Публикация

Военно-чертежная школа - Владимирское военное училище

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Фото - pastvu.com

Военно-чертежная школа -

Владимирское военное училище

в память вел. кн. Владимира Александровича

 

см. также Казармы  Пионерская ул., 16 (снесены)

                               Пионерская ул., 14

 

 

 

 

1 декабря 1869 г. в Санкт-Петербурге учреждено Санкт-Петербургское  пехотное юнкерское училище. Находилось училище в ведении штаба войск гвардии и Петербургского военного округа на основаниях общих с другими юнкерскими училищами. Училище составляло одну роту и поместилось во флигеле упразднённой в 1869 г. Военно-Чертёжной школы по Б. Гребецкой ул., где и находилось до 1917 г., но в значительно расширенном здании.

С 1901 г. училище было преобразовано в 4 ротное, со штатом в 400 человек. 27 января 1903 г. училищу пожаловано знамя, освещение которого состоялось в присутствии Государя Императора 2 августа 1907 г. в Красном Селе.

В 1907 г. училище перешло в ведение Главного управления военно-учебных заведений и с 1 сентября 1907 г. при нём были открыты первые 4 отделения с военно-училищным курсом. С 1 сентября 1908 г. оно было переименовано в Санкт-Петербургское военное училище. В 1909 г. состоялся двойной выпуск юнкеров: последний юнкерского училища и первый военного училища с производством в подпоручики в части гвардейской пехоты, артиллерии и инженерных войск.
В 1910 г. училище по Высочайшему соизволению (приказ Военного ведомства N 363 1910 г.) в память Великого Князя Владимира Александровича бывшего главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа, в ведении которого училище находилось свыше 24 лет наименовано – Владимирским военным училищем.

(asirotkin.ru 05.04.2017)

 

 

  • фото

Т. Коллиандер в своих воспоминаниях пишет о бое юнкеров Владимирского училища с большевистскими частями, который он наблюдал  11 ноября 1917: "Битва эта была лишь маленьким эпизодом последней неудавшейся попытки Керенского и Краснова вырвать власть из рук большевиков. <...> От изрешеченного пулями здания школы юнкеров все еще поднимался дым. Оконных стекол почти не осталось, вместо окон зияли большие провалы, выбитые снарядами. Везде на желтой штукатурке были видны следы пуль. Десять часов обороняли юнкера осажденное здание"

(Невский архив: Историко-краеведческий сборник. II. М.; СПб, 1995. С. 48-49).

Этот текст был откомментирован  следующим образом: "Речь идет о Владимирском военном училище, основанном в 1869. Помещалось в домах № 14-18 по Б. Гребецкой ул. Выступление юнкеров этого училища под руководством подполковника А. П. Куропаткина планировалось как составная часть противобольшевистской акции юнкеров Петрограда. Окруженное отрядами ВРК накануне предполагавшегося выступления и подвергнутое артобстрелу, училище было разгромлено 11 ноября (29 октября) 1917" (Там же. С. 48).

Выступление юнкеров было едва ли не единственным вооруженным отпором большевикам в городе после 25 октября. 

(добавил: Liz)

 

33 комментария
3360 просмотров
Добавил: Mary, 5 Февраля 2011, 01:04
Редактировано: 5 Апреля 2017, 20:32
Оцените:
(8 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house15868.html' target='_blank'>Военно-чертежная школа - Владимирское военное училище на Citywalls.ru</a>
Всего 33 комментария
  • 5 Февраля 2011, 03:18

    По Табели 1869 участки 16 по Б. Гребецкой (вероятно, соответствовал современному 18-му) и 15 по М. Гребецкой (соответствовал 9-му) принадлежали 1-й военной гимназии.

    По Табели 1875 - Оба участка принадлежали Юнкерскому училищу.

    По Табели 1891 - то же.

    1893 - участки те же, а училище - СПб пехотное юнкерское.

    1896 - то же.

    1901 - то же + участок 16 по Б. Гребецкой принадлежит училищу (п.м.)

    1905 - участки 14, 16, 18 по Б. Гребецкой принадлежат училищу с тем же названием.

    1908 - участки и название те же.

  • 4 Марта 2012, 15:27

    А что после училища? ныне?

     

    № 108. С. 124.

    Мастерская скульптора В.Ф. Богатырева - Пионерская ул., 18 (указ. 2 мастерские: 1-я на В.О.)

  • 4 Марта 2012, 23:55

    На плане Треста ГРИИ (окт.1971 и 1992 гг.) - поясн.надпись "больница",которая занимала П-образное здание по улицам: Малая Гребецкая, 5-9, Музыкальный пер., 5 и Пионерская ул., 16-18.

