Публикация

Мемориальная трасса "Ржевский коридор". Монумент "Хлеб насущный"

Здание на карте
фото
Архитекторы: Лукьянов В. С.
Год постройки: 1985
Стиль:

Фото - Фёдор Гусляров, 2010.

Мемориальная трасса "Ржевский коридор". Монумент "Хлеб насущный"

ул. Красина, б/н - ул. Коммуны, б/н

1985 - арх. Лукьянов В. С.

 

 

 

 

 

Трасса проходит по району Ржевка - Пороховые от железнодорожной станции Ржевка по Рябовскому шоссе, ул. Коммуны и шоссе Революции. В годы Великой Отечественной войны это был прифронтовой район. Район «Ржевского коридора» был одной из главных мишеней противника, так как это конечный отрезок «Дороги жизни» - единственной транспортной магистрали, связывающей, блокированный Ленинград со всей страной с сентября 1941 г. по март 1943 г.  

  (Guslyaroff)

 

В период октябрь 2019 г. - май 2020 г. к 75-летию Победы все четыре стелы были отреставрированы (gov.spb.ru LVL74)

  • фото

    Фото -
    Виктор М,
    15.3.2011.

  • фото
  • фото

    Фото - Наталия,
    05.2011.

  • фото

    Барельеф на одном из
    монументов на трассе
    "Ржевский коридор".

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Виктор М,15.3.2011.

  • фото

    Фото -
    Mary, 03.2017.

Идея создания монумента, посвященного 7-километровому отрезку легендарной Дороги жизни, проходившему по городской территории, родилась в 1980-е гг.. В 1983 г. город начал активную подготовку к 40-й годовщине Великой Победы.

Ржевский коридор был стратегически важной трассой, соединявшей центр Ленинграда со станцией Ржевка через Большую Охту. На углу Большеохтинского проспекта и шоссе Революции находился первый регулировочный пост, направлявший грузовой транспорт, там же в Ржевский коридор вливались потоки машин и подвод с эвакуируемыми жителями города. Ближайший эвакуационный пункт находился на углу Среднеохтинского проспекта и Большой Пороховской улицы. <...>

 

Первоначальный проект памятника, как отмечает его автор, архитектор Владимир Сергеевич Лукьянов, помимо памятных стел предполагал воссоздание арки Победы 1945 г. в Автове, установку памятников полуторке и зенитным орудиям, защищавшим трассу от налетов фашистской авиации. <...>

 

В окончательный проект Триумфальная арка так и не была включена. Возможно, причиной послужило то, что на улице Коммуны уже было построено мемориальное сооружение, отсылающее к встрече доблестных бойцов советской армии - Триумфальные пилоны, на которых, так же как и на легендарной арке в Автове, были литые профили В. И. Ленина и И. В. Сталина. Возможно, мемориальная трасса не была главным проектом празднования юбилея Победы. И это справедливое предположение, ведь в том же 1983 г. разрабатывался масштабный проект монумента на площади Восстания. Над обелиском городу-герою работал тот же архитектор – Владимир Сергеевич Лукьянов.

 

В результате многих согласований в 1985 г. на трассе Ржевского коридора были установлены четыре стелы, получившие название «Хлеб насущный». Первая стела разместилась на пересечении шоссе Революции и Бокситогорской улицы, вторая – у Большой Ильинского сада на пересечении шоссе Революции и улицы Потапова, третья – на пересечении улицы Коммуны и улицы Красина, четвертая – на Ржевской улице.

Стелы выполнены в лаконичной и строгой манере. Каждая из них опоясана четырьмя барельефами с изображениями героев блокады. Каждый из барельефов имеет собственное название: «Проводы на Большую землю», «Водитель полуторки», «Дети блокады», «Регулировщица».

 

На переднем плане композиции «Проводы на Большую землю» изображена женщина, обнимающая советского солдата, на заднем плане – отправляющиеся в путь к Ладожскому озеру полуторки. Трогательная композиция «Дети блокады» объединяет образы защитника Ленинграда, держащего на руках ребенка, и мать, стоящую на коленях и обнимающую своих детей. Задний план композиции повторяет мотив Дороги жизни, где под обстрелами противника двигается колонна грузовиков. На боковых сторонах стелы размещены барельефы «Регулировщица» и «Водитель полуторки» - герои Дороги жизни, спасшие не одну тысячу жизней.
В верхней части стел располагается доска с пятиконечной звездой, под которой можно прочитать надпись «Ржевский коридор блокады».

 

Первый ремонт состоялся в 2010 г., когда с одного из монументов неизвестными были похищены металлические барельефы. Восстанавливали утраченное скульптурное оформление по образцу стелы, установленной на шоссе Революции. Работы выполняло ООО «Стройтрест» Сергея Русских. 26 января 2010 г. ремонт завершили. Вторая реконструкция состоялась в рамках подготовки к празднованию 75-летия победы в 2019 г. Основания стел полностью заменили, оставив оригинальные барельефы. Территория вокруг каждой стелы также была благоустроена, появились каменные вазоны с цветами.

