Публикация

Особняк П. Н. Демидова - Посольство Италии

Здание на карте
фото
Архитекторы: Монферран О.
Год постройки: 1835-1840
Стиль: Необарокко

Особняк П. Н. Демидова                                     необарокко

Пам. арх.

1740-е - автор не установлен

Особняк П. Н. Демидова

1835-1840 - арх. Монферран Огюст

 

Посольство Италии

 

    см. также Интерьеры

 

 

На участке нынешнего дома в 1740-х гг. купец Михаил Панов построил небольшой каменный дом.

Первоначально дом был двухэтажным в 11 окон, во второй половине XVIII в. его надстроили третьим этажом. 

14 февраля 1836 г. участок был продан семьёй Эссенов статскому советнику, владельцу уральских заводов Павлу Николаевичу Демидову. Эссены переехали в дом № 38 по Большой Морской, Демидов 25 февраля этого же годаа выкупил у О. Монферрана и соседний дом № 45. Особняк  был куплен Демидовым по случаю женитьбы на знаменитой петербургской красавице, дочери выборгского губернатора, Авроре Шернваль фон Валлен, фрейлине двора.

В 1835-1840 гг. особняк перестраивал арх. О. Монферран, который был с Демидовым в дружеских отношеиях.

Демидов был учредителем научных премий (премии по завещанию выплачивались даже после смерти Демидова в течение 25 лет).

Монферран был близок к семье Демидовых - его родители были комиссионерами (агентами) отца Павла Николаевича - Николая Никитича Демидова, сам Монферран на свадьбе П. Н. Демидова  и фрейлины Авроры Шернваль был свидетелем.

В 1840 г. П. Н. Демидов скончался. После Карамзиных домом владел сын Авроры Карловны и Павла Николаевича - Павел Павлович Демидов. В 1864 г. он сдал дом на 9 лет итальянскому посольству за 10 000 рублей в год. Ходили слухи, что проиграл в карты.

В 1875 г. дворец купил князь Павел Иванович Ливен - командир стрелкового императорского Финляндского батальона, а после его смерти дворцом владела вдова,  светлейшая княгиня Наталья Фёдоровна, внучка Санкт-Петербургского военного губернатора П. А. фон дер Палена. Для нее в 1870-х гг. особняк перестраивал архитектор Иван Васильевич Штром. Работы включали в себя установку в подвале двух калориферов, уничтожение печей, устройство водяного отопления, водопровода и газового снабжения. В доме на Большой Морской Н.Ф. Ливен устроила молельню протестантской конфессии - баптистов. В доме не было никаких светских приёмов, в Малахитовом зале проходили духовные беседы со свободным доступом всех желающих.

В 1910 г. особняк был выкуплен послом короля Италии и перешел в собственность этого государства. Здесь снова разместилось итальянское посольство.  В начале Первой мировой войны здание пустовало. Но в 1924 г., когда устанавливаются дипломатические отношения между правительством Муссолини и СССР, здание возвращается Италии.До 1957 года здесь сначала находилось посольство, а затем генеральное консульство.
В 1957-1995 гг. здесь размещался институт "Гипростанок".

  • фото

    План здания

  • фото

    Вестибюль и
    парадная лестница

  • фото

    Гостиная

  • фото

    Обеденный
    зал.

  • фото
  • фото
  • фото

    Танцевальный зал в
    итальянском
    посольстве

  • фото
  • фото

    Малахитовый зал
    (Яндекс Фотки, добав. Mary)

  • фото

    Фото -
    Андрей Агафонов, 1995.

Фасад трехэтажного дома оформлен с применением элементов барокко. Нижний этаж рустован, верхние украшены пилястрами.

 

Цоколь дома облицован полированным сердобольским гранитом. Первый этаж обработан рустами из белого итальянского мрамора. Поверхность мраморных плит несет оригинальную отделку в виде редких углублений округлой или удлиненной формы, отчего камень кажется похожим на пористый туф. Из белого мрамора выполнены шесть герм с мужскими и женскими полуфигурами, поддерживающими мраморный балкон второго этажа. В центре фасада над балконом укреплена мраморная барельефная группа "Слава" с большим картушем, в котором вырезан герб владельца (скульптор Т. Жак).

По сторонам ворот в стенах находятся две ниши для фонтанов, выложенные плитами белого полированного мрамора. Сейчас эти ниши пустые, раньше в них стояли изящные чугунные столбики, украшенные фигурками купидонов.

