Публикация

Особняк Ф. И. Паскевича-Эриванского (по Английской наб.)

Здание на карте
фото
Английская наб., 8
Галерная ул., 7
Архитекторы: Пель А. Х.
Гедике Р. А.
Год постройки: 1856-1857
Стиль: Эклектика

Фото - Mary, 2008.

Особняк Ф. И. Паскевича-Эриванского                                                                                                  эклектика

характерный пример стиля "Людовик XVI", эклектика   ([118]. С. 124)

Пам. арх.(федер.)

1856-1857 - арх. (АХ)  Пель Александр Христофорович, Гедике Роберт Андреевич-  Перестройка  ([99]. С. 241, 87).

 

см.  Особняк Ф. И. Паскевича-Эриванского  (по Галерной ул.)

 

 

 

  • фото

    Детали к дому
    князя Паскевича.
    "Зодчий", 1872, Вып.8-9, Л.54

  • фото

    "Зодчий", 1872, Вып.11, Л.41-42
    (добавил miraru1)

  • фото

    Парадная лестница
    в доме И.Ф. Паскевича

  • фото

    1860-е гг.
    Фото - Бианки, Иван Карлович
    Арсенальная галерея

  • фото

    Арсенальная галерея
    в доме И.Ф. Паскевича

  • фото

    Гостинная.

  • фото

    Зимний сад.

  • фото

    Спальня

  • фото

    Столовая.

  • фото

    сайт
    hermitagemuseum.org
    (добавил PavelT)

  • фото

    Путеводитель
    по Ленинграду. -
    Л., 1937. С.36
    (добавил nikspb)

  • фото

    Яндекс-панорама.
    (добавил люблюпитер )

  • фото

    Фрагмент схемы
    РГИС 2020 г.

М. г. В 9-м № "Зодчего" помещены рисунки дома князя Паскевича-Эриванского, что на Английской набережной, вид которого в натуре уже давно прельщает всех любителей изящной архитектуры. Их однако приводило в недоумение одно обстоятельство: автором этого вполне художественного здания называли почтенного Александра Христофоровича Пеля, давно всем известного обширной практической деятельностью и познаниями. Теперь, благодаря "Зодчему", сделалось известно, что честь выполнения художественной стороны этой постройки принадлежит (в настоящее время уже профессору) Г. А. Гедике, который, воротившись тогда из-за границы и находясь, как водится, без дела, охотно принял предложение многоуважаемого г. Пеля быть его сотрудником. Фасад отличается классической простотой, безукоризненными пропорциями и деталями, чем прельщает истинных знатоков. Дальнейшая деятельность г. Гедике выказала в нем архитектора, серьезно относящегося к делу, обладающего большим вкусом. Построенные им доходные дома: г. Брейтфуса, на углу 10 линии и Большого проспекта, на Васильевском Острове, г. Воронина, на углу Гороховой и Большой Морской, родовспомогательный приют, у Калинкина моста, и другие постройки - свидетельствуют об этом. В Москве г. Гедике тоже имел случай выказать свои дарования в построенном им доме графа Орлова-Давыдова, на Никольской улице, и в настоящее время строящемся доме г. Мазурина. Нельзя не порадоваться за Москву, потому особенно, что там дома растут, как грибы, и оттого в даровитых архитекторах чувствуется большой недостаток.

(Н. Ш. «Зодчий», 1872, Вып. 11, С. 188-189, добавил miraru1)

С 1996 г. в доме размещался офис Московского индустриального банка.

В 1998 г. Прокуратура СПб заявила, что договор был заключен с нарушениями требований законодательства. Сейчас помещение освобождено и выставлено на продажу.

  • фото

    "Жизнь искусства", 04.09.1919 г.
    (добавил K_Samarina)

1937: Дом техники водного транспорта...           (Путеводитель по Ленинграду. - Л., 1937. С. 36)

 

 

Памятник федерального значения. Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 №527.

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения  (7810009000).

