Публикация
Дом-особняк П. Лопеса -
|
Архитекторы: | Порто А. Михайлов_2-й А. А. |
Год постройки: | 1808-1810 |
Стиль: | Классицизм |
Фото -
9-я линия ВО, 12 - Большой пр. ВО .28
Пам. арх. классицизма
Дом-особняк Педро Лопеса
1808-1810 - арх. Порто А.
Типография Академии наук классицизм
1829-1830 - арх. Филиппов Дионисий (Денис) Евстигнеевич - внутренняя перестройка
1859-1860 - дворовой корпус
Первая академическая типография "Наука"
Типография издательства "Наука" РАН
Имя автора проекта не установлено.
Согласно тексту на мемориальной доске, арх. был Михайлов А. А. 2-й, по данным В. Г. Исаченко - Порто А.
На угловом участке № 28/12 в XVIII в. имелась деревянная застройка. В начале 1800-х гг. им владел генерал-майор В. В. Драхенцельс, а в середине 1800-х Педро Лопес.
В 1807 г. он обратился в Комитет городских строений с прошением о разрешении построить на своем дворе каменный дом. Строительство вел в 1808-1810 гг. арх. А. Порто. Дом-особняк с мезонином построен для португальского консула и виноторговца Педро Лопеса. Дом служил не только его резиденцией, но и гостиницей для соотечественников. Громадные подвалы дома служили винным складом. Лопес был активным сторонником торговых связей Португалии и Бразилии с Россией и с 1810 г. стал уже генеральным консулом. Его сын, известный красавец, был в 1820-х гг. завсегдатаем светских салонов.
В 1820-х гг. дом Лопеса был продан за долги. Его приобрел купец Е. Ф. Ганин.
В 1825 г. дом арендовали для типографии Академии наук, а в 1829 выкупили. В 1829-1830 гг. арх. Д. Е. Филиппов частично перестроил дом в соответствии с нуждами типографии, он же устроил балкон.
В 1859-1860 гг. на месте обветшавших служб возвели трехэтажный дворовой корпус в стиле главного дома.
([
9 линия - Большой пр. В.О.
1925 г. vk.com
(добавил Ладада)
1948 г.
Госкаталог
(добавил Десса)
План здания.
Приложение к Топ-плану 2004.
(добавил IVa)
Главный фасад, выходящий на Большой пр., выделен шестиколонным ионическим портиком, завершенным фронтоном. Интересна каменная ограда, ограничивающая участок. Ворота - в виде арки, опирающейся на две дорические колонны.
Дом сохраняет первоначальный облик. Внутренняя отделка не сохранилась.
Со стороны 9-й линии.
Фото - Mary, 2009.
Фото - Mary, 05.2014.
Фото - Наталия. 2008.
Фрагмент дворового фасада южнее
снесенного дома 30. Вид с запада.
Фото - Виктор М ,08.2013.
Фото - люблюпитер, 12.2022.
Типография Академии наук основана в 1727 г. Помещалась прежде в бывшем дворце царицы Прасковьи Федоровны (Университетская наб., 7) При переезде на Большой пр. оснащалась заново. Шрифты доставили из Парижа, скоропечатные станы из Берлина. В качестве двигателя использовали паровую машину мощностью четыре лошадиные силы. К 1840-м гг. имелись шрифты 120 языков, в том числе тибетского, афганского, алеутского. Это позволило выполнять самые сложные полиграфические работы. Наряду с книгами и научными журналами печатались и «Санкт-Петербургские ведомости», которые до 1870-х гг. издавала Академия наук. Новые станки из Гамбурга (1846) позволили печатать газету большим форматом.
Сегодня это типография издательства «Наука» РАН - одно из крупнейших полиграфических предприятий города, выпускающее в основном академическую и другую научную литературу.
Фото - Влада, 05.2019.
Катастрофическое состояние
каменной ограды со стороны 9-й линии.
Фото - Елена Пожидаева, 12.2021.
Фрагмент дворового фасада южнее
снесенного дома 30. Вид с запада.
Фото - Виктор М, 08.2013.
Вид с стороны 9-й линии.
Фото - Nipnip, 04.2023.
