Публикация
Особняк П. А. Поповой - Театр "Дождей"Особняк с флигелями П. А. Поповой классицизм наб. р. Фонтанки, 130 1822-1825 - арх. Мельников Абрам Иванович (?) (Список...)
* (Роспись домов Санкт-Петербурга по частям города, с приложением пяти планов городских частей.Отдел рукописей РНБ. ф.550 оп. 0-IV-56)
И дом, и вообще участок, на котором дом стоит, чрезвычайно интересны. Я бы даже с участка и начала. Поражает на нем сохранность одной детали аж с XVIII века. Это садик, расположенный слева от дома. Конечно, деревья в нем растут не двухсотлетние, ну, так и в Летнем саду деревья Петра не помнят и Екатерину вряд ли. А много мы можем вспомнить садов, сохранившихся не при дворцах Романовых, Бобринских и Шереметевых, а при самых обычных частных (что важно) домах? Так вот, на красной линии расположенных (это ключевой момент). Если хорошенько поискать, где-нибудь, может быть, найдется. До 1811 г. пространство будущей Нарвской части входило в состав 4-й Адмиралтейской части, а интересующий нас участок в состав 7-го её квартала. Сейчас участок 130 по Фонтанке – четвертый от Измайловского моста. На
Местонахождение росписи к этому атласу не установлено, так что имя тогдашнего владельца нам не известно. При перенумерации 1798 г. участок получил номер 632, и под этим номером участок и его хозяин были зафиксированы в рукописной "Росписи домов Санкт-Петербурга», которая хранится в Отделе рукописей РНБ (0-IV-56).
После следующей перенумерации 1804 г. была опубликована «Табель, означающая полупроцентный сбор в доход городу подлежащий», из которой мы узнаем предыдущий и новый номера участка (809), оценку его (2000 руб.), размер налога (10 руб.) и имя хозяина – гоф-фурьера Ивана Назарова (СПб., 1804. С. 106). В екатерининское время много участков в разных частях города было роздано дворцовым служителям, поэтому очень может быть, что Иван Назаров владел участком еще с той поры.
Гоф-фурьер был непосредственным начальником придворной прислуги, должность была такова, что Иван Назаров наверняка жил не здесь, а при дворе. У Пушкина в «Домике в Коломне», среди шуточек и прибауточек о Параше, есть точная деталь: «…при дворе жила Ее сестра двоюродная, Вера Ивановна, супруга гоф-фурьера». Здешнюю гоф-фурьершу звали Акулиной. Это сообщает нам адресная книга 1809 г, называя ее владелицей дома ([
Когда хозяйкой этого участка (уже с номером 301) стала Пелагея Акимовна Попова, в точности неизвестно, но, надо думать, не позднее зимы 1821-1822 гг., иначе сведения о ее домовладении не успели бы появиться в адресной книге, получившей цензурное разрешение в апреле 1822 г. ([
В заголовке чертежа указаны номера участков - № 809, 807. Не нахожу этому объяснения. Возможно, конечно, что П. А. Попова какое-то недолгое время владела и участком 807 тоже, такое недолгое, что сведения об этом не успели попасть в адресные книги. Участок 807 находился через один от участка Акимовой, ближе к Измайловскому мосту, но он не имел границы с участком 809-м, где строились в это время Поповы, непонятно, какое отношение он мог иметь к строительству дома на участке 809. Кстати, эти номера, 809 и 807, в марте 1822 года были уже не актуальны, уже действовали номера новые. В марте сотрудники Комитета еще не обратили на это внимания, но на чертеже, который был подан в мае, номера эти уже были вычеркнуты и вместо них был вписан новый номер 301.
