Публикация

Павильон общественного туалета

Здание на карте
фото
Архитекторы: Соколов А.
Год постройки: 1906
Стиль:

Фото - yuri.sedunov  09.2011.

Павильон общественного туалета

наб. Лейтенанта Шмидта - пл. Трезини - 7-я линия ВО, 2х

 

1906 - Соколов А. , постройка, возле Николаевского моста, павильона обществ. туалета при прокладке на набережной трамвайной линии

 (по сведениям отсюда и [99], с.282)

 

В комментарии к публикации ул. Шамшева, 10 алекс сообщает: "По Соколову данных о звании нет, так что воздерживаюсь писать арх-р, м.б., он был только техником."

 

Номер дома по наб. Лейтенанта Шмидта дан отсюда.

 

Общественный туалет "спартанской обстановки" (такой же, как в старом туалете на Камской ул., д.5, к.2) в здании находился в середине 1960-х гг. точно, по сведениям автора этой публикации.

  • фото

    1929 г., видно металлическое
    завершение павильона
    (добавил весовщик)

  • фото
  • фото

Фотографии со старых открыток с видами Николаевской набережной.

(первые два фото - один и тот же снимок без надпечатки и с надпечаткой)

 

На снимках видна часовня Святому Николаю Чудотворцу, построенная на Николаевском мосту (заложена в 1853 году). Часовня была снесена весной 1930 г. при реконструкции моста.   (по сведениям отсюда)

40 комментариев
4634 просмотра
Добавил: dj-2, 18 Сентября 2010, 00:10
Редактировано: 17 Июня 2017, 13:25
Оцените:
(19 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house13873.html' target='_blank'>Павильон общественного туалета на Citywalls.ru</a>
Всего 40 комментариев
  • 31 Октября 2020, 16:07

    История заведения сложнее, чем казалась, и не без загадок, если внимательно смотреть  на фотографии. Фотография в предыдущем комментарии могла бы быть первой в этой истории. То есть в первой половине 1890-х на этом месте никакой постройки не было. 

    Далее.

    Соколов А. Павильон общественного туалета. Набережная Лейтенанта Шмидта. 1906 ([99]. С. 282).

    Первая ссылка в публикации явно некорректна. Посмотрим, что со второй, на [99]. 

    Фото 4, к сожалению, без даты и ссылки, между тем на pastvu есть несколько вариантов заметно лучшего качества, авторства ателье К. Буллы, датированных 1908-1911 годами. Естественно, что раньше чем осенью 1907 года фотография не может датироваться, поскольку там изображен трамвай - На фотографии 1908-1911 годов есть вид каменной уже водопойни, ее западного фасада ( https://pastvu.com/p/121945 , вариант - https://pastvu.com/p/1050139 ). Как же в это время выглядел туалет? 

    Здесь немного лучше, чем в публикации, но еще лучше пройтись по ссылкам и там посмотреть увеличеннное изображение. Домик вроде бы похож, но крыша явно не та, что сейчас, и не та, что мы видим на фотографии 1929 года.  Есть и более ранние изображения этого строения. 

    Вот 1904 год. Половина стереопары "Казаки покидают С.-Петербург для Манчжурии" -  https://pastvu.com/p/522520 .

     

    Это фрагмент фотографии 1901 года, ателье К. Буллы - https://pastvu.com/p/417344

     

    На pastvu приводится несколько аргументов относительно даты, но в любом случае это время дотрамвайное. Архивное дело с проектом каменной водопойни датируется 1900 годом. Вполне могли задержаться со строительством ее, так как здесь мы видим еще деревянную водопойную будку. Или датировка последней фотографии не совсем точна. 

    Так или иначе, совершенно не понятно, что проектировал в 1906 году А. Соколов. Возможно, как раз перестройку уже существовавшего туалета с изменением, в том числе, крыши. А, может быть, в [99] ошибка в датировке - 1906, 1900 - все бывает. Тут еще вот какой момент. Существующее здание практически идентично постройкам в Александровском саду ( https://www.citywalls.ru/house25714.html ) и на Театральной площади ( https://www.citywalls.ru/house22180.html ), и странно было бы, если бы они были построены по разным проектам. Что здешний туалет перестроен из своего предшественника, это в общем очевидно. А поскольку к пуску трамваев соответствующее здание здесь уже стояло, то перестройку его по новому проекту могли счесть задачей не первой необходимости и перестроили позднее.   

    Раз проект Соколова фигурирует в [99], скорей всего, и чертежи существуют. 

    Фотографий этого места,. с туалетами и без, множество. Вот, например: 1897 год - https://pastvu.com/p/138940https://pastvu.com/p/237703 - плохое качество, туалет уже современного вида, открытка издания Общины св. Евгении датируется началом 1909 года. Надо посмотреть, как это согласуется с фотографией 1908-1911.                  

    Итого. Первое здание туалета на этом месте построили, вероятно, в 1901 году или около того. Не ранее 1908 перестроили, придав вид, какое оно имеет на фотографии 1929 года, и близкое к современному. 

    Явно не хватает современных фотографий.

                     

  • 5 Ноября 2020, 23:57
    Ответ на "Нашёл полную ссылку к размещённой мною картинке: "" от Риэлтор

    На картинке написано: "1-ый вариант. Боковой фасад". Есть ещё "III-й вариант", подписанный в правом нижнем углу: 1902. Вероятнее всего, датировку проекта 1907 г. надо заменить на 1902 г. (см. коммент. от 8 Ноября 2020, 00:24 и следующий в 00:36)

    Сопоставление "Проекта водопойни и общественного туалета. Архитектор А.М.Кочетов. 1907 год" (см. план здания 1902 г. того же арх-ра) и более позднего проекта ретирада для господ офицеров 1916 г. наводит на мысль о невозможности совмещения или изменения назначения здания.

    Широко распространённое в интернете утверждение о переделке водопойни в общественный туалет представляется ошибочным!  (Комментарий отредактировал, спасибо Liz)

  • 6 Ноября 2020, 01:05
    Ответ на "Сопоставление этого проекта 1907 г (см. план здани" от Риэлтор

     А какой и чего этот проект 1907 года? И что за ретирад 1916 года? Ведь ничего совершенно непонятно. Вы о туалете или о водопойне?

  • 10 Ноября 2020, 13:25
    Ответ на "Ответ на "А это и есть поилка для лошадей, павильо" от Liz

     Сделал отдельную публикациюВодопойная будка (водопойня) для лошадей

    Приведено много фотографий, на которых виден и Павильон общественного туалета.

  • 14 Ноября 2020, 03:08

    https://pastvu.com/p/257087 - фото К. Буллы. Август 1901

    https://pastvu.com/p/236790 - вариант. Видна водопойная будка. 

    https://pastvu.com/p/522520 - 1904

    https://pastvu.com/p/116230 - 1905-1922 (?) - будка каменная

    https://pastvu.com/p/114536 - 18 октября 1967 - туалет

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 29444
Готовится: 305
Посетители
Гостей: 242
Всего сегодня: 1766