Публикация

Здание Общества поощрения художеств

Здание на карте
фото
Архитекторы: Месмахер М. Е.
Китнер И. С.
Год постройки: 1877-1878, 1890-1893
Стиль: Эклектика

Здание Общества поощрения художеств                     эклектика

 

Дом СПб военного генерал-губернатора

Обер-полицмейстерский дом

Общество поощрения художеств

1877-1878 - арх. (АХ) Месмахер Максимилиан Егорович - перестройка

1890-1893 - арх. Китнер Иероним Севастьянович - капитальная перестройка

 

       см. также наб. Мойки, 83

  • фото

    Чертеж фасада дома
    Общества поощрения
    художеств по Б. Морской ул.,
    д.38. 1877. ЦГИА СПб

  • фото

    Чертеж фасада здания
    Общества поощрения художеств
    по Б. Морской ул., д.38
    (проект перестройки И.С.Китнера).
    1892. ЦГИА СПб
    (добавил Vladimir-2013)

  • фото

    Фото начала
    1900-х гг.

  • фото

    Фото начала 1900-х гг.

  • фото
  • фото

    Фрагмент фото 1912 г.
    (добавил Влада)

  • фото

    Фото начала 1900-х гг.

  • фото
  • фото

    Добавил - люблюпитер .

  • фото

    РГИС 2022 г.
    (добавил люблюпитер )

Здание построено архитектором И. С. Китнером в 1890-1893 гг. на месте полученного от казны в 1870 г. Обществом поощрения художеств бывшего обер-полицмейстерского дома на Б. Морской ул., 38. В нем разместились Рисовальная школа, Худож.-пром. музей (основан в 1870 г. по инициативе Григоровича; с 1899 г. носил его имя), художественный магазин и выставочные залы.

 

В этом доме жили:

1891 - 1893   писатель Д. В. Григорович  (Адресная книга города С-Петербурга на 1892 г. ч. II.  C. 52, на 1893 г. С. 78)

1903 - 1909   архитектор А. В. Прахов  

(ВПб на 1904. O. III. C. 528, на 1905. С. 522, на 1906. С. 537, на 1907. С. 575, на 1908. С. 613, на 1909. С. 640)  (добавил Val 39)

С начала 1760-х гг. трехэтажный каменный особняк на этом участке принадлежал И. П. Елагину, приближенному Екатерины II, с 1766 г. управлявшему театрами.

В особняке Елагина собиралась масонская "Ложа муз", в которой И. П. Елагин был магистром. У него останавливался легендарный авантюрист Калиостро, прибывший в Петербург в 1799 г.

В 1802 г. дом был приобретен казной, и в нем разместили канцелярию военного генерал-губернатора Петербурга.

В 1818-1825 г. в доме на казенной квартире, занимавшей целый этаж, жил герой Отечественной войны 1812 г. граф М. А. Милорадович. После гибели Милорадовича в декабре 1825 г. в доме поселился новый военный генерал-губернатор П. В. Голенищев-Кутузов.

В 1830-х гu в доме №38 жил новый генерал-губернатор Пётр Кириллович Эссен. Ежегодно на святках у него устраивался бал, на одном из которых присутствовал М. Ю. Лермонтов. Именно по проекту Эссена в Санкт-Петербурге провели нумерацию домов по улицам, а не по кварталам. В 1830-1840-х гг. здание перестраивалось, здесь соорудили башню оптического телеграфа. Эту башню разобрали в 1842 г., её заменил купол с крестом церкви Николая Чудотворца.

 

Церковь святителя Николая Чудотворца, в доме, бывшем С.-Петербургского генерал-губернатора, на большой Морской,  адмиралтейской части, 2-го квартала, устроена при губернаторе Кавелине в 1843 г. (Кавелин Александр Александрович (1793-1850) Генерал от инфантерии, генерал-адъютант, член Государственного совета Военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга с 14 декабря 1842 по 19 апреля 1846).

Антиминс  освящен  16-го октября сего года и подписан на обороте Высокопреосвященным митрополитом Антонием. На  антиминсе написано,  что  он освящен  во храм   св.  Николая Чудотворца, что при доме С.-Петербургского военного губернатора.  Церковь  круглая,  без  окон,  с открытым   только куполом,- устроена должно быть из  столовой. Древних вещей в  ней нет. Иконостас  сплошной,  окрашен  белою  краской  и  позолочен   в местах. Живопись хороша; утвари достаточно.  Ризы большею  частью жертвованы  губернаторами: Кавелиным, Храповицким, Шульгиным и Игнатьевым; книги пожертвованы  известным   благотворителем,  потомственным почетным  гражданином  купцом   Павлом  Ивановичем  Кудряшовым,  плащаница - тайною советницею фон-Дребуш. Церковь была приписана к Исаакиевскому собору.                                                                 (Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии  Вып. 1 1869 С. 58)

В 1866 г. пост генерал-губернатора упразднили, дом был передан обер-полицмейстеру. Здесь поселился обер-полицмейстер Фёдор Фёдорович Трепов. 

С 1870-х гг. дом повелением Александра II перешел во владение Императорского общества поощрения художеств.

В 1929 г. общество поощрения художеств было упразднено, вместо него возник Союз художников, ставший хозяином дома.                                                                                                                                                    (Добавил: Наталия)

 

  • фото

    Проект «Витражи
    Санкт-Петербурга.
    Инвентаризация 2020»

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    фото выполнены
    волонтерами проекта
    (добавил Eliz)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - С. Васильев,
    07.05.2013.

Дом Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора находился на участке, расположенном на Большой Морской ул., 38. Это было трехэтажное здание с каланчой; главный его фасад выходил на Большую Морскую ул., а задний – на наб. р. Мойки. Благодаря каланче, чья высота достигала 12 метров, это не слишком высокое здание (около 7 саженей, примерно 15 метров) доминировало над окружающей застройкой.

 

Поэтажные планы здания 1846, 1857 гг. дают представление о предназначении его внутренних помещений. Здесь, наряду с резиденцией военного генерал-губернатора, размещалась и его канцелярия, занимавшая весь второй этаж флигеля, выходящего на Большую Морскую ул. На втором этаже находились также казначейская, квартира чиновника при выдаче подорожных, квартира гувернера (4 комнаты), людские, кухня и часть генеральских помещений: буфет, столовая, гостиная, кабинет, бильярдная. На третьем этаже размещалась основная часть семейных апартаментов генерал-губернатора. Они состояли из двух половин: генеральской и его супруги. Генеральская половина состояла из его кабинета, спальни, уборной и лакейской. Половина супруги была обширнее: она включала в себя спальню, уборную, 6 детских комнат, цветочную, переднюю, буфетную, гостиную, залу, девичью и помещения для прислуги.

На третьем этаже находились также домовая церковь, передняя и служебные помещения: приемная, фельдъегерская и 3 комнаты для собрания комитетов. На первом этаже размещались квартира правителя канцелярии, квартира казначея, помещения для женатых и холостых сторожей, для жандармов, кучерская, кухни, ледник, баня, ванная и другие подсобные помещения. Там же находились 3 конюшни на 9 лошадей.

