ВПг на 1915 г. Фрагмент плана Митрофаниевского кладбища (добавил miraru1)
Каменных храм предполагалось построить по образцу Митрофаньевского собора в Воронеже, но проект Лапина, утвержденный в 1836 г., оказался слишком дорогим, поэтому обратились к готовому проекту арх. К. А. Тона.
. Однопрестольный храм, выстроенный в русско-византийском стиле, был копией военного собора в Свеаборге.
Закладка храма состоялась 1 октября 1839 г., строительство началось весной 1840 г. под "смотрением" К. И. Реймерса. 5 августа 1842 г. произошло обрушение куполов, за что Реймерса велено было "за неосторожное смотрение посадить на две недели на груптвахту". Дальнейшее производство работ принял на себя А. Адамини, после смерти которого дело довершал Ф. Руска.
Строительство завершилось вчерне к 1844 г., еще три года ушло на отделку. 17 августа 1847 г. епископ Ревельский Нафанаил освятил храм.
Высокий пятиярусный иконостас был выполнен по эскизам академика Ф. Г. Солнцева, иконы написали П. М. Шамшин, К. Дузи, А. В. Нотбек, А. А. Васильев, К. А. Зеленцов. Роспись сводов произвел П. С. Титов.
В подвальном этаже были устроены склепы для богатых захоронений. В 1858 г. был освящен нижний придел во имя Святителей Московских. Здесь находились фамильные захоронения купеческих семей Сытовых, Русаковых, Дурдиных, Петуховых, а также могилы генерала артиллерии , члена Адмиралтейств-совета Д. П. Примо и директора Публичной библиотеки историка генерал-лейтенанта Н. К. Шильдера.
В 1883-1884 г. по проекту епархиального арх. Г. И. Карпова была возведена каменная звонница взамен деревянной, а также пристройка к алтарю, недалеко от которой был похоронен писатель И. И. Лажечников.
Кроме главного храма на кладбище имелась деревянная с приделом во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и двухпрестольный храм во имя Святого Духа и Семи Эффесских Отроков (Кекинский), построенный в 1887 г. на средства Алексея Леонтьевича Кекина, а также на почитаемом захоронении странника А. Крайнева..
Митрофаньевская церковь была закрыта и снесена в 1929 г. Еще раньше в 1924 г. был закрыт нижний придел, затопленный водой.
(по материалам [] С. 149-151, [] С.701-702, [] С.381-382)
Вид разоряемого погоста в середине 1930-х гг. (добавил весовщик)
<a href='https://www.citywalls.ru/house15837.html' target='_blank'>Церковь св. Митрофания Воронежского на Митрофаниевском православном кладбище на Citywalls.ru</a>
Еще одна из 79 православных церквей, утраченных в советское время, может быть восстановлена. Речь идет о Митрофаньевской, которая располагалась на одноименном кладбище и была разрушена в 1929 году. Примечательно, что автор церкви Святого Митрофания Воронежского - архитектор Константин Тон, знаменит тем, что помимо этого достаточно скромного собора, приложил руку к созданию Храма Христа Спасителя, а также Екатерининского собора в Пушкине. Сегодня на месте Митрофаньевской церкви прошло богослужение. Первое за долгие годы. Ускорит ли оно восстановление храма, выяснил Игорь Андрусенко. Последний раз литургию здесь служили 85 лет назад. В этот же день - 20 августа. В храмовый праздник, день обретения мощей святителя Митрофана Воронежского. Когда-то этот епископ благословил Петра Первого на создание Петербурга. Сегодня о святителе и храме его имени прихожанам рассказывают священники. Приход Митрофаньевского храма много лет выступает за воссоздание исторической церкви и сохранение территории некрополя. Строительство на этой земле запрещено законом. Поэтому, согласно последней концепции - территория может стать "зеленой" зоной для будущих жилых массивов. Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора: "Здесь застройка будет. И люди помолиться будут ходить..." Сегодня на фундаменте Митрофаньевского храма стоит строительный павильон. На днях стало известно, что комитет по управлению госимуществом Петербурга расторг договор с арендатором церковной земли. Строители обязаны освободить место фундамента до середины сентября.
