Публикация

Доходный дом Голлидея (по кан. Грибоедова)

Здание на карте
фото
Грибоедова наб.к., 97
Львиный пер., 2
Декабристов ул., 26
Архитекторы: Шауб В. И.
Год постройки: 1880-1881
Стиль:

Фото - Mary, 2011.

наб. канала Грибоедова, 97 - ул. Декабристов, 26

Дом Д. С. Прохорова

конец 1790-х - постройка

Отель-дю-Норд (Северный отель) Ж. Сеппи

начало 1800-х -

 

Доходный дом Голлидея

 

с 1817 - арендован дирекцией императорских театров

1880-1881 - акад. арх. Шауб Василий Иванович - перестройка, расширени    ([99]. С. 328)

 

     см. ул. Декабристов, 26

 

 

Чертежи дома В.И.Симонова, К.В.Эша по наб.Екатерининского канала,99, Мариинскому пер.,2 и Офицерской ул.,26 (наб.Екатерининского канала,97, Львинному пер.,2 и Офицерской ул.,26)  Начальная дата: 30.09.1881  Конечная дата: 26.08.1908                                                                                                              (ЦГИА СПб.  Фонд 515.  Опись 4.  Дело 896)

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Вольфу, Алимпиеву, В. И. Симонову, К. В. Эшу по Офицерской ул., 26, наб.Екатерининского кан, 97 и Львиному пер., 2  Начальная дата: 1833. Конечная дата: .1916. Количество листов: 92

Количество листов: 92                                                                                          (ЦГИА СПб.  Фонд 513.  Опись 102.  Дело 3450)

 

В пушкинские времена дом арендовала дирекция театральной школы, находящейся в доме на кан. Грибоедова, 93.  Нижний этаж занимала типография, печатавшая афиши и пьесы, здесь же жили чиновники и актеры.

  • фото

    Адрес-календарь СПб жителей
    К. Нистрем 1844 г. С. 16 и 52

  • фото

    Н. Цылов. Атлас 13-ти
    частей СПб 1849 г. С. 23

  • фото

    Н. Цылов. Атлас 13-ти
    частей СПб 1849 г. С. 33

  • фото

    Куп. книга
    на 1861 г. С. 66
    3-я гильдия

  • фото

    План двора
    В. И. Симонова
    ЦГИА СПб. Фонд 515.
    Опись 4. Дело 896

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Куп. книга
    на 1875 г. С. 519-520
    2-я гильдия

  • фото

    План двора
    Карла Вильгельма Эш

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Куп. книга
    на 1883 г. С. 88
    1-я гильдия

  • фото

    У Львиного мостика
    Открытка 1929 г. изд.

  • фото

    Почт. карт. изд. «ГИЗ»,
    1929 г., Главлит
    Фото - В. В. Пресняков, 05.1929.
    (russiainphoto.ru)

Перестроенный в 1880-х гг. дом № 26 по ул. Декабристов был построен в конце 1790 гг. корнетом Конногвардейского полка Д. С. Прохоровым.

 В начале 1800-х здание было продано Ж. Сеппи, содержателю «Hotel du Nord», то есть Северного отеля. См. объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях» (№ 71, 1802): «Жульен Сеппи, содержатель отеля, называемого Северным <...> в большой Офицерской улице под № 210, имеет честь известить господ путешественников и проезжающих, что у него можно найти чистые и хорошо меблированные комнаты, хороший стол, наемные кареты и служителей, кои говорят на разных языках в Европе употребляемых».

Следующим владельцем дома стал купец Голлидей, сдавший его в 1817 г. в аренду дирекции императорских театров для размещения актеров русской труппы. Во флигеле, выходившем на Екатерининский канал, был устроен репетиционный зал. Благодаря удобному местоположению Северный отель, превратившийся со временем в популярный трактир, прожил долгую жизнь. Актер П. А. Каратыгин в своих «Записках» отмечает, что он сделался «любимым сходбищем комиссариатских чиновников и некоторых актеров». Он же добавляет: «Для холостых актеров, не державших своей кухни, подобное заведение было очень сподручно и удобно, но для женатых, любивших иногда кутнуть или пощелкаться на биллиарде, этот Отель-дю-Норд был яблоком раздора с их дражайшими половинами, которые сильно роптали на это неприятное соседство, отвлекающее мужей их от домашнего очага».

(из книги: Анатолий Иванов. История Петербурга в старых объявлениях. М.-СПб.,«Центрполиграф, 2008. С.446-447., добавил ОляК)

 

Согласно Указателю жилищ и зданий в Санкт-Петербурге на 1923 г. С. Аллера  (С. 18) участок № 206 во 2-й Адмиралтейской части принадлежал купцу Голидею.

По Адрес-календарю СПб жителей К. Нистрема 1844 г. владельцем уже был Олимпиев. В Путеводителе 60,000 адресов Санкт-Петербурга 1854 г. в I части "Указание местажительства СПб обывателей"  назван Алимпиев Лавр Петрович, содержащий трактир на углу Екатерининского канала и Мариинского пер., 86 (С.7), во II части - "Алфавитном списке улиц, площадей и набережных" указано, что Алимпиев владеет участком по Офицерской ул., 25  и Екатеринскому каналу, 86 во 2-й Адмиралтейской части 3 кв. (С.18, 43)

На 1869 г. владение в Казанской части  3 уч. по Екатерининскому каналу, 99, Мариинскому пер., 2 и Офицерской ул., 26 принадлежал Анне Олимпиевой, на нем находился жилой каменный дом и еревянное нежилое строение (Список домам С-Петербурга по полицейским частям и участкам сост. Н. Нейдгардт 1869. С. 39).

