Публикация
Школа нянь императрицы Александры Фёдоровны -
|
Архитекторы: | Данини С. А. |
Год постройки: | 1905-1906 |
Стиль: |
Фото 1905 г. [
Школа нянь императрицы Александры Фёдоровны
Пушкин. Красносельское шоссе, 9 (Баболовский парк, 20)
Утраченное здание
1905-1906 - арх. Данини Сильвио Амвросиевич (Список...)
Детский санаторий (до 1941)
Школа нянь в Царском Селе была огранизована в 1903-1905 гг. под патронажем ЕИВ императрицы Александры Федоровны по инициативе Карла Андреевича Раухфуса, создателя детской больничной медицины в России.
Школа нянь была устроена на средства Александры Федоровны и открыта 29 (28) мая 1905 г. На открытии Школы нянь присутствовал император Николай II.
Предполагалось, что здесь будет проводится теоретическая и практическая подготовка к выполнению обязанностей нянь для воспитанниц школ Императорского женского патриотического общества. Впоследствии школа стала принимать и воспитанниц других учебных заведений с однородной программой (Мариинские городские училища, школы Министерства народного просвещения).
В школе обучалось 50 воспитанниц, обучение - 2 года. В школу принимались девушки не моложе 16 лет. Стоимость обучения составляла 360 руб., но для неимущих имелись стипендии и бесплатные вакансии. В течении двухгодичного обучения учащиеся находились в школе на полном пансионе.
Обучение подразделялось на общее и специальное, теоретическое и практическое. С этой целью при школе был устроен образцовый приют на 40 детей от рождения до 7 лет, который находился в одном здании со школой. Приют был приспособлен таким образом, чтобы каждая воспитанница имела питомца, за которым ходит два года своего обучения. Нянями исполнялись все работы, имеющие отношение к уходу за ребенком: приготовление молочных смесей и кушаний детского стола, приготовление лекарств и перевязочного материала, шитье и починка белья, уборка, проветривание и отопление комнат, стирка белья. Приютом заведовал врач, который и вел обучение воспитанниц.
В число теоретических предметов были включены Закон Божий, природоведение, чтение образцов литературы, начала педагогики, рисование и пение. Специальный теоретический курс включал в себя анатомию и физиологию, гигиену, оказание первой помощи при несчастных случаях, детские заболевания и гигиену детского возраста.
Школа располагалась в Дворцовом парке, часть которого была отведена в пользование школы.
Двухэтажное здание школы обращено фасадом с детскими на юг. Здание разделено на три части. В средней помещались классная, лаборатория, бельевая, квартира начальницы. Левое крыло принадлежало приюту, а в правом располагались спальни нянь. В третьем этаже мансарде находился лазарет для детей и нянь с общими комнатами и тремя боксами. Лазарет мог быть совершенно изолирован от остального помещения. При школе имелась собственная молочная ферма на шесть коров.
За шесть лет существования школы в не было принято 174 воспитанницы, окончили курс 80, вышли до окончания курса 42, умерли 4. На момент подготовки издания обучалось 48 воспитанниц. Оканчивающие курс помещались Школой на места с вознаграждением 20-25 рублей в месяц. Выпускницы два года оставались под покровительством Школы, которая таким образом поддерживала связь со своими бывшими питомцами.
При школе был детский приют для 50 детей. Дети принимались в приют в возрасте не старше 7 месяцев и оставались в нем до года, только некоторые оставались до 7 лет с таким расчетом, чтобы из 40 питомцев 20 были в грудном возрасте, 10 – в возрасте от 1 до 3 лет и 10 – в возрасте от 3 до 7 лет. Плата за детей – 40 руб. в месяц.
Персонал школы состоял из начальницы, директора, законоучителя, двух учительниц (одна вела детский сад), двух сестер милосердия, учителя пения, экономки и кастелянши.
(Ведомство учреждений Императрицы Марии и его учреждения в
Царском Селе и Царскосельском уезде. Санкт-Петербург 1911 С. 55-60)
Восточный фасад.
Вариант. Фото 1903 г. [180]
Западный фасад.
Вариант. Фото 1903 г. [180]
А.В. Козлов, Б.М. Кириков
«Сильвио Данини: материалы
к творческой биографии» (Коло, 2017)
(добавил GeorgiaG )
Школа нянь Государыни Императрицы
Александры Фёдоровны.
Старая открытка.
Вид с северо-запада.
Фото 1905 г. [180]
Вид с юго-запада.
Фото 1905 г. [180]
(добавил Mary)
Вид с севера. Фото 1905 г.
А.В. Козлов, Б.М. Кириков
«Сильвио Данини: материалы
к творческой биографии»
(Коло, 2017)
(А.В. Козлов, Б.М. Кириков
«Сильвио Данини: материалы к
творческой биографии» (Коло, 2017))
там же
там же
(добавил
Здание школы возводилось по проекту и под надзором арх. С. А, Данини с 1903 г. Находилась школа вне городской застройки на краю Баболовского парка у Гатчинского шоссе, в живописном месте, среди лужаек и кустов сирени и жасмина.
