Публикация

Дом Басукова

Здание на карте
фото
Петергоф
Никольская ул., 8
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Фото - snegir, 08.07.2017.

Дом Басукова

Петергоф, Никольская ул., 8

конец XIX в. -  (Решение...)  

1916 (Росреестр) - т. е. дореволюционное

 

 

В указанном "Решении..." здание названо "Домом Барсукова", однако в остальных документах оно упоминается как "Дом Басукова".

В списке командиров советских подводных лодок упоминается Николай Фёдорович Басуков, родившийся в 1904 г. в Петергофе, так что вариант "Басуков" вполне правдоподобен.

 

В 2017 г. (по личным наблюдениям) дом был отремонтирован см. титульное фото.

 

 

1898: Басуков Терентий Степанович, купец. Петергоф, Никольская, 10

         Басукова Елизавета Алексеевна. Петергоф, Никольская, 10 (ВПб на 1899. О. 3. С. 40)

1901: Басуков Федор Терентьевич, купец. Петергоф, Никольская, собственный дом (ВПб на 1901. О. 3. С. 42)

1903: Басуков Федор Терентьевич. Петергоф, Никольская, собственный дом (ВПб на 1904. О. 3. С. 46)

1909: Басуков Федор Терент. Петергоф, Никольская, соб. д. 2  (ВПб на 1909. Отд. 3. С.55)

1913: Басуков Николай Терентьевич. Отставной подполковник. Петергоф, Никольская, д. 2 (ВПб на 1914. О. 3. С. 45)

         Басуков Федор Терентьевич. Петергоф, Никольская, собственный дом. Городская ратуша (ВПб на 1914. О.3.С.45)

         Басукова Евдокия Дмитриевна. Петергоф, Никольская, д. 2 (ВПб на 1914. О. 3. С. 45)

         Басукова Татьяна Васильевна. Жена подполковника. Петергоф, Никольская, д. 2 (ВПб на 1914. О. 3. С. 45)

         Петергоф. Городская ратуша. Мещанский староста. Басуков Федор Терентьевич (ВПб на 1914. О. 1. Стб. 1149)

1916: Басуков Федор Терентьевич. Петергоф, Никольская, 2-8. Городская ратуша (ВПб на 1917. О. 3. С. 47)

 (добавил Liz)

  • фото

    Западный фасад.

  • фото

    Северный фасад.
    Вид со стороны
    Никольской ул.

  • фото

    Южный и восточный
    фасады.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 09.2022.

Здание включено в "Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" как объект регионального значения.

Решение Исполкома Ленгорсовета от 16.07.1990 № 608, п.156

1*

2022. Фрагмент схемы РГИС. Наименование ОКН: Дом Басукова. Датировка: конец 19 в. Авторы: Адрес: г. Петергоф, Никольская улица, дом 8, литера А. Категория охраны: Р. Основание: Решение исполкома Ленгорсовета № 608 от 16.07.1990

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    2 этаж

  • фото

    Самый верхний марш

  • фото

    2 этаж

  • фото

    1 этаж
    Фото - Виктор М,
    17.10.2020.

  • фото

    1909. План Петергофа.

  • фото

    1915. План Петергофа.

  • фото

    1939. Аэрофотосъемка.

  • фото

    1940. Карта РККА.

  • фото

    2022. Фрагмент схемы РГИС. 1*
    (добавил V_Malyj)

15 комментариев
1845 просмотров
Добавил: snegir, 19 Декабря 2011, 19:32
Редактировано: 31 Января 2023, 16:48
Оцените:
(9 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house19082.html' target='_blank'>Дом Басукова на Citywalls.ru</a>
Всего 15 комментариев
  • 4 Июня 2015, 16:34

    Росреестр - 1916 г.

  • 4 Июня 2015, 20:50

    "1916" встречается в документах немногим реже "1917" и, возможно, также означает "до 1917 года".

    На сайте ЖКХ - "Год ввода многоквартирного дома в эксплуатацию: 1917

    http://www.gilkom-complex.ru/caprep/11285

  • 5 Июня 2015, 22:02

    1898: Басуков Терентий Степанович, купец. Петергоф, Никольская, 10.

    Басукова Елизавета Алексеевна. Петергоф, Никольская, 10 (ВПб на 1899. О. 3. С. 40).