([208]. С. 106, Mary)

В создании интерьеров участвовали арх. Г. А. Боссе и худ. А. Виги. Главный зал был украшен малахитом (колонны, камин), другие - золоченой лепниной и бронзой, деревянной резьбой, различными породами мрамора. Декор сохранился до наших дней неполностью.

  • фото
  • фото

    Фото - d7161, 2009.

  • фото

    Фото -
    oazh, 2009.

  • фото

    Фото - Влада,06,2017

  • фото

    Атланты и кариатиды
    под балконом.

  • фото
  • фото

    Фигуры Славы держат
    картуш с гербом .

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Влада,06,2017

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Анютик, 06.2012.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - owlat, 2010.

  • фото

    Фото - Тамара
    Николаевна, 2008

    Добавил - IVa

  • фото

    Фото - Тамара
    Николаевна, 2011

    Добавил - IVa

  • фото

    Фото -
    Олег Сыромятников,
    2019

Культурные варвары. Разрушение здания итальянского посольства в Ленинграде.

 

Итальянский консул в Ленинграде закончил вывоз ценного имущества из здания бывш. итальянского посольства. Теперь в здании снимают художественные украшения дома, составляющее одно целое с самим зданием; снимают лепные карнизы, обдирают облицовку малахитовых колонн, чтобы вывезти в Италию.

 

Никто не сомневается в том, что так разрушать одно из ценнейших в художественном отношении зданий Ленинграда - редкий вандализм; но самое пикантное в этой истории то, что итальянское посольство отдало распоряжение вывезти в Италию все мало-мальски ценное в этом здании, не останавливаясь даже и перед разрушением самого здания, после того, как оно получило согласие Советского правительства обменять ныне занимаемый им Ленинградский особняк на участок земли в Москве, предоставленный посольству бесплатно...

 

В осведомленных кругах выражают сомнение, чтобы сделка могла состояться после обнаружения такого скандального хищничества.

(Новая вечерняя газета. Суббота, 20 июня 1925 г. № 77)

 

Разрушение б. здания итальянского посольства

На днях у нас обобщалось, что итальянский консул вывез из бывшего здания посольства, по ул. Герцена, 43, все ценное имущество в Италию.

Дом 43 по ул. Герцена был построен в 1834 г. строителем Исаакиевского собора и Александровской колонны знаменитым архитектором времен Николая I Монферраном. для князя Демидова Сан-Донато.

В доме, построенном с редкой роскошью, совершенно исключительным шедевром является малахитовый зал в стиле Людовика XV. Стены и колонны зала сделаны из целых кусков малахита и представляют очень большую ценность; камин в зале тоже малахитовый. В этом же зале замечательный паркет «маркетри», из дерева разных цветов.

Дом в 50-х годах от Демидова Сан-Донато перешел к князьям Ливен, а в 1911 году был приобретен итальянским правительством.

Несколько позднее, когда возле итальянского посольства стал возводиться мрачный, массивный особняк германского посольства, дом итальянского посольства, под влиянием изгиба почвы, дал трещину. По этому поводу в тогдашних дипломатических кругах не мало острили, отмечая трещину в тройственном союзе.

Когда итальянское посольство, вместе с другими, после Октябрьского переворота уехало из Петрограда, дом в свое владение взял Наркоминдел и сохранил его в полной целости.

По мнению авторитетных лиц, если правильно сообщение о том, что итальянское посольство уступило этот дом Советскому правительству взамен полученного им ценного участка земли в Италии, оно ни в коем случае не вправе производить разрушения, о которых у нас сообщалось.

Статуи и обстановку итальянцы вправе вывезти, но ломать стены, колонны и паркет, даже гражданское право буржуазных стран, всецело построенное на принципе неприкосновенности частной собственности, вряд ли может допустить.
Что вывозят?

В донесении итальянского консула в Ленинграде итальянскому посланнику в Москве перечисляется список имущества, отправленного в Италию из помещения бывш. итальянского посольства в Ленинграде. Отправлено: 4 колонны, 4 угловых пилястра, 12 обыкновенных пилястров. камин из мрамора с малахитовой и бронзовой отделкой и базой черного мрамора.

Список этот датирован 13 июня 1925 г. и подписан королевским консулом [Бомбиери?].
Протест Главнауки.

Ленинградское отделение Главнауки просит Наркоминдел срочного распоряжения о недопущении вывоза за границу всех перечисленных выше предметов так как они являются не только украшением зала, но конструктивно необходимой частью здания, неотъемлемо входящей в самый его организм.

