Публикация

Особняк А. Н. Резвой

Здание на карте
фото
Архитекторы: Резвый П. В.
Год постройки: 1905
Стиль:

Фото - yuri.sedunov  08.2011.

Особняк А. Н. Резвой 

ул. Профессора Попова, 31А

1905 - арх. Резвый Павел Васильевич    ([99]. C.261)

 

 

С момента строительства особняком владел Павел Васильевич Резвый, архитектор, классный художник 1 ст.   (ВП на 1908 О. III С.659, О. IV Стб. 318, ВП на 1909 О. III С.687)

Резвый Павел  Васильевич (1864-1911). АХ (1888). Городской участковый архитектор (1890-е). Служил в Городском кредитном обществе. Член хозяйственно-технического комитета ИЧО.  ([99]. C.261)

После смерти мужа в 1911 г. г особняк на  Песочной ул. 31а (ныне ул. Профессора Попова, 31а) унаследовала Агриппина Николаевна Резвая.

(ВП на 1913 О. IV Стб. 286; ВП на 1917 г О. III С.598, О. IV Стб. 291)

  • фото

    Агриппина
    Николаевна
    Резвая.

  • фото

    Агрипина Николаевна
    Резвая (стоит) с
    сестрой Анной и
    племянницей.
    (фото из семейного
    архива Резвых)

  • фото

    ЦГИА СПб. Фонд 513.
    Опись 102. Дело 8785
    (*) (добавил Liz)

  • фото

    Заметка в Новой Петербургской
    газете N350 от 21.12.1911 г.
    (добавил Hos )

  • фото

    Расколотого надгробие
    П.В. Резвого на
    Никольском кладбище
    Александро-Невской лавры
    Фото - Hos.

Галереи в проекте не было, возможно, ее соорудили для детского сада, хотя кто знает. Вообще, фасад на чертеже выглядит строже и

   элегантнее, чем то, что мы видим сейчас. Номер 31а присутствует только в архивном описании, в документах указан номер 31 по Песочной ул. 

 

Чертежи дома на участке, принадлежавшем А. Н. Резвой по Песочной ул., 31а. 1905. 7 л.

(ЦГИА СПб.  Ф. 513.  О. 102.  Д. 8785. Л. 4-5)


От подлинных интерьеров осталась только лепнина на потолке. Но потомкам Резвых удалось сохранить картины и мебель, которую изготавливали для этого особняка по эскизам П. Резвого.

Еще сохранился красивый камин в старшей группе на втором этаже. К 10.2012. "родных" филенчатых дверей с бронзовыми ручками больше нет. Вместо них врезали современные со стеклянными стеклопакетами. (Всеволод)

 

Павел Васильевич Резвый был из довольно древнего боярского рода. Особняк построил для жены Агриппины Николаевны, но в браке они прожили недолго. В 1911 г. он скончался и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

Его супруга оказалась дамой дальновидной. После Октябрьской революции она подарила дом "Советам", а сама вывезла обстановку в имение в Ессентуках, где было гораздо спокойнее. Вернулась в Ленинград уже в 1950-х гг. 

Потомки Резвых сейчас живут на Петроградской стороне, в 1960-х гг. внучка ходила в особняк в ясли. А мебель очень красивая, крепкая и удобная, служит им до сих пор. Например, за дубовый обеденный стол может одновременно сесть 38 человек (он раздвижной и из него достаётся 8 досок). Сохранилась люстра, а также картины, написанные Резвым, когда он брал уроки живописи у Репина. Тогда же Репин, показывая как писать пастелью, написал портрет Агриппины.

(добавил Atilia)

 

В этом доме жили:

1906 - 1912   архитектор Н. Ф. Беккер 

(ВПб на 1907. O. III. C. 56, на 1908. С. 61, на 1909. С. 61, на 1910. С. 67, на 1911. С. 68, на 1912. С. 67)

1906 - 1912   архитектор П. В. Резвый 

(ВПб на 1907. O. III. C. 619, на 1908. С. 659, на 1909. С. 687, на 1910. С. 738, на 1911. С. 777, на 1912. С. 784)

                       Павел Васильевич Резвый  (03. 06. 1864. С-Петербург - 01. 01. 1912. С-Петербург),

                       кладбище Никольское Александро-Невской лавры; АХ (1888).   (добавил Val 39)

 

 

Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

В этом двухэтажном здании фрагментарно сохранился свинцово-паечный витраж в стиле модерн. Он находится в полуциркульном окне лестничного объема на промежуточной площадке между 1-м и 2-м этажом. Расстекловка наружной и внутренней рам не совпадают по рисунку. Со стороны интерьера в деревянной обвязке установлена металлическая рама. Витражное полотно сохранилось в секциях по периметру окна и в верхней центральной секции, заполненной квадратами и прямоугольниками фацетированных стекол в сочетании с цветными стеклами. В средней и нижней части окна историческое заполнение переплетов не сохранилось.

Рисунок витража растительного характера, симметричный. Изображены стилизованные ветви с круглыми плодами и листьями. Для плодов использованы опалесцентные стекла с оттенками красного, желтого, оранжевого, синего и лилового цветов, для листьев - разные типы зеленого кафедрального. Фон вне рисунка заполнен бесцветным стеклом с фактурой «Muranese», секция по внешнему краю окна обрамлена полосками бесцветного стекла с волнистой фактурой «Ondoyant». Сохранившиеся фрагменты целые, есть трещины.

