж.Герман ван Болес - деревянный подъемный мост
1835-1837 - инж. Базен Петр Петрович, Готман А. Д. , Ремезов А. И.
 
 
Небольшая болотистая речка Лебединка, протекавшая между Мойкой и Невой была в 1711-1719 гг. очищена, углублена и переименована в Летний канал или канал Летнего сада, Через некоторое время там поселились лебеди из искусственных прудов Летнего сада и канал был переименован в Лебяжью канавку. К 1733 г. через Лебяжью канавку было переброшено четыре деревянных моста, а ее берега укрепили деревом. В 1799 г. по проекту арх. Г. П. Пильникова правый берег канала со стороны Летнего сада украсила каменная терраса. В 1953-1956 гг. дно канала углубили, берега облицевали гранитом, откосы покрыли дерном. Длина Лебяжьей канавки 648 м, ширина 8 м, глубина 1м, через нее переброшено два моста - Верхний Лебяжий и Нижний Лебяжий.
 
Нижний Лебяжий мост построен через Лебяжий канал в месте, где он впадает в реку Мойку.

В 1720-1733 гг. на этом месте находился деревянный подъемный мост, сооруженный по проекту инженера Германа ван Болеса. Мост назывался 1-м Царицынским по расположенному рядом Царицыному лугу (Марсову полю). К 1760-м гг. мост уступил свое место новой балочной переправе. В 1835-1837 гг., во время перепланировки территории у Михайловского замка, на месте переправы был возведен мост, выполненный по проекту инженеров П.П.Базена, А.Д.Готмана и А.И.Ремезова . Однопролетный каменный арочный мост с облицованными гранитом фасадами и опорами получил название - Нижний Лебяжий мост. В 1849 г. из-за осадки свода мост был отремонтирован. В 1925-1926 гг. мост был реконструирован по проекту инженеров Б.Д.Васильева и А.Л.Саларева. Кирпичное пролетное строение было разобрано, вместо него был сооружен монолитный железобетонный свод, облицованный гранитом. Внешний вид моста при этом был сохранен. Последняя реставрация моста была в 2002 году. Длина моста 23,9 м, ширина 19,9 м.

  • фото

    Фото 1960-х гг.(?)
    (cайт - oldsp.ru)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - 11.2012.

11 комментариев
3192 просмотра
Добавил: Влада, 23 Ноября 2012, 18:42
Редактировано: 18 Января 2014, 19:41
Оцените:
(7 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house22913.html' target='_blank'>Нижний Лебяжий мост на Citywalls.ru</a>
Всего 11 комментариев
  • 11 Февраля 2018, 20:48

    Федеральный ОКН Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

    1924-1925 (реконструкция) - инж. Васильев Б.Д., инж. Соларев А.Л.

     

  • 3 Апреля 2023, 21:21

    На картах конца XVII начала XVIII веков в дельте реки Нева обозначен остров Усадица (Usaditza). Остров образован рекой Нева, и протоками, которые сейчас называются Фонтанка и Мойка. В XVIII веке данный остров рукотворными каналами был поделен на пять островов. Крайним с восточной стороны является остров Летний сад.
    Ответ на вопрос: Когда появился остров Летний сад. Остров был создан в 1716 году.
    В 1715 году голландский «слюзного дела мастер» Антоний Броуэр (Brouwer) заключил контракт на строительство Лебяжьей канавки и поперечного канала в императорских садах. В 1716 году канал был выкопан, и князь Черкасский доложил царю: «Канал болшой при саду и малой к оранжерее выкопали … и в нынешних днях станем воду пускать».
    Значит, с 1716 года Летний сад находится на рукотворном острове. Этой версии придерживаются исследователи: А.Е. Ухналёв, В.А. Коренцвит и Б.С. Макаров.
    Существуют два устойчивых мифа:
    Первый миф, что река Мойка не соединялась с Фонтанкой. Почему тогда существовал остров Усадица? Возможно, к началу XVIII века протока между будущей Фонтанкой и Мойкой заросла камышом и рогозом и стала не судоходной, но всё равно это была речка.
    Миф второй, что Лебяжья канавка прокопана на месте речки Лебединки. На картах конца XVII и начала XVIII веков не обозначена данная речка, хотя это веский фортификационный элемент. Впервые название Лебединка появляется в книге П.Н. Петрова «История Санкт-Петербурга с основания города …» 1855 года издания. В ней автор пишет, что Лебяжью канавку иногда называют речкой Лебединкой.

    https://igardens.ru/riddle_answer/

  • 24 Апреля 2024, 19:46

     

    Так все-таки Ремезов или Резимон, или это один и тот же инженер?