     

    «Ленинград. Краткая адресно-справочная книга». — Лениздат, 1973 (С.54):

    больница №10 (скорой помощи) - П.С., Пионерская ул., 16.

  • 4 Марта 2012, 23:59

    В № 108 (С. 15) больница городская № 2 Жданов. р-на указана по Пионерской, 16.

  • 18 Декабря 2013, 19:41
  • 18 Декабря 2013, 20:27

    По ссылке  http://www.zaks.ru/new/archive/view/60947 - 2 фото, на которых видны рыжие самосвал и экскаватор, сделаны на М. Гребецкой со стороны Музыкантского переулка, и там видны дворовые фасады снесенных зданий. Проекты же один другого дурнее - на узкой улице такое строить могут только жадные идиоты.

  • 18 Декабря 2013, 20:32
    Ответ на "По ссылке  http://www.zaks.ru/new/archive/vie" от Liz

     Строят-то вот это

    Тоже страшное и высокое, но без извращений.

  • 18 Декабря 2013, 21:11

    Сверху еще туда-сюда, но в перспективе улицы со стороны Чкаловского, после с умом=отступом от красной линии поставленного здания (на картинке справа), тяжелое будет зрелище. Вот такие у них скрепы - едва ли не единственное в городе место, где люди героически сражались с большевиками, пущено под бульдозер. Не удивительно, что скрепы ничего не держат, а только трясутся от жадности.

  • 18 Декабря 2013, 21:20

    Больница там была страшная, новое здание плохое и большое. 

    А стройка в Офицерском переулке? http://gk-proinvest.ru/object/1169 , http://gk-proinvest.ru/zhiloy-kompleks-ofitserskiy/

  • 18 Декабря 2013, 21:41

    Вообще-то, здание, что на дореволюционной фотографии,  стоит почти полностью. Нет 2-х пролетов - где дверь и правое окно от двери. Снесено нерустованное здание казарм.

  • 18 Декабря 2013, 21:46

    Публикация, созданная раньше http://www.citywalls.ru/house10177.html этой.

  • 18 Декабря 2013, 21:49
    Ответ на "Вообще-то, здание, что на дореволюционной фотограф" от Элеонора

    Элеонора, посчитайте от от арки - снесли крыло в 9 осей, почти все, что на фотографии.

  • 18 Декабря 2013, 21:55

    Было 13 окон от арки, стало 11.  

  • 19 Декабря 2013, 00:08
    Ответ на "Было 13 окон от арки, стало 11.  " от Элеонора

     Не знаю, как вы считаете, но я вижу, что после арки осталось 4 окна.

  • 19 Декабря 2013, 00:46

    Завтра пройду, посчитаю наяву😀

  • 19 Декабря 2013, 00:52

    Вот и хорошо.

  • 20 Декабря 2013, 14:52

    Да, видимо, давно я там не ходила, ошиблась. Вот что сейчас там есть:

  • 20 Декабря 2013, 14:59
    Ответ на "Да, видимо, давно я там не ходила, ошиблась. Вот ч" от Элеонора

     Разобрались. От дома 16 отгрызли треть, а дом 18 снесен полностью.

  • 20 Декабря 2013, 15:11

    Может быть вопрос не для этого сайта, но вдруг кто знает...  Где были похоронены юнкера, погибшие в этих зданиях в октябре 1917?   В музее полит. истории есть фотография этих похорон, но сотрудники музея не смогли ответить на этот вопрос. Многие юнкера были иногородние, хоронили их всех вместе. Вертинский песню об этом написал, но место я так и не знаю.  Бабушка рассказывала, что местные жители несколько недель после событий боялись подходить к этим местам, все было залито кровью.

  • 20 Декабря 2013, 15:21
    Ответ на "Может быть вопрос не для этого сайта, но вдруг кто" от Элеонора

    Вроде бы их хоронили на Преображенском кладбище.

    Еще по теме можно почитать тут  http://rusk.ru/vst.php?idar=419873 и тут http://www.novayagazeta.spb.ru/2011/23/6

    А Вертинский все же писал про московских юнкеров...

  • 20 Декабря 2013, 15:29

    Если Вы не очень чувствительная барышня можете почитать здесь об ужасах, творимых большевиками http://rusk.ru/vst.php?idar=419873

  • 20 Декабря 2013, 15:39

    Спасибо,  я не очень чувствительная барышня, т.к. предки жили на П.С. и в 1917,  и во время блокады. Дед был юнкером Павловского училища в том самом октябре 1917 г. Существовала еще версия местных жителей, что юнкеров хоронили в парке Лесотехнической Академии, но не знаю,  правдива ли она.