Описание сделано по фотографиям С. В. Васильева 2012 г., так как доступ в здание ограничен. При сравнении с фото 1990-х К. К. Севастьянова и А. Б. Филиппова видно, что новых утрат к 2012 г. не произошло.

На 2-м этаже особняка в 1990-е находился еще один свинцово-паечный витраж, в полной сохранности, с изображением красных цветов и листьев, собранных в изящную композицию в стиле модерн. Не удалось выяснить, сохранился он или нет.

Осмотр: 2012.  Все фото выполнены волонтерами проекта.  (добавил Eliz

 

 

  • фото

    Фото Е. Иванова
    1993 г.

  • фото

    Фото С. Васильев
    19.10.2012

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Средняя часть -
    наклеена пленка

  • фото

    Снаружи - дере-
    вянные жалюзи

  • фото
  • фото

    Проект "Витражи
    С.-Петербурга.
    Инвентаризация 2020".
    Фот0 - С.В. Васильева,
    2012 г.
    Витраж на площадке
    между 1-м и 2-м этажом

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото А. Б. Филиппова,
    1990-е гг.

  • фото

    Фото К.К. Севастьянова,
    1990-е гг.

  • фото

    Витраж на 2-м этаже,
    фото А.Б. Филиппова, 1990-е
    (добавил Eliz )

В настоящее время в здании располагается

Детский сад N 90 Петроградского района.

 

1928: Ясли Петроградского р-на. Песочная, 31-а   [124] С. 370

1947: Ясли № 205 Приморского р-на - ул. проф. Попова, 35-а (Список абонентов ЛГТС. 1947 г. С.278)

1951: Ясли № 242 Ленгорздравотдела Ждановского р-на - ул. проф. Попова, 31-а (Список абонентов ЛГТС. 1951 г. С.142)

1956: Ясли № 242 Ленгорздравотдела Ждановского р-на - ул. проф. Попова, 31-а (Список абонентов ЛГТС. 1956 г. С.163)

1962: Ясли № 242 Ждановского р-на - ул. проф. Попова, 31-а (Список абонентов ЛГТС. Часть II. 1962 г. С.225)

1965: Ясли № 242 Ждановского р-на - ул. проф. Попова, 31-а  [108] С. 209

1980: Ясли № 242 Петроградского р-на - ул. Профессора Попова, 31-а (Краткий телефонный справочник ЛГТС. 1980 г. С.471)

1986: Ясли № 242 Петроградского р-на - ул. Профессора Попова, 31-а ([212]. С.436)

1988: Ясли № 242 Петроградского р-на - ул. Профессора Попова, 31-а ([125],[213]. С.559)

2004: Детский сад № 90 Петроградского района - Профессора Попова ул., 31/А

         Детский сад школы "РИД" - Профессора Попова ул., 31/А   (Телефонный справочник. Весь Петербург-2004)      (добавил lenarch )

76 комментариев
3969 просмотров
Добавил: Mary, 19 Апреля 2008, 19:18
Редактировано: 22 Июня 2022, 19:31
Оцените:
(8 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house15113.html' target='_blank'>Особняк А. Н. Резвой на Citywalls.ru</a>
Всего 76 комментариев
  • 2 Декабря 2010, 22:10

    Детский сад N 90 Петроградского района

    Это когда? 

     

    № 108. С. 209.

    Ясли № 242 Ждановского р-на - ул. проф. Попова, 31-а (так в оригинале).

  • 2 Декабря 2010, 22:27

    Это сейчас.

    А в соседнем доме  №33 тоже детский сад, вроде № 50

  • 2 Декабря 2010, 23:01

    Интересно, сохранились ли интерьеры?

  • 2 Декабря 2010, 23:03

    Много лет детские учреждения... будет удивительно. Но  идти нужно на неделе (и со сменной обувью - там объявление).

  • 24 Декабря 2010, 00:03
    • От подлинных интерьеров осталась только лепнина на потолке. НО! Потомкам Резвых удалось сохранить картины и мебель, которую изготавливали для этого особняка по эскизам П. Резвого. Ещё в публикации заметила неточность. Инициалы хозяйки особняка перепутаны местами. На самом деле она А.Н. Резвая, а если быть совсем точной, то имя хозяйки  Агриппина. Если потомки позволят выложу фотографию её портрета, который написал для этого особняка И. Репин.
  • 24 Декабря 2010, 00:09

    Не Н. А., а Агриппина Николаевна. В № 99 - А. Н.

    Надо думать, жена Резвого, т.к. он числился по этому же адресу (ВПб на 1907. О. 3. С. 619; 1909. С. 687)

    1928: Ясли Петроградского р-на. Песочная, 31-а (124. С. 370)

    1988: Ясли № 242 Петрогр. р-на. (125. С. 559)

    Про картины и мебель - если можно, поподробнее, пожалуйста

     

     

  • 24 Декабря 2010, 00:50

     Резвый П.В. скончался в 1911 году. Его супруга оказалась дамой дальновидной. После революции она подарила дом "советам", а сама вывезла обстановку в имение в Ессентуках, где было гораздо спокойнее. Вернулась в Ленинград уже в 50-х годах. Что интересно - в 60-х годах внучка ходила в особняк в ясли, и хоть ей родители напрямую ничего не говорили, но бабушка всегда учила: "ты по этим комнатам ходишь - запоминай".