Факт вывоза из СССР частей высокохудожественного значения, как малахитовые колонны, пилястры и камин, явится уже не изъятием имущества, принадлежащего иностранному государству, а грубым разрушением здания - памятника, построенного Монферраном и являющегося выразителем целой эпохи в жизни русского народа.

Не может быть никакого сомнения в том, что подобного рода вывоз а границу ценных частей здания не нашел бы себе оправдания ни в законах Италии, ни другой какой-либо страны и, конечно, не может быть допускаем и в нашем государстве.

О принятых вами срочных мерах к запрещению вывоза за границу архитектурных частей, о мерах, принимаемых к восстановлению разрушенного здания, а также о привлечении к ответственности виновных в разрушении памятника, находящегося под государственной охраной - Ленинградское отделение Главнауки просит его уведомить
Протест Академии Материальной Культуры.

Российская академия истории материальной культуры, осведомившись о вывозе в Рим художественных орнаментальных частей из дома № 43 по ул. Герцена. письменно обратила внимание уполномоченного Наркоминдела в Ленинграде, что означенному дому, взятому под государственную охрану, ввиду его художественной ценности, как произведения работы архитектора Монферрана, грозит полное в художественном отношении разрушение.

(Новая вечерняя газета. 24 июня 1925 г., № 81)

(добавил S.P.)

В 1875-1911 гг. этот дом принадлежал княгине Наталье Федоровне Ливен (внучке военного губернатора Санкт-Петербурга П. А. фон дер Палена, связанного с убийством Павла I) и был одним из центров распространения баптизма. В 1910 г. дом купил посол короля Италии, герб Демидовых на  геральдическом щите подправили, так, что он стал напоминать итальянский королевский герб. В 1925 г.  итальянцы вывезли малахитовое убранство интерьеров.

 

Посольство Италии   (ВПг на 1916. О. 1 Стб. 94)

 

Ныне здание продолжает оставаться собственностью Италии, арендатор - Балтийский банк.

По информации от самого Балтийского банка здание вернулось в собственность России ещё в 1957 г. (zapzarap)

1916: Посольство Италии                                                                                                          (ВПг на 1916. О. 1 Стб. 94)

1917: Италiя, Посольство; Генеральное консульство, Морская, 43.                                                 (Весь Петроград - 1917, кол. 95, 95)

1930: Итальянское Генеральное Консульство, ул. Герцена (б. Морская), 43.                         ("Весь Ленинград и область - 1930», С. 16)

1932-1935: Итальянское  Консульство, ул. Герцена, 43                                (Весь Ленинград – 1932 С. 33; Весь Ленинград  - 1933. С. 19.)

                                                                                                                                       Весь Ленинград  - 1934, С. 27; Весь Ленинград  - 1935, С. 18)

1937: Итальянское Королевское Консульство, ул. Герцена (б. Морская), 43.                        (1937- Ленинград список абонентов. С. 242)

1956: Институт «Гипростанок», Гос. проектный, Мин. станкостр. и инстр. пром. СССР, Лен. отд. адрес не указан ([252]. С.48.)

1962: Ин-т «Гипростанок» Гос. проектн. при Госплане СССР, Лен. отд. - ул. Гер­цена, 43  ([253]. С.73)

1965: Ин-т «Гипростанок» Лен. отд., гос. проектн., Госкомитета по машиностроению при Госплане СССР

- ул. Гер­цена, 43 ([108]. С.70)

1970: Институт «Гипростанок» гос. проект., Лен. отд., Мин. станкостроительной и инструментальной пром-сти СССР

- ул. Гер­цена, 43 ([254]. С.71)

1973: Институт проектный заводов станкостроения и кузнечно-прессового машиностроения.

         Лен. отд. гос. проектного ин-та «Гипростанок» - ул. Гер­цена, 43 ([211]. С.130)

1988: Институты научно-исследовательские и проектно-конструкторские: «Гипростанок» Гос. по проектированию

         станкостроительных, инструментальных, абразивных заводов и заводов кузнечно-прессового

         машиностроения, Лен. отделение - ул. Гер­цена, 43 ([213]. С.168)                                                       (добавил lenarch)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - vladimir-2013,
    06.2017.

  • фото

    Вторая лестница и лифт

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Влада,06,2017

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 01.2018.

  • фото

    Фото - Mary_mq

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Ладада, 06.2017.

  • фото
  • фото

    Фото - Ладада, 06.2017.

