Публикация

Кордегардия - Дом Таможенного ведомства - Вокзал Оранэлы

Здание на карте
фото
Архитекторы: Беретти В. И.
Год постройки: 1834-1835
Стиль: Классицизм

1920-е.  Станция Коммунаров.

Фото - dzen.ru

Кордегардия - Дом Таможенного ведомства - Вокзал Оранэлы

Утраченное здание

пл. Стачек, 5х

Ист. адрес (до 1923 г.): Нарвская пл.,  5

1834 - 1835  - арх. Беретти Викентий Иванович

1931 - снесено

 

См. Нарвские триумфальные ворота - пл. Стачек, 1

  • фото

    1835. План Санкт-Петербурга.

  • фото

    1840. План Санкт-Петербурга.

  • фото

    1880. План Санкт-Петербурга.

  • фото

    1894. План Санкт-Петербурга.

  • фото

    1913. План Санкт-Петербурга.

  • фото

    1936. План Ленинграда.

  • фото

    1840 - 1842. Беггров Карл Петрович.
    Триумфальные ворота на Петергофской дороге.
    Государственный музей А.С. Пушкина
    (из альбома балерины Марии Тальони)
    (vk.com - Нарвская застава. История)

  • фото

    1860 - 1870. Фото: Альфред Лоренс.
    Фонд Росфото.
    (vk.com - Нарвская застава. История)

  • фото

    "Экскурсии в современность". Ленинград.
    Изд-во книжного сектора ЛГОНО.1925.

  • фото

    1900 - 1910. Автор: В.Я.Курбатов.
    (archivogram.top)

  • фото

    1900-е. (vk.com - Нарвская застава.
    История)

  • фото

    1900-е. (dzen.ru)*

  • фото

    Табель домов СПб,
    1891, Стб.258.

  • фото

    ВПг на 1917 г.,
    О.IV, стб.252.

*) На открытке начала 20-го века слева виден караульный дом и вагон Путиловской ветки городской конки. На переднем плане каменный мост через Таракановку, а слева - деревянный мост для путей конки.

 

Появление караульного дома

Летом 1814 г. после победоносной отечественной войны на юго-западной границе города по проекту арх. Дж. Кваренги были построены деревянные триумфальные ворота  (1-е Нарвские ворота) для встречи гвардейских корпусов императорской армии из заграничного похода. Ворота возвели на Нарвском, или Петергофском, тракте (они стояли на нынешнем Старо-Петергофском проспекте на продолжении асфальтовой дорожки вдоль левого бокового фасада дома 52).

Временную арку разобрали через 15 лет, когда по проекту архитектора В.П. Стасова, в двадцати мерах от моста через ставшую «пограничной» с уездом реку Таракановку, были заложены новые каменные Нарвские ворота.

Облицованные «денежной медью» въездные ворота в виде триумфальной арки были торжественно открыты в 1834 г.

«Для устроения при Триумфальных воротах, в честь Гвардейского корпуса сооружаемых, площади, дороги и кордегардии», по Высочайшему указу от 7 июля 1833 г. у четырех землевладельцев было выкуплено 5026 кв. саж. земли»   [1, Л.1;  2].

Севернее ворот была распланирована подковообразная площадь. На время реконструкции площади и каменного моста через Таракановку в 1834 - 1836 гг. «по случаю закрытия у Триумфальных ворот проезда, по дороге чрез Екатерингоф по берегу Финского залива» было организовано временное движение в объезд участка Петергофской дороги, а у Молвинского моста был построен деревянный караульный дом [ 3 ].

Западнее Нарвских ворот, на месте огорода, для размещения караула за два строительных сезона 1834 - 1835 гг. Комитетом городских строений по проекту члена Комитета архитектора В. И. Беретти на участке площадью около 450 кв. м было выстроено и отделано двухэтажное здание караульного дома, или кордегардии. «На построение кордегардии» и на «сделание забора около площади» «исчисленную по смете сумму 35.658 руб. 95 ½ коп.» по указу от 7 июля 1833 г. велено было «употребить из городских доходов» [1, Л. 31 об.]

После освидетельствования комиссией во главе с профессором архитектором Брюлловым дом был сдан 23 октября 1835 г. в ведение Ордонанс-Гауза плац-адъютанту Рейнгардту  [4, Л.42].

