Драгунский кавалерийский полк был сформирован 21 июня 1702 г. под командованием князя Григория Волконского. 21 июля 1733 г. полк был переформирован в Кирасирский и назван Бевернским Кирасирским. С 27 декабря 1761 г. полк именуется лейб-гвардии Кирасирским Его Императорского Величества.
Кирасирский полк прибыл в Царское Село из г. Вендела (Лифляндской губ.) 27 февраля 1832 г. Первоначально полковым праздником было 9 мая (день памяти перенесения мощей святителя и чудотворца Николая). В 1833 г. в память 100-летия формирования полка полковой праздник перенесен на 21 июля (день памяти св. мчн. Иулиана Тарсийского).
Проект полковой церкви арх. Владимира Николаевича Курицына был высочайше одобрен 9 мая 1895 г.. 17 сентября состоялась ее закладка протоиереем Григорием Словцовым в присутствии императорской четы.
Церковь строилась в память бракосочетания и.и.в. имп. Николая Александровича и имп. Александры Фёдоровны. Основные средства были выделены купцом 1-й гильдии Ильей Кирилловичем Савинковым.
Завершал строительство и занимался внутренней отделкой арх. Сильвио Амвросиевич Данини.
Церковь выстроена в традициях московского и ярославского зодчества XVI-XVII вв.
19 июля 1899 г. протопросвитером Военного духовенства Александром Желобовским был освящен нижний пещерный храм во имя св. пророка Илии. 19 декабря 1899 г. освящен верхний храм протопросвитером Александром Желобовским в присутствии о. Иоанна Кронштадского.
К колокольне храма примыкали два отдельных входа в галереи в виде шатровых часовен. На наружной стене правой часовни находился образ свт. Николая Чудотворца, на левой - св. блгв. вел. кн. Александра Невского. На колокольне было 12 колоколов.
Иконостас верхнего храма, изготовленный фабрикой Ф. К. Цетлера в Мюнхене, был выполнен из стеклянной мозаики, вставленной в железный каркас, который заполнял арку алтарноо свода. Царские врата с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х Евангелистов также были сделаны из стекла. Справа от царских врат находился мозаичный образ Спасителя. Витражи заполняли также окна (изображения Двенадцати Апостолов) и купол (образ Спасителя) верхней церкви. На вечерних богослужениях иконостас подсвечивался электрическими лампочками.
В нижнем храме св. Пророка Илии находился белый мраморный иконостас с позолоченными царскими вратами.
В склепе нижнего храма были погребены купец И. К. Савинков (1825-1900), его супруга Е. М. Савинкова (1829-1897) и первый ктитор церкви полковник В. Н. Шеншин (1861-1905).
С января 1902 г. до своей кончины настоятелем храма был протоиерей Александр Евфимиевич Гнедовский (1855-1912). Его сменил священник Владимир Иоаннович Концевич (1870-1934?).
Храм был закрыт в 1924 г. и превращен в склад воинской части. Внутренне убранство и иконостас были уничтожены. Большая часть икон в июне 1924 г. сданы в Управление Детскосельскими дворцами-музеями.
В казармах Кирасарского полка разместился 22-й Воронежский кавалерийский полк.
Во воремя ВОв в казармах размещалась Испанская дивизия. Церковь во время оккупации практически не пострадала. После ВОв казармы заняла Гвардейская артиллерийская дивизия. Здание церкви сначала использовалось под каптёрку, затем здесь были производственные мастерские.
В 1987 г. здание взято под охрану.
В 1992 г. храм был официально возвращен верующим (приписан к Софийскому собору).
В воспоминаниях полковника лейб-гвардии Кирасирского его величества полка Н. А. Петровского церковь описана следующим образом: "Полковая церковь была построена купцами Савинковыми: мужем и женой, похороненными в склепах нижней (подвальной) части церкви. Хлопотал и распоряжался постройкой (Савинковы только дали деньги) ротмистр Шеншин, который и был ее первым ктитором. Умерший в полку в чине полковника, Владимир Николаевич Шеншин похоронен также в нижней церкви полка. Церковь была освящена в честь Св. Муч. Иулиана Тарсийского, память которого чтится 21 июня. В этот день в 1733 г. императрица Анна Иоановна подписала указ о переформировании нашего полка из Драгунского в Кирасирский - поэтому это день нашего полкового праздника. Церковь наша была в то же время и приходская, по желанию Савинковых. Верхняя церковь имела три алтаря (средний - большой) и хоры. Амвон был отгорожен решеткой, у которой стояли старые штандарты, а перед ними в специальных ящиках-футлярах со стеклом - парадные мундиры (колеты) в Бозе почивжих державных шефов полка".
