Публикация
Шереметевский пассаж (правая часть) -
|
Архитекторы: | Красовский М. В. Катонин С. И. Катонин Л. С. |
Год постройки: | 1914, 1930 |
Стиль: |
Фото -
Ворота, грот и ограда сада Шереметевского дворца (не сохран.)
XVIII в. - Чевакинский Савва Иванович
Здание Шереметевского пассажа
Пам. арх. (регион.)
1914 - гражд. инж. Красовский Михаил Витольдович, Экскузович Иван Васильевич
Здание Центрального статистического управления
1930-е - арх. Катонин Леонид Сергеевич, инж. Катонин Сергей Иванович - надстройка
Дом построен в 1914 г. - гражд. инж. М. В. Красовским.
В 1930-е гг. надстройка осуществлена С. И. и Л. С. Катониными.
Под аркой этого дома вход в Шереметевский сад и
Фрагмент карты РГИС
Фото с Яндекс-панорам
Пассаж гр. Шереметева.
(добавил miraru1)
1931 год. Литейный, 53.
(сайт oldspb.ru)
Проспект Володарского, 1937 г.
Надстроенный дом 51а
на пр. Володарского
(1933-1934)
С сайта pastvu.com
Добавил - Ладада .
Ленинград. Архитектурно-
планировочный обзор
развития города. 1943 г.
Добавил - кн. лиговская .
Весь Ленинград. 1932 г.
Добавил - nikspb
Правление Ленинградского
государственного табачного
треста: пр. Володарского, 51а
(добавил Askja)
Пассаж Шереметевых возник в начале XX в. на территории их усадьбы.
Первоначально усадьба занимала огромную территорию от
Ворота с дорическими колоннами и фронтоном удачно завершали перспективу ул. Жуковского. Одноэтажный грот с ротондой имел скромный внешний вид, но богатые интерьеры. В журнале "Зодчий" (N32, 1915) помещена статья М. Красовского "Литейные ворота и павильон "Грот" Шереметевского сада". М. Красовский дал подробный анализ этих сооружений и обоснова авторствво С. И. Чевакинского.
В 1910-е гг. планировалось соединить ул. Жуковского с Итальянской ул., возведя мост через Фонтанку. И через Певческий мост вывести улицу на Шведский пер. Но план дублирования Невского пр., созданый инж.-строит. Ф. Енакиевым, не был осуществлен из-за отказа Шереметева.
Торговые ряды были созданы в 1914 г. Авторы - гражд. инж. М. В. Красовский, Экскузович И. В.
Торговые ряды были возведены в виде двух павильонов. Между ними существовал проезд, сквозь который был виден дворец. Для строительства павильонов пришлось снести ворота, грот и ограду. Проект сноса зданий XVIII в. на этом участке вызвал много споров.
В 1930-х гг. оба павильона реконструировали и превратили в массивный пятиэтажный дом.
Долгое время здесь размещалось Центральное статистическое управление.
Сейчас - Управление по налогам и сборам.
(добавил - Mary, по материалам [
Фото - Елена, 08.2017
Шереметевский пассаж, сильно изуродованный в 1930-х гг., фактически единственный доведенный до конца проект Михаила Витольдовича, осуществленный в Петербурге. Здесь мне вспоминается один из устных рассказов отца, слышанный мною более одного раза, он вполне в духе петербургских легенд. По первоначальному проекту пассаж должен был быть единым пятиэтажным корпусом, но в процессе сооружения здание претерпело два существенных изменения: во-первых, из-за начавшейся войны 1914 г. пришлось отказаться от намерения строить его пятиэтажным, а завершить как двухэтажное здание, и во-вторых... - здесь вступает в силу фактор из разряда типичных петербургских фантасмагорий.
