Публикация

Строгановская дача

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Строгановская дача                                                                                                      

Ушаковская наб., 15 - ул. Академика Крылова, 1

Утраченное здание

1795-1796 - арх. Воронихин Андрей Никифорович

1910-1914 – снесена

 ?

  • фото

    Вид на Строгановскую дачу
    в Петербурге.
    А. Н. Воронихин, 1797.
    (добавил Mary)

  • фото

    Павильон Ринальди со стороны
    Большой Невки.
    худ. Ж. Б. де ла Траверс,
    1790.
    (добавил Mary)

  • фото

    Галактионов С.Ф. (1778/9-1854)
    Вид из сада на Загородный
    дом графа А.Строганова
    в Новой Деревне.
    акварель, тушь
    (добавил IVa)

  • фото

    Вид на Строгановскую дачу
    с Каменного острова.
    Б.Патерсон, 1804.
    (добавил Mary)

  • фото

    (добавил - весовщик)

  • фото

    Обмеры и фото арх. А.П.Вайтенса,
    сделанные перед сломкой
    (Ежегодник Общества архитекторов-
    художников, выпуск четвертый, C. 26

  • фото

    Перспективный вид
    по обмерам с натуры.
    А.П.Вайтенс, Художн.-Архитект.,
    С.П.Бург (там же, C. 29)

  • фото

    Акварель с натуры во время
    сломки. (1908). А.П.Вайтенс,
    Художн.-Архитект., С.П.Бург
    (там же, C. 27)
    (добавил S.P.)

  • фото

    1900. Грабарь И.Э. - История
    русского искусства. Том 3.
    Архитектура. Петербургская
    архитектура в XVIII и XIX веке.
    - Москва. Изд-во И. Кнебеля. 1912.

    (добавил V_Malyj )

  • фото

    1900 г. Фото Буллы Карла.
    Такая была Строгановская наб.
    и дача до перестройки её
    в доходный дом.
    Нет и второго дома пока

  • фото

    28 июня 1934
    Перспектива Строгановской наб.
    ЦГАКФФД СПб Гр 66355
    (добавил south_thungus)

  • фото

    Общий вид трехэтажного
    жилого дома на Строгановской наб.
    28 июня 1934
    ЦГАКФФД СПб Гр 66367
    (добавил south_thungus)

  • фото

    1937-1938.
    Архитектура Ленинграда 1939 №1.
    Северный фасад. pastvu.com
    Направление съемки: юго-восток

    (добавил V_Malyj)

  • фото

    ?Вечерний Ленинград?
    №177(499) от 31.07.1947 г. (С.3)
    (добавил lenarch)

  • фото

    1953-1954 гг.
    pastvu.com
    (добавил igorставицкий)

  • фото

    1959-1969 гг.
    pastvu.com
    (добавил igorставицкий)

([128].С.120., добавил Mary)

 

Художественные сокровища окрестностей Петербурга далеко не исчерпываются слишком известными местами, в роде Царского Села, Павловска, Петергофа и Ораниенбаума. Нельзя забывать, что есть Елагин дворец, мыза Пелла, дворец в Ропше, Пулково, с его прекрасными фонтанами и беседками, есть ряд великолепных церквей кругом Царского Села, выстроенных Кваренги. К сожалению из этого списка украшений петербургских окрестностей приходится исключить «Строганову дачу», самое раннее произведение А. Н. Воронихина, построенную в 1795-6 годах и разрушенную несколько лет тому назад.