    1901: Басуков Федор Терентьевич, купец. Петергоф, Никольская, собственный дом (ВПб на 1901. О. 3. С. 42).

    1903: Басуков Федор Терентьевич. Петергоф, Никольская, собственный дом (ВПб на 1904. О. 3. С. 46).

    1913: Басуков Николай Терентьевич. Отставной подполковник. Петергоф, Никольская, д. 2 (ВПб на 1914. О. 3. С. 45).

             Басуков Федор Терентьевич. Петергоф, Никольская, собственный дом. Городская ратуша (ВПб на       1914. О. 3. С. 45).

             Басукова Евдокия Дмитриевна. Петергоф, Никольская, д. 2 (ВПб на 1914. О. 3. С. 45).

             Басукова Татьяна Васильевна. Жена подполковника. Петергоф, Никольская, д. 2 (ВПб на 1914. О. 3. С. 45).

    Петергоф. Городская ратуша. Мещанский староста. Басуков Федор Терентьевич (ВПб на 1914. О. 1. Стб. 1149).

    1916: Басуков Федор Терентьевич. Петергоф, Никольская, 2-8. Городская ратуша (ВПб на 1917. О. 3. С. 47).

     

     

  • 5 Июня 2015, 23:59

    ВПб на 1909: Басуков Федор Терент. Петергоф, Никольская, соб. д. (Отд. 3. С.55).

    Других Басуковых с таким же адресом не указано.

  • 17 Ноября 2019, 20:25

    Надо убрать из публикации 1916.

  • 18 Октября 2020, 09:50

    БАСУКОВ Николай Федорович (05.12.1904–?). Родился в Петергофе. Образование: Высшая военная школа специалистов ВВС (26), СККС (30), ККС УОПП (32). Капитан-лейтенант.

    Штурман-летнаб ВВС (26), Шт «Ёрш» (30–31), Шт «Л-55» (31), СПК «Л-55» (32–34), «Л-55» (03.01.34–15.06.40), «Щ-306» (15.06.40–24.12.40). Уволен в запас за грубое нарушение воинской дисциплины. [239]

     

    https://oper-1974.livejournal.com/1310644.html

    Лагерь пополнялся до начала ноября 1941 года. Сюда стекались немногие уцелевшие в жерновах немецкой военной машины - лётчики, моряки, пехотинцы, политруки.
           О положении на фронтах никто не знал: это были последние защитники островов Моонзундского архипелага, спасавшиеся кто как мог. Одним удалось угнать эстонский рыбачий баркас, у других были припрятаны посыльные катера, третьи пришли на Готланд на вёсельных лодках: их ладони были как куски окровавленного мяса, кожа свисала клочьями.
           Среди последних был и капитан-лейтенант Басуков, командовавший на Эзеле флотилией из 25 морских "охотников". Все его корабли были потоплены в боях, Басуков с 14 оставшимися в живых моряками своей флотилии сражался в конце сентября на полуострове Церель на Эзеле, где пульсировал последний очаг советской обороны.
           Второго октября генерал-лейтенант Елисеев, командовавший гарнизоном Эзеля и Даго, со всем своим штабом на торпедных катерах эвакуировался на Ханко, бросив подчинённых на произвол судьбы. Они не получили даже приказа о дальнейших действиях, лишь совет "попытаться пробиться на Ханко или Даго или присоединиться к эстонским партизанам".  Как пробиться? Идти пешком по морю? В винтовках и наганах оставалось всего по несколько патронов - держать оборону было нечем.
            Басуков предложил разыскать лодки и спасаться в Швецию: до Готланда было относительно недалеко, ветер дул с востока, но главное, немецкая блокада островов с запада была наименее плотной. Так и решили. Разыскали шесть брошенных на берегу рыбацких лодок и поздно вечером третьего октября пустились в путь. Шторм быстро разбросал маленькую флотилию, на следующие сутки к Готланду пришла единственная лодка с Басуковым и ещё четырьмя моряками.