После упразднения института генерал-губернаторства и, соответственно, должности Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора в 1866 г. здание перешло к Санкт-Петербургскому обер-полицмейстеру для его управления и личных апартаментов.

Затем в нем непродолжительное время находилось Градоначальство.

И, наконец, в 1871 г. его передали Обществу поощрения художеств, которое находилось здесь до прекращения своей деятельности в 1929 г.

В 1877-1878 гг. здание перестроили по проекту М. Е. Месмахера, а в 1890-1893 гг. оно претерпело капитальную перестройку, произведенную И. С. Китнером, получив существующий доныне облик.

(Валерий Шишкин. Петербург губернский. Из истории местных государственных учреждений.

М., 2010. С. 48-52, добавил ОляК)

 

Общество поощрения художников имело 23-го апреля первое общее собрание в своём собственном, вновь отстроенном доме в Большой Морской ул. Был прочитан отчёт деятельности общества за истекший 1877 г., из которого, между прочим, видно, что составленная архитектором М. Е. Месмахером смета по перестройке полученного в дар дома составляла 64.827 руб. Постройки эти, теперь оконченные, привели к расходу в 61.314 р., на 3.613 р., менее против цифры, означенной в смете. Все расходы по постройке пополнялись из капитала общества, состоявшего в начале 1877 г. из 65.035 руб. Капитал общества приносит процентов 3.000 руб. Употребленный на постройку дома, он уже с нынешнего года, благодаря сдаче четырёх магазинов и четырёх квартир, принесёт обществу 9.300 руб.; при окончательном устройстве дома общество может рассчитывать в год до 11.000 дохода. Расход по дому простирается, приблизительно, на 5.000 руб., чистого дохода останется, следовательно, до 6.000 руб., т. е. вдвое больше против того, что получало прежде общество с капитала. Комитет не воспользовался разрешением заложить дом в размере 15.000 руб. Стремления комитета состояли в том, чтоб обойтись своими средствами и сохранить имущество общества чистым от всякого долга. Успех и соблюдение интересов общества, секретарь общества г. Григорович всецело приписывает действительным членам М. Е. Месмахеру и непосредственному его помощнику, исполнителю строительных работ, А. И. Шамбахеру. М. Е. Месмахер, постоянно, в течение года, и совершенно безвозмездно, жертвовал, ему своим дарованием, своими трудами и временем. А. М. Шамбахер, заведывая производством всех работ, постоянно имел в виду интересы общества, выказывал примерную заботливость во всех действиях и нашёл возможность соединить экономию с замечательною деятельностью. Музей получил в нынешнем году значительные приращения. Жертвователями были: Н. М. Сольский (гончарные изделия), А. Б. Звенигородский (тоже), К. В. Струве, русский посол в Японии (образцы лаковых изделий в Японии) и, наконец, Г. Г. Шпигельберг пожертвовал все свое собрание, состоящее из образцов русской древности, числом всего 583 предмета. Таким образом, в нынешнем году музей увеличился на 720 образцов. Всего налицо в музее 6187 предметов.

(«Воскресное прибавление к журналу „Зодчий“», 1878, № 17-18, С. 87, добавил miraru1)

 

<…>Финансы Общества [поощрения художников], следовательно, в весьма удовлетворительном положении и дают возможность ему продолжать свою полезную деятельность. Развитию последней, несомненно, немало будет способствовать вступление Общества в нынешнем году, во владение Высочайше пожалованным ему домом. До сих пор Общество крайне было стеснено тем, что не имело собственного, приспособленного для его целей помещения, где бы можно было устраивать с удобством выставки, поместить школу, практические мастерские, библиотеку и музей. Теперь же, с переходом бывшего дома градоначальства в фактическое пользование, сказанные неудобства сами собою устраняются, и сверх того, средства Общества приобретают значительное приращение из доходов от дома, значительная часть которого будет отдаваться в наём. Для приспособления дома потребуется капитальная перестройка, которая обойдется около 63.189; тысяч руб. Такими средствами Общество не располагает свободно, и потому решило привести свой дом в порядок исподволь, по мере накопления свободных средств. В нынешнем году предположено переустройство вполне одного нижнего этажа под магазины, вестибюль и парадную лестницу - со стороны Большой Морской улицы, со двора - четыре доходные квартиры, и по Мойке - два жилых помещения для отдачи в наймы. Бельэтаж положено приспособить под музей, для безопасности которого в пожарном отношении потребуется устройство под ним сводов. Стоимость этих работ от 29,568 р. до 35,482 руб. В третьем этаже устроят помещение для школы. Таким образом, в недалёком будущем Общество, наконец, будет располагать отлично приспособленным для его целей домом, в котором сосредоточится школа, музей, библиотека, залы для выставок и проч., теперь разбросанные по городу ко вреду интересов Общества. Искренно желаем почтенному Обществу привести к благополучному окончанию его предположения, что, несомненно, благоприятно отразится на его достойных уважения трудах на пользу отечественного искусства и художественной промышленности.

(«Листок архитектурного журнала "Зодчий"», 1877, № 24, С. 136, добавил miraru1)

 

Склад художественных изданий общины св. Евгении. В помещении Императорского общества поощрения художеств (Морская, 38), открывается городской склад и контора художественных изданий попечительного комитета общины св. Евгении. Программа художественных, изданий попечительства приведена в строгую систему и пополнилась широким воспроизведением драгоценных образцов императорских дворцов, музеев и памятников древностей. Кроме издания открытых писем, в программу постепенно будут включаться и другие художественные задачи. (Прав. Вест.).

(«Зодчий», 1904, Вып. 31, С. 357, miraru1)

 

Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

Единственный витраж в здании находится во внутреннем окне лестничного объема на втором этаже. Он – один из самых старых в Петербурге: установлен, вероятно, в 1870-е гг., во время приспособления сооружения для Общества Поощрения художников. Возможно, окно было выполнено при участии художника В. Д. Сверчкова (1821–1888), русско-финского деятеля искусств, получившего известность благодаря работе собственной витражной мастерской в Германии.

Прообразом для этого произведения искусства послужило одно из окон XVI в. в монастыре Чертоза во Флоренции[i]. Автор использовал не только пропорции и композиционную схему, которая повторяется во всех витражах монастырской галереи, но и конкретные мотивы одного определенного окна: женский маскарон, фигуры гениев, поддерживающих центральный медальон, два путти наверху. Все «цитаты» переработаны в духе академического искусства, в орнаментальной кайме по периметру окна больше изящества, тщательной выделки мелких деталей, колористической сдержанности. Все это придает петербургскому окну более строгий вид по сравнению с его прародителем из Италии. В одном из медальонов размещена эмблема Общества в виде восходящего солнца в окружении венка из дубовых листьев, а в верхней части узорного обрамления обозначена дата основания – 1869 год. Этот фрагмент отличается от других элементов орнамента колоритом.

