Публикация

Особняк В. Э. Бранта -
Музея революции - Музей политической истории

Здание на карте
фото
Архитекторы: Мельцер Р. Ф.
Год постройки: 1909-1910
Стиль: Модерн

Фото - Mary, 09.2016.

Особняк В. Э. Бранта                                                      модерн, неоклассицизм

ул. Куйбышева, 4

 

1909-1910  - Мельцер Роман Федорович  ([99]. С. 212)

 

Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции (Музея революции) - 

Государственный музей политической истории России (Музей политической истории)

 

см. продолжение публикации

 

 

B 1910 г. рядом с особняком Кшесинской по проекту архитектора Р. Ф. Мельцера возведен особняк потомственного почетного гражданина В. Э. Бранта,   занимавшегося поставкой леса и пиломатериалов, члена правления Кемского лесопильного завода, члена правления Российско-баварского пивоваренного общества «Бавария» и товарищества Беломорского лесного завода. Его семейное предприятие было основано в 1802 г. в Архангельске сыном маклера из Гамбурга Вильгельмом Брантом. Постепенно фирма стала ведущим торговым домом в России. Первоначально фирма занималась вывозом хлеба. К 1860 г. она прочно занимала в Петербургском порту пятое место среди экспортеров поташа, пеньки, сала.
Это здание, построенное в стиле модерн, напоминает особняки немецких баронов. Оно выложено белой плиткой, украшено лавровыми венками и щитами тевтонских рыцарей. Привлекают внимание чугунные ворота, над которыми в небольшом квадрате барельеф - три скакуна с вытянутыми шеями. Рационалистическим подходом отмечен дворовый фасад с остекленным сводчатым навесом над главным входом. Вход в подъезд украшает горельеф «Добро пожаловать в Брунненхоф» - девушка встречает своего рыцаря, а над ними изображен летящий амур (скульптор - Г. Герхардт, 1893 г.). Второй бронзовый горельеф находится на внутреннем фасаде. Он изображает архангела Михаила. Это также работа Г. Герхардта. Шесть восьмиугольных рельефов украшают ворота и верхнюю часть стены внутреннего фасада. На одном из них изображен торговый знак владельца особняка. Витражи в особняке, один из которых изображает памятник Петру I, сделаны, по всей вероятности, по рисункам К. С. Петрова-Водкина.
 Революционные события вынудили Бранта покинуть не только особняк, но и Россию.
После ноября 1917 г. в особняке жили революционные матросы, охранявшие особняк Кшесинской от юнкеров Временного правительства. В 1920 г. Петроградский Совет передал его детскому интернату N 14 - первой общежительной коммуне, где жили бывшие воспитанники кадетских корпусов и института благородных девиц, родители которых бежали за границу, а также дети тех, кто воевал на стороне революции. Организаторами интерната были М. И. Калинин и И. Е. Котляков. Интернат просуществовал здесь до 1924 г. Жизни детей посвящена книга Л. Е. Рубинштейна «Петроградская сторона».
B 1918 г. тут жил М. И. Калинин, работавший комиссаром городского хозяйства Союза коммун Северной области и Петроградской Трудовой коммуны. В 1918 г. здесь же проживали видные большевики Л. М. Михайлов-Политикус, И. Е. Котляков, М. М. Вольберг. Они входили в организованную М. И. Калининым бытовую коммуну.
B 1918-1919 гг. в особняке Бранта некоторое время проживал председатель Петросовета Г. Е. Зиновьев.
B 1925-1926 гг. арендатором особняка стало Ленинградское государственное издательство.
В 1925 г. здесь проживали 68 человек, в 1926 г. - 101 человек. В доме имелись не только квартиры, но и «углы».
B 1927-1928 гг. особняк принадлежал хозяйству N 31 Треста коммунальных домов. В доме была 51 квартира, где проживали 163 человека.
С конца 1929 г. особняк перешел в ведение поликлиники желудочно-кишечных заболеваний.  Хозяйственные постройки, по-видимому, переделали в ведомственные квартиры. В 1932 г. в них начали селить сотрудников Ленинградского НИИ общественного питания (ЛНИИОП). В 1934 г. здесь же разместился сам институт - бывший Институт болезней органов пищеварения. После убийства С. М. Кирова начались чистки в институте. Уволили или арестовали и сослали многих его сотрудников. В 1937 г.  ликвидировали и сам институт.
В 1936 г. в освободившихся квартирах поселились сотрудники Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) по Ленинградской области.
B 1941-1946 гг. в особняке размещался обком и горком ВЛКСМ Ленинграда, многие сотрудники которых проживали в особняке.
K 1951 г. все организации, занимавшие до этого особняк, были ликвидированы или переехали в другие здания.
В декабре 1955 г. особняки М. Ф. Кшесинской и В. Э. Бранта передали Музею революции. Сотрудники музея получили квартиры на территории особняка.

