Публикация

Собор во имя Владимирской иконы Божией Матери

Здание на карте
фото
Архитекторы: Грейфан Х. И.
Год постройки: 1875-1879
Стиль:

Собор во имя Владимирской иконы Божией Матери

г. Кронштадт, Владимирская ул., 32 - пр. Ленина , 9

Пам. арх. (регион.)

1875-1879 - арх. Х. И. Грейфан

 

Соборный комплекс:

Собор

Дом церковнослужителей  (дом причта)

Ограда

Сад

Служебный корпус

Часовня                   пр. Ленина, 9, к2

 

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери упоминалась в Кронштадте  в 1728 г., возможно это была полковая церковь. В 1743 г. церковь была уже постоянной, приходской. Главной святыней храма была Владимирская икона Божией Матери, написанная в 1703 г.

 

На планах Кронштадта середины XVIII в. церковь указывалась  в южной части нынешнего церковного участка. К этому времени церковь уже обветшала и на пожертвования в 1753 г.  на том же месте или в непосредственной близости была возведена новая деревянная церковь. В 1801 г.  процесс был повторен. В то время церковь представляла собой правильный прямоугольник в плане, к которому примыкала с  востока апсида со скошенными углами, а с запада прямоугольный притвор. Главный объем завершался двускатной крышей с куполком. Боковые и западный фасады были украшены  портиками с треугольным фронтоном, в тимпанах которых было изображено Всевидящее око. Двухъярусная колокольня была увенчана восьмигранным шпилем с крестом 

 

В 1819 г. во Владимирской церкви, по распоряжению Духовной консистории,  устроили Успенский придел, в который перенесли утварь из пришедшей в ветхость и разобранной  Успенской церкви. Так как Успенская церковь была приписана  к Андреевскому собору, новый придел также был причислен к нему. Это вызвало некоторые противоречия между причтом церквей. Усугубило положение еще и то, что в 1826 г. последовало Высочайшее разрешение  на предложение Святейшего Синода о передаче крепостных и гарнизонных церквей в Военное ведомство. Т.о. в 1827 г. гарнизонная Владимирская церковь перешла  в ведение обер-священника армии и флота, а Успенская придельная осталась в епархиальном ведомстве.  Возникали и финансовые споры  в вопросах совместного владения зданием. В 1831 г. началась перестройка здания, Успенский придел был упразднен.

 

В 1821 г. на восточной стороне участка за алтарем была построена деревянная часовня. В ночь с 9 на 10 июля 1826 г. часовня сгорела, а вскоре на ее месте появилась новая, также деревянная. В 1825 г. был построен двухэтажный деревянный дом для причта.

 

В 1839 г. церковь перевели в военное Инженерное ведомство. Участок храма к тому времени составлял примерно половину современной территории.

К середине XIX в. здание вновь обветшало, было проведено несколько ремонтов, в 1867 г. была перестроена колокольня.

 

В 1872 г. был утвержден проект постройки новой каменной часовни и каменной ограды, но он  не был осуществлен, так как последовало решение возводить новую каменную церковь. В октябре 1873 г. штатный архитектор Инженерного комитета Х. Грейфан  составил проект, смету к нему представил военный инженер капитан Мейнандер. 27 августа 1874 г. Инженерный комитет утвердил проект и смету.

Строительство каменного храма еще не началось, когда в ночь с 20 на 21 октября 1874 г. сильный городской пожар уничтожил деревянную церковь. Спасти удалось лишь часть утвари и небольшое число икон.

 

Для нужд гарнизона в 1875 г. на месте  сгоревшей была возведена временная деревянная церковь  по чертежам военного инженера-полковника Осипова. Это было удлиненное, прямоугольное в плане здание, лишенное всяких украшений. Над западным входом была возведена небольшая звонница. В церкви был установлен старый иконостас и  оставшиеся от сгоревшей церкви иконы. Временная церковь действовала 13 лет, и была разобрана после освящения каменного храма.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 02.2012.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 01.2012.

  • фото

    Фото - S.P.,04.2017.

  • фото

    Фото - S.P., 01.2017.

  • фото

    Фото - S.P., 10.2009.

  • фото

    Вид на собор с Флотской
    (бывшей Павловской) ул.
    Фото - S.P., 02.2018.

  • фото

    Фото - Влада, 10.2018.

Для строительства новой церкви в 1874 г. был куплен и присоединен к церковному участок купца Ильина. 8 мая 1875 г. началось строительство. К началу 1877 г. здание было вчерне готово.