Заказчик, граф Сергей Дмитриевич, просил строителя изменить проект и вместо единого корпуса сделать два самостоятельных здания, выстроенных в одну линию, но разъединенных интервалом в несколько метров. В новом варианте их соединяла каменная, облицованная тем же материалом, что и само здание, красиво декорированная стена, доходившая примерно до уровня второго этажа (фотография не сохранилась). В таком виде пассаж просуществовал до капитальной перестройки, произведенной в 1930-х гг. Михаилу Витольдовичу было тогда предложено составить проект и руководить строительством, но, загруженный работой в Гипромезе и отошедший от архитектурной практики, он вынужден был отказаться.
Впрочем, вернемся к изменениям, внесенным по просьбе Сергея Дмитриевича Шереметева впервоначальный проект. Чем же они были вызваны? Вот тут-то и начинается «петербургщина». Дело в том, что надо было (разъяснял граф), «чтобы из окон моего дома, выходящих в сад, мне была бы видна вывеска магазина Шумилова. Мне предсказали, что я буду жить до тех пор, пока она мне видна». Все уговоры сохранить первоначальный вариант были тщетны, и автору проекта ничего не оставалось, как предложить вариант из двух корпусов. А Шумилов был всего-навсего владельцем магазина, где торговали гробами и похоронными принадлежностями, расположенным на Литейном проспекте почти напротив строившегося пассажа (Литейный, 52). Уж не знаю, как Шумилову удалось познакомиться и даже, кажется, завязать дружеские отношения с графом, и как ему удалось убедить его в подобной ерунде. Видимо, Сергей Дмитриевич был очень суеверным.
Строительство Шереметевского пассажа дало повод и для другого огорчения. На территории, где возводилось здание, находились каменные барочные ворота, которые, как полагали, были построены Чевакинским. Поскольку техники переноса сооружений с одного места на другое тогда не существовало, эти ворота пришлось снести, что, естественно, вызвало неблагоприятный резонанс в архитектурных кругах столицы. Михаилом Витольдовичем был произведен архитектурный обмер и выполненный в акварели, к сожалению, не сохранившийся, перспективный вид этих ворот. Я его отлично помню: весь он был в тонах охры.
(Красовский Ю. М. Воспоминания об отце // История Петербурга, № 5 (21) 2004; добавил:
Инфотабличка на
дворовом фасаде
Фото -
Александр ОТ, 20.07.2013.
Фото - Didi, 2016.
Вход в музей Анны Ахматовой:
Литейный пр., 53 (под арку)
Дворовый фасад.
Фото - Елена, 04.2016
Фото -
Александр ОТ, 07.2013.
1950-е - 1960-е гг. : Коллектор занимал почти весь первый этаж здания, в нём комплектовались библиотеки всех учебных заведений города, причём вход в помещения коллектора был со стороны Литейного пр., его окна также выходили на проспект. (
1925, 1926, 1927: Издательство «Петроград», пр. Володарского (б. Литейный), 51.
(«Весь Ленинград - 1925". С. 159), («Весь Ленинград - 1926". С. 157), («Весь Ленинград - 1927". С. 163).
В 1928 году в справочнике это издательство отсутствует.
1932: Библиотечный коллектор объединения "Ленкогиз" - Литейный пр., 53. (Весь Ленинград. 1932 г. С.125.)
В справочнике 1932 года это издательство находится по адресу: пр. 25 Октября (б. Невский пр.), 62.
1933, 1934: Информационно-издательское бюро при Облснаботделе, пр. Володарского (б. Литейный пр.) 51-а.
(«Весь Ленинград - 1933". С. 356), («Весь Ленинград - 1934". С. 335).
1935: Информационно-издательское бюро Леноблвнуторга, пр. Володарского (б. Литейный пр.) 51-а. («Весь Ленинград - 1935". С. 397)
В 1935 году это издательство находится на пр. 25 Октября (б. Невский), 28.
1937: Техно-Экономическое издательство Наркомпищепрома «Пищепромиздат» - пр. Володарского, 51-а
(1937- Ленинград список абонентов, С. 234.
1937: Информационно-издательское бюро при Леноблвнуторге - пр. Володарского, 51-а (1937- Ленинград список абонентов. С.242)
1939, 1940: Информационно-издательское бюро Леноблторготдела - пр. Володарского, 51-а
(Ленинград - 1939, С. 271), («Ленинград - 1940, С. 338).
