Публикация

Съезжий дом Каретной части (по Гончарной ул.)

Здание на карте
фото
Гончарная ул., 6
Невский пр., 91
Архитекторы: Краснопевков З. Ф.
Год постройки: 1846-1850
Стиль: Эклектика

Съезжий дом Каретной части                                              эклектика

Невский пр., 91 - Гончарная ул., 6

 

1846-1850 - арх.(АХ) Краснопевков Захар Филиппович - перестройка

- здание надстроено

 

           см. дом (по Невскому пр.)

  • фото

    Старая открытка.

  • фото

    ЦГАКФФД СПб Е 10136
    начало 1910-х гг.
    * см. ниже
    (добавил люблюпитер )


  • фото

    ЦГАКФФД СПб Е 10135
    ** см. ниже
    начало 1910г.
    (добавил люблюпитер )

  • фото

    «Весь Петроград
    - 1923". С. 204

  • фото

    1960 г.
    ЦГАКФФД СПб Гр 76095
    Фасад дома №6
    на Гончарной улице.
    (добавил
    люблюпитер )

  • фото

    Фрагмент схемы
    РГИС 2020 г.
    (добавил люблюпитер )

Личный состав части перед выездом на место пожара (стоит в повозке 3-я слева член совета Императорского Российского пожарного

     общества, председатель Рижского пожарного общества М.А.Ермолова). Дата съёмки: начало 1910-х гг. Автор съёмки: Фото  ателье Буллы

**  Личный состав части перед выездом на место пожара (среди отъезжающих - первая женщина пожарный Ермолова ). Дата съёмки: начало 1910г.

     Автор съёмки: Фотография ателье Буллы

  • фото

    Фото - snegir 2010 г.

Старожилы этого дома (как впрочем, и дома по Невскому пр., 91) называют эти дома «полицейскими». Из различных источников известно, что комплекс зданий был построен в 1846-1850 гг., арх. Т. Ф. Краснопевковым для нужд полиции и имел официальное название - Съезжий дом Каретной части, где также имелась каланча для «пожарного наблюдения». Полицейские части того времени в Петербурге имели и функции пожарных частей, поэтому и существовали пожарные каланчи, которые венчались специальными мачтами. Такие каланчи были установлены во всех административных частях города, в случае пожара или наводнения на них поднимались черные шары. Отсюда и пошло выражение: «Посидеть под шарами», как вариант «Ночевать под шарами», что означало попасть в полицейскую часть. 

(Fotoxronika)

 

1896: Пожарные части6 Ал.-Невская, Гончарная, 6 

(Домбровский Ф.В. «Полный путеводитель по Петербургу и всем его окрестностям». - СПб, 1896. С.333)

1903: Александро-Невская пожарная часть. Гончарная, 6 (ВПб на 1903. О. 1. Стлб. 284)

1922: Лагери принудительных работ. Распределительный пункт. Комендант П. Е. Егоров - Гончарная, 6.

(«Весь Петроград - 1922". Кол. 824)

1924: Фураж, Бессарабов М. С.; Попова А. И.; Сабуров Д. А.; Секерин В. А.; Хлебопекарня, Кублаков Е. И.

(«Весь Ленинград - 1924", С. 260, 262)

1925: Кузница, Коротков А. Т., Пахомов В. Ф., Максимов П. М.; Фураж, Сиднев П. И., Сабуров Д. А.

(«Весь Ленинград - 1925", С. 347, 399)

1926: Кузница, Анашкин Т.К. и Перелыгин В.Н.; Коин; лабазы, «Губсоюзколхозов»; «Райсельсоюз»; фураж, Волков Ф.А..

(«Весь Ленинград - 1926", С. 395, 397, 453)

1927: Фураж, Волков Ф.А. («Весь Ленинград - 1927", С. 490)

1928: Извоз, Самуилова М. А.; фураж, Волков Ф.А. («Весь Ленинград и область - 1928". С. 465, 541)

1929, 1930: Строительные работы, товарищество  «Новый быт железнодорожника».

(«Весь Ленинград и область - 1929". С. 530) («Весь Ленинград и область - 1930". С. 523)

1931: Бумага, бумажная тара «Всерообпрома». («Весь Ленинград - 1931". С. 401)

1932, 1933: Фабрика бумажной тары Ленинградского областного отдела Всерообпрома.