По табели домов СПб на 1875 г (С. 31) владельцем уже является Симонов. Купеческая книга на 1867 г. (С. 298) в списке купцов 2-й гильдии  сообщает о нем:Симанов (так) Василий Иванович, 40 лет,  в купечестве состоит с 1838 г. жительство Казанская часть в доме Алимпиевой по Офицерской ул., содержит трактир в том же доме.Имеет каменный идеревянный дома в Московской части 1-й уч. № 12 и 22. Нагородской службе не был, состоит  Старш. Введенского детского приюта с 1854 г. и поныне. По Купеческой книге на 1869 г. (С. 330) он проживает уже в собственном доме № 26 и №99 по Екатерининскому кналу и Офицерской ул. В 1871 г. он уже кавалер, и Старш. детского приюта в бозе почившего Наследника Николая Александровича с 1854 по 1870 г. и Великой Княгини Александры Николаевны с 1854 г. (Куп. книга на 1871 г. С. 398).В 1872 - потомственный почетный гражданин (Куп. книга на 1872 С. 390). Купеческая книга на 1879 г. (С. 623) сообщает и о семье В. И. Симонова: при нем состоят жена Мария Михайловна, сыновья Лаврентий 15 лет, Иван 13 лет, дочери Екатерина и Антонина. По книге 1881-1882 гг.  (С. 512) В. И, Симонов уже проживает в доме 1 по Кронверкскому пр., в том же доме содержит трактир, при нем  дети, супруга не указана.

Купец 1-й гильдии Карл-Вильгельм Эш становится владельцем участка  в 1881 г. Согласно Купеческой книге на 1880 г.  (С. 104) Эш проживает  в доме Кононова на Мойке, 63, а в Книге о лицах получивших свидетельства с  1 ноября 1881 по 1 февраля 1882 (С. 89) он показан проживающим в собственном доме по Офицерской ул., 26. Карл Вильгельм Эш скончался 24 сентября 1883 г. в возрасте 55 лет, похоронен на Волковом лютеранском кладбище (Петербургский некрополь т. 4 С. 657). Домовладение унаследовали вдова и дети, а позднее и внуки. Согласно Табели домов СПб на 1889 г. (С. 47) участок получил № 97 по Екатерининкому каналу. Дом оставался во владении  семьи Эш до 1917 г. (ВПг на 1917  О. IV Ст. 101).                                                                                                                                                       (добавил Наталия)

  • фото

    Фото - Наталия, 25.09.2011.

  • фото
  • фото

    Фото -
    Mary, 2011.

  • фото

    Фото 2009.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 02.2011.

  • фото

    Фасад по Львиному пер.
    Фото - Виктор М, 07.2013.

  • фото

    Фасад по наб.кан.Грибоедова.
    Фото - люблюпитер, 04.2022.

  • фото

    Фото -
    люблюпитер, 10.2022.

В этом доме жили:

1905 - 1908   гражданский инженер Л. П. Андреев   (ВПб на 1906. O. III. C. 21, на 1907. С. 23, на 1908. С. 25)

1910 - 1913   артист Императорской оперной труппы П. З. Андреев  (ВПб на 1911. O. III. C. 27, на 1912. С. 17, на 1913.  С. 19)

1910 - 1913   артистка Императорской оперной труппы Л. А. Андреева-Дельмас

  (ВПб на 1911. O. III. C. 25, на 1912. С. 24, на 1913. С. 17)

1913 - 1914   архитектор Г. Е. Гинц  (ВПб на 1914. O. III. C. 155)

1899 - 1900   гражданский инженер И. М. Емельянов   (ВПб на 1900. O. III. C. 203)

1987 - 1999   на фасаде дома в 2008 году была установлена мемориальная доска (ск. Л. Ланец, арх. В. Б. Фабрицкий) артистке театра оперы и балета  имени С. С. Кирова  Г. А. Ковалевой с текстом:

" Галина Ковалева выдающаяся певица жила в этом доме 1987 г. - 1995 г.".

1900 - 1901   артистка Императорской балетной труппы О. И. Преображенская  (ВПб на 1901. O. III. C. 468)

1908 - 1914   гражданский инженер В. А. Шевалев 

(ВПб на 1909. O. III. C. 876, на 1910. С. 839, на 1911. С. 990, на 1912. С. 1000, на 1913. С. 704, на 1914. С. 735)

                      Владимир Александрович Шевалев  (1862 Одесса Херсонская губ. - 29. 04. 1914.);  ИГИ (1887). 

1892 - 1893   филолог И. А. Шляпкин  (Адресная книга г. С-Петербурга на 1893. ч. II. С. 311)                                     (добавил Val 39)

  • фото

    Фото - owlat, 04.2011.

1915:  "Мираж", кинематограф   - Офицерская, 26     (ВПг на 1916. О. 1. Стлб. 1237)

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (384) как

Памятник истории и культуры - в доме 1-й половине XIX в. жили артисты Брянские, Каратыгины, Е. А. Телешова, А. С. Яковлев и др.

  • фото
  • фото
  • фото

    Парадная лестница
    по Львиному пер.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 02.2014.

  • фото

    Левая парадная
    по каналу (№4)

  • фото

    Площадки расширены
    при капремонте

  • фото

    Историческое покрытие
    пола лестн. площадки

  • фото

    Фото - Виктор М,
    07.2013.

  • фото

    Фото - Mary, 2008.

  • фото

    Западный двор.
    Справа крыло по каналу.

  • фото

    Крыло по каналу.
    Фото - Виктор М, 03.2013.

33 комментария
7972 просмотра
Добавил: Mary, 19 Октября 2008, 00:18
Редактировано: 3 Мая 2022, 10:59
Оцените:
(14 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2082.html' target='_blank'>Доходный дом Голлидея (по кан. Грибоедова) на Citywalls.ru</a>
Всего 33 комментария
  • 19 Февраля 2010, 15:06

    Эти места сняты в фильме "Садись рядом, Мишка!" (1977 г.)

  • 29 Января 2011, 21:55

    1915: "Мираж", кинематограф. Офицерская, 26  (ВПг на 1916. О. 1. Стлб. 1237)

  • 11 Марта 2014, 16:35

    В любую. Лестница такая же скромная, как по каналу? Я посылал сюда лестницу по каналу примерно год назад. Дату бы ещё найти.

  • 11 Марта 2014, 19:49

    Неплохо. А на лестнице по каналу полы с мозаичными окантовками без рисунков в центре и вместо балясин стальные прутья.

  • 1 Февраля 2015, 16:54

    29.07.2013

    Левая парадная по каналу (№ 4)      фото  см. публ.

  • 1 Февраля 2015, 17:59

    Шауб Василий Иванович - перестройка, расширение ([99]. С. 328).

