Публикация

Домик с фонариком

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

"Домик  с фонариком" 

Утраченное здание

  ул. Декабристов, 40

начало XIX в. -

 

  см. также  ул. Декабристов, 40А

 

  • фото

    1849 г.
    Н. Цылов С. 71
    Фрагмен 4-й
    Адмиралтейсой
    части

  • фото

    ВПб на 1902
    Фрагмент плана
    Коломенской части

  • фото

    Фрагмент плана
    Треста ГРИИ 1971 г.

  • фото

    Фрагмент плана
    Треста ГРИИ 1977 г.

  • фото

    Фрагмент плана 2008 г.
    (добавил Александр ОТ)

  • фото

    1920-е гг. (?)
    Фото - Госкаталог .

  • фото

    Фрагменты центральных фасадов
    домов № 40 и № 40а
    на ул. Декабристов.
    1949 г.
    ЦГАКФФД СПб Гр 70964
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    Вид 2-х этажного особняка
    по улице Декабристов, 40
    (начало 19 в., не сохранился)
    апрель 1971 г.
    (добавил lastday)

Два небольших двухэтажных дома, стоявших на месте дома 40 по ул. Декабристов, составляли до 1898 г. маленькую городскую усадьбу, а до конца 1830-х гг. усадьба эта являлась частью большого домовладения, занимавшего все пространство, на котором располагаются сейчас Синагога  и другие постройки, принадлежащие Петербургской еврейской общине. С конца XVIII в. весь этот большой участок принадлежал генерал-майору Александру Ивановичу Рамбургу. В 1810-х гг. владелицей участка стала Елизавета Николаевна Львова, дочь архитектора Николая Александровича Львова, жена директора Придворной певческой капеллы Федора Петровича Львова.

Главный дом, стоявший справа, был построен еще в XVIII в., флигель появился в начале XIX-го. Кто был архитектором построек и как они выглядели до конца 1830-х гг., неизвестно, но в 1839 г. Софья Петровна Крюковская, побочная дочь графа Петра Кирилловича Разумовского, купила у Елизаветы Николаевны Львовой, дочери архитектора Н. А. Львова, эту усадьбу для своей дочери, которую выдавала тогда замуж за отставного полковника Александра Семеновича Чикуанова. С. П. Крюковская не предполагала перестраивать эти дома, она лишь хотела, чтобы их фасады соответствовали тогдашней архитектурной моде, для чего и пригласила самого модного тогда в Петербурге архитектора Поля Жако.
Жако много работал с К. Росси, но к этому времени у него выработался и собственный почерк, в частности он ввел в моду так называемые крытые балконы, то, что в ХХ в. стал называть эркерами. И это совершенно свело с ума петербургских дам - все они жаждали иметь в своих домах это новшество. Были у Жако и разные мелкие изобретения по части декора фасадов - наиболее яркий тому пример собственный дом архитектора на углу Большой Морской и Кирпичного переулка, постройку которого он закончил в 1838 г.
В том же духе Жако нарисовал фасады для двух домов Крюковской. Над главным домом он запланировал антаблемент, на втором этаже меньшего дома был предусмотрен полукруглый в плане крытый балкон. Похожий сохранился на построенном в те же годы доме О. Монферрана на Мойке. Дом и флигель с фонариком были соединены воротами.
Авторство Жако выяснилось благодаря копии проектного чертежа, сохранившейся не в фонде Городской управы, где хранится большая их часть, а в фонде Комитета для строений и гидравлических работ. Как-то чертеж этот не попадал прежде в поле зрения исследователей.
Зимой 1838-1839 гг. Жако был на пике своей славы и, как следствие, очень загружен работой. Он завершал дом Голландской церкви, здание Дворянского собрания, дом Вельцина на углу Столярного переулка и Большой Мещанской (Казанской) улицы и, наверняка, еще довольно много других работ, об авторстве которых нам ничего неизвестно.