    Потомки Резвых сейчас живут на Петроградской стороне, а мебель очень красивая, крепкая и удобная служит им до сих пор. Например, за дубовый обеденный стол может одновременно сесть 38 человек (он раздвижной и из него достаётся 8 досок). Сохранилась люстра, а также картины, написанные Резвым, когда он брал уроки живописи у Репина. Тогда же Репин, показывая как писать пастелью написал портрет Агриппины.

    Когда я спросила, как удалось сохранить вещи в таком объёме, то ответ был весьма оригинален: "в нашей семье после революции всегда не было денег, поэтому покупать новую мебель было не на что..."

  • 24 Декабря 2010, 01:06

    Не выпендрёжа ради, а справки для:) добавлю, что Павел Васильевич Резвый был из довольно древнего боярского рода. Особняк построил для жены Агриппины Николаевны, но в браке они прожили недолго. В 1911 году он скончался и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

  • 24 Декабря 2010, 01:30

    С момента строительства особняком владел Павел Васильевич Резвый, архитект. классный художник 1 ст..(ВП на 1908 О. III С.659, О. IV Стб. 318, ВП на 1909 О. III С.687)

     

    После смерти мужа в 1911 г. г особняк на  Песочной ул. 31а (ныне ул. профессора Попова, 31а) унаследовала Агриппина Николаевна Резвая (ВП на 1913 О. IV Стб. 286; ВП на 1917 г О. III С.598, О. IV Стб. 291).

    Из приведенных источников не следует инф-ция в том виде, что указана в публикации.

    Если дана ссылка на ВПб НА 1908 г., то можно гов-ть лишь домовладении на осень 1907 г. и никак "с момента стр-ва". Не следует и время смерти Резвого и наследование тоже не следует - в таких ист-ках этого не могли написать. Опять же там не стоит тире - с ххх по ххх. А значит, данные вырваны из контекста. Или должны быть и другие ссылки.

  • 24 Декабря 2010, 01:52

    витражи там посмотрите, рекомендую.

  • 24 Декабря 2010, 12:27

    Витражи пора систематизировать ...

    я не уследила - удалось кому-нибудь добраться до витражей особняка ?

  • 24 Декабря 2010, 17:57

    А там есть витражи? Где?

  • 24 Декабря 2010, 19:23

    В понедельник загляну:)

  • 25 Декабря 2010, 13:04

    вот мне и удалось

  • 25 Декабря 2010, 13:09

    А мы их увидим, как дополнения к публикации ?

  • 25 Декабря 2010, 13:57

    а внешние ссылки здесь нельзя размещать? а то кто-то удалил мое сообщение. Я их фотографировал 17 лет назад, надеюсь, что и сейчас они на месте. ОООО, судя по стеклопакетам витражи точно здесь уже не сохранились!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  • 15 Октября 2012, 16:34

    Сохранились витражи на лестнице и камин на втором этаже в старшей группе. "Родные" двери с бронзовыми ручками на первом этаже заменили на современные - металлопластиковые.

  • 15 Июня 2013, 18:54

    Адрес один, но вообще это два разных здания

     

  • 15 Июня 2013, 20:23

    Какие эти два?

  • 16 Июня 2013, 19:52
    Ответ на "Какие эти два?" от Liz

     Розовый и желтый. Адрес у них один, а здания разные.

  • 16 Июня 2013, 20:14
    Ответ на "Розовый и желтый. Адрес у них один, а здания разны" от kseniaver

     а как вы определили, что это разные здания? они никак ни соеденены? они разделены брандмауэром?

  • 17 Июня 2013, 00:36

    Здания соединены. Большое окно на желтом здании - как раз то, в котором находится витраж.

  • 17 Июня 2013, 08:51

    Варвары: только до лепнины на потолке им было не дотянуться, чтобы содрать её, или она крепко сделана была. 

    Там всё ещё детсад?  Неужели не продали жуликам под офисы?

  • 18 Июня 2013, 01:46

    По фотографии в комментарии от 15 Июня 2013 18:54 мне кажется, что есть промежуток между зданиями. Хотя, может быть, это просто углубление в стене =/

  • 18 Июня 2013, 22:13

    Предполагаю, что это углубление в стене - несостоявшийся световой колодец. Есть ли в нем маленькие окна?

  • 21 Сентября 2016, 13:56

    В 1928 году в справочнике «Весь Ленинград и область - 1928" ясли № 62 обнаружить не удалось.

    1929, 1930, 1931: Ясли № 62, Песочная ул., 31-а. ("Весь Ленинград и область - 1929», С. 114), («Весь Ленинград и область – 1930". С. 124), («Весь Ленинград - 1931". С. 132).

    В 1932 году в справочнике «Весь Ленинград - 1932" ясли № 62 обнаружить не удалось.

    1933: Ясли № 62, Песочная ул., 31-а. («Весь Ленинград – 1933». С. 402).

    1934, 1935: Ясли № 62 Петроградского р-на, Песочная ул., 31-а. («Весь Ленинград - 1934". С. 372), («Весь Ленинград - 1935". С. 441).

    В 1937 году в справочнике «1937-Ленинград список абонентов" ясли по адресу Песочная ул., 31-а отсутствуют.

    1939, 1940: Ясли № 205 Приморского р-на, Песочная ул., 35-а. («Ленинград - 1939", с. 330), («Ленинград - 1940", с. 419).

    В справочниках 1939 и 1940 года опечатки, касающиеся номера дома.

    1965, 1976: Ясли Ждановского р-на № 242, ул. проф. Попова, 31-а. ([108], с. 209), («Краткий справочник ЛГТС-1976", с. 409).