  • 20 Декабря 2013, 15:55

    "...Из их рассказов в частности явствует, что определённая часть юнкеров была расстреляна около городской черты, возле станции Ланская в парке Лесотехнической Академии..."

    Так возможно и хоронили возле места расстрела?

     

  • 20 Декабря 2013, 15:59
    Ответ на ""...Из их рассказов в частности явствует, что опре" от Александр ОТ

     Вряд ли везли с одной окраины через весь город на другую.

     

    Еще есть картинка

     

    И Хроника Октябрьской революции в газете "Петроградский листок" от 12 ноября 1917 г.

     

  • 20 Декабря 2013, 16:06

    "В декабре 2009, при строительстве автотрассы, ведущей к стоянке, в районе Головкина бастиона вновь было обнаружено захоронение. В братской могиле, на которую наткнулись экскаваторщики, находились останки около двух десятков человек. На этот раз археологическое обследование все-таки началось. В течение июня-августа на территории, прилегающей к бастиону, было обнаружено еще несколько могильных ям, в которых было захоронено, по предварительным подсчетам, еще около 80 человек. Найденные при них личные вещи позволяют с высокой степенью достоверности определить время и обстоятельства казней, а в отдельных случаях даже строить обоснованные предположения о личности казненных.
    Особо значимым для историков стало вскрытие и частичное обследование могильной ямы, которая содержала останки не менее, чем 17 человек, одетых в форму юнкеров Владимирского военного училища. Известно, что юнкера-владимирцы приняли самое активное участие в антибольшевистском восстании, поднятом в Петрограде 29 октября 1917 года Всероссийским Комитетом спасения родины и революции – организацией, пытавшейся объединить российскую демократию для противодействия большевистскому перевороту. Восстание было подавлено с использованием артиллерии; по данным историков, при этом погибло около 200 юнкеров, а более 70 человек пали жертвами самосуда. Погибшие были погребены в братских могилах на Преображенском кладбище (ныне – кладбище памяти жертв 9 января; могилы павших юнкеров утрачены много десятилетий назад), остальных красногвардейцы взяли под стражу. Часть юнкеров-владимирцев была отконвоирована в Петропавловскую крепость, где, по свидетельствам современников, около двадцати из них были расстреляны у стен крепости. Очевидно, именно их останки и найдены летом 2010 года."

    (Члены Общества «Мемориал» написали президенту РФ об останках у Петропавловской крепости — месте расстрела великих князей Романовых)

  • 20 Декабря 2013, 16:15
    Ответ на "Разобрались. От дома 16 отгрызли треть, а дом 18 с" от miraru1

     Отгрызли ведь от 14-го. Номеров было 3 - 14-16-18. А зданий - 2? или все-таки 3? 

    ВПг на 1917 в "Алфавитном списке улиц" показывает следующие дома как принадлежащие уилищу: 

    Б. Гребецкая, 14, 16, 18/5; М. Гребецкая, 5, 9/5. Д. 7 был частным. Вероятно, на его месте силикатное здание. А что относилось к номерам 16-18?

    ВПб на 1914 в 1 части (перечень учреждений) дает адрес Владимирского училища: Б. Гребецкая, 18.

  • 20 Декабря 2013, 16:17
    Ответ на "Отгрызли ведь от 14-го. Номеров было 3 - 14-16-18." от Liz

     По-моему, дореволюционный № 14 сохранился полностью, а № 16 и 18 больше нет.

  • 20 Декабря 2013, 16:23

    Да, я с номерами напутал. Попозже разберусь обязательно.

  • 20 Декабря 2013, 18:43
    Ответ на "Вряд ли везли с одной окраины через весь город на " от miraru1

     Там виден фотограф - Я. Штейнберг. А что там на ленте венка написано: "Жертвам народного безумия"?

  • 8 Марта 2014, 10:52

    Тем паче, не надо забывать, что рядом было кладбище в Колтовской слободе.

  • 8 Марта 2014, 22:56

    Разве Колтовское кладбище в XX  веке еще существовало?  По-моему, на  месте кладбища  были цеха литейно-механического завода. Позже  завод назывался  "Вулкан" .

    Ответ на "Тем паче, не надо забывать, что рядом было кладбищ" от SteelRatTV

     

  • 1 Мая 2017, 16:59

    О восстании юнкеров http://novayagazeta.spb.ru/articles/6499/

    И также в книге Сергея Носова "Тайная жизнь петербургских памятников", глава 9 "Пионеры на Пионерской" здесь http://fanread.ru/book/11682756/?page=9

  • 2 Октября 2019, 12:40

    А вот эта публикация разве не об этом же самом комплексе зданий - http://www.citywalls.ru/house10177.html ?

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32294
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2121