Фасады домов на Офицерской, вероятно, следует считать его последней работой в России. Разрешение на постройку было подписано 21 февраля 1839 г., а накануне, 20 февраля, его судили "за небрежение обязанностей при постройке дома, бывшего причиною смерти трех человек". Жако должен был провести под арестом на гауптвахте три месяца, но 25 марта, перед Пасхой (181 год назад), государь повелел освободить его. Жако отказался от всех прочих работ, кроме завершения здания Дворянского собрания, после чего покинул Россию.
Возможно, после освобождения, он вернулся еще раз к чертежам дома Крюковской - как показывают позднейшие фиксационные чертежи, работы по фасадам на Офицерской были выполнены с некоторыми отклонениями от первоначального замысла, но его "фирменные" крытый балкон, веночки с лентами и другие детали были на фасадах обоих домов осуществлены.
В 1898 г. главный дом усадьбы был надстроен двумя этажами и мансардой и павильоном для поверки оптических инструментов, и над воротами, соединявшими два дома, был надстроен этаж. Четырехэтажный дом никого не интересовал, а двухэтажный флигель, несмотря на новый свой нелепый вид, продолжал привлекать внимание любителей старой петербургской архитектуры, свидетельством чего стала открытка, выпущенная в 1911 г. издательством Общины св. Евгении.                                                                                                           (Добавил:  Liz)

  • фото
  • фото

    ЦГИА СПб. Фонд 1133. Опись 1. Дело 1248
    * см. ниже

  • фото

    Генеральный план
    участка
    * см. ниже
    (добавил Liz )

  • фото

    План двора
    А. С. Чикуанова
    1866 г.

  • фото

    1-й этаж

  • фото

    2-й этаж

  • фото

    Фасад каменного дома
    и флигеля по
    Офицерской ул.

  • фото

    Чертежи дома А.С.Чикуанова, Воткей
    по Офицерской ул.,40
    ЦГИА СПб. Фонд 515.
    Опись 4. Дело 1016

  • фото

    1874 г.

  • фото

    План двора французской
    подданной г-жи Воткей

  • фото
  • фото
  • фото

    1896 г.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    1-й этаж

  • фото

    2-й этаж

  • фото

    3-й этаж

  • фото

    (добавил Vladimir-2013 )

* Фрагменты листа 1 из дела "План 4 Адмиралтейской части 1 квартала № 37/40. Дом полковницы С.П, Крюковской" (ЦГИА СПб.  Фонд 1133.

   Опись 1.  Дело 1248). В нижней части листа генеральный план участка с разрешительной визой начальника чертежной Комитета строительных

   и гидравлических работ Габерцетеля. Ниже: "<На> под<линном> подписано Архитектор П. Жако.

 

В соответствии с Атласом 13-ти частей СПб Н. Цылова (1849) участок № 37 по Офицерской ул. принадлежал Крюковской (С. 71). В разделе "Обывательские дома" (С. 217) названа Софья Петровна Крюковская, полковница, владеющая на участке №37 двухэтажным домом в 21 саж. 4 ф. по улице. В ее собственности указано еще два дома.

На 1869 г. владение на Офицерской ул., 40  в Коломенской части 1 уч. принадлежало Анне Чекуановой, на нем находился два жилых каменных дома и одно каменное  и два деревянных нежилых строений (Список домам С-Петербурга по полицейским частям и участкам сост. Н. Нейдгардт 1869. С. 78).

Шарь (Карл) Воткей (Вотке)  появился здесь в 1875 г. , о чем сообщается и в Купеческой книге на 1875 г. (С. 192) и в Табеле домов СПб на 1875 г. (С. 91). Переехал он сюда со своей оптической мастерской  с Демидова пер., 1 (Куп. книга на 1874 г. С. 189). В последующие годы в различных изданиях неоднократно назывался год основания фирмы - 1848 . В купеческой книге на 1867 г. указан 43-х летний Шарль Вотке, французский подданный , состоящий в купечестве с 1852 г.,  проживающий в доме Иохима (№37) по Б. Мещанской и торгующий в том же доме оптическим инструментом (С. 105).С 1873 г. адрес указывался №№ 1 и 64 по Демидову пер. и Б. Мещанской ул. Торговля в этом же доме, а также  в доме Котомина  под № 18 по Невскому пр., в Пассаже № 18 и в доме Татищева, по Гороховой ул. (Куп. книга на 1873 г. С. 188). Магазин по Невскому, 18 работал многие годы, (в 1910 г. еще был), а № 18 в Пассаже сохранялось до революции. Мастерская Воткея выпускала  различные оптичесие предметы: бинокли военные и театральные, подзорные трубы, очки и лорнеты, микроскопы и многое другое. Предпочтение отдавалось биноклям. 