    1978, 1982, 1988: Ясли Петроградского р-на № 242, ул. проф. Попова, 31-а. («Список абонентов ЛГТС-1978", с. 304), («Список абонентов ЛГТС-1982", с. 287), ([125], с. 559).

  • 9 Июня 2020, 11:22

              В этом доме жили:

    1906 - 1912   архитектор Н. Ф. Беккер  (ВПб на 1907. O. III. C. 56, на 1908. С. 61, на 1909. С. 61, на

                          1910. С. 67, на 1911. С. 68, на 1912. С. 67).

    1906 - 1912   архитектор П. В. Резвый  (ВПб на 1907. O. III. C. 619, на 1908. С. 659, на 1909. С. 687,

                           на 1910. С. 738, на 1911. С. 777, на 1912. С. 784).

                           Павел Васильевич Резвый  (03. 06. 1864. С-Петербург - 01. 01. 1912. С-Петербург),

                           кладбище Никольское Александро-Невской лавры; АХ (1888).

  • 9 Июня 2020, 15:14

    Теоретически возможно, что Резвый пустил коллегу пожить в своем особняке, но вот ВПб на 1907 и 1908 сообщает, что особняк Резвого имел тогда номер 31б, а угловой дом номер 54-31. Конечно, в ВПб беспорядку с литерами хватало, но все же, кажется, что у доходного дома было больше шансов стать местом обитания известного архитектора, каким был Беккер. В любом случае, утверждать, что он жил именно в особняке Резвого оснований не видно. 

  • 14 Июня 2020, 17:32
    Ответ на "Теоретически возможно, что Резвый пустил коллегу п" от Liz

     Коллега, но и доказательства Вашей версии нет, что встречалось и раннее, Вы  их не представили. 

      

  • 14 Июня 2020, 20:26
    Ответ на "Коллега, но и доказательства Вашей версии, что вст" от Val 39

     Ну, так я и не помещаю сведения под бездоказательными адресами. Та же история с домом 155 по Фонтанке.

  • 14 Июня 2020, 22:20

    1947: Ясли № 205 Приморского р-на - ул. проф. Попова, 35-а (Список абонентов ЛГТС. 1947 г. С.278)

    1951: Ясли № 242 Ленгорздравотдела Ждановского р-на  - ул. проф. Попова, 31-а (Список абонентов ЛГТС. 1951 г. С.142)

    1956: Ясли № 242 Ленгорздравотдела Ждановского р-на  - ул. проф. Попова, 31-а (Список абонентов ЛГТС. 1956 г. С.163)

    1962: Ясли № 242 Ждановского р-на  - ул. проф. Попова, 31-а (Список абонентов ЛГТС. Часть II. 1962 г. С.225)

    1980: Ясли № 242 Петроградского р-на - ул. Профессора  Попова, 31-а (Краткий телефонный справочник ЛГТС. 1980 г. С.471)

    1986: Ясли № 242 Петроградского р-на - ул. Профессора  Попова, 31-а ([212]. С.436)

    1988: Ясли № 242 Петроградского р-на - ул. Профессора  Попова, 31-а ([125],[213]. С.559)

    2004: 

    Детский сад № 90 Петроградского района - Профессора Попова ул., 31/А

    Детский сад школы "РИД" - Профессора Попова ул., 31/А (Телефонный справочник «Весь Петербург-2004»)

  • 14 Июня 2020, 22:31

    Галерея в правой части фасада выглядит несколько чужеродно, была ли она изначально в дореволюционном проекте? может быть, утрачены детали.

  • 15 Июня 2020, 00:47
    Ответ на "Галерея в правой части фасада выглядит несколько ч" от Kirill0908

     Галереи в проекте не было, возможно, ее соорудили для детского сада, хотя кто знает. Вообще, фасад на чертеже выглядит строже и элегантнее, чем то, что мы видим сейчас.

     

    Чертежи дома на участке, принадлежавшем А.Н.Резвой по Песочной ул., 31а. 

    1905. 7 л. (ЦГИА СПб.  Ф. 513.  О. 102.  Д. 8785. Л. 4-5)

    Постоянная ссылка:https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/102/8785

    Номер 31а присутствует только в архивном описании, в документах указан номер 31 по Песочной улице.

     

     

  • 15 Июня 2020, 01:19
    Ответ на "Галереи в проекте не было, возможно, ее соорудили " от Liz

    Спасибо! Здесь такое впечатление, что хотели ещё и во втором этаже соорудить что-то по барочным мотивам, но бросили (скорее всего, именно в советское время при проведении ремонта, впрочем, безосновательно пишу, да и откуда барочным деталям взяться в таком случае). Бесценную возможность сопоставить картинку подарил закрыто-открытый архив, диву даешься, как видоизменяют иной раз фасад, кажущийся сохранившимся.

  • 21 Июня 2020, 23:34
    Ответ на "Галереи в проекте не было, возможно, ее соорудили " от Liz

     Обратите внимание на чертеж. На фасаде два ризалита. Это видно на чертеже. Пространство между ризалитами заполнили лоджиями. За ними хорошо просматриваются руст и другие элементы отделки, теперь скрытые за лоджией.

  • 12 Июня 2021, 22:22

    Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

     

    В этом двухэтажном здании фрагментарно сохранился свинцово-паечный витраж в стиле модерн. Он находится в полуциркульном окне лестничного объема на промежуточной площадке между 1-м и 2-м этажом. Расстекловка наружной и внутренней рам не совпадают по рисунку. Со стороны интерьера в деревянной обвязке установлена металлическая рама. Витражное полотно сохранилось в секциях по периметру окна и в верхней центральной секции, заполненной квадратами и прямоугольниками фацетированных стекол в сочетании с цветными стеклами. В средней и нижней части окна историческое заполнение переплетов не сохранилось.