1939: Пищепромиздат, Ленинградское отделение - пр. Володарского, 51-а (Ленинград - 1939. С. 271)
1940: Ленпищепромиздат, Ленинградское отделение Пищепромиздата - пр. Володарского, 51-а (Ленинград - 1940. С. 340)
1965: Управление хлебопродуктов Ленингр. областное - Литейный пр., 53 ([
1965: Управление снабжения и сбыта ЛОИК - Литейный пр., 53
Управление торговли ЛОИК ([
1965: Ленинградское областное Управление хлебопродуктов, Литейный пр., 53. ([
В 1973 г. на Невском, 87/2.
1968: Диетическая столовая - Литейный пр., 53 (Ленинград. Краткая адресно-справочная книга, 1968. С. 261)
1973: Ленинградский областной Совет депутатов трудящихся. Статистическое управление - Литейный пр., 53 ([
1973: Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся. Отделы и управления Ленгорисполкома
Статистическое управление - Литейный пр., 53 ([
1973: Бибилиотечные коллекторы. Городской (массовых библиотек) - Литейный пр., 53 ([
1973: Диетическая столовая - Литейный пр., 53 ([
1973: Куйбышевский трест столовых. Столовые № 40 - Литейный пр., 53-а ([
1973: Инспекция По качеству товаров и торговли (Лен. обл. упр. госинспекции) - Литейный пр., 53, комн. 74 ([
2009: "Книжный центр" библиотечный коллектор; ГП Санкт-Петербург - Литейный пр., 53
"Sultanna Frantsuzova" - Литейный пр., 53 (одежда, бутик)
"Академия" пивной бар; ООО - Литейный пр., 53
Инспекция межрайонная N4 Федеральной Налоговой Службы РФ по Санкт-Петербургу (ИФНС) - Литейный пр., 53
(TopPlan2009).
(Добавил:
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1821).
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-33 от 20.10.2009 г.
Фото - Елена, 08.2017
Фото №5 (с дверью) относится не к этому дому, а к дому по адресу Литейный пр., 57.
№ 108. С. 188.
Управление хлебопродуктов Ленингр. областное - Литейный пр., 53.
Каж., в этом здании много какие орг-ции сидели одноврем. Ну вот:)) -
С. 187.
Управление снабжения и сбыта ЛОИК - Литейный пр., 53.
Управление торговли ЛОИК - то же.
М.б., что-н. еще потом выскочит...
А вот СУ Лен-да и СУ ЛО обитали на Думской, 2.
Старое фото 2 не имеет к этому зданию никакокого отношения. Это Новый Пассаж, построен по проекту Васильева и сохранился в первозданном виде. Данелия вы модерн от неоклассики можете отличить?
Вот очень интересное замечание:
"Торговые ряды в 1914 г. .. были возведены в виде двух павильонов. Между ними существовал проезд, сквозь который был виден дворец"
Я бы уточнил, что павильоны "торговых рядов" были двухэтажными. Это обстоятельство неочевидно неискушенному читателю. Поэтому лучше указать четко первичную этажность этих рядов вместо простора для домысливания. Высота этих павильонов подчеркивала значимость главного сооружения в этом ансамбле - здания дворца!
Вероятно, проезд между павильонами был расположен по оси симметрии дворца, т.е. это был продуманный и единый со зданием дворца ансамбль, а не тупая застройка участка вдоль торговой улицы.
Вот вид сверху на общую композицию:
Я думаю, что это всё СЕГОДНЯ важно описывать и отмечать, когда горе-бизнесмены, ухватывая любой кусок земли в центре, творят там градостроительный беспредел.
Насколько я понимаю, трех центральных, заглубленных от проспекта пролетов не было изначально в 1914, именно здесь находился разрыв между торгашескими заведениями ("проезд"), который позволял установить визуальную связь проспекта с дворцом на набережной Фонтанки. Это было очень умно и мудро сделано.