1896: Типография Императорской Академии Наук - В.О., 9 лин., 12
(Домбровский Ф.В. Полный путеводитель по Петербургу и всем его окрестностям. СПб, 1896. (С.370) (добавил - Наталия)
1922: 12-я Государственная типография б. Академии Наук - В. О., 9 лин., 12–28. ("Весь Петроград - 1922. столб. 372).
1923: 12-я Государственная типография - В. О., 9-я лин., 12 (Весь Петроград - 1923. С. 233.)
1924: Академическая типография - В. 0., 9 лин., 12 (Весь Ленинград - 1924. С. 83).
1925: Российская Государственная Академическая Типография (РГАТ) - В. О., 9 л., 12 (Весь Ленинград - 1925. С. 157)
1926-1935: Типография Академии Наук - В. О.. 9 лин., 12 (Весь Ленинград - 1926. С. 160); (Весь Ленинград - 1927. С. 64);
(Весь Ленинград и область.1928. С. 191); (Весь Ленинград.1929. С. 63); (Весь Ленинград и область.1930. С. 70); (Весь Ленинград.1931. С. 80);
(Весь Ленинград - 1932. С. 73); (Весь Ленинград - 1933. С. 366); (Весь Ленинград - 1934. С. 232); (Весь Ленинград - 1935. С. 408)
1937: Типография Академии Наук - В. О., 9 лин., 12. (1937- Ленинград список абонентов. С. 314)
1939: ТАН (Типография Академии Наук СССР) - В. О., 9 лин., 12 (Весь Ленинград - 1939. С. 130)
1940: «ТИАН» (Типография Академии Наук СССР - 9 линия., 12 ([
1965: Типография 1-я издательства "Наука" - В.О. 9 линия, 12,
офсетно-цинкографский цех - Таможенный пер., 2 ([
1973: Типография издательства «Наука» - В. О., 9 л., 12. ([
1988: Первая типография издательства «Наука», Ленинградское отделение - В. О., 9 л., 12 ([
2003: "Мюллер Мартини" представительство - 9 линия В.О., 12 Примечание: продажа, сервис, поставки печатного полиграфического
оборудования, запчастиПрофиль: оборудование упаковочное, полиграфическое оборудование (TopPlan2003)
2009: ЗАО "Х.Г.С.-Санкт-Петербург" - 9 линия В.О., 12 Примечание: Расходные материалы, запчасти, комплектующие
Профиль: оборудование полиграфическое (TopPlan2009) (добавил:
Фото -
Далее автор пишет, что архитектором сего здания был Антонио Порто (создатель Монетного двора в Петропавловской крепости)
В
В 1825 г. здание было арендовано Академией наук под типографию, в 1829 - приобретено.
Предложение оборвано - приобретено всегда кем-то или в чью-то собственность.
Согласно тексту на мемориальной доске, арх. был Михайлов А. А. 2-й, по данным В.Г. Исаченко - Порто А.
По данным Кирикова:
А таки ссылки?
№ 108. С. 177.
Типография 1-я издательства "Наука" - В.О. 9 линия, 12,
офсетно-цинкографский цех - Таможенный пер., 2.
Домбровский Ф.В. «Полный путеводитель по Петербургу и всем его окрестностям». — СПб, 1896. (С.370):
Типография Императорской Академии Наук, В.О., 9 лин., 12.
Александр, позвольте уточню - раз Вы используете явно уже новое сокращение, а не старое стр., то и кавычки со скобками излишни - их давно не ставят. Кстати, экономия в знаках :))
Фрагмент дворового фасада южнее снесенного дома 30. Вид с запада. 27.08.2013
Почему-то эта (южная) часть здания под охраной КГИОП не состоит.
фото см. публ.
Вот-вот, эта декоративная капуста в Голландии очень по сезону используется! Наверно, они идею подкинули. А может, и капусту))
1922:12-я Государственная типография б. Академии Наук, В. О., 9 лин., 12–28. ("Весь Петроград - 1922", столб. 372).
1923 12-я Государственная типография В. О., 9-я лин., 12 ("Весь Петроград - 1923", с. 233.)
1924: Академическая типография, В. 0., 9 лин., 12. («Весь Ленинград - 1924", с. 83).
