Публикация
Особняк А. И. и М. Ф. Штакеншнейдеров (по Миллионной ул.)
Со стороны Миллионной ул. Фото - наб. р. Мойки, 9 - Миллионная ул., 10 Дом Эмса - наб. р. Мойки, 9
Особняк А. И. и М. Ф. Штакеншнейдеров эклектика ([ 1851-1852 - арх. Штакеншнейдер Андрей Иванович - перестройка 1860 - совместно с Э. И. Фольратом. - расширение, флигель и службы усадьбы (флигели надстроены)
Доходный дом А. Н. Бетлинга 1866 - арх. Гаккель Николай Августович - перестройка дворовых флигелей надстройка дома по наб. р. Мойки, 9 1898 - арх. Курзанов Владимир Родионович - надстроен 4-й этаж по Миллионной ул., интерьеры переделаны
* И. А. Силантьева. Дом, где жил зодчий. "Ленинградская панорама", 1986, №4, С. 38 - 40. Этот же чертеж помещен и в книге: Т. А.Петрова, Андрей Штакеншнейдер. Л., 1978, С. 138, с пометкой "Публикуется впервые". ** Мойка - справа. Помещения на первом этаже: 1 - зимний сад, 2 - диванная, 3 - столовая, 4 - зал, 5 - гостиная, 6 - кабинет А. И. Штакеншнейдера. В 1858 г. кабинет переместился в гостиную, на его месте устроили канцелярию, а в бывшем зала - чертежные, переведенные с мансардного этажа. В 1860 г. вместо зимнего сада построен одноэтажный флигель. Видимо, тогда же во дворе был убран цветник, слева был построен еще один служебный флигель, изменилось ограждение со стороны Мойки. В таком виде фасад со стороны Мойки зафиксирован с натуры на чертеже 1860 г. *** Зимний садик в доме А.И. Штакеншнейдера в Петербурге на Миллионной улицы. Акварель А.И.Штакеншнейдера. Эрмитаж, инв. №ОР-46437:
Из надписи на чертеже мы узнаем, что этот проект Штакеншнейдер выполнил еще для прежних владельцев - титулярных советников Михаила Егоровича и Дмитрия Егоровича Петровых, у которых он затем купил дом. Интересно также, что в проекте еще нет изображений муз на барельефах. Автор статьи (И. А. Силантьева. Дом, где жил зодчий. "Ленинградская панорама", 1986, №4, С. 38 - 40) считает, что Штакеншнейдеры жили преимущественно во флигеле со стороны Мойки (и там же устраивали салон), а квартиры во флигеле по Миллионной ул. сдавали внаем (хотя и признает, что в какое-то время они могли жить и на Миллионной).Позже облик здания был искажен надстройкой до четырех этажей. (добавил: В 1740-е гг. на участке находился дом Эмса - фельдшера Семеновского полка. В 1854-1865 гг. домом владел и жил в нем архитектор А. И. Штакеншнейдер (1802-1865). Штакеншнейдер купил этот сквозной участок у чиновников Петровых и перестроил его для своей семьи. В поперечном дворовом флигеле (в середине XIX в. он был двухэтажным) находилась мастерская архитектора, там же были и жилые комнаты и парадные интерьеры. На Мойку был обращен сад, на красную линию наб. Мойки выходил одноэтажный флигель. Дом знаменит литературно-художественным салоном. Гордостью хозяина были домашний театр и интерьеры дома. Большинство интерьеров не сохранилось. В 1865 г. усадьба перешла к купцу А. Н. Бетлингу. По его заказу была произведена значительная перестройка усадьбы. Арх. Н. А. Гаккель в 1866 г. надстроил особняк, сделал его четырехэтажным. С юго-восточной стороны был возведен четырехэтажный жилой корпус. В 1898 г. четвертым этажом был надстроен и фасад по Миллионной ул. (арх. В. Р. Курзанов). Последней владелицей дома была Л. К. Бибикова - жена надворного советника. В конце ХIХ - начале ХХ вв. здесь располагалось Общество попечения о бедных военного духовенства, состоящих под высочайшим покровительством государыни императрицы. (журнал "История Петербурга" № 1(41) 2008, статья М. М. Фокина "К истории набережных Мойки")
Проект перестройки дома был выполнен Штакеншнейдером в 1851 г., когда домом владели титулярные советники М. Е. и Д. Е. Петровы. Через несколько месяцев архитектор приобрел это здание. В 1852-1854 гг. Штакеншнейдер перестроил дом: надстроил внутренние флигели, внес ряд изменений во внутреннюю планировку и переделал фасады. После перестройки дом состоял из лицевого корпуса, выходившего на Миллионную ул., боковых продольных флигелей, двух поперечных флигелей и одноэтажных построек, окружавших южный двор, примыкавший к наб. Мойки. Лицевой фасад, обращенный на Миллионную ул., получил при перестройке новую отделку: архитектор использовал в ней мотивы того специфического варианта итальянского ренессанса, который сложился в архитектуре Флоренции в первой четверти XVI века. Окна обрамлены строгими наличниками, плоскость стены расчленена линиями филенок и рустованными лопатками. Простенки центрального ризалита декорированы парящими музами и аллегорическими атрибутами «трех знатнейших художеств» - они указывают на род занятий домовладельца, ставшего к тому времени профессором Академии Художеств.