Витраж комбинированный: детали, расписанные обжиговыми красками, смонтированы на свинцовый профиль, переплет окна металлический, внешняя рама – дубовая.

Витраж отреставрирован в 2000 г. Е. Ю. Ивановым и А. И. Яковлевым[ii]. В здании находится С.-Петербургское отделение Союза Художников России.

[i] Elis, Karl. Handbuch der Mosaik- und Glasmalerei zum Gebrauch für Mosaik- und Glasmaler, Architekten, Kunstler und Dekorationsmaler sowie für kunstgewerbliche Schulen, Leipzig, 1891, fig. 80.

[ii] Иванов Е. Ю. Каталог-путеводитель по витражам С.-Петербурга (период до 1917 года). СПб., 2001. С. 155-158.

Дата осмотра: август 2020.                                                                                                                             (добавил Eliz)

 

 

 

1881:  Общество поощрения художников  - Б.Морская ул., 42. (Адрес-календарь СПб на 1881 г. С.292)                                           

1922: Общество поощрения художеств и популяризации художественных знаний; Музей поощрения художеств, улица Герцена (б. Морская), 38. («Весь Петроград - 1922". Кол. 648, 652)

1923: Общество поощрения художеств и популяризации художественных знаний; Комитет популяризации художественных изданий, ул. Герцена (б. Морская), 38. («Весь Петроград – 1923», с. 44, 44)

1924: Общество поощрения художеств и популяризации художественных знаний; Комитет популяризации художественных изданий; Аукционный зал общества поощрения художеств; Петроградское общество нумизматов, ул. Герцена (б. Морская), 38. («Весь Ленинград - 1924", с. 84, 84, 170, 312)

1925: Общество поощрения художеств и популяризации художественных знаний и Комитет популяризации художественных изданий; Издательство Ленинградское общество нумизматов, ул. Герцена (б. Морская), 38. («Весь Ленинград - 1925", с. 81, 159, 187)

1926: Комитет общества поощрения художеств; Постоянная выставка и художественный аукцион общества поощрения художеств; Книжный магазин Комитета популяризации художественных изданий, ул. Герцена (б. Морская), 38. («Весь Ленинград - 1926". С. 184, 384, 386)

1927: Общество поощрения художеств и Комитет популяризации художественных изданий; Комитет общества поощрения художеств; Комитет популяризации художественных изданий при Российской Академии Истории материальной культуры; Книжный магазин Комитета популяризации художественных изданий, ул. Герцена (б. Морская), 38. («Весь Ленинград - 1927". С. 68, 194, 194, 419)

1928: Музей прикладного искусства им. Д. В. Григоровича общества поощрения художеств; Комитет популяризации художественных изданий при Российской Академии Истории материальной культуры; Общество поощрения художеств; Весы и гири, мастерская «Техновес», Кабурис С. И; Постоянная выставка и художественный аукцион общества поощрения художеств; Магазин Комитета популяризации. художественных изданий, ул. Герцена (б. Морская ул.), 38. («Весь Ленинград и область - 1928". С. 104, 186, 222, 451, 468, 471)

1929: Издательство Комитета популяризации художественных изданий при Российской Академии Истории Материальной Культуры; Артель «Техновес»; Общество поощрения художеств; Мастерская артели «Техновес»; Ул. Герцена (б. Морская), 38. («Весь Ленинград и область - 1929". С. 166, 189, 221, 462)

1930: В ВЛ и О-1930 Комитет популяризации уехал внутрь Гостиного двора, «Техновес» - на Герцена, 35 (может опечатка?), а Общество поощрения в предметном указателе вообще отсутствует. Не появились по указанному адресу ни НИИ ихтиологии, ни буфет.

1931: Научно-исследовательский ихтиологический институт; Буфет кооператива «Пролетарий» Октябрьского района, ул. Герцена, 38. («Весь Ленинград - 1931". С. 95, 401)

1932: «Рыбосудострой» — Проектно-техническое бюро Всесоюзного государственного треста рыбопромыслового судостроения. ул. Герцена (б. Морская ул.), 38. («Весь Ленинград - 1932". С. 201)

1933: «ЛЕНОБЛТОРГ», Ленинградское областное государственное объединение розничной торговли (3-й этаж); Всесоюзный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства, ул. Герцена, 38. («Весь Ленинград - 1933". С. 211, 278)

1934: Организационно-хозяйственное бюро Союза советских художников, г. Ленинграда и области (ЛОССХ); «Гипроазотмаш», государственный институт азотного машиностроения; («Весь Ленинград - 1934". С. 58, 154, 245)

1935: Живописные и скульптурные мастерские Товарищества художников «Изо»; «Гипроазотмаш», государственный институт азотного машиностроения; Научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства, (ВНИОРХ); Издательство Ленинградского областного Союза Советских Художников (ЛОССХ), ул. Герцена (б. Морская), 38. («Весь Ленинград - 1935". С. 150, 179, 287, 399)

1937: Союз Советских Художников (ЛОССХ), ул. Герцена, 38. (1937- Ленинград список абонентов", С. 303

1939: Ленинградский Союз Советских Художников (ЛОССХ); Выставочный сектор товарищества художников «ЛЕНИЗО»; Столовая Октябрьского трест столовых, ул. Герцена, 38. («Ленинград - 1939", с. 40, 151, 356)

1940: Ленинградский союз советских художников (ЛССХ); Отделы: живописи и графики, копийных работ, скульптуры, Выставочный сектор товарищества художников «ЛЕНИЗО», ул. Герцена, 38. («Ленинград - 1940", с. 57, 193)

1965: Союз советских художников, Ленинградское отделение, ул. Герцена, 38. ([108], с. 165)

1965: Типография "Художник РСФСР" - ул. Союза связи, 6,цеха: офсетный - ул. Герцена, 38 ([108]. C. 177).

1973: Союз художников РСФСР, Ленинградское отделение, ул. Герцена, 38. ([211]. С. 90)

1973: Творческие союзы. Ленинградские отделения Художников РСФСР - ул. Герцена, 38 ([211]. С.90)

1976, 1988: Союз художников РСФСР, Ленинградск. организация, ул. Герцена, 38.

(Краткий справочник ЛГТС-1976", С. 339; [125]. С. 404)

2009: ООО Арт-БуфетЪ" ресторан Дома художников - Большая Морская ул., 38

         Примечание: Бизнес-ланчи, фуршеты, банкеты, свадьбы; 2 зала на 50 и 100 гостей,  живая музыка.

