В этот нарядный дом на Английской набережной, 6, рядом с особняком Лавалей сегодня можно попасть только с экскурсией, ибо здесь с 2004 г. после обширной реставрации, которую ранее провел олигарх Р. А. Абрамович, предназначавший дом для представительства Чукотки, располагается офис компании «Газпромнефть»... История дома началась вскоре после основания Петербурга. Первым владельцем участка стал обер-экипажмейстер (отвечал за флотские экипажи. - В. А.) Леонтий Макушев, в 1713 г. продавший его «обер-комиссару подполковнику Ивану Афанасьевичу Тормасову, который шесть лет спустя заявил, что «полаты и мазанки по даче чертежей строить буду». Переселившись из Олонца, где заведовал местной верфью, Тормасов купил участок и стал служить в Адмиралтейств-коллегии. В 1727 г. его назначили воеводой в Вологду, и, очевидно, тогда же у его владения появился новый хозяин – князь Петр Борисович Черкасский (ок. 1700 - 1768), происходивший из знатного черкесского рода. Княжна Мария Темрюковна Черкасская была второй женой Ивана Грозного, а отец князя Петра - стольником Петра Великого. Сам князь карьеру начал на флоте, был участником крымского похода графа Миниха и отличился при взятии Бахчисарая. В чине генерал-майора командовал в 1744 - 1760 гг. лейб-гвардии Конным полком, после чего два года состоял губернатором Москвы, где у него имелся настоящий дворец. В 1768 г. Черкасский вышел в отставку, протестуя против позорного мира с Пруссией, заключенного Петром III для окончания Семилетней войны. В том году он уже не жил в своем столичном доме - им владел крупный английский купец Джон Томсон, успешно продававший обои с мануфактуры своего брата в Москве. Всего тридцать лет минуло с времени постройки двухэтажного на подвалах каменного дома в девять окон по фасаду. Попадали в дом через парадные ворота, которые с набережной вели во двор. В подвалах находился склад для бочек английского эля, популярного в высшем обществе. Их привозили на судах из самой Англии наряду с другими традиционными товарами британского экспорта. В царствование Екатерины II английские торговые компании процветали, их члены богатели. В 1774 г. в Петербурге действовало 57 английских фирм, в их числе «Томсон и Питерс». В конце XVIII века домом по-прежнему владеет Томсон, только с именем Майкл. В доме насчитывается 28 покоев и он шире прежнего, ибо застроен проезд во двор. В корпусе по Галерной в 1803 г. работает «Норграфов кофейный дом», тоже явно английский. Кофейни в моде. Шесть лет спустя домохозяином назван немецкий купец Иоганн Блессиг, родом из Страсбурга, унаследовавший фирму отца «Киммель и Блессиг. Он, его вдова Эмилия и сыновья долго владели особняком, который в 1814 - 1816 гг. перестроили в стиле классицизма. Одновременно Блессиг распорядился «вновь построить каменные флигели в 3 этажа, каменные сараи и конюшни в один этаж». В 1865 г. владелец сменился - им стал Эдуард Петрович Казалет (Cazalet), торговавший от фирмы «Виллиам Миллер и Ко.». Он был внуком английского негоцианта Ноя Казалета, основавшего в 1780-е гг. торговую фирму «Крамп и Казалет». Сын Ноя Петр предпочел торговле пивоварение и в 1859 г. стал хозяином Калинкинского пивоваренного завода, с временем крупнейшего в стране, выпускавшего в зеленых бутылках элитные сорта английского и баварского пива, а также меды. Завод существует доныне и носит имя Степана Разина. Разбогатевший на пиве Эдуард Казалет получил звание потомственного почетного гражданина и поселился в самом центре столицы. Он сразу поручил архитектору В. Е. Стуккею (кстати, тоже англичанину) полностью перестроить приобретенный особняк в стиле необарокко, что и было исполнено за два года. Лицевой дом надстроили на этаж и перепланировали. Из богато украшенных интерьеров сохранились нарядная парадная лестница и два зала в бельэтаже - большая гостиная, оформленная кариатидами и лепными фигурными панно, и другая, украшенная деревянными панелями, резными пилястрами и мраморным камином. В 1873 г. архитектор В. Ф. Эстеррейх пристроил к дому восточный флигель с двумя парадными помещениями, которые в 1910 г. расширили театральным залом. В 1872 г. в проданном доме разместился Международный коммерческий банк, приспособивший часть помещений для канцелярских нужд. Он был открыт