 

Квартиры в дворовых постройках существовали до 1976 г.
B 1956-1957 гг. по проекту архитектора Н. Н. Надежина особняки М. Ф. Кшесинской и В. Э. Бранта соединили между собой двухэтажным корпусом. Фасад, облицованный серым мрамором, производит впечатление классической строгости. Вестибюль украшен витражами, созданными художником А. Л. Королевым к столетию со дня рождения В. И. Ленина.
14 августа 1991 г. министр культуры СССР Н. Губенко принял решение об изменении статуса музея и его переименовании. Он был преобразован в Государственный музей политической истории России. Теперь его экспозиции показывают широкий спектр политических сил России прошлого и современности."

 (Привалов Валентин. Улицы Петроградской стороны. Дома и люди. - М., 2013.С.305-307; добавил:nikspb )

 

 

  • фото
  • фото

    План.

  • фото

    Ворота бывшего
    особняка Брандта.
    Бунатян Г. Г. "...Оград узор
    чугунный"
    Альбом. Лениздат, 1990.

    (добавил IVa )

Особняк домовладельца и предпринимателя Василия Эммануиловича Бранта построен в 1909-1910 гг. по проекту крупнейшего петербургского архитектора - художника конца XIX- начала XX вв. Романа Федоровича Мельцера.

Стиль здания можно определить как взаимодействие нескольких направлений в архитектуре начала ХХ века - неоклассицизма, модерна и символизма.                                                                                                 (добавил - Student)

 

 

Владелец особняка барон Василиq Эммануилович Брант  потомственный почетный гражданин,управляющий торговым домом "Брант Э. Г. и Ко", директор  товарищества Кемских лесопильных заводов, член правления Петербургского учетного ссудного банка, Российско-Баварского пивоваренного завода "Бавария", товарищества Беломорского лесного завода "Русанов и сын".                                                                                                                         (добавил - Student)

 

В 1918 г. после прошедшей национализации,  семья Брантов покинула Петроград. Его дом стал собственностью советского государства. Здесь поселились Михаил Иванович Калинин с семьей и братом, Председатель Петросовета Григорий Евсеевич Зиновьев и другие видные большевики, сотрудники Петроградской Трудовой коммуны. Потом, по инициативе Калинина, в доме разместили детский интернат для детей, оставшихся без попечения взрослых.
Количество квартиросъемщиков и арендаторов в особняке постепенно росло. Здесь жило в разное время до 100 жильцов, располагались различные учреждения, среди которых были поликлиника, Институт общественного питания, Обком и Горком ВЛКСМ.

В середине 1950-х гг.   особняк Бранта был передан Музею Великой Октябрьской социалистической революции, наследником которого стал Музей политической истории России.

(по материалам сайта Музея политической истории polithistory.ru 22.10.2017)

 

 

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Mary, 09.2016.

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2008.

  • фото

    Барельеф
    Генриха Герхардта
    "Добро пожаловать
    в Брунненхоф"

  • фото

    Фото - Mau, 2008.

  • фото

    Бронзовые барельефы

  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 03.2017.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - GT, 2010.

  • фото
  • фото
  • фото

    Барельеф
    Генриха Герхардта
    "Архангел Михаил,
    побеждающий
    дракона".

  • фото
  • фото

    Барельеф
    Г.Герхардта
    "Добро пожаловать
    в Брунненхоф"

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Знак торговой
    фирмы Брантов

  • фото
  • фото

    Фото -
    Наталия, 03.2017.

  • фото

    Фото - Виктор М,
    21.03.2012.

  • фото

    Фото - Тамара
    Николаевна, 2008

    Добавил - IVa

Этот дом "участвовал" в фильмах про Шерлока Холмса (доктор Ватсон бежал через его двор) и в фильме "Мастер и Маргарита" (дом Марагриты)   (Chevalier)

 

1940: Лениградский Областной Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи; Лениградский

        Городской Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, ул. Куйбышева, 4.