(Егоров М.Ю., Рогулин Н.Г., Букин Ю.В. , Трошин Д.Ю.. Царскосельские полки. Спб, 2009 г. С. 49., Natalia_Ant)
Памятник архитектуры Федерального значения.
Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 о Перечне объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения, находящиеся в г. СПб. (Текст документа по состоянию на 1 марта 2008 г.) (Постановление...", с. 31)
здание комплекса казарм Лейб-Гвардии ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Кирасирского полка
строилось Военным министерством Российской империи для казарменного размещения штатной походной полковой церкви.
В штате походной церкви один священник. Иконстас переносной походного типа. Полковая церковь в августе 1914 (вместе со штатным священником и походным иконостасом) убыла на фронт.
Как большинство военных церквей, в состав СПб-епархии не входила, и приходской не являлась.
В летние "мирные" месяцы(1900-1914) здание как церковь не использовалось.(При нахождении полка в летнем военном лагере под Красным Селом полковая церковь сопровождала полк, для чего в лагере имелось деревянное здание, туда на лето и переносился иконостас).
Само же здание до 1917 целиком принадлежало Военному министерству, ремонтировалось и отапливалось также из его сумм. (состояло на балансе Царскосельской инженерной дистанции(военная часть нечто вроде КЭЧ)).
в 1918 как и всё недвижимое имущество военного министерства, передано в состав РККА.
А для меня загадка - почему здесь можно по-русски написать церковь такая-то, еще где-то можно, а в других местах почему-то нельзя? Т.е. такого-то церковь почему-то в титуле. Надо все же приводить к единообразию титулы.
а источников по управлению военным и морским духовенством много.
например не раз тут упомянутый Цитович Г. А., Храмы армии и флота: Историко-статистическое описание.
логично отметить именно, кому была подведомственна и каковой являлась.
1. Здание(строение и земля) до 1917 являлось собственностью военного министерства, в январе 1918 поступило в ведение РККА.
2. Распределение внутреннего "имущества" между военным министерством и управлением военного и морского духовенства указано тут->Полное собрание законов Российской Империи, 1890, №6924
3. в здании временно, только во время казарменного расположения Кирасирского полка(с момента постройки и по 1914) размещалась военная полковая церковь, подчиненная управлению военного и морского духовенства.
При выступлении полка в поход/ в летний лагерь - походный иконостас из здания забирался и "военная церковь" сопровождала полк. Здание на всё время отсутствия полка в казармах, как церковь не действовало.
4. Военная церковь(походный иконостас с частью церковного имущества.) с 1914 по 1917 была на фронте вместе с полком. Запасные части, стоявшие тут в казармах, пользовались военным Софийским собором Л.-Г.Гусарского полка. Никакого упоминания об использовании этого здания как церкви в 1914-17 не обнаружено.
Почему ДО 1917? Вы же сами далее указываете, что имущество перешло от военмина в 1918.
в военмине по ноябрь 1917,а вот кому юридически принадлежала военная собственность до официального создания РККА (январь 1918) ?
Приказ Народного Комиссариата по военным делам РСФСР от 16 января 1918 года «О расформировании всех управлений духовного ведомства» (это даже без учета того, что следы церкви Лейб-Гвардии Кирасирского полка как и самого полка теряются в конце 1917 в Киевской губернии)
Мне непонятно, а почему увязывается собственность военмина именно с РККА? В первом составе Совнаркома были комиссары по военным и по морским делам, которые возглавили соотв. наркоматы. РККА - это не центральное или местное учреждение власти.
И не может быть источником архив. В любом архиве каждое дело имеет реквизиты, а каждый лист нумерован, если же по недосмотру или недокомплектованию не нумерован, то так и указывают - Б.л.
И еще раз: не ДО 1917, по по такое-то число такого-то года - остальное это просто голословие.