           Кухня: восточная, европейская, итальянская, русская, украинская, французская, авторская кухня

        "Гильдия Живописцев Санкт-Петербурга" - Большая Морская ул., 38

            Примечание: Объединение профессиональных художников-живописцев с целью сохранения петербургской профессиональной школы

            живописи; ненормированный рабочий день

        "Голубая гостиная" галерея Санкт-Петербургского союза художников - Большая Морская ул., 38; 2 этаж

            Примечание: Работы современных художников, живопись, графика, прикладное искусство

         "Мир Бумаги" салон ООО "ТМ Блик" - Большая Морская ул., 38; 2 этаж

         Примечание: Бумага для художников, дизайнеров, полиграфии; канцелярские товары, пенокартон

         ООО ТМ Блик" - Большая Морская ул., 38; 1 и 2 этажПримечание: Товары для художников

         Выставочный центр Санкт-Петербургского Союза художников России - Большая Морская ул., 38

         Галерея современного искусства - Большая Морская ул., 38

         Персональная творческая мастерская Остроумова Е.А. - Большая Морская ул., 38

         Примечание: Реставрация икон и мебели, воссоздание резьбы по дереву, позолотные работы

         Союз художников Санкт-Петербурга - Большая Морская ул., 38

         Союз художников Санкт-Петербургский - Большая Морская ул., 38                                                                                 (TopPlan2009)

 

 

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary,
    06.2011.

  • фото

    Вход в Голубую
    гостиную
    Фото -
    Наталия, 05.2019.

  • фото

    Интерьеры.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 2008.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталияб 01.02.2011.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 06.2011.

  • фото
  • фото

    Фото - Анютик, 06.2012.

  • фото

    Фото - Виктор М
    21.02.2013.

  • фото

    Дворовые фасады.
    Фото - GT, 10.2011.

  • фото

    Вид во двор.

  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 05.2018.

  • фото

    Двор
    Фото - Наталия,
    05.2019.

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото - Балтика, 06.2023.

30 комментариев
22920 просмотров
Добавил: Blackadder, 1 Октября 2008, 11:09
Редактировано: 21 Февраля 2022, 14:59
Оцените:
(31 голос)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2151.html' target='_blank'>Здание Общества поощрения художеств на Citywalls.ru</a>
Всего 30 комментариев
  • 24 Июля 2011, 11:48

    Художественно-промышленный музей имени Д. В. Григоровича Имп. О-ва поощрения художеств. Морская 38.

    Систематические коллекции по различным отраслям прикладного искусства и и истории стилей и орнаментов. При музее постоянная выставка картин и продажа их от Имп. Об-ва поощрения худоеств. Открыт ежедневно зимой от 10 до 3 д., летом от 10 - 4 дня. Плата за вход 30 коп. 

    Директ. дсс. Боткин Михаил Петрович. Завед постоянной худож. выставкой Зарубин Викт. Ив. (ВПб на 1903. О. 1. Стб. 1035)

     

  • 14 Сентября 2012, 20:16

    № 108. С. 177.

    Типография "Художник РСФСР" - ул. Союза связи, 6,

    цеха: офсетный - ул. Герцена, 38,

    фотоцех - В.О. 1 линия, 52,

    переплетно-брошюровочный - Стремянная, 5,

    наборный - ул. Чехова, 7,

    эстампный - Финляндский пр., 8/10,

    багетно-рамочное отд-ние - Фонтанка, 56.

  • 11 Марта 2013, 20:01

    Склад художественных изданий общины св. Евгении. В помещении Императорского общества поощрения художеств (Морская, 38), открывается городской склад и контора художественных изданий попечительного комитета общины св. Евгении. Программа художественных, изданий попечительства приведена в строгую систему и пополнилась широким воспроизведением драгоценных образцов императорских дворцов, музеев и памятников древностей. Кроме издания открытых писем, в программу постепенно будут включаться и другие художественные задачи. (Прав. Вест.).

    «Зодчий», 1904, Вып. 31, С. 357

  • 17 Ноября 2013, 01:25

    Общество поощрения художников имело 23-го апреля первое общее собрание в своём собственном, вновь отстроенном доме в Большой Морской улице. Был прочитан отчёт деятельности общества за истекший 1877 год, из которого, между прочим, видно, что составленная архитектором М. Е. Месмахером смета по перестройке полученного в дар дома составляла 64.827 руб. Постройки эти, теперь оконченные, привели к расходу в 61.314 р., на 3.613 р., менее против цифры, означенной в смете.

              ..........            см. публ.

    «Воскресное прибавление к журналу „Зодчий“», 1878, № 17—18, С. 87

  • 23 Ноября 2013, 22:27

    <…>Финансы Общества [поощрения художников], следовательно, в весьма удовлетворительном положении и дают возможность ему продолжать свою полезную деятельность. Развитию последней, несомненно, немало будет способствовать вступление Общества в нынешнем году, во владение Высочайше пожалованным ему домом. До сих пор Общество крайне было стеснено тем, что не имело собственного, приспособленного для его целей помещения, где бы можно было устраивать с удобством выставки, поместить школу, практические мастерские, библиотеку и музей. Теперь же, с переходом бывшего дома градоначальства в фактическое пользование, сказанные неудобства сами собою устраняются, и сверх того, средства Общества приобретают значительное приращение из доходов от дома, значительная часть которого будет отдаваться в наём.

    Для приспособления дома потребуется капитальная перестройка, которая обойдется около 63½ тысяч руб. Такими средствами Общество не располагает свободно, и потому решило привести свой дом в порядок исподволь, по мере накопления свободных средств. В нынешнем году предположено переустройство вполне одного нижнего этажа под магазины, вестибюль и парадную лестницу — со стороны Большой Морской улицы, со двора — четыре доходные квартиры, и по Мойке — два жилых помещения для отдачи в наймы. Бельэтаж положено приспособить под музей, для безопасности которого в пожарном отношении потребуется устройство под ним сводов. Стоимость этих работ от 29,568 р. до 35,482 руб. В третьем этаже устроят помещение для школы. Таким образом, в недалёком будущем Общество, наконец, будет располагать отлично приспособленным для его целей домом, в котором сосредоточится школа, музей, библиотека, залы для выставок и проч., теперь разбросанные по городу ко вреду интересов Общества. Искренно желаем почтенному Обществу привести к благополучному окончанию его предположения, что, несомненно, благоприятно отразится на его достойных уважения трудах на пользу отечественного искусства и художественной промышленности.

    «Листок архитектурного журнала "Зодчий"», 1877, № 24, С. 136

  • 14 Января 2015, 14:25

    1881 г. :  Общество поощрения художников  - Б.Морская ул., 38.
                                                   (Лит-ра: Адрес-календарь СПб на 1881 г. С.292)

  • 14 Января 2015, 17:04

    1940: Ленинградский союз советских художников (ЛССХ); Отделы: живописи и графики, копийных работ, скульптуры, Выставочный сектор товарищества художников «ЛЕНИЗО», ул. Герцена, 38. («Ленинград - 1940", с. 57, 193)

    1965: Союз советских художников, Ленинградское отделение, ул. Герцена, 38. ([108], с. 165)

    1973: Союз художников РСФСР, Ленинградское отделение, ул. Герцена, 38. ([211], с. 90)

    1976, 1988: Союз художников РСФСР, Ленинградская организация, ул. Герцена, 38. (Краткий справочник ЛГТС-1976", с. 339; [125], с. 404)

  • 18 Января 2015, 10:57

    1922: Общество поощрения художеств и популяризации художественных знаний; Музей поощрения художеств, улица Герцена (б. Морская), 38. («Весь Петроград - 1922". Кол. 648, 652)

