Публикация

Доходный дом

Здание на карте
фото
Архитекторы: Макаров М. А.
Год постройки: 1871-1872
Стиль:

Доходный дом

Вознесенский пр., 32 -наб. кан. Грибоедова, 77

1871-1872 - арх. Макаров Михаил Алексеевич    ([99]. C.204)

                - перестроен   

  • фото

    Фиксационные
    чертежи 1831 г.
    Фасад по 2-й
    Мещанской ул. и план.
    ЦГИА СПб. Ф. 513.
    Оп. 102. Д. 3238

  • фото

    Фасад по 2-й Мещанской ул.
    Фрагмент фиксационного чертежа 1831 г.
    ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 3238

  • фото

    Фасад по 2-й Мещанской улице.
    Фиксационный чертеж 1858 г.
    ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 3238

  • фото

    Фасад по Вознесенскому пр.
    Фиксационный чертеж
    1858 г.
    ЦГИА СПб. Ф. 513.
    Оп. 102. Д. 3238

  • фото

    Фасад по наб. Екатерининского кан.
    Фиксационный чертеж 1858 г.
    ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 3238

  • фото

    Генеральный план.
    Подпись: "Архитектор
    академик М.Макаров.
    1871 года июля 4 дня".
    ЦГИА СПб. Ф. 513.
    Оп. 102. Д. 3238

  • фото

    Фасад по Средней Мещанской ул.
    Подпись: "Архитектор М.Макаров".
    ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 3238

  • фото

    Фасад по Вознесенскому пр.
    Подпись: "Архитектор академик М.Макаров".
    ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 3238

  • фото

    Фасад по на. Екатерининского кан.
    Подпись: "Архитектор академик М.Макаров".
    ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 3238
    (добавил S.P. )

  • фото

    не позднее 1871 г.
    Фото - Фелиш А.Э
    Госкаталог

    (добавил kolomna_in_art)

  • фото

    * см. ниже
    (добавил Сергей Г)

  • фото

    Разрушенный дом по наб.
    канала Грибоедова, на
    углу пр. Майорова и
    Гражданской ул.
    (добавил Vladimir-2013)

  • фото

    (добавил
    Олег Сыромятников)

  • фото

    1943 г.
    Разрушенный жилой дом 77 по
    каналу Грибоедова на углу
    пр. Майорова и Гражданской ул.

  • фото

    1947 г.
    Угловой фасад дома №32 **
    ЦГАКФФД СПб Бр 13961
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    (?Строительный рабочий?
    №38(165) от 12.05.1953 г. С.4)
    (добавил lenarch)

  • фото

    1949 г.
    ЦГАКФФД СПб Гр 70898
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    1968 г.
    Фасад дома № 32
    по пр. Майорова.
    ЦГАКФФД СПб Бр 65410
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    1979 г.
    Общий вид дома №32
    на пр. Майорова.
    Фото - Колодкин
    ЦГАКФФД СПб Ар 110542
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    Фрагмент схемы РГИС,
    13.09.2021

    (добавил peterburzhets)

* Члены Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" перед отъездом в ссылку.  Сфотографировались в феврале 1897 года

    в фотоателье Везенберга и Ко на Вознесенском проспекте, 32. Сидят (слева направо): В.В. Старков, Г.М. Кржижановский,

В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Мартов. Стоят (слева направо): А.Л. Малченко, П.К. Запорожец, А.А. Ванеев.    (Добавил: Сергей Г)

** Аннотация: Угловой фасад дома №32 на пересечении проспекта Майорова и набережной канала Грибоедова

(где помещалась фотография Вейзенберга и Ко).

 

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Г. Д. Молчановой, Н. И. Львовой, А. И. Макарову, М. И. Макаровой, наследникам Макаровым по Вознесенскому пр., 32, Мещанской ул., 28 и наб.Екатерининского кан., 77. Начальная дата: 1831. Конечная дата: 1915. Количество листов: 113.                                                  ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 3238.

 

1831 г. Двор надворной советницы Молчановой. Фасад по 2-й Мещанской (ныне Гражданской) улице и генеральный план. На ген. плане: "На подлинном написано: С натуры снимал служащий Городской чертежной художник архитектуры А. Арефьев. 1831 года октября 27 дня." (Пишу так подробно, чтобы было ясно: Арефьев - не автор.)  На чертеже фасада более поздние пометки, где следует пробить двери, рядом пояснения от 1842 - 1843 г.