(по материалам "Интерактивная карта Красногвардейского района" добаавил люблюпитер)

  • фото

    Стела на пересечении
    шоссе Революции
    и Бокситогорской ул.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Стела на шоссе
    Революции
    у Большого
    Ильинского сада

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер,
    23.07.2024.

Один из отрезков мемориальной трассы проходит по шоссе Революции. Один монумент расположен напротив дома 84, другой напротив дома 102.  (Guslyaroff)

  • фото

    Стела на
    пересечении
    улиц Красина
    и Коммуны

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Стела у поворота улиц
    Красина и Ржевской
    Фото - люблюпитер,
    23.07.2024.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер,
    23.07.2024.

7 комментариев
4169 просмотров
Добавил: Виктор М, 19 Марта 2011, 13:26
Редактировано: 26 Июля 2024, 17:34
Оцените:
(28 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house16227.html' target='_blank'>Мемориальная трасса "Ржевский коридор". Монумент "Хлеб насущный" на Citywalls.ru</a>
Всего 7 комментариев
  • 19 Июля 2024, 14:10

    Две фотографии в этой публикации - эта и эта - на самом деле относятся к другой такой же стеле - на шоссе Революции, на краю Большого Ильинского сада. Перенесите их, пожалуйста, по принадлежности.

     

  • 19 Июля 2024, 17:55

    Кажется, еще и титульное фото тоже оттуда.

  • 19 Июля 2024, 20:31
    Ответ на "Две фотографии в этой публикации - эта и эта -&nbs" от S.P.

     Перенести-то я перенесла, но, по-моему, окончательно запуталась. На этих стелах барельефы одинаковые? Поискала в интернете и увидела только два варианта широкого барельефа. Где-то прочитала, что 4 стелы.

    Так что прошу помощи. 

    И есть ли смысл относить стелу к Ильинскому саду? Может лучше отдельныую публикацию. 

    Возможно, изначально была идея объединить стелы в одной публикации, правда тут будут проблемы с картой...

  • 19 Июля 2024, 20:51

    ИСТОРИЯ МЕСТА
    Идея создания монумента, посвященного 7-километровому отрезку легендарной Дороги жизни, проходившему по городской территории, родилась в 1980-е годы. В 1983 году город начал активную подготовку к 40-й годовщине Великой Победы.

    Ржевский коридор был стратегически важной трассой, соединявшей центр Ленинграда со станцией Ржевка через Большую Охту. На углу Большеохтинского проспекта и шоссе Революции находился первый регулировочный пост, направлявший грузовой транспорт, там же в Ржевский коридор вливались потоки машин и подвод с эвакуируемыми жителями города. Ближайший эвакуационный пункт находился на углу Среднеохтинского проспекта и Большой Пороховской улицы. Но далеко не все дожидались полуторку или гужевой транспорт, отправляясь пешком к станции Ржевка с детьми и скромными пожитками. Особенно тяжело было зимой 1941 – 1942 годов, когда не было электричества, трамваи встали, а на самом пункте сбора было холодно, почти как на улице. Но даже тогда Ржевский коридор был для Ленинграда началом пути к спасению, тонкой ниточкой, связывавшей основную трассу Дороги жизни и большой город.

    Первоначальный проект памятника, как отмечает его автор, архитектор Владимир Сергеевич Лукьянов, помимо памятных стел предполагал воссоздание арки Победы 1945 года в Автове, установку памятников полуторке и зенитным орудиям, защищавшим трассу от налетов фашистской авиации. Триумфальная арка, спроектированная за один день архитектором В.А. Каменским и скульптором Г.Ф. Ветютневым и возведенная рабочими Кировского завода и судостроительного завода им. А.А. Жданова всего за неделю, предназначалась для встречи воинов-победителей. 8 июля 1945 года через арку в город вошли бойцы 45-й стрелковой дивизии. Арка была выполнена из гипса с гипсовыми барельефами в виде профилей В.И. Ленина и И.В. Сталина. Впоследствии был проведен конкурс на проект постоянной арки, но её строительство так и не состоялось. Некоторое время на месте временной Триумфальной арки стояли обелиски, но и они были демонтированы. Так, Владимир Лукьянов хотел при создании мемориала трассы «Ржевский коридор блокады» напомнить ленинградцам о триумфальном возвращении победителей в родной город в июле 1945 года.

    В окончательный проект Триумфальная арка так и не была включена. Возможно, причиной послужило то, что на улице Коммуны уже было построено мемориальное сооружение, отсылающее к встрече доблестных бойцов советской армии – Триумфальные пилоны, на которых, так же как и на легендарной арке в Автове, были литые профили В.И. Ленина и И.В. Сталина. Возможно, мемориальная трасса не была главным проектом празднования юбилея Победы. И это справедливое предположение, ведь в том же 1983 году разрабатывался масштабный проект монумента на площади Восстания. Над обелиском городу-герою работал тот же архитектор – Владимир Сергеевич Лукьянов.