Она была расположена на берегу Большой Невки. Как верно заметил В. Курбатов, есть сходство мысли между Строгановой дачей и Камероновой колоннадой в Царском Селе. Нижний этаж дачи был украшен рустами, небольшими барельефами, масками в замках над закругленными окнами, фигурами кентавров и львов у входа. Во втором этаже находилась открытая лоджа, уютная терраса, отдаленно напоминающая царскосельский замысел Камерона. На крыше был широкий и низкий купол. Строганова дача - самое раннее дошедшее до нас произведшее Воронихина, ценное тем, что тут заметна и преемственность его творчества с его учителем - Камероном, и самобытная личность загадочного русского художника, биография которого только теперь начинает становиться ясной. Воронихин сам нарисовал на прекрасной картине, находящейся ныне в Музее Императора Александра III, фасад дачи, выходящий на Невку. Эта картина, приводимые нами фотографии Н. Г. Матвеева, да несколько деталей, переданных на хранение в Музей Старого Петербурга, вот и все, что осталось от этого интереснейшего памятника русской архитектуры. Строганова дача стояла особняком среди обычного типа петербургских загородных дач эпохи классицизма, отличаясь, столь свойственной вообще творчеству Воронихина, нежностью и мягкостью, но как далека она все-таки от ленивых, покойных домов русских усадеб, раскинувшихся привольно вокруг широкого, заросшего травой.

(Историческая панорама Санктпетербурга и его окрестностей. Ч. 8: Вокруг Петербурга/[предисл. Г. Балицкий].

- Москва: Образование, 1914. С.6-7; добавил:vladimir-2013 )

 

  • фото
  • фото

    (добавил Vladimir-2013)

  • фото

    Фото 1900-х гг.
    Общество велосипедистов
    (добавил весовщик)

  • фото

    ЦГАКФФД СПб Гр 73851
    Угловой фасад дома №15
    на наб. адмирала Ушакова.
    1961 г.
    (добавил south_thungus)

  • фото

    Это второй дом, там был магазин
    и пнд-в разное время.
    (добавил igorставицкий)

38 комментариев
6044 просмотра
Добавил: Blackadder, 13 Ноября 2008, 08:57
Редактировано: 13 Января 2023, 12:06
Оцените:
(19 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2815.html' target='_blank'>Строгановская дача на Citywalls.ru</a>
Всего 38 комментариев
  • 24 Июля 2011, 13:14

    Сталинский неоклассицизм - хорошо звучит!

  • 24 Июля 2011, 15:13

    ул. Академика Крылова

    Со сталинским действ-но накладочка вышла :))

  • 19 Октября 2012, 19:59

    Тут сначала текст надо написать, а уж потом стили ставить.

  • 20 Октября 2012, 11:07

    Для начала на картинках здание Ринальди и здание, совершенно перестроенное Воронихиным.

  • 15 Мая 2017, 05:47

    остатки Строгановой дачи ждут экскаватор для  уничтожения следов старого быта, мешающих построению светлого будущего

     см. публ.

     

  • 2 Ноября 2017, 18:48

    фото 1900-х гг Общество велосипедистов

     

     

     

    утащено у хумуса

    https://img-fotki.yandex.ru/get/515846/97833783.1767/0_1ed1b7_560c693b_XXXL.jpg

     

    полное соответствие с известным фото дачи

    https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/89/Dacha_Stroganova_XX_century_Lukomskij.jpg/500px-Dacha_Stroganova_XX_century_Lukomskij.jpg

  • 2 Ноября 2017, 19:41

    На фото 60-х (№6) явно не Строгановская дача.

  • 2 Ноября 2017, 20:23

    1795-1796 - арх. Воронихин Андрей Никифорович

    1910-1914 – снесена

     

    Художественные сокровища окрестностей Петербурга далеко не исчерпываются слишком известными местами, в роде Царского Села, Павловска, Петергофа и Ораниенбаума. Нельзя забывать, что есть Елагин дворец, мыза Пелла, дворец в Ропше, Пулково, с его прекрасными фонтанами и беседками, есть ряд великолепных церквей кругом Царского Села, выстроенных Кваренги. К сожалению из этого списка украшений петербургских окрестностей приходится исключить «Строганову дачу», самое раннее произведение А.Н. Воронихина, построенную в 1795-6 годах и разрушенную несколько лет тому назад.

