Публикация

Доходный дом В. И. Епифанова

Здание на карте
фото
Архитекторы: Диммерт Е. И.
Бруни А. К.
Никифоров К. И.
Год постройки: 1824-1825, 1864-1866
Стиль:

      Фото - С. Васильев.  2008 г.

Доходный дом В. И. Епифанова 

    наб.р. Фонтанки, 105

Дом Аклечеевой

1824-1825 -  арх. (АХ) Диммерт Егор Иванович  (Надстроен)  ([99]. C. 119)

Дом купца Н. П. Чмутова

1864-1866 - арх. Бруни Александр Константинович - завершение строительства

Доходный дом В. И. Епифанова                   (Список...)

1905 - чертежник Никифоров Константин Иванович (?) - надстройка на два этажа, изменение фасада ([99]. С.228)

 

 

 

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Аклечеевой, Н. П. Чмутову, Е. Е.Чмутовой, В. И. Епифанову по наб. р. Фонтанки, 105 Крайние даты документов: 1824–1910  листов: 74                                ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 9950

 

  • фото

    Проект 1824 г.
    Лицевой фасад

  • фото

    План

  • фото
  • фото

    Новый проект фасада, утвержденный
    10/22 декабря 1824 г.

  • фото
  • фото

    Фиксационный
    чертеж 1864 г.

  • фото

    План двора
    1864 г.

  • фото

    Разрешение на
    строительство
    от 17/29
    октября 1864 г.

  • фото

    Проект фасада
    А. К. Бруни 1864 г.

  • фото

    Разрешение на
    строительство
    от 8/20 ноября
    1865 г.

  • фото
  • фото

    Новый проект фасада
    утвержденный
    27 января/8 февраля 1866 г.

  • фото

    Разрешение на
    строительство
    1905 г.

  • фото

    План
    1905 г.

  • фото

    (добавил S.P. )

  • фото

    Добавил -
    Элеонора.

  • фото

    Купеческая книга
    на 1901 г. С. 201

  • фото

    Купеческая книга
    на 1910 г. С. 192

  • фото

    1926 г.
    (ЦГАКФФД СПб Гр 65370)
    (добавил S.P. )

  • фото

    1949 г.
    Фасад дома №105
    на наб. Фонтанки.
    ЦГАКФФД СПб Гр 71627
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    Фрагмент схемы РГИС 2021 г.

 

История строительства дома отражена в деле: ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 9950.

Первоначальный каменный дом был построен по проекту, составленному в 1824 г. для жены титулярного советника Аклечеевой. Лицевой фасад и генеральный план (фрагменты листа 1-4). Весь лист целиком - проект, утвержденный 30 апреля/12 мая 1824 г. На листе стоит подпись: "Архитектор Димерт". В наше время эту фамилию пишут немного по-другому: Диммерт. Итак, проект составил Егор Иванович Диммерт.

Однако спроектированный Е. И. Диммертом и уже утвержденный фасад (в отличие от плана), очевидно, не был принят заказчиками, и Диммерт составил новый проект фасада (фрагмент листа 5-8). Весь лист целиком, с подписью Диммерта (в правом нижнем углу). Проект был утвержден 10/22 декабря 1824 г.

Строительство по проекту Диммерта не было завершено. Фиксационный чертеж 1864 г. (лист 22-23): построены только средняя и правая части.

Завершение строительства последовало только через сорок лет, когда домом владел вильманстрандский купец Чмутов (Вильманстранд (Савонлинна) - город в Финляндии.) Проект составил в 1864 г. архитектор А. К. Бруни. Генеральный план, подписанный Бруни (лист 9-9а).

Существующее здание показано более светлой краской, а более яркой - часть, достраиваемая Бруни. Только теперь, наконец, была построена левая часть здания вместе с примыкающим к ней надворным флигелем симметрично существующему. Кроме того, в проекте предусмотрены двухэтажные службы, примыкающие к флигелям и окружающие двор с трех сторон (см. разрешение на строительство от 17/29 октября 1864 г.). К 1864 г. классицизм уже ушел в прошлое, и А. К. Бруни спроектировал новый фасад в стиле эклектики (лист 29-30). 