("Весь Ленинград - 1940". С. 42) (v3p1s4)

20 комментариев
16484 просмотра
Добавил: Mary, 17 Июня 2008, 21:46
Редактировано: 11 Июня 2021, 15:41
Оцените:
(30 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1107.html' target='_blank'>Особняк В. Э. Бранта -Музея революции - Музей политической истории на Citywalls.ru</a>
Всего 20 комментариев
  • 30 Апреля 2021, 00:35

    Сергей Никоненко описывает выдающийся двор особняка с  великолепными металлическими воротами, созданными мастерами завода "Карл Винклер" - с коваными гирляндами, цветами, ветвями, с металлическим обводом свода крупной арки и нарочито угловатым фонарем.

  • 30 Апреля 2021, 03:24

    "После убийства С. М. Кирова начались чистки в институте. Уволили или арестовали и сослали многих его сотрудников".

    ===============

    очень поучительно, тк сам костриков фактически жил в соседнем особ. Кшесиньской, бросив в своей официальной кв-ре на Каменноостровском больную жену с ее сестрой

    Там его балерины-фаворитки могли спокойно попросить Хозяина о неких льготах для  себя и своих близких

    (недавно цитировали [ Синичкина Н. Е.  Семейные хроники Н. А. Камковой : историко-культурный феномен Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2016. - № 1 (42). - С. 19-24. ]

     

    По-видимому сотрудников института подозревали в слежке за  "миронычем", приведшей к его концу

  • 30 Апреля 2021, 14:53

    В "Хождении по мукам" тоже участвовал, как раз подполковник Рощин среди матросни слушал выступление Ульянова. Чуть позже скину скрины. 

  • 9 Июня 2021, 23:04

    Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

     

    В этом особняке, построенном в духе неоклассицизма и модерна, декоративное и художественное стекло в интерьерах представлено обширным комплексом изделий. Это — фацетное остекление тамбура входа, остекление бронзового просвета над дверью из вестибюля в помещения цокольного этажа, витражи в окнах Каминного зала, комплекс витражей и светильников на главной лестнице и фацетное остекление в одном из жилых помещений 2-го этажа. Здесь же, на 2-м этаже, в одном из залов находится уникальный по своей тематике, набору стекла и сохранности витраж в стиле неоклассицизма с изображением Медного всадника, который является одним из самых значительных произведений витражного искусства в дореволюционной России.

      

    Тамбур входа, справа от арки проезда во двор, представляет собой трехстороннюю коробку, выдвинутую в пространство интерьера. Входная дверь имеет овальное окошечко, забранное бронзовой решеткой в виде восьмилучевой звезды. Две глухие стороны тамбура и дверь остеклены фацетным стеклом, вставленным в прямоугольные секции дубовых рам.

     

    Слева от главной лестницы одностворчатая дверь ведет в помещения цокольного этажа. Квадратная стеклянная филенка в верхней части заполнена современным стеклом. Над дверью находится узкое горизонтальное световое окошко, с бронзовой рамой художественного литья, с рифленым стеклом в овальных просветах.

     

    В Каминном зале в цокольном этаже в трех окнах сохранились фрамуги, остекленные витражным полотном в свинцово-паечной технике. Все окна одинаковые, фрамуга с лучковым завершением заполнена рифленым бесцветным стеклом с ромбом из желтого кафедрального стекла в центре.

     

    В архитектурном решении лестницы, ведущей с 1-го на 2-й этаж, декоративное стекло играет важную роль. Четыре высоких окна с витражами создают своего рода стеклянную стену с крупным орнаментом из гирлянд. По ходу лестницы посетитель минует дверь на балкон с миниатюрным ярким витражом, а над лестничным объемом 5 выпуклых светильников, словно крупные драгоценные камни с огранкой в обрамлении из цветного рисунка, дополняют отделку лестницы и создают световые и цветовые акценты, усиливая стилистическую окраску интерьера эффектными классицистическими мотивами.

     

    Все эти детали отделки уникальны и интересны как техникой создания, так и набором использованных стекол.

     

    Витражное полотно прямоугольной формы в филёнке балконной двери, сейчас с искусственной подсветкой, — изящный шедевр витражного искусства. На нем изображен лавровый венок из голубых листьев, поверх него спускается гирлянда из полупрозрачных бус, концы которых перекинуты через красные цветы в углах композиции и свободно свисают по сторонам, заканчиваясь фиолетовыми ромбовидными бусинами. В нижней части венка складками вьется желтая лента. В центре витражного полотна — крупный медальон из цельного опалесцентного молочно-лилового стекла, напоминающего оникс. Вся композиция размещена на темно-синем стекле, светлая желтая рамка визуально отделяет узорную часть от дверного полотна.