    В начале 1942 года в лагерь прибыли представители посольства: военный атташе полковник Никитушев и военно-морской атташе капитан второго ранга Тарадин. Раздали подарки - конфеты, носовые платки, книги. Привезли газеты. "Ребята, - сказали, - война идёт страшная, но мы победим. Сохраняйте силу, будем вместе строить после победы родину". 23 февраля 1942 года в Бюринге пожаловала сама Александра Коллонтай, посол СССР в Швеции.
            Подарки и слова поддержки были, безусловно, приятны и, главное, развеяли страхи людей, сидевших за колючей проволокой: родина не считает их предателями. Их бегство в Швецию признано правильным поступком в сложившейся ситуации.
            Посольство сообщило, что пребывание интернированных в Швеции оплачивается Советским Союзом, Москва даже начала выдачу карманных денег. Командиры получали 60 крон в месяц, рядовые - 45 крон. Это были хорошие деньги.
           Превосходный подержанный велосипед без тормоза стоил всего 30 крон! Вскоре удалось добиться и права на работу, позволявшую дополнительно выручить 20–30 крон в месяц, но главное - вырваться за пределы лагеря. Образовались бригады лесорубов и дорожных рабочих, которые под охраной солдат ежедневно выходили за лагерные ворота.
           Контроль за интернированными был прост, но эффективен. Вышел наружу - получи на вахте бронзовый значок с личным номером. Явился - сдай назад. Чтобы русских было видно издалека, на левый рукав им нашили большие красные звёзды.
            Интернированные тогда ещё не знали, что получили своеобразную весточку из еврейских гетто, разбросанных по всей Европе: шведы скопировали опыт немцев, обязавших евреев носить на рукавах повязки со звездой Давида.

    О том, что 164 русских из Бюринге "разбогатели", прослышали торговцы и стали регулярно привозить в лагерь всякий хлам, не находивший спроса у шведов. Вскоре временные жители Бюринге "обросли бытом". У каждого появились костюмы, фотоаппараты, велосипеды, груды часов. Нельзя было купить лишь самого необходимого - продуктов, свободная продажа которых была в Швеции запрещена, и спиртного.
           Сначала лагерные сидельцы нацелились было варить бражку на лагерной кухне, но потом открыли для себя пещеру Али-Бабы, имевшую облик скромной станционной лавочки. Там без всяких норм и карточек продавались флаконы превосходных на вкус лосьонов для волос. Лавочник не успевал завозить товар из Стокгольма, удивляясь тому, как много жидкости впитывают стриженые головы русских. Со шведским лосьоном можно было продержаться до победы!
          Казалось, живи и радуйся, что уцелел в мясорубке, да ещё и заграницу повидал. Но некоторые политруки и комиссары, сами спасшиеся из Моонзундского котла, занялись привычным делом - поиском «контры» среди обитателей Бюринге. Как бежал? Почему бежал? Если не изменник, то укажи на изменников!
            Однако выстроить всех в шеренгу вдали от родины не удалось. Некоторые огрызались, вспоминая имена Сталина и Берии совсем не в таком контексте, как это диктовали передовицы "Правды", доставлявшейся из посольства. Дело дошло до драк. Уже к концу 1942 года лагерь Бюринге разделился на "красных" и "белых". Последние договорились между собой - не возвращаться в СССР.

    Шведские власти, обнаружив, что "холодная" гражданская война в любой момент может перейти в кровавую схватку, объявили об образовании двух лагерей. Те, кто собирался вернуться в Советский Союз, были помещены в лагерь "А", а 34 невозвращенца переехали в секцию "В", отделённую от остальной территории колючей проволокой. Начальником "красных" был назначен подполковник Анисимов, "белые" выбрали себе в командиры капитан-лейтенанта Басукова.
            "Русские из секции "А" отличались хорошей дисциплиной, - вспоминает шведский комиссар лагеря Вейнблад, отвечавший за продовольственное снабжение, - а в отделении "В" царила тревожная атмосфера неизвестности, проявлявшаяся в разболтанности.    Страх за своё будущее рядовые и командиры заглушали лосьоном для волос. Басуков казался наиболее твёрдым противником режима среди всех, живших в секции "В". Он вступил в партию из чувства самосохранения в первые годы после революции, отнявшей у него многих близких.
             Это был интеллигентный и талантливый офицер, однако нервы его не выдерживали открытого вызова советской власти, который он бросил в общении с представителями посольства, и потому он всё больше злоупотреблял спиртным.
             Правой рукой Басукова был старший лейтенант Иванов, служивший "на гражданке" штурманом дальнего плавания. Он строил на заказ замечательные модели судов, но все заработанные деньги - очень большие - прогуливал в Стокгольме, когда с ним расплачивались за работу. Его жена и сынишка погибли в блокадном Ленинграде".

