Публикация

Усадьба М. А. Паткуль

Здание на карте
фото
Пушкин
Средняя ул., 8
Малая (Пушкин) ул., 13
Архитекторы: Монигетти И. А.
Год постройки: 1854
Стиль:

Усадьба М. А. Паткуль

Пушкин. Средняя ул., 8

Пам. арх. (регион.)

1854 - арх. Монигетти И. А.

 

Флигель   - Пушкин,  Малая ул, 13

 

 

Деревянный дом с нарядными фасадами и башней - усадьба М. А. Паткуль. Сквозной участок с № 24 появился по плану урегулирования  застройки Царского Села 1808 г.

 

Первоначально участок принадлежал придворному лакею Терентьеву и был застроен только со стороны Средней ул.  При доме находился большой двор с конюшней и фруктовым садом.

 

С 1848 г. владельцем усадьбы стала жена генерал-адьютанта Мария Алесандровна Паткуль, урожденная де Траверсе.  Семья входила в ближайшее окружение Николая I и цесаресича Александра Николаевича, совоспитанником которого был А. В. Паткуль.

 

Закладка дома по воспоминаниям М. А. Паткуль состоялась в 1854 г. Проект разработал арх. И. Монигетти с учетом пожеланий владельцев, наблюдение за постройкой осуществлял его помощник А. Ф. Видов.  Старый Терентьевский дом с мезонином перенесли на другую сторону участка к Малой ул., где он сохранился до сих пор.

 

Участок обнесли деревянным забором с воротами. вглубине находились надворные службы и сад. В таком виде усадьба сохранялась до 1970-х гг., когда в глубине квартала во всю ширину участка построили многоквартирный дом. Ограда с воротами не сохранились.

 

Решенное в стиле эклктики строение характерно для творчества И. Монигетти богатым убранством фасадов, в которых воспроизведены мотивы каменной архитектуры. Каменный полуподвал придает устойчивость всей композиции. Первый этаж обработан в обшивке ленточным рустом, второй - филенками. В богатом резном декоре использованы стилизованные пилястры и висячие колонки со сложными капителями, профилированные и орнаментальные тяги,наличники. Композиционными акцентами здания служат башня и эркеры на лицевом фасаде, большие сдвоенные и тройные окна, образующие ассиметричную объемно-пространственную структуру. На боковых фасадах помещены веранда, эркеры, крытые  балконы. Широкие свесы крыши, эркеры и балконы поддерживаются фигурными резными кронштейнами.

 

В парадных интерьерах сохранились элементы ансамблевой архитектурно-художественной отделки: наличники дверей, орнаментированные лепные фризы, карнизы.

 

Усадьба Паткуль - один из ранних образцов загородной дачи, включенной в регулярную застройку Царского Села.

 

(Семенова Г. В. Царское Село: знакомое и незнакомое. - М.: Центрполиграф, 2009. С. 298-299)

  • фото
  • фото
  • фото

    Уличный фасад

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Торец

  • фото

    Фото -
    GeorgiaG, 08.10.2020.

Объект культурного наслеия региональногозначения [115]
Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга (по состоянию на 06.08.2010 г.)

29 комментариев
4049 просмотров
Добавил: Наталия, 28 Октября 2011, 19:16
Редактировано: 13 Января 2023, 01:06
Оцените:
(7 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house18347.html' target='_blank'>Усадьба М. А. Паткуль на Citywalls.ru</a>
Всего 29 комментариев
  • 30 Октября 2011, 11:05

    Похозяйничали в этой усадьбе в годы нашего зубастого раннего беспредельного капитализма. Чудом устоял домик под натиском жирных котов строительного бизнеса. Место-то ведь - лакомый кусочек для инвесторов, прямо возле дворца.

    В подвале в 1990х гг. малый бизнес устроил какую-то забегаловку для туристов, источающую весьма интересные запахи временами. :) Но потенциально, это заведение представляет опасность для сохранности этого деревянного шедевра Монигетти с точки зрения пожарной безопасности.