(«Весь Ленинград - 1932". С. 154) («Весь Ленинград - 1933". С. 58)

1934, 1935: Дорожный союз жилищной кооперации Октябрьской железной дороги –"Доржилсоюз"

(«Весь Ленинград - 1934". С. 181); («Весь Ленинград - 1935". С. 203)

1939, 1940: Комиссия Ленинградской врачебно-трудовой экспертизы ВТЭК. Обслуживает Володарский,

         Дзержинский, Смольнинский р-ны и работников ж.-д. транспорта. («Ленинград - 1939", С. 331), («Ленинград - 1940", С. 421)

1965, 1976: Магазин «Транспортная книга», Гончарная, 6. ([108], С. 211), («Краткий справочник ЛГТС-1976", С. 118).

1988: «Транспортная книга» (по безналичному расчету), Гончарная, 6. ([125], С. 266).

            В [211] этот магазин найти не удалось.                                                                                                                                        (Добавил: v3p1s4

  • фото

    Дворовый фасад

  • фото

    Дворовый фасад

  • фото

    Фото -
    Vladimir-2013, 02.2020.

Выявленный памятник. Съезжий дом Каретной части нач. 19 в., автор не установлен; 1846-1850 - арх. З.Ф. Краснопевков Невский пр., 91 лит Б;

дом 91 лит Д; Гончарная ул., 6 лит Г Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001

32 комментария
5337 просмотров
Добавил: Blackadder, 2 Июня 2010, 21:53
Редактировано: 24 Сентября 2020, 22:06
Оцените:
(8 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house11968.html' target='_blank'>Съезжий дом Каретной части (по Гончарной ул.) на Citywalls.ru</a>
Всего 32 комментария
  • 6 Января 2011, 16:51

    Александро-Невская пожарная часть. Гончарная, 6 (ВПб на 1903. О. 1. Стлб. 284)

  • 27 Января 2011, 21:03

    1922: Лагери принудительных работ. Распределительный пункт - Гончарная, 6. Комендант П. Е. Егоров (ВЛ. 1922. Стлб. 242)

     

  • 18 Мая 2011, 23:52

    В здании, ориентировочно в 1930-1933 годах, была произведена перепланировка: все внутренние помещения перестроили под жилые квартиры. Большая часть переоборудованных помещений стали отдельными квартирами, но были созданы сначала шесть, а чуть позже еще одна (всего их стало семь) коммунальных квартир. Такие квартиры имели по 4 или 5 комнат для проживания и кухню для общего пользования. Первоначально все квартиры в доме имели печное отопление. Кухни оборудованы плитами (дровяными), а ванные комнаты дровяными  колонками (водогреем). Дрова хранились в сарае, который находился во дворе дома. Эти дровяные сараи были трехэтажными, однако после начала войны, вернее во время блокады Ленинграда, из-за опасности возгораний, сараи были разобраны, а дрова хранились в подвале дома. Жильцами дома подвал был разгорожен на клети, и до окончания войны использовался под эти цели. Особенностью такого хранения было то, что попасть в свои клети можно было только через небольшие входы-оконца, находившиеся почти вровень с поверхностью земли. Хотя для части подвальных клетей был вход с торца здания, через обычную подвальную дверь.

    Во дворе дома имеется флигель. Каменное трехэтажное строение, которое также имело номер дома «6», и где нумерация квартир, продолжалась от основного здания № 6. Всего во флигеле было шесть двухкомнатных отдельных квартир с нумерацией от 18 до 23. Хотя между собой эти дома никак не соединялись. Единственно, что их объединяло – это время реконструкции и ведомственная принадлежность. Как известно, эти дома принадлежали Октябрьской железной дороге и большей частью заселялись членами семей и работниками этого ведомства. 

     Источник: устный рассказ жильцов дома 6, которые заселились в это дом в 1934 году, т.е. после реконструкции дома.

  • 19 Мая 2011, 00:53

    А ссылки на п роисхождение инф-ции? Т.б. там даты.

  • 19 Мая 2011, 10:41

    Информация получена от ныне здравствующих жильцов дома 6, которые заселились в это дом в 1934 году, т.е. после реконструкции дома. Поэтому даты, как впрочем, и остальная информация, носят субъективный характер.

