Публикация
Дом-особняк П. Лопеса -
|
Архитекторы: | Порто А. Михайлов_2-й А. А. |
Год постройки: | 1808-1810 |
Стиль: | Классицизм |
Фото -
9-я линия ВО, 12 - Большой пр. ВО .28
Пам. арх. классицизма
Дом-особняк Педро Лопеса
1808-1810 - арх. Порто А.
Типография Академии наук классицизм
1829-1830 - арх. Филиппов Дионисий (Денис) Евстигнеевич - внутренняя перестройка
1859-1860 - дворовой корпус
Первая академическая типография "Наука"
Типография издательства "Наука" РАН
Имя автора проекта не установлено.
Согласно тексту на мемориальной доске, арх. был Михайлов А. А. 2-й, по данным В. Г. Исаченко - Порто А.
На угловом участке № 28/12 в XVIII в. имелась деревянная застройка. В начале 1800-х гг. им владел генерал-майор В. В. Драхенцельс, а в середине 1800-х Педро Лопес.
В 1807 г. он обратился в Комитет городских строений с прошением о разрешении построить на своем дворе каменный дом. Строительство вел в 1808-1810 гг. арх. А. Порто. Дом-особняк с мезонином построен для португальского консула и виноторговца Педро Лопеса. Дом служил не только его резиденцией, но и гостиницей для соотечественников. Громадные подвалы дома служили винным складом. Лопес был активным сторонником торговых связей Португалии и Бразилии с Россией и с 1810 г. стал уже генеральным консулом. Его сын, известный красавец, был в 1820-х гг. завсегдатаем светских салонов.
В 1820-х гг. дом Лопеса был продан за долги. Его приобрел купец Е. Ф. Ганин.
В 1825 г. дом арендовали для типографии Академии наук, а в 1829 выкупили. В 1829-1830 гг. арх. Д. Е. Филиппов частично перестроил дом в соответствии с нуждами типографии, он же устроил балкон.
В 1859-1860 гг. на месте обветшавших служб возвели трехэтажный дворовой корпус в стиле главного дома.
([
9 линия - Большой пр. В.О.
1925 г. vk.com
(добавил Ладада)
1948 г.
Госкаталог
(добавил Десса)
План здания.
Приложение к Топ-плану 2004.
(добавил IVa)
Главный фасад, выходящий на Большой пр., выделен шестиколонным ионическим портиком, завершенным фронтоном. Интересна каменная ограда, ограничивающая участок. Ворота - в виде арки, опирающейся на две дорические колонны.
Дом сохраняет первоначальный облик. Внутренняя отделка не сохранилась.
Со стороны 9-й линии.
Фото - Mary, 2009.
Фото - Mary, 05.2014.
Фото - Наталия. 2008.
Фрагмент дворового фасада южнее
снесенного дома 30. Вид с запада.
Фото - Виктор М ,08.2013.
Фото - люблюпитер, 12.2022.
Типография Академии наук основана в 1727 г. Помещалась прежде в бывшем дворце царицы Прасковьи Федоровны (Университетская наб., 7) При переезде на Большой пр. оснащалась заново. Шрифты доставили из Парижа, скоропечатные станы из Берлина. В качестве двигателя использовали паровую машину мощностью четыре лошадиные силы. К 1840-м гг. имелись шрифты 120 языков, в том числе тибетского, афганского, алеутского. Это позволило выполнять самые сложные полиграфические работы. Наряду с книгами и научными журналами печатались и «Санкт-Петербургские ведомости», которые до 1870-х гг. издавала Академия наук. Новые станки из Гамбурга (1846) позволили печатать газету большим форматом.
Сегодня это типография издательства «Наука» РАН - одно из крупнейших полиграфических предприятий города, выпускающее в основном академическую и другую научную литературу.
Фото - Влада, 05.2019.
Катастрофическое состояние
каменной ограды со стороны 9-й линии.
Фото - Елена Пожидаева, 12.2021.
Фрагмент дворового фасада южнее
снесенного дома 30. Вид с запада.
Фото - Виктор М, 08.2013.
