Публикация
Особняк М. А. Горчакова -
|
Архитекторы: | Лидваль Ф. И. |
Год постройки: | 1896, 1909 |
Стиль: | Неоклассицизм |
Фото -
Особняк М. А. Горчакова -
Здание товарищества нефтяного производства "Братья Нобель" модерн (Кириков)
наб. канала Грибоедова, 6 - Итальянская ул., 2
Пам. арх. (регион.)
1-я четв. XIX в. - автор не установлен
Здание товарищества нефтяного производства "Братья Нобель"
1896 - арх. Оссоланус Александр Александрович (Г. Р.) (?) - частичная перестройка
1909- арх. Лидваль Федор (Иоган Фридрих) - надстройка, перестройка, внутренн. перестройка (Список...)
см.
1902 г. pastvu.com
(добавил Nezoist )
1909 г. Товарищество
нефтяного производства
братьев Нобель (С. 69)
(добавил
(добавил люблюпитер )
«Вечерний Ленинград» №213(2683)
от 08.09.1954 г.(С.4)
(добавил lenarch .)
Фрагмент схемы 2018 г.
РГИС 2021 г.
(добавил люблюпитер )
В 1852 г. по проекту арх. Н. П. Гребёнки на участке был возведен трехэтажный дом.
Дом неоднократно перестраивался.
В 1896 г. здание было надстроено и частично перестроено внутри А. Оссоланусом.
В 1909 г. арх. Ф. И. Лидваль осуществил крупные внутренние перестройки и надстроил главный и дворовые корпуса.
(по материалам [
Дом 6 имеет сейчас тот самый вид, который он приобрел в 1909 г. в результате перестройки по проекту Ф. И. Лидваля. Дом был построен в 1870-х гг. для конторы товарищества «Братья Нобель».
С конца XIX в. здесь располагались правления Владикавказской железной дороги и знаменитой КВЖД.
В конце XIX в. председателем ее правления был Станислав Ипполитович Кербедз - племянник Станислава Валериановича Кербедза, который строил первый постоянный мост через Неву.
В 1920-е гг. в этом здании находились разные учреждения, из которых наиболее интересное - Областной научно-технический совет. Он был создан для установления связи науки с промышленностью и вовлечения ученых в обсуждение прикладных вопросов. Председателем президиума совета стал академик А. Ф. Иоффе. Совет был подчинен Севзаппромбюро (оно находилось в этом же здании) и ВСНХ СССР.
(М. М. Фокин. Штрихи к портрету канала Грибоедова. История Петербурга. No 1 (17). 2004., добавил
Фасад по Итальянской ул.
Фото - С. Васильев. 2008 г.
Фото - люблюпитер,
02.2018.
Фасад с набережной
Фото - Риэлтор, 06.2020.
Фото -
Galina Vabishchevich, 2009.
Вид с Итальянской ул.
Фото - люблюпитер, 11.2023.
В 1912 г. в этом доме некоторое время располагалось шведское консульство. ([
В этом доме в 1896 - 1899 годах жил архитектор А. Р. Гавеман
(ВПб на 1897. O. III. C. 87, на 1898. С. 117, на 1899. С. 117) (добавил
Вид с лестницы.
Фото -
08.2021.
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность"
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-33 от 20.10.2009 г.
№ 108. С. 69.
Ин-т "Гипромашобогащение" Гос. проектный, Госкомитета тяж., энергетич. и транспортного машиностроения при Госплане СССР - кан. Грибоедова, 6/2,
копировально-множит. лаборатория - Фонтанка, 48.
Инвестора оштрафуют за самовольные работы в особняке Горчакова на набережной канала Грибоедова
ООО «Дом Товарищества Братьев Нобель» оштрафуют. Постановление оштрафовать предприятие на сумму 30 000 рублей за самовольные работы на объекте культурного наследия регионального значения «Особняк М.А. Горчакова (здание товарищества нефтяного производства «Братья Нобель»)» (набережная канала Грибоедова, 6/2 А) КГИОП принял по результатам проверки, проведенной еще 16 февраля текущего года.