С 1887 г.  владение мастерской  перешло к вдове Карла Воткея, Марие, котороя приняла российское подданство, тогда как супруг оставался французским подданным. (Куп. книга на 1887 г. С. 180). С 1890 г. купеческие книги называют ее Леонтиной-Марией-Шарлоттой, на 1890 г. ей 57 лет, при ней сын Максимилиан-Карл-Иоган 26-ти ле, а позднее и его супруга  Филисия-Констанция (Куп. книга на 1890 С. 212-213). ВПб на 1894 г. и в последующие годы называет владелицу Леонтиной Николаевной Воткей, а заведение оптико-механической фабрикой. Леонтина Николаевна проживает здесь же на Офицерской, 40, а Максим Карлович до 1897 г. на Головинской, 10, а позднее здесь же.

В указателе фабрик и заводов Европейской части России 1894 г. (С.405) в СПб на Офицерской, 40 указано заведение Воткей Леонтины Николаевны - выделка оптических инструментов, преимущественно бинкли (1848 - год основания). Производство 30 тыс. руб, работают 35 чел.

В 1902 г. Л. Н. Воткей в последний раз указана домовладелицей и хозяйкой фабрики, скорее всего скончалась она в конце 1902 г., так как в ВПб на 1903 г. она еще указана домовладелице, а в алфавитке владельцем фабрики является уже Максимилиан Карлович. (ВПб на 1903 О. III С. 137, О. IV Ст. 276). По купеческой же книге на 1903 г. дело находится в руках совладельцев Циммера Николая Павловича и Воткея Максимилиана-Карла-Иогана (С. 588). На 1904 г. Циммер остается единоличным владельцем мастерской (фабрики).  Название "К. Воткей" появилось в ВПб на 1902 г. еще при Леонтине Николаевне (ВПб на 1902 О. II С. 1226).  Циммер вскоре открыл Торговый Дом "К. Воткей", в последующие годы отсчитывая его существование  от 1903 г.  Соглсно ВПб по 1907 фабрика и ТД оставались по этому адресу, а с 1908 г. были переведены на Офицерскую ул., 32/2. Н. П. Циммер проживал здесь же, а с 1908  по адресу фабрики.  Фабрика продолжала работать до  революции и некоторое время позже В списке фабрично-заводских предприятий Петрограда на 1 апреля 1918 г.  (С. 53) указана оптико-механическая мастерская "Воткей К." по Офицерской 32-2,  производящая гелиографы, бинокли, подзорные трубы, а в военное время коммутаторы для мин;  владелец Н. П. Циммер, работников - 19 человек.

Владельцем участка по Офицерской, 40 оставался  по 1914 г.  Максимилиан Карлович Воткей (ВПг на 1914 г. О. IV Ст. 286). В 1915-1917 гг. владельцем был  Петр Николаевич Рюмин,  купец, проживавший на Офицерской, 50, староста церкви  Спаса Всемилостивого при Петроградском исправительном арестантском отделении, содержавший ресторан и трактир, этот участок был его единственным домовладением (ВПг на 1915 О. IV Ст. 286, ВПг на 1917 О. IV Ст. 284, О. III С. 598)

(Добавил:  Наталия)

  • фото

    С сайта продажи
    антиквариата

  • фото
  • фото
  • фото

    Первая столичная справочная
    книга 1886 -июнь-1887 С.-46

  • фото

    ВПб на 1894 г. О. II С. 1159

  • фото

    ВПб на 1896 г.
    О. II С. 823
    тоже в ВПб на 1897 г.