    1923: Общество поощрения художеств и популяризации художественных знаний; Комитет популяризации художественных изданий, ул. Герцена (б. Морская), 38. («Весь Петроград – 1923», с. 44, 44)

    1924: Общество поощрения художеств и популяризации художественных знаний; Комитет популяризации художественных изданий; Аукционный зал общества поощрения художеств; Петроградское общество нумизматов, ул. Герцена (б. Морская), 38. («Весь Ленинград - 1924", с. 84, 84, 170, 312)

    1925: Общество поощрения художеств и популяризации художественных знаний и Комитет популяризации художественных изданий; Издательство Ленинградское общество нумизматов, ул. Герцена (б. Морская), 38. («Весь Ленинград - 1925", с. 81, 159, 187)

    1926: Комитет общества поощрения художеств; Постоянная выставка и художественный аукцион общества поощрения художеств; Книжный магазин Комитета популяризации художественных изданий, ул. Герцена (б. Морская), 38. («Весь Ленинград - 1926". С. 184, 384, 386)

    1927: Общество поощрения художеств и Комитет популяризации художественных изданий; Комитет общества поощрения художеств; Комитет популяризации художественных изданий при Российской Академии Истории материальной культуры; Книжный магазин Комитета популяризации художественных изданий, ул. Герцена (б. Морская), 38. («Весь Ленинград - 1927". С. 68, 194, 194, 419)

    1928: Музей прикладного искусства им. Д. В. Григоровича общества поощрения художеств; Комитет популяризации художественных изданий при Российской Академии Истории материальной культуры; Общество поощрения художеств; Весы и гири, мастерская «Техновес», Кабурис С. И; Постоянная выставка и художественный аукцион общества поощрения художеств; Магазин Комитета популяризации. художественных изданий, ул. Герцена (б. Морская ул.), 38. («Весь Ленинград и область - 1928". С. 104, 186, 222, 451, 468, 471)

    1929: Издательство Комитета популяризации художественных изданий при Российской Академии Истории Материальной Культуры; Артель «Техновес»; Общество поощрения художеств; Мастерская артели «Техновес»; Ул. Герцена (б. Морская), 38. («Весь Ленинград и область - 1929". С. 166, 189, 221, 462)

    1930: В ВЛ и О-1930 Комитет популяризации уехал внутрь Гостиного двора, «Техновес» - на Герцена, 35 (может опечатка?), а Общество поощрения в предметном указателе вообще отсутствует. Не появились по указанному адресу ни НИИ ихтиологии, ни буфет.

    1931: Научно-исследовательский ихтиологический институт; Буфет кооператива «Пролетарий» Октябрьского района, ул. Герцена, 38. («Весь Ленинград - 1931". С. 95, 401)

    1932: «Рыбосудострой» — Проектно-техническое бюро Всесоюзного государственного треста рыбопромыслового судостроения. ул. Герцена (б. Морская ул.), 38. («Весь Ленинград - 1932". С. 201)

    1933: «ЛЕНОБЛТОРГ», Ленинградское областное государственное объединение розничной торговли (3-й этаж); Всесоюзный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства, ул. Герцена, 38. («Весь Ленинград - 1933". С. 211, 278)

    1934: Организационно-хозяйственное бюро Союза советских художников, г. Ленинграда и области (ЛОССХ); «Гипроазотмаш», государственный институт азотного машиностроения; («Весь Ленинград - 1934". С. 58, 154, 245)

    1935: Живописные и скульптурные мастерские Товарищества художников «Изо»; «Гипроазотмаш», государственный институт азотного машиностроения; Научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства, (ВНИОРХ); Издательство Ленинградского областного Союза Советских Художников (ЛОССХ), ул. Герцена (б. Морская), 38. («Весь Ленинград - 1935". С. 150, 179, 287, 399)

    1937: Союз Советских Художников (ЛОССХ), ул. Герцена, 38. (1937- Ленинград список абонентов", С. 303)

    1939: Ленинградский Союз Советских Художников (ЛОССХ); Выставочный сектор товарищества художников «ЛЕНИЗО»; Столовая Октябрьского трест столовых, ул. Герцена, 38. («Ленинград - 1939", с. 40, 151, 356)

  • 7 Апреля 2015, 00:07

    Бах Роберт Романович (Робертович)
    1859, Петербург – 1933, Ленинград
    Скульптор

     

    http://www.nimrah.ru/exhibitions/soon/39/

     

    В 1891 г. за статую «Гений искусства», которая была установлена над левой частью здания Императорского общества поощрения художеств в Петербурге, и известность на художественном поприще удостоен звания академика. С 1906 г. действительный члена Академии художеств.

     

     

    В области монументальной скульптуры художник известен как автор памятников А. С. Пушкину в Царском Селе (1900), М. И. Глинке на Театральной пл. в Санкт-Петербурге (1906), Петру I в Туле (1910). Создал нескольких изображений Александра III: бюсты для парадной лестницы Русского музея (1898, бронза), для Санкт-Петербургской биржи (мрамор, 1903) и Московского исторического музея (мрамор, 1898). В 1908 году по модели скульптора установлен бронзовый монумент императору в Иркутске (утрачена, воссоздана).

  • 28 Апреля 2015, 12:49

  • 4 Августа 2016, 08:44

    Бюллетень Ленгорисполкома, № 8, 1975

    Об установлении мемориальной доски Н.К. Рериху

    Исполком Ленгорсовета разрешил Главному управлению культуры установить мемориальную доску Н.К. Рериху на доме № 38 по улице Герцена со следующим текстом:

    «В этом доме с 1906 по 1917 год жил и работал Николай Константинович Рерих — русский художник, археолог и путешественник».

    Описание доски

    http://www.encspb.ru/object/2805553978?dv=2853872336&lc=ru

  • 30 Августа 2016, 22:46

    Добрый вечер! Полскажите, пожалуйста.  Я увидела такую фотографию, где указан адрес Наб Мойки 83
     Но я не раз бывала в выставочных залах Союза художников, но не помню такого круглого купола и такой винтовой лестницы.  Там есть где-то такой вход с этой лестницей? Иможно ли туда войти?
    Заранее спасибо!

  • 30 Августа 2016, 22:53

    Посмотрите публикацию по адресу наб. Мойки, 83 Там и фото есть

  • 31 Августа 2016, 04:30

    Наталия, большое спасибо за ваш ответ!

  • 1 Сентября 2016, 00:08

    TopPlan2009:

    - ООО Арт-БуфетЪ" ресторан Дома художников - Большая Морская ул., 38

    Примечание: Бизнес-ланчи, фуршеты, банкеты, свадьбы; 2 зала на 50 и 100 гостей,  живая музыка.