С тех пор развод караула происходил на разводной площадке у здания кордегардии. Караульные проверяли паспорта и подорожные, поднимался и опускался шлагбаум у ворот...

<…>

Гражданская жизнь караульного дома

Так продолжалось до 1866 г., когда Высочайшим повелением воинский караул был упразднен. В 1869 г. здание Нарвского караульного дома арендовал мещанин Игнатьев.

В 1872 г. дом передали в ведение города. Городская Управа объявила о сдаче дома «с торгов». В мае 1872 г. дом был сдан по контракту на четыре года с платой 293 руб. 50 коп. в год крестьянину Курицыну.

Тогда же купцу П.В. Лыхину разрешили соорудить в здании на месте существующей голландской печи «пекарную печь» для печения хлеба «на рельсах в три ряда вместо фундамента» [5, 6].

Следующий арендатор, купец Долбилов, открыл на участке постоялый двор [7, Л.1].

В ноябре 1879 г. Управа сдала дом в аренду на шесть лет по цене 953 руб. в год купцу 2-й гильдии Ивану Поликарпову с обязательством «ремонтировать здание и с разрешением открыть в оном торговое заведение, как-то: трактир, портерную или харчевню». Купец открыл постоялый двор «без продажи крепких напитков».

Через год он попросил разрешения поставить возле двора «две извощичьи колоды» для кормления лошадей, так как к нему «часто приезжают подгородные чухна, а также и русские пить чай и закусывать, на своих лошадях, и пока они пьют чай, то в это время кормят своих лошадей, но для кормления лошадей необходимо иметь с улицы колоды», потому что без колод «много делают сору и грязи». Летом 1881 г. Поликарпов выиграл торги на установку колод, предложив «по 12 руб. 50 коп. в год» за каждую, но получил разрешение только на одну. Впоследствии арендатор «оказался несостоятельным», и в 1885 г. здание было отобрано «в запущенном состоянии»  [7, Л. 6-9; 8, Л. 1 об.]

Городская Дума еще в 1877 г. предложила Управе приспособить дом для «городской надобности», например, поместить в нем «городскую школу, или камеру мирового судьи, или же народную читальню». Но, по расчетам Управы, «ремонт дома для одного из этих назначений или для жилья, без всякого изменения в главных его частях, обошелся бы до 6220 руб., в том же случае, если сделать в здании переделки, <…> и развести садик, то расход увеличился бы до 12.638 руб.»

Как отмечал член Управы Н.Л. Бенуа, можно поместить образцовую школу, «в нижнем этаже до трёх классов…, а в верхнем две квартиры: первая для учительницы из трёх комнат, передней и кухни, и вторая для служителей». С небольшими изменениями подобное расположение подходило и для народной библиотеки, и для камеры мирового судьи. Рассмотрев предложения, комиссия по заведыванию городскими народными училищами в 1887 г. сочла их невыгодными для города  [8, Л.2].

Комиссия уведомила Управу, что «1) б. караульный дом находится на самой границе городской черты, в местности отдаленной и малозастроенной; 2) классная комната недостаточна для помещения в ней 50 детей, в-третьих, в означенной местности возможно, в случае надобности, нанять помещение для училища дешевле 600 руб., …».

При поиске материалов о караульном доме в фонде городской Управы ЦГИА СПб были обнаружены важные документы, на которых остановимся подробнее.

В июне 1891 г. Таможенное ведомство предложило городским властям «в видах извлечения пользы» совершить обмен бывших караульных домов у Московской и Нарвской застав. Стороны договорились о взаимном обмене землей и зданиями «таможенного дома у Московской заставы на городской дом у Нарвской заставы в таком виде, как он теперь существует».

Из выписки «Инвентаря имущества г. С.-Петербурга» следует, что «каменное двухэтажное здание караульного дома (кордегардии) при Нарвских триумфальных воротах начато постройкой в июле 1834 г. и окончено в сентябре 1835 г. Постройка дома производилась Комитетом городских строений, хозяйственным способом, и на эту постройку на основании Именного Высочайшего указа… 7 июля 1833 г., было употреблено из городских доходов 33.032 руб. 35 ½ коп. ассигнациями, каковая сумма отослана была городскою Думою в Комитет городских строений» [4, Л. 42-42 об.]