  • фото

    ВПб на 1897 г.
    Реклама в конце книги

  • фото

    Куп. книга на 1874 г.
    С. 189 2-я гильдия

  • фото

    Куп. книга на 1875 г.
    С. 192 2-я гильдия

  • фото

    Куп. книга на 1887 г.
    С. 180 2-я гильдия

  • фото

    Куп. книга
    на 1902 г.
    С. 122

  • фото

    Куп. книга на 1903 г.
    С. 119

  • фото

    Куп. книга
    на 1903 г.
    С. 588

  • фото

    Куп. книга
    на 1904 г.С. 777

  • фото

    Куп. книга
    на 1910 г.С. 633

  • фото

    Куп. книга на 1916 г. С. 286
    Торговый дом

  • фото

    Куп. книга на 1916 С. 230

35 комментариев
4244 просмотра
Добавил: Наталия, 3 Апреля 2010, 16:25
Редактировано: 5 Апреля 2023, 16:22
Оцените:
(16 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house10959.html' target='_blank'>Домик с фонариком на Citywalls.ru</a>
Всего 35 комментариев
  • 5 Ноября 2010, 18:36

    99, стр. 36. Доходный дом. Ул. Декабристов, 40. 1898. Перестройка.

  • 5 Ноября 2010, 18:48

    ул. Декабристов

  • 7 Ноября 2010, 21:51
    У того дома, который имеет сейчас № 40 и надстраивается, история более сложная. 1) Приведенное выше изображение двухэтажного дома - это открытка (фототипия), выпущенная изд-вом Общины Св. Евгении (автор фотографии А. Павлович) в 1911 году. Из этого следует, что дом в 1895 снесен не был. 2) У Кирикова (99) говорится о перестройке здания, край которого виден справа. Если он пишет о перестройке, значит, дом, который стоял на этом месте прежде, был не снесен, а включен в строение, возведенное Бахом в 1898. Оба здания - 4-этажное и дом с фонариком - стояли на участке № 40. 3) В основе дома с фонариком, вероятно, лежит постройка первых лет 19 в., но фонарики стали пристраивать лишь в 1830-е. 4) Существует фотография советского времени (сейчас не помню точно - до- или послевоенная), на которой домик стоит. 5) Обращали ли вы внимание на то необыкновенное обстоятельство, что глядящая на проезд к бассейну института Лесгафта боковая (левая) стена существующего дома - это не брандмауэр, как должно было бы быть (соседний участок с дровяным двором относился к дому 38, и на граница участков такого быть не могло), а фасад - совершенно такой же, как уличный. 6) Подворотня существующего дома расположена по 4-й оси от левого края постройки, т. е. точно так же, как у дома с фонариком (когда уберут забор, в этом будет легко убедиться). Впрочем, это может быть случайным совпадением. 7) Из всего этого, полагаю, можно сделать вывод (по советскому периоду проверять сложно), что в то время, когда возводился бассейн (в 1960-е, надо думать), к 4-этажному дому (на фото справа) была пристроена левая часть (неясно, со сносом дома с фонариком или с его включением). Это объясняет и наличие бокового фасада, что, конечно, было исключено по старым строительным нормам. Ассиметрия в фасаде существующего дома имеется, хотя и едва заметна. Откуда известно, что магазин Воткей был в левом доме? На фото этого не видно - только пивная. Скорее в 4-этажном. Ссылку на Зуева (60) нельзя признать достаточной: в его книгах запредельное количество неточностей, ошибок и просто всяких придумок.
  • 7 Ноября 2010, 22:00

    1) Приведенное выше изображение двухэтажного дома - это открытка (фототипия), выпущенная изд-вом Общины Св. Евгении (автор фотографии А. Павлович) в 1911 году. Из этого следует, что дом в 1895 снесен не был.

     

    Следует только в случае, если там стоит дата съемки. Нередко использовались старые фотографии для открыток + открытки обычно переиздавались, порой и через неск. лет после 1-го тиража.