    В результате многих согласований в 1985 году на трассе Ржевского коридора были установлены четыре стелы, получившие название «Хлеб насущный». Первая стела разместилась на пересечении шоссе Революции и Бокситогорской улицы, вторая – у Большой Ильинского сада на пересечении шоссе Революции и улицы Потапова, третья – на пересечении улицы Коммуны и улицы Красина, четвертая – на Ржевской улице.

    Стелы выполнены в лаконичной и строгой манере. Каждая из них опоясана четырьмя барельефами с изображениями героев блокады. Каждый из барельефов имеет собственное название: «Проводы на Большую землю», «Водитель полуторки», «Дети блокады», «Регулировщица».

    На переднем плане композиции «Проводы на Большую землю» изображена женщина, обнимающая советского солдата, на заднем плане – отправляющиеся в путь к Ладожскому озеру полуторки. Трогательная композиция «Дети блокады» объединяет образы защитника Ленинграда, держащего на руках ребенка, и мать, стоящую на коленях и обнимающую своих детей. Задний план композиции повторяет мотив Дороги жизни, где под обстрелами противника двигается колонна грузовиков. На боковых сторонах стелы размещены барельефы «Регулировщица» и «Водитель полуторки» - герои Дороги жизни, спасшие не одну тысячу жизней.

    В верхней части стел располагается доска с пятиконечной звездой, под которой можно прочитать надпись «Ржевский коридор блокады».

    В XXI веке стелы дважды ремонтировались. Первый ремонт состоялся в 2010 году, когда с одного из монументов неизвестными были похищены металлические барельефы. Восстанавливали утраченное скульптурное оформление по образцу стелы, установленной на шоссе Революции. Работы выполняло ООО «Стройтрест» Сергея Русских. 26 января 2010 года ремонт завершили. Вторая реконструкция состоялась в рамках подготовки к празднованию 75-летия победы в 2019 году. Основания стел полностью заменили, оставив оригинальные барельефы. Территория вокруг каждой стелы также была благоустроена, появились каменные вазоны с цветами.

    Несмотря на мемориальное значение и известность монумента, стелы Ржевского коридора блокады не относятся к объектам культурного наследия и не внесены в реестр КГИОП. На сегодняшний день данный памятник формально определяется как жанровая скульптура.

    ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

  • 19 Июля 2024, 20:57

    Ржевский коридор Блокады


    Первые семь километров, по которым проходили транспортные колонны от станции Ржевка по Ленинграду – по Рябовскому шоссе и шоссе Революции – названы «Ржевским коридором», бывшим продолжением дороги жизни в черте Ленинграда. Это была единственная транспортная магистраль, связывающая Ленинград со всей страной с сентября 1941 года по март 1943 года. Район (особенно станция Ржевка) подвергался регулярным бомбардировкам и артобстрелам. По нему в осажденный город были доставлены сотни тысяч тонн продовольствия, медикаментов и боеприпасов. По этому пути было вывезено на «большую землю» более миллиона изможденных ленинградцев. И основной мишенью фашистов был именно этот последний участок пути Дороги жизни. 29 марта 1942 года точным попаданием бомбы станция Ржевка была полностью уничтожена. Груженные боеприпасами вагоны нашей армии взорвались и унесли жизни нескольких сотен ленинградцев. В память об этом страшном событии на станции была установлена мемориальная доска.

    После войны были установлены 4 памятных знака «Ржевский коридор» или «Хлеб Насущный» на протяжении трассы (1985 год, архитектор В. С. Лукьянов). Первый стоит на Шоссе Революции, после окружной железной дороги, второй – неподалёку от Охтинских Пороховых заводов, третий – угол улицы Красина, четвёртый – выезд на Рябовское шоссе. Барельефы изображают сцены героического времени. Городская часть Дороги жизни начинается с памятника, установленного в сквере на углу шоссе Революции и улицы Потапова. На пересечении Среднеохтинского проспекта и Большой Пороховской улицы располагался первый распределительный пункт. На всем протяжении мемориального пути расположены памятные километровые столбы. «Регулировщица», памятный столб «Дорога жизни, 1-й км» и 85-мм зенитная пушка образца 1939 года (52-К) объединены в мемориальный комплекс «Дорога жизни, первый километр», который находится у дома № 119, корпус 3 по Рябовскому шоссе.

     

  • 19 Июля 2024, 22:51

    Спасибо. Если правильно поняла - стел четыре и барельефы на всех одинаковые. Так? 

    И что будем делать - четыре публикации или одну?

  • 25 Июля 2024, 17:26

    Отправила фото всех 4-х стел.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32234
Готовится: 77
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 5597