     

  • 30 Октября 2011, 20:12

    Всё же авторы ленивы. Списывают из одной книжки...

    Где вытрезвитель и детский сад в истории???

    http://tsarselo.ru/content/0/read432.html (2011. 30 октяб.)

  • 30 Октября 2011, 20:22

    А неленивые ссылки дают и предлагают ленивым самим выбрать

  • 30 Октября 2011, 20:29

    Глубокоуважаемая Наталия, если я скопирую текст старожилов, ситуация не изменится. Не стоит описания известных зданий брать из одной книги.

  • 30 Октября 2011, 20:32

    Альтернатива - взять из одной книги или не писать вообще ничего. Других книг нет. А интернет это тоже, что и одна книга. К тому же копировать просто - вариант еще хуже.  Лучше, конечно, компиляция из нескольких источников, но когда они есть.

  • 30 Октября 2011, 20:38

    Царскосельская сеть тоже создана такими же любителями. Почему мы их данные не можем перенести частично к нам со ссылкой?

  • 30 Октября 2011, 20:42

    Можем, и иногда так и делаем, когда других источников нет совсем. Но в отличии от книг, страницы в сети могут изменяться. Все (и мы в том числе) допускают ошибки, исправляют их, дописывают что-то, меняют текст, поэтому все-таки информацию из сети нужно использовать с оглядкой.

  • 30 Октября 2011, 20:45

    Совершенно согласен, но там тоже ссылка на Семенову и немного другой информации...

    Стоит задействовать такой проект здесь.

  • 30 Октября 2011, 21:12

    Напоминаю, что выкладывая ссылку на страницу в Сети, именно для снятия отв-ти с себя за изменения в тексте или вообще ликв-ции страницы, пишем

    хххх (2011. 30 октяб.)

  • 30 Октября 2011, 21:27

    Угу

     

  • 30 Октября 2011, 21:27

    Я пока готова  писать по имеющимся у меня книгам Семеновой и Мещанинова. Семенова для меня  автор неизвестный, но создается впечатление, что человек скорее привык работать с бумагами, чем писать "литературу". Книге Мещанинова я доверяю безоговорочно.  Для большего я пока  не имею времени, позже возможно, но если кто-то возьмет на себя труд изложить что-то по материалам сайта из того, что нет у указанных авторов, можно и кратко, можно и более пространно, включим в публикации с сылкой на сайт.

  • 30 Октября 2011, 22:50

    Договорились.

  • 31 Октября 2011, 14:30

    Галина Семенова- специлист КГИОП, ныне- "главный" в Александровском дворце Царского Села.

    И позвольте, встрять в вашу дискуссию про сайт tsarselo.ru, уж коли я являюсь его издателем) - все публикации опираются на печатные публикации авторов, которым мы доверяем, или оговариваем в тексте, что информация требует уточнение. Воспоминания старожилов считаем в некоторых случаях даже более интересной информацией, чем скупые строчки книг, так как отражают настоящую жизнь зданий в исторической перспективе). Если будут вопросы по Царскому Селу- спрашивайте, с удовольствием уточним все, что сможем )))

  • 31 Октября 2011, 14:41

    Уважаемый Царскосел, разве это дискуссия была? Просто обсуждение информации. Ваш сайт лично мне очень нравится. Многое, и воспоминания очевидцев в том числе, вообще замечательно.

    Вы будете не против, если часть  информации с сайта tsarselo.ru появится еще и в викимапии?

  • 31 Октября 2011, 14:42

    хорошо, в ваш диалог), спасибо на добром слове, мы стараемся). Будем чрезвычайно признательны - мы для этого ее и пишем - чтобы побольше рассказать о нашем замечательном городе.

     

  • 31 Октября 2011, 14:47

    Со ссылками, конечно.

    Но вашему городу еще повезло. В отличие от Ораниенбаума, да и Павловска...

  • 31 Октября 2011, 14:52

    Вы так думаете)? Я попробую специально для Вас сделать подборку сколько зданий было снесено в Пушкине за последние 30 лет. деревянных зданий практически не осталось, единицы остались. Что касается Павловска- это да, он был более "деревянный", чем наш город и сейчас там просто геноцид деревянного зодчества((((.