Жаль, что эти павильоны приглянулись "надстройщикам-уплотнителям" 1930-х гг.
Кстати, в те же годы в Москве ЦСУ получило в своё распоряжение здание Цетросоюза (Цетрального управления Промсбыткооперации по проекту самого Ле Корбюзье). Это ведомство в условиях жесткого централизованного планового хозяйства и казарменного социализма с распределением всех ресурсов из Москвы стало важным (и зловещим) звеном системы управления государственным механизмом: учет и контроль были необходимы прежде всего для функционирования командно-административного режима ! Здесь, в частности, выявлялись растраты и недостачи, которые затем передавались по конвейеру в смежные органы НКВД. Они и расположены неподалеку.
Т.е., судя по текстам и фотографиям, когда эту часть пассажа только построили, ворота уже в новом обличье вначали были (или просто проезд?), но спустя непродолжительное время их (или этот проезд?) заложили, или изначально вместо ворот или проезда с 1914 по 1930 была "заглушка", как на предпоследнем фото?
"Это ведомство в условиях жесткого централизованного планового хозяйства и казарменного социализма с распределением всех ресурсов из Москвы стало важным (и зловещим) звеном системы управления государственным механизмом: учет и контроль были необходимы прежде всего для функционирования командно-административного режима ! Здесь, в частности, выявлялись растраты и недостачи, которые затем передавались по конвейеру в смежные органы НКВД." - ув. sperling, Вы только не обижайтесь, но прямо пассаж в стиле "Огонька" конца 1980-х :)
Из публикации неоходимо удалить старую открытку с "Новым пассажем", как не имеющую отношения.
Стиль - неоклассицизм, стал. н-м.
Не 1930, а 1930-е. Три верхних этажа - постконструктивизм. Жаль, архивное фото не датировано. Думаю, 1934-36.
Три вехних этажа охватывают пилястры коринфского ордера, какой же это постконструктивизм. "Лежачие" окна стали делать уже в 1910х годах.
Ответ на "http://history-gatchina.ru/spb/sheremet.htm - един" от Liz
Изображений полно. И текст есть в Зодчем.
Шереметевский пассаж, сильно изуродованный в 1930<х годах, фактически единственный доведенный до конца проект Михаила Витольдовича, осуществленный в Петербурге. Здесь мне вспоминается один из устных рассказов отца, слышанный мною более одного раза, он вполне в духе петербургских легенд. По первоначальному проекту пассаж должен был быть единым пятиэтажным корпусом, но в процессе сооружения здание претерпело два существенных изменения: во-первых, из-за начавшейся войны 1914 года пришлось отказаться от намерения строить его пятиэтажным, а завершить как двухэтажное здание, и во-вторых... – здесь вступает в силу фактор из разряда типичных петербургских фантасмагорий.
Заказчик, граф Сергей Дмитриевич, просил строителя изменить проект и вместо единого корпуса
сделать два самостоятельных здания, выстроенных в одну линию, но разъединенных интервалом в несколько метров. В новом варианте их соединяла каменная, облицованная тем же материалом, что и само
здание, красиво декорированная стена, доходившая примерно до уровня второго этажа (фотография
не сохранилась). В таком виде пассаж просуществовал до капитальной перестройки, произведенной в
1930-х годах. Михаилу Витольдовичу было тогда предложено составить проект и руководить строительством, но, загруженный работой в Гипромезе и отошедший от архитектурной практики, он вынужден был отказаться.
Впрочем, вернемся к изменениям, внесенным по просьбе Сергея Дмитриевича Шереметева в
первоначальный проект. Чем же они были вызваны? Вот тут-то и начинается «петербургщина». Дело в том, что надо было (разъяснял граф), «чтобы из окон моего дома, выходящих в сад, мне была бы видна вывеска магазина Шумилова. Мне предсказали, что я буду жить до тех пор, пока она мне видна». Все уговоры сохранить первоначальный вариант были тщетны, и автору проекта ничего не оставалось, как предложить вариант из двух корпусов. А Шумилов был всего-навсего владельцем магазина, где торговали гробами и похоронными принадлежностями, расположенным на Литейном проспекте почти напротив строив
шегося пассажа (Литейный, 52). Уж не знаю, как Шумилову удалось познакомиться и даже, кажется, завязать дружеские отношения с графом, и как ему удалось убедить его в подобной ерунде. Видимо, Сергей Дмитриевич был очень суеверным.