 

Это пятинефный храм вытянутой прямоугольной формы на высоком гранитном подклете. На восточном фасаде  расположены три апсиды, центральная из которых, выше боковых. Верхняя часть центральной апсиды украшена поясом колонок. Три луковичные главки венчают восточный фасад.

 

50-метровая колокольня,  традиционно решенная в виде «восьмерик на четверике»  покрыта высоким восьмигранным шатром  с двумя ярусами слухов.  Завершена колокольня луковичной главкой на высоком барабане с поясом кокошников у основания. Основание шатра также украшено кокошниками. Окна первого этажа украшены лепными кокошниками с балясинами.Иконы на фасаде помещены в картуши повторяющие рисунок наличников окон первого этажа.

 

Внешний вид храма в основном соответствовал первоначальному чертежу, в процессе строительства были внесены лишь незначительные изменения: с запада к церкви пристроен портик.

 

Иконы для фасадов были заказаны Обществу русских художников, имевшему опыт таких работ. Семь медных крестов для храма по рисунку Х. Грейфана были изготовлены на фабрике бронзовых изделий Ф. Перро.  Кресты были одинакового рисунка, но разных размеров, медные, вызолоченные через огонь.

 

Внутреннюю отделку храма поручили художнику А. Фишеру. Внутренняя стенная роспись была выполнена Обществом русских художников. Мраморные работы  исполнены крестьянином, мастером И. Михайловым. Он же изготовил  по рисунку Грейфана  на амвоне балюстраду из серого мрамора. В зимних рамах были вставлены цветные стекла по рисунку того же Грейфана.

 

На заводе Никольса и Плинке в октябре 1878 г. были заказаны три паникадила и два подсвечника. Грейфан выбрал рисунки академика архитектуры Д. Гримма, по  которым на этом заводе уже изготавливались такие же  предметы. В мае 1879 г. на том же заводе был заказан семисвечник и четыре бронзовых подсвечника.

 

Внутреннее пространство храма разделено на пять нефом четырьмя рядами аркад на чугунных колоннах. На западной  стене расположены три арки хоров. Для отделки  использовался византийский орнамент.  Обществом русских художников был написан запрестольный образ «Моление о Чаше». Трехъярусный иконостас из черного американского орехового дерева по чертежу  Х. Грейфана  был заказан на фабрике Г. Шрадера. Там же были изготовлены два резных ореховых киота для старых икон, которые  предполагалось разместить на пилястрах, отделяющих Царские врата главного придела от северного и южного, и два ореховых аналоя. Старинная Владимирская икона Божией Матери была помещена в специальный бронзовый киот, по правую сторону от Царских врат.Церковь вмещала 2000 человек.

Чин освящения совершил 24 февраля 1880 г.  Главный священник армии и флотов протоиерей П. Е. Покровский.

 

Внутренняя и внешняя отделка церкви была завершена в 1882 г.   В 1894-1900 гг. при ремонте были оборудованы калориферные печи и вентиляция.

В 1888 г. в подвальном этаже устроили северный престол во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», освященный 25 октября. До постройки кладбищенской церкви св. Сергия Радонежского, он использовался для отпевания нижних чинов гарнизона.

 

9 ноября 1908 г. епископ Гдовский Кирилл освятил южный правый придел во имя св. Николая Качанова, Новгородского чудотворца, небесного покровителя великого князя Николая Николаевича (младшего),  являвшегося с 1905 г. командующим  войсками гвардии и Петербургского военного округа.

Так как Владимирская церковь была главным храмом сухопутного гарнизона крепости, здесь хранились знамена воинских частей и подразделений и другие реликвии, связанные с жизнью гарнизона.

 

В 1871 г. по проекту военного инженера Сысоева на казенные средства был построен каменный дом для причта, в нем находились квартиры для настоятеля и двух священников. В 1886 г. к дому пристроен каменный двухэтажный флигель.

В 1902 г. приказом по военному ведомству гарнизонная церковь Владимирской иконы Божией Матери наименована собором.

 

К собору были приписаны церковь военно-морского участка кладбища и церкви на фортах.

 

В 1918 г. собор стал приходским. В 1922 г. были изъяты церковные ценности. Храм был закрыт в 1931 г. В 1930-е гг. в здании находился продуктовый склад. Во время Великой Отечественной войны в него попало несколько снарядов. После войны появилась идея устроить в здании спортивный комплекс. Для этого пытались снести бульдозером колокольню. В 1960-х гг. трижды пытались взрывать храм по краям, чтобы убрать «вычурные силуэты», но взрывы были проведены неудачно, в их результате пошли трещины по близлежащим домам. Изуродованный собор был заброшен,  изразцы, плитки и мозаику пола постепенно растаскивали на дачи.

