Производственное здание машиностроительного завода "Красный Октябрь"
ОАО "Климов"
Большой Сампсониевский пр, 69
Марка «Renault» пришла в Россию в самом начале ХХ века. Одним из первых продавать автомобили «Renault» начало Техническое бюро «Автомобиль-Клуб», располагавшееся на Невском пр. 108. Бюро специализировалось на продажах новых и подержанных автомобилей, и его рекламные проспекты предлагали клиентам автомобили «Renault» модельного ряда 1905 г. Тремя годами позже агентуру Renault перенимает старейшее в России профильное предприятие - Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей «Фрезе и К°». (см. ул. Чехова,10). Уже в 1908 г. он предлагал потенциальным клиентам автомобили, отличавшиеся, согласно информации в русской автомобильной прессе, «прочностью, простотой, силой и безшумностью».
Renault представила свой автомобиль на самой первой в России Международной автомобильной выставке, проходившей в Санкт-Петербурге в 1907 г.: фирма «Фрезе» экспонировала санитарный автомобиль с кузовом собственной постройки на шасси Renault. На этой же выставке другой петербургский кузовщик - Экипажно-автомобильная фабрика «Т-во П. Д. Яковлев» (Невский пр., 96) - выставил два легковых автомобиля Renault с кузовами собственного производства. Годом позже, на Московской Международной автомобильной выставке Renault был удостоен золотой медали.
В опубликованном правлением «Русско-Балтийского вагонного завода» исследовании «Автомобильное дело в России по данным РБВЗ» говорилось, что в 1911 г., по своей распространенности самоходы марки «Renault» занимали в Санкт-Петербурге шестое место. Так, в 1910 г. в городе было зарегистрировано сорок четыре «Renault», через год- уже пятьдесят четыре, а на 1 августа 1912 г. в бумагах городского реестра фигурировали шестьдесят три автомобиля.
Расцвет деятельности фирмы Renault в России начался в 1913 г., когда она приняла участие на IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге. «Renault» выставлялась сразу в трех разделах - легковые автомобили, грузовики и двигатели. В 1910 г., после того как фирма «Фрезе и К°» перешла во владение Русско-Балтийского вагонного завода, агентура Renault в столице перешла к П. Д. Яковлеву.
В 1911 г. в Санкт-Петербурге открыло свои двери заводское отделение французской фирмы «Братья Рено» (Невский пр., 7/9).
26.01.1914 г. в СПб учреждено Societe Anonyme des Automobiles Renault pour la Russie («Русское общество автомобилей «Рено», переименовано позже в «Акционерное общество «Русский Рено»). В уставе компании оговаривалась цель создания: "...для учреждения производства и продажи разного рода автомобилей, автомобильных двигателей и других принадлежностей, устройство, приобретение и содержание гаражей и эксплуатация автомобилей". Правление Общества находилось на Английской наб., 34.
20.10.1914 г. получено. Высочайшее разрешение Императора Николая II на открытии завода Рено в СПб. На Большом Сампсониеском пр. началось строительство зданий завода. По проекту А. Ф. Бубыря были построены здания инструментального цеха и мастерских.
В связи с началом Первой мировой войны происходит переориентация производства на первоочередные нужды фронта. Размещен военный заказ на моторы Renaut 12F, которые устанавливались на автомобили и самолеты. В 1916 г. проходят первые испытания самолета «Илья Муромец» с двигателями производства завода «Русский Рено».
(Шляхтинский К. Век русского Renault. - М.: ОАО"Автофрамос" С.12-27,
сайт gruzovikpress.ru статья "Грузовики "Рено": 100 лет в России
Постановлением ВСНХ от 19 февраля 1919 г. завод "Русский Рено" одноименного АО, основанный в 1914 г. и закрытый в декабре 1917 г., был национализирован и назван Авторемонтным заводом. В сентябре 1920 г. он был реорганизован в 9-е отделение Петроградского объединения государственных авторемонтных заводов. Находился на консервации, в 1924 - 1925 гг. сдавался в аренду, назывался заводом "Авторемонт" (1924 г.), мотоциклетным заводом им. Г. Е. Зиновьева (1925 - 1926 гг.). В марте 1927 г. завод перешел в ведение Северо-Западного акционерного общества помощи местной электрификации "Электропомощь" и объединен с электромеханическим заводом "Красный Октябрь" (бывший № 2). 24 марта 1927 г. объединенному заводу присвоено наименование "Красный Октябрь". В августе 1928 г. завод "Красный Октябрь" был включен в Ленинградский государственный областной трест заводов массового производства "Тремасс" ЛОСНХ .