  • 22 Августа 2016, 17:23

    "Здесь, в Львином переулке, в 1780-е - 1790-е годы находилась одна из первых "вольных" типографий Петербурга, принадлежавшая И.Г. Рахманинову, просветителю, переводчику и издателю Вольтера. В его журнале "Утренние часы" публиковались первые басни друга издателя И.А. Крылова, стихи Г.Р. Державина."

    В. Исаченко, журнал "Диалог" №19 (34), 1987

  • 26 Ноября 2016, 02:16

    https://vk.com/photo-26389816_389626892 (обращение 26.11.2016)

    Начало 1950-х (?)

  • 15 Августа 2017, 09:18

    Казенный дом, где мы жили, был большой: он выходил на Офицерскую улицу, на Екатерининский канал у Пешеходного мостика со львами, близ Большого театра, и в маленький переулочек (не помню его названия), выходивший на Офицерскую улицу.

    Сначала мы жили в квартире, окна которой выходили на Екатерининский канал; потом отец занимал в этом же доме более обширную квартиру, и уже наши окна выходили в маленький переулок и на Офицерскую улицу.

    В день наводнения в Петербурге в 1824 году (7 ноября) я смотрела на затопленные улицы из окон квартиры, выходивших на Екатерининский канал. Хотя мне было немного лет /Панаевой чуть больше 4 лет/, но этот день произвел на меня такое впечатление, что глубоко врезался в моей памяти. Под водой скрылись улицы, решетки от набережной, и образовалась большая река, посреди которой быстро неслись доски, бочки, перины, кадки и разные другие вещи. Вот пронеслась собачья будка на двух досках, с собакой на цепи, которая, подняв голову, выла с лаем. Через несколько времени несло плот, на нем стояла корова и громко мычала. Все это быстро неслось по течению, так что я не успевала хорошенько всматриваться. Но плывшая белая лошадь остановилась у самого моего окна и пыталась выскочить на улицу. Однако решетка ей мешала; она скоро выбилась из сил, и ее понесло по течению. Эту лошадь мне чрезвычайно было жаль, и я не пожелала более смотреть в окно.

    Услыхав разговоры теток, что отец едет на лодке спасать утопающих, я побежала глядеть на него в окно во двор. Двор наш тоже был залит водой, поленницы были размыты, и дрова плавали по воде. Отец стоял в лодке и отпихивался багром, направляя лодку к воротам. Я смотрела на бабушку, которая тяжко вздохнула и перекрестилась, когда лодка скрылась в воротах. По ее морщинистым щекам текли слезы. Бабушка пошла на кухню, я последовала за ней; там сидело несколько женщин с детьми: это были жены статистов, квартиры которых в нижнем этаже затопило водой. Бабушка распоряжалась, чтоб им дали поесть, а я вышла в сени, заслышав мычание коровы. На ступеньках лестницы сидели статисты с узлами, с самоварами и образами. На верхней площадке навалены были сундуки, столы, кровати, тюфяки и подушки, а на нижней стояла корова и корзины, обмотанные тряпьем, в них бились и кудахтали куры. Две дворовые маленькие собачки, дрожа, прижались к стене.

    Не знаю, кого мне было жаль: людей или собак? Должно быть, собак, потому что я стала их звать к себе, но меня увидала наша прислуга, зачем-то вышедшая в сени, и выпроводила в комнаты.

    Это утро показалось мне бесконечно длинным и тоскливым. День был пасмурный, ветер завывал, и раздавалась пушечная пальба. Когда стало смеркаться, я заметила тревогу на лицах старших, - они поминутно смотрели в окна, а бабушка сердито ворчала: "сумасшедший, у самого куча детей!"

    Я поняла, что бабушка сердится на отца, и удивлялась - почему она боится за него. Я была уверена, что он не утонет, потому что видела раз, когда мы летом жили на даче, как он в охотничьем платье переплывал большое пространство воды с одного берега на другой, действуя одной рукой, а в другой держа вверх ружье и пороховницу. Наохотясь, он тем же порядком возвращался назад. Мать и бабушка бранили его за это, а мы, дети, были в восторге от такой выходки отца. Однако, тревога старших подействовала и на меня, и я ужасно обрадовалась, когда отец вернулся домой, весь мокрый и иззябший.

    Не знаю, от кого отец получил бумагу, где ему была выражена благодарность за спасение утопающих в день наводнения.

    Панаева (Головачёва) А. Я. "Воспоминания" - М. Правда, 1986 - стр 18-19

  • 4 Июня 2018, 21:31

                В этом доме жили:

    1905 - 1908   гражданский инженер Л. П. Андреев  (ВПб на 1906. O. III. C. 21, на 1907. С. 23, на 1908.

                          С. 25).

    1910 - 1913   артист Императорской оперной труппы П. З. Андреев  (ВПб на 1911. O. III. C. 27, на 1912.

                          С. 17, на 1913.  С. 19).

    1910 - 1913   артистка Императорской оперной труппы Л. А. Андреева-Дельмас  (ВПб на 1911. O. III.

                          C. 25, на 1912. С. 24, на 1913. С. 17)

    1913 - 1914   архитектор Г. Е. Гинц  (ВПб на 1914. O. III. C. 155).

    1896 - 1900   гражданский инженер И. М. Емельянов (ВПб на 1897. O. III. С. 143, на 1898. С. 188,  на

                          1899. С. 188, на 1900. C. 203).

    1987 - 1999   на фасаде дома в 2008 году была установлена мемориальная доска (скульптор Л. Ланец,                                        архитектор В. Б. Фабрицкий) артистке театра оперы и балета  имени С. С. Кирова  Г. А.                                           Ковалевой с текстом: "Галина Ковалева выдающаяся певица жила в этом доме

                         1987 г. - 1995 г.".

    1900 - 1901   артистка Императорской балетной труппы О. И. Преображенская  (ВПб на 1901. O. III.

                          C. 468).

    1908 - 1914   гражданский инженер В. А. Шевалев  (ВПб на 1909. O. III. C. 876, на 1910. С. 839, на 1911.

                          С. 990, на 1912. С. 1000, на 1913. С. 704, на 1914. С. 735).

                          Владимир Александрович Шевалев  (1862 Одесса Херсонская губ. - 29. 04. 1914.);  ИГИ                                      (1887). 