О состоянии здания и построек на участке сообщила рукописная опись 1891 г., фрагмент которой считаем необходимым привести ниже.

«ОПИСЬ строений б. городского караульного дома со службами, находящегося… у Нарвских триумфальных ворот, сданных Таможенному ведомству… по акту, составленному 3-го сего июня городским землемером Петровским.

1. Каменный двухэтажный с подвалом дом, крытый железом, с одной каменной на чердак лестницей, с двумя круглыми плитными колоннами и такими же двумя пилястрами, с плитным крыльцом с площадками, одним на площадь и вторым во двор, с деревянными полами и потолками оштукатуренными; в первом этаже имеется 5 комнат. В них одна круглая печь, один очаг, окон с переплетами 11, дверей с полотнищами 9; двери, окна и печи ветхи.

Во втором этаже окон 9, дверей 5, одна дверь на чердак, печей 3; двери, окна и печи ветхи; подвал без пола.

2. Во дворе по левой границе двора досчатое отхожее место с помойной ямой.

3. В углу левой и задней границы двора одноэтажное рубленое из бревен строение, крытое железом, с дымовой трубой, с ветхим потолком и полом.

4. По задней границе двора по всей длине ея стоит навес деревянный, примыкающий к означенному деревянному строению; навес крыт деревом и большею частью обшит досками.

5. К сему навесу примыкает навес с досчатой крышей по правой границе двора.

6. Дворовое место огорожено деревянным забором с двумя воротами на площадь… » [4, Л. 66].

Обмен приобрел законную силу, когда заверенная в мае 1891 г. нотариусом купчая крепость была утверждена старшим нотариусом Окружного суда.

3 июня городской землемер «в присутствии городского участкового архитектора г. М. Рылло и комиссара г. Солтана, сдал по описи, <…> уполномоченному Таможенного управления лицу - нижеподписавшемуся, городской каменный дом с деревянными службами и землёю, в кол-ве 141 1/3 кв. саж., перешедших в полную собственность Таможенного вед-ва… землю и здание принял… помощник пакгаузного надзирателя СПб сухопутной таможни (подп. нрзб.)» [4, Л. 64].

После выселения сторожа, ремонта дома и устройства «подземной сточной трубы в речку Таракановку» [ 9 ] в освободившееся здание перевели часть служащих Петербургской сухопутной таможни, которая размещалась на Старо-Петергофском пр., 40.

 

1. РГИА СПб. Ф. 1287. Оп. 37. Д. 1. Л. 1, 31 об.

2. ЦГИА СПб. Ф. 487. Оп. 2. Д. 7.

3. ЦГИА СПб. Ф. 262. Оп. 81. Д. 1138, Л. 1.

4. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 73. Д. 239. Л. 42, 42 об., 64, 66.

5. РГИА СПб. Ф. 1287. Оп. 30. Д. 622. Л. 20;

6. ЦГИА СПб. Ф. 787.  Оп. 15. Д. 99.   Л. 3.

7. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 3. Д. 149. Л. 1, 6-9.

8. ЦГИА СПб. Ф. 792. Оп. 1. Д. 4645. Л. 1 об., 2.

9. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп 128. Д. 104.

Николай Николаевич Гольцов

Площадь Стачек: Вокзал в здании Нарвской гауптвахты.

(dzen.ru - 14 декабря 2022)

 

Вплоть до 1917 г. здание принадлежало Таможенному ведомству  [ВПб на 1917 г., О.IV, стб.252]

  • фото

    1925. Трамваи Оранелы
    у Нарвских ворот.
    (dzen.ru)

  • фото

    1920-е. Станция Коммунаров.
    (dzen.ru)

  • фото

    1920-е. Станция Коммунаров.
    (dzen.ru)

  • фото

    1925. День книги
    у Нарвских ворот.
    (pastvu.com)

  • фото

    1926. (pastvu.com)

  • фото

    1930. (dzen.ru)

  • фото

    1930. Реконстуркция пл. Стачек.
    (dzen.ru)

  • фото

    1931. Автор: Борис Игнатович
    Источник: (gallery.borisignatovich.com)
    Серия "Ленинград с аэроплана"
    для журнала "СССР на стройке".