  • 7 Ноября 2010, 23:31

    Первые 4 открытки изд-во выпустило к Пасхе 1898. Путеводитель Курбатова был выпущен еще позже - в 1913, там фото нет, но текст о доме есть. Сути дела это не меняет, хотя Вы, безусловно, правы - фраза должна была быть построена более аккуратно. Спасибо. 

  • 8 Ноября 2010, 00:04

    В целом здорово, что Вы рассуждаете, не считая догмой книгу Зуева. Но важна во всём точность (аккуратность, как Вы отметили), потому что на одном допущении при всех прочих идеальных построениях возникнет "плывун".

    Потому я всегда приЧепляюсь к происхождению инф-ции, к датировкам (и их мотивировкам) и т.п. :))

  • 8 Ноября 2010, 12:25

    К сожалению, пока не могу повесить фотографию, но она несомненно советская, о чем говорит орфография объявлений на заборе. Асфальт на тротуаре и мостовой (булыжник только между рельсов) указывает на то, что она скорее всего послевоенная. На фотографии непосредственно пред- или послевоенной (правда конца улицы) тротуар из плит, вдоль него стоят колесоотбойные тумбы, мостовая булыжная. На фотографии же домика, с которой я начала, асфальтированный тротуар очень сильно поднят по сравнению с фотографией Павловича. Дверь слева от ворот превращена в окно, никаких вывесок, ворота на месте. Что любопытно: на фотографии видна справа одна ось соседнего дома. Нижний уровень окон совпадает, верхний у правого дома чуть выше, но поясок (вроде тяги), который хорошо виден над забором на фотографии уже надстроенного дома (сейчас леса и забор уже сняты) одинаковый на обоих домах и абсолютно совпадает по уровню.

  • 8 Апреля 2011, 01:01

    № 108. С. 192.

    Ф-ка кожгалантерейная - Невский пр., 107,

    надомные участки: №№ 1, 2 - ул. Гладкова, 13,

    №№ 3, 4 и закройный уч-к - пл. Искусств, 3,

    ремонтно-механич. уч-к - пр. Римского-Корсакова, 31,

    цех № 5 - ул. Декабристов, 40,

    цех № 6 - 7 Советская, 2,

    склад готовой продукции - Греческий пр., 17,

    склад сырья - ул. Вишневского, 11.

  • 14 Ноября 2011, 19:29

    из данной фотграфии окончательно ясно, что дом существовал и в революцию http://cs4154.vkontakte.ru/u5461669/24995016/x_18d7877c.jpg

  • 14 Ноября 2011, 20:33

    Отличная фотография. Спасибо.

  • 14 Ноября 2011, 20:48

    Так что, теперь тут скверик перед бассейном? А вовсе не дом 40?

  • 14 Ноября 2011, 21:24

    Нет, скверик - это место дровяного двора, который виден на заглавной фотографии 1911 года. Читайте выше - дом, стоявший правее на том же участке 40, был при строительстве бассейна расширен и получил боковой фасад. Неясно, был ли дом с фонариком надстроен или снесен, а вся левая часть дома была возведена заново. На открытке (по ссылке), между прочим видно, что кроме четырех этажей был еще мансардный этаж, а до последней надстройки дом был четырехэтажным. После войны много мансард было перестроено, некотороые были превращены в обычные этажи, а некоторые - как видим - были уничтожены. Возможно, были какие-то повреждения во время войны.

  • 14 Ноября 2011, 21:27

    Как все запутано. Спасибо)

  • 6 Марта 2012, 01:28

    объект сдан в эксплуатацию! ждем нашу больницу на новом месте! пора достойно лечить наших деток, и украшать наш район другими интересными проектами!

  • 6 Марта 2012, 01:52

    Вот ужотка нам Театральную площадь начнут украшать, когда больница съедет. 

  • 28 Июля 2014, 21:19

    Я нашла фотку дома в советский период. На ней видна и мода 60-х и славный авто "москвич".350

  • 28 Июля 2014, 21:43

    Не понял:

    "В 1895 г. особняк был снесен, и на его месте арх. Е. Р. Бах в 1898 г. построил четырехэтажный доходный дом." ???