Власти снесли производственную базу некоей компании на территории бывшего Митрофаньевского кладбища. На участке планируется воссоздать храм святителя Митрофана Воронежского.
В 2015 году участок на Митрофаньевском шоссе должен быть передан Российской православной церкви для восстановления храма святителя Митрофана Воронежского, который снесли в 1929. Фундаменты храма святителя Митрофания Воронежского были обнаружены на участке при реконструкции Митрофаньевского шоссе в 2005 – 2007 годах. В 2008 году некая компания арендовала территорию, где расположены фундаменты церкви, общей площадью около 4,2 тысяч кв. м под производственную базу.
В июне 2014 Смольный направил уведомление о расторжении договора аренды участка земли, где предполагаются фундаменты церкви. На участке должны были начаться археологические исследования. В сентябре контракт был расторгнут, а районное КУГИ направило заявку об освобождении территории. О предстоящем сносе предпринимателей известили.
Защитники Митрофаньевского кладбища давно ждали освобождения участка. «После того, как освободят территорию, начнется сбор средств на восстановление храма, в котором я также буду активно участвовать», – говорит депутат ЗакСа Анохин. «Храм будет восстановлен сугубо за счет добровольных пожертвований петербуржцев».
Сам проект здания разработан в бюро «Литейная часть-91» Рафаэля Даянова. Высота храма с учетом крестов должна достигнуть 37,2 метра, а площадь — 700 кв. м. Это будет кирпичное, оштукатуренное здание в русско-византийском стиле с медными куполами и золочеными крестами. Внутри — мраморные полы, выполненные по аналогам объектов Константина Тона. Археологические исследования на участке должны начаться уже в следующем году.
инет-издание "пустило слезу" в своей заметке, что "крокодилы бизнеса на костях" страдают от того, что власти наконец-то начали освобождать территорию городского кладбища от аморальной промзастройки, которую давно надо было снести. Будем надеяться, что освобождение территории кладбища не затянется на 100 лет, а журналисты будут освещать этот процесс восстановления некрополя как положительное развитие городской власти в направлении большей нравственной зрелости.
поскольку бывший до недавнего времени главным источником информации о кладбище сайт
более не работает, считаю нужным скопировать имеющуюся информацию
===================
10 апреля 2014 г. в Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне депутат Андрей Юрьевич Анохин передал настоятелю прихода храма святителя Митрофана Воронежского иерею Максиму Косых рассекреченные документы 1933 и 1934 гг. из Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга, которые проливают свет на историю поруганного Митрофаньевского кладбища. Документы свидетельствуют об использовании надгробий для постройки Дома Советов Нарвского района. При передаче документов присутствовали настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга архитектор Рафаэль Маратович Даянов, руководитель центра «Помним всех поименно» Александр Несмеянов. Представители Петербургских СМИ. Так же на этой встрече обсуждалось состояние дел по Митрофаниевскому кладбищу в связи с разработкой вопроса о его границах и восстановлении на нем православных храмов. ЦГАИПД СПб предоставил Андрею Юрьевичу пять документов в которых упоминается Митрофаньевское кладбище, а именно: - Выписка из постановления Президиума Ленинградского Совета от 21 февраля 1932 г. “О приведении в порядок Ленинградских кладбищ”; - Обращение Калинина, К.Мартьяновой, Ивановского, Рубцова и др. к тов.Кирову от 12 апреля 1934 г.; - Протокол допросов А.С. Коровина и П.С. Святского произведённых Начальником Нарвского РайГоротделения – Туровским 9 мая 1934 г.; - Докладная записка от 10 мая 1934 г., подписанная пом.нач.СПО Мосевичем; - Справка о разборе Митрофаньевского кладбища подписанная начальником Нарвского РГО Туровского в мае 1934 года. “Справка о разборе Митрофаньевского кладбища: Разборка Митрофаньевского кладбища началась после опубликования постановления Лен.Совета от 21 февраля 1932 г. с вывоза металлических изделий – решетки, кресты, металлические памятники, плиты и проч. Всего с кладбища вывезено несколько тысяч тонн. Мраморные и гранитные памятники с кладбища начались впервые вывозиться в июле 1933 г. Мраморно-распиловочным заводом, изготовлявшим распределительные доски для Свирьстроя. Права на вывоз мрамора Мраморно-распиловочный завод получил от Нарвской Райфинсекции, являющейся распределителем бесхозного имущества. На вывоз мрамора Райфинсекция и завод заключили договор, к которому был приложен список бесхозных памятников. В этих списках имеется оговорка, что снос памятников, на которые поступают заявления об их историческом значении или же собственности, производиться в каждом отдельном случае с санкции Райфинсекции и под наблюдением Треста “Похоронное дело”.
