Публикация

Кронштадтские гавани

Здание на карте
фото
Кронштадт
Крепость, 30
Архитекторы: Петр I
Лейн Э.
Год постройки: 1713-1723
Стиль:

Кронштадтские гавани

г. Кронштадт, 

 

Котлинская гавань

1714 -

 

Купеческая гавань

Средняя гавань

Лесная гавань

Военная гавань

 

1713 - начало строительства

1719-1723 - окончание строительства

авторы проекта - Петр I, кап.Лейн Э.

строитель - кап.Лейн Э.

  • фото

    Схема.
    (составил Mary)

  • фото

    План Норберга.
    год неизвестен
    (добавил Риэлтор)

  • фото

    1816. Кронштадт.
    рис. П.П. Свиньин, гравер С.Ф. Галактионов
    (добавил Риэлтор)

Во время войны со Швецией (1700-1721) за выход к Балтйскому морю о. Котлин стал новой базой российского флота. У берегов Котлина каждое лето стояли корабли для защиты залива. Осенью они уходили на зимовку в Петербург, т.к. своей гавани Котлин не имел. Ее строительство началось в ноябре 1709 г., ответсвенным был  назначен Корнелий Крюйс. Для ограждения будущей гавани почти под прямым углом к берегу началось строительство мола-пристани. Работа по устройству гавани растянулась на несколько лет. Сооружали гавань солдаты и пленные. Чтобы ускорить строительство, в 1712 г. появился указ - выслать на Котлин по 3 тыс. работных людей от всех губерний. Однако губернаторы не спешили выполнять указ. Строительство тормозилось и из-за нехватки материалов. На севере острова добывали камень для стенок гавани, на южном - глину для бруствера.


1714 г. ознаменовался Гангутской победой. Она отодвинула войну к шведским берегам. В 1714 г. вошла в строй котлинская гавань. Гавань вмещала 40 судов, но была мала даже для военного флота, не говоря о торговом. Поэтому, еще за год до открытия гавани, началось строительство новых гаваней. Позже они получили название Военной, Лесной, Средней и Купеческой. Петр хотел закончить гигантское сооружение за год.

Деловая переписка Петра I с капитаном Э. Лейном дает основание считать их авторами проекта гаваней о.Котлин, строителем был Э. Лейн. В процессе строительства вносились изменения в форму и размеры гаваней, которые в окончательном виде вошли в генеральный план Котлина, утвержденный Петром I в 1721 г.

 

Указом от декабря 1715 г. из 5 губерний выделяются 31, 5 тыс. рабочих на строительство гаваней, а для присмотра за работами было приказано прибыть на остров и губернаторам: азовскому, архангельскому, казанскому, московскому и нижегородскому. В 1717 г. руководство строительством передали сенатору М. М. Самарину.
Строительство велось несколько лет, но уже в 1719 г. в котлинский порт из Европы пришло около ста торговых судов. С 1719 г. по мере готовности отдельных гаваней, их стали вооружать пушками. В 1723 г. завершена чистая отлека последней гавани - Военной. В дальнейшем продолжаются работы по оборудованию гаваней для приема и обслуживания военных и торговых кораблей.

([163]. С.30-47, [160]. С.32-33, Mary)

 

Памятник Федерального значения.
Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 о Перечне объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения, находящиеся в г. СПб. (Текст документа по состоянию на 1 марта 2008 г.)  (с. 19-21)

7 комментариев
4107 просмотров
Добавил: Mary, 20 Февраля 2012, 20:22
Редактировано: 24 Января 2023, 11:57
Оцените:
(6 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house20317.html' target='_blank'>Кронштадтские гавани на Citywalls.ru</a>
Всего 7 комментариев
  • 21 Февраля 2012, 13:20

    Та гавань, которая на схеме обозначена просто словом "гавань" - Военная.

  • 28 Декабря 2022, 00:43

    1816 Кронштадт. рис. П.П. Свиньин, гравер С.Ф. Галактионов

        см. публ.

  • 3 Января 2023, 07:16

     план Норберга, год неизвестен http://fortoved.ru/forum/index.php?t=tree&th=2017&goto=33504&rid=0&S=0cd16e67c1294d70d39c85900af2e8d3#page_top

        см. публ.

  • 3 Января 2023, 10:06

    Норберг - это от размещавшего со слепу снимок на форуме.

     

    Не сомневаюсь, что Вы и сами видите, что на карте написано Кронштадт. 

     

    Надпись по-шведски, переводится примерно так (перевод мой): Императорские корабельные верфи в Кронштадте с их верфями, артиллерийскими фортами, вид на город из цитадели.  