    Осенью 1944 года разразилась так долго подступавшая гроза. 19 сентября Финляндия вышла из войны, и открылся путь для возвращения домой интернированных в Швеции советских военнослужащих. Они были разбросаны по разным шведским лагерям, и везде - как и в Бюрингском - случился раскол.
            Многие уезжать из Швеции не хотели. Кому-то удалось бежать и перейти на нелегальное положение, кто-то сумел жениться или устроиться на работу, получив таким образом разрешение поселиться за пределами лагерей.
           Шведское правительство решило депортировать всех, находившихся за колючей проволокой, к октябрю 1944 года. Министр социальной защиты Стаффан Содерблум, отвечавший за беженцев, так и сказал: "Надо силой выдворить из страны как можно большее количество советских граждан, по крайней мере, тех, кто проживает в лагерях".
            В закрытых снаружи вагонах, чтобы их пассажиры не вздумали бежать повезли в порт Евле, откуда 10 октября 1944 года в Финляндию отправился первый пароход с 900 интернированными. Газетам было запрещено писать о депортациях: стране не следовало знать о том, что русским в Швеции отказали в праве на убежище.

    Момент истины для жителей лагеря в Бюринге наступил 1 октября. Вспоминает Константин Арзамасов: "Стояла тёплая солнечная погода. Шведы приказали всем нам, находившимся в секции "В", перейти в "А" для общего построения. Нас выстроили в одну шеренгу возле домика подполковника Анисимова, перед нами держал речь подполковник-лётчик из посольства, стоявший в окружении шведских генералов.
            Шведы объявили, что те, кто хочет остаться в лагере на один-два лишних дня, а не ехать сразу в Россию, должны выйти из строя. Все стоят, боятся первыми шагнуть. Я глаза опустил, вижу, у кого-то нога шевельнулась, и вышел из строя. В результате все 34 вышли.
           Лётчик тогда заявил: "Нет, так не пойдёт. Я с каждым из них в отдельности буду разговаривать". И шведы, и посольские отошли за барак, пошушукаться. Затем стали вызывать по одному в домик Анисимова. Я был десятым. Вошёл, откозырял, представился.
           Лётчик с порога стал убеждать - что вы, мол, не едете, молодой моряк, вас шведская пропаганда обманула. Я на это отвечаю: "Дома меня будет судить трибунал, там будут другие люди, не вы". Подполковник тут сразу тон сменил, ногой как топнет: "Что ты выдумываешь! Убирайся отсюда!"
           Куда дольше и напряжённее шли беседы с "главарями" - офицерами, возглавлявшими группу отказников. Главная атака пришлась на капитан-лейтенанта Басукова.
           "Во время разговора с Басуковым русские так кричали и ругались, что эти вопли далеко разносились по всему лагерю из-за закрытых дверей барака, - вспоминает Вейнблад. - Лишь присутствие шведского охранника у барака мешало посольским броситься на Басукова с кулаками.
            Вскоре лагерь "А" стал сворачиваться. Подогнали грузовики, которые принялись наполнять заработанным в Швеции добром - в кузов летели тюки материи, велосипеды, швейные машинки. Возвращающиеся, одетые в новые гражданские костюмы, прощались со своими товарищами из лагеря "В". Недавние ссоры были забыты.