При строительстве здания школы-больницы арх. С. А. Данини воплотил в жизнь идеи её устроителя доктора К. А. Раухфуса. Раухфус был врачом-консультантом и председателем попечительского совета школы. Директором школы состояла О. А. Павлова (внучка Пушкина). Данини также входил в совет.
([
До 1941 г. здесь размещался детский санаторий здание служило до 1941 г. (Энц. СПб)
Во время ВОв здание было сильно разрушено. В 1958 г. начали восстановление
Вид после восстановления 1958 г.
Надстроен 3 этаж, декоративные элементы
и башенка утрачены.
Вид со двора.
Фото - malenkaya_doma, 01.2019.
Закладка школы нянь в Царском Селе.
28 мая, В Царском Селе, на поляне в Новом парке в Высочайшем Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы Александры Феодоровны присутствии состоялась закладка двухэтажного каменного здания в англосаксонском стиле школы нянь Императорского патриотического общества. Строитель школы - придворный архитектор С. А. Данини.
Здание рассчитано на 50 нянь и 50 детей, и будет о двух этажах, не считая подвального помещения и мезонина. В подвальном помещении будут устроены: раздевальня, баня, прачечная, две кладовых и др. В первом этаже будут отведены помещения для прислуг, гладильни, полоскания белья, помещения для мытья посуды, кухни, а равно устроены столовая, спальня, дневная для подростков, спальня для них, ванны, комната для занятий, приёмная, комната для младшего курса, помещение для кандидатки, передняя и теплая терраса. Во втором этаже будут устроены дневная для грудных детей, спальня, помещения для начальницы и кандидаток, старший курс рукоделия, ванны, умывальники и др., а в мезонине будут размещены: изоляционное отделение, палата, ванны и буфет. (С.-Пет. Вед.)
(«Зодчий», 1903 г., Вып. 24, С. 304,
За шесть лет существования школы в неЁ было принято 174 воспитанницы, окончили курс 80, вышли до окончания курса 42, умерли 4.
А что, разве школа только 6 лет проработала?
Кстати, из текста никак не следует, что это было ВУИМовское учр.
Оканчивающие курс помещались школой на места с вознаграждением 20-25 рублей в месяц. Выпускницы два года оставались под покровительством школы, которая таким образом поддерживала связь со своими бывшими питомцами.
28 мая 1905 г. начала свою деятельность школа нянь государыни императрицы Александры Фёдоровны. При строительстве здания школы-больницы арх. С. А. Данини воплотил в жизнь идеи её устроителя доктора К. А. Раухфуса. На открытии школы нянь присутствовал император Николай II.
Ведомство учреждений Императрицы Марии и его учреждения в
Царском Селе и Царскосельском уезде. СПб., 1911. С. 55-60.
Фраза про санаторий, к-но, с опечаткой, но в принципе она д.б. переделана, т.к. очевидно, что из текста не усматривается, откуда вдруг взялся санаторий вместо школы.
На сайте школы 409 есть некоторая хронология:
" История школы № 409
Здание построено архитектором Сильвио Данини в 1904 по распоряжению императора Николая II
" Школа нянь" - центр подготовки специалистов по уходу и воспитанию детей и подростков под попечительством Государыни Императрицы Александры Фёдоровны
Внучка А.С. Пушкина , Ольга Александровна в течение пяти лет заведовала " школой нянь", она свободно говорила на шестнадцати языках.
Приют для 50 детей, принимались дети от первых дней жизни до двух лет и оставались в приюте до семи лет
Ученицы школы «нянь» были девицы в возрасте не моложе 16 лет, их ставили на полное содержание. Курс был рассчитан на два года, после его окончания выдавались, смотря по успехам, аттестат или свидетельство. Каждая ученица имела своего питомца, за которым ухаживала два года.
Каждому ребенку выдавался отдельный комплект личной гигиены
Создание "школы нянь" стало определенной ступенью в развитии педагогического образования в России и положило начало такой профессии как гувернантка. Школа существовала до 1914 года, до начала Первой мировой войны.
С 1914 по 1917 год здание школы отдано под госпиталь
С 1917 по 1941 год школа становится санаторием для детей с ослабленным здоровьем
1941 -1958 год здание школы было разрушено
1958 году приступили к восстановлению здания, причем облик здания был полностью изменен
1960 год Открытие школы. "
Ну уже про госпиталь хорошо... Т.б. про детский санаторий прямо в 1917 году. Я могу допустить, к-но, что лаз-т под флагом или в ведении, к-рый, видимо, содержался в немалой степени из ср-в Александры Федоровны был ликвидирован еще летом 1917 года. Но вот вопрос орг-ции санатория в это же время вряд ли был решен. Впрочем, тут надо каждую букву проверить - столько мифов про эти лазареты и т.п.