Фасад я вырезал отдельно более крупно. Чертеж явно не проектный, а фиксационный. Видны два дома, оба, очевидно, сохранялись с XVIII в. Более старый - левый дом с фасадом в стиле барокко середины XVIII в. Второй дом - видимо, 1770 - 1780-х гг., в стиле раннего классицизма.

В 1858 г. выполнен чертеж того же фасада, а также двух других - по Вознесенскому проспекту и по Екатерининскому каналу (подпись: "Архитектор Поляков"). 

В 1871 г. для новой владелицы - жены С.-Петербургского временного 1 гильдии купца Наталии Ивановны Львовой был выполнен проект нового доходного дома. Автор проекта - Михаил Алексеевич Макаров (1827 - 1873), архитектор в это время знаменитый, построивший много зданий, преимущественно доходных домов. Современники считали его великим мастером. Позже стало ясно, что такая оценка была преувеличенной. Но все же он сыграл существенную роль в истории архитектуры Петербурга: его популярность способствовала широкому распространению в архитектуре петербургских доходных домов пышных форм зрелой эклектики. Генеральный план: подпись: "Архитектор академик М. Макаров. 1871 года июля 4 дня" э

Фасад по Средней Мещанской (бывшей 2-й Мещанской, ныне Гражданской) улице. Фасад по Вознесенскому проспекту

Фасад по набережной Екатерининского канала

На первом чертеже подпись: "Архитектор М. Макаров", на двух других: "Архитектор академик М. Макаров".

Этот проект был осуществлен (о чем свидетельствуют, в частности, фиксационные чертежи 1873 г. в деле ЦГИА СПб.  Фонд 515.  Опись 4.  Дело 884).

В дальнейшем были только незначительные переделки: надстройка фотографического павильона (1873 г.), устройство кинематографа в первом этаже (1914 - 1915 гг.). Судя по фотографиям 1943 г., дом сохранял свой облик до момента разрушения.

Отдельно скажу об именах владельцев (на основании названного дела в фонде 513).

1831 - надворная советница Молчанова; 1842 - коллежская советница Молчанова, 1856-1859 - жена коллежского советника Молчанова. В одном из документов названо имя - Татьяна. Вероятно, это одно и то же лицо, начиная, по меньшей мере, с 1856 года. (В названии дела стоят инициалы "Г. Д.", а не "Т.")

1871 - жена С.Петербургского временного 1 гильдии купца Наталия Ивановна Львова.  Для нее и проектировал здание М.А.Макаров. Но уже к 1872 г. владелец изменился:

1872 - 1881 - купец 1-й гильдии Александр Иванович Макаров. (Не знаю, имел ли он отношение к архитектору М.А.Макарову или просто однофамилец).

1902 - купчиха М. И. Макарова.

1914-1915 - наследники Макаровы.                                                                                                               (добавил S.P.)

В 1893-1899 гг. жил писатель Д. В. Григорович.

 

В конце XIX в. принадлежал Макаровой Марии Ивановне. В доме было фотоателье Генриха Генриховича Везенберга, "Везенберг и К".   (Natalia_Ant)

 

На этом месте стоял дом, в котором в 1860-е годы жил инженер-архитектор М. И. Рылло 

(Г. Д. Гоппе, К. Г. Корнфельд  Всеобщая адресная книга С-Петербурга  1867-1868. O.III. C.414 кв.5)

В этом доме жили:

1870-е   архитектор Л. А. Гольм 

(Список членов С-Петербургского общества архитекторов на 01.01.1878 г. журнал "Зодчий" N 6 от 05. 02.1878)

1893 - 1900   писатель Д. В. Григорович 

(ВПб на 1894. O.III. C.64, на 1895. С.62, на 1896. С.90, на 1897. С.117, на 1898. С.150. на 1899. С.150, на 1900. С.160)

1880-е - 1890   архитектор Н. А. Макаров  (В. С. Тяпин  Строительный адрес-календарь на 1890 г.

