Публикация

Завод общества Франко-русских заводов - Адмиралтейские верфи. Административный корпус

Здание на карте
фото
Пряжки наб., 17
Фонтанки наб., 203ЭН
Архитекторы: Радлов В. Г.
Год постройки: 1912-1916
Стиль: Модерн

Фото - люблюпитер, 05.2022.

Завод общества Франко-русских заводов (?) - Адмиралтейские верфи.            Модерн

Административный корпус                                                                   

наб. р. Пряжки, 17 - исторический адрес

наб. р. Фонтанки, 203 лит. ЭН - современный адрес

1912-1916 (?) - арх. Радлов Владимир Германович (?) (перестройка существующего здания (?) - В.М.)

([99 С. 260]).

  • фото
  • фото

М.б. это остатки бердовских построек? На плане 1828 на этом месте показано каменное строение, уходящее вглубь участка. Слева от этого строения - Сальнобуянский канал, который сейчас продолжает Пряжку. На плане 1828 г. вдоль его набережной идет надпись: "Чугунный завод обер-бергмейстера Берда". Так у Кирикова же адрес к постройкам Радлова - Перевозная ул. А здесь не Перевозная, это уже за Мясной, перегороженной бетонным заводом, после Бердова моста.

 

ВПб на 1903. Мясная (еще неперекрытая): от Корабельной наб. Б. Невы... - Пр. сторона - 1 - Об-ва Фр.-р. з-дов - Бердов мост через р. Пряжку... Лев. сторона - 2 - Об-ва Фр.-р. з-дов. - Заводская ул. - 4/10 - Об-ва Фр.-р. з-дов. 6/15 - Тоже (Т.е. как раз тот участок, о котором идет речь, если смотреть с др. берега, как на фото; между этой постройкой и Бердовым мостом позднесоветский корпус). А вот Перевозная: от Корабельной наб. Б. Невы... - пр. ст. - 1-2-7 - О-ва фр. р. з-дов Заводская ул. 3-7 - О-ва фр. р. з-дов (Гл. директ. РАДЛОВ Фед. Льв. 5-13 - Тоже. То есть обе стороны Мясной заняты з-дом и правая (от Невы) сторона Перевозной тоже. Там - на Перевозной - стоит же произв. зд. - см. на сайте. Вероятно, Кириков про него и пишет. Вы уверены, что з-д на карте именно до Мясной доходит - она ведь была перекрыта. М.б. это уже Перевозная?

 

по ВПб на 1903 (О.IV. Стлб.306) это получается №17/1. 17 - по Пряжке, 1 - по каналу Сального буяна. По ВПб оно одно только и есть в квартале между Мясной и каналом. А это здание как раз и стоит одно между перекрытой Мясной (с другого берега видна слегка перспектива улицы за забором) и каналом. В 1903 - это одно из зданий Об-ва франко-русских заводов, вероятно, здание заводоуправления. Слово м.б. другое, но суть в этом, т.к. тот же ВПб в разделе II на с. 1259 сообщает след.: Франко-Русских заводов, бывших Берда, Акц. Об-во. Наб. р. Пряжки, 17. Наследником Об-ва фр.-р. з-дов был в сов. время Судостроительный з-д имени Марти Судотреста. Список абонентов ЛГТС: 1928 (Л., 1928. С. 187) сообщает, что директор находится по адресу Фонтанка, 203 (это, надо думать, Лоцманская, 3 - т. наз. Малое Адмиралтейство), а по адресу Пряжка, 17 располагается некий "Коллектив". У Кирикова последний дом по нечетной стороне, на который есть сведения, - №11 (т.е. угол Перевозной, но не бердовский угол, а бекмановский, п.ч. особняк Миллера в нач. 20 в. принадлежал уже "Бекману и Ко". (Liz)

 

Адрес у здания по Адмиралтейским верфям. Если верить карте РГИС - набережная реки Фонтанки, дом 203, литера ЭН. (miraru1)

33 комментария
3042 просмотра
Добавил: Виктор М, 13 Ноября 2010, 18:40
Редактировано: 21 Июня 2024, 18:06
Оцените:
(19 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house16448.html' target='_blank'>Завод общества Франко-русских заводов - Адмиралтейские верфи. Административный корпус на Citywalls.ru</a>
Всего 33 комментария
  • 7 Апреля 2011, 20:01

    А там на карте правда именно ЭН написано, с буквой Э?