В ходе проверки было установлено, что в помещении лестницы Л-1 металлическое ограждение шахты лифта - черного металла, с фризом ажурного геометрического орнамента с мотивами прямоугольников и окружностей - демонтировано и складировано во дворе. На месте исторической лифтовой шахты устроены новые современные конструкции лифта. В помещении лестницы Л-3 ступени облицованы современными материалами стены, ограждение лестницы – современное с элементами сохранившихся исторических фрагментов. В момент осмотра в помещениях лестницы Л-2 выполняется ремонт штукатурной поверхности стен, архитектурного декора; произведен демонтаж грузового лифта.
Собственника обязали остановить все работы в особняке, в срок до 20 июля восстановить историческое ограждение шахты лифта в помещении Л-1, а в срок до 20 ноября выполнить реставрационный ремонт в помещении лестницы Л-2 и восстановить историческую отделку лестницы Л-3.
Региональный памятник.
Особняк М.А. Горчакова (здание товарищества нефтяного производства "Братья Нобель")
1-я четв. 19 в.; 1896; 1909
автор не установлен; арх. Г.Р. Оссоланус ?; арх. Ф.И. Лидваль
набережная канала Грибоедова, дом 6/2, литера А
1933 - Гослестехиздат, Ленингр. отд-ние - канал Грибоедова, 6/2
«Ленинград. Путеводитель», ОГИЗ, М.-Л., 1933; т. II, С. 557
В справочнике 1931 года это издательство отсутствует.
1932: «Гослестехиздат», Ленинградское отделение, кан. Грибоедова (б. Екатерининский), 6/2. («Весь Ленинград - 1932". С. 322).
В справочнике 1933 года это издательство находится по адресу: пр. 25 Октября, 5.
«Вечерний Ленинград» №213(2683) от 08.09.1954 г.(С.4):
1956: Институт «Ленгипрошахт», Гос. проектный, Мин. строит. предпр. угольной пром. СССР [адрес не указан] (Список абонентов ЛГТС.1956. С.50)
1962: Ин-т «Гипромашобогащение» - кан. Грибоедова, 6/2 (Список абонентов ЛГТС.1962. Часть II. С.72)
1965: см.ранее
1973: Научно-техническое общество (НТО) горное (обл. правление) - кан. Грибоедова, 6 ([211]. С.89)
1973: Институт проектный обогатительного оборудования. Гос. проектно-конструкторский и экспериментальный ин-т «Гипромашобогащение» - кан. Грибоедова, 6/2 ([211]. С.130)
2004: ЗАО "СПб-Гипрошахт" (архитектурно-строительное проектирование) - канала Грибоедова наб., 6/2
2004: "Business Woman" журнал - канала Грибоедова наб., 6/2
2004: "LёdLimon" ночной клуб - канала Грибоедова наб., 6/2
2004: ЗАО "Top-Manager" журнал - канала Грибоедова наб., 6/2
2004: ОАО "Альфа-Банк" КИБ, Санкт-Петербургский филиал - канала Грибоедова наб., 6/2
2004: ОАО "ГазпромМедСтрах" - канала Грибоедова наб., 6/2
2004: ООО "Академия плюс" (учебные курсы) - Итальянская ул., 2
2004: ООО "Альянс-Нева" (оценочные услуги) - Итальянская ул., 2, оф.302
2004: "МегаПолис-Центр" агентство недвижимости - Итальянская ул., 2, оф.301; 3 этаж
2004: "На Итальянской, 2" бизнес-центр - Итальянская ул., 2
2004: ООО "Паритет"(юридические услуги) - Итальянская ул., 2
2004: ООО "Санк" ПКФ (металлоизделия, металлопрокат) - Итальянская ул., 2
(Телефонный справочник «Весь Петербург-2004»)
интересно. как члены РуководящейСилыОбщества института определяли опытность копировщиц
Ответ на "интересно. как члены РуководящейСилыОбщества инсти" от весовщик
Я так понимаю Вы не слишком серьезно задали этот вопрос. Но определить "опытность" работника, который делает что-то руками не составляет труда. На работу брали с испытательным сроком. Для рабочих профессий он составлял 3 смены.Ну всевозможное нормирование - от нормы выработки до фотографии рабочего дня.
