В этом доме в 1891-1912 гг. жил военный инженер М. А. Поливанов
(Адресная книга г. С-Петербурга на 1892 г. ч. II. C. 154, на 1893 г. С. 221, на 1894 г. С. 298, на 1895 г. С. 320,на 1896 г. С. 350,
на 1897 г. С. 840, на 1898. С. 838, на 1899 год С. 717, на 1900 год С. 746, на 1901. С. 790, на 1902 год С. 767; ВПб на 1903. O. II. C. 525,
а 1904. С. 518, на 1905. С. 512, на 1906. С. 526, на 1907. С. 563, на 1908. С. 600, на 1909. С. 627, на 1910. С. 673, на 1911. С. 708, на 1912. С. 714)
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [1666.2]
9 комментариев 3682 просмотра
Добавил: Blackadder, 20 Августа 2008, 17:17 Редактировано: 15 Декабря 2020, 16:59
В этом доме в 1891 - 1912 годах жил военный инженер генерал-майор М. А. Поливанов
(Адресная книга города С-Петербурга на 1892 год часть II. C. 154, на 1893 год С. 221, на 1894 год С. 298,
на 1895 год С. 320,на 1896 год С. 350, на 1897 год С. 840, на 1898. С. 838, на 1899 год С. 717, на 1900 год
С. 746, на 1901. С. 790, на 1902 год С. 767; ВПб на 1903. O. II. C. 525, на 1904. С. 518, на 1905. С. 512, на 1906. С. 526, на 1907. С. 563, на 1908. С. 600, на 1909. С. 627, на 1910. С. 673, на 1911. С. 708, на 1912.
Разглядываем снимки и подписи под ними. Указание на номер дома - 7 - есть только в подписи к к 2-му снимку. Предположим, что так оно и есть. Что мы видим? Через канал переброшены мощные балки, от крайней балки к стенке набережной идет расширение (наверное, не совсем точно выражаюсь, но, думаю, понятно). Стенка набережной несколько повышается перед этой конструкцией, так, как это бывает перед мостами. Смотрим на фрагмент плана 1913 года.
Видим, что храм стоит как бы посреди очень широкого моста, его называли мост-перекрытие. Этот мост был устроен с самого начала и вот здесь - http://www.citywalls.ru/house15757.html , в комментарии от 20 августа 2018 года - приводится выписка из книги: Кириков Б. М. Архитектура Петербурга конца XIX-начала XX века: эклектика, модерн, неоклассицизм / Б. М. Кириков. - Санкт-Петербург: Коло, 2006, - где сообщается, что мост-перекрытие достоял до 1967 года, когда был заменен существующим железобетонным мостом. У меня есть некоторые сомнения в том, что мост дожил до 1967 года в неизменном виде, но об этом в другом месте. Во всяком случае, как мы видим, в 1926 году он существовал, и мы видим не просто ремонт набережной, но и ремонт моста, а, возможно и его частичную разборку. Время как раз самое подходящее, чтоьы подгадить верующим.
На плане 1913 года южный (?) край этого моста показан против середины дома 5. На снимке мы видим, что край моста нахоодится почти точно напротив центральной оси дома. Из всего этого, вероятно, следует, что на снимке 2 дом не № 7, а № 5. Можно, конечно, предположить, что между 1917 и 1926 годами мост уже обузили, а теперь взялись за него снова. Но это крайне сомнительно, согласитесь. К тому же у дома 3 другой фасад, отличный от домов 5-9.
С номерами здесь явная путаница - все фото "приписаны" к дому № 7, хотя на снимках № 1 и № 2 центральные фасады разных зданий. Есть еще пара снимков, как мне кажется, это дом № 5 и дом № 3, хотя в аннотации стоит [дом № 7].
Теперь сравним этот дом № 5 с тем, который на снимке 3. Это правое крыло дома 7 и никакого другого. Во-первых, потому что это не дом 5: моста перед ним нет и справа виден край дома такой же высоты, а сохранившийся после надстройки дома 3 карниз несколько меньшей высоты. Во-вторых, это не дом 9, у которого крылья гораздо длиннее и окон в них гораздо больше и, главное, первый этаж построен совершенно иначе: нет арочных ниш, другой уровень окон.
Фотография 1930 года, автор Ralph Sylvester Bartlett, сделана словно для того, чтобы мы убедились, глядя на нее, во всем сказанном.
Справа дом 7, вход с полуциркульным зонтиком расположен у него на центральной оси ризалита. Далее дом 9, за ним виден переулок. Вход с таким же зонтиком, как и в доме 7, и, кажется, тоже на центральной оси ризалита, но далековато, чтобы утверждать наверняка. Дом 9 заметно светлее дома 7. И, главное, здесь мы достаточно хорошо видим, как устроен 1-й этаж, совсем не так, как в домах 7 и 5.
Теперь смотрим на фото 1. Композиция центральной части, включая полуциркульные ниши, вход и зонтик такая же, как у дома 7. Он не очень светлый, такой же пятнистый, как и дом 7 на снимке 3.
Итого. На фото 1 центральная часть дома 7. На фото 2 центральная часть дома 5. На фото 3 правое крыло дома 7, ворота, соединяющие его с домом 5, и торец дома 5.
Да, без сомнений - 5 и 3. Для меня снимки слишком блеклые, не могу разобрать, что именно они делают с мостом: чинят или разбирают. Хорошо бы это понять, потому что история моста все же не ясна.
И название "Ремонт набережной" некорректно. Тут главное - мостовые работы. Собственно с набережной, т.е. с подпорной стенкой они как раз ничего не делают, только, может быть, мостовую исправят, когда закончат с мостом.
Вспоминает журналист и актер В. К. Егоров (1940): "Моя малая родина - набережная канала Грибоедова, 7, рядом со Спасом-на-Крови - один из домов бывшего Конюшенного ведомства. Мы жили на третьем этаже. Однажды при авианалете тяжелая бомба попала в канал, и взрывной волной выбило все окна. Нас переселили этажом ниже, в квартиру с окнами во двор".
// На газетных столбцах мы сердца обожгли... : воспоминания выпускников факультета журналистики / [авт. идеи и сост. Ю. Н. Вишневская, В. Е. Волков, В. В. Тяботин]. - Санкт-Петербург : Корвет, 2014. - С. 350.
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
стиль ~классицизм,т.к. здание построено в 1800 году.