    Кухня: восточная, европейская, итальянская, русская, украинская, французская, авторская кухня

    - "Гильдия Живописцев Санкт-Петербурга" - Большая Морская ул., 38

    Примечание: Объединение профессиональных художников-живописцев с целью сохранения петербургской профессиональной школы живописи; ненормированный рабочий день

    - "Голубая гостиная" галерея Санкт-Петербургского союза художников - Большая Морская ул., 38; 2 этаж

    Примечание: Работы современных художников, живопись, графика, прикладное искусство

    - "Мир Бумаги" салон ООО "ТМ Блик" - Большая Морская ул., 38; 2 этаж

    Примечание: Бумага для художников, дизайнеров, полиграфии; канцелярские товары, пенокартон

    - ООО ТМ Блик" - Большая Морская ул., 38; 1 и 2 этаж

    Примечание: Товары для художников

    - Выставочный центр Санкт-Петербургского Союза художников России - Большая Морская ул., 38

    - Галерея современного искусства - Большая Морская ул., 38

    - Персональная творческая мастерская Остроумова Е.А. - Большая Морская ул., 38

    Примечание: Реставрация икон и мебели, воссоздание резьбы по дереву, позолотные работы

    - Союз художников Санкт-Петербурга - Большая Морская ул., 38

    - Союз художников Санкт-Петербургский - Большая Морская ул., 38

     

    1973: ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ

    Ленинградские отделения

    Художников РСФСР — ул. Герцена, 38 ([211]. С.90)

  • 20 Марта 2018, 21:08

    Жаль, что скульптуру "Торжествующий гений" на здании не восстановили.
    https://walkspb.ru/zd/bol_morskaya38.html .....на крыше была установлена аллегорическая фигура "Торжествующий гений". Скульптура была создана Р. Р. Бахом по эскизу И. С. Китнера, отливалась на заводе Штанге.

  • 21 Апреля 2018, 07:47

    Божественная комедия.

     

    Дом И. О. Брылкина. 1740-е. Коллекция Берхгольца.
    walkspb.ru

    Столпянский минимум в трёх своих работах утверждал, что именно в этом доме находился Немецкий комедиальный дом /БМ, 25/.
    (Хочу подчеркнуть своё глубокое уважение - у Петра Николаевича и ошибки умные).

    Повод так думать (то есть что в доме был Театр):

    В 1744 году /С. П. В., 1744 г./ комедиант с выпускными куклами Мартин Ниренбах, о нем мы уже говорили, указывал, что театр его помещается в Большой Морской улице недалеко от нового Гостиного двора. Новый Гостиный двор был отстроен, как уже делалось указание, именитым петербургским купцом Иродионом Чиркиным, после того, как сгорел в 1737 году Гостиный двор, помещавшийся на углу нынешнего Невского проспекта и Большой Морской улицы. Гостиный двор Чиркина занимал часть нынешнего здания бывшего министерства государственных имуществ /БМ, 42/, выходившую на Мариинскую площадь; это был двухъэтажный дом на погребах со сводами, при чем в первом этаже помещались лавки. Дом существовал до 40-х годов XVIII столетия.
    Столпянский П.Н. 1923 Старый Петербург. Адмиралтейский остров. Сад трудящихся, 153

    Попытка отождествления места. "Материалы":

    «С Большой Морской не далеко от Синего моста (1745 г. [С. П. В., 1745 г., стр. 8]), в доме г. Загряжского подле немецкой комедии (1756 год [С. П. В., 1756 г.]), здешний купец Карл Генрих Шлиттер завел погреб под домом мельничного дел мастера Антона Шмита в Большой Морской на углу подле дома портного Кригера, неподалеку от немецкого комедиального дома» (1755 года [С. П. В., 1755 г.]).
    Столпянский П.Н. 1923 Старый Петербург. Адмиралтейский остров. Сад трудящихся, 153

    Попытка отождествления места. "Выводы":

    Положение как дома Загряжского, так и мельничного мастера Антона Шмита, мы можем определить из других данных. Указанный нами выше нынешний дом министерства государственных имуществ занял собою место не только трех домов старого Петербурга, но и целого переулка. Действительно, на этой части Морской улицы помещается на углу дом Чиркина (после Попова, потом Гунеропулла) /по Столпянскому БМ, 42/, рядом с ним по направлению к Невскому проспекту был дом Воеводского /по Столпянскому БМ, 42; участки были объедены/, затем шел узенький переулочек, носивший название первого Выгрузного переулка, по этому переулку разгружались или нагружались баржи, проходившие по Мойке — за переулком был вышеупомянутый дом Загряжского /по Столпянскому БМ, 40, в действительности БМ, 23/. Дом Антона Шмита /БМ, 26/ в последнее время был занят громадным магазином Эсдерса. Следовательно, первый немецкий комедиальный дом помещался на нынешней левой (считая от Невского проспекта) стороне Большой Морской улицы, между Гороховой и Мариинской площадью.
    Столпянский П.Н. 1923 Старый Петербург. Адмиралтейский остров. Сад трудящихся, 153

    Вот так. А первоисточник ошибки, как кажется, кровный. Вот что он писал в 1918-м:

    Вдова полковника Марфа Кирилловна, дочь Елагина,- какъ видно изъ другихъ данныхъ, - своего дома не продала, онъ перешелъ по наследству къ ея сыну Ивану Перфильевичу Елагину, секретарю по пріему прошеній при императрице Екатерине II, одному изъ директоровъ ея театровъ.
    Столпянский П.Н. 1918 Как возник, основался и рос Санкт-Петербург, 177

    Вот что он утверждает в 1923-м (и по факту тоже в 1928-м):
    ... в 1755 году [С. П. В., 1755 г., № 79.] «вдова подполковника Марфа Кирилловна дочь Елагина» захотела продать свой каменный дом с деревянным строением и с землею. Указав, что ее дом помещается на Адмиралтейской стороне в Большой Морской, она для большей точности местоположения, чтобы покупатели бесплодно не блуждали по Морским улицам, добавила следующую фразу: «В коем, т.-е. в ее доме, бывала немецкая комедия». Елагина продала свой дом Михаиле Измайлову, а 25 февраля 1763 года появился указ Екатерины II [Общий Архив бывшего Министерства Двора, опись 352/1343, л. 21, л. 61.]: «Повелеваем выдать гоф-маршалу Михаиле Измаилову, за покупной у него каменный дом в С.-Петербурге в Большой Морской улице со всем на оную улицу и на реку Мойку строением, тринадцать тысяч рублей, который дом мы всемилостивейше жалуем нашему действительному статскому советнику Ивану Елагину в вечное и потомственное владение».
    Императрица Екатерина не забыла тех заслуг, которые оказал ей в сношениях с ее любовником графом Понятовским, впоследствии последним польским королем, Иван Перфильевич Елагин — и она подарила своему приближенному его былой дом.
    Столпянский П.Н. 1923 Старый Петербург. Адмиралтейский остров. Сад трудящихся, 153-154

    То есть сначала Пётр Николаевич сообщает, что Елагин получил дом в наследство от своей матери напрямую, потом - "косвенно", сначала дом был продан Измайлову, а уж у того дом был выкуплен для Егагина.

