Публикация
Дом-особняк П. Лопеса -
|
Архитекторы: | Порто А. Михайлов_2-й А. А. |
Год постройки: | 1808-1810 |
Стиль: | Классицизм |
Фото -
9-я линия ВО, 12 - Большой пр. ВО .28
Памятник архитектуры классицизма
Дом-особняк Педро Лопеса
1808-1810 - арх. Порто А.
Типография Академии наук классицизм
1829-1830 - арх. Филиппов Дионисий (Денис) Евстигнеевич - внутренняя перестройка
1859-1860 - дворовой корпус
Первая академическая типография "Наука"
Типография издательства "Наука" РАН
Имя автора проекта не установлено.
Согласно тексту на мемориальной доске, арх. был Михайлов А. А. 2-й, по данным В. Г. Исаченко - Порто А.
На угловом участке № 28/12 в XVIII в. имелась деревянная застройка. В начале 1800-х гг. им владел генерал-майор В. В. Драхенцельс, а в середине 1800-х Педро Лопес.
В 1807 г. он обратился в Комитет городских строений с прошением о разрешении построить на своем дворе каменный дом. Строительство вел в 1808-1810 гг. арх. А. Порто. Дом-особняк с мезонином построен для португальского консула и виноторговца Педро Лопеса. Дом служил не только его резиденцией, но и гостиницей для соотечественников. Громадные подвалы дома служили винным складом. Лопес был активным сторонником торговых связей Португалии и Бразилии с Россией и с 1810 г. стал уже генеральным консулом. Его сын, известный красавец, был в 1820-х гг. завсегдатаем светских салонов.
В 1820-х гг. дом Лопеса был продан за долги. Его приобрел купец Е. Ф. Ганин.
В 1825 г. дом арендовали для типографии Академии наук, а в 1829 выкупили. В 1829-1830 гг. арх. Д. Е. Филиппов частично перестроил дом в соответствии с нуждами типографии, он же устроил балкон.
В 1859-1860 гг. на месте обветшавших служб возвели трехэтажный дворовой корпус в стиле главного дома.
([
9 линия - Большой пр. В.О.
1925 г. vk.com
(добавил Ладада)
План здания.
Приложение к Топ-плану 2004.
(добавил- IVa)
Главный фасад, выходящий на Большой пр., выделен шестиколонным ионическим портиком, завершенным фронтоном. Интересна каменная ограда, ограничивающая участок. Ворота - в виде арки, опирающейся на две дорические колонны.
Дом сохраняет первоначальный облик. Внутренняя отделка не сохранилась.
Со стороны 9-й линии.
Фото - Mary, 2009.
Фото - Mary, 05.2014.
Фото - Наталия. 2008.
Фрагмент дворового фасада южнее
снесенного дома 30. Вид с запада.
Фото - Виктор М ,08.2013.
Типография Академии наук основана в 1727 г. Помещалась прежде в бывшем дворце царицы Прасковьи Федоровны (Университетская наб., 7) При переезде на Большой пр. оснащалась заново. Шрифты доставили из Парижа, скоропечатные станы из Берлина. В качестве двигателя использовали паровую машину мощностью четыре лошадиные силы. К 1840-м гг. имелись шрифты 120 языков, в том числе тибетского, афганского, алеутского. Это позволило выполнять самые сложные полиграфические работы. Наряду с книгами и научными журналами печатались и «Санкт-Петербургские ведомости», которые до 1870-х гг. издавала Академия наук. Новые станки из Гамбурга (1846) позволили печатать газету большим форматом.
Сегодня это типография издательства «Наука» РАН - одно из крупнейших полиграфических предприятий города, выпускающее в основном академическую и другую научную литературу.
Фото - Влада, 05.2019.
1896: Типография Императорской Академии Наук - В.О., 9 лин., 12
(Домбровский Ф.В. Полный путеводитель по Петербургу и всем его окрестностям. СПб, 1896. (С.370) (добавил - Наталия)
1922: 12-я Государственная типография б. Академии Наук - В. О., 9 лин., 12–28. ("Весь Петроград - 1922. столб. 372).
1923: 12-я Государственная типография - В. О., 9-я лин., 12 (Весь Петроград - 1923. С. 233.)
1924: Академическая типография - В. 0., 9 лин., 12 (Весь Ленинград - 1924. С. 83).
1925: Российская Государственная Академическая Типография (РГАТ) - В. О., 9 л., 12 (Весь Ленинград - 1925. С. 157)
1926-1935: Типография Академии Наук - В. О.. 9 лин., 12 (Весь Ленинград - 1926. С. 160); (Весь Ленинград - 1927. С. 64);
(Весь Ленинград и область.1928. С. 191); (Весь Ленинград.1929. С. 63); (Весь Ленинград и область.1930. С. 70); (Весь Ленинград.1931. С. 80);
(Весь Ленинград - 1932. С. 73); (Весь Ленинград - 1933. С. 366); (Весь Ленинград - 1934. С. 232); (Весь Ленинград - 1935. С. 408)
1937: Типография Академии Наук - В. О., 9 лин., 12. (1937- Ленинград список абонентов. С. 314)
1939: ТАН (Типография Академии Наук СССР) - В. О., 9 лин., 12 (Весь Ленинград - 1939. С. 130)
1940: «ТИАН» (Типография Академии Наук СССР - 9 линия., 12 ([
1965: Типография 1-я издательства "Наука" - В.О. 9 линия, 12,
офсетно-цинкографский цех - Таможенный пер., 2 ([
1973: Типография издательства «Наука» - В. О., 9 л., 12. ([
1988: Первая типография издательства «Наука», Ленинградское отделение - В. О., 9 л., 12 ([
2003: "Мюллер Мартини" представительство - 9 линия В.О., 12 Примечание: продажа, сервис, поставки печатного полиграфического
оборудования, запчастиПрофиль: оборудование упаковочное, полиграфическое оборудование (TopPlan2003)
2009: ЗАО "Х.Г.С.-Санкт-Петербург" - 9 линия В.О., 12 Примечание: Расходные материалы, запчасти, комплектующие
Профиль: оборудование полиграфическое (TopPlan2009) (добавил:
С 8 сентября 2016 года:
"на пересечении Большого проспекта и 9 линии Васильевского острова появились солнечные часы."
Источник:
Фотографии - с сайтов
Ответ на "С 8 сентября 2016 года: "на пересечении Большого п" от geodet
Спасибо, интересно. Но просто взять чужие фото мы не можем. Может кто из участников сайта это снимал?
Ответ на "Спасибо, интересно. Но просто взять чужие фото мы " от Наталия
Спасибо за разъяснение, я этого не знал. Не совсем понятно, почему не свои фотокопии картин художников можно, а не свои фотографии, с указанием источника, нельзя. Вопрос: удалить и отсюда, и также со страницы Форума https://forum.citywalls.ru/topic2181.html#post58507 ?
В комментариях и на форуме можно, а в публикации современные фото только с согласия автора
*** Веретено.
Грот Я. 1888 Хронологическая канва для биографии Пушкина.
meshok.net