     

    Рисунок витража растительного характера, симметричный. Изображены стилизованные ветви с круглыми плодами и листьями. Для плодов использованы опалесцентные стекла с оттенками красного, желтого, оранжевого, синего и лилового цветов, для листьев — разные типы зеленого кафедрального. Фон вне рисунка заполнен бесцветным стеклом с фактурой «Muranese», секция по внешнему краю окна обрамлена полосками бесцветного стекла с волнистой фактурой «Ondoyant». Сохранившиеся фрагменты целые, есть трещины.

     

    Описание сделано по фотографиям С. В. Васильева 2012 года, так как доступ в здание ограничен. При сравнении с фото 1990-х К. К. Севастьянова и А. Б. Филиппова видно, что новых утрат к 2012 году не произошло.

     

    На 2-м этаже особняка в 1990-е находился еще один свинцово-паечный витраж, в полной сохранности, с изображением красных цветов и листьев, собранных в изящную композицию в стиле модерн. Не удалось выяснить, сохранился он или нет.

     

    Осмотр: 2012

     

    Результаты инвентаризации: https://vitroart.ru/articles/SPb_stained_glass/

    Все фото выполнены волонтерами проекта.

  • 20 Июня 2022, 14:07

    от Hos

    Резвый П. В. умер 19.12.1911 г, о чем свидетельствует надпись на его надгробной плите и публикации в Новой Петербургской газете от 20.11.1911г

     

    Изображений не прислали.

  • 20 Июня 2022, 14:27

    Изображения вот.

     
    Это заметка в Новой Петербургской газете N350 от 21.12.1911 г (извините, с датой ошиблась изначально)

     

    Это фото расколотого надгробия П.В. Резвого.

    Невероятно красивое было, стиль модерн 

  • 20 Июня 2022, 15:45
    Ответ на "Изображения вот. Это заметка в Новой Петербургской" от Hos

     Лет 30-40 назад я видел это надгробие целым.

     

    А почему Вы не написали, на каком кладбище находится могила? Делаю это за Вас:

    Никольское кладбище Александро-Невской лавры.

  • 20 Июня 2022, 19:52

    Прошу прощения за отход от темы - навеяло. В 2011 г. я сфотографировала на этом кладбище могилу архитектора Игнатовича. Очень простая  - раковина, крест из трубок и железная табличка. Находилась она совсем рядом с могилой-часовней Татомира. А в 2018 мы ее найти не смогли. Сильно подозреваю, что ее уже и нет...

     

  • 21 Июня 2022, 01:09

    Наверняка нет. На Серафимовском исчезают даже могилы с блокадными годами смерти. Вот уж буквально: видели в гробу. 

  • 21 Июня 2022, 13:43
    Ответ на "Прошу прощения за отход от темы - навеяло. В 2011 " от Наталия

     Я тоже прошу прощения за отход от темы. Но все-таки...

     

    Вы не видели, сохраняется ли там еще надгробие архитектора М.А.Макарова? Оно находилось на берегу пруда, напротив Никольской церкви - как перейдешь мостик, сразу справа.

     

    Это был каменный крест на каменном пьедестале, с надписью "От убитых горем детей" или что-то вроде. В 80-х годах надгробие было почти в порядке, только отломана верхняя часть креста и всё надгробие слегка наклонилось. Со временем наклон становился все больше. В начале XXI в. обрушился крест, а наклон пьедестала был уже очень сильным, угрожавшим падением.

     

    Я несколько лет там не был (а сейчас нахожусь на даче и не могу туда поехать...) Интересно, сохраняется ли еще что-то от надгробия?

  • 21 Июня 2022, 15:31
    Ответ на "Лет 30-40 назад я видел это надгробие целым. А по" от S.P.

     Простите, я как-то не сообразила написать. Да, это Никольское кладбище Александро-Невской лавры, и мне очень жаль, что надгробие разрушилось. Я вокруг него бродила, наверное, час, прикидывала, как оно могло бы выглядеть. Не подскажете ли, вот такой набросок похож на то, что было?

     

     

     

    Видите ли, я некоторым образом некрополист, необычные надгробия меня очень интересуют. А у Павла Васильевича оно было очень красивым.. В следующий раз буду на Никольском - посмотрю, сохранились ли могилы Макарова и Игнатовича, напишу сюда.

    Мне было бы интересно найти больше информации о Павле Васильевиче; пока что кроме того, какие здания он построил, ничего не нахожу.

  • 21 Июня 2022, 16:06
    Ответ на "Простите, я как-то не сообразила написать. Да, это" от Hos

    Вроде бы примерно так оно и выглядело. К сожалению, детали уже не помню.

     

     

    P.S. Если Вы будете на Никольском кладбище - если не трудно, посмотрите, пожалуйста, могилы еще двух архитекторов.

     

    1. Военный инженер, генерал-майор (или полковник? не помню) Валериан Николаевич Зеленин. Была стела во вполне приличном состоянии недалеко от южной границы кладбища.

     

    2. Может быть, я путаю, но, кажется, там была и могила Модеста Александровича Иванова - тоже в южной части кладбища.