в 1863 г. и занимался финансированием главным образом тяжелой промышленности и железных дорог. В 1899 г. банк переехал в новое здание на Невском пр., 58, и дом на Английской набережной за 475 тыс. руб. выкупил пайщик банка князь Вячеслав Николаевич Тенишев (1843 - 1903) - крупный предприниматель и одаренный делец, наживший огромное состояние благодаря своим способностям. Сын генерал-майора, этот «русский американец» получил высшее гуманитарное и техническое образование и уже в 26 лет обзавелся собственным заводом. Радея о развитии образования, князь много жертвовал, в частности, отпустил полтора миллиона рублей на создание в столице известного Тенишевского училища. В начале 1901 г. он подарил особняк своей второй жене Марии Клавдиевне (1867 - 1928) - молодой, красивой и образованной женщине, которая после смерти мужа переехала сюда с Английской наб., 14, и еще активнее занялась меценатством и возрождением народных промыслов. Для этого в Смоленской губернии в «идейном имении» Талашкине устроила мастерскую для обучения местных крестьян. Обладавшая художественным вкусом и способностями княгиня увлекалась искусством эмали и немало в нем преуспела, коллекционировала акварели и русскую старину. По вечерам в ее доме ровно пять лет (1904 - 1909) собирались «Мюссаровские понедельники», которые охотно посещали члены этого благотворительного общества - петербургские художники и любители искусства. Посетители рисовали, слушали концерт и затем ужинали. Позднее в театральном зале Суворинское училище, открытое при одноименном театре, давало разнообразные представления. В 1910 - 1911 гг. гражданский инженер Л. Ф. Геллерт вместо сломанного поперечного дворового флигеля возвел четырехэтажный дом в стиле модерн с ателье для художников, которым, однако, мало кто воспользовался. В июле 1914 г. особняк превратили в казарму и «на штучных итальянских паркетах, сделанных из розового дерева, перламутра и слоновой кости, очутилось 600 солдат». Большевики особняк национализировали и заняли под разные учреждения. Княгиня с дочерью в это время жила далеко - в Париже. После войны в княжеский дом надолго вселился институт «Ленгражданпроект», проектировавший для всей страны города, жилые и гражданские объекты. Сегодня в дом пытаются вернуть муз - в декабре минувшего года в нем состоялся концерт «Английское барокко» в рамках фестиваля «Набережные Петербурга».
Сейчас здание принадлежит новому офису "Газпрома".
Дочерняя структура газового монополиста в январе 2006 г. выкупила у предпринимателя Романа Абрамовича здание на Английской наб., 6. "Газпром" намерен разместить там, в частности, администрацию подконтрольного ему ФК "Зенит".
Те, кто ходил в офис ФК "Зенит" за билетами на матчи, сообщают, что надворный флигель со стороны внутреннего двора перестроен в "современном" стиле - там нечто стеклянное вместо части стены, а точнее, видимо, флигелек подрос... (добавил рина)
Дворовый флигель особняка Казалета на Английской набережной, 6, где находится офис «Газпромнефти», постепенно надстраивался, и теперь просматривается с Васильевского острова. В 2006 г. это здание, выходящее также на Галерную улицу, 5, было оформлено в собственность ООО «Комплекс "Галерная 5"», единственным владельцем которого является ОАО «Газпром нефть». С тех пор здесь шло «приспособление для современного использования». Наблюдатели отмечают, что новое сооружение оказалось выше карниза лицевого здания почти в два раза. В проекте реконструкции была разборка третьего этажа (более поздней постройки, чем нижние два) и возведение на его месте «композиции из двух этажей с мансардой». КГИОПом была согласована научно-исследовательская и проектная документация по этому проекту, в частности, выполненная ОАО «НИИ "Спецпроектреставрация"» историко-культурная экспертиза. (karpovka.net 17.05.2012, 11.01.2013)
1925-1926: Латышский домпросвет. Наб. Кр. Флота (б. Английская), 6 ("Весь Ленинград - 1925". С. 79; "Весь Ленинград - 1926". С. 66)
2003: ООО "Балтсибстрой" - Английская наб. (быв. Красного Флота наб.), 6/5 (TopPlan2003)
2009: "Ниеншанц" музей - Английская наб., 6 Примечание: Вход бесплатный Режим работы: 11.00-16.00, вт выходной (TopPlan2009)
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения [7802327000].