Однако вслед за тем повторилась та же история, что и с фасадом первоначального здания: проект фасада, уже Высочайше утвержденный 19 ноября/1 декабря 1864 г., был признан неудовлетворительным. В 1865 г. было решено оставить у существующего здания прежний фасад и продолжить его на вновь возводимую часть (по ссылкам представлены разрешение на строительство от 8/20 ноября 1865 г. (текст плохо читается) и генеральный план, подписанный А. К. Бруни - лист 31).

Новый проект фасада, Высочайше утвержденный 27 января/8 февраля 1866 г. (лист 19-21). От прежнего проекта А. К. Бруни остались только навесы над входами на массивных колонках. В целом же теперь полностью осуществлен проект Е. И. Диммерта сорокалетней давности. Не знаю, в чем здесь дело: может быть, в консерватизме заказчика, а может быть, просто в экономии - не надо тратить средства на переделку фасада уже существующего здания.

Следующая перестройка произошла в 1905 г., когда домом владел потомственный почетный гражданин В. И. Епифанов. Теперь здание было надстроено на два этажа (см. разрешение на строительство и генеральный план, лист 49). На генеральном плане стоит подпись: Константин Никифоров. Вот как, согласно проекту, должен был выглядеть фасад надстроенного дома (лист 57-59)

Но и здесь в третий раз повторилась та же история: реально был сделан совершенно другой фасад! (В деле нового проекта фасада нет, и я не знаю, был ли его автором тоже К. Никифоров. По идее, надо было бы писать знак вопроса не только у фамилии Никифоров, но и у данного здания - конечно, если у авторов [99] не было в распоряжении каких-то других материалов, доказывающих авторство К. И. Никифорова.)

В дополнение к сазанному покажу фотографию 1926 г. (ЦГАКФФД СПб Гр 65370): в двух нижних этажах ампирная отделка в целом сохранена, но приближена к вкусам стиля модерн - появилась фактурная штукатурка. В верхних этажах уже господствует модерн, хотя и сильным классицизирующим оттенком. Сравнение с современными фотографиями показывает, что этот фасад сохранился почти полностью, только исчезла отделка верхнего этажа. Когда именно это произошло, не знаю, но, во всяком случае, имеется фотография 1949 г. (ЦГАКФФД СПб Гр 71627), на которой декор еще цел. Скорее всего, эти украшения ободраны в 1960-х гг.                                                                                      (Добавил: S.P.)

  • фото

    Фото - mooncat 2009 г

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Nipnip, 06.2019.

 .

 

1912: Вознесенское городское 4-х кл. училище - наб. Фонтанки, 105.                                                           (Вся Россия на 1912 г. Ст.3483)

 

1973: Профессионально-технические и технические училища городского упр. профтехобразования № 49 - наб. р. Фонтанки,

            105                                                                                                                                                                                                           ([211]. С.100)

1973: Автошколы: № 1 - наб. р. Фонтанки, 105                                                                                                                                        ([211]. С.121)

2009: ГУП "Жилищное Хозяйство" - реки Фонтанки наб., 105
          Примечание: Вычислительный центр коллективного пользования: подсчет квартплаты населению, паспортное обслуживани

          "Северо-Западное региональное управление государственного автомобильно-дорожного надзора" - реки Фонтанки

              наб., 105                                                                                                                                                                (TopPlan2009)  ( Александр ОТ)

                                                               

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (361)

12 комментариев
4129 просмотров
Добавил: Mary, 6 Сентября 2008, 02:02
Редактировано: 19 Января 2023, 23:53
Оцените:
(11 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1696.html' target='_blank'>Доходный дом В. И. Епифанова на Citywalls.ru</a>
Всего 12 комментариев
  • 24 Июня 2010, 21:25

    Модерн 

  • 28 Августа 2010, 01:35

    В текст: Модерн

  • 29 Апреля 2011, 15:25

    Не м.б. просто ссылка на ЦГИА СПб. Ссылка должна включать в себя:

    ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 9950.