  • 21 Июня 2022, 16:14
    Ответ на "Прошу прощения за отход от темы - навеяло. В 2011 " от Наталия

    Игнатович Оттон Людвигович похоронен на Смоленском лютеранском. Сохранилась ли могила - не могу сказать, но знаю, у кого спросить.  На Никольском такой фамилии вроде как не было - смотрю по книге "Исторические кладбища Петербурга", там есть перечень имен.

  • 21 Июня 2022, 16:20
    Ответ на "Игнатович Оттон Людвигович похоронен на Смоленском" от Hos

     Насчет М.А.Макарова. Где-то (может быть, именно в этой книге) я видел, что Макаров был написан с ошибкой в инициалах - Макаров Н.А. и без пояснений, кто это такой. Но о том, что это именно архитектор Михаил Алексеевич Макаров, скончавшийся в 45 лет, было написано на самом надгробии.

  • 21 Июня 2022, 16:59
    Ответ на "Вроде бы примерно так оно и выглядело. К сожалению" от S.P.

     Конечно, мне не сложно. Поищем.

  • 21 Июня 2022, 19:54
    Ответ на "Игнатович Оттон Людвигович похоронен на Смоленском" от Hos

     Спорить не буду - табличке поверила. Снимала 28 апреля 2011 г.

     

     

    Посмотрела в № 99 С. 143 Там годы жизни 1857-1915. Не знаю что  все это значит.

  • 21 Июня 2022, 20:22
    Ответ на "Спорить не буду - табличке поверила. Снимала 28 ап" от Наталия

     Интересно. Вот что написано у Кирикова:

     

     

     Указан другой год смерти. Что же правильно?

  • 21 Июня 2022, 21:27

    Скорее всего у Кирикова верно. По ВПг на 1915 Игнатович О. Л. еще есть, проживает в Успенском пер., 7. На 1916 по этому адресу указан Игнатович Вяч. Оттон. На 1917 нет ни того, ни другого. В советских справочниках тоже никого нет.

    В "Зодчем" 1915 г. некролога нет, а 1916 г. у меня нет под рукой.

    И что тогда  на Троицком кладбище некая фейковая могила?

    PS Нашла "Зодчий" за 1916 г. - тоже нет некролога.

  • 21 Июня 2022, 22:21
    Ответ на "Скорее всего у Кирикова верно. По ВПг на 1915 Игна" от Наталия

     Я просмотрел свои конспекты, которые делал при просмотре "Зодчего" с "Неделей строителя" и "Строителя". И ни в одном из номеров этих изданий нет не только некролога, но и вообще упоминания фамилии Игнатович. (Разве только я что-то прозевал.)

  • 21 Июня 2022, 22:39

    Могила военного инженера В. Зеленина, снимал в мае

  • 21 Июня 2022, 22:41
    Ответ на "Вроде бы примерно так оно и выглядело. К сожалению" от S.P.

     Могила архитектора Модеста Иванова, та же майская съемка

  • 21 Июня 2022, 23:25

    Спасибо.

    А надгробие М.А.Макарова видели? Или от него уже ничего не осталось?

  • 22 Июня 2022, 00:53
    Ответ на "Спорить не буду - табличке поверила. Снимала 28 ап" от Наталия

     Вот это действительно любопытно! На фоне у вас явный памятник на могиле Льва Мациевича, я примерно представляю, где могила располагалась... но что это за табличка такая загадочная??! Нигде не могу другого Игнатовича найти, кроме как 1857-1915 гг. Да и Оттон Людвигович - не сильно рапространенные имя-отчество... Поспрашиваю коллег.

  • 22 Июня 2022, 08:43
    Ответ на "Вот это действительно любопытно! На фоне у вас явн" от Hos

     Мне кажется, что это самодельная табличка, сделанная позже, непрофессионально и установленная неизвестно кем...

    Ниже Liz высказывает версию, что это перезахоронение, возможно, сделано родственниками, кот. и уточнили дату смерти... (отредактировано)

    Поиск в интернете по данным таблички ничего не дал, т.е. она была сделана в доинтернетовскую эпоху.

  • 22 Июня 2022, 09:51

    На мой военно-морской выпуклый взгляд, периодически (пусть и редко) производится инвентаризация надгробий. Если товарищ ничем советской власти не насолил, а, напротив, отличился в истории чем-то полезным (в нашем случае известный архитектор), то его надгробие стояло на учёте. При очередной инвентаризации отметили плохое состояние таблички, она "ослепла", и в плановом порядке поновили. А поскольку таких табличек следовало поновить немало, у мастеровых в руках был список, и когда писали дату смерти, просто строчкой осмотрелись. Опечаточка вышла, низачёт. 

     

    Мне более интересно, какой вид имело надгробие изначально. Сомнительно, чтобы именно такой, какой мы видим. Не исключаю, что это овальное типовое бетонное, с позволения сказать, сооружение возникло уже после революции и было возведено родственниками (менее вероятно, церковными службами).  Вообще овальные надгробия устанавливали достаточно долго, по принципу дёшево и сердито. Но крест уж больно убогий. Даже если на концах труб были приварены кольца, которые могли от ржавчины отвалиться. 

     

    Возможно, что-то интересное по этому поводу знают некрополисты? Для какого времени характерны такие вот надгробия?

  • 22 Июня 2022, 12:31
    Ответ на "На мой военно-морской выпуклый взгляд, периодическ" от Galina Vabishchevich

     Не было на  концах труб колец. Краска "серебрянка" (была популярна в 1960-70 гг.) также нанесена без грунта. Табличка с текстом прибита загнутыми гвоздями к основной пластине, привинченной двумя болтами (почему-то они сразу бросились мне в глаза) к трубе, похожей на крест.