    Это как надо понимать ? Когда ж его снесли, если он в 1960-х еще на месте стоял?

  • 5 Августа 2014, 14:46

    скорее всего особняк снесли не в 1895 ,а в 1985 году.

  • 5 Августа 2014, 15:00

    А как же Бах???! И мне кажется, этот домик помню.

  • 6 Августа 2014, 10:46

    Публикация о доме 40, а на фото дом 38?

  • 7 Августа 2014, 15:07

    38 это бассейн, этот - 40. Лидия Андреевна, а на какое время он может Вам помниться? Я думала, что правый дом был продлен на этом месте при строительстве бассейна, но, судя по плану 1971 года (см. Декабристов, 42),  это произошло позднее, в связи с расширением больницы.

  • 7 Августа 2014, 17:30
    Ответ на "а на какое время он может Вам помниться?" от Liz

    Я жила на Крюковом кан., 9,  в 60-е. Может, тогда?? 

  • 7 Августа 2014, 18:12

    Лидия Андреевна, пожалуйста, поточнее обозначьте время, если можно, - до какого времени Вы жили в этих местах? Бассейн был построен при Вас? И домик после этого ещё существовал?

  • 16 Августа 2014, 01:26

    в 1971 году этот дом еще существовал

    Аннотация Вид 2-х этажного особняка по улице Декабристов, 40 ( начало 19 века, не сохранился ).
    Дата съемки апрель 1971 г.
    Место съемки Ленинград

    см. публ.

  • 16 Августа 2014, 16:48
    Ответ на "в 1971 году этот дом еще существовал Аннотация Вид" от lastday

     По-моему, этот снимок висел здесь в более широком варианте, так что было видно несколько осей здания, стоявшего справа. Тот снимок был значительно информативнее. Хорошо бы его вернуть.

    Снимок очень ценный, спасибо за его появление. 

    Что этот домик не был снесен ни в 1895, ни в 1898, уже давно было понятно, но думалось, что он был снесен (или надстроен, как в 1898 правый дом) при строительстве бассейна. Получается, что это (то или другое) произошло, вероятно, при расширении больницы, когда она из дома 42 продвинулась в дом 40.

  • 16 Августа 2014, 16:53
    Ответ на "По-моему, этот снимок висел здесь в более широком " от Liz

     Он тут и есть в ком. от 28 Июля 2014

  • 16 Августа 2014, 17:50

    Согласно планам Треста ГРИИ здание снесено между 1971(72?) и 1977(76?) гг.

    Фрагменты планов.

    1971 г.:

     

    1977 г.:

     

    А последнее предложение в публикации надо удалять или переделывать.

  • 16 Августа 2014, 19:06

    Отлично! Значит все-таки все снесли, кроме 4-этажного дома,  и расположение подворотни на старом месте - не то чтобы совпадение, а просто левая дворовая часть, которую возводили заново, не могла быть уже, чем был 2-этажный домик.

    Александр ОТ, а что значит б. тр.на плане 1971? А слово труба к чему относится? Любопытно, что до 1971 все сохранялось, насколько можно судить по плану, в своем первозданном виде. включая службы (задний 2-этажный флигель),

  • 16 Августа 2014, 20:13
    Ответ на "Отлично! Значит все-таки все снесли, кроме 4-этажн" от Liz

    б.тр - это "будка трансформаторная" (или ТП)

     

    труба же относится к бассейну

     

    Фрагмент плана 2008 г.

     

    В этом масштабе труба обозначена условным значком [правее крестика] ("труба с "дымом" - это от меня).

    Здание во дворе надстроено до 3-х этажей. "Исчезла" ТП (трансфор.подстанция). Возможно оказалась встроенной в здание.