    Она была расположена на берегу Большой Невки. Как верно заметил В. Курбатов, есть сходство мысли между Строгановой дачей и Камероновой колоннадой в Царском Селе. Нижний этаж дачи был украшен рустами, небольшими барельефами, масками в замках над закругленными окнами, фигурами кентавров и львов у входа. Во втором этаже находилась открытая лоджа, уютная терраса, отдаленно напоминающая царскосельский замысел Камерона. На крыше был широкий и низкий купол. Строганова дача - самое раннее дошедшее до нас произведшее Воронихина, ценное тем, что тут заметна и преемственность его творчества с его учителем - Камероном, и самобытная личность загадочного русского художника, биография которого только теперь начинает становиться ясной. Воронихин сам нарисовал на прекрасной картине, находящейся ныне в Музее Императора Александра III, фасад дачи, выходящий на Невку. Эта картина, приводимые нами фотографии Н.Г. Матвеева, да несколько деталей, переданных на хранение в Музей Старого Петербурга, вот и все, что осталось от этого интереснейшего памятника русской архитектуры. Строганова дача стояла особняком среди обычного типа петербургских загородных дач эпохи классицизма, отличаясь, столь свойственной вообще творчеству Воронихина, нежностью и мягкостью, но как далека она все-таки от ленивых, покойных домов русских усадеб, раскинувшихся привольно вокруг широкого, заросшего травой.

    (Историческая панорама Санктпетербурга и его окрестностей. Ч. 8: Вокруг Петербурга/[предисл. Г. Балицкий]. - Москва: Образование, 1914. С.6-7)

  • 2 Ноября 2017, 22:58

    Фото 1960-х положила пока вниз - чтоб не затерялась - интересно, что они так подписали. Везет последнее время на неправильно подписанные открытки и т.п.

  • 2 Ноября 2017, 23:20

     я склонен согласиться с вами обоими,но почему-то много людей так считали и считают

  • 2 Ноября 2017, 23:23
    Ответ на "Фото 1960-х положила пока вниз - чтоб не затерялас" от Наталия

     Может имели ввиду не здание, а именно район Строгановской дачи

  • 2 Ноября 2017, 23:41
    Ответ на "Может имели ввиду не здание, а именно район Строга" от vladimir-2013

     Точно, территорию имели в виду. Так что все правильно. Дача - это не только здание.

  • 3 Ноября 2017, 00:07

    Тогда может это фото поместить в  http://www.citywalls.ru/house17020.html  как "это место" - тут вроде как усадьба - картинка-то та же, еще у нас есть Строгановский сад.

    На фото 1960-х с колоннами тогда Воен.-морс. академия. А маленький домик и рядом с ним  - утраченное?

  • 1 Июня 2018, 11:08

    "Красивый загородный дворец А.С. Строганова, изображенный на картине А.Н. Воронихина, долго считался творением этого зодчего. Как выяснилось, его автором был Ф.И. Демерцов - другой видный мастер классицизма. Дворец был возведён в 1793 г., а Воронихин лишь несколько переделал его спустя четыре года. В 1898 г. дача была превращена в доходный дом и позже разобрана."
    Утраченные памятники архитектуры Петербурга-Ленинграда. Каталог выставки. Авторы-составители: В.В. Антонов, А.В. Кобак. — Ленинград, Художник РСФСР, 1988, С. 28

  • 2 Декабря 2018, 20:38

    Обмеры и фотография архитектора А.П.Вайтенса, сделанные перед сломкой (Ежегодник Общества архитекторов-художников, выпуск четвертый, с. 26:

     

     

    Более высокое разрешение

     

     

    Перспективный вид по обмерам с натуры. А.П.Вайтенс, Художн.-Архитект., С.П.Бург (там же, с. 29):

     

     

    Более высокое разрешение

     

     

    Акварель с натуры во время сломки. (1908). А.П.Вайтенс, Художн.-Архитект., С.П.Бург (там же, с. 27):

     

     

    Более высокое разрешение

     

  • 22 Октября 2019, 09:07

     

    То ли место мы видим на КГИОП-овском фото набережной с Военно-Морской академией 1960-х годов? Действительно, фасад здания справа имеет большее число окон, и здание 3 этажное, а не 2 этажное.

    Но пропорции плана такие же квадратные как и у здания Воронихина, которое было запечатлено А.П.Вайтенсом в 1908 году, перед его сломкой.