1) Уволить всех священно - служителей всех вероисповеданий, находящихся на службе военного ведомства.
2) Все управления военного духовенства расформировать.
3) Войсковым комитетам предоставляется право, в случае желания войсковых частей, управлений, учреждений и заведений, оставлять у себя священно - служителей.
4) В последнем случае содержание оставленных священно - служителей определяется не прежними штатами, а исключительно постановлениями комитетов самих частей.
5) Все без исключения имущество и церковные суммы церквей войсковых частей сдать на хранение войсковым комитетам частей, а в случае расформирования этих последних комитетам высших степеней.
6) Для приема и сдачи сумм и имущества, находящихся в распоряжении духовенства военного ведомства, будут назначены особые комиссии.
Народный Комиссариат
по военным делам
М.КЕДРОВ
Э.СКЛЯНСКИЙ
Н.ПОДВОЙСКИЙ
К.МЕХОНОШИН
И какое отношение этот приказ имеет к судьбе церковных зданий?
Полная чушь написана... Теперь что такое профессионализм воспринимается еще острее. Что бы рассуждать на тему про всякие комиссариаты надо посидеть в Архиве, почитать Вестник Военного Духовенства, труды Шавельского (последнего протопресвитера Русской Армии и Флота ), а затем изучить документы в подлинике Шавельского №794 от 29 января 1918 г. (В народный комиссариат по военным делам), №795 от 28/29 января 1918 г. (В Главное Управление по делам личногосостава флота), № 1242 от 23/10 февраля 1918 г. (Его Святейшеству, Святейшему патриарху Московскому и Всея Руси Тихону) и т.д.
Военным духовенством занимаются единицы, церквями военного ведомства несколько человек.
modain ситуацией владеет хорошо, не хватает навыков общения на нашем сайте.
Теперь какое отношение данный диспут имеет к церковному имуществу, земле, строению и т.д.
Вот один из документов - обращение.
Его Святейшеству, Святейшему патриарху Московскому и Всея Руси Тихону
23/10 февраля 1918 г. Протопресвитера военного и морского
№1242 духовенства Георгия Шавельского
Рапорт
Имею честь донести Вашему Святейшеству, что приказами Народного комиссариата по военным делам от 16 января 1918 г. за №39 вверенное мне ведомство и должности военных и морских священников упразднены; огромная часть военного и морского духовенства лишилась мест и средств содержания; меньшинство же осталось на местах по найму от воинских частей или от приходов.
Испрашиваю ходатайства Вашего Святейшества пред Священным Синодом Российской Церкви, дабы сделаны были следующие распоряжения:
1) Всем епархиальным начальствам - принять в свое ведение военные и морские церкви с их причтами, имуществом и капиталами
13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здание и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.
В данной теме имущество принадлежало Армии и Флоту. Поэтому требовался отдельный ведомственный приказ, как в прочем такие правила существуют и в настоящее время. Есть статьи Конституции, но в некоторых ведомствах "свои заморочки".
А куда он делся (у меня пустое место в сообщении :( ) этот приказ, который в Красной армии был основополагающим.
Вопрос о военном церковном имуществе это сложный вопрос.
Так на военном судне все церковное имущество принадлежало кораблю и числилось в корабельной описи (в табеле снабжения) как и другое корабельное имущество, за исключением антиминса, которое выдавалось архиереем.
"Здание и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ." Имущество судовых походных церквей было сдано в портовые магазины (это военные корабельные склады временного хранения), не могу сказать как поступили непосредственно с походной церковью из этой церкви Иулиана Тарсийского, но многие походные полковые церкви находились в Добровольческой (Белой армии). Возможно, многое из церковной утвари полковой походной церкви впоследствии находилось заграницей.
Прошу учесть, что полковая церковь и полковая походная церковь разные вещи, выполняют одинаковые функции, но в разных жизненных условиях. modain затронул очень интересную тему и мало изученную.
Мой комментарий, из которого исчезло содержание "Вчера в 00:25|". И одновременно бесследно исчезло несколько комментариев modain, алекса и мои до и после этого времени.
Потеря была в два этапа. Ночью около 2 часов пропал 1 комментарий miraru1 "00:25". А вечером я была удивлена пропажей остальных. Утраченные комментарии прервали причинно-следственную связь темы.