Ответ на "Я так понимаю Вы не слишком серьезно задали этот в" от Наталия
смеяться право не грешно над тем, что кажется смешно (С)
Должен был действовать ещё КЗоТ 1922 года, с испытательным сроком 6 дней для неквалифицированных рабочих. Про фотографии рабочего дня - интересно, как это могло бы осуществляться.
Ответ на "интересно. как члены РуководящейСилыОбщества инсти" от весовщик
Работа копировщицы была очень нужной и важной, потому что оригиналы чертежей оставались в институте, а непосредственные исполинтели (и инженеры и рабочие) на производстве или на стройке имели дело только с копиями
. От копировщицы требовались внимательность, точность и аккуратность, хорошее зрение, умение работать тушью чертёжными инструментами. Копировали в основном на кальке - гладкой, тушевой, (которую в народе называли "селёдочной", потому что в магазине в неё часто заворачивали селёдки - она впитывала жир и не промокала).
Так вот, её надо было аккуратно с одной стороны протереть ваткой с машинным маслом, чтобы стала ещё более прозрачной (не переборщить, чтобы не замаслить оригинал!) Потом наколоть кальку на доску с оригинальным чертежом, и тушью с помощью чертёжных инструментов, пёрышка и рейсфедера перенести на кальку все линии с сохранением нужной толщины, все размеры, цифры и надписи, не пропустив ни одной мелочи, точки или стрелочки. При этом ничего не размазать, не сделать кляксы, не нанести лишнего, не допустить ошибки или описки. И. конечно ни на миллиметр не сдвинуть кальку с оригнала в процессе работы. Чертежи обычно были размером в лист ватмана, многодельные, с множеством деталей и мелких букв и цифр.
А иногда чертежи надо было копировать не на кальку, а на ватман. Для этого использовали специальные копироальные столики со стеклянной столешницей и подсветкой снизу.
Работа копировщиы была кропотливой и утомительной, требующей терпения и усидчивости, а в идеале ещё и понимания специфики предмета, чтобы копировать не совсем тупо механически, а осмысленно. Были случаи, когда опытные копировщицы в процессе работы обнаруживали какие-то ошибки или недочёты в оригинале, и это удавалось вовремя исправить. Так что понятно, почему в этом деле требовалась опытность. А определить её можно было для начала по трудовой книжке (где и сколько работала до этого) и в процессе собеседования..Ну и в течение испытельного срока, наблюдая за работой копировщицы и оценивая производительность и качество сделанных копий.
Ответ на "Про фотографии рабочего дня - интересно, как это могло бы осуществляться. " от Kater
Фотография рабочего дня непосредственно к фотографии отношения никакого не имеет. Работу эту производили нормировщики, чаще всего когда нужно было установить расценку на какую-то новую работу. Например на изготовление какой-то детали, или на нанесение каких-то отверстий, проточек - это в знакомом мне машиностроении. Иногда для определения зарплаты для разных целей. Выглядело это очень просто: около работника находился нормировщик и он записывал все его действия по времени. Насколько подробными были те записи - не интересовалась. Полагаю, работнику это было не так радостно - мне бы не очень нравилось что-то делать, особенно руками, когда пристально наблюдают. Не буду говорить было ли это когда-то на весь рабочий день. Но видела когда нормировщики сидели возле токаря или фрезеровщика.
Ответ на "Работа копировщицы была очень нужной и важной, пот" от Irinfa
Это очень здорово - такие рассказы. В наш нынешний век электроники уже многие и не представляют "как это было". Мне приходилось копировать чертежи и на кальку и на ватман с подсветкой. А вот про смазывание кальки я даже никогда не слышала.
Теперь чертежи делаются в Атокаде, Скате и еще, наверное, море каких-то программ. И готовальни с их циркулями, ресфедерами становятся артефактами. Или логарифмические линейки, да те же калька или милиметровка. Да что там говорить - обычное перо, не говоря уж про плакатное. А перьевая поршневая ручка, в том виде который существует сейчас, только предмет роскоши.
Ответ на "Фотография рабочего дня непосредственно к фотограф" от Наталия
Я Вас не так поняла, прочитала примерно как "исполнение трудовых обязанностей, выполнение норм, подтверждалась фотографией, т.е. нужна была для прохождения испытания".