    Бройман и Краснова (2005 Большая Морская улица) соглашаются со второй половиною мысли Столпянского 23-го года, но полностью опровергают первую. Вот "женская" история этого дома /БМ, 38/:

    "Участки домов №38 и 40 по Большой Морской улице в начале XVIII века были единым владением. После пожаров 1736 года оно было передано обер-прокурору Сената Ивану Онуфриевичу Брылкину, взамен унаследованного им на Васильевском острове. Новую территорию он обязывался застроить в течение пяти лет. К 1741 году под надсмотром архитектора Земцова здесь было построено два дома. Они стояли вплотную друг к другу и являлись почти зеркальным отражением друг друга. У дома слева (на участке №38) разве что крыша была чуть повыше. Каждая из двух частей была одноэтажной на высоких подвалах, шириной в восемь осей. Два центральных окна выделялись ризалитом.

    После назначения астраханским губернатором в 1745 году Брылкин решил участок продать. Спустя два года его левую часть (дом №38) приобрела жена придворного камердинера Анна Дмитриевна Воронова. Продажу по доверенности осуществлял брат владельца подпоручик Измайловского полка Василий Онуфрьевич Брылкин. Стоимость участка составила 4 000 рублей. Правая часть (дом №40) к этому времени уже принадлежала другим людям.

    В 1751 году здесь держал винную лавку купец Осип Ливен. Тогда же в доме Воронова жил архитектор Пьетро Антонио Трезини. В феврале он уезжал из Петербурга в Италию, о чём сообщалось в газетах.

    В 1754 году Анна Дмитриевна Воронова продала участок, вероятно, Думашевой, от которой он достался внаём купцу Ягану Либину. В 1757 году сыновья Думашевой продали территорию камер-юнкеру великой княгини Екатерины Алексеевны Михайле Михайловичу Измайлову за 8 500 рублей. Когда великая княгиня стала императрицей, Измайлов был произведён в генерал-майоры. Вскоре он оставил военную службу.

    В 1763 году участок дома №38 указом Екатерины II передаётся в "вечное и потомственное владение" статскому советнику Ивану Перфильевичу Елагину". (...) И т.д.

    (Бройтман Л. И., Краснова Е. И. 2005 Большая Морская улица, 219-232
    walkspb.ru/zd/bol_morskaya38.html)

    И они же о доме по БМ, 25:

    В 1750-х годах участок принадлежал супруге подполковника Марфе Кирилловне Елагиной, а соседний (дом №9) её мужу. То есть два участка фактически были объединены. Продать их Елагина пыталась ещё в 1755 году, покупатели нашлись в 1756-м. Ими стали князья Мещерские...
    (walkspb.ru/zd/bol_morskaya25.html)

     

    Аксонометрический план Санкт-Петербурга Сент-Илера 1765-1773 годы

    walkspb.ru

     

    1796-1800 Аксонометрический план Исаакиевской площади

    nlr.ru

     

  • 21 Апреля 2018, 07:51

    Метаморфозы.

    * Метаморфозы размещений Общества.
    (Столпянский П.Н. 1928 Старый Петербург и Общество поощрения художеств).

    1821

    Дом кн. Гагарина (?) /Миллионная ул., 32 + Зимней канавки наб., 6 + Мойки наб., 31-33/
    18...

    (Общество "кочевало с квартиры на квартиру").
    1831?

    Музеум Румянцева /Английская наб., 44 + Галерная ул., 45/
    1855

    Дом Тура /Васильевский ос-в, по набережной на углу 5-й линии/
    1863

    Дом Голландской церкви /Невский пр., 20 + Мойки наб., 44 + Большая Конюшенная ул., 31/
    1870, дек

    Дом статс-секретаря Царства Польского
    1871, май

    Здание Общества поощрения художеств /обмен вышеназванного дома на данный дом/; /фактический переход - 1.6.1877/

    * Метаморфозы Дома (владельцы) (Б. Морская 38)
    (1740-е - 1759 - Бройтман Л.И., Краснова Е.И. 1997 Большая Морская;
    с 1763 - Столпянский П.Н. 1928 Старый Петербург и Общество поощрения художеств).

    1740-е

    И.А. Брылкин (ед. уч. БМ, 38 + БМ, 40)
    1747

    А.Д. Воронова (покупка с разделением уч.)
    1754?

    А. и М. Думашевы
    1759

    М.М. Измайлов
    1763

    И.П. Елагин
    1793

    Дом Морелли /дочь Елагина/
    1802?

    Дом военного губернатора
    /+ Каланча с 18... до 1842; Церковь с 16.10.1843 (освящ.) - 18... (перенос)/
    1866

    Обер-полицмейстерский дом
    /4.05.1866 должность военного генерал-губернатора упразднена, дом передан (8.7.1866) под помещение управления СП Обер-Полицмейстера; фактический перевод из дома 24 по БМ - 30.10.1866/
    1871, май

    Здание Общества поощрения художеств /фактический переход - 1.6.1877/

  • 21 Апреля 2018, 07:56

    Будни

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Все фото: ru.foursquare.com

  • 21 Апреля 2018, 15:08
    Ответ на "Будни Все фото: ru.foursquare.com" от Сергей Г

     Какого года будни?

  • 21 Апреля 2018, 15:53
    Ответ на "Какого года будни?" от Ладада

     

    2013-2017

  • 20 Ноября 2018, 21:24

               В этом доме жили:

    1891 - 1893   писатель Д. В. Григорович  (Адресная книга города С-Петербурга на 1892 год часть II. 

                          C. 52, на 1893 год С. 78).

    1903 - 1909   историк искусства, археолог А. В. Прахов   (ВПб на 1904. O. III. C. 528, на 1905. С. 522, на

                          1906. С. 537, на 1907. С. 575, на 1908. С. 613, на 1909. С. 640.

  • 27 Января 2019, 09:17

    "1930: В ВЛ и О-1930 Комитет популяризации уехал...  а Общество поощрения в предметном указателе вообще отсутствует" - отсутствует, так как его как раз упразднили, см. http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2815897645 .

  • 9 Февраля 2019, 11:04

    С 1897 по 1917 год академик Н.К. Рерих работал в Императорском обществе поощрения художества в качестве помощника директора музея, секретаря Общества и директора школы.  У него есть множество интереснейших очерков о том, как текла жизнь в доме №38 на Большой Морской.. Один из них - Цветы Художества.

    Императорское Общество Поощрения Художеств <<1>> являлось во все время своего столетнего существования совершенно особенным учреждением. От первых дней оно привлекло в состав свой многих замечательных людей, а затем сделалось неразрывно близким с Императорским Домом.

    Д.В. Григорович, пользуясь влиянием своим, укрепил в уставе Общества необыкновенную прерогативу, а именно, особую привилегию состоять под непосредственным покровительством Их Императорских Величеств. Это особое обстоятельство давало Обществу нашему право непосредственных, личных, высочайших докладов поверх всех министерств. Таким образом, во многих случаях наше Общество было поставлено в лучшие условия, нежели сама Академия Художеств.