     

    Несмотря на небольшую площадь этой работы, ее создателю удалось разместить на ней множество эффектных деталей, тех акцентов, которые невольно притягивают взор зрителя и заставляют разглядывать этот простой сюжет, находя всё новые привлекательные нюансы. Кроме центрального медальона, к ним относятся выпуклые кабошоны красного и лилового цвета, особенные, похожие на горный хрусталь эрклезы в сердцевине нижнего цветка и основании пальметты наверху, фактурные стекла с фактурой «Rough» в изображении бус. Все другие стекла — разных цветов — имеют мелкие включения пузырьков внутри массы, это так называемое античное стекло, подражающее старинному. Мелкие детали в листьях венка и желтой ленте выполнены росписью черной краской (шварцлот) с последующим обжигом в муфельной печи. Роспись лавровых листьев произведена, скорее всего, по трафарету. Детали собраны на свинцовом профиле.

     

    В четырех окнах над лестницей — витражи одинакового рисунка с изображением крупных гирлянд из лавровых ветвей, перевитых желтыми лентами. Они задают ритм членениям стены и одновременно привносят торжественный и радостный настрой в интерьер. Рамы в окнах металлические, фоновым заполнением служит бесцветное античное стекло с россыпью пузырьков внутри стеклянных пластин. Рисунок набран в технике свинцово-паечного витража из античного зеленого и желтого стекла с росписью черной и краской в тон стекла. Неизвестный автор этих витражей использовал живопись не только для контурной прорисовки деталей, но и для светотеневой моделировки: изгибов ленты, рельефа листьев. Красочный слой разной толщины, местами протерт и процарапан для придания объема изображению, при этом сохранены условность и общий декоративный характер витражей. Кроме античного стекла, бесцветного и окрашенного, использованы мелкие выпуклые красные кабошоны в изображении ягод лавра. Несколько утраченных стекол в фоновом заполнении заменены обычным оконным.

     

    Стекла установлены в чугунной раме с г-образным профилем, на лицевой стороне имеется рельефный литой орнамент, крепеж стекла с обратной стороны рамы на суриковой замазке розового цвета.

     

     

    В настоящее время особняк занимает Государственный музей политической истории России.
    Осмотр: Октябрь 2020

     

    Результаты инвентаризации: https://vitroart.ru/articles/SPb_stained_glass/

    Все фото выполнены волонтерами проекта.

     Продолжение ...

     

     

     

     

  • 9 Июня 2021, 23:18

    Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

     

    Пять потолочных светильников: одинаковые восьмиугольные по углам и крупный овальный в центре — выполнены на металлическом каркасе из фактурного стекла с фактурой «Rough». По периметру проходит декоративный пояс в виде орнамента из лавровых листьев с ягодами, выполнен из того же стекла, что и лавровые гирлянды в оконных витражах: античное зеленое, тонированное зеленой краской с прописью деталей черным контуром, ягоды из мелких кабошонов красного стекла. Фоном для орнаментальной полосы служит желтое кафедральное стекло. Соединение цветных стекол, вероятно, на латунном профиле, каркас светильников — металлический.

     

    В одном из бывших жилых помещений 2-го этажа имеется горизонтальное трехстворчатое окно с лучковой перемычкой. Оно полностью остеклено фацетным стеклом на латунном профиле. Рама дубовая, имеется подлинная фурнитура.

     

    В помещении 2-го этажа с эркером сохранился витраж с изображением Медного всадника (182 × 32 см.) Он выполнен в комбинированной технике свинцово-паечного витража с росписью. Витражное полотно занимает центральную часть средней створки окна. Его фрагменты вставлены в металлическую раму, переплет которой повторяет основные композиционные членения работы: овальный медальон с изображением памятника Петру I вписан в прямоугольную раму, разделенную на 6 секций металлическими перемычками.

     

    Медный всадник изображен на фоне восходящего солнца, прикрытого облаками, на заднем плане — оранжевое зарево и условно намеченный массив зеленых деревьев.

