Публикация
Жилой домМосковский пр., 37
Жилой дом
1950 - арх. Каменский Валентин Александрович, арх. Ашрапян Галина Леоновна
Дом 37 построен на месте разрушенного во время Великой Отечественной войны. Он украшен башенкой, создающей высотный акцент. Перед домом разбит сквер. ([
* Территория разрушенного Клинского рынка, между Клинским и Малодетскосельским проспектами и Батайским переулком, отведенная под устройство сада имени А.С.Грибоедова. 1940-е. Фото Никитин Н.А. ** Вид на территорию бывшего Клинского рынка, между Клинским и Малодетскосельским проспектами и Батайским переулком, отведенную под устройство сада имени А.С.Грибоедова. 1947
Увенчанный высокой жилой башней дом классицистической архитектуры на углу Московского пр. и 5-й Красноармейской ул. (№ 37/1) служит архитектурной доминантой исторической части проспекта от Сенной пл. до Обводного канала. Этот дом, когда я разобрался в его истории, оказался чудесным образом связан с местами, куда моя семья в течение нескольких лет выезжала на летнее время, и где нам удалось познакомиться с пушкинскими местами Ленинградской области – Кобриным, Суйдой, Рождествено, Руново и с чудесными музеями – домиком няни, Усадьбой Ганнибала, Домом станционного смотрителя. Связаны эти столь разные места оказались тем обстоятельством, что ими в 1840-1880-х гг. владела вдова тайного советника сенатора Григория Ивановича Карташевского (1777-1840) Надежда Тимофеевна (урожденная Аксакова, сестра писателя С.Т. Аксакова). Говоря о доме Карташевской на Царскосельском, приходится признать, что практически невозможно назвать всех его жителей: здесь обитали чиновники невысоких рангов, купцы, крестьяне… После Карташевских домом на Царскосельском (с 1878 г. Забалканский) проспекте владели купец 2-й гильдии, торговец полотном Иван Федотович Иванов, приобретший домовладение по купчей от 5 июня 1880 г., а после его смерти в 1904 г. – его сын Алексей, продавший домовладение в 1909 г. по купчей от 21 октября действительному статскому советнику архитектору Николаю Всеволодовичу Дмитриеву, в 1910 г. приступившему к перестройке дома. … Н. В. Дмитриев владел домом до 1918 г.; после 1918 г. жил в Париже, где и скончался в 1938. По другим данным Николаай Всееволодович Дмиитриев умер в 1918 году.Похоронен на Новом кладбище Гатчины. ( … Архитектор Р. Б. Бернгард, обследовавший участок перед началом строительных работ, отметил: «На участке площадью 489 кв. сажен стоял угловой каменный трехэтажный дом на подвалах с таковыми же флигелями по обе стороны. Весь дом оштукатурен вгладь, со стороны улицы украшен карнизом с лепными медальонами, и частью окна третьего этажа украшены сандриками с лепной работою. Против третьего этажа имеется два чугунных балкона, и у первого этажа два зонтика на железных кронштейнах. Со стороны двора дом не оштукатурен. Дом занят торговыми заведениями, трактиром, лавками и жильцами при них состоящими. Каменный двухэтажный жилой флигель весь оштукатурен и украшен карнизом, а окна второго этажа со стороны улицы украшены сандриками, на окнах первого этажа – решетки. Внутри двора стоят каменные одноэтажные службы. Стоимость имущества 127 тысяч р. В 1910 г. владельцем Н. В. Дмитриевым перестроены все строения. На участке возвышается каменный семиэтажный угловой дом с таковым же поперечным флигелем, каменный четырехэтажный с мансардным этажом надворный флигель и одноэтажные службы. Угловой дом занят торговыми помещениями и квартирами, а четыре верхних этажа – комнатами обыкновенной отделки. Стоимость 403 тысяч р. После перестройки дома число сдаваемых внаем квартир возросло, и его население значительно увеличились.