    1892 - 1893   филолог И. А. Шляпкин  (Адресная книга города С-Петербурга на 1893 год часть II. С. 311)

     

  • 30 Августа 2019, 21:36

    (Акт ГИКЭ проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Дом Г. Голлидея, в котором в 1-й половине XIX в. жили артисты Брянские, Каратыгины, Е. А. Телешова, А. С. Яковлев и др.» расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, наб. к. Грибоедова, дом 97, лит. А.)

  • 30 Августа 2019, 22:54
    Ответ на "(Акт ГИКЭ проектной документации на проведение раб" от south_thungus

     Ну, и кто с кого списывал? Акт государственной историко-культурной экспертизы. 2017 год.

    9.2. Краткие исторические сведения.

    Первые строчки слово в слово совпадают с тем, что написано на сайте, включая нелепость про дирекцию театральной школы. Не понимаю только, к этим строчкам на сайте  ссылка на А. Иванова и его книгу тоже относится, или это откуда то из другого места. Но продолжение почти совпадает. Вот это, я понимаю, экспертиза.

    Ссылочку киньте, пожалуйста, на этот замечательный документ. Да и всегда бы не мешало.

  • 30 Августа 2019, 23:06
    Ответ на "Ну, и кто с кого списывал? Акт государственной ист" от Liz

     Сейчас в Актах ГИКЭ часто встречаются фото и тексты с нашего сайта, обычно они указывают источник, а здесь не указали.

  • 30 Августа 2019, 23:09

    Из публикации:

    с 1817 - арендован дирекцией императорских театров

    Через 2 строчки:

    В пушкинские времена дом арендовала дирекция театральной школы

    Дом арендовала, конечно, Театральная дирекция, но сейчас нет ничего под рукой, чтобы процитировать.

  • 30 Августа 2019, 23:14
    Ответ на "Ну, и кто с кого списывал? Акт государственной ист" от Liz

     Про театральную школу не из Иванова, из него, то что ниже картинки.

  • 30 Августа 2019, 23:22

    Про театральную школу  это из Блокнота агитатора

    Недалеко от Театральной школы находился трех­этажный дом (№ 97) с небольшими колоннами, при­надлежавший купцу Голидею. Дирекция Театрального училища арендовала этот дом. В первом этаже его раз­мещалась типография, где печатались афиши и пьесы, а в остальных помещеннях жили театральные чиновники и актеры, среди них знаменитый трагик А.С.Яковлев, творчество которого представляло собой новый этап в русском сценическом искусстве. Здесь же жил Я.Г.Брянский, один из крупнейших актеров петербург­ской сцены, отец Авдотьи Панаевой-Головачевой, под­руги Н.А.Некрасова, которая провела в этом доме свои детские годы.

    С.Вяземский;  «Блокнот агитатора»,1968/24-25.

    Про типографию еще  коммент от 22 авг. 2016 - из "Диалога" за авторством Исаченко.

  • 30 Августа 2019, 23:36
    Ответ на "Про театральную школу  это из Блокнота агитат" от Наталия

     Вяземский, надо же. Вот так проруха. Это примерно, как если бы какая-нибудь гимназия снимала дом, а в нем разместилось бы Министерство народного просвещения. Не совсем, но примерно так. Полистала интернет - путного ничего нет, ерунда всякая. Вроде того, что Екатерина Семенова жила в бельэтаже.  Про съем Театральной дирекцией есть, конечно, во всех театральных мемуарах, но надо что-то официальное, а не соображу. В адресной книге 1822 года только типография и актерские адреса. Не знаю. Бумажного сейчас под рукой ничего нет. Позже посмотрю. 

  • 30 Августа 2019, 23:39
    Ответ на "Про театральную школу не из Иванова, из него, то ч" от Наталия

     Ну, значит, прямо отсюда и копировали. Совсем очумели. Вот это, я понимаю, успех.

  • 30 Августа 2019, 23:43

    Из электронного каталога Архивного комитета.

    ЦГИА СПб.  Фонд 513.  Опись 102.  Дело 3450 
    Чертежи дома на участке, принадлежавшем Вольфу, Алимпиеву, В.И.Симонову, К.В.Эшу по Офицерской ул., 26, наб.Екатерининского кан, 97 и Львиному пер., 2

    Начальная дата:__.__.1833. Конечная дата:__.__.1916. Количество листов: 92

    Постоянная ссылка:https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/102/3450

  • 31 Августа 2019, 00:21
    Ответ на "Ну, и кто с кого списывал? Акт государственной ист" от Liz

     > Ссылочку киньте, пожалуйста, на этот замечательный документ. Да и всегда бы не мешало.

     

    Ссылочку на что? На акт ГИКЭ? Он выкладывался в свое время на сайте КГИОПа (в связи с тем, что закон с 2015 года требует публиковать все заключения). По прошествии некоторого времени КГИОП бОльшую часть ссылок убирает.


    >Сейчас в Актах ГИКЭ часто встречаются фото и тексты с нашего сайта, обычно они указывают источник, а здесь не указали.

     

    Возможно, в полной версии экспертизы был и список ссылок на источники.

  • 31 Августа 2019, 00:46
    Ответ на "Сейчас в Актах ГИКЭ часто встречаются фото и текст" от vladimir-2013

     Что толку от ссылки, которая в итоге ведет к Блокноту агитатора или вообще неведомо куда?

  • 31 Августа 2019, 10:12
    Ответ на "Ссылочку на что? На акт ГИКЭ?" от south_thungus

     

    kgiop.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2017/01/17/01-26-53.pdf

  • 31 Августа 2019, 14:06
    Ответ на " kgiop.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2017/01/" от Сергей Г

     Спасибо. Неполный текст, к сожалению, прервался в самом начале фотофиксации. 

  • 21 Мая 2021, 18:29


    Начало ХХ-го в., видны вывески "Обувь Соколова" и  "(?) и хлебная торговля" отсюда

  • 27 Октября 2022, 01:32

    10.2022г.

     

     

     

     

  • 13 Ноября 2022, 12:54

    Панафидина Евпраксия Степановна, 1869 г. р. Место проживания: наб. кан. Грибоедова, д. 97, кв. 12. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: неизвестно. 

    Урожденная Вревская, внучка пушкинской "Зизи". В 1924 г. покинула родовые усадьбы Малинники и Курово-Покровское (Тверская обл.).вместе с глухонемой дочерью Марией и переехала в Ленинград, к дочери Татьяне вместе с семейными реликвиями - с ломберным стольником, дуэльным пистолетом А. Н. Вульфа, подзорную трубу нач. XIX в. 