  • фото

    ВПг на 1916 г., О.I,
    стб.331.

  • фото

    ВПг на 1917 г., О.I,
    стб.358-359.

  • фото

    ВЛг на 1924 г., с.278.

  • фото

    ВЛг на 1929 г., с.157.

Появление вокзала

В 1921 г. дом таможенного ведомства, бывшей гауптвахты, арендовало национализированное общество Ораниенбаумской электрической железной дороги (Оранэлы) для устройства своего вокзала на станции «Коммунаров».

В 1922 г. над входом появилась вывеска «Станция Коммунаров», крышу здания покрыли железом, второй этаж начали приспосабливать под жилье. В 1923 г. на первом этаже сделали ремонт, оборудовали зал ожидания, комнату для начальника станции, кассы, где продавали проездные билеты и льготные карточки, а также буфет  [10, Л. 9]. 

Буфет решено было открыть из-за необходимости пополнения средств после обособления дороги от Управления Сев.-Зап. железных дорог и перехода дороги на хозрасчет, т.к. из-за высоких цен на электроэнергию, «отпускаемую с Лермонтовской подстанции, а также за воду» и низких ж.-д. тарифов О.Э.Ж.Д. не окупала себя [10, Л. 19 об.] 

В 1924 г. руководство линии объявило торги «на сдачу помещения под буфет, со взносом 100 руб. залога» [ 11 ]. 

Позднее «Ленинградская правда» с гневом писала о «буфете Ораниенбаумской электрической линии с отдельной комнатой для «пассажиров», где разрешается приносить водку с собой» [ 12 ]. 

Летом 1928 г. та же газета отметила: «У Нарвских ворот, рядом с домом культуры, Ораниенбаумская электрическая железная дорога открыла буфет с продажей крепких напитков и пива, торговавший до часу ночи. В буфете, находившемся в аренде у частника, ежедневно происходили пьяные дебоши и скандалы. Со вчерашнего дня постановлением Адмотдела в буфете прекращена окончательно продажа крепких напитков. Торговля пивом разрешена только до 9 часов вечера»  [13, С.5]. 

<…> 

Приговоренный вокзал 

В октябре 1929 г. Оранэла была присоединена к сети городского трамвая, и надобность в содержании железнодорожного вокзала отпала. Здание оказалось бесхозным, и в конце октября 1929 г., по сообщению «Ленинградской правды», «здание бывшей гауптвахты у Нарвских ворот постановил разобрать президиум Ленинградсовета»  [ 14 ].

<…>

В 1931 г. при комплексной реконструкции улицы Стачек и благоустройстве площади Стачек  историческое здание снесли.

В 1932 г. будущий начальник Управления ГИОП Н.Н. Белехов расследовал дело «о незаконном сносе здания кордегардии у Нарвских ворот», состоявшем «под государственной охраной по высшей категории» [ 15 ].

Чем оно закончилось, неизвестно.

Сейчас в городе сохранилось лишь здание гауптвахты на Сенной площади, построенное В.И. Беретти по проекту Л. Руска в 1818 - 1820 гг., которое напоминает и о Нарвском караульном доме.

Примечательно, что в здании на Сенной пл., д. 1 также размещался вокзал - автобусный!

 

10. ЦГА СПб. Ф. 899. Оп. 4. Д. 107. Л. 9, Л.19 об.

11. Вестник Петросовета. 1924. 15 ноября.

12. В районе Нарвских // Лен. правда. 1928. 6 июля. С. 5.

13. Ликвидация очагов алкоголизма // Лен. правда. 1928. 14 июля. С. 5.

14. Лен. правда. 1929. 27 окт. С. 5.

15. Леонтьев  А.Г. Николай Николаевич Белехов // Памятники истории и культуры Петербурга: Исследования и материалы. Вып. 7. СПб., 2004. С. 319.

 

Гольцов Н.Е. Площадь Стачек: Вокзал в здании Нарвской гауптвахты.