     

     

    24.04.2024 г.

     

  • 25 Апреля 2024, 16:13
    Ответ на " Так все-таки Ремезов или Резимон, или это один и " от люблюпитер

    Сайт mostotrest-spb.ru/jubilees/nizhnij-lebyazhij-most-54?year=2023 на  эту тему молчит, но почему-то пишет: "А.Д. Гетман"...

    История.

    Лебяжья канавка была прорыта в 1711–1719 годах для осушения болотистой территории, на которой разбили Царицын луг (ныне Марсово поле). Вдоль западной границы Царицына луга проходил такой же канал — Красный, впоследствии он был засыпан.

    Первоначально Лебяжья канавка носила название Летний канал, по Летнему саду, затем канал переименовали, так как на нем стали селиться лебеди из искусственных прудов Летнего сада. В первой половине XVIII века через канал было переброшено четыре деревянных моста, один из них – Нижний Лебяжий.

    Построенная в 1733 году по проекту голландского мастера Германа ван Болеса, переправа в нижней части Лебяжьей канавки представляла собой деревянную конструкцию балочной системы на свайном основании. Это был мост арочного типа с пологим сводом и деревянными перилами. Опоры и пролетное строение были обшиты досками, покрашенными под камень.

    В декабре 1836 года по проекту инженеров П.П. Базена и А.Д. Гетмана в устье Лебяжьей канавки началось строительство нового, каменного моста. Через полгода здесь был сооружен однопролетный арочный мост с массивным кирпичным сводом и опорами из бутовой кладки на свайных ростверках. Фасады и опоры моста облицевали финским гранитом.

    В конце XVIII — начале XIX века мост недолго назывался 1-й Царицынский, по расположенному рядом Царицыну лугу. Современные названия Верхний и Нижний Лебяжий мосты известны с 1849 года, они обозначают расположение мостов по течению Лебяжьей канавки.

    В XX веке также иногда использовались названия Верхне-Лебяжий и Нижне-Лебяжий мост.

    Реконструкции и ремонты

    Каменный мост возводили в очень сжатые сроки,  что отрицательно сказалось на качестве постройки. Вскоре после открытия переправы кирпичный свод дал трещину, которая постоянно росла. В 1842 году комиссия обследовала мост и зафиксировала «раскрытие швов» в основании гранитных арок. Мост отремонтировали, забив медные клинья в раскрытые швы, но в 1846 году обнаружилось, что клинья выпали, а кирпичный свод осел и крошится.

    В 1847–1848 годах переправу снова отремонтировали, но мост продолжал разрушаться. В те же годы был разработан проект реконструкции моста, однако он не был реализован.

    В 1880 году, согласно инвентарной описи, конструкция Нижнего Лебяжьего моста представляла собой параболический кирпичный свод, с фасадов облицованный гранитом. Перила состояли из чугунных секций, установленных между четырехгранными тумбами. Тротуары оградили с внутренней стороны булыжной отмосткой с гранитными столбами, по три с каждой стороны, проезжая часть вымощена деревянными торцами.

    К началу XX века состояние Нижнего Лебяжьего моста было признано неудовлетворительным, и в 1924 году его закрыли для движения. В 1925 году проведена реконструкция  переправы по проекту Б.Д. Васильева и А.Д. Саларева. Кирпичный свод заменили железобетонным. Отреставрировали чугунные перила моста. После реконструкции исторический облик Нижнего Лебяжьего моста не изменился.

    Последний по времени ремонт переправы был выполнен в 2002 году, к 300-летию Санкт-Петербурга. По заказу СПб ГБУ «Мостотрест» были отреставрированы гидроизоляция и перила, заасфальтирована проезжая часть, переложены  гранитные плиты тротуаров.