    В марте 1946 года в следственный изолятор Нючепинга были доставлены пять советских военных моряков - капитан-лейтенант Николай Басуков, старший лейтенант Георгий Иванов, военврач Пётр Фигурнов, матросы Николай Овчинников и Алексей Зиновьев. Москва обвиняла их в убийстве двух политруков в сентябре 1941 года и требовала выдачи преступников.
          "Как следует из тщательного расследования, обвиняемые не выполнили приказа вышестоящего командования о переходе тральщиков с Эзеля и Даго в Ленинград, убили своих командиров и дезертировали в Швецию. Этих лиц следует рассматривать как уголовных преступников, совершивших убийство советских граждан на борту советских кораблей, а посему их надлежит выдать советским властям для суда в Советском Союзе".
           Советский Союз стоял на пороге победы, и Швеция, сотрудничавшая с нацистской Германией в годы войны, делала всё, чтобы улучшить отношения с Москвой и союзниками. Но в этом случае нельзя было сделать вид, что Швеции неведома их дальнейшая судьба. Обвинение в убийстве влекло за собой расстрел. Судебное разбирательство было назначено в Швеции. Пятерым морякам дали адвокатов, суд затребовал из Москвы материалы дела.
           История была рассказана складная, с точными датами, деталями и показаниями очевидцев. Советская сторона утверждала, что политруки Яковлев и Акулов раскрыли планы заговорщиков дезертировать в Швецию и, когда обратились к ним с предложением одуматься, были застрелены из револьверов на палубе одного из тральщиков.
          Их одежду и документы сожгли в корабельной топке, а в качестве дополнительной уловки, призванной убедить всех, что офицеры сами покинули тральщик и вернулись на Даго, в воду была сброшена шлюпка. Дело, однако, стало рассыпаться при самом поверхностном рассмотрении. Как мог Басуков оказаться на борту тральщика, если он прибыл в Швецию спустя две недели?
           "То, что Басукова притянули в эту историю, доказывает фальшь всех обвинений, - заявил адвокат в одном из своих первых выступлений. - Его верность воинскому долгу подтверждается свидетельскими показаниями капитан-лейтенанта Мишарина. Он сообщил, что Басуков добровольно после гибели своих катеров пошёл сражаться на суше, поклявшись биться до последнего.
           Доказано, что он находился на Цереле в числе последних защитников Даго. Если он состоял в заговоре с Ивановым и прочими, что мешало ему уплыть в Швецию на тральщиках?"
           Следом стали рассыпаться все свидетельства обвинения. Свидетели уверяли, что политруки остались на Даго, когда тральщики уходили в море. Один из них, Яковлев, сообщил, что "в капиталистической Швеции нас наверняка расстреляют и потому лучше пробиваться к эстонским партизанам".

    Летом 1946 года последовал окончательный приговор. Пятеро моряков были признаны невиновными по всем пунктам обвинения. Они остались в Швеции и изготовили под руководством старшего лейтенанта Иванова модель фрегата и, назвав его "Рэттвиса" ("Справедливость"), преподнесли в дар шведскому королю.
           Справедливость восторжествовала, но одна из целей процесса всё же была достигнута: советские граждане, рискнувшие ослушаться приказа вернуться на родину, получили заряд страха на всю жизнь.
           После войны стало происходить что-то странное. Капитан-лейтенант Басуков по-прежнему числился пропавшим без вести, но его старые друзья-моряки вели себя так, точно семья Басукова представляла опасность.
           Лишь в 1946 году через московских знакомых жене Басукова удалось выяснить, что скрывалось за формулировкой "пропал без вести". Ей неофициально передали: "Николай жив, он интернирован в Швеции".
          Эта новость расколола круг родных и близких капитан-лейтенанта. Если Николай Басуков в Швеции, то почему он не едет домой, ведь война окончилась? Старший брат Басукова, прошедший всю войну сапёром, решил для себя раз и навсегда, что "Колька - предатель", и прервал всякие контакты с его семьёй.
           Младший, вернувшийся с принудительных работ в Германии, отказывался в это верить. Жена Басукова думала не о политике, а о личном: "Если Николай не едет, значит, разлюбил, встретил в Швеции другую".

    В благодарность за спасение от выдачи в СССР Басуков поступил в Королевскую гвардию Швеции. На фото: он несёт караульную службу у королевского дворца в Стокгольме (50-е годы).

  • 18 Октября 2020, 10:03

  • 11 Октября 2022, 00:01
    Ответ на "БАСУКОВ Николай Федорович (05.12.1904–?). Родился " от Виктор М

    Огонь, вода и шведские годы.

    Часть 1. 

    https://pogo-on-air.livejournal.com/1200455.html

    Часть 2.

    https://pogo-on-air.livejournal.com/1200690.html

     

    1943. Начальники «красного» и «белого» лагерей подполковник Анисимов Г.М. и капитан-лейтенант Басуков Н.Ф. после доклада шведскому коменданту о положении в своих блоках.