    // «Une vie de château». Жизнь в усадьбе и вокруг нее : материалы международной научно-практической конференции из цикла «Императорская Гатчина». – Белгород : ИП Сангалов, 2021. - С. 52.

  • 13 Ноября 2022, 18:25
    Ответ на "Панафидина Евпраксия Степановна, 1869 г. р. М" от Наталья М.

     с ломберным столиком, дуэльным пистолетом А. Н. Вульфа, подзорной трубой 

    Исправьте, пожалуйста.

     

    "...Инну Степановну [Понафидину, Инна - домашнее имя Евпраксии Степановны, урожденной Вревской], пытались лишить права пользования землей, ссылаясь на дворянское происхождение ее самой и родственников. В 1926 г. ее выселили из усадьбы [Малинники]. Она уехала с глухонемой [дочерью] Марией в Ленинград к дочери Татьяне, увозя с собой, как память, оставшиеся документы и мелкие вещи из родительского гнезда, то самое дорогое, что еще напоминало о прежней жизни.

    Она помогала воспитывать внуков и зарабатывала шитьем белья и вышиванием. Умерла во время блокады Ленинграда. Прошли годы, и ее дочь и внуки, часто бывавшие в Курово-Покровском, Бернове, Малинниках, передадут в музей А.С. Пушкина в Бернове те самые ценные вещи: ломберный столик, дуэльный пистолет А.Н.Вульфа, шкатулку для бумаг Е.Н.Вревской, столовое серебро, предметы для рукоделия из Малинников, серию редких фотографий. Семья трепетно относилась к прошлому. Расставаясь с вещами, они определили им долгую жизнь на родине предков" (Кочнева Т.П. Малинники - усадьба Вульфов. Неизвестное об известном // Культурология. Научный журнал. М., 2006 - https://cyberleninka.ru/article/n/malinniki-usadba-vulfov-neizvestnoe-ob-izvestnom ).

  • 15 Ноября 2022, 17:04
    Ответ на "           В этом доме жи" от Val 39

     1910 - 1913   артистка Императорской оперной труппы Л. А. Андреева-Дельмас  (ВПб на 1911. O. III.

                          C. 25, на 1912. С. 24, на 1913. С. 17)

    Любовь Александровна никогда не была артисткой Имп. оперной труппы, в Мариинском театре она служила несколько лет уже после ревоолюции. В указанных выпусках ВПб она сообщала о себе в одном случае: "Арт.", в другом: "Арт. русск. оп.", в третьем, на 1913 год: "Арт. русск. оп. нар. д. Имп. Н.II". Труппа Народного дома не имела никакого отношения к ведомству императорских театров. В 1912 году была приглашена в Театр музыкальной драмы специально для исполнения роли Кармен в одноименной опере.

  • 10 Февраля 2023, 17:30

     " В начале XIX века неподалеку от Театральной площади находился дом купца Георга Голлидея, выходивший своими главными фасадами на Офицерскую улицу и Мариинский переулок, а флигелем – на Екатерининский канал. Этот красивый особняк арендовала театральная дирекция.
       Жилое здание построили в начале XIX века. Его хозяин, богатый купец первой гильдии Георг Голлидей, был выходцем из Нарвы. Став домовладельцем, он заключил контракт с дирекцией Императорских театров, для которой подобное соглашение являлось достаточно выгодным. Дом находился в нескольких минутах ходьбы от Карусельной (Театральной) площади, где тогда размещался Большой театр. Во-первых, администрация экономила на оплате актерам проездных денег, а во-вторых, любого артиста, при необходимости, можно было экстренно вызвать на службу.
       Очевидцы тех далеких времен с удивлением замечали, как постепенно формировался вокруг Большого театра специфический микрорайон, населенный актерами, драматургами, режиссерами, музыкантами, работниками сцены. Благодаря служителям Мельпомены, населявшим дом купца Голлидея, здание стало широко известно в столице.
       Кто же жил в этом огромном жилом здании в первой половине XIX века?
       В первом этаже трехэтажного здания с небольшими колоннами и тремя фасадами размещались театральная администрация, нотная контора и театральная типография Похорского (в ней печатали афиши и пьесы). В корпусе, выходившем на Офицерскую улицу, на первом этаже помещался «Северный трактир» итальянца Джулио Сеппи, а во флигеле – репетиционный зал. В верхнем этаже (третьем) были размещены крепостные певчие, приобретенные театральной дирекцией по случаю у театрала-любителя обер-егермейстера А.А. Нарышкина, тот «должников не согласил к отсрочке» и вынужден был «с молотка» распродать свой крепостной театр.

    На втором и частично на третьем этажах жили театральные служащие и актеры: знаменитый трагик А.С. Яковлев, Брянские, Каратыгины, Колосовы, молодая балерина Екатерина Телешова, в которую был пылко влюблен Александр Грибоедов, восторженно воспевший в стихах яркое мастерство примадонны. В начале 1818 года Грибоедов часто бывал на Офицерской в доме Голлидея. Драматург гостил в квартирах многих актеров. Артист И.И. Сосницкий на склоне своих лет вспоминал: «Я был тогда молодым человеком, жил в казенном доме и заболел; Грибоедов посещал меня очень часто, привозил лекарства, и все на свой счет». Когда после окончания Театрального училища актриса Е.Я. Воробьева стала женой Сосницкого, в Малом театре была поставлена комедия Грибоедова «Молодые супруги» – «нарочито… для рекомендации молодых Сосницких перед публикой».
       Особенно часто Грибоедов бывал у Каратыгиных. Глава этой актерской семьи был энциклопедистом петербургской сцены. Никто не подозревал тогда, что служивший чиновником в банке старший сын Андрея Васильевича Каратыгина, Василий, станет вскоре гордостью русского театра, великим трагическим актером.

         Любимец А.С. Пушкина драматический актер Я. Брянский также занимал квартиру в этом доме. Женой Брянского была известная актриса А. Степанова. Впоследствии их дочь, мемуаристка А. Панаева, вспоминала о визитах в их дом поэта Пушкина, графа Милорадовича, декабриста Якубовича, балетмейстера Дидло, многих ведущих артистов и государственных деятелей того времени.