В сентябре месяце 1933 г. строящийся Дом Советов Нарвского района было решено внешне штукатурить мраморной крошкой. Этот вопрос обсуждался и в Ленсовете, т.к. мраморная штукатурка значительно удорожает строительство. После положительного разрешения этого вопроса Жилсекция Нарвского района по распоряжению Председателя Совета тов.КИРЬЯНОВА и по согласованию с Райфинсекцией приступила к разработке памятников, причем официально наблюдение за этой работой было получено администрации строительства Дома Совета. Непосредственно работами по съёме памятников на кладбище руководил агент строительства Хапугин, который по заявлению работников Райфинсекции и строительства Дома Совета обязан был согласовывать со смотрителем кладбища разборку спорных памятников. Юридически-же он имел право разбирать памятники только лишь отмеченные в специально составленных списках. Всего для строительства Дома Совета из Митрофаньевского кладбища было вывезено до 100 куб.мет. мрамора и 50-60 куб.мет. гранита. Одновременно производились и выемки бутовой плиты, которой вывезено с кладбища несколько сот куб.метров. В октябре-ноябре 1933 года при начале отштукатуривании Дома Совета мраморной крошкой строительство осматривал тов.Киров, которому были показаны образцы цветов штукатурки для окончательного установления цвета. По словам председателя Нарвского Райсовета тов.Кирьянова, последний якобы доложил тов.Кирову о том, что мраморная крошка изготовляется из бесхозных памятников, вывезенных с Митрофаниевского кладбища и что тов.Киров, якобы, подтвердил правильность этого решения. Допрошенный в РГО главный инженер строительства Дома Совета Святский П.С. показал, что при разборке памятников действительно поступила жалоба на то, что снят памятник-плита исторического значения точно он не помнит поэта или писателя. Им сразу же было дано указание установить плиту на место. Проверку исполнения этого приказания проводил член Президиума Райсовета Петров, Кроме того на строительство поступила жалоба о разборе ряда памятников неподлежащих сносу. Допрошенный инспектор Госфондов Райфинотдела Коровин показал, что явившийся к нему для переговоров об изъятии памятников с кладбища агент строительства Дома Совета Савельев заявил ему: “по распоряжению тов.Кирова на постройку Дома Совета можно брать весь бесхоз – памятник, мрамор и т.д.”. Начальник Нарвского РГО Туровский .. мая 1934 г.”
В частности в подборке документов имеется обращение граждан к Товарищу Кирову следующего содержания: «Сообщаем Вам, что согласно Вашего распоряжения использовать для постройки Дома Советов Нарвского района камень и мрамор с бесхозяйственных могил Митрофаниевского кладбища выполнено соответствующими организациями безобразно. Бесцельное, хулиганское разрушение охраняемых могил и памятников вызывает постоянный протест посещающих кладбище. На наши жалобы в Нарвском Совете и в Управлении кладбищами (пр. Нахимсона) отвечают, что все делается по приказанию тов. Кирова. Просим найти настоящих виновников и привлечь их к ответственности
В 11 часов мы сели в карету и отправились на Митрофаньевское кладбище. Там нас ожидало совершенно иное зрелище, которое тем более поразило меня, что я в первый раз видела, как хоронят в большом городе бедных людей.