    По каталогу: ЦВММ КП ФН-3685

     

    Я уверена, что это изображение не позднее 1740 г., поскольку в дальнейшем использовались его разномастные копии с начала 1740-х гг. Состряпывание этой карты связано, как я предполагаю, с большим соблазном шведов затеять новую войнушку (1741-1743 гг.), чтобы взять реванш за продутую Петру Великому Северную войну, пока в России баба на троне. Но Елизавета и её армия и флот справились. Шведы получили по сусалам, и карта им не потребовалась. 😀

  • 15 Сентября 2023, 09:18

    Военная энциклопедия - СПб., Т-во И. Д. Сытина, 1911-1915.
    Т. 1 : Адмиралтейства, 243, 245 с., На обл. дата изд. : 1910. (отправил)

  • 24 Октября 2024, 13:04

    монография: Богданов В.И.  Кронштадтский футшток и его Шепелевский дублер, 2015 (сс.28-29)

    "На рис. 15 воспроизведен план Кронштадта из опубликованного в 1732 г. труда Обри де ла Мотрэ (Motraye A. de la, 1674–1743): «Путешествие из Риги к Ладожскому озеру, оттуда в Петербург; с географическими, историческими и политическими сведениями о стране и городах и т.д., о главных деяниях и жизни императора Петра I и покойной императрицы Екатерины, с известием о возвышении и падении Александра Меншикова и т.д.». Этот труд частично переведен на русский язык Ю.Н. Беспятых [128, 176, с.29; 43, 211–251]. Репродукции этого плана опубликованы также в работах И.Н. Божерянова [139, с.91] и К.Г. Житкова [177, с.186]. В пояснениях к плану О. де ла Мотрэ пишет о «большой гавани», в которой «может поместиться свыше тысячи военных кораблей». Эта гавань закрыта «деревянным молом, сооруженным в воде на сваях, заполненным фашинами и другими подобными материалами. Мол образует красивую широкую набережную, которая простирается от № 3, являющейся меньшей гаванью (она может вместить сто кораблей), до № 4 — гавани торговых судов. Большая гавань имеет глубину от 22 до 42 футов. Единственным проходом для кораблей любого размера является №5 между №6 — крепостью Кроншлот — и №7 — цитаделью, так как вода во всех остальных местах мелка — всего лишь 4–5 футов в направлении обоих берегов. А там, где вода у № 6 достаточно глубока для самых больших кораблей, там на этой крепости стояло не менее 200 пушек и еще гораздо больше на цитадели, где могло быть размещено свыше тысячи пушек если бы потребовалось. Насчитывалось 970 пушек на батареях № 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14. Мол гавани для купеческих судов построен на сваях, как и молы двух гаваней для военных кораблей; гавань очень велика, глубока и надежна. № 15 — новый канал, начатый Петром I и не оконченный. Его предполагали довести у № 16 до моря, которое находится на расстоянии версты, и до № 17, где предполагалось построить верфь и где едва приступили к работам. Этот канал в своем конце имеет глубину 22 фута и ширину около 100 футов. Рассчитывали, что он должен быть, по крайней мере, две версты протяженностью, вместе с двумя рукавами, где предполагалось построить доки с таким расчетом, чтобы их можно было осушить за час при помощи ветряка. № 18 — маленький дом, который построил для себя командор Лейн, когда управлял рабочими. Дом поставлен на воде на сваях, как молы; его венчает купол. В доме четыре комнаты. Лейн говорил мне, что царь обычно посещал его там, бывая в Кронштадте с целью посмотреть, насколько продвинулись работы. Он также требовал браги, заставлял Лейна пить и сам пил за его здоровье, называя его лендлордом. № 19, 20 и 21 — склады, также на воде, целиком из кирпича и камня, хорошо зацементированные для хранения черного пороха. № 22, 23 — другие склады (деревянные) для хранения всевозможных военно-морских припасов, продовольствия, канатов, парусов и т.д. Дома в Кронштадте, за малым исключением, деревянные, улицы скверно вымощены, но те дома, что обозначены № 24, близ нового канала, красиво построены из кирпича, в два или три этажа» [176, с.233–235]. Подробное описание Кронштадтских гаваней позволяет высказать предположение о производстве футшточных наблюдений в Средней гавани — согласно официальной версии, у дома капитана-командора Эдварда Лейна." 

    см. web.archive.org/web/20210725115758/https://nestorbook.ru/uDrive/file/876/25791d80f01d5c7ef9e326c95e70d1fe  

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32227
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 9131