        В жизни А.С. Пушкина театр занимал важное место. Театральные впечатления поэта нашли яркое отражение в его творчестве. Пушкин был особенно желанным гостем в актерской семье Колосовых. Он часто наведывался на Офицерскую улицу, в дом купца Голлидея, где его всегда гостеприимно и радушно встречала мать семейства, Евгения Ивановна, балерина Большого театра, и дочь Александра, драматическая актриса. В небольшой квартире Колосовых, души не чаявших в дорогом госте, Пушкин чувствовал себя как дома. Александра Колосова вспоминала о проделках поэта: «Угрюмый и молчаливый в многочисленном обществе „Саша Пушкин“, бывая у нас, смешил своею резвостью и ребячьей шаловливостью. Бывало, ни минуты не посидит спокойно на месте: вертится, прыгает, пересаживается, перероет рабочий ящик матушки, спутает клубки гаруса в моем вышиванье, разбросает карты в грандпасьянсе, раскладываемом матушкою…».

       Александра Михайловна Колосова, в замужестве Каратыгина, в своих мемуарах писала: «Подобное буйство Пушкина наконец надоедало маменьке, и она кричала, бывало: – Да уймешься ли ты, стрекоза! Перестань, наконец! Саша минуты на две приутихнет, а там опять начинает проказничать. Как-то матушка пригрозилась наказать неугомонного Сашу: „Остричь ему когти“, – так называла она его огромные, отпущенные на руках ногти.
       – Держи его за руку, – сказала она мне, взяв ножницы, – а я остригу!
       Я взяла Пушкина за руку, но он поднял такой крик на весь дом, начал притворно всхлипывать, стонать, жаловаться, что его обижают, и до слез рассмешил нас.».

        Короткие дружеские отношения между «Сашей Пушкиным» и молоденькой актрисой не помешали поэту отозваться в статье «Мои замечания об русском театре» резко критически и беспощадно об игре Колосовой.
       Действительно, будучи в дружбе с Евгенией Ивановной Колосовой, первой пантомимной танцовщицей театра Шарля (Карла) Дидло, и с ее дочерью, юной драматической актрисой А.М. Колосовой, Пушкин не всегда был последователен в оценке таланта дочери, но неизменно высоко ставил искусство танца Колосовой-матери.
       Пушкин продолжал посещать Колосовых и даже сиживал в их ложе на спектаклях. В своих записках актер П.А. Каратыгин после женитьбы на Александре Михайловне писал: «При участии А.С. Пушкина в доме организовывались разные развлечения, в которых участвовали хозяева и гости. То Пушкин разыгрывал разные бытовые сценки, изображавшие нашалившего ребенка. То появлялся в ложе обритый после болезни и париком обмахивался, как веером, что смешило публику соседних лож. Стали унимать шалуна, он сел на пол и просидел весь спектакль, отпуская шутки насчет пьесы и актеров». Александра Михайловна Каратыгина (Колосова) тогда назвала Пушкина «мартышкой».

        Колосова понимала, что «Саша Пушкин» прав и ее неуспех в трагических ролях закономерен, ибо это не ее амплуа. Впоследствии актриса нашла себя в веселых комедиях, хотя и не отказалась полностью от трагических ролей.
       Эпиграмма Пушкина, написанная поэтом в 1820 году, все же стала причиной его длительной размолвки с Александрой Михайловной Каратыгиной. В 1821 году, отправленный в ссылку в далекий от столицы Кишинев, Александр Сергеевич напишет в стихотворном послании к П.А. Катенину.