C-Петербургское общество архитекторов 2-я ч.  С-Петербург  1890. С.1-23. кв.15)   (добавил Val 39)

 

1924. Кинотеатр "Астория" (в разделе "кинотеатры, сданные в аренду") - пр. Майорова, 32 (ВПг на 1924. С  293)

1928:  Кино-театральная к-ра (контора?) "Прогресс" - пр. Майорова,, 32 (Список абонентов ЛГТС: 1928. С. 248)

1935:  Кинотеатр "Прогресс"  - пр. Майорова, 32   ([103]. С. 392)

 

37 комментариев
7067 просмотров
Добавил: Mary, 18 Октября 2008, 20:07
Редактировано: 14 Апреля 2024, 13:45
Оцените:
(15 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2058.html' target='_blank'>Доходный дом на Citywalls.ru</a>
Всего 37 комментариев
  • 5 Декабря 2009, 01:16

    пам.истории мест.зн. [9]

  • 11 Ноября 2010, 02:51

    А как он попал в памятники с фасадами такими послевоенными?

  • 25 Ноября 2010, 02:33
    Кино-театральная к-ра (контора?) "Прогресс" - пр. Майорова,, 32 (Список абонентов ЛГТС: 1928. С. 248).
  • 25 Ноября 2010, 02:35

    Точно, так всегда сокращали контору :)0

     

     Публ-ция без ссылок. Под титул нужны правильные написания топонимов.

  • 29 Января 2011, 22:27

    1935: "Прогресс", кинотеатр. Пр. Майорова, 32 (103. С. 392)

  • 19 Февраля 2011, 23:01

    В конце XIX века принадлежал Макаровой Марии Ивановне. В доме было фотоателье Генриха Генриховича Везенберга, "Везенберг и К"

  • 15 Октября 2012, 20:38

    Кинотеатр "Астория" (в разделе "кинотеатры, сданные в аренду") - пр. Майорова, 32 (ВПг на 1924. С 293)

  • 1 Июня 2014, 18:33

    Дом действительно сильно пострадал во время войны.

    Разрушенный дом по набережной канала Грибоедова, на углу проспекта Майорова и Гражданской улицы.
    Дата съемки [1941-1945гг.] (http://www.photoarchive.spb.ru Дата обращения 01.06.2014)

     

  • 1 Июня 2014, 21:05

    Пр. Майорова, 32

    1928-1935: Кинотеатп "Прогресс". ("Весь Ленинград и область - 1928". С. 234; (Весь Ленинград - 1935; С. 392)

  • 3 Апреля 2015, 16:50

    Комментарий относится к соседнему дому  http://www.citywalls.ru/house6711.html

    1828 г.  :  На участке дома N 26 по Гражданской ул - (Ср.Мещанской). находилось Пожарное депо.
                                                                                         (План СПб Ф.Ф.Шуберта. - СПб., 1828)   

                      

  • 19 Августа 2017, 10:43

    "В доме было фотоателье Генриха Генриховича Везенберга, "Везенберг и К"".

    Члены Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" перед отъездом в ссылку. 
    Сфотографировались в феврале 1897 года в фотоателье Везенберга и Ко на Вознесенском проспекте, 32.
    pastvu.com/p/134785


    Кржижановский:
    Перед моим умственным взором проносятся картины Петербурга и петербургских студенческих революционных кружков начала 90-х годов прошлого века.

    Сидят (слева направо): В.В. Старков, Г.М. Кржижановский, В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Мартов.
    Стоят (слева направо): А.Л. Малченко, П.К. Запорожец, А.А. Ванеев.

    *******

    Старков, Василий Васильевич (1869-1925)
    Учился в Петербургском технологическом институте... Ссылка... Практический отход от ревборьбы... "Умер в апреле 1925 года в своем рабочем кабинете на посту заместителя торгового представителя СССР в Германии".

    Кржижановский, Глеб Максимилианович (1872-1959)
    Учился в Петербургском технологическом институте... "Вихри враждебные..." Текст - Кржижановского... Председатель ГОЭЛРО... Наиболее близкий друг Ленина.

    Мартов, Юлий Осипович (настоящая фамилия Цедербаум) (1873-1923)
    Хром с детства. Учился на физмате Санкт-Петербургского университета... Один из лидеров меньшевиков... Эмигрировал смертельно больным (1920).