Ответ на "Работа копировщицы была очень нужной и важной, пот" от Irinfa
Продолжаю пояснение: калька была нужна для того, чтобы с неё на специальных машинах делать копии, называемые "синьками". Именно эти синьки и отправлялись на стройки (если надо, поправьте меня, кто непосредственно с этим сталкивался).
Ответ на "Продолжаю пояснение: калька была нужна для того, ч" от Риэлтор
В обиходе слово "калька" иногда применялась как синоним "копии". Но калька это полупрозрачная вощеная бумага, ее накладывали на оригинал и просто перерисововали - чертеж ли, выкройку ли - и с той тщательностью, которая была необходима. Соответственно - карандашом, тушью, да чем угодно!.
На ватман с подсветкой копии делали в студенческие годы - от лени, самим чертить не хотелось - между двух опор помещалось стекло,под нее лампа. На стекло клали оригинал, а сверху ватман и на нем чертили, опять же карандашом или тушью. Это откровенная кустарщина.
Копии чертежей на предприятиях делали на специальной машине - ротапринте? - не уверена за название. Чертежи эти выходили коричнево-фиолетовые, даже скорее с оттенком в мадженту, вот по ним частенько и работали. И их иногда назыали синьками, но за правомочность этого термина не поручусь.
Что касается копирки (копировальной бумаги, которая была черного или фиолетового цвета) ее использовали при письме - редко больше 2-х дополнительных экземпляров или при печатании на машинке до 5 доп. экз., это зависело от толщины бумаги. Никогда не видела чтобы это использовалось для чертежей. Теоретически можно подложить под оригинал лист копирки и чистый лист и обвести по оригиналу - но оригинал-то портится!
Ответ на "В обиходе слово "калька" иногда применялась как си" от Наталия
"И их иногда называли синьками, но за правомочность этого термина не поручусь"
Помню этот термин... Попалась такая подпись под архивным документом: "Копия чертежа (синька) элементов декоративного убранства Пантелеймоновского моста через Мойку. 1903.
И она действительно синего цвета, т.е. термин гораздо более ранний!..
Ответ на ""И их иногда называли синьками, но за правомочност" от Риэлтор
Расставлю точки над "И", как бывший конструктор, но тех времён, когда уже не было работников копировальщиков. Чертёж делали на ватмане. Этот чертёж копировали на РЭМе (ротационная электрографическая машина) получая изображение на кальке или бумаге для производства опытного образца. Бумага эта была не плотная и рыхлая по структуре и быстро приходила в негодность. А вот кальба являлась оригиналом и хранилась в архиве. С кальки с помощью контактной печати делали синьки. По синькам работали в цехе, из синек составлялась техническая документация к изделию. Изначально контактная печать была негативная, фон синий получался, а линии белые. Но потом перешли на позитивную печать, но название осталось. У позитивной печати фон был не белым, а был светло-кирпичным, иногда и синеватым, но главное линии были тёмными. Все последующие изменения вносились в кальку с последующим печатанием с неё синьки для работы в цехах.
Калька - чертёж для архива и для последующей печати с неё рабочих чертежей - синек.
Негативная синька и ниже позитивная синька
Спасибо. Все это очень интересно. Нам бы такие вещи где на форуме собирать, а то в комментах потом и не найдешь... Я работала после института с 1985 г. - "рыжие" чертежи постоянно были в ходу, а вот "синие" здесь на картинке вижу первый раз. Правда толком не видела как РЭМ работает (название сама бы скорее всего не вспомнила) - помню только огромный - не то стол, не то ящик.
Ответ на "Спасибо. Все это очень интересно. Нам бы такие вещ" от Наталия
>>Правда толком не видела как РЭМ работает
РЭМ синьки не делает, эта машина печатает кальки.
В этом доме в 1896 - 1899 годах жил архитектор А. Р. Гавеман (ВПб на 1897.O.III.C.87, на 1898.
С.117, на 1899. С.117).
№ 108. С. 37.
Дом Министерства угольной пром-ти, "Ленгипрошахт" - кан. Грибоедова, 6