16 комментариев
14111 просмотров
Добавил: Mary, 5 Июля 2008, 03:17
Редактировано: 12 Сентября 2023, 16:58
Оцените:
(17 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1221.html' target='_blank'>Особняк Ф. И. Паскевича-Эриванского (по Английской наб.) на Citywalls.ru</a>
Всего 16 комментариев
  • 26 Апреля 2022, 14:58

    напишите в раздел

    Сообщения об ошибках

    Admin  исправит

  • 23 Октября 2022, 04:51

    До переезда  в здание на Приморском проспекте, 69, в Рыцарском зале особняка И. Ф. Паскевича располагались теплоэнергетики ВНИПИЭТ (ГСПИ-11, Ленгипрострой).

  • 12 Сентября 2023, 16:19

    Надо бы исправить эту дикую ошибку. Дом принадлежал Федору Ивановичу Паскевичу. Его отец Иван Федорович, про которого тут так пышно рассказывается, умер в 1856 году.

    Пель Александр Христофорович. Особняк Ф.И. Паскевича-Эриванского. Английская наб., 8. Перестройка. 1856-1857. Совместно с Р.А. Гедике ([99]. С. 241).

    Гедике Роберт Андреевич. Особняк Ф.И. Паскевича-Эриванского. Английская наб., 8. Перестройка. 1856-1857. Совместно с А.Х. Пелем ([99]. С. 87).

  • 12 Сентября 2023, 17:08

    Резиденция Паскевичей

    На Английской набережной много великолепных дворцов и особняков XIX века. Среди них не последнее место занимает особняк под № 8 графа Федора Ивановича Паскевича-Эриванского, которым он и жена владели целых 60 лет вплоть до революции. Но были и другие хозяева…

    С 1714 года участок принадлежал англичанину – «торговому иноземцу Гендрику Ачкину» (Генри Ходгину. – В. А.), жившему ранее в Архангельске. Переехав в столицу, он купил его у дьяка Леонтия Арцыбашева. В реестре 1732 года есть печальная запись: «Ачкин умре и на том дворе никто не живет».

    Опустевший двор вскоре перешел к генерал-фельдмаршалу князю Ивану Юрьевичу Трубецкому (1667–1750), сподвижнику Петра I. Он и выстроил двухэтажный на подвалах каменный дом в 9 осей по фасаду, с въездными воротами во двор. Фасад был оформлен рустованными лопатками.

    Хотя у князя имелся отличный дом на Немецкой (Миллионной) улице, он перед переездом в Москву предпочитал жить на набережной вместе с женой и молодым Иваном Ивановичем Бецким, своим незаконнорожденным сыном, ставшим позднее видным екатерининским вельможей. В 1739 году Трубецкой был назначен московским генерал-губернатором, но столичный особняк за собой сохранил.

    После смерти сановника наследники продали особняк князю Дмитрию Михайловичу Голицыну (1721–1793), чей поколенный портрет кисти Ф. Рокотова выставлен в Третьяковской галерее. Портрет написан в 1760-е годы, когда Голицын уже владел домом на набережной.

    Дмитрий Михайлович, сын известного фельдмаршала, по материнской линии приходился племянником екатерининского приближенного князя А.Б. Куракина. В 1751 году он женился на княжне Екатерине Дмитриевне Кантемир (1720–1761), сестре талантливого поэта Антиоха Кантемира. Скорее всего тогда же и приобрел особняк на набережной. Детей у супругов не было, и после смерти жены Голицын уехал послом в Вену, где провел более 30 лет, занимаясь благотворительностью и покровительствуя ученым и художникам. «Человек почтенный, добрый, всеми любимый…», – писал его однофамилец Ф.Н. Голицын. Прекрасный дипломат и знаток искусства князь собрал ценную коллекцию картин, которую подарил Голицынской больнице, выстроенной в Москве на завещанные им средства.

    Бывая в Петербурге лишь изредка, Голицын здешний дом сдавал купцу Питеру Томсену, а в 1787 году продал его Марии Адамовне Олсуфьевой (1757–1820), замужем за камергером князем Николаем Алексеевичем Голицыным. На той же набережной (№ 24) в это время жила мать княгини.

     

    H.A. Голицын (1751–1809) служил при дворе цесаревича Павла Петровича и выполнял дипломатические поручения Екатерины II. В 1798 году, выйдя в отставку, он продал, вероятно, столичный дом, вмещавший 33 покоя и расширенный справа за счет въездных ворот, и занялся строительством своего имения «Архангельское» под Москвой.