(dzen.ru - 14 декабря 2022)

 

Еще в 1880-х гг., как отмечает исследователь Николай Николаевич Гольцов, за Нарвской заставой появился общественный транспорт. Именно тогда частное акционерное общество устроило Путиловскую линию конно-железных дорог. От Нарвских ворот одноколейная линия с четырьмя разъездами доходила до Путиловского завода, точнее – до Шелкова переулка. Дальше, до поселков Княжево и Дачное, деревень Ульянка и Лигово, ходили «линейки» – одноконные кареты с деревянными колесами, обтянутыми железными шинами. Такие «линейки» предназначались для перевозки четырех пассажиров.

В конце XIX – начале ХХ в. предлагалось немало проектов устройства за Нарвской заставой конно-железной дороги и даже электрического трамвая, но все они оставались на бумаге. Наконец, после многолетних согласований и волокиты, в 1909 г. Николай II утвердил устав Общества Ораниенбаумской электрической железной дороги.

<…>

Движение по дороге открывалось частями. Первый, пробный участок дороги, от депо Княжево до Путиловского завода, открылся для пассажирских перевозок в декабре 1915 г., а 9 января 1916 г. состоялось торжественное открытие участка от Нарвских ворот до Путиловского завода. Здесь, у ворот, оканчивалась трасса городского электрического трамвая. Регулярное движение от Путиловского завода до Княжево началось 15 января 1916 г.

В 1918 г. дорогу национализировали, а в 1920 г. она получила наименование «Ораниенбаумская электрическая линия Северо-Западных железных дорог». В обиходе ее называли Оранэлой, или Ораниенбаумкой. Конечная станция Оранэлы называлась «Нарвские ворота», после революции ее переименовали в станцию «Коммунаров». Она размещалась в бывшей кордегардии возле Нарвских ворот.

В 1929 г. Ораниенбаумскую линию передали Управлению городских железных дорог Ленинграда, и она стала именоваться Стрельнинской трамвайной линией. Летом того года пути Оранэлы у Нарвских ворот соединили с путями городской железной дороги, а кольцо на площади разобрали. В октябре 1929 г. открылось сквозное трамвайное движение из города до Стрельны.

Глезеров С. Е. Нарвская застава / Исторические районы Петербурга от А до Я.

М.: Центрполиграф, 2013, с. 264.

  • фото

    2022. Google - спутник.

  • фото

    2024. Яндекс.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - V_Malyj,
    31.01.2024.

5 комментариев
213 просмотров
Добавил: V_Malyj, 1 Февраля 2024, 19:10
Редактировано: 4 Февраля 2024, 11:49
Оцените:
(3 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34827.html' target='_blank'>Кордегардия - Дом Таможенного ведомства - Вокзал Оранэлы на Citywalls.ru</a>
Всего 5 комментариев
  • 5 Февраля 2024, 15:23

    Надо думать, здание имело отношение к СПб Сухопутной таможне:

    https://www.citywalls.ru/house4700.html

  • 17 Марта 2024, 13:11

    photo650455.html можно сравнить с  

    1867 г. А. Лупанов. "Триумфальные ворота у Нарвской заставы" (изящное здание с четырехколонным портиком в левом углу рисунка - юго-западный флигель усадьбы Мусиных-Пушкиных, который сохранялся до 1920-х годов и был снесен при реконструкции площади): 

    https://babs71.livejournal.com/1415916.html

     

    Но самое интересное: что за бочку(?) немыслимых размеров тянет четвёрка лошадей на специальной телеге с усиленными колесами?

     

    https://pastvu.com/p/1014306

    "А.Чепель выдвинул абсолютно фантастическую версию назначения изображенной на акварели повозки - ассенизационный обоз..."

    Это же экологическая катастрофа - если она лопнет!..

    Странно на первый план размещать ассенизационный обоз

  • 17 Марта 2024, 16:43

    Экологическая катострофа вряд ли :) в то время не было столько химии в стоках.

    А серьезно это везут деталь или резервуар с - ну тогда еще и не Путиловского завода. 

    Обратите внимание на колеса этой повозки.

  • 17 Марта 2024, 17:17
    Ответ на "Экологическая катострофа вряд ли :) в то время не " от Наталия

     достаточно только увеличить фото с pastvu: котёл или резервуар 

    Свидетельство растущей экономической мощи России

     

    Возможно, ёмкость для хранения, закапываемая в землю... 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31762
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2387
Всего сегодня: 533