Ну а фраза ДО 1914, до начала 1-й Мировой войны, изумительна - как детей-то учить с таким подходом?!
Как говорится, "не Боги обжигают горшки!" в том смысле, что сайты наших средних школ поддерживают (готовят информацию, размещают и т.п.) не столько профессионалы-историки, но просто энтузиасты, делающие это просто для души. :)
Ну по штату в школе всяко даже не 1 преп-ль истории с проф. историч. обр-нием д.б. А вообще-то сущ-ет нормальная когда-то практика получать конс-ции у спец-тов. Если я не умею вытачивать детали на токарном станке, то я их заказываю у соотв. мастера.
Немножко для просвещения тех, кто готовит контент для сайтов школ и проч. - а то сил нетуть читать... Попросил подборку сделать серьезного спеца в вопросе дом. обр-ния, к-рой приходится и за нянями и проч. "приглядывать" по ходу исследования.
Няня - человек, осуществляющий уход за ребенком в первый год-два-три его жизни во всех его проявлениях: искупать, сварить еду, накормить, переодеть, прогулять и т.д.
Бонна: «… тоже няня, но только имеющая дело с детьми более подросшими, чем с какими занимается няня. У нас в бонны обыкновенно выбираются иностранки, француженки и немки, для обучения детей путем живой речи иностранному языку; иногда бонны учат детей и еще кое-чему. Содержание они получают лучшее по сравнению с обыкновенными нянями».
[П.Ф. Каптерев. Задачи и основы семейного воспитания / Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып 1. Второе издание, значительно дополненное. СПб., 1913. С. 122]
XVIII в. – эпоха гувернерства, от французского gouvernanter – «управлять»
«В 1755 г. наряду с отделением для 200 девушек из благородных семей в Смольном открывается отделение для 240 девушек из мещанской среды. Сопоставление содержания систем обучения на двух отделениях института позволяет утверждать, что оно существенно различалось. Мещанкам давались лишь элементарные знания и готовили их в основном к деятельности домашних воспитательниц-гувернанток. Деление воспитанниц по возрастам сохранялось и на мещанском отделении. С 6 до 12 лет девочек обучали русскому языку, арифметике и иностранным языкам. Далее, исходя из их природных данных, - рисовании, танцам, музыке и пению. В возрасте с 12 до 15 лет особое внимание уделялось совершенствованию навыков в рукоделии. Девушки обучались всем работам по дому и умению поддерживать хозяйство: ткать, шить, вязать, готовить, вести приходно-расходные книги. В последних классах развивались те умения, к которым воспитанницы проявляли большую склонность. По окончании обучения каждой выпускнице полагалась определенная сумма с процентами за 12 лет обучения. Успешно окончившие мещанское отделение могли поступить на службу учительницами в училище благородных девиц, а также стать домашними наставницами в семьях дворян и аристократии.
Выпускницы Смольного института благородных девиц, успешно завершившие курс обучения, получали награды трех степеней. К первой степени относились шифры (вензелевые изображения имени Императрицы, прикрепленные на ленте с серебряными полосками) и золотые медали (большие и малые), наградами второй степени считались серебряные медали большого и малого размеров, выпускниц третьей степени награждали книгами. [ С. 93 – 94]
«Смольный, без сомнения, являлся первым государственным образовательным учреждением для девушек дворянского сословия, а его мещанское отделение впервые готовило отечественные кадры гувернеров, домашних учителей и наставниц». [Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: АКАДЕМА, 2000] [С. 94]
Гувернант - это воспитатель, человек, который учит хорошим манерам, в большинстве случаев - иностранному языку (но не всегда), умению одеваться и держать себя в обществе. И только! Знания дают учителя и наставники.
Ссылки не причесаны до идеала, но вполне понятны.
Закладка школы нянь в Царском Селе.
28 мая, В Царском Селе, на поляне в Новом парке в Высочайшем Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы Александры Феодоровны присутствии состоялась закладка двухэтажного каменного здания в англосаксонском стиле школы нянь Императорского патриотического общества. Строитель школы — придворный архитектор С. А. Данини.
Здание рассчитано на 50 нянь и 50 детей, и будет о двух этажах, не считая подвального помещения и мезонина. В подвальном помещении будут устроены: раздевальня, баня, прачечная, две кладовых и др. В первом этаже будут отведены помещения для прислуг, гладильни, полоскания белья, помещения для мытья посуды, кухни, а равно устроены столовая, спальня, дневная для подростков, спальня для них, ванны, комната для занятий, приёмная, комната для младшего курса, помещение для кандидатки, передняя и теплая терраса. Во втором этаже будут устроены дневная для грудных детей, спальня, помещения для начальницы и кандидаток, старший курс рукоделия, ванны, умывальники и др., а в мезонине будут размещены: изоляционное отделение, палата, ванны и буфет. (С.-Пет. Вед.)
«Зодчий», 1903 г., Вып. 24, С. 304
Что-то тут не так:
"До 1941 г. здесь размещался детский санаторий здание служило до 1941 г."