На Митрофаньевском кладбище есть большой величественный храм, ‚состоящий из двух церквей; верхняя, в которую ведет эффектная лестница, с широкой папертью, и нижняя, помещающаяся в подвальном . этаже. Вот в этой-то нижней церкви и отпевают бедных покойников, по нескольку зараз, пока наверху совершается торжественный обряд над ним умершим. Там, наверху, горят люстры, поют певчие, гремит бас дьякона, возвышается балдахин над гробом... А в подвальной церкви, под низкими сводами, стоят бок о бок десять-двенадцать гробов, плотно закрытые своими крышками во избежание зловония, и за каждым из их теснится небольшая кучка родных и друзей. Ни дьякона, ни певчих, ни блестящего освещения не полагается для отдания последней чести этим беднякам... И самый обряд отпевания совершается по какому-то сокращенному способу. Когда наступает момент так называемого прощанья с покойником, разрешается поднять крышки гробов... Это ужасный момент... Я не сумею передать того странного и жуткого впечатления, которое производит вид множества гробов, стоящих так близко друг от друга, что края их соприкасаются, и целого ряда лиц, лежащих одну возле другого, на расстоянии не больше аршина... Ближайшие к Сашиному гробу мертвецы все были женщины, на первый взгляд казавшиеся удивительно похожими одна на другую: такие же бледные, исхудалые, с острыми носами, с одинаковым неподвижным выражением глаз, в той же позе скрещенных рук, все в белом, с кисейными покрывалами... В этом было что-то непохожее на действительность... Такой ряд мертвецов может только присниться в страшном сне, нарисоваться в расстроенном воображении, под влиянием нянькиной сказки, или появиться в какой-нибудь волшебной опере... Во время прощанья с покойниками в церкви поднялся такой раздирающий душу вопль, что мы с Патей поспешили выйти из этого страшного подземелья на чистый воздух, на свободу, на свет Божий." .. Но вот гробы стали выносить из храма... Один за другим потянулись они по многочисленным аллеям кладбища, расползаясь в разные стороны, к местам своего вечного упокоения... Митрофаньевское кладбище громадно; мы шли версты полторы или две, прежде чем достигли могилы, приготовленной для Саши, и в течение всего пути, куда бы ни обращался наш взор, всюду мы видели только одинаковые деревянные кресты и маленькие кучки земли, возвышающиеся над водой...Быть похороненной на таком кладбище - все равно что быть брошенной в болото, утонуть в грязной воде, исчезнуть в бесконечном множестве могил... Отыскать знакомый крест почти нельзя.
1892 г., 28 апреля, так пишет Мария Львовна в своих "Дневниках" - "Ужасно больно отозвалась эта кончина в моем сердце...Жаль мне Сашу и как хорошую женщину, и как человека, мне очень близкого. 24 года жизни бок о бок связали нас тесно и прочно. Мне было 13 лет, когда Сашу 11-летней девочкой взяли из деревни к нам в дом. Мы вместе вырастали. Вся Сашина жизнь прошла на моих глазах, и она, я думаю, знала меня лучше, чем кто-либо...Царство тебе Небесное, моя добрая, бескорыстная, простая сердцем Саша...И спасибо тебе за все...
У Саши осталось трое детей, круглых сирот. Двое старших жили при ней, а меньшая девочка - в деревне, у бабушки, моей кормилицы. Ужасно было слышать рыдания бедных ребятишек"
Господа, а что мешает писать так: "В 11 часов (28 апреля 1892 г.) мы сели в карету и отправились на Митрофаньевское кладбище..."
"1892 г., 28 апреля, так пишет Мария Львовна Казим-Бек, урождённая Толстая (1855-1918) в своих "Дневниках"..."
Или, в самом начале: "Мария Львовна Казем-Бек, урожденная Толстая (1855–1918), — видный православный педагог, начальница Института благородных девиц в Казани и Санкт-Петербурге. Ее записи охватывают несколько десятилетий XIX века и начало XX века, отражая эпоху царствования Александра II, Александра III и святого страстотерпца Николая II..."
Фрагмент плана Митрофаниевского кладбища из ВПг на 1915 г.