    В архивах Общества оставались многие знаменательные высочайшие резолюции, показывавшие, насколько в нескольких поколениях Общество пользовалось исключительным вниманием Императорского Дома. Среди деятелей Общества во все времена появлялись люди весьма значительные. Великая княгиня Мария Николаевна, а затем принцесса Евгения Максимилиановна долгие годы в качестве председателей Общества лично вносили свое благотворное влияние, принимая участие во всех благообразных делах Общества. Графы Строгановы, граф Паскевич, Островский, Балашов, Григорович, Верещагин, барон Фредерикс, Куинджи, герцог Лейхтенбергский, Рейтерн, Колзаков, Тевяшов, Мякинин, Стасов, граф Голенищев-Кутузов, Гнедич, Нечаев-Мальцев, Бенуа, князь Путятин и множество других известных деятелей и собирателей художества разновременно вносили труды свои на пользу учреждения.

    В свое время секретарь Общества Собко разбирал многолетнюю переписку в наших архивах, связанную с именем Гоголя, Иванова, Брюллова, Айвазовского, Антокольского, Рубинштейна и многих других художников на разных поприщах искусства. В истории развития общества поучительно было наблюдать, как из сравнительно небольшом кружка любителей художеств со времен Александра I Общество постепенно выросло в мощное учреждение, имевшее несколько домов, включавшее в себя наиболее многолюдную в Империи школу (более 2000 ежегодных учащихся), интереснейший музей, ряд изданий и устройство всем известных крупных выставок - все это входило в многообразную деятельность, объединенную стимулом - поощрение художеств.

    Д.В. Григорович, незадолго до смерти своей, призвал меня в качестве помощника директора музея, в котором он значился директором.

    Это было очень интересное переходное время, когда в делах Общества еще принимали участие и старый граф Паскевич, и Балашов, и Колзаков, и Рейтерн, и сам столько потрудившийся для учреждения маститый и много видавший Дмитрий Васильевич Григорович. На многих выступлениях Общества еще отмечались старинные традиции.

    Еще недавно Император Александр III приезжал один в ранний час на передвижную выставку и отбирал знаменитые теперь картины для будущего Русского Музея. В биографиях Императора не вполне отмечалась эта благостная, характерная черта его личного участия в процветании национального искусства. Еще были живы в памяти Общества ценные дары музею, полученные через великую княгиню Марию Николаевну. Еще жив был старый сторож Максим, весь увешанный медалями, который был как бы неисчерпаемым сказителем былин о всяких достопримечательных былых днях Общества. Как сейчас еще вижу его серебристо-белую голову в значительных рассуждениях о разных знаменательных посещениях.

    Неиссякаемы были и повествования такого большого художника, как Дмитрий Васильевич Григорович. Жаль, что огромное большинство этих неповторяемых бытовых ценностей осталось незаписанным и невосстановимым.

    С неподражаемым юмором, а иногда с высоким вдохновением Дмитрий Васильевич не скупился набросать живые картины минувшего быта. Тут проходили и трагический облик Александра Иванова, и блестящая характеристика Брюллова, и воспоминания о римской жизни Гоголя, и жизнь Тургенева, и многих других, каждая подробность о которых теперь приобретает такое исключительное значение. Среди римских впечатлений восставали образы братьев Боткиных, последний из которых, Михаил Петрович, являлся преемником Григоровича по музею Общества.

     

    Окончание

     

    http://www.magister.msk.ru/library/roerich/roer300.htm

  • 9 Февраля 2019, 11:12

    Н.К.Рерих в группе художников Мир Искусства в здании ИОПХ

  • 9 Февраля 2019, 11:18

  • 9 Февраля 2019, 11:20



    Н.К. Рерих и художники Императорского Общества поощрения художеств.

     

    Надежда Войтинская.

     

     http://www.museum.ru/N38638

  • 30 Ноября 2020, 01:36

    Статуя «Торжество Гения», созданной по модели скульптора Р.Р.Баха (в настоящее время утрачена).

     

    Есть ли информация что стало с этой статуей? как так вышло что этот шедевр был уничтожен? Учитывая сколько всего из архитектуры было уничтожено большевиками, думаю это они её и уничтожили. Не где нет никакой информации по судьбе этой статуи.

     

    К сожалению сейчас нет никаких обсуждений о восстановлении этой шикарной статуи которая только украшала улицу. Очень печально такое видеть, просто кощунство.

  • 17 Марта 2021, 13:36

    К фото 4.

    ЦГАКФФД СПб
    Шифр: Е 15812

    Аннотация: Главный фасад дома №38 - здания Общества поощрения художеств (перестроено архитектором И.С.Китнером, 1890-1893).

    Дата съёмки: 1912г.

    Автор съёмки: Булла Карл Карлович

  • 20 Февраля 2022, 23:51

    Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

     

    Единственный витраж в здании находится во внутреннем окне лестничного объема на втором этаже. Он – один из самых старых в Петербурге: установлен, вероятно, в 1870-е гг., во время приспособления сооружения для Общества Поощрения художников. Возможно, окно было выполнено при участии художника В. Д. Сверчкова (1821–1888), русско-финского деятеля искусств, получившего известность благодаря работе собственной витражной мастерской в Германии.

     

    Прообразом для этого произведения искусства послужило одно из окон XVI в. в монастыре Чертоза во Флоренции[i]. Автор использовал не только пропорции и композиционную схему, которая повторяется во всех витражах монастырской галереи, но и конкретные мотивы одного определенного окна: женский маскарон, фигуры гениев, поддерживающих центральный медальон, два путти наверху. Все «цитаты» переработаны в духе академического искусства, в орнаментальной кайме по периметру окна больше изящества, тщательной выделки мелких деталей, колористической сдержанности. Все это придает петербургскому окну более строгий вид по сравнению с его прародителем из Италии. В одном из медальонов размещена эмблема Общества в виде восходящего солнца в окружении венка из дубовых листьев, а в верхней части узорного обрамления обозначена дата основания – 1869 год. Этот фрагмент отличается от других элементов орнамента колоритом.

     

    Витраж комбинированный: детали, расписанные обжиговыми красками, смонтированы на свинцовый профиль, переплет окна металлический, внешняя рама – дубовая.

     

    Витраж отреставрирован в 2000 г. Е. Ю. Ивановым и А. И. Яковлевым[ii]. В здании находится С.-Петербургское отделение Союза Художников России.

     


    [i] Elis, Karl. Handbuch der Mosaik- und Glasmalerei zum Gebrauch für Mosaik- und Glasmaler, Architekten, Kunstler und Dekorationsmaler sowie für kunstgewerbliche Schulen, Leipzig, 1891, fig. 80.

    [ii] Иванов Е. Ю. Каталог-путеводитель по витражам С.-Петербурга (период до 1917 года). СПб., 2001. С. 155-158.

     

    Дата осмотра: август 2020

     

    Результаты инвентаризации: https://vitroart.ru/articles/SPb_stained_glass/

    Все фото выполнены волонтерами проекта.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31669
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 1608