    И вообще-то говоря, №№ листов, т.к. 1. Так принято. 2. Как правило, конкр. инф-ция содержится в строго опред. док-тах, а в деле подшито много больше. 3. Подобные ссылки наводят на мысль, что человек работал не с делом, а лишь с каталожкой или путеводителем.

  • 22 Ноября 2014, 15:45

    1912 г. : Вознесенское городское 4-х кл. училище - Фонтанки наб., 105.
                                                                      (Лит-ра: Вся Россия на 1912 г. Ст.3483)

  • 16 Сентября 2017, 23:00

    1973: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА ГОРОДСКОГО УПР. ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ

    № 49 - наб. р. Фонтанки, 105 ([211]. С.100)

    1973: Автошколы: № 1 - наб. р. Фонтанки, 105 ([211]. С.121)

     

    TopPlan2009:

    - ГУП "Жилищное Хозяйство" - реки Фонтанки наб., 105
    Примечание: Вычислительный центр коллективного пользования: подсчет квартплаты населению, паспортное обслуживани

    - "Северо-Западное региональное управление государственного автомобильно-дорожного надзора" - реки Фонтанки наб., 105

     

  • 9 Июля 2020, 21:01

    У меня сейчас нет [99] под рукой. Просьба к тем, кто может посмотреть [99]: напишите, пожалуйста, всё, что там есть об этом доме: что написано о Е.И.Диммерте, о А.К.Бруни (упоминается ли ли вообще его работа?), о К.И.Никифорове (нет ли знака вопроса?), может быть, еще о ком-то? 

  • 9 Июля 2020, 22:34
    Ответ на "У меня сейчас нет [99] под рукой. Просьба к тем, к" от S.P.

     Доходный дом. 1825 г. арх. Е.И. Диммерт 99, позднее надстроен С. 119

    Доходный дом. 1905 год. перестройка. К.И. Никифоров. (?) Чертежник. 99. С. 228  Знак вопроса стоит у фамилии архитектора.

    О Бруни не сказано.

     

  • 9 Июля 2020, 23:32

    Всем большое спасибо. Завтра или послезавтра я напишу о том, что мне удалось выяснить относительно этого дома (нужно еще систематизировать данные и подготовить иллюстрации).

  • 10 Июля 2020, 18:44

    История строительства дома отражена в деле: ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 9950.

     

    (Я вынужден сказать, что выписки из этого дела, попавшие в публикацию - очень неполные и, мало того, содержат ошибки - одна из них принципиальная, попавшая в титульные данные. Мне придется по ходу дела разбирать и эти ошибки.)

     

    Первоначальный каменный дом был построен по проекту, составленному в 1824 г. для жены титулярного советника Аклечеевой. Лицевой фасад и генеральный план (фрагменты листа 1-4):

     

    Более высокое разрешение

     

     

    Здесь представлен весь лист целиком - проект, утвержденный 30 апреля/12 мая 1824 г. На листе стоит подпись: "Архитектор Димерт". В наше время эту фамилию пишут немного по-другому: Диммерт. Итак, проект составил Егор Иванович Диммерт.

     

    Однако спроектированный Е.И.Диммертом и уже утвержденный фасад (в отличие от плана), очевидно, не был принят заказчиками, и Диммерт составил новый проект фасада (фрагмент листа 5-8):

     

    Более высокое разрешение

     

    Здесь представлен весь лист целиком, с подписью Диммерта (в правом нижнем углу). Проект был утвержден 10/22 декабря 1824 г.