Строительство Шереметевского пассажа дало повод и для другого огорчения. На территории, где
возводилось здание, находились каменные барочные ворота, которые, как полагали, были построены Чевакинским. Поскольку техники переноса сооружений с одного места на другое тогда не существовало, эти ворота пришлось снести, что, естественно, вызвало неблагоприятный резонанс в архитектурных кругах столицы. Михаилом Витольдовичем был произведен архитектурный обмер и выполненный в акварели, к сожалению, не сохранившийся, перспективный вид этих ворот. Я его отлично помню: весь он был в тонах охры.
Красовский Ю. М. Воспоминания об отце // История Петербурга, № 5 (21) 2004
ВПб на 1914 г. С. 1226
Ответ на "Шереметевский пассаж, сильно изуродованный в 1930&" от miraru1
Думаю, что это текст - вольная фантазия в модном стиле "петербургская мистика". Особенно про гробовщика.
Но возможно доля правды в этом дилетантском рассказе есть - об изначальном проекте 5-ти этажного здания.
Вполне вероятно, что здание имело в проекте 5 этажей, и фундаменты и конструкции первого этажа были выполнены под такое тяжелое и высокое сооружение. Из-за начала Мировой войны проект укоротили и завершили строительство на уровне перекрытия над вторым этажом.
Почему это кажется правдоподобным?
Надстройка трех этажей была бы невозможна без серьезных работ по усилению фундамента и конструкций первых 2х этажей.
sperling прошу отметить, что сын Михаила Красовского, автор вроспоминаний, Ю.М. Красовский, тоже профессиональный архитектор. Я был знаком с его родственниками, увы не с ним. Так что называть его рассказ дилетантским, некорректно. Не спешите наклеивать ярлыки, профессор.
:) Издание книжек (бизнес на продаже товара под названием печатная продукция) - это не архитектура, а совсем другое искусство. Вот о чем речь,
Творчество г-на Красковского как архитектора не обсуждалось в моих словах коментария.
вы напрасно переводите замечание о качестве беллетристики с его авторством в плоскость профессиональной деятельности. Я даже не исключаю, что ему "помогли" сгустить "мистическое начало" в текстах совсем другие многоопытные профи, которые знают, что сейчас "хорошо идет" на книжном рынке. Сухие и точные воспоминания об архитектурной работе и строительных передрягах - точно мало кому нужны даром, а тем более за деньги. :)
А вот "мистический" Петербург -это то, что публика примет с восторгом .
Обсуждается беллетристика на модную в неких кругах тему "мистики Петербурга"... :)
Начало опубликованных воспоминаний:
"Не будучи специалистом в области архитектуры вообще и истории архитектуры в частности..."
Ответ на "Начало опубликованных воспоминаний: "Не будучи спе" от miraru1
Ок. возможно мои данные неверны, не претендую на истинность в последней инстанции.
Но дилетантизма в публикации я тоже не увидел.
И про "мистику" автор два раза оговорился.)
Ленинград, Проспект Володарского, 1937 год
С фото можно ознакомиться по ссылке, там какие-то адские ограничения.
"ВНИМАНИЕ !!! Все фотографии в данном разделе принадлежат их авторам.
Копирование или размещение данных фотографий на других сайтах строго запрещено !"
Понятно, что с т.з. ст. 1274 ГК РФ мы все-таки можем использовать в учебных, научных и т.п. целях, но вдруг это ресурс начнет "терки"...
А, ну тогда все отлично. Хотя, конечно, автор этой странички в ЖЖ также нарушает "грозное предупреждение", но нам-то какая разница.