  • 16 Августа 2014, 22:02
    Ответ на "б.тр - это "будка трансформаторная" (или ТП) труб" от Александр ОТ

     А то, что на плане 1977 показан только лицевой дом, означает, что все, кроме него, действительно было снесено, или помета стр. пл. просто как бы прикрывает неясность, что там именно происходило? Вы пишете, что дворовый флигель был надстроен - я тоже так думала, иначе зачем было повторять ризалит в средней части строения. Да и 2-этажная пристройка слева (если смотреть с Декабристов, то справа) тоже сохранялась до последней перестройки. Как понимать отсутствие этих построек на плане 1977?

  • 23 Августа 2016, 12:05

    В 1898 году архитектор Е.Р. Бах придал современный облик дому №40, связанному с именем А.А. Блока, - здесь жили его мать и отчим.

    В. Исаченко, журнал "Диалог" №19 (34), 1987

     

    Ни слова про четырёхэтажность. Судя по всему, родные Блока жили в домике с эрекером.

  • 23 Августа 2016, 18:26
    Ответ на "В 1898 году архитектор Е.Р. Бах придал современный" от Garrincha

     Вы неудачно выбрали объект для цитирования, Garrincha. У этого автора есть нормальные тексты, по которым видно, что он знакомился с архивными документами. Но это не тот случай. Здесь он просто перевалял откуда-то, да еще как попало (судя по Дальскому, если Вы не ошиблись). Почитайте комментарии выше и посмотрите помещенные в них фотографии. Мать Блока жила в 4-этажном доме, действительно перестроенном Бахом в 1898 году из 2-этажного дома 18 века, на последнем этаже. А 2-этажный домик был снесен непосредственно перед строительстом бассейна и на его месте была возведена левая часть существующего дома. Посмотрите на фасад и посчитайте окна, фасад несимметричный. 

  • 25 Марта 2020, 01:19

    Фрагмент из Зуева положу здесь в комменты  для смеха и в назидание. Забавно - полковница Крюковская была, и Леонтина Воткей была.   И они совсем не родственницы, да и между ними не один владелец...

    Завтра здесь некоторый порядок наведу. Прочитала коммент про барометр и вспомнила, что про Воткея  что-то уже выбирала.  Заглянула - а здесь Зуев.

    Итак фрагмент. По-серьезному не читать.

    Небольшой двухэтажный особняк с овальным эркером и традиционным для начала XIX в. фронтоном принадлежал полковнице Софье Петровне Крюковской, потом по наследству перешел ее родственнице купчихе Леонтине Николаевне Воткей. Купчиха владела в Коломне несколькими домами  и  имела оптико-механическую фабрику, фирменный магазин которой находился в первом этаже особняка.

    В 1895 г. особняк был снесен, и на его месте арх. Е. Р. Бах в 1898 г. построил четырехэтажный доходный дом.

    (по материалам [60]) 

  • 26 Марта 2020, 11:47

    История дома неразрывно связана с соседним http://www.citywalls.ru/house14853.html

    В архиве тоже можно проследить историю перестройки домов

    ЦГИА СПб.  Фонд 515.  Опись 4.  Дело 1016
    Чертежи дома А.С.Чикуанова, Воткей по Офицерской ул.,40

     см. публ.

     

     

     

  • 28 Марта 2020, 22:09

     

    Сейчас горячая пора работы с открытыми архивными источниками, поэтому подробно писать некогда, но кое-что об этом доме хотелось бы сказать уже сейчас, подробности и ссылки оставлю на будущее время.

    Два небольших двухэтажных дома, стоявших на месте дома 40 по ул. Декабристов, составляли до 1898 года маленькую городскую усадьбу, а до конца 1830-х годов усадьба эта являлась частью большого домовладения, занимавшего все пространство, на котором располагаются сейчас Синагога  и другие постройки, принадлежащие Петербургской еврейской общине. С конца XVIII века весь этот большой участок принадлежал генерал-майору Александру Ивановичу Рамбургу. В 1810-х годов владелицей участка стала Елизавета Николаевна Львова, дочь архитектора Николая Александровича Львова, жена директора Придворной певческой капеллы Федора Петровича Львова.