В 1990 г. руины были возвращены епархии. С марта 1991 г. начали расчищать руины. В Центральном военно-историческом архиве были найдены чертежи, в начале 1990-х было создано НПО «Владимирский собор», которое приступило к его консервации и восстановлению.

(Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта.- СПб.: "Паритет", 2005 С. 198-217, 326-331)

  • фото

    Фото нач. 2000-х. [168]

  • фото

    Фото - S.P., 02.2018.

  • фото

    Вид на восток,
    справа южная
    стена

  • фото

  • фото
  • фото

    Вид на восток

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

  • фото

    Фото - Виктор М, 04.2018.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Елена, 09.2014.

  • фото

    Звонница Владимирского
    собора

  • фото

  • фото

    Внутреннее убранство
    Владимирского собора
    Фото - kartograff. 2019.

В 1994 г., по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, Владимирский собор признан памятником архитектуры федерального значения. В 1999 г. открылся нижний храм. Как и до революции, он был освящен во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 2000-2001 гг. реставрационные работы вела компания «Лапин Энтерпрайз». Была перебрана кирпичная кладка, произведена расчистка и штукатурка фасадов, воссозданы главки куполов из оцинкованной стали.
                                                                                                                                                                                    (Журнал «Вода живая» № 10 2007 г.)

 

Соборный комплекс - объект культурного наследия регионального значения
Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга

(по состоянию на 06.08.2010 г.) (район Кронштадт [79])

18 комментариев
7776 просмотров
Добавил: Наталия, 24 Января 2012, 21:30
Редактировано: 7 Марта 2024, 00:34
Оцените:
(25 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house19670.html' target='_blank'>Собор во имя Владимирской иконы Божией Матери на Citywalls.ru</a>
Всего 18 комментариев
  • 1 Февраля 2012, 21:02

    Уникальность храма состоит в том, что нигде во всем мире нет такой акустики, как в этом храме. Собор строился как крепостной, т.е. Морскому ведомству он не подчинялся. В 70-х гг. XIX века в Кронштадте морские офицеры проводили ряд научных работ по акустике, именно они придумали абсалютно новую конструкцию колонн в храме. Колонны были отлиты из чугуна, а полости были залиты цементом. Акустический эффект превзошел все ожидания. Можно и сейчас тихим голосом сказать что-то у алтаря, но этот голос будет отлично услышан на хорах.

  • 1 Февраля 2012, 21:11

    "    Храм в два света без купола. Своды, крыши и арки поддерживаются ближе к стенам десятью малыми колоннами, по пяти с каждой стороны.

          Глаз поражает чрезвычайно легкими очертаниями колонн и спускающихся на них сводов и арок. Колонны все чугунные, наполнены внутри цементом. Благодаря незначительному объему колонн, богослужение будет видимо молящимися в храме отовсюду..." Материалы "Кронштадтского вестника", которые напечатаны в СПб  Епархиальных ведомостях (вып.33), посвященных 300-летию Кронштадта.

  • 1 Февраля 2012, 22:52

    А сослать нас по акустике? :))

  • 1 Февраля 2012, 22:57

    Сослала бы, да как ? Почти секретные сведения... по гидроакустике :)) надо подумать.

  • 1 Февраля 2012, 23:06

    Во-во :)) Поэтому я подчас смотрю на публ., а коммент. не даю - секретность не позволяет дать потом ссылку.

  • 1 Февраля 2012, 23:09

    Но это уже, можно сказать, история гидроакустики :)

  • 1 Февраля 2012, 23:18

    Дык, а в учебники-то не вошло никакие? В т.ч. по физике :))

  • 2 Февраля 2012, 00:06

    Это просто легенда

     

  • 2 Февраля 2012, 01:15

    А Вы, Антон, специалист по гидроакустике? Сейчас это большая редкость... М.б. Вы, Антон,  предствляете что такое гидроакустический бассейн? Не легенда, а воплощенная техническая мысль.

    Наталия, это конечно из истории гидроакустики, поэтому написала, надо подумать.