    Ульянов, Владимир Ильич (Ленин) (1870-1924)
    Юрист. Умер на вершине власти вне власти.

    Малченко (Мальченко), Александр Леонтьевич (1870-1930)
    Учился в Петербургском технологическом институте... Ссылка, постепенный отход от ревборьбы... Расстрелян 18 ноября 1930 года.

    Запорожец, Пётр Кузьмич (1873-1905).
    Учился в Петербургском технологическом институте... Психическое расстройство как результат тюремного заключения.

    Ванеев, Анатолий Александрович (1872-1899).
    Учился в Петербургском технологическом институте... Умер в ссылке от туберкулёза.

    *******

  • 19 Августа 2017, 10:45

    Члены Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" перед отъездом в ссылку. 
    Сфотографировались в феврале 1897 года в фотоателье Везенберга и Ко на Вознесенском проспекте, 32.
    commons.wikimedia.org

     

    Сидят (слева направо): В.В. Старков, Г.М. Кржижановский, В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Мартов.
    Стоят (слева направо): П.К. Запорожец, А.А. Ванеев.

    ********

    А может, лучшая победа
    Над временем и тяготеньем -
    Пройти, чтоб не оставить следа,
    Пройти, чтоб не оставить тени

    На стенах...
    Может быть - отказом
    Взять? Вычеркнуться из зеркал?
    Так: Лермонтовым по Кавказу
    Прокрасться, не встревожив скал.

    +

    А может - лучшая потеха
    Перстом Себастиана Баха
    Органного не тронуть эха?
    Распасться, не оставив праха

    На урну...
    Может быть - обманом
    Взять? Выписаться из широт?
    Так: Временем как океаном
    Прокрасться, не встревожив вод...

    Марина Цветаева, 1923.

  • 8 Октября 2017, 19:30

    Место, на котором стоят этот и соседний дома (26) упоминается в известном произведении Крестовского "Петербургские трущобы". Здесь жили несколько отрицательных и положительных героев. Двор описан достаточно подробно. Дом был другим. До его строительства оставалось около 10 лет.

  • 8 Октября 2017, 20:08
    Ответ на "Место, на котором стоят этот и соседний дома (26) " от Амир

     Вы не могли бы назвать имена героев, процитировать соответствующие места из романа, назвать номера глав?

  • 11 Октября 2017, 16:54

    ....Средней Мещанской улице, «близ пожарного депо», жил некоторый «бедный, но честный майор» в отставке, «будучи обременен многочисленным семейством и женой, болезненным состоянием одержимой». Это, однако, нисколько не мешало ему брать «на воспитание» посторонних детей. «Бедный, но честный» майор назывался – Петр Кузьмич Спица....По-моему, это единственная конкретизация положения. "Близ пожарного депо". Сама Средняя Мещанская упоминается многократно в первом томе, как место проживания Морденко и других героев.

    "Морденко все-таки спустился с паперти раньше остальной нищей братии, преследуемый
    градом критических и обличительных замечаний со стороны косоглазого слюняя и баб
    попрошаек. Угрюмо понурив голову, шел он в своем дрянном, развевающемся
    халатишке, направляясь к Средней Мещанской, где было его обиталище. Саженях в десяти
    расстояния за ним шагал высокий человек, ни на минуту не упуская из виду понурую
    фигуру старика.
    У ворот грязно-желтого дома, того самого, где обитала Александра Пахомовна, мнимая
    тетушка Зеленькова, и где неисходно пахло жестяною полудой, старик Морденко
    столкнулся с молодым человеком."

    Будет время, проанализирую и уточню.

  • 11 Октября 2017, 17:07

    Опять я веду тебя, мой читатель, в места уже нам знакомые, в самый центр
    многосуетного города Петербурга, в улицу, называемую Средней Мещанской, в тот
    неказистый, закоптелый дом грязно-желтого цвета, где всегда неисходно пахло жестяною
    полудою и слышался непрерывный стук слесарей да кастрюльщиков, – словом, я веду тебя
    в дом, где обитало много наших знакомцев. Там жил, вплоть до самой смерти, Осип
    Захарович Морденко; там же обитал и единственный его благоприятель Петр Кузьмич
    Спица, называвший себя не иначе, как «бедным, но честным майором», и по той же самой
    лестнице, дверь против двери с Петром Кузьмичом, помещалась тайная агентша
    знаменитой генеральши фон Шпильце, Александра Пахомовна Пряхина, известная всем и
    каждому более под именем Сашеньки-матушки.
    Осип Захарович Морденко навеки отошел уже к праотцам, и поэтому не он будет
    Положительных героев нет.