    Главный дом, стоявший справа, был построен еще в XVIII веке, флигель появился в начале XIX-го. Кто был архитектором построек и как они выглядели до конца 1830-х годов, неизвестно, но в 1839 году Софья Петровна Крюковская, побочная дочь графа Петра Кирилловича Разумовского, купила у Елизаветы Николаевны Львовой, дочери архитектора Н.А. Львова, эту усадьбу для своей дочери, которую выдавала тогда замуж за отставного полковника Александра Семеновича Чикуанова. С.П. Крюковская не предполагала перестраивать эти дома, она лишь хотела, чтобы их фасады соответствовали тогдашней архитектурной моде, для чего и пригласила самого модного тогда в Петербурге архитектора Поля Жако.
    Жако много работал с К. Росси, но к этому времени у него выработался и собственный почерк, в частности он ввел в моду так называемые крытые балконы, то, что в ХХ веке стал называть эркерами. И это совершенно свело с ума петербургских дам - все они жаждали иметь в своих домах это новшество. Были у Жако и разные мелкие изобретения по части декора фасадов - наиболее яркий тому пример собственный дом архитектора на углу Большой Морской и Кирпичного переулка, постройку которого он закончил в 1838 году.
    В том же духе Жако нарисовал фасады для двух домов Крюковской. Над главным домом он запланировал антаблемент, на втором этаже меньшего дома был предусмотрен полукруглый в плане крытый балкон. Похожий сохранился на построенном в те же годы доме О. Монферрана на Мойке. Дом и флигель с фонариком были соединены воротами.
    Авторство Жако выяснилось благодаря копии проектного чертежа, сохранившейся не в фонде Городской управы, где хранится большая их часть, а в фонде Комитета для строений и гидравлических работ. Как-то чертеж этот не попадал прежде в поле зрения исследователей.
    Зимой 1838-1839 годов Жако был на пике своей славы и, как следствие, очень загружен работой. Он завершал дом Голландской церкви, здание Дворянского собрания, дом Вельцина на углу Столярного переулка и Большой Мещанской (Казанской) улицы и, наверняка, еще довольно много других работ, об авторстве которых нам ничего неизвестно.

    Фасады домов на Офицерской, вероятно, следует считать его последней работой в России. Разрешение на постройку было подписано 21 февраля 1839 года, а накануне, 20 февраля, его судили "за небрежение обязанностей при постройке дома, бывшего причиною смерти трех человек". Жако должен был провести под арестом на гауптвахте три месяца, но 25 марта, перед Пасхой (181 год назад), государь повелел освободить его. Жако отказался от всех прочих работ, кроме завершения здания Дворянского собрания, после чего покинул Россию.
    Возможно, после освобождения, он вернулся еще раз к чертежам дома Крюковской - как показывают позднейшие фиксационные чертежи, работы по фасадам на Офицерской были выполнены с некоторыми отклонениями от первоначального замысла, но его "фирменные" крытый балкон, веночки с лентами и другие детали были на фасадах обоих домов осуществлены.
    В 1898 году главный дом усадьбы был надстроен двумя этажами и мансардой и павильоном для поверки оптических инструментов, и над воротами, соединявшими два дома, был надстроен этаж. Четырехэтажный дом никого не интересовал, а двухэтажный флигель, несмотря на новый свой нелепый вид, продолжал привлекать внимание любителей старой петербургской архитектуры, свидетельством чего стала открытка, выпущенная в 1911 году издательством Общины св. Евгении.

    Фрагменты листа 1 из дела "План 4 Адмиралтейской части 1 квартала № 37/40. Дом полковницы С.П, Крюковской" (ЦГИА СПб.  Фонд 1133.  Опись 1.  Дело 1248).

     

     

    В нижней части листа генеральный план участка с разрешительной визой начальника чертежной Комитета строительных и гидравлических работ Габерцетеля. Ниже: "<На> под<линном> подписано Архитектор П. Жако.

     

    На фото 8 - фиксационный чертеж домов 1874 года, насколько я понимаю, более точно передающий декор фасада. Надо бы годы-то поставить. 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32232
Готовится: 77
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 1968