49 комментариев
48438 просмотров
Добавил: Mary, 15 Июня 2008, 01:46
Редактировано: 3 Февраля 2023, 12:07
Оцените:
(44 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1081.html' target='_blank'>Особняк П. Н. Демидова - Посольство Италии на Citywalls.ru</a>
Всего 49 комментариев
  • 27 Апреля 2010, 13:30

    По информации от самого Балтийского банка здание вернулось в собственность России ещё в 1957 году.

  • 29 Ноября 2010, 14:17

    см. статью

                      Духовное пробуждение в Петербурге

  • 28 Июля 2011, 11:16

    Посольство Италии (ВПг на 1916. О. 1 Стб. 94)

  • 28 Июля 2011, 11:32

    Здание N43 по Большой Морской улице, в котором располагается штаб-квартира Балтийского Банка, расположено на территории бывших Морских слобод. Морские слободы застраивались в начале 18 века одновременно с сооружением Адмиралтейской крепости и заселялись мастеровыми и матросами. Пожары 1736 - 37 гг. почти полностью опустошили этот район. С 1740 года процесс застройки стал регламентироваться, и район активно заселялся купцами и дворянами.


    В 1836 году Павел Николаевич Демидов приобретает два дома по ул. Большая Морская (д. 43 и д. 45) и нанимает для переделки фасада и внутренних интерьеров архитектора Огюста Монферрана. С тех пор фасад и интерьеры здания практически не изменились.

    В 1864 году Павел Павлович Демидов заключил договор о сдаче дома N43 в наем (1864 — 1873) с маркизом де Пеполи, послом короля Италии при Российском Императорском Дворе. Маркиз выступал как официальное лицо — руководитель дипломатической миссии.

    В 1875 — 1910 годах домом владела княгиня Ливен Наталья Федоровна

    6 июля 1910 года здание переходит в собственность Итальянского государства. С началом мировой войны посольства европейских государств пустеют. Информация об использовании зданий в период до 1917 года отрывочна.

    В 1924 году устанавливаются дипломатические отношения между правительством Бенито Муссолини и СССР, и здание возвращается Италии. Въехав в здание, консульство начало свою работу с вывоза внутренней обстановки особняка (колонны, пилястры, мраморный камин и паркет). Демонтированные детали вывозились из России через Крым и при перевозке, как считается, безвозвратно утрачены.

    В 1944 году здание было передано институту «ГИПРОСТАНОК».

    В 1955 году поднимается вопрос о покупке здания у Италии. В октябре 1957 года посольство передает здания в Ленинграде и Тбилиси в обмен на здание в Москве сроком на 90 лет до 31 декабря 2046 года.

    С 1995 года Балтийский банк является единоличным арендатором исторического особняка на большой Морской улице и вкладывает значительные средства в его реставрацию и поддержание в историческом виде.

    http://www.baltbank.ru/history-bolshaya-morskaya.html

  • 23 Января 2013, 14:34

    Фото 1916 г. - ссылка (23.1.2013 г.)
    " Аннотация Манифестанты приветствуют посла и сотрудников итальянского посольства по случаю объявления Италией войны Германии.
    Дата съемки 27 августа 1916 г.
    Год съемки 1916
    Место съемки Петроград
    Темы Итальянское посольство (ул.Морская, 43)
    Авторы съемки Фотография ателье Буллы "

  • 25 Мая 2014, 16:19

    1930: Итальянское Генеральное Консульство, ул. Герцена (б. Морская), 43. ("Весь Ленинград и область – 1930», С. 16)

    1931: Итальянское королевское консульство, ул. Герцена (б. Морская), 43. ("Весь Ленинград  – 1931», С. 22)

    1932-1935: Итальянское  Консульство, ул. Герцена, 43 (Весь Ленинград – 1932 С. 33; Весь Ленинград  - 1933". С. 19; «Весь Ленинград  - 1934", С. 27; «Весь Ленинград  - 1935", С. 18)

    1937: Итальянское Королевское Консульство, ул. Герцена (б. Морская), 43. (1937- Ленинград список абонентов, с. 242)

  • 25 Июня 2014, 21:23
  • 2 Августа 2014, 18:18

    1917: Италiя, Посольство; Генеральное консульство,Морская, 43. (Весь Петроград – 1917, кол. 95, 95)

  • 15 Декабря 2014, 20:27

    Левая часть среднего портала

    Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века: Т. 1-7 / Г.В. Барановский. - Санкт-Петербург: ред. журн. "Строитель", 1902-1908. - 6 т.; c. 2

  • 4 Июля 2015, 15:44

    Что сегодня находится в этом здании?