     

    Низко расположенная линия горизонта словно приподымает переднюю часть картины, из-за чего кажется, что Гром-камень нависает над головой зрителя, и над ним возвышается бронзовая фигура царя-реформатора на коне. Смелость этого приема подчеркивается необычным пространственным решением: гранитный постамент выступает за плоскость картины, он выпуклый, выдвигается своим объемом в реальное пространство, преодолевая грань между искусством плоскостным и трехмерным.

     

    Изображение Медного всадника выполнено из античного стекла с росписью зеленоватой, коричневой и серо-голубой краской. Для объемной моделировки использована штриховка более плотным красочным слоем в цвет стекла и черной краской.

     

    Верхние и боковые поверхности гранитного постамента окрашены красно-коричневой краской методом тампонирования губкой, плоскости во впадине под выступающей частью камня — окрашены равномерно, с проработкой штриховкой в тенях.

     

    Зрачки в глазах Петра I и его коня были написаны, видимо, иной краской, чем остальное изображение. Они побледнели и сейчас едва заметны, что не портит впечатления от работы, поскольку она не носит характер портретной живописи, а является  изображением памятника.

     

    Овальный медальон окружен двойной рамкой из желтых и красных бусин и лаврового венка, перевитого желто-оранжевыми лентами. Эти же ленты вьются в верхней части витражного полотна, зрительно объединяя центральное изображение с круглыми лавровыми венками в верхних углах, и ниспадают затейливо переплетённым ворохом в нижней части работы. Прямоугольная рамка из желтого античного стекла отделяет витраж от дубовой рамы.


    Нет сомнения, что этот витраж выполнен одновременно с другими произведениями художественного стеклоделия в этом здании. В изображении Медного всадника использованы те же типы стекол, что и в оконных витражах на лестнице, и в цветной вставке в балконную дверь, та же роспись по цветному стеклу, приемы процарапывания и протирания красочного слоя для объемной характеристики деталей. Однако сам характер проработки деталей иной — более живой, выполнен не по трафарету, а от руки. Линия местами дрожит и прерывается, краска ложится то тонким штрихом кончиком кисти, то утолщается, в зависимости от наклона инструмента живописца. Создается впечатление, что художник, писавший по стеклу не столько переносил имеющийся эскиз на стеклянные детали, сколько был занят живописными задачами. Краска нанесена легко и свободно, без излишней сухости, местами с поправками, кое-где с красочными потеками и пятнами.

     

    Авторство произведений художественного стеклоделия из особняка В. Э. Брандта не установлено. Гипотеза о том, что к созданию эскиза витража «Медный всадник» причастен К. С. Петров-Водкин нуждается в подтверждении документальными материалами. Эта версия принадлежит Елене Пондиной — сотруднице Художественно-мемориального музея К. С. Петрова-Водкина (филиал Музея им. А. Н. Радищева). Она была выдвинута на основе ряда случаев сотрудничества художника с архитектором Р. Ф.  Мельцером и по одной строке из письма 1911 года, в котором Кузьма Сергеевич упоминает «брантовское стекло». (Источник: сайт "Музеи России")

     

    Также нет данных о мастерской, которая выполнила работу в материале.

     

    Некоторые виды стекол в этом произведении, например, оранжевое с редкими крупными пузырями и светло-желтое стекло с грубой фактурой не встречаются в петербургских витражах начала ХХ века. Это может говорить о том, что работа выполнена вне Петербурга, или собрана на основе привозного стекла. Возможно, дальнейшее изучение петербургского и зарубежного витражного искусства начала ХХ века принесет новые версии относительно авторов этой уникальной работы.

     

    Некоторые стекла с трещинами, слева внизу как минимум одно синее стекло утрачено, заменено похожим, края витражного полотна местами отходят от краев рамы.

     

    Это исключительно хорошо сохранившееся произведение художественного стеклоделия начала ХХ века, с редким для Петербурга тематическим сюжетом, нуждается в проведении консервационных работ и укреплении витражного полотна, чтобы предотвратить его дальнейшее разрушение.

     

    В настоящее время особняк занимает Государственный музей политической истории России.
    Осмотр: Октябрь 2020

     

    Результаты инвентаризации: https://vitroart.ru/articles/SPb_stained_glass/

    Все фото выполнены волонтерами проекта.

     

    (фото Сергея Васильева, текст Татьяны Княжицкой)

     

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 29927
Готовится: 298
Посетители
Гостей: 395
Всего сегодня: 3364