    Сдаётся мне, что инвентаризацией и обновлением табличек занимаются профессионалы, кот. так бы не сделали свою работу...

    По поводу  овальной раковины согласен, но обратил внимание, что она отделана камнем. Возможно, и не типовая... Позже их стали делать гладкими.

  • 22 Июня 2022, 13:35
    Ответ на "На мой военно-морской выпуклый взгляд, периодическ" от Galina Vabishchevich

     Такие надгробия принято называть раковинами. Не знаю, может быть, это и довоенный экземпляр, форма самого овала более симпатичная, чем та, которую массово производили годов с 50-х. На нашем участке, на Серафимовском, это новшество появилось году в 1961-63-м. А на раковине Игнатовича не имитация камня, это камень и есть, в прежние годы еще встречались такие раковины, не окрашенные серебрянкой, просто облицованные кусочками гранита.

  • 22 Июня 2022, 13:53

    Интересно получается. Своим отступлением я вон куда завела...

    Вот раковина "Игнатовича" покрупнее

    По моим фото перед этой могилой я сняла камень на могиле инж пс Миллера (1899 г. смерти), потом могилу Игнатовича, затем издали, с приближением кирпичную стенку к Неве -там могила с надписью "Светлой памяти дорогой матери", дальше вот этот склеп , а потом часовню Татомира. Это для ориентира. Но, повторяю, там уже все выглядит совсем не так.

    Вечером добавлю фото  из комментов к 1-й публикации по Никольскому кладбищу - там еще есть место. "Игнатовича", наверное добавлять не стоит? Или только как казус...

  • 22 Июня 2022, 14:21

    Показаться может все, что угодно, не надо только придавать этим видениям такого серьезного значения и что-то на основе их утверждать. Еще в довоенные времена ленинградские власти задумали уничтожение кладбищ в городе. Они решили, что было бы замечательно освободить эти пространства от ненужных им надгробий и создать вокруг города кольцо из парков. Не помню, были ли приняты какие-то окончательные формальные решения, но все это стало широко известно в городе. Подлежало уничтожению и Смоленское кладбище. Именно поэтому, когда в 1939 году умерла Л.Д. Блок, комиссия Лен. отделения Союза писателей ходатайствовала, заодно уж с прочими делами по устройству ее и А. Блока наследства, о перезахоронении Блока и его родных, погребенных на Смоленском. Что и было в спешке произведено в 1944 году, словно в только что освобожденном от блокады городе больше нечем было заняться. Было тогда же произведено и перезахоронение кого-то еще из писателей, Аполлона Григорьева, например. Так что появление могилы человека, захороненного в свое время на Смоленском, на другом кладбище, которое не подлежало уничтожению, довольно естественно. Вообще, с этой прекрасной, как им казалось идеей, ленинградское начальство никак не могло расстаться, и еще в начале 60-х тех, у кого были родственные могилы на Смоленском, предупреждали, чтобы они перезахоранивали родных, если не хотят, чтобы их останки были уничтожены. А вы говорите фейк. Это мы с вами фейк в глазах начальства.

    Про дату смерти Игнатовича ничего не знаю.

  • 22 Июня 2022, 14:27
    Ответ на "Такие надгробия принято называть раковинами. Не зн" от Liz

     Спасибо за подсказку! Уже забылось это слово... Согласен с Вами, исправил.

     

    Ответ на "Интересно получается. Своим отступлением я вон куд" от Наталия

     Спасибо за фото! Впечатление, что стенка раковины из камня, а сверху - бетонный пояс для жесткости. Но надо видеть раковину изнутри, тогда будет понятно.

    "Игнатовича", если и добавлять, то только с комментарием. Но комментарии никто не читает, а  фото пойдёт гулять по инету и будет вносить сомнения в дату смерти... Фото из комментов не попадают в поисковик.

    м.б., ограничиться ссылкой на комменты?... Или прокомментировать в публикации по Смоленскому...

  • 22 Июня 2022, 14:36
    Ответ на "Показаться может все, что угодно, не надо только п" от Liz

     интересный поворот... м.б., так и было... Перезахоронили и уточнили дату?...

    "Это мы с вами фейк в глазах начальства" - гениальная фраза, надеюсь, что она станет мемом!😀

  • 22 Июня 2022, 14:38
    Ответ на "Спасибо за подсказку! Уже забылось это слово... Со" от Риэлтор

     А что Вы, собственно, исправили. По-прежнему утверждаете, что фото - фейк. С чего оно фейк? Вы доказали это? 

  • 22 Июня 2022, 14:42
    Ответ на "А что Вы, собственно, исправили. По-прежнему утвер" от Liz

      Не фото, а дата смерти...   Спасибо, все свои комменты отредактировал с учётом Вашего мнения.

  • 22 Июня 2022, 15:00
    Ответ на "Скорее всего у Кирикова верно. По ВПг на 1915 Игна" от Наталия

     "И что тогда  на Троицком кладбище некая фейковая могила?" Кто первый сказал "фейк"😀

    Но почему "на Троицком "?

  • 22 Июня 2022, 15:50

    Что такие надгробия называются раковинами - это я помню, можно сказать, с детства. В этом самом детстве довольно часто приходилось ходить через старое кладбище, где было полно таких могил. Просто слово "раковина" у меня вызывает ассоциации с рукомойником. 