Объявлено о капитальном ремонте здания на Литейном пр. 53. 153,4 млн рублей.
к декабрю 2015 надо отремонтировать коридор и санузлы, а также вестибюль, актовый зал, северную лестницу здания, столовую и крыльцо. не только отделочные работы, но и замена кабельных линий, стояков, радиаторов и прочих инженерных сетей.
Из 6 тыс. кв. метров пятиэтажного здания капремонт затронет 2,5 тыс. кв. метров. работы будут производить «в стесненных условиях действующего учреждения без ущерба доступа работников службы и клиентов» .
Надстроенный дом 51а на пр. Володарского (1933-34)
Взято отсюда,
Ответ на "Надстроенный дом 51а на пр. Володарского (1933-34)" от Ладада
После войны (1941-1945 гг.) нумерация домов по правой стороне Литейного пр., начиная с этого дома и до Невского пр. изменилась - вместо N 51(51а) стал N 53. [ N 51б - - - N 51 - Театр (во дворе)]
N 53б - - - N 55
N 53а - - - N 57
N 55 - - - N 59
N 57 - - - N 61
---------------------------------------------------------------------------------------------
Для справки:
1911 г. : Перечень домов по Литейному пр. от Симеоновской ул. до Невского пр.(правая сторона).
(Лит-ра: Весь СПб на 1911 г. Ст.234)
1932 г. : Библиотечный коллектор объединения "Ленкогиз" - Литейный пр., 53.
(Лит-ра: Весь Ленинград. 1932 г. С.125.)
1950-е - 1960-е гг. : Коллектор занимал почти весь первый этаж здания, в нём комплектовались библиотеки всех учебных заведений города, причём вход в помещения коллектора был со стороны Литейного пр., его окна также выходили на проспект. (Из собств. воспомин.)
nikspb11 Декабря 2014, 12:04
После войны (1941-1945 гг.) нумерация домов по правой стороне Литейного пр., начиная с этого дома и до Невского пр. изменилась
Не ранее 1960-го года.
Коллектор до сих пор там находится.
инфотабличка на дворовом фасаде (20.07.2013):
см. публ.
1973: ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ
Статистическое упр. — Литейный пр., 53 ([211]. С.16)
1973: ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ
Отделы и управления Ленгорисполкома
Статистическое упр. — Литейный пр., 53 ([211]. С.17)
1973: БИБЛИОТЕЧНЫЕ КОЛЛЕКТОРЫ
Городской (массовых библиотек) — 192120, Литейный пр., 53 ([211]. С.78,284)
1973: ДИЕТИЧЕСКИЕ СТОЛОВЫЕ
Литейный пр., 53 ([211]. С.184)
1973: Куйбышевский трест столовых
Столовые
№ 40 — Литейный пр., 53-а ([211]. С.190)
1973: ИНСПЕКЦИИ
По качеству товаров и торговли (Лен. обл. упр. госинспекции) — Литейный пр., 53, комн. 74 ([211]. С.233)
TopPlan2009:
- "Книжный центр" библиотечный коллектор; ГП
Адрес: 191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., 5
- "Sultanna Frantsuzova"
Адрес: 191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., 53
WWW:
Ассортимент: одежда, бутик
- "Академия" пивной бар; ООО
Адрес: 191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., 53
- Инспекция межрайонная N4 Федеральной Налоговой Службы РФ по Санкт-Петербургу (ИФНС)
Адрес: 191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., 53
Дополнение к комментарию от 6 Апреля 2012, 00:57
1965: Ленинградское областное Управление хлебопродуктов, Литейный пр., 53. ([108], с. 188).
В 1973 году на Невском, 87/2.
1925, 1926, 1927: Издательство «Петроград», пр. Володарского (б. Литейный), 51. («Весь Ленинград - 1925". С. 159), («Весь Ленинград - 1926". С. 157), («Весь Ленинград - 1927". С. 163).
В 1928 году в справочнике это издательство отсутствует.
В 1935 году это издательство находится на пр. 25 Октября (б. Невский), 28.