В воспоминаниях полковника лейб-гвардии Кирасирского его величества полка Н.А. Петровского церковь описана следующим образом: "Полковая церковь была построена купцами Савинковыми: мужем и женой, похороненными в склепах нижней (подвальной) части церкви. Хлопотал и распоряжался постройкой (Савинковы только дали деньги) ротмистр Шеншин, который и был ее первым ктитором. Умерший в полку в чине полковника, Владимир Николаевич Шеншин похоронен также в нижней церкви полка. Церковь была освящена в честь Св. Муч. Иулиана Тарсийского, память которого чтится 21 июня. В этот день в 1733 году императрица Анна Иоановна подписала указ о переформировании нашего полка из Драгунского в Кирасирский - поэтому это день нашего полкового праздника. Церковь наша была в то же время и приходская, по желанию Савинковых. Верхняя церковь имела три алтаря (средний - большой) и хоры. Амвон был отгорожен решеткой, у которой стояли старые штандарты, а перед ними в специальных ящиках-футлярах со стеклом - парадные мундиры (колеты) в Бозе почивжих державных шефов полка".
А откуда цитируются? Вы изучали целый комплекс научных дисциплин по этому поводу? Любой юракт изначально должен быть либо написан от руки, либо напечатан на машинописной машинки - если мы рассматриваем указанные годы. В обоих случаях это архивное хранение. Другой вопрос, что юракты определенного уровня распубликовываются, и их затем цитируют с издания, где они распубликованы. Но многие юракты не подлежали распубликованию, т.е. их можно только цитировать из архивного источника, либо они были опубликованы кем-то полнотекстно (сборники документов, например) или цитированно (статьи, монографии и пр.). Это опубликованные архивные источники, и ссылка при цитировании дается уже не на архив, а на издание (статью, монографию), где источник опубликован.
Попробуем :) Издание Егорова и др. не источник, но раз Вы цитируете по этому изданию воспоминания, то пишем так: Цит. по: Царскосельские полки / авторы (составители). СПб., 2009. С. хх.
Церковь сейчас на реставрации. Практически закончена наружная отделка. Наружный слой кирпича был практически полностью разрушен водой и его заменили на новый кирпич, который был специально изготовлен по образцам. Интерьеры полностью утеряны, сохранились только полы и частично лестницы. Послал немного фотографий, предварительно тут http://forum.citywalls.ru/post.php?id=48706
Слушали: о закрытии церкви при казармах бывш. Кирасирского полка в Детском Селе и о передаче ее помещения для культурно-просветительной цели 22-му Воронежскому кавполку 4-й кавдивизии.
Принимая во внимание, что: церковь в свое время хотя и выстроена на средства жертвователя купца Савинкова, была согласно имеющихся в переписке исторической справки и выкопировки из генерального плана Детского Села передана в Военно-Инженерное ведомство для исключительно воинских нужд, а посему, как ведомственная, в силу декрета об отделении церкви от государства подлежит закрытию.
Выраженное желание красноармейцев указанного полка, вынесенное в своей резолюции общего Собрания полка о закрытии церкви, и что интересы верующих с закрытием церкви в виду близости большого Софийского собора не затрагиваются - церковь бывш. Кирасирского полка в Детском Селе закрыть и ликвидировать, передав после ликвидации - помещение под культурно-просветительные цели 22-му Кавполку.
// Протокол № 11. Заседания Президиума Ленинградского Губисполкома от 22-го Марта 1924 года // Протоколы Заседаний Президиума Ленинградского Губернского Исполнительного Комитета советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов. XIV-й созыв. №№ с 1-го по 20-й включительно. 1924-1925 гг. – [Ленинград], [1925]. - С. 2.
С 27 декабря 1761 г. полк именОВАЛся лейб-гвардии Кирасирским Его Императорского Величества.
В 1833 г. в память 100-летия формирования полка полковой праздник БЫЛ перенесен на 21 июля (день памяти св. мчн. Иулиана Тарсийского).
Проект полковой церкви арх. Владимира Николаевича Курицына был высочайше одобрен 9 мая 1895 г. СНЯТЬ ЛИШ. ТЧК