  • 11 Октября 2017, 17:25

    Нет, нашел среди тех, кому майор сдавал свои комнаты:

    "Третью комнату занимал старик немец с двумя дочерьми. Она была меньше двух
    остальных и ходила за десять рублей в месяц. Ситцевая занавеска делила ее на две
    половины."

    И еще личности, которым майор сдавал "угол":

    "В одном углу нам встречается здесь капитан Закурдайло – «по рождению благородный
    человек», по убеждениям «киник», а рядом с ним – желтоволосый старичонко, с
    неподвижными рыбьими глазами, «отпетый, да не похороненный», Пахом Борисович
    Пряхин. При старости лет своих достойный родитель Сашеньки-матушки возжелал
    находиться близ своей достойной дочери. В свою собственную квартиру она его не
    пустила – «потому папенька очень часто в неделикатном виде бывает». Но Пахом
    Борисович был очень рад и скромному уголку по соседству с нею, ибо здесь для него все
    таки гораздо более, чем живучи в другой какой улице, было возможно выпрашивать у нее
    гривеннички на баньку и парить кишочки чайком грешным.
    Остальные два угла занимались личностями, игравшими пассивную и как бы
    адъютантскую роль при Закурдайле и Пряхине. То были: какой-то вихлявый,
    прогоревший мещанинишко, некогда торговавший на ларе под Толкучим, да расстрига
    дьякон, который сам себе, в виде собственного девиза, давал аттестацию такого рода:«всегда трезв, до дня поднесеньева». А так как поднесеньевы дни случались у него едва ли
    не ежесуточно, то расстрига, естественно, всегда обретался во образе пьянственном.
    Вообще, на четырех квадратных саженях этой комнаты сошелся все народ теплый,
    козыри одной засаленной колоды."

  • 11 Октября 2017, 20:08

    А все-таки: по каким признакам видно, что это тот самый дом (или точнее, то самое место)? На Средней Мещанской (Гражданской ул.) много домов...

     

    И кстати заодно: где в этом районе было пожарное депо? Мне что-то не приходит в голову ничего, кроме съезжего дома на углу Садовой и Большой Подъяческой

  • 12 Октября 2017, 14:13
    Ответ на "А все-таки: по каким признакам видно, что это тот " от S.P.

     Пожарное депо было на сквозном участке, по Ср. Мещанской, 26, по каналу - 75,  второй дом от Вознесенского. Оно видно на акварели Баганца и значится во всех адресных книгаж.

    См.: http://www.citywalls.ru/house6711.html

  • 12 Октября 2017, 14:43

    http://www.citywalls.ru/house6711.html: "Для Петербургского мирового съезда и сиротского суда, и некоторых других городских учреждений Китнер составил в 1883 г. проект нового здания на месте ветхого пожарного депо на Мещанской (ныне Гражданской) ул., 26, на участке, выходившем узкой полосой на наб. Екатерининского (ныне Грибоедова) канала, 75."

    https://sites.google.com/site/litpeterburg/peterburg-dostoevskogo/v-romane-prestuplenie-i-nakazanie "рядом с Пожарным депо, на месте которого позднее возвели здание Санкт-петербургского мирового съезда."

    Т.е. Пожарное депо находилось на месте дома пионеров, д.26. Где-то рядом ("близ") и жили герои романа. По-моему мнению, скорее всего, это то место, где стоит дом 28. Но, может быть, и 24. Автор не уточнил.

  • 12 Октября 2017, 15:01

    В предыдущих постах приведен фрагмент плана города, на котором указано положение пожарного депо. Также его можно рассмотреть здесь http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2006/08/13/031.jpg.