Да нет, "стеклянное" там - это летний сад. Стены все на месте, а некоторые постройки если и выросли, то только вверх. Всё старое стоит на своих местах.
В этот нарядный дом на Английской набережной, 6, рядом с особняком Лавалей сегодня можно попасть только с экскурсией, ибо здесь с 2004 года после обширной реставрации, которую ранее провел олигарх Р. А. Абрамович, предназначавший дом для представительства Чукотки, располагается офис компании «Газпромнефть»...
История дома началась вскоре после основания Петербурга. Первым владельцем участка стал обер-экипажмейстер (отвечал за флотские экипажи. – В. А.) Леонтий Макушев, в 1713 году продавший его «обер-комиссару подполковнику Ивану Афанасьевичу Тормасову, который шесть лет спустя заявил, что «полаты и мазанки по даче чертежей строить буду».
Переселившись из Олонца, где заведовал местной верфью, Тормасов купил участок и стал служить в Адмиралтейств-коллегии. В 1727 году его назначили воеводой в Вологду, и, очевидно, тогда же у его владения появился новый хозяин – князь Петр Борисович Черкасский (ок. 1700 – 1768), происходивший из знатного черкесского рода. Княжна Мария Темрюковна Черкасская была второй женой Ивана Грозного, а отец князя Петра – стольником Петра Великого.
Сам князь карьеру начал на флоте, был участником крымского похода графа Миниха и отличился при взятии Бахчисарая. В чине генерал-майора командовал в 1744 – 1760 годах лейб-гвардии Конным полком, после чего два года состоял губернатором Москвы, где у него имелся настоящий дворец. В 1768 году Черкасский вышел в отставку, протестуя против позорного мира с Пруссией, заключенного Петром III для окончания Семилетней войны. В том году он уже не жил в своем столичном доме – им владел крупный английский купец Джон Томсон, успешно продававший обои с мануфактуры своего брата в Москве.
Всего тридцать лет минуло с времени постройки двухэтажного на подвалах каменного дома в девять окон по фасаду. Попадали в дом через парадные ворота, которые с набережной вели во двор. В подвалах находился склад для бочек английского эля, популярного в высшем обществе. Их привозили на судах из самой Англии наряду с другими традиционными товарами британского экспорта. В царствование Екатерины II английские торговые компании процветали, их члены богатели. В 1774 году в Петербурге действовало 57 английских фирм, в их числе «Томсон и Питерс».
В конце XVIII века домом по-прежнему владеет Томсон, только с именем Майкл. В доме насчитывается 28 покоев и он шире прежнего, ибо застроен проезд во двор. В корпусе по Галерной в 1803 году работает «Норграфов кофейный дом», тоже явно английский. Кофейни в моде.
Шесть лет спустя домохозяином назван немецкий купец Иоганн Блессиг, родом из Страсбурга, унаследовавший фирму отца «Киммель и Блессиг. Он, его вдова Эмилия и сыновья долго владели особняком, который в 1814 – 1816 годах перестроили в стиле классицизма. Одновременно Блессиг распорядился «вновь построить каменные флигели в 3 этажа, каменные сараи и конюшни в один этаж».
В 1865 году владелец сменился – им стал Эдуард Петрович Казалет (Cazalet), торговавший от фирмы «Виллиам Миллер и Ко.». Он был внуком английского негоцианта Ноя Казалета, основавшего в 1780-е годы торговую фирму «Крамп и Казалет». Сын Ноя Петр предпочел торговле пивоварение и в 1859 году стал хозяином Калинкинского пивоваренного завода, с временем крупнейшего в стране, выпускавшего в зеленых бутылках элитные сорта английского и баварского пива, а также меды. Завод существует доныне и носит имя Степана Разина.
Разбогатевший на пиве Эдуард Казалет получил звание потомственного почетного гражданина и поселился в самом центре столицы. Он сразу поручил архитектору В. Е. Стуккею (кстати, тоже англичанину) полностью перестроить приобретенный особняк в стиле необарокко, что и было исполнено за два года. Лицевой дом надстроили на этаж и перепланировали. Из богато украшенных интерьеров сохранились нарядная парадная лестница и два зала в бельэтаже – большая гостиная, оформленная кариатидами и лепными фигурными панно, и другая, украшенная деревянными панелями, резными пилястрами и мраморным камином. В 1873 году архитектор В. Ф. Эстеррейх пристроил к дому восточный флигель с двумя парадными помещениями, которые в 1910 году расширили театральным залом.
