Публикация

Каменный мост

Здание на карте
фото
Грибоедова кан., 15
Гороховая ул., 29хх
Архитекторы: Назимов В. И.
Год постройки: 1774-1778
Стиль:

Каменный мост

канал Грибоедова, 15

1774-1778  инж. Назимов В. И.                                                                                                             Пам. арх.(федер.)  

 

Проект каменного однопролетного моста через Екатерининский канал разработал инж. В. И. Назимов. Работами руководил инж. И. Н. Борисов. Строительство продолжалось четыре года

Однопролетный арочный мост длиной 13,8 м и шириной 13, 8 м выложен из выборгского тесанного гранита, имеет своды параболического очертания. Мостовые устои выложены бутовой плитой.  Фасады моста облицованы гранитом, причем гладкие гранитные блоки чередуются с блоками, обтесанными на четыре грани (т. н. "брильянтовый руст"). Характер ограждений моста, рисунок его перил повторяют приемы набережной канала.

Мост сохранился без переделок со времени своего сооружения.

(Зуев Г. И. Вдоль канала Грибоедова.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. С. 32)

  • фото

    Каменный мост через
    Екатерининский канал. Чертеж 1765 г.
    (Кочедамов В.И. Мосты
    Ленинграда. 1958. С. 11)

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1900-1917 гг.
    Екатерининский канал
    у Каменного моста.
    pastvu.com
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    Каменный мост, 1938
    (Журнал "Архитектура
    Ленинграда", №4, 1938)

    (добавил Ладада)

  • фото

    Пунин А.Л. Повесть о ленинградских
    мостах. 1971. С. 39

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    С сайта аукциона.
    (добавил - Данелия)

  • фото

    Панорама Каменного моста
    (Бунин М.С. Мосты Ленинграда.
    1986. С.60)

    (добавил Lonely Walker)

Через Екатерининский канал было переброшено несколько [каменных] мостов. Первый из них - Казанский - был построен на месте пересечения канала с Невским проспектом. <…> Второй каменный мост через Екатерининский канал - на пересечении его с Гороховой улицей (ныне улица Дзержинского) - был закончен в 1776 г. Он так и называется - Каменный мост. Его строительством руководил инженер И. И. Борисов. В облицовке арки моста гладкие блоки чередуются с блоками, обработанными на четыре грани, - это так называемый «брильянтовый руст». Сравнительно высокая каменная арка этого старинного моста выглядит эффектно. Однако въезды на мост оказались крутыми. И когда в начале века в Петербурге были пущены первые автобусы, - а ходили они как раз по Гороховой улице,- то в часы «пик» случалось, что машина не могла одолеть подъем перед мостом. По просьбе кондуктора «уважаемые господа» вылезали и шли на мост пешком, а следом за ними, натужно дымя мотором, вползал и сам автобус. На мосту пассажиры садились на свои места, и автобус бодро катился под уклон и дальше по Гороховой...

(Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. 1971. С. 38; добавил: Lonely Walker)

Мост включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527. Входит в ансамбль «Набережные и мосты Екатерининского канала». Объект культурного наследия федерального значения.                                                                                                                 (добавил: Lonely Walker)

  • фото

    Ремонт
    Фото - Эдуард Копылов, 07.2017.

  • фото

  • фото

    Фото - Lonely Walker , 24.05.2018.

  • фото

  • фото

    Фото - _yuliarib_, 07.2023.

3 комментария
1888 просмотров
Добавил: Наталия, 23 Июля 2010, 20:29
Редактировано: 14 Марта 2024, 17:55
Оцените:
(6 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house13143.html' target='_blank'>Каменный мост на Citywalls.ru</a>
Всего 3 комментария
  • 13 Марта 2024, 23:01

     


    Екатерининский канал (кан. Грибоедова) у Каменного моста. 1900-1917 гг.

    https://pastvu.com/p/112680

     

  • 14 Марта 2024, 09:56

    "Каменный мост — это однопролетное арочное сооружение длиной 19,7 метров и шириной 15,08 метров.  Пролетное строение представляет собой сплошной свод параболического очертания, облицованный с фасадов гранитом.

    Свод моста выложен из гранита, устои — из бутовой плиты. Облицовку Каменного моста составили гладкие гранитные блоки, чередующиеся с блоками в форме четырехгранных пирамид  — так называемый «бриллиантовый руст». При такой обработке выступающие грани, будучи отполированными, ярко сверкают на солнце, напоминая ограненные алмазы.

    Рисунок перила моста повторяет узор перил набережной канала — чугунные балясины с массивными гранитными тумбами и металлическим поручнем. Покрытие на мосту асфальтобетонное. Тротуар отделен от проезжей части гранитным ограждением парапетного типа.

    Мост является одним из немногих подобных старейших строений в Санкт-Петербурге, которые не подверглись кардинальной реконструкции. Благодаря этому, в конструкции Каменного моста можно увидеть сохранившуюся характерную технологическую особенность мостостроения XVIII века – довольно крутой изгиб строения, часто встречающийся в арочных каменных сооружениях того времени. 

    Переправа находится на учете у Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) как памятник архитектуры XVIII века.

    ИСТОРИЯ МОСТА
    Здесь с 1752 года существовала деревянная свайная переправа, именовавшаяся Средним мостом  — по названию улицы: нынешняя Гороховая улица в 1730-х –1750-х годах называлась Средняя першпектива.

    Постоянный мост из камня по проекту инженера В.Назимова строился с 1767 по 1776 году.

    Изначально мост имел четыре полукруглых лестничных спуска к воде, но на рубеже XIX–XX веков спуски ликвидировали. Тогда же несколько уменьшили крутизну въездов на мост.

     

    Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге и по сей день насчитывается несколько каменных мостов, только этот мост через канал Грибоедова стал называться Каменным. Возможно, именно это сооружение стало первым каменным мостом в городе, где до того момента возводились лишь деревянные мосты. А может быть, мост получил свое красноречивое название потому, что в его облике особенно убедительно раскрыта своеобразная красота каменной кладки.

    В 1988 году на мосту установили повышенный гранитный парапет, отделяющий тротуар от проезжей части.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 
    История Каменного моста связана с историей политической борьбы последней четверти XIX века. В 1880 году террористы из общества «Народная воля», готовя очередное покушение на императора Александра II, заложили под мостом 7 пудов динамита. Покушение в тот раз не состоялось: народовольцы не были уверены в мощности заложенной взрывчатки и отменили акцию. Бомбу обнаружили на дне Екатерининского канала весной 1881 года, уже после убийства  царя, во время следствия по «делу шестнадцати».

    В начале XX века крутой подъем на Каменный мост оказался сложным препятствием для первых петербургских автобусов. По свидетельствам очевидцев, в час пик кондукторам приходилось высаживать пассажиров перед мостом, они переходили переправу пешком, а автобус ехал налегке. На другой стороне канала пассажиры вновь занимали свои места, и автобус следовал дальше по Гороховой улице, катясь под уклон.

    Еще один интересный факт касается металлической стойки с именем моста — после войны и блокады такая стойка сохранилась только на Каменном мосту. В 1949 году она послужила образцом для изготовления аналогичных стоек с названиями других мостов Ленинграда."  

    https://mostotrest-spb.ru/bridges/kamennyj

     

    У Пунина почему-то: "Его строительством руководил инженер И. И. Борисов"

  • 5 Июня 2024, 22:46

     

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31933
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 3419