    В романе приводится номер квартиры (24) и этаж (3). Но на картине Баганца в основном одноэтажные дома. Самый высокий дом "близ пожарного депо" - двухэтажный. Стоит там, где сейчас дом 28. Практически все дома на Вознесенском достраивались. К тому же, произведение художественное. Исторической достоверности искать не стоит. Крестовский точно обозначил время начала событий: «5 мая 1838 г. молодая женщина подкидывает в дом князя Дмитрия Шадурского новорожденную девочку…». Картина написана в начале 1860-х. Роман опубликован впервые в журнале Отечественные записки 1864—1866гг. Автор видел Среднюю Мещанскую и ее окрестности именно так, как они представлены на картине Баганца.

  • 12 Октября 2017, 15:59
    Ответ на "Пожарное депо было на сквозном участке, по Ср. Мещ" от Liz

     Спасибо, буду знать.

  • 12 Октября 2017, 16:03
    Ответ на "В предыдущих постах приведен фрагмент плана города" от Амир

     "Близ пожарного депо" - совсем не обязательно именно этот дом. Может быть, и слева от пожарного депо, дальше от канала. Может быть, и через один - два дома. Или на другой стороне улицы.

     

    "К тому же, произведение художественное. Исторической достоверности искать не стоит."

    Вот с этим я согласен на 100%. Искать какие-то конкретные адреса - дело неблагодарное.

     

     

  • 12 Октября 2017, 16:23
    Ответ на ""Близ пожарного депо" - совсем не обязательно имен" от S.P.

     Так и дом Раскольникова не полностью подходит под описание Достоевского, не говоря о том, что есть не менее 3-х домов, в которые можно вписать треугольную комнату Сонечки Мармеладовой. Географические координаты, увы, в художественных произведениях почему-то не приводят. Видимо, Глонасса не было, секстантом пользоваться умели не все.

  • 12 Октября 2017, 17:03

    Конечно, именно так и есть. И так называемый "дом Раскольникова" - надуманная достопримечательность, этот адрес придуман краеведом Н.П.Анциферовым в 1923 г. И то, что на доме теперь установлена доска - нонсенс. "Дом Сони Мармеладовой" тоже "нашел" Анциферов. Вот кто придумал "дом процентщицы", не знаю - но наверняка не сам Достоевский. (Вообще-то я еще в 2012 г. написал об этом на своем сайте, так что ничего нового для меня в этом нет.)

     

    Я как раз и считаю, что пытаться указать точные адреса - бессмыслица. (Ну разве только если сам писатель вдруг назовет точный адрес - и то еще нужно проверить, не мистификация ли это.)

     

  • 13 Октября 2017, 00:04
    Ответ на "Конечно, именно так и есть. И так называемый "дом " от S.P.

     Вы же читали, наверное, книгу Н.П. Анциферова "Петербург Достоевского". Из нее совершенно очевидно, что он ничего не придумывал и ни в коем случае не выдавал адреса, о которых писал, за те, которые Достоевский имел в виду. У него была задача - помочь участникам его экскурсий погрузиться в мир героев, почувствовать тогдашний Петербург. Он выбирал определенное время для экскурсий, вечер на закате, подыскивал в районе Мещанских дома, которые сволько-нибудь подходили под описание. У Раскольникова Столярный переулок, отдельную комнату, расположенную выше квартиры последнего этажа, дверь в дворницкую в подворотне. Они всегда ходили на экскурсию с книгой, читали соответствующие места. О доме, который он выбрал для Сони, Анциферов сам писал, что там не соответствует количество этажей, но ему был важен острый угол, который есть в том дворе, и то, что тогда еще существовали деревянные галереи, которые тогда уже мало где были. А потом, начиная с 60-х, развелась толпа, не скажу кого, кто ходит аж с шагомерами в карманах - вот заняться-то нечем больше - и пеняют Анциферову, что он их бедных запутал. Дивное доказательство приводят своим занятиям - у Достоевского было военно-инженерное образование, поэтому он должен был (им должен, кому же еще) быть точен в своих расчетах. Вот вынь да выложь 730 шагов. 

  • 13 Октября 2017, 00:47
    Ответ на "Вы же читали, наверное, книгу Н.П. Анциферова "Пет" от Liz

    А почему это "наверное"? Если Вы прочитаете то, что я написал на своем сайте (ссылку я дал), то увидите, что я прямо цитирую Анциферова. Или думаете, что я сам не читал, а цитирую с чужих слов?