В 1872 году в проданном доме разместился Международный коммерческий банк, приспособивший часть помещений для канцелярских нужд. Он был открыт в 1863 году и занимался финансированием главным образом тяжелой промышленности и железных дорог. В 1899 году банк переехал в новое здание на Невском пр., 58, и дом на Английской набережной за 475 тыс. руб. выкупил пайщик банка князь Вячеслав Николаевич Тенишев (1843 – 1903) – крупный предприниматель и одаренный делец, наживший огромное состояние благодаря своим способностям.
Сын генерал-майора, этот «русский американец» получил высшее гуманитарное и техническое образование и уже в 26 лет обзавелся собственным заводом. Радея о развитии образования, князь много жертвовал, в частности, отпустил полтора миллиона рублей на создание в столице известного Тенишевского училища.
В начале 1901 года он подарил особняк своей второй жене Марии Клавдиевне (1867 – 1928) – молодой, красивой и образованной женщине, которая после смерти мужа переехала сюда с Английской наб., 14, и еще активнее занялась меценатством и возрождением народных промыслов. Для этого в Смоленской губернии в «идейном имении» Талашкине устроила мастерскую для обучения местных крестьян. Обладавшая художественным вкусом и способностями княгиня увлекалась искусством эмали и немало в нем преуспела, коллекционировала акварели и русскую старину.
По вечерам в ее доме ровно пять лет (1904 – 1909) собирались «Мюссаровские понедельники», которые охотно посещали члены этого благотворительного общества – петербургские художники и любители искусства. Посетители рисовали, слушали концерт и затем ужинали. Позднее в театральном зале Суворинское училище, открытое при одноименном театре, давало разнообразные представления.
В 1910 – 1911 годах гражданский инженер Л. Ф. Геллерт вместо сломанного поперечного дворового флигеля возвел четырехэтажный дом в стиле модерн с ателье для художников, которым, однако, мало кто воспользовался. В июле 1914 года особняк превратили в казарму и «на штучных итальянских паркетах, сделанных из розового дерева, перламутра и слоновой кости, очутилось 600 солдат». Большевики особняк национализировали и заняли под разные учреждения. Княгиня с дочерью в это время жила далеко – в Париже.
После войны в княжеский дом надолго вселился институт «Ленгражданпроект», проектировавший для всей страны города, жилые и гражданские объекты. Сегодня в дом пытаются вернуть муз – в декабре минувшего года в нем состоялся концерт «Английское барокко» в рамках фестиваля «Набережные Петербурга».
Ин-т "Гипроприбор" Гос. по проектированию заводов приборостроения и ср-в автоматизации Госком-та по приборостроению, ср-вам автомат-ции и системам управл. при Госплане СССР - ул. Чайковского, 1,
Попрошу модераторов не переносить сходу текст В. Антонова в публ. - судя по всему, он передирает с нетленки г-жи Соловьевой, а та любила путать НИИ и данные по особнякам Тенишевых в ч-ти. Равно как инф-цию по самой семье Тенишевых. Ну и уж к-но все подряд "национализировала".
Спасибо, я этим термином вполне владею, равно как много лет занимаюсь арх. док-тами сов. периода. Советизация в данном случае не уместно, но не суть.
Нет, г-жа Соловьева не может врать всегда. Но тут ведь как в той причте пропастушонка, что кричал "волки": т.к. этот автор не раз была уличена в ошибках, и она не вносит исправления в издания, несмотря на публикации, эти ее ошибки развенчивающие, а копирайт еще и ставится свежим годом (что однозначно предполагает другой текст), то приходится проверять каждую букву. Никогда не знаешь, где именно она напортачила (при наличии якобы арх. ссылок, что ужасно).
По особнякам Тенишевой и ее дочери я помогал коллеге вычитывать тексты, так что знаю чуть более чем...
Что до г-на Антонова, то я не обвиняю его в ТУПОМ переписывании, но вижу, что ноги растут оттуда же - либо человек столько виртуозно делает собств. неточности и не владеет не просто терминологией, но представлением о процессах, названного времени.
Газпром надстроил свой особняк на Английской набережной
Дворовый флигель особняка Казалета на Английской набережной, 6, где находится офис «Газпромнефти», постепенно надстраивался, и теперь просматривается с Васильевского острова.
Это здание было оформлено в собственность «Газпромнефти» в 2006 году. С тех пор здесь шло «приспособление для современного использования».