     

  • 19 Мая 2011, 10:57

    Кстати в каталоге выставки "Утраченные памятники архитектуры Лениниграда" указано, что здание было увенчано башней, такой же как в съезжем доме на площади Репина. Дома посмотрю и уточню даты и т.п.

  • 19 Мая 2011, 14:34

    Вероятно башня находилась в доме 91 по Невскому проспекту, по крайней мере, если судить по имеющимся фотографиям. (Открытку с видом на каланчу отправил в альбом сайта.)

     

    ссылка на фотографию здания и пожарной каланчи

    Александро-Невская полицейская часть (Невский пр, 91)

     

    Проект съезжего дома в Каретной части. Фасад и разрез главного корпуса и поэтажные планы всех построек.копии. тушь, акв. бум. 65х43, 56х40, 70х45.

    1840г. ЦГИА СССР. ф.1488. оп.2. д.899. 3л.

     

    Дело о перестройке  съезжего дома в Каретной части Петербурга. 1842-1850г. ЦГИА СССР. ф.218. оп.3. д.36. 245л.

  • 20 Мая 2011, 00:16

    И все же откуда данные по ЦГИА СССР?

  • 20 Мая 2011, 15:53

    Судя по имеющемуся делу о производстве строительных и ремонтных работ в 1861году Съезжий дом Каретной части подвергался перестройке, т.е. был надстроен этаж. Определить надстройку можно по форме окон верхнего этажа, отличающихся от остальных окон в здании.

     

    Источник: ЦГИА СССР. ф.217. оп.2. д.429. 66л. 1860-1861гг.

  • 20 Мая 2011, 16:49

    Поскольку ист-к происхождения данных по ЦГИА СССР не указан, то обращаю внимание модераторов, что ЦГИА СССР с 1992 года именуется РГИА.

  • 23 Мая 2011, 19:09

    В связи с возникшими сомнениями в правильности ссылок на ЦГИА СССР пришлось поработать над данным вопросом. Как и ожидалось никаких революционных изменений не обнаружено. Общеизвестно, что с 1961г. и по 1992г. учреждение именовалось как ЦГИА СССР. В 1992 году Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1992 г. N 430 было преобразовано из ЦГИА СССР в РГИА с адресом: СПб, наб. Красного флота, д. 4.

    В 2006 году РГИА переехал в новое здание по адресу: СПб, Заневский пр., дом 36, вот этот переезд и беспокоил. Сохранились ли сами фонды, описи, дела? Действительна ли их нумерация, составленная во времена до 1992г.? Пришлось провести небольшое исследование, сравнить современные сведения с информацией о каталогах ЦГИА СССР. Теперь можно сделать вывод: все сохранились! Поэтому ссылки на фонды, описи, дела ЦГИА СССР и РГИА совершенно идентичны,  и могут использоваться в научной и поисковой работе.

  • 23 Мая 2011, 20:28

    Вы напрасно так затратились во времени - вопрос был не в этом. Я вполне себе представляю, какие фонды меняли /могли менять нумерацию (чаще внутреннюю в описи), какие не должны были. Вопрос в том, что непонятно откуда эта инф-ция именно в этой форме и именно еще по ЦГИА СССР. Насколько я понял, сами Вы в архивы не ходили (или ходили, и я Вас неверно понял?), а значит, выкладывать эти данные можно с лит-ры. Вопрос в этом и состоит, ЧТО ЗА ЛИТ_РА? Ссылка должна быть на лит-ру, а архивная принадлежность будет как раз в начале текста.

  • 23 Мая 2011, 23:01

    Однако у меня теперь есть уверенность, что имеющийся источник информации правдив, по крайней мере, в области ссылок на архивные документы. А отсутствие этой информации в печатном виде или литературы, не умаляет её правдивости. На этом позвольте прекратить дискуссию об определении достоверности информации по формальным признакам. 

     

  • 23 Мая 2011, 23:28

    А нельзя просто назвать книгу, в которой даны эти ссылки на архивы?

    А то я уже нить потеряла...

  • 23 Мая 2011, 23:36

    Тут по-моему, все потеряли нити. Илья (Fotoxronika) упорно отказывается назвать источник информации, что странно.

  • 23 Мая 2011, 23:39

    Я как раз не потерял нить, но не в состоянии понять логику или мотивацию... или мы на разных языках... причем, в разных публ. :))

  • 23 Мая 2011, 23:52

    да нет никакой книги, какая еще нужна вторичная информация, когда даю ссылку на архивное дело. Почему такое доверие к книгам? Обещаю, что если я буду пользоваться печатной книгой, то обязательно укажу и автора, и все остальное...