1937: Техно-Экономическое издательство Наркомпищепрома «Пищепромиздат», пр. Володарского, 51-а. (1937- Ленинград список абонентов", С. 234).
1939: Пищепромиздат, Ленинградское отделение, пр. Володарского, 51-а. («Ленинград - 1939", с. 271).
1940: Ленпищепромиздат, Ленинградское отделение Пищепромиздата, пр. Володарского, 51-а. («Ленинград - 1940", с. 340).
В справочнике 1932 года это издательство находится по адресу: пр. 25 Октября (б. Невский пр.), 62.
1933, 1934: Информационно-издательское бюро при Облснаботделе, пр. Володарского (б. Литейный пр.) 51-а. («Весь Ленинград - 1933". С. 356), («Весь Ленинград - 1934". С. 335).
1935: Информационно-издательское бюро Леноблвнуторга, пр. Володарского (б. Литейный пр.) 51-а. («Весь Ленинград - 1935". С. 397).
1937: Информационно-издательское бюро при Леноблвнуторге, пр. Володарского, 51-а. ("1937- Ленинград список абонентов", С. 242).
1939, 1940: Информационно-издательское бюро Леноблторготдела, пр. Володарского, 51-а. («Ленинград - 1939", с. 271), («Ленинград - 1940", с. 338).
Ленинград. Краткая адресно-справочная книга, 1968. С.261: Диетическая столовая - Литейный пр., 53
1943 г. : Блокада ВОВ (1941-1944). "Уборка города. 15 марта 1943 г." - Литейный пр., 53.(слева)
(Лит-ра: Ленинградский трамвай. 1941-1945. - СПб., 1995. С.126)
Иногда происходят чудеса! При ремонте квартиры под старыми обоями нашлись газеты 1913-1914 года.
Приоткрылось окошко в прошлое
Фото
Похоже, что это относится к Сосновке. Вот статья
По замыслу Анания Ратькова-Рожнова, все леса Сосновки следовало вырубить, а на их месте планировалось возвести целый район города, состоящий исключительно из дач (что-то подобное существовало в те времена в Курортном районе Петербурга, за Лисьим Носом). Для этого по его велению в лесах были прорублены широкие аллеи и просеки, предназначавшиеся под новые улицы.
Однако планам Анания Владимировича не суждено было сбыться - он начал реализовывать их в 1913 году, за год до начала Первой Мировой войны, следом за которой на Россию обрушилась революция 1917 года. Ананий Ратьков-Рожнов эмигрировал в Париж, а Сосновка так и осталась лесом, в котором успели прорубить несколько просек.
// Справочный каталог Ленинградской промышленности на 1925/26 год. - Л. : Изд-во Сев.-Зап. обл. промышлен. бюро В.С.Н.Х.С., 1926.
Ответ на "// Справочный каталог Ленинградской промышленности" от Наталья М.
Нумерация домов в этой части Литейного проспекта поменялась. Здание, изображенное на фотографии, теперь имеет адрес: Литейный пр., 57. Туда и надо эту фотографию перенести.
P.S. Я уже дважды писал Вам об изменении нумерации в комментарии к публикации по Литейному пр., 57 (17 декабря 2021 г. и 21 января 2022 г.) в связи с тем, что Вы туда по ошибке поместили документ, относящийся к другому дому. Но Вы мое замечание благополучно проигнорировали. А теперь еще раз ошиблись по тому же поводу. Интересно, Вы и это замечание тоже будете игнорировать?
Ответ на "Реклама в журнале "Огонек" за 1928 год " от Nipnip
Раньше нумерация по правой стороне Литейного проспекта, начиная с дома 53, отличалась от нынешней.
"Весь Петербург" на 1928 г.
"Весь Ленинград" на 1929 г.
Эти объявления относятся, очевидно, к "Новому Пассажу" - теперь дом 57. Туда и надо их перенести.
https://www.citywalls.ru/photo374410.html - фото лучшего качества
1931 год. Литейный, 53. см. публ.