В доме Штакеншнейдера разместилась и многочисленная семья зодчего, и его архитектурная мастерская. Во флигелях, занимавших северную часть владения, располагались квартиры, сдаваемые внаем (в комнатах тех коммунальных квартир, что появились позднее в этой части здания, до недавнего времени сохранялось немало фрагментов прежней отделки). В 1855-1862 гг. дом Штакеншнейдера был одним из известнейших литературно-художественных салонов Петербурга. На штакеншнейдеровских «субботах» бывали Я.П. Полонский, В.Г. Бенедиктов, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев и др.; дом посещали молодые художники, архитекторы, актеры; в помещении столовой часто устраивались любительские спектакли. Парадные комнаты дома, отделанные по проекту хозяина, располагались со стороны Мойки (дом 9) и выходили окнами в небольшой двор. Со двора крыльцо вело в оранжерею - зимний сад, за ним следовала диванная; легкая арка отделяла ее от соседнего помещения, к которому примыкала гостиная. К сожалению, впоследствии все это было перестроено - описание того, как выглядели парадные комнаты, осталось лишь в дневнике дочери архитектора Елены Андреевны Штакеншнейдер. «Подъезд был с Мойки. Входили через зимний сад, и эффект был совсем очаровательный. Зимний сад был освещен, но местами листья бананов бросали гигантскую тень, и эта тень была какая-то таинственная, и таинственен казался шум падающих капель... Из сада входили в нашу любимую комнату, названную почему-то диванной; в ней всего два дивана, а то все стулья. Здесь прямо против широких дверей сада стоит театр, окаймленный легкой, грациозной аркой - предметом восхищения всех, и художников, и не художников». (Штакеншнейдер Е.А. Дневник и записки. М.-Л., 1934. С. 98.)
В связи с болезнью А.И. Штакеншнейдера, обострившейся в начале 1860-х годов, семья была вынуждена продать дом на Миллионной улице. Здание перестроили в доходный дом, а на месте зимнего сада возвели многоэтажный флигель. В 1898 году корпус со стороны Миллионной улицы надстроили четвертым этажом. Однако отделка трех нижних этажей его фасада хорошо сохранилась, и барельефные изображения парящих муз до сих пор напоминают о том, что полтора века тому назад это здание было подлинным «приютом муз». (А.Л. Пунин. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Т. 1: 1830-1860 годы. Ранняя эклектика. СПб., "Крига", 2009. С. 443-451, добавил -
30 комментариев
44868 просмотров Добавил: Mary, 30 Августа 2008, 10:58
Редактировано: 5 Июля 2021, 15:02
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1642.html' target='_blank'>Особняк А. И. и М. Ф. Штакеншнейдеров (по Миллионной ул.) на Citywalls.ru</a>
Всего 30 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32287
Готовится: 83
Улицы: 2706
Архитекторы: 4145
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14350
Всего сегодня: 774
|
1928: Радлов Н. Э., худ. проф., ул. Халтурина, 10 (124. С. 256)