    В следующее десятилетие дом принадлежал камергеру князю Петру Федоровичу Шаховскому, а после него другому князю, тоже Голицыну, – Александру Михайловичу (1772–1821), гофмейстеру, женатому на сестре Шаховского.

    Так как этот Голицын также часто жил за границей, то особняк в 1810 году приобрел генерал-майор граф Станислав Станиславович Потоцкий (1782–1831), однако, уже спустя год он выставил его на торги. Сумев погасить долги, владелец в 1812 году выстроил во дворе четырехэтажный жилой флигель, а в 1824 году переделал корпус на Галерной. Портрет Потоцкого кисти Дж. Доу висит в Галерее 1812 года Зимнего дворца, ибо генерал участвовал во многих битвах в войне с Наполеоном и за свою храбрость дважды был награжден золотой шпагой.

    Война еще не закончилась, как граф, происходивший из знатной и очень богатой польской семьи, женился на Екатерине Ксаверьевне Сангушко (1781–1820), родной сестре Елизаветы (Элиз) Ксаверьевне Браницкой, супруги графа М.С. Воронцова, в которую был влюблен Пушкин. Молодой поэт бывал на вечерах, устраиваемых в доме. По воспоминаниям А.О. Смирновой-Россет: «…На вечерах были швейцары со шпагами, официантов можно было принять за светских франтов, ливрейные лакеи были только в большой прихожей, омеблированной как салон: было зеркало, стояли кресла . Все это на английскую ногу…».

    Екатерина Ксаверьевна в браке прожила недолго, но успела родить двух дочерей и двух сыновей. Дочь Александра, жена своего дальнего родственника, действительного статского советника Артура Потоцкого, в начале 1857 года семейный особняк продала за 150 тыс. руб. генерал-адъютанту князю Федору Ивановичу Паскевичу-Эриванскому (1823–1903). Отец князя был известным фельдмаршалом, отличившимся на Кавказе и при подавлении антиправительственных восстаний в Польше и Венгрии. С этого времени особняк «в итальянском вкусе» стал резиденцией Паскевича.

    По заказу графини Потоцкой видный зодчий А.И. Штакеншнейдер разработал в 1843 году проект перестройки трехэтажного лицевого дома, но он остался на бумаге, отчего фасад некоторое сохранял свой классицистический вид. Все последующие изменения связаны с Паскевичем, для которого архитектор А.Х. Пель в 1856–1858 годах несколько изменил оформление главного фасада и создал со стороны двора остекленный зимний сад на чугунных колонках.

    Украшением интерьеров занимался академик P.A. Гедике, талантливый представитель стиля эклектики.

    Парадная лестница с верхним светом оформлена пилястрами, лепкой и зеркалами; Лебединый (или Голубой) зал украшен фризом с головками лебедей; стены парадной столовой отделаны дубовыми панелями и тисненой кожей. В кессонах потолка помещен красочный орнамент. В Арсенальной галерее (у князя имелась отличная коллекция старинного оружия) с арочным перекрытиями сохранились сюжетные скульптурные панно; в Готическом зале – архитектурное оформление в стиле развитой готики. В том же стиле – соседний рыцарский кабинет с фигурами рыцарей в боевых доспехах.

    Парадная лестница с верхним светом оформлена пилястрами, лепкой и зеркалами; Лебединый (или Голубой) зал украшен фризом с головками лебедей; стены парадной столовой отделаны дубовыми панелями и тисненой кожей. В кессонах потолка помещен красочный орнамент. В Арсенальной галерее (у князя имелась отличная коллекция старинного оружия) с арочным перекрытиями сохранились сюжетные скульптурные панно; в Готическом зале – архитектурное оформление в стиле развитой готики. В том же стиле – соседний рыцарский кабинет с фигурами рыцарей в боевых доспехах.

    (В. Антонов. Петербург: вы это знали? Личности, события, архитектура // https://mybook.ru/author/viktor-antonov/peterburg-vy-eto-znali-lichnosti-sobytiya-arhitekt/read/?page=2 )

    На этом фрагмент о доме Паскевича обрывается, но что-то непохоже, что это конец текста.

    В тексте есть странности, так, говорится, что Ф.И. Паскевич купил дом в начале 1857 года, а чуть ниже утверждается, что Пель начал работать уже в 1856. 

     

     

     

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31765
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2626
Всего сегодня: 5014