    В интернете данных нет, разве что

    http://www.maxikarta.ru/spb/address/ulitsa_Bol'shaja+Morskaja_43_0__0

    Санкт-Петербург, улица Большая Морская, 43

    Почтовый индекс 190000

    В здании нет зарегистрированных компаний

    Датировки этого сайта нет.

  • 24 Декабря 2016, 20:20

    Две люстры из парадного зала (фото №18) сейчас находятся в соседнем доме №45 в дубовом зале

  • 9 Июня 2017, 22:24

    с 8.06.17 по 11.06.17 можно попасть в парадные залы http://www.expospb.com/grid-crfp .  Во вкладке Посетителям можно распечатать бесплатный билет.  Повторение выставки в этих залах планируется в июле и августе.

  • 9 Июня 2017, 22:26

    Несколько не очень хороших фото.

    https://vk.com/albums147327541?z=photo147327541_456239130

     

  • 10 Июня 2017, 00:10

    Новая публикация Интерьеры Даёт полное и качественное представление о залах особняка.

     

  • 12 Июня 2017, 18:49

    Добавлю тоже несколько.

    Люстра в парадном зале. Изначально их было три, две ее сестры сейчас находятся в соседнем доме (Большая Морская ул. 45).

  • 12 Июня 2017, 20:07
    Ответ на "Лестница и лифт" от vladimir-2013

     Что-то не то. Не верю. Не могла же я пропустить такой роскошный лифт! Да и лестница совсем не та, по которой проходили люди на выставку. Какой-то другой вход??

  • 12 Июня 2017, 20:39
    Ответ на "Что-то не то. Не верю. Не могла же я пропустить та" от Ладада

     Эта лестница находится справа от парадной лестницы и там лифт. На фото №2 она видна рядом с парадной.

  • 12 Июня 2017, 20:55
    Ответ на "Эта лестница находится справа от парадной лестницы" от vladimir-2013

     Спасибо. Т.е. справа под аркой? Добавьте это тогда: информация хорошая, но неясно где. Видела я эту дверь, когда там на сквозняке стояла. Но внутрь не пускали. А на выставке - все же были?

  • 12 Июня 2017, 21:04
    Ответ на "Спасибо. Т.е. справа под аркой? Добавьте это тогда" от Ладада

     На выставке был. Лестница не в арке, а в холле, при входе справа за местом для охраны дверь.

  • 12 Июня 2017, 22:27
    Ответ на "На выставке был. Лестница не в арке, а в холле, пр" от vladimir-2013

     Поняла. Видела мельком эту дверь, но заглянуть не догадалась.

  • 20 Июня 2017, 09:37

    Замечательные фото! Спасибо большое

  • 14 Августа 2017, 13:48

    Мы рады сообщить, что особняк Демидова наконец стал доступен для посетителей. Удивительная история впечатляющих залов не оставит равнодушным никого из любителей старины. 

    Телефон для записи: +7 (911) 011-20-08 (Viber, WatsApp, Telegram)
    vk.com/demidov_house
    instagram.com/demidov_house/

  • 2 Ноября 2018, 19:58
    Ответ на "Фото 1916 г. - ссылка (23.1.2013 г.)" Аннотация Ма" от nikspb

    Забавно, на фото виден и фрагмент здания Германского посольства.

  • 17 Октября 2019, 22:10

    02.2015г.

     

  • 17 Июня 2020, 13:37

    Фото начала 20 века. Дом Демидова на Морской улице.

    https://sun9-62.userapi.com/c854020/v854020205/23ff14/mMvN1LzbbXE.jpg

  • 24 Октября 2020, 22:46

    В здании https://www.demidov.spb.ru/ банкетные залы в аренду.

    Иногда проводятся выставки. Часть помещений сдается в аренду.

     

  • 15 Ноября 2020, 17:25

    из публикации: "По сторонам ворот в стенах находятся две ниши для фонтанов, выложенные плитами белого полированного мрамора. Сейчас эти ниши пустые, раньше в них стояли изящные чугунные столбики, украшенные фигурками купидонов. ([208]. С. 106)"

    По центру раковины нет никаких следов отверстий. Крепление расположено сбоку и заделано, а ниже него расположена решётка сливного отверстия (не видно на фото).

    Возможно, это поилка для лошадей? (фото 11.2020, полный размер)

     

     

  • 15 Ноября 2020, 20:19
    Ответ на "Левая часть среднего портала Архитектурная энцикло" от vladimir-2013

    Только невоспитанная лошадь могла засунуть морду в такой фонтан! 😀

  • 15 Ноября 2020, 21:06
    Ответ на "из публикации: "По сторонам ворот в стенах находят" от Риэлтор

     Поилка для лошадей возле парадного входа? Для этого есть двор.