Вид с стороны 9-й линии.
Фото - Nipnip, 04.2023.
1896: Типография Императорской Академии Наук - В.О., 9 лин., 12
(Домбровский Ф.В. Полный путеводитель по Петербургу и всем его окрестностям. СПб, 1896. (С.370) (добавил - Наталия)
1922: 12-я Государственная типография б. Академии Наук - В. О., 9 лин., 12–28. ("Весь Петроград - 1922. столб. 372).
1923: 12-я Государственная типография - В. О., 9-я лин., 12 (Весь Петроград - 1923. С. 233.)
1924: Академическая типография - В. 0., 9 лин., 12 (Весь Ленинград - 1924. С. 83).
1925: Российская Государственная Академическая Типография (РГАТ) - В. О., 9 л., 12 (Весь Ленинград - 1925. С. 157)
1926-1935: Типография Академии Наук - В. О.. 9 лин., 12 (Весь Ленинград - 1926. С. 160); (Весь Ленинград - 1927. С. 64);
(Весь Ленинград и область.1928. С. 191); (Весь Ленинград.1929. С. 63); (Весь Ленинград и область.1930. С. 70); (Весь Ленинград.1931. С. 80);
(Весь Ленинград - 1932. С. 73); (Весь Ленинград - 1933. С. 366); (Весь Ленинград - 1934. С. 232); (Весь Ленинград - 1935. С. 408)
1937: Типография Академии Наук - В. О., 9 лин., 12. (1937- Ленинград список абонентов. С. 314)
1939: ТАН (Типография Академии Наук СССР) - В. О., 9 лин., 12 (Весь Ленинград - 1939. С. 130)
1940: «ТИАН» (Типография Академии Наук СССР - 9 линия., 12 ([
1965: Типография 1-я издательства "Наука" - В.О. 9 линия, 12,
офсетно-цинкографский цех - Таможенный пер., 2 ([
1973: Типография издательства «Наука» - В. О., 9 л., 12. ([
1988: Первая типография издательства «Наука», Ленинградское отделение - В. О., 9 л., 12 ([
2003: "Мюллер Мартини" представительство - 9 линия В.О., 12 Примечание: продажа, сервис, поставки печатного полиграфического
оборудования, запчастиПрофиль: оборудование упаковочное, полиграфическое оборудование (TopPlan2003)
2009: ЗАО "Х.Г.С.-Санкт-Петербург" - 9 линия В.О., 12 Примечание: Расходные материалы, запчасти, комплектующие
Профиль: оборудование полиграфическое (TopPlan2009) (добавил:
Фото -
Ответ на "Спасибо, интересно. Но просто взять чужие фото мы " от Наталия
Спасибо за разъяснение, я этого не знал. Не совсем понятно, почему не свои фотокопии картин художников можно, а не свои фотографии, с указанием источника, нельзя. Вопрос: удалить и отсюда, и также со страницы Форума https://forum.citywalls.ru/topic2181.html#post58507 ?
В комментариях и на форуме можно, а в публикации современные фото только с согласия автора
К фото 15 https://p2.citywalls.ru/photo_413-423714.jpg?mt=1575922058
Старый геодезический знак, интересно, есть какие-либо нормативы по содержанию таких знаков. У нас на зданиях их много, в основном они все закрашиваются, с какой целью, от повреждения или для невидимости специальной, есть ли знатоки этой области, просим откликнуться.
Ответ на " К фото 15 https://p2.citywalls.ru/pho" от люблюпитер
Почистить надо этот исторический знак, чтобы лучше был виден!
Какие-то знаки используются, а какие-то - не нужны и интересны историкам геодезии...
Периодически делают нивелировку городских улиц с записями в спец. журнал. Этот знак сохранился от нивелировки 1911 г. (вероятнее всего, для проекта прокладки канализации на ВО).
Самую первую нивелировку в СПб делал Савицкий в 1872 году. Как-то давал ссылку на фильм про неё
Спасибо, интересно. Но просто взять чужие фото мы не можем. Может кто из участников сайта это снимал?