Проект был апробован (одобрен) 12 апреля, как раз к началу строительного сезона, возможно, и работы уже начались, но что-то явно не удовлетворяло Поповых. Уже 18 мая того же года от имени П. А. Поповой в Комитет был представлен новый проект, где говорилось: «желает вновь построить каменное двухэтажное с погребами жилое строение» (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.6036); дело это я не смотрела, сужу только по тому, что воспроизведено в экспертизе от 27.06.2018
На первый взгляд может показаться, что два проекта отличаются только наличием или отсутствием мезонина. Нет, если присмотреться (в отсутствие второго чертежа, можно обратиться к современным фотографиям дома), отличий больше, дом остался не только без мезонина в пять окон и ризалита, продолжением которого мезонин был в первом проекте, но и почти без всего предполагавшегося декора, без балюстрадок под окнами второго этажа и без замковых камней над окнами первого. (Наличники у окон первого этажа появились позднее.) Балкон в новом проекте, к счастью, остался, и он, в общем, справляется с украшением фасада. Он устроен так, как устраивали балконы в XVIII – 1-й трети XIX века: гранитная балконная плита на гранитных же кронштейнах и только ограждение металлическое, но на гранитных столбиках. Всё это начали делать из металла только в 1830-х гг.
В последующие годы, при других владельцах, была опасность перестройки дома и более плотной застройки участка, включая садик, но как-то, слава Богу, не случилось, и особняк Пелагеи Акимовны Поповой со стороны Фонтанки выглядит практически таким же, каким был построен в 1822 г. Большая, надо сказать, редкость.
Подлинные проектные чертежи оставались собственностью домовладельцев, в архиве же откладывались снятые с них копии, и подписи архитектора А. И. Мельникова и председателя Комитета для строений и гидравлических работ А.А. Бетанкура, которые мы тут видим, они не подлинные, а воспроизведены тем, кто копировал тогда, в 1822 г, чертеж. А вот на копии второго проекта фамилии Мельникова нет. Была ли она на подлинном чертеже или нет, он ли переделывал первоначальный проект или кто-то другой, неизвестно. Скорей всего он, но кто ж поручится. Поэтому А. И. Мельникова называют архитектором этого дома всегда со знаком вопроса. Особняк П. А. Поповой с флигелями носит теперь «титул» выявленного объекта культурного наследия. К сожалению, садик, который существует здесь с XVIII века включить в состав памятника не сочли нужным.
В 1-й четверти XIX века, среди петербургских домовладельцев еще было довольно много дворян, это позднее, ближе к концу века, большинство домов принадлежало купцам и мещанам. Вот В. Я. Курбатов про дом Поповой пишет: «№ 128. Хороший барский особняк начала XIX века. Больничный переулок. Курьезные фасады почти без окон.» (В.Я. Курбатов. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. СПб., 1913). С номером Курбатов ошибся, настоящий дом 128 вовсе не особняк и не начала XIX века. И с принадлежностью особняка тоже ошибка - первая его хозяйка Пелагея Акимовна Попова была женой купца 2 гильдии Самойлы Максимовича Попова. Но коротенькое ошибочное замечание Курбатова неслучайно – оно ключ к архитектуре этого дома.
Правил без исключений нет, но все же мы привыкли узнавать дома купцов среди построек 2-й половины XIX века по избыточному, иногда до нелепости, декору. Как писал Достоевский: «тут и Растрелли, тут и позднейшее рококо, дожевские балконы и окна, непременно оль-де-бёфы и непременно пять этажей, и всё это в одном и том же фасаде». Не то с домами эпохи классицизма. Тоже всякое бывало, наверное, но не зря лучшие архитекторы создавали образцовые проекты фасадов, которые служили ориентирами для домовладельцев. Да и купечество в первой половине века еще не играло той роли в обществе, которую заняло позднее, и находилось в известной степени в тени дворянства, что отражалось и в архитектуре купеческих домов. Вот даже такой знаток как В.Я. Курбатов ошибся, да и всякий, не заглянув в документы, ошибся бы.