Особняк Казалета — памятник архитектуры регионального значения. Он был построен в первой половине XVIII века. Как рассказали наблюдатели, постепенно дворовые флигели, обращенные на Галерную улицу, надстраивались. А недавно они обнаружили, что новое сооружение выше карниза лицевого здания почти в два раза.
Известный архитектор Павел Никонов в комментарии корреспонденту «Карповки» заявил: «Я бы охарактеризовал это как ползучий захват горизонта Санкт-Петербурга. Это не единственный пример. То и дело небесная линия оказывается подперта очередной выскочкой».
Сейчас надстройка отчетливо видно пешеходам без специальной оптики с Университетской набережной, наиболее — с тротуара 1-й линии Васильевского острова вдоль Румянцевского сада.
«Газпромнефть» пообещала предоставить свой комментарий относительно ситуации. Наша интернет-газета также намерена выяснить в КГИОПе, насколько законно были надстроены дворовые флигели особняка Казалета.
Сносить мансарду над дворовым флигелем особняка Казалета на Английской набережной, 6, где находится «Газпром нефть», не будут. Надстройка просматривается с Васильевского острова. Особняк Казалета — памятник архитектуры регионального значения. Он был построен в первой половине XVIII века. В 2006 году это здание, выходящее также на Галерную улицу, 5, было оформлено в собственность ООО «Комплекс „Галерная 5“», единственным владельцем которого является ОАО «Газпром нефть».
В мае 2006 года начались работы по «приспособлению для современного использования». Официально реконструкцию вели по заказу компании «Комплекс „Галерная 5“». Наблюдатели отмечают, что новое сооружение оказалось выше карниза лицевого здания почти в два раза. Сейчас надстройку отчетливо видно пешеходам с Университетской набережной, наиболее четко — с тротуара 1-й линии Васильевского острова у Румянцевского сада.
Как сообщил «Карповке» зампредседателя комитета по охране памятников Александр Леонтьев, в проекте реконструкции была разборка третьего этажа (более поздней постройки, чем нижние два) и возведение на его месте «композиции из двух этажей с мансардой». КГИОПом была согласована научно-исследовательская и проектная документация по этому проекту, в частности, выполненная ОАО «НИИ „Спецпроектреставрация“» историко-культурная экспертиза.
«В своих выводах эксперты отмечали, что предлагаемая надстройка здания поднимет уровень карниза в пределах габаритов существующей застройки, оставит вне зоны восприятия новый конек и, в целом, не нанесет ущерба ценностным характеристикам исторической среды», — отметил господин Леонтьев, подчеркнув, что работы по приспособлению велись с разрешения КГИОПа.
Ужас на заднем плане это, вероятно, мансарда на доме 6 по Галерной (5 по Конногвардейскому), на том, что называется апартаменты "Монферран". а здесь во дворе, получается, атриум
Ужас на заднем плане это, вероятно, мансарда на доме 6 по Галерной (5 по Конногвардейскому),..
Это не вероятно, а так и есть на самом деле. И это не мансарда, точнее не только мансарда, дом - это полный новодел. Со стороны Красногвардейского бул. оставили лишь только фасад.стену.
В дополнение к предыдущему: Я лично почти всегда даю ссылки на источники информации, а в тех немногих случаях, когда не могу это сделать, честно пишу: "Личные воспоминания, не могу плдтвердить". Вы это называете "брехней", "художественным свистом". А сами занимаетесь куда худшей брехней - просто изрекаете "истины", не заботясь об их подтверждении.
В начале сведений о доме № 6 по Английской набережной сообщается, что особняк этот принадлежал Е. П. Репниной. Это мнение ошибочно. Княгиня Елизавета Петровна Репнина никогда не владела этим домом.
При комплектовании дела по дому № 6 по Английской набережной, хранящегося в ЦГИА С.-Петербурга (фонд 513, опись 102, дело 25, лист 1), ошибочно вложен лист с проектом Г. А. Боссе за 1838 год - " План и Фасад. По 1-й Адмиралтейской Части 4 квартала под № 17 (приписано карандашом: старым 248). По Дому Княгини Елизаветы Петровны Репниной".
Лист этот относится к делу по дому № 34-а по Английской набережной (ЦГИА С.-Петербурга. Фонд 513, оп. 102, дело 38). В деле по дому 34-а на листах 21 - 22 изображён тот же дом, что и на плане за 1838 год.
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Да нет, "стеклянное" там - это летний сад. Стены все на месте, а некоторые постройки если и выросли, то только вверх. Всё старое стоит на своих местах.