  • 7 Апреля 2011, 20:03

    У меня РГИС не раскрывается, но snegir писал, что здесь литеры двойные (что неудивительно). На ОХЗ тоже двойные.

  • 7 Апреля 2011, 20:06

    И у меня не открывается, вот я и уточняю. Просто интересно, почему именно так с Э. Что-то это может значить или от балды нумеруют?

  • 7 Апреля 2011, 20:43

    Что не открывается-то? Прекрасно работает.

    Там сотни корпусов и строений с домом 203.

    Причину появления "Э" объяснить не могу.

  • 7 Апреля 2011, 21:12

    Работает. А там как-нибудь литеры можно увидеть?

  • 7 Апреля 2011, 21:22

    http://rgis.spb.ru/map/

    Щёлкаете мышкой по конкретному зданию -  открывается описание.

  • 7 Апреля 2011, 22:05

    А как убрать ладошку (перемещение) или крестик (увеличение/ уменьшение)? Щелкать надо ведь нормальным курсором или как?

  • 7 Апреля 2011, 22:08

    На верхней панели надо выбрать значок "Получить информацию", а затем щёлкать.

  • 7 Апреля 2011, 22:41

    уточню, что кнопочка называется "i" :)

  • 27 Мая 2012, 19:02

    Любопытно. У завода Марти, как справедливо указано в публикации, здесь находился так наз. Коллектив (Список аб. ЛГТС. 1928. С. 187). А на с. 259 того же издания: Республиканский завод им. К. Либкнехта - Пряжка, 17 (канцелярия и коллектив).

  • 2 Апреля 2013, 15:24

    связать гиперссылкой с http://www.citywalls.ru/house6571.html

  • 16 Апреля 2013, 21:43

    В № 99 есть два пункта:

    Гладин Пармен Парменович. Производственные здания АО Франко-русских заводов. Перевозная ул. 1897-1900-е (99. С. 99);

    Радлов Владимир Германович. Производственные сооружения АО Франко-русских заводов. Перевозная ул. 1912-1916 (99. С. 260).

    А вот что сообщает нам журнал "Зодчий": ходатайство о постройке каменного 3-этажного строения по адресу наб. р. Пряжки, 17 по проекту Гладина для Общества Франко-русских заводов было подано в СПб. городскую управу в период 19-28 марта 1912 года (Зодчий. 1912. № 14. С. 146).

  • 16 Апреля 2013, 21:48

    Модерн с большой натяжкой.

  • 4 Апреля 2017, 20:01

    Фото сделано с Бердова моста.

  • 29 Марта 2020, 17:16

    Купчая крепость на продажу К.Н. Берду участка земли на Матисовом острове. 23 декабря 1797 г. ЦГИА СПб. Ф.1440. Оп.8. Д.1. Л.22.

  • 29 Марта 2020, 17:19

    План двора и фасад здания завода обер-бергмейстера Берда в IV Адмиралтейской части на Матисовом острове. 9 ноября 1827 г. ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102. Д.3682. Л.587г-ж.

  • 29 Марта 2020, 17:20

    План двора на Матисовом острове, принадлежавшего Обществу франко-русских заводов. 14 июля 1916 г. ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102. Д.3682. Л.23-29.