Дальнейшая подведомственность: май 1930 г. треста точного и среднего машиностроения, 1931 г. Всесоюзного объединения инструментальной промышленности ВСНХ СССР, 1933 г. треста специального машиностроения Наркомата тяжелой промышленности СССР. В том же году завод был переименован в Ленинградский государственный машиностроительный завод "Красный Октябрь".
В 1939 г. передан в ведение Наркомата среднего машиностроения СССР. (guides.rusarchives.ru)
1910-е гг. * см. ниже
Готовые автомобили в сборочной мастерской
Группа рабочих в одном из цехов завода за работой
Работницы за сортировкой винтов и шайб
Сборочная мастерская завода Русский Рено Фото с сайта .
И. С.Ашкенази около пропеллера
ВПг на 1916 г. О.II С.1155
"Весь Ленинград" 1932 г.
1933 г.
* Внешний вид автомобильного завода "Русский Рено" (Большой Сампсониевский пр., д.69). Дата съемки 1915-1916 гг.
Фотография ателье Буллы ЦГАКФФД СПб
ОАО «Климов» - ведущий российский разработчик газотурбинных двигателей. Входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОАО "УК "ОДК") – 100% дочерней компании ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» по управлению двигателестроительными активами. Занимается разработкой, производством и сервисным обслуживанием двигателей для большинства вертолетов марки «Миль» и «Камов», реактивных двигателей для истребительной авиации. Располагая собственным конструкторским бюро, совершенной производственной и экспериментальной базами, компания является единственным в России разработчиком газотурбинных двигателей полного цикла: от осевой линии до сертификации. Выполняет весь комплекс работ по созданию опытного образца двигателя в соответствии с требованиями заказчика. Разрабатывая и создавая все необходимое для эффективной и надежной работы двигателя, «Климов» обеспечивает поддержку своей продукции на всех этапах жизненного цикла. Авиационная техника, оборудованная Климовскими двигателями, отличается непревзойденными летными характеристиками, высокой экономичностью и надежностью.
История машиностроительного завода им. Климова 1929. Начало серийного производства запчастей к двигателям для тракторов «Форзон-Путиловец», «Катерпиллер», «Джон Рид», «Интернационал».
1930. Разработка и серийное производство мотоцикла Л-300, а также Л-500, Л-8, С-1. 1931-1932. Поточное производство 37-мм бронебойных снарядов. 1932-1936. Серийное производство узлов танков Т-26. Адаптация авиационных двигателей М-25 (Liberty-12) для установки их на танки БТ-2 и БТ-5
Но на фотографиях видны постройки 1920-х - 1930-х. Или в них встроены постройки Бубыря? Проезжая по ж.д., я смотрю на этот комплекс и пытаюсь угадать, что именно строил Бубырь. И понимаю, что не угадать уже. Ярко выраженных дореволюционных построек не видно. Либо они включены в существующий конструктивистский комплекс, либо строились в стиле "рациональный модерн" и неотличимы от советских построек.
Совершенно верно. Они строились в рациональном модерне, практически протофункционализме. Сейчас нет книги под рукой, где написано, что именно строил Бубырь, когда доберусь до нее напишу. Или может быть, кто-то раньше скажет. На насколько мне помниться, корпус по Сампсониевскому Бубырь строил.
Итак что же построил Бубырь? согласно [119] C.885 Корпуса, выходящие на проспект, построены им.
"1914 г.- трехпролетное здание починочной мастерской, построено в первую очередь, отличается простотой и логичностью решения. 1915 год оно было расширно влево на 2 пролёта, а в 1916 г. к нему был пристроен четырехэтажный корпус, облицованный красным отделочным кирпичем.В сторону проспекта ориентирована семиэтажная часть (общая высота едина) Протяженный боковой фасад расчленен объемами лестниц. Большое значение придавал Бубырь площадям остекления, соотношениям больших окон с простенками, добиваясь наилучшего освещения и проветривания.
По-моему отчасти ясно, что при движении от центра мы видим 2х этажный корпус с треугольными фронтонами, самая ранняя постройка. Далее четырехэтажный корпус с объемами лесниц. Если стоять лицом к фасаду, то он слева. Еще левее, вероятно, советская пристройка. Где семиэтажная постройка непонятно, с улицы из-за забора не разглядет, но как пишут, она имеет ту же высоту, что и четырехэтажная, поэтому, возможно, мы ее и не видим. Бубыря крайне необходимо добавить в титул. Стиль менять не надо.
Построено ..."до 1917 г, как я поняла из того, что есть в деле, построен вот этот корпус "Русское общество автомобилей РЕНО" с первоначальной пристройкой в нему с левой стороны нескольких более малых объёмов, потом еще нескольких, т к их как бы наращивали к основному зданию. Плюс речь шла о каком-то корпусе в глубине участка и сторожке по проспекту."
