Публикация
Поцелуев мостМойка р., 4
Глинки ул., 1хх
Поцелуев мост р. Мойка, 4 - ул. Глинки, 1хх 1808-1816 - арх. Гесте В. И. Пам. арх.(федер.) 1907-1908 - инженер Пшеницкий Андрей (Анджей) Петрович 1952 - арх. Ротач А. Л.
Изначально, в первой половине XVIII в., на месте моста была переправа через реку Мойку, сделанная горожанами из подручных средств.
В начале XIX в. мост перестал отвечать увеличившимся транспортным нагрузкам и изрядно обветшал. Поэтому в 1808-1816 гг. он был перестроен (с перерывами) по типовому проекту В. И. Гесте: был построен новый неразводной чугунный секционный однопролётный арочный мост на опорах бутовой кладки с гранитной облицовкой. Этот факт лёг в основу различных примет, противопоставляющих эту переправу другим петербургским разводным или бывшим разводным мостам.
При въездах на мост были установлены четыре гранитных обелиска с фонарями, обогатившими облик переправы. Металлические конструкции переправы были изготовлены на уральских заводах Н. Н. Демидова. Тогда же была установлена фигурная перильная решетка моста, которая дошла до наших дней без изменений. Изящная ограда была скопирована с рисунка ограды набережных реки Мойки. Она была изготовлена на Петербургском чугунолитейном заводе. Первая крупная реконструкция была произведена после сильного наводнения 1824 г., которое едва не разрушило мост полностью
Третий чугунный мост – Поцелуев – был переброшен через Мойку недалеко от Новой Голландии в 1816 г. «Чугунный мост на Мойке, один из назначенных в 1808 г. к сооружению в здешней столице, именуемый Поцелуевым, совершенно работою окончен ... и открыт для проезда 5 числа сего месяца, - сообщала 12 августа 1816 года газета «Северная почта». – Строение моста начало в начале мая сего года и окончено 2 сего августа. Величиною, отделкою и красотою, равно как и скоростью построения превосходит он другие, здесь доселе воздвигнутые чугунные мосты. Таковые мосты, коим подобных нет ни в одной столице Европы, обращают на себя особенное внимание всех знающих и любящих прочность и красоту публичных зданий (Пунин А.Л. Повесть о ленинградских мостах. 1971. С 47 добавил
В 1907-1908 гг. мост был реконструирован для прокладки трамвайных путей с сохранением внешнего вида. В процессе реставрации были были утрачены гранитные обелиски с фонарями. Пролётное строение выполнено в виде двухшарнирной арки из литого железа, автор конструкции - инженер А. П. Пшеницкий. При этом несущие конструкции переправы были заменены стальными двухшарнирными арками, собранными на заклёпках, а ширина моста увеличена за счёт выноса на консолях за пределы несущей конструкции сооружения. Перенесенные Поцелуевым мостом многочисленные реконструкции, практически не изменили его внешний вид. К тому же, в 1952 г. была проведена реставрация под руководством архитектора А. Л. Ротача с восстановлением исторического облика: на мосту вновь появились четыре обелиска, увенчанные шарами, на которых были повешены четырёхгранные светильники, повторившие фонари Красного моста. Также при реставрации 1969 г. была произведена позолота фонарей, а также восстановлены другие элементы убранства моста. Общая длина моста - 41,5 м Ширина - 23,5 м
) Решением президиума ВЦИК от 20.03.1935 г. взят под государственную охрану как памятник архитектуры. Постановлением Союза Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 включен в список памятников искусства, подлежащим охране как памятники государственного значения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 г. № 527 объект культурного наследия федерального значения «Мост Поцелуев» 1808-1812, 1814-1816 гг., арх. В.И. Гесте; 1907-1908 гг. инженер Пшеницкий А.П.; 1952 г. арх. Ротач А.Л.» входит в состав объекта культурного наследия федерального значения «Набережные и мосты реки Мойки». 17 комментариев
3704 просмотра Добавил: Blackadder, 26 Июля 2010, 20:11
Редактировано: 16 Июля 2024, 18:59
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house15791.html' target='_blank'>Поцелуев мост на Citywalls.ru</a>
Всего 17 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32220
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14279
Всего сегодня: 13785
|
Многим поколениям петербуржцев и в особенности гостям города не дает покоя громкая слава одного из самых популярных мостов Петербурга – Поцелуева. Таинственная магия его имени породила десятки легенд. Но чем убедительнее кажется объяснение довольно прозаического происхождения этого имени – от названия трактира «Поцелуй», находившегося тут же, тем больше таких легенд появляется. По одной легенде, мост служил местом прощания в то время, когда граница города проходила по реке Мойке. По другой – Поцелуев мост в старину служил местом свиданий влюбленной молодежи. По третьей – причиной появления такого названия был старый обычай «целоваться с проезжающими и проходящими через мост всякий раз независимо от степени близости и родства». По четвертой – это название объясняется тем, что в старину у влюбленных был обычай: при переходе через мост целоваться, чтобы, как они говорили при этом друг другу, никогда не расставаться. Помните песню: «Все мосты разводятся, а Поцелуев, извините, нет?» Пятая легенда утверждает, что рядом с мостом находилась в свое время тюрьма и что на этом мосту арестованные расставались с родными и близкими. По шестой легенде, мост назван Поцелуевым оттого, что ведет к воротам Флотского экипажа и здесь на мосту моряки якобы прощались со своими подругами. По седьмой… Нет конца мифотворчеству петербуржцев…