  • 11 Октября 2022, 08:55
    Ответ на "БАСУКОВ Николай Федорович (05.12.1904–?). Родился " от Виктор М

     БАСУКОВ Николай Федорович (05.12.1904–?). Родился в Петергофе. Образование: Высшая военная школа специалистов ВВС (26), СККС (30), ККС УОПП (32). Капитан-лейтенант.

    Штурман-летнаб ВВС (26), Шт «Ёрш» (30–31), Шт «Л-55» (31), СПК «Л-55» (32–34), «Л-55» (03.01.34–15.06.40), «Щ-306» (15.06.40–24.12.40). Уволен в запас за грубое нарушение воинской дисциплины. 

     

    Красавчик, что и говорить. 😲

     

    Не знаю такой Высшей военной школы специалистов ВВС в Ленинграде и окрестностях по состоянию на 1926 г. Сначала было подумала, что закончил авиатехническую школу. Но, судя по тому, что Барсуков - штурман-летнаб ВВС, а после этого попал штурманом во флот, можно с большой долей вероятности предположить, что он окончил Школу летнабов по морскому классу. В общем, похоже, наш "клиент". 

     

    Кстати, вот она где была, эта школа в 1920-х гг.:

    https://www.citywalls.ru/house6930.html

     

    Как-нибудь дойдут руки, напишу про неё. Ой, сколько я об неё копий сломала, сколько тысяч архивных страниц пересмотрела.  

     

    Кстати": Уволен в запас за грубое нарушение воинской дисциплины.

    По моим наблюдениям, с подводных лодок только отъявленных нарушенцев "ссылали" - на катера.  😀

     

     

  • 11 Октября 2022, 20:03
    Ответ на "БАСУКОВ Николай Федорович (05.12.1904–?). Род" от Galina Vabishchevich

    Басуков Николай Фёдорович - командир ПЛ Л-55  (03.01.1934 - 01.1935;  03.09.1938 - 15.06.1940).

     

    http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/for_con/english/l-55/l-55.htm

    Хромов Н.Е. «Подводные силы Балтийского флота 1906-2006 гг.».  Калининград: Кладезь, 2006.

     

    Необычная судьба командира Л-55 и необычная судьба ПЛ...

     

    L-55 - подводная лодка типа "L"  III серии Королевского военно-морского флота Великобритании, затонувшая 04.06.1919 в Балтийском море, впоследствии поднята и введена в состав ВМФ СССР. Исключена из списков флота в 1950 г. Разобрана на металл в 1960 г.

     

    В мае 1917 г. заложена на верфи «Fairfied Shipbilding & Engineering Company» в Глазго. 21.09.1917 спущена на воду и 19.12.1918 введена в состав Королевских ВМС Великобритании

    Участвовала в боевых действиях против Советской России во время Гражданской войны. 

    L-55 была переведена на Балтийское море для действий против РККФ  в составе эскадры союзников; вошла в состав отряда подводных лодок. Основными задачами отряда являлись наблюдение за силами Красного Флота и атака при их попытке выйти за пределы района Кронштадта. Базируясь в Ревеле, L-55 совершала боевые походы в южную часть Финского залива. 

     

    1918. Английская ПЛ L-55. 

     

    В один из разведывательных выходов 04.06.1919 лодка обнаружила советские эсминцы "Азард" и "Гавриил"  и атаковала их двумя торпедами. Удачно сманеврировав, эсминцы уклонились от торпед, а лодка после залпа не удержалась на глубине, над водой показалась часть её рубки, которая была немедленно обстреляна с ЭМ «Азард». Над ПЛ поднялся большой столб огня и дыма, были видны летящие в воздух обломки. Считалось, что L-55 погибла от попадания снаряда с ЭМ «Азарда». Командир корабля Несвицкий Н. Н. и комендор Богов С.  были награждены орденами Красного Знамени. 

    Но после подъёма ПЛ в 1928 г. обнаружился факт подрыва лодки на минном заграждении.

    Командование британской группировки на Балтийском море в течение нескольких дней пыталось связаться с субмариной и отозвать ее из опасного района, поскольку обнаружило, что ее позиция оказалась «нарезана» посреди английского минного поля.