  • 7 Июня 2012, 00:56

    В 1917 году в Кронштадте действовало тридцать православных храмов, две лютеранские церкви, одна католическая, одна старообрядческая, мечеть и синагога. Владимирский — изначально гарнизонный храм, деревянный, неоднократно горевший, наконец в 1870-е годы возведенный в камне, а затем ставший в советское время последовательно складом и руиной. Его несколько раз пытались взорвать, но ввиду того, что соседние дома дали трещины, взрывные работы прекратили. Фактически в 1990-е собор пришлось строить заново, но к настоящему времени уже и внешняя, и внутренняя отделка завершена. Архитектор Давид Гримм воплотил своего рода тоску европейски образованных зодчих XIX века по одному из древнейших типов христианского храма — базилике. Отвергнутая когда-то Византией, она не была известна допетровской Руси, однако и Петр посчитал за лучшее заимствовать на Западе иные формы.

     

    В соборе Петропавловской крепости три продольных нефа (коридоры, разделенные столбами, на которые опираются своды) одинаковы по ширине и высоте. Только в том случае, если средний был бы не просто выше боковых, но выше настолько, чтобы разместить вверху окна, получилась бы базилика, но ничего подобного ни царь, ни его зодчие явно не желали. И иноверческие храмы Петербурга базиликальностью не отличались. Но зодчие отлично знали, как должна выглядеть настоящая базилика, — изучали ее в Академии, видели примеры за границей, в том числе первые христианские храмы Рима. Им наверняка хотелось возвести нечто подобное и в России, сколь бы ни противоречил такой тип здания местным традициям. Кажется, первому чистую базилику удалось построить Алексею Горностаеву, ярому поборнику русского стиля в Староладожском Успенском монастыре. Его примеру и последовал Гримм, словно разложивший привычный силуэт русского храма — пятиглавие плюс шатровая звонница — на составляющие. Колокольня появляется на главном фасаде в сопровождении двух глав, еще три главы поставлены над алтарем. Между началом и концом храма введен полноценный объем базилики с верхними окнами над крышей боковых нефов. Внутри нефы разделяют тонкие чугунные колонны, но в остальном базиликальность и здесь ничем не замаскирована. По той же схеме Гримм построил еще одну церковь — в самом центре Копенгагена, где такого рода архитектура казалась вполне привычной.

    http://kn.sobaka.ru/n111/03.html

  • 28 Сентября 2018, 08:57

    Согласно [163, С.60] стиль - ложнорусский:
    "Гораздо меньшими эстетическими достоинствами (чем Андреевский собор) обладает, хотя и по-своему интересна, Владимирская крепостная церковь, спроектированная Х.И. Грейфаном в ложнорусском стиле и построенная в 1879 году."

  • 28 Сентября 2018, 11:59
    Ответ на "Согласно [163, С.60] стиль - ложнорусский:"Гораздо" от IVa

     гораздо чаще используется термин "псевдорусский" или "неорусский" стиль

  • 18 Июня 2019, 14:54

    Кронштадт. Владимирский собор. Панорама. Ярус звона (Kronstadt. Собор Владимирской иконы Божией Матери) 

    https://www.360cities.net/image/kronstadt-cathedral-of-vladimir-icon-of-our-lady-1

  • 18 Июня 2019, 17:56

    И еще  присланное   kartograff     Красиво, но, увы, поместить это в публикацию мы не можем

    Панорама внутреннего убранства Владимирского собора

    https://www.360cities.net/image/panorama_tmp-8728

    Панорама на кровле Владимирского собора

    https://www.360cities.net/image/kronstadt-cathedral-of-vladimir-icon-of-our-lady

  • 20 Июня 2019, 10:03
    Ответ на "И еще  присланное   kartograff&nbsp" от Наталия

     Ясно. Буду размещать в комментариях. Спасибо.

  • 8 Июля 2021, 16:03

    Опять реставрация - https://vk.com/wall596703767_514

  • 23 Июля 2021, 17:03

    В Кронштадте стартовала реставрация Владимирского собора

    ... из бюджета Петербурга выделили 35,3 млн рублей.

    В качестве подрядчика задействована компания АО "Петрос". Во время реставрации специалистам предстоит восстановить штукатурную отделку фасадов и лепного декора, отреставрировать гранитный цоколь и ступени паперти, очистить камень, воссоздать изделия из чёрного металла и деревянные элементы шатровой колокольни.

    Оконные проёмы на втором ярусе будут восстановлены по сохранившимся аналогам. Также будут отреставрированы утраченные элементы штукатурки на колокольне, карнизах и барабанах главок.

  • 17 Ноября 2021, 23:11

    Леса снимают, главки уже видны.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31933
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2277