    Язык у нас устный один, а вот письменный слегка различается... так как я не профессиональный историк, поэтому проблемы с логикой, а тем  более с мотивацией.

    Мне просто интересно общаться с умными людьми, узнавать новое по истории города. Вот и роюсь в разных источниках, куда руки дотягиваются. Кое-что более опытные люди доставляют.

     

  • 23 Мая 2011, 23:56

    Это арх. инф-ция вторична, если она не промотрена самим исслед-лем. Если Вы сами не списали эти данные, то не можете дать прямую арх. ссылку. Это обычная норма.

    Я, напр., не могу ссылаться на арх. док-ты, к-рые сам же ввел в науч. оборот, вторично, а должен сослаться на свою публ. И все ост-ные так же. Это норма.

  • 23 Мая 2011, 23:59

    А вопрос возник у всех, потому что форма подачи мат-ла свид-ет, что тут не может быть арх. ссылка. Вы ссылаетесь на дело, а даете свед., явно списанные с каталожки или из старого путеводителя по арх.

  • 24 Мая 2011, 00:01

    А для меня Fotoxronika объясните пож. самым простым языком: эти данные  Вы выписали непосредственно в архиве, где смотрели чертежи, или они были указаны в какой-то книге, где были приведены все эти планы и разрезы?

  • 24 Мая 2011, 00:20

    у меня нет книг, сам не списывал с каталожных карточек. Однако проверил по данным РГИА, все, что я указывал, как ссылки по ЦГИА СССР соответствует имеющимся в РГИА описям. Если это так беспокоит, то почему не проверить, правильные ссылки или ложь?

    Я вообще фотограф, и больше по фотографии собирался на страницах этого ресурса действовать, а вот втянулся в дискуссию на чужом поле… Если можно, давайте прервемся...

     

  • 24 Мая 2011, 00:38

    Резюме: Т.к. происх. инф-ции неясно, данные по старым не то каталожкам, не то путеводителям, то использовать можно ее только как инф-цию к рамышлению. 1. В ЦГИА СССР -РГИА была норма 300 кг в мес. по сдаче макулатуры. 2. Когда смотришь описи (к-рые теперь оцифровывают в ч/б самым идиотским способом из возможных), то видишь пометки - прав-ный номер дела с красной галочкой. А там еще и др. галочки-палочки, в ч/б, их теперь не различить :(, а допроситься до подлинной описи - беда и потеря здоровья. 3. Электр. каталог содержит немало ляпов, по нему проверять смешно. Т.б. см. выше.

    Лично я в РГИА в ближ. время не иду - не мой период на данном этапе.

  • 24 Мая 2011, 00:42

    Да это не дискуссия, не обижайтесь. И правильность ссылок  не оспаривается, просто для понимания. Вот у меня сейчас на столе лежит книга Александровой "Северные окрестности Петербурга". Иногда она в тексте ставит номер сноски, а в сноске указан каталожный номер архива.

    Я предполагаю, что Вы пользовались чем-то подобным.  Только об этом и речь.

  • 10 Мая 2013, 04:02

    два фото

     

     

     

  • 10 Мая 2013, 13:42
    Ответ на "два фото " от Rain

     Эти фото надо бы в другую публикацию 

  • 18 Ноября 2013, 17:51

    Домбровский Ф.В. «Полный путеводитель по Петербургу и всем его окрестностям». — СПб, 1896. (С.333):

  • 29 Января 2014, 14:31

    В этом здании находилось центральное отделение резерва столичной (Санкт-Петербургской) полиции, которое одновременно исполняло функции специальной школы. При этой школе существовал Музей столичной полиции. Одной из задач музея была подготовка к несению службы в полиции.

     

    из книги "Резерв С.-Петербургской столичной полиции" стр.5 ...Перейдем теперь к резерву в его настоящем виде. Состав его, начиная со вступления в должность С-Петербургского Градоначальника, генерал-лейтенанта Н.В. Клейгельса, возрос численно свыше 300 городовых и 40 околоточных надзирателей. Для удобства службы весь этот состав размещен в четырех пунктах столицы с таким расчетом, чтобы в случае надобности все люди резерва могли быть собраны в одно общее место не позже, как через восемь-десять минут. Части или отделения резерва помещаются: центральное – Гончарная, 6, и остальные Невский, 88, Большая Морская, 22 и 8-ая рота Измайловского полка, 20. В каждом отделении имеются особые фельдфебели, которые заведуют этими отделениями и получают указания о порядке несения службы из центрального резерва.