  • 31 Октября 2011, 14:56

    Если бы только деревянного... Нашел тут фотографии старого Павловска - не узнать. И бабушки моя уже умерли, рассказать некому.

  • 31 Октября 2011, 15:08

    Самым деревянным по сохранности был Ораниенбаум, я еще помню остатки усадеб и дач... Во время ВОВ  он почти сохранился. Но после 70-х его стали целенаправленно уничтожать... А сейчас прикончили, что не успели в 70-х... и пожгли хорошо варвары...

  • 31 Октября 2011, 15:16

    Ну, часть так называемых "деревяшек" (термин местных жителей) в Рамбове были бараками или временным послевоенным жильем. Его не очень жалко. Жить там было невозможно. А вот остальное... После утраты Ломоносовым самостоятельности там все рушится во много раз быстрее.

  • 31 Октября 2011, 15:34

    Да вы что! Какие бараки... Я говорю про дачи и усадьбы. У меня подруга жила в доме-усадьбе у водопада. Его в конце 70-х поставили на капремонт. Такой резьбы я нигде больше не видела. Витражные веранды в два этажа, балконы и лесницы как в сказке. Входов и выходов не сосчитать. После ремонта все убрали, только под одним из фронтоном сохранили небольшой фрагмент резьбы. Дом стал не похож на тот, который был. Я детство провела в Ломоносове, каждый уголок помню, бараков почти не было. Господские дома, которые сделали коммуналками, ободрав всю красоту, трудно назвать бараками. Если бы Ломоносов не был полу-закрытым городом   для иностранцев, его бы наверное вылизывали как Пушкин и Петергоф. Был так называемый "шанхай" в Ломоносове, вот там было что-то похожее на бараки..., но это место никогда к Ораниенбауму всерьез не причисляли.

  • 31 Октября 2011, 15:48

    Ну, я слегка перегнул, но все же.

    Хотя в тот момент, когда Ломоносов недолгое время был самостоятельным городом в составе СПб, там что-то делалось. После его присоединения к Петродворцовому району - ужас и запустение. Вояк распустили, все разваливается. Петергоф живет своей жизнью.

    Я не жил в нем, но постоянно там бываю.

     

  • 31 Октября 2011, 15:59

    Я уже писала, где-то здесь на страницах, у меня была нянюшка из бывших... Святой человек, от нее многое впитала... Ее муж был в управлении у Мекленбург-Стрелицких. От моего Ораниенбаума 60-х ничего почти не осталось, только воспоминания...

  • 31 Октября 2011, 16:01

    ну Пушкин-то вылизали буквально. например, самые красивые деревянные дачи на Павловском шоссе просто снесли к приезду Никсона, от них сейчас парочка осталась, а был ни одн десяток зданий. То же - на Московском шоссе и на Московской улице...

  • 31 Октября 2011, 16:10

    Наша беда в том, что все то, что при наступлении мемцев не сожгли, совсем недавно уничтожили и дожгли... у меня есть несколько копий павловских дач, подписанных архитектором и в.к. Константином Николаевичем, так ведь когда смотришь на проекты, а примерно, такой я еще застала, но в Ломоносове у водопада, голова кружится от неземной кроасоты. Права пословица: "Что имеем не храним, а потерявши - плачем"

  • 31 Октября 2011, 17:38

    А известно что-то про приезд Никсона в Пушкин?

  • 1 Ноября 2011, 00:01

    нц в основном старожили вспоминают именно про массовый снос деревянных дач на Павловском шоссе. Он приехал, покушали в Кочубеевской усадьбе и полетел дальше в Питер

  • 1 Ноября 2011, 11:38

    Точно, мне рассказывали про дачи на Павловском шоссе. Но, правда, без связи с приездом Никсона.

  • 25 Мая 2022, 09:26

    Май 2022.  .  .  

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32489
Готовится: 80
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 7508