  • 29 Августа 2020, 07:11

    Имея прекрасную техническую подготовку, опыт переоборудования и строительства металлургических заводов и несомненный организаторский талант, К. Берд стремился начать свое собственное дело. В 1792 году такая возможность ему представилась. Вместе со своим братом, работавшим у Гаскойна в Петрозаводске, и своим соотечественником инструментальным мастером Фрэнсисом Морганом он образовал компанию. У Ф. Моргана в Петербурге на Матисовом острове были железоделательные мастерские с плавильными печами. С того небольшого предприятия началась история одного из крупнейших в Петербурге XIX века заводов - завода Берда. Вскоре К. Берд выделил своих компаньонов и стал единственным владельцем предприятия. Впоследствии он женился на дочери Ф. Моргана Софии.

    Через несколько лет небольшое предприятие превратилось в завод с каменными корпусами, оборудованный передовыми техническими средствами, где в качестве основного двигателя использовалась паровая машина. Чугунолитейная мастерская была оборудована шахтными опрокидывающимися печами, прототипами будущих вагранок. К. Берд развивал различные производства, чтобы остановка одного из них не привела к закрытию всего завода. Наряду с литейной частью появились механическая мастерская, паровая мукомольня. а впоследствии — корабельная верфь и паровой лесопильный завод.

    На плане 1801 года обозначены каменные корпуса литейной, токарной, инструментаьной и модельной мастерских. Большой токарный станок приводился в действие с помощью паровой машины, вода к которой подводилась через подземную трубу из реки Пряжки. На заводе существовала паровая мельница «к употреблению излишней силы паровой машины или в случае остановки других работ». Кули зерна поднимались на верхний этаж, где находилась мельница, с помошью специального механизма. В помещении, где находились полировальные и токарные станки, была установлена «машина для резки больших винтов».

    Рядом с литейным заводом Берда в 1804 году на Матисовом острове начали строить Сальный буян и целях противопожарной безопасности с участием К. Берда был выкопан Сальнобуянский канал. А в 1806 году через этот канал по проекту К. Берда был построен первый однопролетный чугунный мост, устои которого сохранились до наших дней на территории «Адмиралтейских верфей».

    (источник М. Б. Гарбузова Шотландская династия в Санкт- Петербурге

  • 29 Августа 2020, 07:13

    "Заводы К. Берда, «Чугунолитейный и механический завод дворянина Ф.К. Берда», «Литейный завод наследников Ф.К. Берда», Меднопрокатный и механический завод АО «Франко-Русских заводов, бывших Берда в Петрограде», Государственный Франко-русский завод, Государственный меднопрокатный и механический завод № 6, Государственный завод машин и механизмов № 6, Петроградский государственный машинокотлостроительный и меднопрокатный завод им. Карла Либкнехта ВСНХ, Республиканский машинокотлостроительный и меднопрокатный завод им. Карла Либкнехта, Ленинградский государственный механический завод им. Карла Либкнехта ВСНХ

          /г. СПБ, г. Петроград, г. Ленинград наб. р. Пряжки, 17 (1909-25г.); ул. Перевозная, 1/

          Завод основан Чарлзом (Карлом) Бердом в 1792 г. на Гутуевском (Матисовом) острове между реками Невой и Пряжкой. Чугоно-, меднолитейное производство. Затем завод принадлежал его сыну и назывался «Чугунолитейный и механический завод дворянина Ф.К. Берда». После его смерти в 1860-е г. завод получил название «Литейный завод наследников Ф.К. Берда».Затем освоено производство паровых машин и механизмов для винтовых кораблей, самостоятельное судостроение на временной верфи. В 1815-19г. построен первый российский пароход. В 1870 г. завод первым в России освоил производство двутаврового профиля. В 1870-е г. завод Д.Ф. Берда освоил механизмы нового типа (вертикального), которые оказались неудачными. Установка их на двух броненосцах подорвала репутацию завода, он не смог добиться новых заказов Морского ведомства. В 1881г. завод был продан основанному в этом же году АО «Франко-Русских заводов». В 1912 г. общество обратилось в министерство с просьбой арендовать территорию, оборудование и сооружения «Галерного островка». Для этого было решено преобразовать АО «Франко-русских заводов» в русское АО «Франко-русских верфей». 13.07.1914 г. был утвержден Устав нового общества, но начавшаяся война помешала осуществлению планов, и Галерный островок остался в составе казенного Адмиралтейского завода."