    Если бы новое здание для доходных квартир строилось на пустом месте то нет нужды делать его квадратным, потому что в середине образуется большое полностью темное пространство.

    Квадратные пропорции плана характерны не для "доходных" многоквартирных домов с маленькими комнатами, а для больших усадебных домов-дворцов с центральным залом (Рождествено, Павловский дворец, Тайцы-равносторнний треугольник).

    Для чего потребовалось ломать старое здание Дачи в 1908г ? Очевидно, чтобы построить именно на его месте новое, с "доходными" квартирами, причем, возможно, использовали часть фундаментов. Или просто застроили контуры старого дома, чтобы не нарушать сложившийся парк, границы участков, и землепользование.
    Так что я все же считаю, что КГИОП-овская фотография 1960 г. подписана правильно, И квадратное 3 этажное здание, показанное на ней, и снесенное в 1960-70годы, стояло в середине 20в. именно на месте воронихинской Дачи. К тому же известно, что от Дачи наводился мост на Каменный остров, а какая-то сдвижка предполагаемого "пятна" расположения Дачи к востоку уже делает невозможным такой мост (мы попадаем уже на территорию сада Каменностровского дворца)

  • 22 Октября 2019, 10:38
    Ответ на " То ли место мы видим на КГИОП-овском фото набереж" от владимир

     Вот более крупное фото этого дома (датировано 1961 г.).

    (отправил в публикацию)


    Вроде бы на нем какая-то мем. доска виднеется на 2м этаже?

     

  • 22 Октября 2019, 14:56
    Ответ на "Вроде бы на нем какая-то мем. доска виднеется на 2м этаже?" от south_thungus

     Если Вы имеете в виду пятно на углу под линией защиты, то, на мой взгляд, это, увы, пятно на фото. Смотрела в лупу. Может кто-то увидит лучше.

  • 22 Октября 2019, 15:30
    Ответ на "Если Вы имеете в виду пятно на углу под линией защ" от Наталия

     Я имел ввиду вот это (слева от дерева, между двумя крайними левыми окнами лицевого фасада):

     

    Наверное, что-то другое, конечно. Да и высоковато для доски..

  • 23 Октября 2019, 23:56
    Ответ на "Я имел ввиду вот это (слева от дерева, между двумя" от south_thungus

    Да, это реально на доску похоже. А высота -  несколько досок, посвященных рабочим союзам вроде как раз так располагались, правда они все в основном горизонтальные.

  • 19 Января 2020, 20:20
    Ответ на "Вот более крупное фото этого дома (датировано 1961" от south_thungus

     Здравствуйте

    По поводу фотографии 60-х гг есть информация в книге Кузнецова С.О. "Строгановский сад" (2012г).
    "… второй миф связан с разрушением дачи в 1908 году. На самом деле она просуществовала ещё шесть десятилетий и могла быть восстановлена в первоначальном виде при наличии административной воли" (с.265)
    "В начале 1960-х годов было проведено обследование здания Шагина. Многочисленные зондажи доказали сохранность воронихинского шедевра. В декабре 1963 года архитектор К.Д.Халтурин составил предложение по реставрации памятника" (с.251)

    И по поводу сноса:

    "…при расширении Приморского шоссе здание все же снесли, причём даже дата этого вандализма осталась неясной в общественном сознании. В исследованиях о Воронихине встречается несколько дат. В.В.Нестеров в книга "Львы стерегут город" датирует разрушение 1969 годом, что судя по всему, соответствует истине" (с.252)

  • 19 Января 2020, 20:21

    И по поводу мемориальной доски, в той же книге (возможно это она)
    "не исключено, что мемориальная доска Н.А.Некрасову охраняла дом А.С.Строгонова, но "разоблачительная статья", опубликованная в 1968 году, позволила от него элегантно отказаться" (с.253)

  • 20 Января 2020, 03:12

    Указатель установлен не правильно.

  • 19 Мая 2020, 20:15

    Фотографии, взятые с  pastvu.com прислали без даты.  Видел их там кто-нибудь?