Кроме упомянутого дела 1822 г. ( (добавил
История строительства этого дома отражена в деле Чертежи дома на участке, принадлежавшем П. А. Поповой, Дрябиным, И .Г. Дрябину, наследникам Дрябиным по наб.р.Фонтанки, 130 и Больничному пер., 2 Крайние даты документов: 1822–1884 Количество листов: 57 Первоначальный проект, подписанный А. И. Мельниковым , был одобрен 12 апреля 1822 г. Однако очень скоро, уже через месяц Более крупно -
Приписать этот осуществленный проект также А. И. Мельникову с абсолютной уверенностью невозможно, так как фамилия архитектора на чертеже отсутствует. И все же авторство Мельникова кажется очень вероятным, учитывая то, что в дальнейшем, в 1823 и 1825 гг. именно Мельников выполнил еще некоторые проекты для этого здания (на всех чертежах неизменно указана фамилия Мельникова).
В 1823 г. Мельников составил Этот весьма красивый проект, очевидно, остался на бумаге. Позже, в 1851 г. архитектор Р. Б. Бернгард выполнил новый проект ограды - каменной с деревянным верхом, украшенным резьбой в "русском стиле" (лист 25), но, судя по более поздним фотографиям, и он не был осуществлен.
В 1825 г. А. И. Мельников выполнил Существующее расположение дворовых флигелей на участке в целом соответствует проектам Мельникова, но их фасады выглядят по-другому - это сугубо утилитарные строения; скромной классицистической отделки, предусмотренной в проектах, нет; и расположение окон несколько другое. Я не знаю, в чем дело - то ли флигели позже перестроены, то ли они с самого начала строились с отступлением от проекта.
Фасад -
Правой боковой стороной дом выходит на территорию, на которой в 1820-х гг. находился дровяной двор Измайловского полка (см. "Подробный план Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта"). На дровяной двор дом был обращен брандмауэром. Однако позже положение изменилось: дровяной двор исчез, а на его месте в середине XIX в. был проведен Троицкий, позже Больничный переулок. Теперь обращенная в переулок глухая стена стала выглядеть довольно странно. В 1882 г. был выполнен проект пробивки окон в брандмауэре (арх. К. Т. Андрущенко).
Конечно, это нельзя назвать полноценным фасадом. Примечателен текст разрешения на строительство: "[...] пробивку в каменной лицевой стене оконных отверстий с устройством окон согласно детальным чертежам дозволить [...] Независимо от сего предложить домовладельцу придать брандмауэрной стене дома его, выходящей на Больничный переулок, вид фасада и представить на эту переделку чертежи на рассмотрение Городской Управы". Однако это благое намерение не было исполнено - не только в это время, но и позже на Больничный переулок выходил брандмауэр с пробитыми в нем окнами (см.
Впрочем, это безобразие с лихвой перекрывалось великолепным видом вдоль Больничного переулка на Троицкий собор, и остается только пожалеть об исчезновении переулка. (добавил
Театр "Дождей" - филиал
В 1990 г. на берегу реки Фонтанки из дождливой погоды Петербурга родился небольшой театр. Художественный руководитель театра и режиссер Наталья Никитина. Одними из самых любимых спектаклей для зрителей стали постановки пьес Григория Горина "Дом, который построил Свифт" (2000) и "Поминальная молитва" (2003). Каждая постановка театра собирает аншлаги. Театр разместился во флигельном корпусе дома. (добавил -
1928: Клуб им. Скудре Союза работников медико-санитарного дела, Фонтанка, 130 (Весь Ленинград и область. 1928. С. 82)
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (365)
22 комментария
5169 просмотров Добавил: Наталия, 2 Октября 2008, 22:50
Редактировано: 4 Июля 2024, 22:17
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1966.html' target='_blank'>Особняк П. А. Поповой - Театр "Дождей" на Citywalls.ru</a>
Всего 22 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32227
Готовится: 75
Улицы: 2705
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14290
Всего сегодня: 5547
|
1928: Клуб им. Скудре Союза работников медико-санитарного дела, Фонтанка, 130. ("Весь Ленинград и область – 1928», с. 82).
Скудре Бор. Ант. Зав. орг.-инстр. отд. союза «Медсантруд». чл. Ленпнгр. Совета, Блохина. 23..
(«Весь Ленинград - 1925". С. 174. Адреса, с. 365)