    (источник Тихонов С.Г. «Оборонные предприятия СССР и России». М. «ТОМ», 2010г.)

  • 3 Октября 2020, 07:18

    Окунев С. Н. Завод Берда и Исаакиевский собор Хорошая статья со ссылками на источники.

    Заинтересовал один факт: где находился этот тоннель?

    Ч. Берд "использовал свой флот грузовых судов и заводские причалы для торговли сахаром и вином. Для этого был проложен специальный тоннель с выходом в районе моста через реку Пряжку. Остатки тоннеля сохранились до настоящего времени."

  • 3 Октября 2020, 08:52

    Ребята знакомые в 1980-е годы влезли на Матисовом острове у этого дома в какое-то отверстие, прошли под Пряжкой и вышли в бомбоубежище на углу Мясной и Витебской. Возможно, они лезли через бетонный грибок у моста. Я хотел повторить это в 1997 году, влез в грибок, спустился вниз, в сторону Пряжки был горизонтальный бетонный (?) ход, по которому можно было идти гусиным шагом. Фонаря с собой не было, думал вернуться, но так и не вернулся.

  • 3 Октября 2020, 09:35
    Ответ на "Ребята знакомые в 1980-е годы влезли на Матисовом " от Виктор М

     Спасибо! Тоннель для входа в бомбоубежише с завода ранее использовался для перекатывания бочек с вином? Пытаюсь представить, как это выглядело, но что-то не получается...

    Кстати, это бомбоубежище ("бомба" у местных детей 1960-х гг.) недавно сравняли с землёй

  • 20 Января 2022, 20:11

    Адресная книга СПБ 1809 год (стр.-15) фото-1

    Владелец Англ.Купец Берд на Матисовом острове,N259

    -------------------------------------------------------------------------

    Адресная книга СПБ 1822 год (стр.-37) фото-2

    Вот здесь показано,что Чарльз Берд владеет участками N 256 N257 N258 на Матисовом острове,

    а его жена София Берд (урожд.Морган) владеет участками N259 N260 там же на Матисовом острове

    в 4ой Адмиралтейской части (3 квартал),это после изменения нумерации

    фото-3 Чугунолитейный завод Берда (4ая Адмир.часть N259 на Матисовом острове

    Сначала Чарльз и София были владельцами только 2х участков на Матисовом острове

    и каждый из них был владельцем своего участка

    Потом они начили скупать соседние участки,дабы увеличить территорию под новые здания

    и как видим на 1822 год у них на двоих уже было 5 участков на Матисовом острове

     

     

     

     

  • 20 Января 2022, 20:29

    Нумерация домов в СПБ 1836 год

    Здесь снова произошло изменение нумерации (фото-1)

    Берды являются владельцами на Матисовом острове:

    2.4 - 52 - 52 (Мясная ул.2-4)

    7    - 52 -52 (Мясная ул.7)

    2.4 - 53 - 53 (Перевозная ул.2-4)

    1     - 52 - 52 (Мясная ул.1)

    6.8 - 36 - 172 (Заводская ул.6-8)

    14.18.20 - 49 - 51 (р.Пряжки наб.14-18-20)

    1.2.3. - 50 - 52 (р.Б.Невы наб.1-2-3)

    10 - 53 - 53 (Перевозная ул.10)

    4  - 65 -60 (Гутуевский остров.4)

  • 20 Января 2022, 21:07

    Адрес-Календарь СПБ жителей 1844

    Это уже скорее после смерти Чарльза (Карла Николаевича) Берд (1766-1843)

    Семейство Берд владельцы всех 6ти участков на Мясной ул. (от р.Б.Невы наб.