          Строки о портрете актрисы не только поэтический прием, ибо поэт говорит о реальном гравированном портрете Колосовой в роли Гермионы, героини трагедии Расина «Андромаха».
       После возвращения Пушкина из ссылки старые друзья помирились. В доме Голлидея, где тогда жила чета Каратыгиных, Александр Сергеевич читал своего «Бориса Годунова». Александре Михайловне и ее мужу, трагику Василию Андреевичу Каратыгину, предназначал поэт роли Марины Мнишек и Самозванца.
       Однако неоднократные обращения артистов к А.Х. Бенкендорфу за разрешением поставить на сцене трагедию Пушкина получали всегда весьма любезный, но категорический отказ.
       Колосова тяжело переживала гибель А.С. Пушкина. В своих воспоминаниях она писала: «Я дожидалась в санях у подъезда квартиры Александра Сергеевича, муж мой сообщил мне тогда роковую весть, что Пушкина не стало!»
       Нижний этаж дома Голлидея занимал известный в то время «Северный трактир» или, как было написано на его вывеске, «Отель дю Норд». Это злачное место на Офицерской улице сразу же стало «любимым схотбищем» чиновников и актеров. В своих записках П.А. Каратыгин писал: «Для холостых актеров, не держащих своей кухни, подобное заведение было очень сподручно и удобно, но для женатых, любивших иногда кутнуть или пощелкаться на биллиарде, этот „Отель дю Норд“ был яблоком раздора с их дражайшими половинами, которые сильно роптали на это неприятное соседство.».
       Актеры, населявшие дом купца Георга Голлидея, жили в эпоху, когда литература, главным образом, служила русскому театру и каждый актер оказывал определенное влияние на работу писателя. В свою очередь ведущие актеры после спектаклей всегда с большой признательностью принимали критические разборы и пожелания столичных литераторов.
       В доме часто собирались вместе актеры и литераторы и обсуждали общественные и театральные новости, проблемы литературы, здесь музицировали, читали стихи и свои пьесы для театра. Василий Каратыгин, о котором писали и говорили как о новом царе русской сцены, на этих дружеских посиделках всегда читал монологи из трагедий. Расходились под утро, когда на ближайших улицах появлялись первые прохожие, а по булыжной набережной канала начинали стучать колеса экипажей.
       Здесь впервые А.С. Грибоедов познакомил артистов со своей комедией «Горе от ума», и П.А. Каратыгин выбрал эту пьесу для своего бенефиса. Большим ударом для Грибоедова, Каратыгина и учеников Театральной школы стало известие о запрещении графом М.А. Милорадовичем играть в театре не одобренную цензурой пьесу.
       В верхнем этаже дома Голлидея, выходящего окнами на Офицерскую улицу, жила знаменитая танцовщица Екатерина Телешова, ученица балетмейстера К. Дидло. Познакомившись с талантливой балериной, А.С. Грибоедов на какое-то время сильно увлекся ею. Танцовщица пользовалась тогда расположением М.А. Милорадовича. Из дневника А.В. Каратыгина известно, что летом 1825 года в доме Голлидея граф лично осматривал «квартиры, под его надзором переделывающиеся для танцовщиц Телешовой и Азаревичевой».
       Екатерина Телешова прожила в доме Голлидея до середины 1827 года. А чуть раньше, в апреле, из здания выехали и актеры Каратыгины. Правда, Петр Каратыгин, женившись на одной из молодых учениц князя А.А. Шаховского, Л.О. Дюровой, остался в доме с молодой женой, заняв большую квартиру Екатерины Телешовой.
       Не изменила приюту Мельпомены – дому Георга Голлидея на Офицерской улице – и семья актеров Брянских. Вместе с женой и девятью детьми Яков Григорьевич вначале занимал тесную квартиру в три комнаты, кухню и подвал, а затем переехал в более просторное освободившееся помещение. Его новая квартира выходила окнами на Офицерскую улицу и Мариинский переулок. Жена Брянского, Анна Матвеевна, была известной актрисой и певицей. А.С. Пушкин сравнивал Я.Г. Брянского со знаменитым трагиком А.С. Яковлевым. Поэт писал: «Брянский, может быть, благопристойнее, вообще имеет более благородства на сцене, более уважения к публике, тверже знает свои роли. Но зато какая холодность. Напрасно вы говорите ему: расшевелись, батюшка! Развернись, рассердись!»
       Я.Г. Брянский был человеком передовых общественных взглядов. Его все характеризовали как умного, благородного и смелого человека. Имея независимый характер, он не выносил грубости даже от высокого начальства. Квартира актера в доме купца Голлидея славилась гостеприимством и хлебосольством. Гости чувствовали себя в доме у Брянского уютно, непринужденно и весело. Здесь чаще всего проходили важные репетиции и спевки в присутствии князя А.А. Шаховского и А.И. Якубовича. Друзьями А.М. Брянской и частыми желанными гостями в ее квартире на Екатерининском канале бывали актеры И.И. Сосницкий и Е.С. Семенова, литераторы И.И. Панаев, С.Т. Аксаков, Н.В. Кукольник, историк А.А. Краевский, «девица-кавалерист» ротмистр Н.А. Дурова, М.И. Глинка и многие другие. Е.Я. Некрасова вспоминала в своих очерках: «Ни один из домов актеров не видал в своих стенах такого многолюдства, такого разнообразия посетителей и столько умных людей, столько известностей на разных поприщах».
       Н.А. Рамазанов в своих мемуарах «Воспоминания об отжившем театральном мире Петербурга.», опубликованных в журнале «Москвитянин» (1885), писал: «Почти все в доме Голлидея жили семьями с многочисленными детьми, которые также участвовали в театральных представлениях: в дивертисментах играли небольшие роли, читали стихи, пели, танцевали. Артисты сливались как бы в одно семейство, милым шалостям и проказам, отличавшимся изобретением и грациозностью, не было конца.».
       Во дворе дома Голлидея завязывались знакомства и развивались первые романтические любовные истории. Много лет хранил в своей памяти и сердце актер П.А. Каратыгин юношескую любовь к одаренной танцовщице Н. Азаревичевой, чью блестящую карьеру прервал несчастный случай на спектакле.
       Между тем дела купца первой гильдии Георга Голлидея приходили в упадок, чему в значительной мере способствовала и дирекция Императорских театров, не выполнявшая своих договорных обязательств и регулярно задерживавшая арендную плату.
       Осенью 1828 года купца признали несостоятельным должником, а его дом выставили на публичные торги.
       Новому владельцу жилого здания, коллежскому асессору А.М. Вольфу, предъявили условия о приведении запущенного строения «в то положение, чтобы в оном с удобностию можно было бы жить».
       В конце XIX века бывший дом Голлидея подвергся капитальной переделке, после которой красивый, с небольшими колоннами по фасаду на Офицерской улице и с громадными аркадами служб, выходивших в Мариинский переулок, особняк превратился в безликий, примитивный, огромный и невзрачный доходный дом, обращенный своим основным фасадом на Екатерининский канал."

    (Георгий Зуев - Петербургская Коломна)

  • 11 Февраля 2023, 00:30

    В подтитуле: Дом Д. С. Прохорова

    В публикции: "...дом № 26 по ул. Декабристов был построен в конце 1790 гг. корнетом Конногвардейского полка Д. С. Прохоровым" (из книги: Анатолий Иванов. История Петербурга в старых объявлениях. ...).

    Не помню и не могу сейчас проверить, так ли приведена у А.Иванова фамилия тогдашнего владельца участка, но кто-то тут ошибся. В "Росписи домов С.-Петербурга", выполненной по результатам перенумерации 1798 года участок этот показан под номером 210 во 2-й Адмиралтейской части, владельцем его назван поручик Порохов (ОР РНБ. 0-IX-56).  Поручика Порохова называет владельцем участка в конце 18 века и Яцевич ("Пушкинский Петербург"). Поручик Дмитрий Порохов упоминается в Табели 1804 и в адресной книге 1809 года как владелец двух других домов неподалеку. Фамилия Прохоров нигде в указанных источниках не встретилась вообще. 

    Что касается А.Г. Яцевича, он в своей книге "Пушкинский Петербург" описывает дом так, что совершенно понятно, что он смотрел архивные чертежи. И персонажи, которых он упоминает в связи с домом, все подтверждаются с помощью адресных книг, воспоминаний и т.п. Да, у него встречаются ошибки в других сюжетах, но с этим домом у него все в порядке. Да что говорить, Яцевич имеет репутацию серьезного автора. Чего не скажешь о Зуеве, которого читать невозможно, потому что, если не в каждой строчке, то через одну, сталкиваешься не с какими-то там неточностями и ошибками, но с откровенным враньем и  нелепостями, происходящими из желания "сделать нам красиво". 