     

    Кстати, из тех же впечатлений - в моде были металлические венки (и даже довольно изящные), которые помещались в жестяной футляр в виде опять же овального "банного таза" для сохранности, их крепили в вертикальном положении на крестах или стелах. Верующие в этот "таз" ставили лампадки. Как сейчас стоят перед глазами... 

     

    Да, так вот отвлеклась. А только, я помню, как говорили, что в родственные захоронения на Ленинградских кладбищах (во времена моего золотого детства) разрешали подхоранивать через не менее 25 лет, т. к. от предыдущего покойника, я извиняюсь, к тому времени ничего уже не оставалось.  

     

    И потому, я думаю, что там можно было перезахоранивать через 30 лет после смерти, если предположить, что со Смоленского на Никольское тот прах переносили в 1940-е? 

     

    Впрочем, всё может быть, любая гипотеза имеет право на существование. 

  • 22 Июня 2022, 17:04
    Ответ на "Спасибо. А надгробие М.А.Макарова видели? Или от н" от S.P.

     Я довольно долго гулял по кладбищу, но на могилу Макарова не набрел. Интересное надгробие за прудом привлекло бы мое внимание. Сейчас там ведется активное захоронение кавалеров современных орденов, доволное безликие памятники в стиле сельских кладбищь.

  • 22 Июня 2022, 18:19
    Ответ на "Я довольно долго гулял по кладбищу, но на могилу М" от Алексей von Fricken

     Да. Печально.

    Видимо, надгробие Макарова окончательно погибло.

    Осенью съезжу туда, посмотрю.

  • 22 Июня 2022, 18:53
    Ответ на ""И что тогда  на Троицком кладбище некая фейк" от Риэлтор

     Про Троицкое я оговорилась - куда-то посмотрела. А про "фейк" имела в виду, задавая вопрос, что могила не настоящая..

    Ну и раз мы уже все одно далеко зашли: мне рассказывали жители Рыбацкого, что когда расширяли Караваевскую ул., тоже срыли часть кладбища и предлагали перезахоранивать, а это уже были, наверное даже не 1970-е, а начало 1980-х... Причем, рассказывали с такими неприятными подробностями (не буду излагать - это уже совсем в сторону), а потом еще и мистические последствия припоминали.

  • 22 Июня 2022, 19:31

    Если мы уж отклонились от темы, то я скажу еще об одном варварском проекте.

     

    На Троицком кладбище в Петергофе я был всего два раза в жизни - во второй половине 60-х годов и в конце 60-х - начале 70-х. В первое посещение я видел, чтот кладбище более или менее поддерживается в порядке, а во второе - увидел, что оно разгромлено.

     

    Вскоре после этого я прочитал в местной (а может быть, и не местной?) газете о том, что на месте кладбища собираются устроить парк с аттракционами - для того, чтобы оттянуть из Нижнего парка посетителей известного сорта.

     

    Очевидно, именно в связи с этим две ценные могилы были перенесены с Троицкого кладбища в другие места: могила садового мастера П.И.Эрлера (1793-1857) - в парк Александрия, к Капелле; могила писательницы Н.Д.Хвощинской-Зайончковской (1824-1889) - на действующее кладбище в Старом Петергофе (она там расположена рядом с входом).

     

    Этот развеселый проект не был осуществлен, но кладбище уже успели разорить.

  • 22 Июня 2022, 20:56

    Жив-здоров наш Макаров, не извольте беспокоиться!

    Какой-то добрый человек памятник камешками подпер, так что он теперь никуда не упадет

     

     

     

     

    Ревому вот так не повезло...

  • 22 Июня 2022, 20:58

    Относительно "Игнатовича" же ничего сказать не смогу: на том участке травища в человеческий рост, туда лезть - надо охотничьи сапоги надевать, я банально боюсь змей всяких. Подождем осени, трава сойдет - поглядим.

  • 22 Июня 2022, 21:02

    А насчет срытий кладбищ - это да, почти со всеми кладбищами в черте города что-то да творили. Какие-то срыли подчистую, от каких-то откусили куски, где-то памятники утащили и поставили на другие кладбища, с остальных просто вынесли все ценное, что смогли. Из подобных историй можно еще Самсониевское припомнить. На котором ни одна могила не уцелела, а у собора разбитые надгробные плиты валяются. Несколько лет назад материал публиковали, при закладке фундамента дома захоронения находят. Куда их девают - не могу сказать, не помню.

  • 22 Июня 2022, 21:31
    Ответ на "Жив-здоров наш Макаров, не извольте беспокоиться! " от Hos

     Очень рад за Макарова!

  • 22 Июня 2022, 23:11
    Ответ на "Относительно "Игнатовича" же ничего сказать не смо" от Hos

     Ну насчет змей Вы размечтались :) Максимум лягушки или мыши-крысы, тритоны у воды. Змеи шум не любят. А вот клещи могут быть.

    Странно, что заросло. Я была последний раз перед эпидемией, создавалось впечатление, что косят даже слишком часто, много было свободного пространства - хорошо видно, когда нет зарослей.  Расслабились похоже...

    А вот в 2008-2010 зарослей было много, конечно, для кладбища это не хорошо, но мне нравилась некоторая дикость и запущенность чисто визуально, особенно осенью. Прилично выглядело лишь ближе к площади, там где братские (монашеские) могилы. Потом стали хоронить известных чиновников и началось "благоустройство". В то время даже на могилах краской писали: "Посещение...." - это чтоб не посчитали заброшенной и не уничтожили...

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32295
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 4668