    до Кузнечного моста р.Пряжки наб) на фото-1 (4я Адмир.часть 3ий квартал,Матисов остров) стр.81

    Фото-2 Сахарный завод Берда (Бердовская площадь,4ая Адмир.часть)

     

  • 20 Января 2022, 21:59

    После смерти Чарьза (Карла Николаевича) Берд в 1843 году 

    дело продолжил его сын Фрэнсис (Франц) (Карлович) Берд с 1843 по 1864 

    Жену его звали Доротея (Дарья Ивановна) Берд

    Их сына звали Джорж (Георг) Берд

    Фото-1 Адресная книга СПБ 1849 год стр.505

    Фото 2-3 Путеводитель СПБ 1854 год стр.29 и 38

    Фото-4 Опис.улиц СПБ и фамилии дмвл 1862 стр.239

    Здесь уже значится не Кузнечный мост,а Бердов мост

     

  • 20 Января 2022, 22:41

    В Москве есть царь-пушка,у которой чугунный лафет был изготовлен

    на заводе Чарьза (Карла Николаевича) Берда в 1835 году на Матисовом острове в нашем городе

     

  • 20 Января 2022, 23:12

    После смерти Франца Карловича Берд в 1864 году

    владельцем заводов Берда стала его жена

    Доротея (Дарья Ивановна) Берд с 1864 по 1869

    На фото-1 Куп.книга 1869

    На фото 2-4 Список домов СПБ по полиц.частям и участкам 1869 год

    На фото 5-6 кран в Кронштадте,который был изготовлен в 1868 году

    на Заводе Берда на Матисовом острове,когда владелицей заводов

    была Дарья Ивановна Берд

  • 21 Января 2022, 00:21

    Можно сказать.что около 90 лет три поколения Берд были владельцами своих заводов

    на Матисовом острове в нашем городе

    В последнем 3ем поколении семьи Берд,кто был владельцем заводов Берда

    значился внук Чарльза и Софии Берд,

    сын Франца и Доротеи Берд

    Джорж Берд (он же Егор и он же Георг) с 1869 по 1881 (фото-1 Куп.книга 1880)

    который продал заводы Французскому АО "Франко-Русских Заводов" (фото-2 Куп.книга 1887)

     

  • 24 Августа 2024, 10:48
    Ответ на "После смерти Франца Карловича Берд в 1864 году вла" от Эак

     Что именно изображено на фотографии с надписью "Не подходить" и на следующей, с текстом про 1868 год?

  • 24 Августа 2024, 11:07
    Ответ на "Что именно изображено на фотографии с надписью "Не" от Liz

     "На фото 5-6 [изображен] кран в Кронштадте,который был изготовлен в 1868 году

    на Заводе Берда на Матисовом острове,когда владелицей заводов

    была Дарья Ивановна Берд"

    Ответ на "После смерти Франца Карловича Берд в 1864 году вла" от Эак

     

  • 3 Октября 2024, 01:42

    Подтитул: 

    Завод общества Франко-русских заводов (?) - Адмиралтейские верфи.            Модерн

    Административный корпус                                                                   

    наб. р. Пряжки, 17 - исторический адрес

    наб. р. Фонтанки, 203 лит. ЭН - современный адрес

    1912-1916 (?) - арх. Радлов Владимир Германович (?) (перестройка существующего здания (?) - В.М.)

    ([99 С. 260]).

     

    Все-таки в справочнике [99] написано совсем другое:

    Радлов Владимир Германович. Производственные сооружения акц. о-ва Франко-русских заводов. Перевозная ул.  1912-1916 ([99]. С. 260).

    Ну, и про модерн читать, конечно, очень странно.

     

  • 3 Октября 2024, 08:18
    Ответ на "Модерн с большой натяжкой." от Алексей von Fricken

     

    Отсутствует гиперссылка на http://www.citywalls.ru/house6571.html 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32322
Готовится: 87
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 10006