    Вот он начинает про дом, "выходивший своими главными фасадами на Офицерскую улицу и Мариинский переулок, а флигелем – на Екатерининский канал. Этот красивый особняк арендовала театральная дирекция". Дом состоял из двух корпусов, выходивших на канал и Офицерскую, углы выходили в переулок, в котором корпуса соединялись зданием конюшен с красивой аркадой. Все фасады были замечательной красоты - посмотрите чертежи. Но авор любит разнообразие, понадобился зачем-то флигель. Сомнительно, чтобы видел чертежи, в таких случаях пишут иначе а тут, ниже встречаем "здание с небольшими колоннами".  Ну, и, конечно, любимое слово у Зуева - особняк, неважно, что речь идет о довольно большом доходном доме, у него и дом Веге назван особняком. И так у него все. 

    Книга Яцевича выложена, в частности, здесь - https://imwerden.de/pdf/yatsevich_pushkinsky_peterburg_1993__ocr.pdf

    Почему-то ссылка не работает, если просто нажать на нее, а если скопировать и вставить, то работает.

  • 13 Марта 2024, 11:21
    Ответ на "В подтитуле: Дом Д. С. Прохорова В публикции: "..." от Liz

    В подтитуле: Дом Д. С. Прохорова

    В публикции: "...дом № 26 по ул. Декабристов был построен в конце 1790 гг. корнетом Конногвардейского полка Д. С. Прохоровым" (из книги: Анатолий Иванов. История Петербурга в старых объявлениях. ...).

     

    На самом деле у А. Иванова: Построен ... Д.С. Пороховым...

     

    В публикации: «с 1817 - арендован дирекцией императорских театров <...>

    В пушкинские времена дом арендовала дирекция театральной школы ...»

     

    Арендатором, безусловно, была дирекция Императорских театров, она ж Театральная дирекция. У Театрального училища был свой дом (№ 93 по каналу). У А. Иванова указано, что с 1814 года.

     

     

  • 13 Марта 2024, 21:39

    На плане в Сенатском атласе 1798 года план дома уже показан (№ 206). Был ли он уже построен к тому времени полностью или нет, неясно. 

    В рукописной «Росписи домов в С.-Петербурге», составленной по результатам перенумерации 1798 года, номер у дома 210, владельцем его назван поручик Порохов (ОР РНБ. Ф. 550. О-IV-56).

    В 1799 году в газете «СПб. ведомости» было опубликовано объявление о продаже этого дома и еще одного, также принадлежавшего Порохову (совр. адрес Вознесенский пр., 13).

     

    (СПб. вед. 1799. № 6 С. 120).

    В 1804 году владельцем дома (тогда № 199) уже был Жулиан Сеппи. Дом был оценен в 90 тысяч рублей (Табель, означающая полупроцентный сбор в доход городу. СПб., 1804. С. 24). Когда именно произошла продажа, неясно, но уже в сентябре 1802 года было опубликовано объявление: «Жульен Сеппи, содержатель отеля, называемого Северным <...> в большой Офицерской улице под № 210, имеет честь известить господ путешественников и проезжающих, что у него можно найти чистые и хорошо меблированные комнаты, хороший стол, наемные кареты и служителей, кои говорят на разных языках, в Европе употребляемых» (СПб. ведомости. 1802. № 71; цит. по: А. Иванов. История Петербурга в старых объявлениях. М., 2008. С. 446).

    То есть, строго говоря, из объявления не следует, что в 1802 году Жульен Сеппи был владельцем всего дома, но к 1804 году он им стал точно.

    Что было дальше не совсем понятно. Из воспоминаний П.А. Каратыгина известно, что отель процветал еще долго. Он упомянут в адресной книге 1809 года, но хозяин его не назван.

    (123. С. 552).

    А сам Жульен Сеппи не назван ни среди домовладельцев, ни среди купцов. Но и ни у кого из упомянутых в этой адресной книге Голидеев среди домовладений этот дом не показан.

    По сведениям А. Иванова в 1814 году Голидей сдал дом в аренду дирекции императорских театров и о том, как протекала в нем жизнь, мы знаем из разных воспоминаний.

    В печатных источниках не вижу определенных сведений о том, кто из купцов Голидеев бы владельцем этого дома.

    План Шуберта. 1828

    В «Указателе жилищ и зданий...» С. Аллера 1822 года показано, что купец Голидей владел домом 206 во 2 Адмиралтейской части и домами 90 и 231 в Васильевской (121. С.248). Там же сообщается, что купец 3 гильдии Иосиф Голидей живет в доме 206 во 2 Адмиралтейской части (Там же. с. 490). Казалось бы, вот он, хозяин. Однако в «Руководстве к отыскиванию жилищ...» того же автора (1824. С. 98) мы видим другую картину.

    Дом 206 во 2 Адм. части не показан ни у кого из Голидеев, дом 90 на В.О. принадлежит Джону Голидею и только дом 231  на В.О. показан у Иосифа Голидея. А между тем то же издание 1824 года в специальном отделе утверждает, что ни один из этих участков между 1822 и 1824 годами не поменял хозяина. Такие вот адресные книги.

    Судя по делу с проектными чертежами (ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 3450), не позднее 1833 года владельцем дома стал Вольф. Издание 1836 года называет владельцем доктора Вольфа (Нумерация домов в С.-Петербурге... СПб., 1836. С. 48,49, 2 пан.). «Книга адресов С.-Петербурга», изданная К. Нистремом в 1837 году, показывает, что он проживал тогда здесь, на Офицерской ( С. 1270).

    Доктор Андрей Мартынович Вольф прославился тем, что он первым в России произвел переливание крови и спас тем жизнь женщины, умиравшей после родов. Судя по тому, чем он заведовал, место для жизни доктор выбрал идеальное - рядом со Съезжим домом 2 Адмиралтейской части, все остальные части, кроме Нарвской в нескольких минутах даже шагом.

  • 6 Ноября 2024, 00:22
    Ответ на "В подтитуле: Дом Д. С. Прохорова В публикции:" от Liz

     Фамилия первого владельца - Порохов, а не Прохоров. Дмитрий Порохов!

    Еще раз! В публикации: 

    1910 - 1913   артистка Императорской оперной труппы Л. А. Андреева-Дельмас

      (ВПб на 1911. O. III. C. 25, на 1912. С. 24, на 1913. С. 17)

    Ни в одном из перечисленных выпусков ВПб Л.А. Андреева-Дельмас не названа артисткой императорской  оперной труппы, потому что она никогда ею не была. Не надо фантазировать.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32220
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2810