     

    Примечание. В имеющихся выписках из дела допущены следующие ошибки:

    1. Хотя на листе 5-8 действительно стоит подпись Филиппова, но эта подпись с указанием должности (старший архитектор) носит явно визирующий характер. Такие подписи (в том числе и Филиппова) часто встречаются на проектах 1820 - 1830-х гг., и они никоим образом не говорят об авторстве тех, кто эти подписи поставил. В то же время именно на данном листе в правом нижнем углу стоит подпись (не очень четкая): "Архитектор Димерт". Так что автором проекта является Е.И.Диммерт, что соответствует и данным [99]. Имя Филиппова следует исключить и из титульных данных, и из первой части публикации. Эта ошибка принципиальная, ее необходимо исправить.

     

    2. На первом представленном здесь листе (1-4) написано: "Двор титулярной советницы Аклечеевой", а на втором (5-8): "во дворе жены титулярного советника Аклечеева". Таким образом, дом принадлежал не Аклечееву, а Аклечеевой.

     

    3. Следующие документы относятся уже к 1864 г., и нет никаких оснований думать (исходя только из дела), что все эти 40 лет - с 1824 до 1863 г. дом принадлежал одному и тому же лицу.

     

    Тепперь продолжаю дальше.

    Строительство по проекту Диммерта не было завершено. Фиксационный чертеж 1864 г. (лист 22-23):

     

    Более высокое разрешение

     

    Построены только средняя и правая части.

     

    Завершение строительства последовало только через сорок лет, когда домом владел вильманстрандский купец Чмутов (Вильманстранд (Савонлинна) - город в Финляндии.) Проект составил в 1864 г. архитектор А.К.Бруни. Генеральный план, подписанный Бруни (лист 9-9а):

     

    Более высокое разрешение

     

    Существующее здание показано более светлой краской, а более яркой - часть, достраиваемая Бруни. Только теперь, наконец, была построена левая часть здания вместе с примыкающим к ней надворным флигелем симметрично существующему. Кроме того, в проекте предусмотрены двухэтажные службы, примыкающие к флигелям и окружающие двор с трех сторон (см. разрешение на строительство от 17/29 октября 1864 г.).

     

    К 1864 году классицизм уже ушел в прошлое, и А.К.Бруни спроектировал новый фасад в стиле эклектики (лист 29-30):

     

    Более высокое разрешение

     

    Однако вслед за тем повторилась та же история, что и с фасадом первоначального здания: проект фасада, уже Высочайше утвержденный 19 ноября/1 декабря 1864 г., был признан неудовлетворительным. В 1865 г. было решено оставить у существующего здания прежний фасад и продолжить его на вновь возводимую часть (по ссылкам представлены разрешение на строительство от 8/20 ноября 1865 г. (текст плохо читается) и генеральный план, подписанный А.К.Бруни - лист 31).

    Новый проект фасада, Высочайше утвержденный 27 января/8 февраля 1866 г. (лист 19-21):

     

    Более высокое разрешение

     

    От прежнего проекта А.К.Бруни остались только навесы над входами на массивных колонках. В целом же теперь полностью осуществлен проект Е.И.Диммерта сорокалетней давности. Не знаю, в чем здесь дело: может быть, в консерватизме заказчика, а может быть, просто в экономии - не надо тратить средства на переделку фасада уже существующего здания.

     

    Следующая перестройка произошла в 1905 г., когда домом владел потомственный почетный гражданин В.И.Епифанов. Теперь здание было надстроено на два этажа (см. разрешение на строительство и генеральный план, лист 49). На генеральном плане стоит подпись: Константин Никифоров. Вот как, согласно проекту, должен был выглядеть фасад надстроенного дома (лист 57-59):

     

    Более высокое разрешение

     

    Но и здесь в третий раз повторилась та же история: реально был сделан совершенно другой фасад! (В деле нового проекта фасада нет, и я не знаю, был ли его автором тоже К.Никифоров. По идее, надо было бы писать знак вопроса не только у фамилии Никифоров, но и у данного здания - конечно, если у авторов [99] не было в распоряжении каких-то других материалов, доказывающих авторство К.И.Никифорова.)