     

    Пожалуй, я не вполне удачно выразился насчет Анциферова. Конечно, он не выдавал эти адреса за подлинные адреса Достоевского, это за него сделали другие. Но на чем я настаиваю - это на бессмысленности попыток определить точные адреса - у кого угодно, хоть у Достоевского, хоть у Крестовского, хоть у Блока...

  • 10 Мая 2018, 21:59

    +           На этом месте стоял дом, в котором в 1860-е годы жил инженер-архитектор М. И. Рылло 

    (Г. Д. Гоппе, К. Г. Корнфельд  Всеобщая адресная книга С-Петербурга  1867-1868.O.III.C.414 кв.5).

    Этот дом в то время имел адрес Вознесенский пр. 32,согласно табеля домов С-Петербурге 1889 г.

    стр. 23 нумерация дома не изменялась: новый № 32, старый № 26.    

            В этом доме жили:

    1870-е   архитектор Л. А. Гольм  (Список членов С-Петербургского общества архитекторов на

                  01.01.1878 г. журнал "Зодчий" N 6 от 05. 02.1878).

    1893 - 1900   писатель Д. В. Григорович  (ВПб на 1894.O.III.C.64, на 1895.С.62, на 1896.С.90, на 1897.

                          С.117, на 1898.С.150. на 1899.С.150, на 1900.С.160).

    1880-е - 1890   архитектор Н. А. Макаров  (В. С. Тяпин  Строительный адрес-календарь на 1890 г.  

                             C-Петербургское общество архитекторов 2-я часть  С-Петербург  1890  С.1-23 кв.15).

  • 15 Мая 2018, 22:13
    Ответ на "А почему это "наверное"? Если Вы прочитаете то, чт" от S.P.

     Попытки не просто бессмысленные, но довольно вредные. Уже тем, что - насчет Достоевского - практически с пеной у рта. Без всяких "если" и т.п.

  • 15 Мая 2018, 22:34

    Нравится людям, что делать. Кому-то интересно "730 шагов". Так погружаются (в мир героев). 

  • 13 Августа 2019, 16:26

    2 фотография - с исчезновением (но подпись к ней как к полноценному снимку).

     

    Комментарий 19 Августа 2017, 10:43 - полный вариант;

    Комментарий 19 Августа 2017, 10:45 - ретушированный.

  • 12 Апреля 2020, 14:15

    Покажу некоторые чертежи из дела:

     

    ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 3238. Чертежи дома на участке, принадлежавшем Г.Д.Молчановой, Н.И.Львовой, А.И.Макарову, М.И.Макаровой, наследникам Макаровым по Вознесенскому пр., 32, Мещанской ул., 28 и наб.Екатерининского кан., 77. Начальная дата: 1831. Конечная дата: 1915. Количество листов: 113. Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/102/3238

     

    1831 г. Двор надворной советницы Молчановой. Фасад по 2-й Мещанской (ныне Гражданской) улице и генеральный план:

     

    На ген. плане: "На подлинном написано: С натуры снимал служащий Городской чертежной художник архитектуры А.Арефьев. 1831 года октября 27 дня." (Пишу так подробно, чтобы было ясно: Арефьев – не автор.) 

     

    На чертеже фасада более поздние пометки, где следует пробить двери, рядом пояснения от 1842 – 1843 г.

     

    Фасад я вырезал отдельно более крупно:

     

    Чертеж явно не проектный, а фиксационный. Видны два дома, оба, очевидно, сохранялись с XVIII в. Более старый - левый дом с фасадом в стиле барокко середины XVIII в. Второй дом - видимо, 1770 - 1780-х гг., в стиле раннего классицизма.

     

    В 1858 г. выполнен чертеж того же фасада, а также двух других - по Вознесенскому проспекту и по Екатерининскому каналу (подпись: "Архитектор Поляков"): 

     

    (Заодно покажу по ссылке чертеж 1869 г., который мне показался забавным: устройство ретирадника, с натуралистическими подробностями его использования.)

     

     

    В 1871 г. для новой владелицы - жены С.-Петербургского временного 1 гильдии купца Наталии Ивановны Львовой был выполнен проект нового доходного дома. Автор проекта - Михаил Алексеевич Макаров (1827 - 1873), архитектор в это время знаменитый, построивший много зданий, преимущественно доходных домов. Современники считали его великим мастером. Позже стало ясно, что такая оценка была преувеличенной. Но все же он сыграл существенную роль в истории архитектуры Петербурга: его популярность способствовала широкому распространению в архитектуре петербургских доходных домов пышных форм зрелой эклектики.