Этот квартал с 1917 до 1934 от ул. Батенина до Флюгова пер. по диагонали пересекала линия Приморской железной дороги. Вопрос: зачем нужно было РАЗБИРАТЬ НУЖНУЮ и ПОЛЕЗНУЮ для желенодорожной системы города желдорогу, которую построили недавно в годы Мировой войны?
Делать больше нечего? Ведь взамен её пришлось построить другую соединительную ветку от Черной речки до Ланской. Скорее всего для такого решения появилась важная причина - строительство оборонного завода по производству двигателей на земельном участке, который рассекала эта соединительная ветка. Она мешала размещению этого большого цеха.
"Флюгов пост – товарная станция Приморской железной дороги была открыта в 1904 г. Флюгов пост находился на месте современного пересечения Кантемировской ул. и Б. Сампсониевского пр. Открытие станции осуществили одновременно с пуском новой Товарной ветки Приморской Сестрорецкой железной дороги от Коломяжского ш. до Б. Сампсониевского проспекта. После подъема Финляндской линии на насыпь (1907) Приморскую ветку соединили с Финляндской линией северней пересечения с улицей Батенина (совр. ул. А. Матросова)."
Глядя на план этого корпуса видно, что он частично построен на месте разобранной железной дороги.
Возможно, строили этот огромный цех частями: начали в 1932 с части, где не было ж.д., а закончили как раз в 1934 на участке бывш. ж.д.
1.Мы толком не знаем всех подробностей участия немецких. голландских и американских архитекторов и инженеров в строительстве заводов ВПК в городе. Это тайна НКВД до сих пор не раскрыта, т.к. все эти проектные и строительные работы шли под контролем этого ведомства. Спецоперация по импорту техники и технологий Запада в СССР 1920-х-1930х гг. общепризнанный факт. С 1929 началась на Западе активная вербовка инженеров и архиткторов, заключение договоров с фирмами по стр-ву целых предприятий с оборудованием новейшими тогда технологическими линиями по производству нужных для обороны изделий.
При этом проще и быстрее было, чтобы иностранные спецы выполняли проект в комплексе: и строительную и технологическую часть заводов.
Возможно, что и это промздание - продукт европейской архитектурной школы, случайно оказавшейся здесь за высоким каменным забором.
2. Мы достатчно много узнали об истории стр-ва необоронного объекта - трикотажной фабрики "Красное Знамя" по проекту Эриха Мендельсона.
Но есть и другие промобъекты, сильно непохожие на работу наших местных зодчих.
Вот подлинная фотография заводика, фактически, сборочного цеха "Русского Рено" 1915. Здание было небольшое и одноэтажное. Ведь все комплектующие завозили, а здесь только собирали.
Попыталась собрать что нашлось по нашему дореволюционному "автопрому" - прошу почитать на предмет поиска косяков
А именно здесь еще нужна строительная составляющая. Читала, не помню где, что Русский Рено строился по проекту Бубыря, было построено несколько зданий, но не все, что планировалось. В Конце 1920-х - начале 1930-х возводились цеха,, но где и что ?
Простите, пожалуйста, что только сейчас отвечаю на ваш комметарий. Да, конечно, как только найду эти файлы у себя на компьютере, то сразу отправлю на файлообменник и напишу ссылку.
ГК ПИК реконструирует вывшую мастерскую автомобильной фабрики «Русский Рено» под образовательный комплекс для ЖК «Кантемировская 11». Исторический фасад из красного кирпича с элементами модерна будет сохранен. После завершения работ в мастерской откроется образовательный центр: детский сад для 150 детей и блок начальных классов для 300 учеников. Общая площадь школы составит 12 000 кв. м. В здании организуют учебные кабинеты, просторный атриум, двухъярусная интерактивная библиотека-коворкинг с винтовой лестницей, двухуровневый актовый зал с амфитеатром и спортивный блок с бассейном, стадионом и трансформируемым залом для физкультурных занятий. Срок окончания строительства - 2023 год. В настоящее время на объекте ведутся общестроительные работы по реконструкции. Генподрядчиком выступает ООО «СтройКрафт».
Согласно РГИС, весь этот громадный корпус, состоящий из нескольких частей, имеет адрес:
Кантемировская ул., 11 лит. А
Мастерские автомобильного завода "Русский Рено".
1914-1916; 1920-1930-е (расширение)
гражд. инж. А.Ф. Бубырь (Бубырь, естественно, строил лишь то, что "1914-16").
"Вновь выявленный".
Приказ председателя КГИОП № 48 от 10.05.2001