     

    источник информации: Резерв С.-Петербургской столичной полиции. Специальная школа для чинов полиции и Музей столичной полиции. - Санкт-Петербург: тип. СПБ Градоначальства: 1901. - 33 с., [17] л. ил.: фот.

  • 16 Декабря 2014, 23:30

    На от 27 января 2011

    Ссылка

    («Весь Петроград - 1922". Кол. 824)

  • 1 Апреля 2015, 21:10

    Обращаюсь к имеющему право входа в публикацию: пожалуйста, исправьте страницу в ссылке в соответствии с предыдущим комментарием.

  • 1 Апреля 2015, 22:29

    Гончарная, 6

    1923: («Весь Петроград - 1923". С. 204). В самом справочнике эти данные не фигурируют, лишь в рекламе на указанной странице. Реклама превращена в текст при помощи Fine Reader 11.

    ЛАБАЗ

    А. И. ПОПОВОЙ.

    Гончарная, № 6.

    ТОРГОВЛЯ

    овсом, сеном, отрубями

    и проч. зерновыми продуктами.

    ПРОДАЖА и ПОКУПКА

     ОПТОМ и в РОЗНИЦУ

    разных зерновых продуктов.

    1924: Фураж, Бессарабов М. С.; Попова А. И.; Сабуров Д. А.; Секерин В. А.; Хлебопекарня, Кублаков Е. И. («Весь Ленинград - 1924", с. 260, 262)

    1925: Кузница, Коротков А. Т., Пахомов В. Ф., Максимов П. М.; Фураж, Сиднев П. И., Сабуров Д. А. («Весь Ленинград - 1925", с. 347, 399)

    1926: Кузница, Анашкин Т.К. и Перелыгин В.Н.; Коин; лабазы, «Губсоюзколхозов»; «Райсельсоюз»; фураж, Волков Ф.А.. («Весь Ленинград - 1926", с. 395, 397, 453)

    1927: Фураж, Волков Ф.А. («Весь Ленинград - 1927", с. 490)

    1928: Извоз, Самуилова М. А.; фураж, Волков Ф.А. («Весь Ленинград и область - 1928". С. 465, 541)

    1929, 1930: Строительные работы, товарищество  «Новый быт железнодорожника». («Весь Ленинград и область - 1929". С. 530) («Весь Ленинград и область - 1930". С. 523)

    1931: Бумага, бумажная тара «Всерообпрома». («Весь Ленинград - 1931". С. 401)

    1932, 1933: Фабрика бумажной тары Ленинградского областного отдела Всерообпрома. («Весь Ленинград - 1932". С. 154) («Весь Ленинград - 1933". С. 58)

    1934, 1935: Дорожный союз жилищной кооперации Октябрьской железной дороги –„Доржилсоюз". («Весь Ленинград - 1934". С. 181); («Весь Ленинград - 1935". С. 203)

    1939, 1940: Комиссия Ленинградской врачебно-трудовой экспертизы ВТЭК. Обслуживает Володарский,

    Дзержинский, Смольнинский р-ны и работников ж.-д. транспорта. («Ленинград - 1939", с. 331), («Ленинград - 1940", с. 421)

    1965, 1976: Магазин «Транспортная книга», Гончарная, 6. ([108], с. 211), («Краткий справочник ЛГТС-1976", с. 118).

    1988: «Транспортная книга» (по безналичному расчету), Гончарная, 6. ([125], с. 266).

    В [211] этот магазин найти не удалось.

  • 16 Апреля 2015, 16:43

    Магазин «Транспортная книга» находился в здании по адресу Невский пр, дом 91, по крайней мере вход в этот магазин был с Невского проспекта.

  • 16 Апреля 2015, 17:21

    Документов, кроме  [125], у меня нет, но я посещал  этот магазин при советской власти и входил в него с Гончарной.

    Укажите, пожалуйста, временной период, когда, по Вашим данным, вход в магазин был с Невского.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32235
Готовится: 77
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 1254