    Характеристики моста

    Нижний Лебяжий мост расположен в устье Лебяжьей канавки и соединяет 1-й Адмиралтейский остров с островом Летний сад. Длина моста — 19,55 метров, ширина — 19,85 метров. По конструкции это однопролетный арочный мост с пролетным строением в виде железобетонного свода коробового очертания, рассчитанного как упругая арка.

    Перила моста — чугунные решетки художественного литья на чугунных тумбах, выполнены по рисунку, приписываемому архитектору К.И. Росси.  https://mostotrest-spb.ru/bridges/nizhnij-lebyazhij 

  • 25 Апреля 2024, 20:53

     

    Гетман или Готман, Соларев А.Л. или Саларев А.Д., ну это уже интересно.

  • 25 Апреля 2024, 21:15
    Ответ на " Так все-таки Ремезов или Резимон, или это один и " от люблюпитер

    Правильно -  Резимон, надо исправить фамилию в титуле

     

     Иван Степанович Резимон (де Резимонт) (1768—1844) — профессор, помощник директора Института инженеров путей сообщения по учебной части. https://ru.wikipedia.org/wiki/Резимон,_Иван_Степанович

     

    Андрей Данилович Готман (1790—1865) — российский инженер, первый русский директор института инженеров путей сообщения[1], автор проектов зданий и сооружений, мостостроитель.

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Готман,_Андрей_Данилович

     

    "Резимон оставил вуз в 1836 г. в чине генерал-майора в возрасте 68 лет. Он был последним из французов, преподававших в путейском вузе, не считая его сына Альфонса, родившегося, правда, уже в России, окончившего российский вуз (ИКИПС) в 1828 г. и работавшего в нем репетитором до 1839 года.

    Скончался И. С. Резимон в марте 1844 г. и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище.

     

    Лучшие ученики Бетанкура – братья Андрей и Петр Готманы

    Андрей Данилович Готман (1790-1865) был выходцем из семьи, имевшей английские корни. Почти два года он отучился в Академии художеств, готовя себя к карьере зодчего, как вдруг в 1810г., прослышав о новом привилегированном институте, сорвался из Академии и попал в число 40 счастливчиков – первых новоиспеченных воспитанников ИКИПСа.

    Еще будучи студентом, он был отмечен А. Бетанкуром как усердный и талантливый питомец вуза, и потому уже в 1812 г. вместе с однокашником Семеном Пантелеевым помогал возводить Каменноостровский мост через Малую Невку. Проект этого арочного деревянного моста создал А. Бетанкур, таким образом, для молодых питомцев вуза эта стройка явилась первой ступенькой в самостоятельной жизни творцов."

    https://yandexwebcache.net/yandbtm?fmode=inject&tm=1714067370&tld=ru&lang=ru&la=1711115136&text=Резимон+А.+И.&url=http%3A//korenev.org/index.php/ru/2011-04-07-13-55-37/o-betankure/60-&l10n=ru&mime=html&sign=ed94d65dced6cf7264d7e1dcc0e02fd3&keyno=0

     

     

  • 25 Апреля 2024, 22:21

    Но КГИОП пишет А.И. Резимон

  • 25 Апреля 2024, 22:22

    Что-то бывает без доверия этой Википедии

     

  • 26 Апреля 2024, 08:43
    Ответ на "Но КГИОП пишет А.И. Резимон" от люблюпитер

     КГИОП правильно пишет:

    1836-1837 - инженеры Базен Петр Петрович, Альфонс Иванович Резимон, Андрей Данилович Готман 

    1924-1925 гг. - реконструкция по проекту инженеров Б.Д. Васильева и А.Л.Соларева. 

     

    Не понятно, откуда взята информация для публикации. Бросается в глаза ошибочное указание на то, что мост был разводной: зачем на канаве для осушения Марсова поля делать разводные мосты, если рядом Фонтанка!..

     

    Текст нуждается в уточнении на основе публикаций сайта mostotrest-spb.ru :

    Ответ на "Сайт mostotrest-spb.ru/jubilees/nizhnij-lebya" от Риэлтор

     

  • 27 Апреля 2024, 14:07

    Так КГИОП пишет Резимон, а не Ремизон.

  • 27 Апреля 2024, 14:53
    Ответ на "Так КГИОП пишет Резимон, а не Ремизон." от люблюпитер

     Спасибо, исправил.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31873
Готовится: 63
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 4719