Здесь находились один из кондитерских магазинов торгово-промышленной фирмы «Жорж Борман» потомственного почетного гражданина Георгия Григорьевича Бормана, ресторан купца Алексея Ивановича Иванова (полного тезки прежнего домовладельца!), мясная торговля Абрама Михайловича Новикова, колбасная торговля Алексея Федоровича Фирсова, магазин аптекарских товаров Варвары Антоновны Хоботиной. … В 1920-х гг. здесь жили: гражданский инженер Михаил Петрович Горохов, Всеволод Федорович Полянский (закончил Институт инженеров путей сообщения императора Александра I. Строил в Поти, Владивостоке, Ленинграде). В доме находились Забалканская лечебница врачей-специалистов, лавка № 10 кооператива «Пролетарское знамя», Московско- Нарвский районный участковый комитет Союза рабочих химической промышленности. (А.Ф. Векслер, «Архитектурная доминанта Московского проспекта», Культурно-исторический альманах «Фонтанка» № 10 2011 г., добавил
Дом 37 отличает башенка "московского колорита". По другую сторону проспекта -
1991: Магазин продовольственный № 78 (соки), Московский пр., 37. (Краткий справочник ЛГТС. - 1991, Л., 1992, С. 206). (Добавил:
29 комментариев
11501 просмотр Добавил: Mary, 29 Июля 2008, 00:53
Редактировано: 8 Февраля 2024, 03:38
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1403.html' target='_blank'>Жилой дом на Citywalls.ru</a>
Всего 29 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32225
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14288
Всего сегодня: 10483
|
Статья об этом доме в последнем номере "Квартального надзирателя":
Дом с башней
Градостроительная роль, отведенная дому с башней на углу Московского и 5-й Красноармейской, сегодня тоже не вполне очевидна. В его постановке объединились два популярных в послевоенной точечной застройке приема: дом с угловой башней и сквер на углу двух улиц, посредством которого можно было из всякого перекрестка сделать небольшую площадь или сад. Прообразом такого гибрида мог послужить расположенный неподалеку дом на углу Вознесенского проспекта и набережной Фонтанки, перед самой революцией перестроенный Дмитрием Крыжановским. Это редкий для неоклассицизма пример угловой (нарушающей симметрию) башни, ну а своего рода выемка перед ней, похоже, появляется там вообще впервые. Каменский возвел похожую башню, но с восьмигранником наверху, в котором тогда, наверное, видели дань национальным традициям, а потом повторил ее на углу улицы Трефолева и проспекта Стачек в Кировском районе. И вообще, видимо, это с его подачи такие высотные элементы получили широкое распространение в послевоенном Ленинграде. Довоенное строительство вертикальных мотивов чуждалось. Но именно возвращение в старый город подтолкнуло к установлению диалога и с колокольнями старинных церквей, и с башенками доходных домов. Здание на углу 5-й Красноармейской и Московского – один из первых примеров сталинского дома с башней в Ленинграде, дальнего и к тому же довольно скромного по части этажности родственника столичных высотных зданий. Поразительно то, как аргументировали тогда необходимость высотной доминанты в этом месте: во-первых, дабы завершить перспективу новой важной магистрали Клинский проспект – улица Марата (вот отчего дом отодвинут от угла); во-вторых, дабы внести острый акцент в панораму Московского, в этой части такими постройками не изобиловавшего. И ни слова о драгоценных квадратных метрах! Теперь такого образа мышления уже не встретишь, и если у какого-нибудь дома спроектирована башня, то только с тем, чтобы он был заметнее и чтобы квартиры наверху получились с эффектными видами… Кроме этой башни, все остальное в кварталах у сада «Олимпия» вышло гораздо скромней проектных предложений 1943 года. Потребность в кинотеатре наконец удовлетворили, возведя в конце Дойникова переулка, на Бронницкой улице, типовое здание. И хотя у дома на углу Московского и Малодетскосельского проспектов нет пары в северной части сада, своеобразным эхом кажется поставленная позади, на похожем остром углу (Батайского и Дойникова переулков), тоже нетиповая школа. Отказавшись от довоенной мегаломании окраинных новостроек (увы, вновь обретших актуальность в хрущевско-брежневскую эпоху), зодчие не только смогли привнести в облик города несколько остроумных штрихов, но и выработали нечто вроде заведомо фрагментарной застройки, которой незавершенность не повредит. И даже пойдет на пользу. И если тонкий слой сталинских кварталов в южной части Московского проспекта кажется почти потемкинской деревней, призванной скрыть убожество панельных домов, притаившихся за ними, – досадным памятником несбывшимся надеждам, то незавершенный (даже почти не начатый) ансамбль в саду «Олимпия» не выглядит творческим провалом. То немногое, что удалось сделать, здесь, как и во многих других подобных районах старого города, выглядит более чем достойным дополнением его исторической панорамы. Иван Саблин
(Ссылка на статью:http://kn.sobaka.ru/n88/05.html )