  • 19 Мая 2020, 20:43
    Ответ на "Фотографии, взятые с  pastvu.com прислали без" от Наталия

    Наталия, какие фотографии Вы имеете в виду? если эти, то:

    pastvu.com/876063 (фото 9) - 1959-1969 

    pastvu.com/479959 (фото 10) - 1953-1954 

     

  • 19 Мая 2020, 21:22
  • 19 Мая 2020, 23:34
    Ответ на "Наталия, какие фотографии Вы имеете в виду? если э" от Kater

     Для фото 9 данные указаны Вами неверно (это фото 11). Должно быть:

    https://pastvu.com/p/1017330 . 1901 год, фото ателье Буллы. Да и как может быть 1959-1969, если на фотографии видна еще существующая Строгановская дача.

     

     

    И дам совет, как найти конкретную фотографию на сайте pastvu. Нужно посмотреть на строчку внизу фотографии, там указан ее номер. Затем ввести адрес такого вида: pastvu.com/p/номер_фотографии.

     

    Например, для фото 10: pastvu.com/p/479959 

  • 19 Мая 2020, 23:46

    Доброго здоровья всем!

    Это фото были присланы мной Наталия.

    Вы правы,они pastvu.com.

    С уважением.

  • 19 Мая 2020, 23:55

    Немного соврал:-) дом где был ПНД ...это фото просто с инета,а там ,где дома как-бы  в левом углу-аукцион старых фото.Я его скачал и расположил в контакте(не помню какая тема)а кто-то на паству поставил.

  • 20 Мая 2020, 00:15
    Ответ на "Для фото 9 данные указаны Вами неверно (это фото 1" от S.P.

    Да, это фото 10 и 11. Я скорее всего ошиблась, если только номер фото не меняется при редактировании и добавлении новых фото, был вроде бы 9 номер, но неважно. Можно даже без /p/ вводить, pastvu.com/номер фото

  • 20 Мая 2020, 00:43

    Поясню...в отношении фото Буллы, Вы правы S.P!

    1901 год.Просто ,когда выставлял ,год на память писал..виноват! 

    Что касается фото,где1959-69....это фото взято было мной с фотоаукциона и размещено...не помню где.

    Потом оно появилось на паству с этими датами.Безусловно это неправильные даты(как и неправильные даты были указаны на фотоаукционе),на фото ещё старая низкая набережная,а укрепили её в1955году!

    Поэтому это фото до 55года.

     

     

  • 20 Мая 2020, 02:22

    Сегодня уже думать не готова. Фото переставляла по датам. Если где-то ошибка - пишите.

  • 21 Мая 2020, 23:10

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/213027?_archivestore_WAR_archivestoreportlet_archiveId=6
    Шифр: Гр 66355

    Аннотация: Перспектива Строгановской набережной.

    Места съёмки: Ленинград г.

    Дата съёмки: 28 июня 1934

     

    Шифр: Гр 66367

    Аннотация: Общий вид трехэтажного жилого дома на Строгановской набережной.

    Дата съёмки: 28 июня 1934

  • 21 Мая 2020, 23:36

     Не про этот ли дом?

     

    На чертеже, мне кажется, похож... 

     

     

    ЦГИА СПб.  Фонд 513.  Опись 102.  Дело 3020
    Чертежи дома и открытой сцены на участке, принадлежавшем С.А.Строганову по Строгановской наб., 11

    Справочная информация

    Начальная дата:__.__.1903Конечная дата:__.__.1908
  • 21 Мая 2020, 23:37

     

     

  • 21 Мая 2020, 23:37

  • 11 Апреля 2021, 02:55

    «Вечерний Ленинград» №177(499) от 31.07.1947 г. (С.3):

  • 16 Июня 2021, 21:42

    фото со львами: Стрелка Елагина острова получила "архитектурное оформление только в 1927 году, когда по проекту Ильина сделали гранитную террасу и установили каменных львов с бывшей Строгановой дачи."(источник)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 1 из 22
Строгановская дача
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31690
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 7835