Публикация
Обводной (Проводной) канал с чугунной оградойОбводной (Проводной) канал с чугунной оградой г. Кронштадт, Пам. арх. (федеральн.)
Кронштадт строился регулярно. В основу застройки уже в 1710-х гг. арх. Дж. Фонтана заложил геометрически правильную схему. В 1761 г. генеральный план застройки города разработал С. Чевакинский. Он спроектировал Обводной канал, который должен был обрамлять будущее Адмиралтейство. Вдоль северной стороны канала намечалась прокладка главной улицы. В 1780-х гг. этот план осуществил М. Ветошников.
Фото - Mary 2007.
Памятник Федерального значения. ![]() ![]() Добавил: Mary, 20 Февраля 2012, 20:22
Редактировано: 21 Февраля 2012, 23:51
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house20307.html' target='_blank'>Обводной (Проводной) канал с чугунной оградой на Citywalls.ru</a>
Всего 2 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 6
Гостей: 1152
Зарегистрировано: 14596
Всего сегодня: 8041
|
В апреле 1799 года в Кронштадте начали строить Обводный (Адмиралтейский) канал
В мае месяце 1783 года в Петербургском адмиралтействе возник пожар, который хотя и окончился сравнительно благополучно, но перепугал Екатерину II, и она поручила адмиралу Грейгу составить проект переноса Адмиралтейства из Петербурга в Кронштадт. Грейг полагал:
«1) отделить в Кронштадте место для адмиралтейства около Петровского дока и обвести его особым рвом или, как его называют, обводным каналом;
2) внешнюю сторону оного рва оградить железным палисадником в вышину 10 и 12 футов с фонарями, расположенными на пристойных расстояниях вдоль палисадника;
3) ставить всех часовых с наружной стороны железного палисадника и в пристойном расстоянии один от другого вокруг всего адмиралтейства; и так часовые, стоящие с наружной стороны оного палисадника во время ночи, с помощью света от фонарей, ясно могут видеть все происходящее внутри рва и примечать, не закрылся ли кто в ров с каким злым намерением, во время зимнее, когда он замерз, да и всякий способ к ухищрению им самим пресечен, равно, как и другим;
4) вокруг адмиралтейства, за палисадником, иметь широкую чистую улицу, где бы никакие прячущиеся зажигатели или вор не могли укрыть себя и притаиться;
5) ров для окружения адмиралтейства сделать в 8 сажен ширины для удобнейшего прохождения судов и в каждом углу небольшой резервуар в 10 сажен ширины и 20 сажен длины, дабы барки с лесами могли свободно оборачиваться, которые иногда бывают в 18 сажен длины и больше. Глубиной оный ров полагается быть от 8 до 9 футов ниже ординарной воды, дабы всякое судно, которое через Петербургский фарватер пройдет, могло и в оный войти;
6) во внутренней стороне оного рва расположить магазины и лесные сараи вдоль, подле самого рва в расстоянии один от другого на 15 сажен, которое расстояние полагается быть построено кирпичной глухой стеной к стене рва, равного наружной стороне магазинов;
7) В этих магазинах предположено иметь железные двери в нижнем и верхнем этажах для погрузки и выгрузки припасов и материалов. Этим дверям надлежит быть всегда запертыми, кроме в сих случаях (т. е. погрузка и выгрузка), дабы пресечь всякое сообщение между рвом и внутренностью адмиралтейства; также несколько небольших окошечек с железными решетками и затворами для прохождения воздуха.А если какой злоумышленный человек успеет перейти через палисадник и ров, он еще встретится с каменной стеной и железными воротами, через которые он должен пройти, прежде нежели войдет в адмиралтейство, и едва ли возможно будет ему сделать так, чтобы его не приметили часовые, стоящие на другой стороне рва;
8) обоим же ходам в ров быть закрытыми бонами и решетками, кроме только, когда проходят суда».
«Сей железный палисадник с фонарями и дикий двухфутовый камень, в котором он будет иметь основание во всю окружность адмиралтейства, по моему исчислению обойдутся около 100 ООО рублей».
Это мнение адмирала Грейга было препровождено в Адмиралтейств-коллегию, которая с ним не согласилась, настаивая главным образом на том, чтобы обводный, или как тогда называли, «проводный» канал был выкопан не снаружи адмиралтейства, но внутри его. Императрица Екатерина II приняла сторону Грейга, и проводной канал стал возникать так, как он сохранился по наше время. Я подчеркиваю «стал возникать», потому что, принимая во внимание ту поспешность, с которой возник проект переноса адмиралтейства в Кронштадт, можно было предположить, что с таковой поспешностью будут производиться работы.
Но это предположение, конечно, окажется несправедливым. Прежде всего проект переноса адмиралтейства из С.-Петербурга в Кронштадт так и остался проектом: многочисленные адмиралтейские чиновники, проживавшие в Петербурге, вовсе не были расположены менять свое петербургское житье на погребение в каком-то захолустном Кронштадте. Были двинуты в ход все пружины, все влияние, и высочайшая воля о переносе адмиралтейства сама собой аннулировалась.
Немалую роль в этом отношении сыграла и цифра предстоящего расхода по переносу адмиралтейства – этот расход равнялся 8 624 208 рублей 50 копеек. «И хотя, – прибавляла коллегия в своем докладе, – оная сумма, конечно, велика, но всемилостивейшая государыня, конечно, в расположении своем, имея в виду и полагая сделать адмиралтейство города Кронштадта совершенно достаточное с надежнейшей крепостью воссоздательницы сего знаменитого места и величество империи» (т. е. Кронштадта).
Конечно, «слава воссоздательницы» довольно завлекательная вещь, но когда она оценивается в такую крупную цифру, то эта слава незаметно отходит на задний план, проект остается только проектом и работы по выполнению его пойдут черепашьим шагом.
Адмиралтейство не перенесли в Кронштадт, но место под адмиралтейство отвели, начали рыть и Обводный канал. Решетка его со стороны нынешних улиц Карла Маркса и Советской сделана в екатерининское время по рисунку Грейга. Но за все екатерининское время царствования не успели доделать канал, и 16 июля 1798 года был вызов желающих приступить к работе 128 сажен проводного канала, начали эти работы в апреле 1799 года и окончили в 1800 году.
по материалам книги "Достопримечательности Кронштадта" П.Н. Столпянский vk.com/wall-151854240_14202