     

    Генеральный план:

    Подпись: "Архитектор академик М.Макаров. 1871 года июля 4 дня"

     

     

    Фасад по Средней Мещанской (бывшей 2-й Мещанской, ныне Гражданской) улице:

    Более высокое разрешение

     

     

    Фасад по Вознесенскому проспекту:

    Более высокое разрешение

     

     

    Фасад по набережной Екатерининского канала:

    Более высокое разрешение

     

    На первом чертеже подпись: "Архитектор М.Макаров", на двух других: "Архитектор академик М.Макаров".

     

    Этот проект был осуществлен (о чем свидетельствуют, в частности, фиксационные чертежи 1873 г. в деле ЦГИА СПб.  Фонд 515.  Опись 4.  Дело 884).

     

    В дальнейшем были только незначительные переделки: надстройка фотографического павильона (1873 г.), устройство кинематографа в первом этаже (1914 - 1915 гг.). Судя по фотографиям 1943 г., дом сохранял свой облик до момента разрушения.

     

     

    Отдельно скажу об именах владельцев (на основании названного дела в фонде 513).

     

    1831 - надворная советница Молчанова; 1842 - коллежская советница Молчанова, 1856-1859 - жена коллежского советника Молчанова. В одном из документов названо имя - Татьяна. Вероятно, это одно и то же лицо, начиная, по меньшей мере, с 1856 года. (В названии дела стоят инициалы "Г.Д.", а не "Т.")

     

    1871 - жена С.Петербургского временного 1 гильдии купца Наталия Ивановна Львова.  Для нее и проектировал здание М.А.Макаров. Но уже к 1872 г. владелец изменился:

     

    1872 - 1881 - купец 1-й гильдии Александр Иванович Макаров. (Не знаю, имел ли он отношение к архитектору М.А.Макарову или просто однофамилец).

     

    1902 - купчиха М.И.Макарова.

     

    1914-1915 - наследники Макаровы.

  • 12 Апреля 2020, 19:15

    И еще: уточняю ссылку: [99], с. 204.

  • 11 Августа 2022, 13:23

     

    ЦГАКФФД СПб

    Гр 70898

    Фасад дома №28 на Гражданской улице.

    1949 г.

     

  • 13 Апреля 2024, 15:09

    Фелиш, не позднее 1871 Госкаталог

  • 13 Апреля 2024, 19:58
    Ответ на "На госкатлоге написано 1870-е Госкаталог" от kolomna_in_art

     Исходя из дат на чертеже, лето 1871-го, дату снимка можно уточнить: не позднее 1871.

    Это я, не заходя в Госкаталог, написала. Но оказывается, это Фелиш, а его серия визитного формата, c которой он начинал съемки города, как мне говорили в издательстве "Стереоскоп", где переиздавались его карточки, датируется примерно 1867-м годом. У себя на сайте они округляют дату до 1860-х, но именно этой карточки у них нет. См.:  stereoscop.ru/postcards/?sort=cardautor&cardautor=1346 (нажать на "Все авторы", Фелиш второй по порядку).

    Ну, и, конечно, доверие к подписи в альбоме - "Die Erbsenstrasse" (Гороховая улица) - подвело музей

     Госкаталог:

    Фелиш А.Э.

    Гороховая улица. Из альбома с видами Санкт-Петербурга "St. Petersburg" (сост. Н. Неезе). 1870-е.

    Материал, техника: фотобумага, акварель, картон; фотопечать раскрашенная.

    Размер: 5,5х9,0 см <...>

    ГМИ СПб. Инв. № II-А-10925 ф

    Надо бы эту фотографию поставить к дому 30 по Вознесенакому, он тут немного виден (до перестройки). И брандмауэр дома 28 хорошо виден.

  • 17 Апреля 2024, 20:33
    Ответ на "Исходя из дат на чертеже, лето 1871-го, дату снимк" от Liz

     Спасибо, поправлю и догружу на другие страницы.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31931
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 1210