  • 15 Ноября 2020, 23:24

    В  публикации: "После Карамзиных домом владел сын Авроры Павловны и Павла Николаевича..." 

    Правильно: Аврора Карловна.

  • 27 Ноября 2020, 21:14

    Во всяком случае в период 1955-1975 годов в здании располагалось Ленинградское отделение Гос. проектного института "Гипростанок" мин-ва станкостроительной и инструментальной промышленности (в это время там работал мой отец и часто бывал и я).

  • 8 Марта 2021, 09:47

    ЦГАКФФД СПб
    Шифр: Б 1619

    Аннотация: Мраморные кариатида и атлант, поддерживающие балкон второго этажа дома Демидова, №43 (архитектор О.Р.Монферран, скульптор Т.Жак, 1836-1840).

    Места съёмки: Санкт-Петербург г.

    Дата съёмки: [1890-е гг.]

  • 2 Июля 2022, 09:27

    Обратил внимание, что чаша правого фонтана разбита. На панорамах 2019 года она еще цела

  • 1 Февраля 2023, 15:25

    Новая вечерняя газета. 1925, № 77 (20 июня)

     

     

  • 1 Февраля 2023, 16:00

    Новая вечерняя газета. 1925, № 81 (24 июня)

  • 1 Февраля 2023, 16:22
    Ответ на "Новая вечерняя газета. 1925, № 77 (20 июня) " от Wagon

     

    Ответ на "Новая вечерняя газета. 1925, № 81 (24 июня) " от Wagon

     

    Очень важные (и, конечно, возмутительные) сведения.

     

    Не могли бы Вы перевести эти вырезки в текстовую форму (например, с помощью программы FineReader)? Или, если это для Вас трудно, дать хотя бы ссылку на более крупное изображение второй вырезки - так, чтобы не нужно было напрягать зрение, вглядываясь в текст (и чтобы можно было при необходимости без затруднений считать этот текст FineReader'ом).

  • 2 Февраля 2023, 00:20

  • 2 Февраля 2023, 10:40
    Ответ на "Новая вечерняя газета. 1925, № 81 (24 июня) " от Wagon

     текст из продолжения публикации Интерьеры:

    "В 1924 г., когда устанавливаются дипломатические отношения между правительством Муссолини и СССР, здание возвращается Италии. Предположительно в 1925 г. итальянцы сумели вывезти на свою родину весь демидовский малахит - колонны, пилястры, камин, а также мрамор и наборный паркет. Демонтированные детали вывозились из России через Крым и при перевозке, как считается, были безвозвратно утрачены."

    Ответ на " Очень важные (и, конечно, возмутительные) сведения" от S.P.

     Получается, что ограбление произошло сразу после установления дипл. отношений и никаких последствий не было! Дипл. отношения продолжали развиваться!..

  • 2 Февраля 2023, 11:36
    Ответ на "" от lenarch

    Большое спасибо!

     

    Ваш вариант мне все же удалось с грехом пополам считать с помощью FineReader - с огромным количеством ошибок, требующих значительного редактирования, но все-таки это было быстрее, чем весь текст набирать вручную.

     

    (Хотя, конечно, если бы Wagon откликнулся на мою просьбу и дал более крупное изображение, то всё было бы проще...  Но что делать - нет так нет.)

     

    Я считаю, что эти две статьи (особенно вторая) очень важны для понимания истории дома. Даю тексты статей, считанные с помощью FineReader. Надеюсь, что эти тексты попадут в публикацию.

     

     

    _____________________________________________________________________________________ 

     

    Новая вечерняя газета. Суббота, 20 июня 1925 г. № 77.

     

    Культурные варвары.

    Разрушение здания итальянского посольства в Ленинграде.

     

    Итальянский консул в Ленинграде закончил вывоз ценного имущества из здания бывш. итальянского посольства. Теперь в здании снимают художественные украшения дома, составляющее одно целое с самим зданием; снимают лепные карнизы, обдирают облицовку малахитовых колонн, чтобы вывезти в Италию.

     

    Никто не сомневается в том, что так разрушать одно из ценнейших в художественном отношении зданий Ленинграда - редкий вандализм; но самое пикантное в этой истории то, что итальянское посольство отдало распоряжение вывезти в Италию все мало-мальски ценное в этом здании, не останавливаясь даже и перед разрушением самого здания, после того, как оно получило согласие Советского правительства обменять ныне занимаемый им Ленинградский особняк на участок земли в Москве, предоставленный посольству бесплатно...