1925: Российская Государственная Академическая Типография (РГАТ), В. О., 9 л., 12. («Весь Ленинград - 1925", с. 157)
1926-1935: Типография Академии Наук—В. О.. 9 лин., 12. («Весь Ленинград - 1926",с. 160); «Весь Ленинград - 1927", с. 64); ("Весь Ленинград и область – 1928», с. 191); («Весь Ленинград - 1929", с. 63); ("Весь Ленинград и область – 1930», с. 70); («Весь Ленинград - 1931", с. 80); («Весь Ленинград - 1932", с. 73); («Весь Ленинград - 1933", с. 366); («Весь Ленинград - 1934", с. 232); (Весь Ленинград - 1935". С. 408)
1937: Типография Академии Наук—В. О., 9 лин., 12. (1937- Ленинград список абонентов", С. 314)
1939: ТАН (Типография Академии Наук СССР), В. О., 9 лин., 12. («Весь Ленинград - 1939", с. 130)
1940: «ТИАН» (Типография Академии Наук СССР, 9 линия., 12. Весь Ленинград - 1940", с. 166)
1965: Типография 1-я издательства «Наука», В. О., 9 л., 12. ([108], с. 177)
1973: Типография издательства «Наука» В. О., 9 л., 12. ([211], с. 209)
1988: Первая типография издательства «Наука», Ленинградское отделение, В. О., 9 л., 12. ([125], с. 422)
TopPlan2003:
"Мюллер Мартини" представительство - 9 линия В.О., 12
Примечание: продажа, сервис, поставки печатного полиграфического оборудования, запчасти
Профиль: оборудование упаковочное, полиграфическое оборудование
TopPlan2009:
ЗАО "Х.Г.С.-Санкт-Петербург" - 9 линия В.О., 12
Примечание: Расходные материалы, запчасти, комплектующие
Профиль: оборудование полиграфическое
Наверное, всё же не "Денис Евстигнеевич", а "Дионисий Евстигнеевич"?
Могила Д. Е. Филиппова на Смоленском кладбище. Надпись: «Здесь покоится прахъ Архитектора Императорской Академiи Наукъ Коллежскаго Советника Дiонисiя Евсигнеевича Филиппова Скончавшагося 6-го Сентября 1854 года на 76 году».
*** Веретено.
Грот Я. 1888 Хронологическая канва для биографии Пушкина.
meshok.net
С 8 сентября 2016 года:
"на пересечении Большого проспекта и 9 линии Васильевского острова появились солнечные часы."
Источник:
Фотографии - с сайтов
Ответ на "С 8 сентября 2016 года: "на пересечении Большого п" от geodet
Спасибо, интересно. Но просто взять чужие фото мы не можем. Может кто из участников сайта это снимал?
Ответ на "Спасибо, интересно. Но просто взять чужие фото мы " от Наталия
Спасибо за разъяснение, я этого не знал. Не совсем понятно, почему не свои фотокопии картин художников можно, а не свои фотографии, с указанием источника, нельзя. Вопрос: удалить и отсюда, и также со страницы Форума https://forum.citywalls.ru/topic2181.html#post58507 ?
В комментариях и на форуме можно, а в публикации современные фото только с согласия автора
К фото 15 https://p2.citywalls.ru/photo_413-423714.jpg?mt=1575922058
Старый геодезический знак, интересно, есть какие-либо нормативы по содержанию таких знаков. У нас на зданиях их много, в основном они все закрашиваются, с какой целью, от повреждения или для невидимости специальной, есть ли знатоки этой области, просим откликнуться.
Ответ на " К фото 15 https://p2.citywalls.ru/pho" от люблюпитер
Почистить надо этот исторический знак, чтобы лучше был виден!
Какие-то знаки используются, а какие-то - не нужны и интересны историкам геодезии...
Периодически делают нивелировку городских улиц с записями в спец. журнал. Этот знак сохранился от нивелировки 1911 г. (вероятнее всего, для проекта прокладки канализации на ВО).
Самую первую нивелировку в СПб делал Савицкий в 1872 году. Как-то давал ссылку на фильм про неё
Анатолий Иванов в своей книге Петербургские истории пишет, что предположение, что автором проекта был А.А. Михайлов 2-ой не подтвердилось и что автор проекта до сих пор не установлен. (стр.58).