    Современная версия произошедшего гласит, что во время уклонения от атаки «Азарда» L-55 была снесена течением и попала на немецкое минное заграждение. Весь экипаж погиб. О гибели своей лодки вскоре официально сообщило Британское Адмиралтейство. 

    Осенью 1926 г. во время траления в Копорской губе тральщиками "Клюз" и "Защитник" случайно было зацеплено и поднято на борт прицельное устройство от 4-дюймовой пушки, принадлежавшее, как было установлено, подводной лодке L-55. В течение последующих двух лет подводная лодка была обследована водолазами ЭПРОНа и 27.04.1928 было принято решение о её подъёме.

    С 10.06.1928  по 12.08.1928 спасательное судно "Коммуна"  выполняло работы по подъёму потопленной 4 июня 1919 г. в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 м ступенчатым методом 11.08.1928. 

    В тот же день спасательное судно «Коммуна» взяло курс на Кронштадт и после суточного перехода вечером 12.08.1928 ошвартовалось у стенки Кронштадского пароходного завода. Операция по подъему английской ПЛ была успешно завершена. 13.08.1928 на L-55 побывали Наркомвоенмор и Председатель Реввоенсовета СССР К. Е. Ворошилов, начальник Морских Сил РККА Р. А. Муклевич и начальник Морских Сил Балтийского моря А. В. Викторов. Подъем ПЛ был осуществлен несмотря на протест МИД  Великобритании.

    В корпусе лодки были обнаружены останки 38  погибших английских подводников.

     

    L-55 после подъема.

     

    30.08.1928 г. 38 гробов с телами подводников и три корзины с личными вещами были отправлены в Великобританию на норвежском транспортном судне «Труро». При подписании акта передачи присутствовали консулы Японии и Норвегии.

    С 1928  по 1931 гг.  ПЛ ремонтировалась на Балтийском заводе. В то же время она тщательно изучалась советскими специалистами, что впоследствии оказало значительное влияние на проекты подводных лодок "Ленинец" и "Щука". 

     

    L-55 в процессе ремонта.

     

    К 27.07.1931 ПЛ была полностью восстановлена и 05.10.1931 вошла в состав Морских Сил Балтийского моря.  

     

    Ноябрь 1932 г. L-55 на Неве. 

     

    10.12.1932 переименована в Л-55.

    В 1934 г. прошла ремонт в Кронштадте. На лодке дизельные двигатели фирмы «Виккерс» были заменены на отечественные 42БМ6. 

    11.01.1935 вошла в состав КБФ.

    10.01.1940 была выведена из боевого состава и переквалифицирована в опытовую. Входила в состав УБрПЛ КБФ, базировалась в Кронштадте.

    06.09.1941 вошла в состав ОУДнПЛ КБФ.

    11.05.1942 переоборудована в плавучую зарядную станцию ПЗС-2.

    08.08.1942 законсервирована и переведена в состав  отряда судов тыла КБФ, сданных на хранение в Кронштадтский военный порт.

    В октябре 1942  расформирован экипаж.

    В марте 1943 набран экипаж.

    В мае 1943 расконсервирована и введена в строй как самоходная плавучая зарядная станция. Возвращена в состав БрПЛ КБФ.

    01 - 04.12.1944 своим ходом перешла из Кронштадта на Ханко, где до конца войны обеспечивала базирование лодок БрПЛ КБФ.

    16.02 1945 исключена из состава ВМФ СССР.

    08.04.1947 законсервирована и поставлена на отстой в Лиепае.

    16.05.1949 переименована в ПЗС-6.

    25.09.1950 исключена из списков судов ВМФ,

    В 1960 г. разобрана на металл.

     

    http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/for_con/english/l-55/l-55.htm

  • 11 Октября 2022, 20:28
    Ответ на "Басуков Николай Фёдорович - командир ПЛ Л-55 " от V_Malyj

     Интересно про L-55 !..  Копировать лодку постройки 1917 г. в начале 1930-х гг.!

    А какой процент иностранных ПЛ был в составе Красного флота?

  • 11 Октября 2022, 20:41
    Ответ на "Интересно про L-55 !..  Копировать лодку" от Риэлтор

    Иностранные подводные лодки в составе ВМФ СССР

    https://www.simvolika.org/mars_127.htm

     

    К началу Великой Отечественной войны в состав РККФ входили 5 подводных лодок, ранее служивших на флотах других государств:

    Английская L-55 и  четыре "прибалтийских" пл...