     

    В осведомленных кругах выражают сомнение, чтобы сделка могла состояться после обнаружения такого скандального хищничества.

     

    ____________________________________________________________________________________

     

    Новая вечерняя газета. 1925 г., № 81 (24 июня).

     

    Разрушение б. здания итальянского посольства

     

    На днях у нас сообщалось, что итальянский консул вывез из бывшего здания посольства, по ул. Герцена, 43, все ценное имущество в Италию.

     

    Дом 43 по ул. Герцена был построен в 1834 г. строителем Исаакиевского собора и Александровской колонны знаменитым архитектором времен Николая I Монферраном. для князя Демидова Сан-Донато.

    В доме, построенном с редкой роскошью, совершенно исключительным шедевром является малахитовый зал в стиле Людовика XV. Стены и колонны зала сделаны из целых кусков малахита и представляют очень большую ценность; камин в зале тоже малахитовый. В этом же зале замечательный паркет «маркетри», из дерева разных цветов.

     

    Дом в 50-х годах от Демидова Сан-Донато перешел к князьям Ливен, а в 1911 году был приобретен итальянским правительством.

     

    Несколько позднее, когда возле итальянского посольства стал возводиться мрачный, массивный особняк германского посольства, дом итальянского посольства, под влиянием изгиба почвы, дал трещину. По этому поводу в тогдашних дипломатических кругах не мало острили, отмечая трещину в тройственном союзе.

     

    Когда итальянское посольство, вместе с другими, после Октябрьского переворота уехало из Петрограда, дом в свое владение взял Наркоминдел и сохранил его в полной целости.

     

    По мнению авторитетных лиц, если правильно сообщение о том, что итальянское посольство уступило этот дом Советскому правительству взамен полученного им ценного участка земли в Италии, оно ни в коем случае не вправе производить разрушения, о которых у нас сообщалось.

     

    Статуи и обстановку итальянцы вправе вывезти, но ломать стены, колонны и паркет, даже гражданское право буржуазных стран, всецело построенное на принципе неприкосновенности частной собственности, вряд ли может допустить.


    Что вывозят?

     

    В донесении итальянского консула в Ленинграде итальянскому посланнику в Москве перечисляется список имущества, отправленного в Италию из помещения бывш. итальянского посольства в Ленинграде. Отправлено: 4 колонны, 4 угловых пилястра, 12 обыкновенных пилястров. камин из мрамора с малахитовой и бронзовой отделкой и базой черного мрамора.

     

    Список этот датирован 13 июня 1925 г. и подписан королевским консулом [Бомбиери?].


    Протест Главнауки.

     

    Ленинградское отделение Главнауки просит Наркоминдел срочного распоряжения о недопущении вывоза за границу всех перечисленных выше предметов так как они являются не только украшением зала, но конструктивно необходимой частью здания, неотъемлемо входящей в самый его организм.

     

    Факт вывоза из СССР частей высокохудожественного значения, как малахитовые колонны, пилястры и камин, явится уже не изъятием имущества, принадлежащего иностранному государству, а грубым разрушением здания - памятника, построенного Монферраном и являющегося выразителем целой эпохи в жизни русского народа.

     

    Не может быть никакого сомнения в том, что подобного рода вывоз а границу ценных частей здания не нашел бы себе оправдания ни в законах Италии, ни другой какой-либо страны и, конечно, не может быть допускаем и в нашем государстве.

     

    О принятых вами срочных мерах к запрещению вывоза за границу архитектурных частей, о мерах, принимаемых к восстановлению разрушенного здания, а также о привлечении к ответственности виновных в разрушении памятника, находящегося под государственной охраной - Ленинградское отделение Главнауки просит его уведомить.


    Протест Академии Материальной Культуры.

     

    Российская академия истории материальной культуры, осведомившись о вывозе в Рим художественных орнаментальных частей из дома № 43 по ул. Герцена. письменно обратила внимание уполномоченного Наркоминдела в Ленинграде, что означенному дому, взятому под государственную охрану, ввиду его художественной ценности, как произведения работы архитектора Монферрана, грозит полное в художественном отношении разрушение.