     

    Примечание. Упомянутая в выписках перестройка 1894 г. это одна из мелких переделок - пристройка в одну ось к правому надворному флигелю (листы 45-48 (я их не скопировал); известно и имя архитектора, но я не хочу засорять данные этой информацией.)

     


    В дополнение к сазанному покажу фотографию 1926 г. (ЦГАКФФД СПб Гр 65370):

     

    Более высокое разрешение

     

    В двух нижних этажах ампирная отделка в целом сохранена, но приближена к вкусам стиля модерн - появилась фактурная штукатурка. В верхних этажах уже господствует модерн, хотя и сильным классицизирующим оттенком.

     

    Сравнение с современными фотографиями показывает, что этот фасад сохранился почти полностью, только исчезла отделка верхнего этажа. Когда именно это произошло, не знаю, но, во всяком случае, имеется фотография 1949 г. (ЦГАКФФД СПб Гр 71627), на которой декор еще цел. Скорее всего, эти украшения ободраны в 1960-х гг.

     

    P.S. Об этом я сегодня написал на своем сайте.

  • 10 Июля 2020, 19:02

    Подвожу итоги.

     

    В публикацию следует внести следующие изменения:

     

    1. Титульные данные:

    Архитекторы: Диммерт Е.И., Бруни А.К., Никифоров К.И.

    Год постройки: 1824-1825, 1864-1866, 1905

     

     

    2. Первая часть публикации:

    Дом Аклечеевой

    1824-1825, архитектор Диммерт Егор Иванович

     

    Дом купца Чмутова

    1864-1866 - завершение строительства, архитектор Бруни Александр Константинович

     

    Дом В.И.Епифанова

    1905 - надстройка на два этажа, изменение фасада, чертежник Никифоров Константин Иванович (?)

  • 14 Июля 2020, 22:48

    Чуток в дополнение про владельцев

    Аклечеевым дом принадлежал долго. В Атласе Цылова 1847 г.  С. 36

    3-я Адмиралтейская часть

    В списке обывательских домов (С.4) четырехэтажный дом 86 по Фонтанке приналежит капитан-лейтенанту Василию  Александровичу Аклечееву, 11 саж. по Фонтанке

    В Описании улиц и фамилий домовладельцев к 1863 г. Цылова участок, уже № 89, также принадлежит Аклечееву (С. 426)

  • 2 Января 2022, 22:49

    Из книги "Деловой мир Петербурга" (М.Н.Барышников, 2000):

    Баранова-Сиферт Мария Максимовна. Купчиха 1-й гильдии с 1893. Известнейшая представительница  женского предпринимательства в Петербурге. В 1935 г. выслана из Ленинграда в г. Пенза Куйбышевской обл. на 5 лет.

    После смерти первого мужа, купца Алексея Баранова, возглавила семейное дело. Фирма специализировалась на оптово-розничной продаже яиц. Владела магазинами на наб.р.Фонтанки,103 и 105, Никольском рынке (№6 и 28), по 5-й роте Нарвской части,30, в Чернышевом переулке,3 (здание Мариинского общества), Симеоновской ул,4.

    Имела также в собственности гостиницу в Чернышевом пер,3. Здесь проживали главным образом иногородние торговцы.

    Проживала на наб.р.Фонтанки,105 (затем на Моховой ул,10) с дочерьми Марией и Пелагеей.

    В 1905 учредила торговый дом (товарищество на вере) "Баранова-Сиферт" по продаже яичного товара.

    В 1907 совместно с Генри Барсельманом создала новую фирму "Сиферт и Барсельман, совладельцы" для содержания складов по хранению скоропортящихся продуктов (Тамбовская ул,40).

    В 1914 М.М.Баранова-Сиферт являлась одной из наиболее состоятельных и влиятельных женщин в столичных купеческих кругах

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31935
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 7932