     

    19 августа 1940 г., с вхождением в состав СССР Прибалтийских республик, советский флот пополнился еще четырьмя ПЛ. Две из них принадлежали Латвии, две - Эстонии. Латвийские лодки «Ronis» и «Spidola» были построены во Франции в 1925 -1927 гг. На момент вступления в строй Краснознаменного Балтийского флота большой боевой ценности эти подводные лодки уже не имели и предназначались для скорого использования в качестве плавучих зарядовых станций. Начавшаяся война перечеркнула эти планы, застав ПЛ в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве, где они были взорваны личным составом в ходе боев за город на второй день войны.

    Эстонские подводные минные заградители «Kalev» и «Lembit» были построены в Великобритании в 1937 г.

    Подводные лодки «Калев» и «Лембит», сохранив свои прежние названия, подняв Советский Военно-морской флаг, вошли в состав КБФ. Оба подводных минных заградителя приняли участие в Великой Отечественной войне.

    «Калев» пропал без вести уже во втором походе. Точное время, место и обстоятельства его гибели до сих пор не установлены.

    К «Лембиту» судьба была более благосклонна. Провоевав всю войну, подводная лодка «Лембит» совершила семь боевых походов, 6 марта 1945 года минный заградитель был награжден орденом Красного Знамени. В канун 40-летия Победы подводная лодка «Лембит» была установлена в Таллине в качестве мемориала и филиала музея Дважды Краснознаменного Балтийского флота. В годы развала СССР и всеобщего хаоса «Лембит» был захвачен отрядами эстонских националистов и после «вывода» российских войск остался в Эстонии.

     

    Подробная информация о дальнейшей судьбе ПЛ "Лембит" - на сайте deepstorm.ru

    http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/for_con/estonia/lembit.htm

     

    В 2011 г. была вытащена на берег, перебазирована в бывший ангар для гидросамолетов на постоянное сухое хранение в Эстонском Морском музее в Таллине.

    В 2012 г. была открыта для осмотров экскурсантами как мемориальная ПЛ.

     

    Фото - deepstorm.ru

     

    Об иностранных ПЛ в составе ВМФ в период Великой Отечественной войны и ПЛ, переданных ВМФ СССР по репарациям - более подробно - в статье  Бойко В. Н. "Иностранные подводные лодки в составе ВМФ СССР"

    https://www.simvolika.org/mars_127.htm

  • 11 Октября 2022, 22:07
    Ответ на "Интересно про L-55 !..  Копировать лодку" от Риэлтор

     Прогресс не стоит на месте. В таких случаях, разумеется, не происходит тупое копирование, тютелька в тютельку, но изучаются и используются определённые достижения, применённые в данном продукте. 

     

    Корабль, в те времена особенно, да и теперь является сложнейшим машино-техническим комплексом, при строительстве которого применяются многие достижения современной ему науки и техники. Чтобы добиться совершенства, необходимо вложить много денег на эксперименты. 

     

    Если скопировать какой-то качественный образец, взяв его за основу, можно значительно сократить затраты времени и денег на стадии проектирования, а затем совершенствовать этот образец, хоть до бесконечности, дорабатывая "мелочи". Так что в тех условиях копирование даже устаревших образцов было рациональным делом. 

  • 11 Октября 2022, 22:16
    Ответ на "Прогресс не стоит на месте. В таких случаях, разум" от Galina Vabishchevich

    Полностью с Вами согласен!

    В частности, Владимиром Николаевичем Тюлиным, которому было поручено восстановление гидроакустической навигационной установки этой ПЛ, уже в 1932 г. была решена проблема создания первого отечественного эхолота.

  • 11 Октября 2022, 22:39
    Ответ на "1898: Басуков Терентий Степанович, купец. Петергоф" от Liz

     

    ВПб на 1910 г., О.I (Петергоф), стб.1158.

    Мещанский староста БаРсуков Федор Терентьевич.

     

    ВПб на 1917 г., О.I (Петергоф), стб.1189.

    Мещанский староста Басуков Федор Терентьевич.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32227
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 7092