     

    ____________________________________________________________________________________

     

     

    P.S. До того как я прочитал эти статьи, я думал, что грабеж произошел вскоре после октябрьского переворота, в обстановке неразберихи. Да и не очень-то верил, что его произвели итальянцы - скорее, какое-то "наше" ворье. А оказывается, это было уже в сравнительно благополучное время, в 1925 г., и ценная отделка была вполне официально вывезена в фашистскую Италию. Интересно, почему власти не реагировали на протесты и допустили этот вандализм. (Впрочем, года через три советская власть уже сама начнет чудовищную распродажу российских художественных ценностей за границу...)

     

  • 2 Февраля 2023, 23:00

    Я рад, что эти две статьи теперь появились в публикации. Но все-таки думаю, что не вполне правильно написано: "Добавил S.P.": я всего лишь привел эти тексты к виду приемлемому для публикации. Правильнее написать: "Добавил Wagon". 

  • 2 Февраля 2023, 23:10
    Ответ на "Я рад, что эти две статьи теперь появились в публи" от S.P.

     

    Ответ на "текст из продолжения публикации Интерьеры: "В" от Риэлтор

     Логичнее было бы эти статьи поместить в продолжение публикации.

     

  • 2 Февраля 2023, 23:59
    Ответ на "Большое спасибо! Ваш вариант мне все же удалось с" от S.P.

     На днях у нас обобщалось...

  • 3 Февраля 2023, 00:19
    Ответ на "На днях у нас обобщалось..." от Liz

     Да, не заметил ошибку FineReader'а (одну из очень многих, что естественно при паршивом качестве изображения).

     

    Я в своем сообщении теперь эту ошибку исправил. Прошу модератора исправить ее и в тексте публикации.

  • 3 Февраля 2023, 00:25

    1956: Институт «Гипростанок», Гос. проектный, Мин. станкостр. и инстр. пром. СССР, Лен. отд. [адрес не указан] ([252]. С.48)

    1962: Ин-т «Гипростанок» Гос. проектн. при Госплане СССР, Лен. отд. - ул. Гер­цена, 43 ([253]. С.73)

    1965: Ин-т «Гипростанок» Лен. отд., гос. проектн., Госкомитета по машиностроению при Госплане СССР - ул. Гер­цена, 43 ([108]. С.70)

    1970: Институт «Гипростанок» гос. проект., Лен. отд., Мин. станкостроительной и инструментальной промышленности СССР - ул. Гер­цена, 43 ([254]. С.71)

    1973: Институт проектный заводов станкостроения и кузнечно-прессового машиностроения. Лен. отд. гос.  проектного ин-та «Гипростанок» - ул. Гер­цена, 43 ([211]. С.130)

    1988: Институты научно-исследовательские и проектно-конструкторские: «Гипростанок» Гос. по проектированию станкостроительных, инструментальных, абразивных заводов и заводов кузнечно-прессового машиностроения, Лен. отделение - ул. Гер­цена, 43  ([213]. С.168)

  • 3 Февраля 2023, 00:29
    Ответ на " Ответ на "текст из продолжения публикации Ин" от Риэлтор

     Пожалуй, именно здесь они более уместны - хотя бы уже потому, что здесь даны три старые фотографии Малахитового зала (а в продолжении - только одна).

  • 28 Августа 2023, 17:50

    1941 г. 2 октября.(Оперативн. сводка N37.)
    Место и очаг поражения - ул.Герцена, 43.
    Характер и размеры поражения и разрушения - 12 зажигательных бомб. Пожар чердачного помещения.
    Время обнаружения ч/м - 20.52.
    Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - УПК 1-го уч-ка.
    Время ввода подразделений - 21.11.
    Время окончания работ - 23.03.
    Что сделано для ликвидации поражения - бомбы ликвидированы.
     (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.149).

  • 6 Ноября 2023, 00:44

     

    Эх, вот так как-то.

    13.08.2023 г.

     

  • 6 Ноября 2023, 19:05

    в комментариях имеется аж целых три совершенно одинаковых старых фото разного качества  с целым еще фонтанчиком и скульптурой мальчика - их следовало бы в саму публикацию поместить

     

    хотя бы для привлечения внимания отцов города

     

     

  • 30 Марта 2024, 11:42

          В этом доме в 1870-е - 1880-е годы жил архитектор И. В. Штром  (Список членов С-Петербургского общества архитекторов на 01. 01. 1878 г. журнал "Зодчий" № 6 от 05. 02. 1878; Строительный адрес-    календарь на 1881 год С-Пб С.1-48). Этот дом имел в то время адрес Большая Морская ул 43, 

    согласно табеля домов С-Петербурга 1889 года стр. 120 нумерация дома не изменилась.6 новый № 43,       старый № 43.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32138
Готовится: 78
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 12755